Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л. Р., Богачев А. Н.

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии цифровизации образования. Выявлена необходимость построения цифрового образовательного пространства профессиональной подготовки педагогов на основе цифровой трансформации дидактического процесса. Материалы и методы. Значимым методом исследования является теоретико-методологический анализ научной литературы, который позволил прийти к научному осмыслению категории цифровизация образования, вывить зарубежный и отечественный опыт построения цифровой образовательной среды. Методологическая основа исследования заключается в совокупности социокультурного, компетентностного, процессно-технологического и инструментального подходов, позволяющих представить особенности и основные положения конструирования субъектно-ориентированной цифровой образовательной среды профессиональной подготовки педагогов и сформулировать её основные компоненты. Результаты. Определен и обоснован методический инструментарий профессиональной подготовки педагогов на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и личностных интересов, а также насыщенности цифровой образовательной среды. Делается вывод о необходимости и возможности расширения цифрового дидактического пространства, особенностями которого являются персонализированность, адаптивность, насыщенность, полимодальность. Обсуждение. Цифровая трансформация предполагает качественное изменение содержания и организации образовательного процесса, методов, форм, технологий, ролевой функции педагога в соответствии с условиями, возможностями, ресурсами цифровой среды для самореализации и личностно-профессионального развития субъектов образования. Заключение. Делается вывод о влиянии социокультурных факторов на трансформацию системы образования в условиях цифровизации общества и экономики. Цифровая трансформация дидактического пространства в профессиональной подготовке педагогов стимулирует субъектную активность, самостоятельность, профессиональную мобильность, развитие цифровой культуры будущих педагогов в целях поддержки готовности к решению комплексных образовательных и профессиональных задач. Основные положения: - выявлены возможности моделирования образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов на основе его цифровизации; - обоснованы особенности субъектно-ориентированной цифровой образовательной среды профессиональной подготовки педагогов и описаны ее основные компоненты; - выявлены факторы и закономерности цифрового образовательного процесса; - определены стратегии цифровой трансформации дидактического пространства, реализующие процессный и инструментальный подходы к качеству образовательных услуг; - представлена модификация дидактического инструментария в зависимости от профессиональных и личностных интересов будущих педагогов, а также насыщенности цифровой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватулина Л. Р., Богачев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE DIDACTIC SPACE OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS

Introduction. The article substantiates the relevance of sociocultural transformations in determining the strategy for the digitalization of education. The necessity of building a digital educational space for the professional training of teachers based on the digital transformation of the didactic process has been identified. Materials and methods. A significant research method is the theoretical and methodological analysis of scientific literature, which made it possible to come to a scientific understanding of the category of digitalization of education, to develop foreign and domestic experience in building a digital educational environment. The methodological basis of the study lies in the totality of socio-cultural, competence-based, process-technological and instrumental approaches that allow presenting the features and main provisions of constructing a subject-oriented digital educational environment for professional training of teachers and formulating its main components. Results. The methodological tools for the professional training of teachers are defined and substantiated on the basis of flexible transformation depending on professional and personal interests, as well as the saturation of the digital educational environment. It is concluded that it is necessary and possible to expand the digital didactic space, the features of which are personalization, adaptability, saturation, polymodality. Discussion . Digital transformation involves a qualitative change in the content and organization of the educational process, methods, forms, technologies, the role function of the teacher in accordance with the conditions, opportunities, resources of the digital environment for self-realization and personal and professional development of subjects of education. Conclusion. The conclusion is made about the influence of sociocultural factors on the transformation of the education system in the context of the digitalization of society and the economy. The digital transformation of the didactic space in the professional training of teachers stimulates subjective activity, independence, professional mobility, and the development of a digital culture of future teachers in order to support readiness to solve complex educational and professional tasks. Highlights: The possibilities of modeling the educational process of professional training of teachers on the basis of its digitalization have been identified; The features of the subject-oriented digital educational environment for the professional training of teachers are substantiated and its main components are described; Factors and regularities of digital educational process are revealed; Strategies for the digital transformation of the didactic space have been identified that implement process and instrumental approaches to the quality of educational services; A modification of didactic tools is presented depending on the professional and personal interests of future teachers, as well as the saturation of the digital educational environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ»

Научная статья УДК 378.937 : 681.14 ББК 74.480.26 : 32.973 DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.014

Л. Р. Салаватулина1, А. Н. Богачев2

1ORCID № 0000-0002-9004-7827 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: salavatulinalr@cspu. ru

2ORCID № 0000-0002-3206-5963 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии цифровизации образования. Выявлена необходимость построения цифрового образовательного пространства профессиональной подготовки педагогов на основе цифровой трансформации дидактического процесса.

Материалы и методы. Значимым методом исследования является теоретико-методологический анализ научной литературы, который позволил прийти к научному осмыслению категории цифровизация образования, вывить зарубежный

^ и отечественный опыт построения цифровой образовательной среды. Методологи-

ев

g ческая основа исследования заключается в совокупности социокультурного, компе-^о тентностного, процессно-технологического и инструментального подходов, позволяющих представить особенности и основные положения конструирования ^ субъектно-ориентированной цифровой образовательной среды профессиональной ¡з подготовки педагогов и сформулировать её основные компоненты. ¡3 Результаты. Определен и обоснован методический инструментарий про-

фессиональной подготовки педагогов на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и личностных интересов, а также насыщенности цифровой образовательной среды. Делается вывод о необходимости и возможности расширения цифрового дидактического пространства, особенностями которого яв-

О .Р

fej ляются персонализированность, адаптивность, насыщенность, полимодальность.

© Салаватулина Л. Р., Богачев А. Н., 2022

Обсуждение. Цифровая трансформация предполагает качественное изменение содержания и организации образовательного процесса, методов, форм, технологий, ролевой функции педагога в соответствии с условиями, возможностями, ресурсами цифровой среды для самореализации и личностно-профессионального развития субъектов образования.

Заключение. Делается вывод о влиянии социокультурных факторов на трансформацию системы образования в условиях цифровизации общества и экономики. Цифровая трансформация дидактического пространства в профессиональной подготовке педагогов стимулирует субъектную активность, самостоятельность, профессиональную мобильность, развитие цифровой культуры будущих педагогов

сиональных задач.

ь

в целях поддержки готовности к решению комплексных образовательных и профес- и

3

о

Ключевые слова: цифровизация; профессиональное образование; циф- §

ровые технологии; дидактика. §

з

Основные положения: Н

- выявлены возможности моделирования образовательного процесса про- >§, фессиональной подготовки педагогов на основе его цифровизации; ^

- обоснованы особенности субъектно-ориентированной цифровой обра- Л

зовательной среды профессиональной подготовки педагогов и описаны ее основ- §

д

ные компоненты;

а к

- выявлены факторы и закономерности цифрового образовательного про-

цесса; |

л

о §

§ о

- определены стратегии цифровой трансформации дидактического пространства, реализующие процессный и инструментальный подходы к качеству образовательных услуг; 3

- представлена модификация дидактического инструментария в зависи- С мости от профессиональных и личностных интересов будущих педагогов, а также 3 насыщенности цифровой образовательной среды. нс

1 Введение (Introduction)

Глобальные преобразования российского общества в условиях его социокультурной трансформации задают направления определения

№ а

3

о

е

с с

о

стратегии модернизации образования, инициируют ее фундаментальные а

л

изменения. Дискуссионные вопросы ориентированы и на рассмотрение ж

Й

цифровизации профессионального образовательного процесса и адапта- о

д

о

ции системы профессионального образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества [1]. Цифровизация образования приводит нас к обсуждению ряда педагогических задач, стоящих перед отечественной высшей школой, требующих выхода на новый концептуальный уровень обеспечения профессионально-педагогической подготовки

о

К а л д

а §

о §

о №

[2]. Безусловно, в условиях глобализации современная социокультурная ситуация в образовании приобретает характер инновационного развития. Не вызывает сомнений, что важной научно-педагогической задачей является разработка дидактической модели цифровизации образовательного процесса, отвечающей запросам цифровой экономики и обеспечивающей максимально полное использование дидактического потенциала цифровых технологий.

Современные многочисленные исследования и личный опыт убеждают нас в построении цифрового образовательного пространства профессиональной подготовки педагогов на основе новой дидактики, когда динамичное развитие цифровых технологий и средств сочетается с сохранением традиционных форм организации образовательного процесса и технологий обучения. В настоящее время наблюдается переход от централизованной модели обучения к созданию гибкой образовательной среды и построению индивидуально-образовательных траекторий. Цифровые технологии обладают большим педагогическим потенциалом, обеспечивают персонализацию образовательного процесса и полное усвоение образовательных результатов, расширяют возможности для использования различных форм организации учебной деятельности, поддерживают устойчивую учебную мотивацию у различных групп обучающихся. Однако мы полагаем, что сосредоточенность только на внешних форматах цифрового образовательного процесса вытесняет из зоны внимания важнейшие дидактические и методические проблемы органи-^ зации деятельности обучающихся и педагогов. Анализ современных

со

тенденций и глобальных преобразований убеждает констатировать

необходимость цифровой трансформации дидактического простран-

§ ства профессиональной подготовки педагогов. а

ул В настоящей статье мы предлагаем к обсуждению обоснование

§

§ конструирования субъектно-ориентированной цифровой образователь-

О ной среды профессиональной подготовки педагогов и определение

^ методического инструментария на основе цифровых трансформаций

дидактической среды.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Значимым методом настоящего исследования является теоретико-методологический анализ научной литературы, который позволил нам прийти к научному осмыслению категории цифровизация образования, вывить зарубежный и отечественный опыт построения цифровой образовательной среды. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли Е.В. Гнатышина, Е. В. Клейменова, М. В. и Сергеева и другие [3; 4; 5]. Изучив теоретические исследования и существующую практику, мы пришли к выводу, что в условиях глобальных преобразований в социокультурном пространстве общества цифровая трансформация образовательного процесса профессиональной

подготовки педагогов требует специальной и целенаправленной орга- J

к

низации. На наш взгляд, необходимо обозначить принципиальную ори-

ного, компетентностного, процессно-технологического и инструмен-

Социокультурный подход (А. М Цирульников, Е. Е. Шулешко и др.) позволяет выявить факторы и закономерности формирования цифровой образовательной среды, порождающие потребность в трансформации дидактического пространства профессиональной подготовки педагогов.

образовательной цифровой среды и ее компонентов, что определяет эффективность формирующих процессов. Не вызывает сомнения и учет требований цифрового общества к системе профессиональной подготовки педагога, отличающегося адаптивностью к социокультурным изменениям.

С позиций компетентностного подхода (А. А. Вербицкий, З. Ф. Зе-ер и др.) цифровая трансформация дидактического пространства выступает аналитической платформой, благодаря которой процесс техноло-

р о в § т р а н с ор

ид

ентацию исследования, выражающуюся в совокупности социокультур- ак

8 Л №

тального подходов. §

о

►а

о

№ 3

а ж №

№ а

Значимым в этом вопросе является состояние социокультурного баланса О

е с с и о н

аль

о* н

о п

о д г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ед

гической оптимизации работы с информацией будет способствовать аг

развитию цифровой культуры, академической, социальной и професси-

ональной мобильности, самообразованию, повышению квалификации и профессиональной подготовки.

Рассматривая содержание дидактического пространства в профессиональной подготовке педагога, целесообразно его соотнести с методами, инструментами и цифровыми технологиями, создающими новые возможности для построения образовательного процесса и решения широкого комплекса образовательных задач. Поэтому, процессно-тех-нологический (В. Н. Борисова, В. В. Гузеева и др.) и инструментальный (Т. С. Назарова, К. М. Тихомирова и др.) подходы позволят обеспечить конкретизацию цифровой образовательной среды и образовательных результатов, связанных с формированием общей и функциональной готовности к жизни в цифровом обществе и эффективной профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики. 3 Результаты (Results)

На наш взгляд, цифровая трансформация дидактического пространства профессиональной подготовки педагогов обусловлена рядом факторов и закономерностей цифрового образовательного процесса.

1.Требования цифровой экономики к педагогическим кадрам выступают основным источником образовательного целеполагания. Готовность к использованию цифровых технологий образует ядро современной функциональной грамотности, под влиянием цифровизации трансформируются и профессиональные компетенции, формируется системное понимание места и роли цифровых технологий как инстру-

че мента успешности образовательной деятельности.

аг

t§ 2. Дидактический потенциал современных цифровых техноло-

гий стимулирует появление электронных обучающих платформ, обес-§ печивает сетевое взаимодействие, персональность, интерактивность,

S

^ субкультурность субъектов образования, создает новые возможности

S

а

«о

а

для построения образовательного процесса. О 3. Возникает необходимость педагогического управления сетевой

^ социализацией личности как фактора становления его идентичности.

Представители цифрового поколения свободно ориентируются в современных цифровых технологиях, обладают позитивными образовательными характеристиками: способностью к новизне, креативностью, самостоятельностью, нацеленностью на самообразование. Эти особенности определяют психолого-педагогическую специфику целеполага-ния, принципов, подходов к формированию содержания, форм и методов цифрового дидактического пространства.

Исходя из принципов вариативности, открытости, полифункци- и ональности и представленных выше факторов, считаем необходимым сформулировать основные положения конструирования субъектно-ориентированной цифровой образовательной среды профессиональной

о

№ §

3 а ж

0 ф

подготовки педагогов. о

1

1. Актуализация учебной самостоятельности в условиях циф- ц

¡о д и д а к

рового дидактического пространства, насыщенного образовательными ресурсами. Несомненным является тот факт, что цифровая образовательная среда представляет собой комплекс ресурсов, условий, воз- ч

с

можностей для обучения и развития. В какой степени будет востребован § и использован педагогический потенциал этой среды, зависит от субъектной активности, осмысления и формулирования образовательного запроса, проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Будет востребована деятельность тьютора по созда-

нию условий для совместной аналитической деятельности по разработке о индивидуальной образовательной траектории, изучения ресурсного поля и событийно-ресурсного картирования цифрового образовательного пространства.

2. Дифференциация технологий и методов обучения с точки п

Ф с

с и о

н

ьь

о* н

о

о д

зрения их дидактического потенциала в цифровой образовательной о среде. В условиях цифровизации дидактического пространства возрастает роль активных и интерактивных образовательных технологий, об-

о

а

е

д

ладающих сложной структурой, таких как проектная деятельность, иг- а

ровые технологии, решение кейсовых задач, основанных на собственной

в е ч а

г

3

,а н и

тули

а в а

о ^

активности и интерактивной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии. Осуществляется переход от доминирования фронтальных и индивидуальных форм к командным, поисковым, проектным формам и методам обучения.

3. Интенсификация учебной деятельности за счет расширения инновационных форм организации обучения в цифровой профессиональной педагогической информационной среде. Логика организации учебной деятельности основана на необходимости приближения к условиям профессиональной деятельности педагога с учетом ценностных ориентиров цифровизации современного образования. Этому способствуют такие формы обучения, как онлайн, смешанное, гибридное, комбинированное, сочетающие элементы традиционного и электронного обучения. Разнообразие образовательной деятельности реализуется через совокупность новых организационных форм: вебинаров, видеоконференций, видеолекций, виртуальных консультаций, виртуальных тюториалов.

4. Моделирование профессиональной деятельности педагогов за счет сетевого взаимодействия, средств виртуальной реальности, цифровых тренажеров, позволяющих формировать профессиональные компетенции. Системообразующим компонентом этого процесса является открытая цифровая образовательная среда, позволяющая создать условия воспроизведения будущей профессиональной деятельности в процессе обучения и овладения основными операциями и действиями профессии.

5. Трансформация профессиональной деятельности педагога и его ролевой позиции. В цифровом дидактическом пространстве педагог продуктивно использует технологии индивидуального консалтинга, его деятельность в каждом конкретном случае строится ситуативно и направлена на ресурсное обеспечение самостоятельности обучающегося. Она носит индивидуальный адресный характер, а, значит, должна быть гибкой, вариативной, адекватной условиям взаимодействия субъекта с цифровой образовательной средой. Актуализируются такие функции педагога, как тьютор по разработке индивидуальных образовательных

траекторий, сетевой педагог-куратор, организатор проектной деятельности, модератор образовательных сетей, инструктор по сетевой навигации, архитектор цифровых средств обучения.

Обобщив результаты теоретического исследования и эмпирического опыта, мы пришли к пониманию, что конструирование дидактического пространства профессиональной подготовки педагогов в условиях цифрового обучения содержит следующие компоненты:

- нормативно-целевой включает целевые ориентиры и регла- и

о

в я

формирования профессиональных и цифровых компетенций, а также

ции цифровых технологий в практику образовательных учреждений. 4 Обсуждение (Discussion)

В новых цифровых образовательных реалиях профессиональная подготовка педагогов должна быть направлена на понимание структуры

на формирование готовности организации цифрового обучения, знания о методическом обеспечении учебного процесса в условиях цифровиза-ции, технологий обучения с использованием средств образовательной среды. Отдельного внимания заслуживает определение методического инструментария на основе цифровых трансформаций дидактической среды, требующего поиска и внедрения новых подходов к организации цифрового образовательного процесса, обеспечивающих интерактивное

а ж о

Ф £

менты взаимодействия субъектов дидактического процесса в едином цифровом образовательном пространстве;

- содержательно-процессуальный представляет разработанное содержание онлайн-курсов, видео-лекций, вебинаров, электронных ресурсов для подготовки педагогических кадров в цифровом образовании; Л

ия

- технологический определяет педагогический инструментарий д

и

д

ак

систему взаимодействий в цифровой образовательной среде; ич

ес

- результативный определяется уровнем готовности к реализа- о

г

о п о

с

£

а ж о S

№ а

Ж

профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде, о

Ф л о о s

о ж

§

о* ж

о Kl Ж

о g

г о

ж

g

образовательное взаимодействие во всех видах деятельности и учиты- г

вающего высокий уровень субъектности будущего педагога (Таблица 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Цифровая трансформация методического инструментария профессиональной подготовки педагога Table 1 - Digital transformation of methodological tools for professional training of a teacher

Методический инструмент Описание и особенность использования в цифровом образовательном пространстве

Создание избыточной цифровой образовательной среды Виртуальная и дополненная реальность, цифровые платформы, а также многообразие мероприятий, воркшопов, мастер-классов, стартапов, практических и проектных мастерских, создающих систему профессиональных ориентиров и демонстрирующих общую карту цифровых профессиональных компетенций

Построение индивидуальных образовательных траекторий Индивидуальное сопровождение по составлению образовательного маршрута в профессиональной педагогической цифровой образовательной среде (актуализация цели обучения в условиях цифровой трансформации, выбор ресурсов для ее достижения, рефлексия движения в программе подготовки)

Геймификация образовательных курсов и локальных частей образовательного процесса Создание цифрового игрового образовательного пространства, включающего образовательные игровые задачи, стимулирующие субъектную активность и мотивацию. Сохраняя неизменным содержание образовательной деятельности, геймификация кардинально трансформирует способ ее организации и сопровождает весь образовательный цикл

Организация и сопровождение цифрового сетевого взаимодействия Предоставляет возможность активного и дистанционного включения в реальные производственные процессы, участия в обсуждении и анализе возникающих профессиональных ситуаций, выработке командных решений, выполнение коллективных проектов

Технологии смешанного обучения Сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного в условиях цифровой образовательной среды: проведение вебинаров, технологии «дополненной реальности», «перевернутый класс» и др.

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Методический инструмент Описание и особенность использования в цифровом образовательном пространстве

Организация проектной деятельности и сетевых проектов Выполняется пространственно распределенной командой с использованием сетевых средств и ресурсов цифровой образовательной среды

Интерактивное картирование (личностно-ресурсное, событийно -ресурсное) Позволяет обобщенно изобразить направления индивидуального образовательного маршрута, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов и цифровой среды

Образовательная навигация Система методов и средств движения субъекта из одной точки цифрового образовательного пространства в другую по траекториям, обусловленная характером познавательных задач и условиями ее выполнения

Технологии модерации Направлены на управление различными видами взаимодействия в цифровой образовательной среде в ходе решения образовательной задачи

Техники визуализации информации (таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика) Направлены на представление информации в удобном и систематизированном виде, обеспечивающем решение проблемных ситуаций в цифровом образовательном пространстве

На наш взгляд, важным условием является возможность модификации дидактического инструментария на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и личностных интересов будущих педагогов, а также насыщенности цифровой образовательной среды. Безусловно, реализуемые дидактические инструменты и технологии должны учитывать специфику субъектно-ориентированной цифровой образовательной среды, уделяя внимание наиболее значимым направлениям:

- индивидуализации образовательного маршрута в профессиональной подготовке педагога, развитию его субъектности, учебной самостоятельности в цифровой среде;

- навигации в цифровом образовательном пространстве, развитию умения выстраивать образовательные стратегии на основе оценки ресурсов цифровой образовательной среды;

- опыту системного управления цифровой образовательной траекторией;

- максимальному использованию цифровых технологий и приспособлению их к решению педагогических задач;

- чередованию индивидуальной и командной деятельности, направленной на усвоение профессиональных компетенций на основе использования цифровых технологий;

- решению рефлексивных задач и развитию мотивационно-смыс-ловой позиции на разных этапах цифрового образовательного процесса.

5 Заключение (Conclusion)

Анализ современных тенденций и глобальных преобразований позволяет констатировать влияние социокультурных факторов на транс-^ формацию системы образования в условиях цифровизации общества и ^ экономики. Мы установили, что цифровая трансформация дидактиче-§ ского пространства в профессиональной подготовке педагогов харак-

I

а

«о

а

теризуется тем, что:

- существует и функционирует под влиянием социального заказа и запроса цифровой экономики и цифрового общества;

и

fej - реализуется в открытой системе, реагирующей на изменения

внешней социально-культурной и информационной среды;

- направлено на оптимальное чередование цифровых средств и реального дидактического процесса в профессиональном образовании;

- предполагает интенсификацию учебной деятельности посредством использования инновационных форм, методов обучения и организации цифрового образовательного пространства;

- стимулирует субъектную активность, самостоятельность, профессиональную мобильность, развитие цифровой культуры будущих педагогов в целях поддержки готовности к решению комплексных образовательных и профессиональных задач.

Библиографический список

1. Васильева А. А. К вопросу о цифровизации образовательной среды современного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020.

№ 69-1. С 114-117. Ь

2. Коломейцева А. А., Гасанова Р. Р. Модернизация образовательной среды к вызовам цифровизации высшей школы // Мир университетской науки: ~ культура и образование. 2020. № 9. С. 167-175. 2

3. Гнатышина Е. В. Формирование цифровой культуры будущего педа- ^ гога : монография. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно- | педагогический университет, 2019. - 294 с.

Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical

о

4. Клейменова Е.В. Технология вариативного обучения студентов вуза в О условиях цифровизации образовательной среды // Вестник Воронежского государ ственного университета. 2019. № 2. С.32-34. (Проблемы высшего образования).

5. Сергеева М. Г. Полякова Я. В. Методическое сопровождение диагно- dd стики образовательной среды вуза в контексте оптимизации и цифровизации t учебного процесса // Вопросы педагогики. 2020. № 10-1. С. 196-199.

L. R. SalavatulinH1, A. N. Boqachev2

^RCID № 0000 -0002-9004-7827 f

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, О Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology,

South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. 0

E-mail: [email protected] l

2ORCID № 0000-0002-3206-5963

Candidate of Pedagogic Sciences, g

t ac

University, Chelyabinsk, Russia. e

r

h

л

&

a о e

s >1

E-mail: [email protected]

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE DIDACTIC SPACE OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS

IS

a

o oq

R

a a

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of sociocultural transformations in determining the strategy for the digitalization of education. The necessity of building a digital educational space for the professional training of teachers based on the digital transformation of the didactic process has been identified.

Materials and methods. A significant research method is the theoretical and methodological analysis of scientific literature, which made it possible to come to a scientific understanding of the category of digitalization of education, to develop foreign and domestic experience in building a digital educational environment. The methodological basis of the study lies in the totality of socio-cultural, competence-based, process-technological and instrumental approaches that allow presenting the features and main provisions of constructing a subject-oriented digital educational environment for professional training of teachers and formulating its main components.

Results. The methodological tools for the professional training of teachers are defined and substantiated on the basis of flexible transformation depending on professional and personal interests, as well as the saturation of the digital educational environment. It is concluded that it is necessary and possible to expand the digital didactic space, the features of which are personalization, adaptability, saturation, polymodality.

Discussion. Digital transformation involves a qualitative change in the content and organization of the educational process, methods, forms, technologies, the role function of the teacher in accordance with the conditions, opportunities, resources of the digital environment for self-realization and personal and professional development of subjects of education.

Conclusion. The conclusion is made about the influence of sociocul-tural factors on the transformation of the education system in the context of the digitalization of society and the economy. The digital transformation of the didactic space in the professional training of teachers stimulates subjective activity, independence, professional mobility, and the development of a digital culture of future teachers in order to support readiness to solve complex educational and professional tasks.

Keywords: Digitalization; Vocational education; Digital technologies; Didactics.

Highlights:

The possibilities of modeling the educational process of professional training of teachers on the basis of its digitalization have been identified;

The features of the subject-oriented digital educational environment

for the professional training of teachers are substantiated and its main components are described;

Factors and regularities of digital educational process are revealed;

Strategies for the digital transformation of the didactic space have been identified that implement process and instrumental approaches to the quality of educational services;

A modification of didactic tools is presented depending on the professional and personal interests of future teachers, as well as the saturation of the digital educational environment.

References

1. Vasilyeva A.A. (2020), K voprosu o tsifrovizatsii obrazovatel'noy sredy sovremennogo vuza obrazovaniya [On the issue of digitalization of the educational environment of a modern university], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 69-1, 114-1117. (In Russian).

2. Kolomeytseva A.A., Gasanova R.R. (2020), Modernizatsiya obrazovatel'noy sredy k vyzovam tsifrovizatsii vysshey shkoly [Modernization of the educational environment to the challenges of digitalization of higher education], ^ Mir universitetskoy nauki: kul'tura i obrazovaniye, 9, 167-175. (In Russian). i

3. Gnatyshina E.V. (2019), Formirovaniye tsifrovoy kul'tury budush- l chego pedagoga [Formation of digital culture of the future teacher], Mono-grafiya, Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet, Chelyabinsk, 294 p. (In Russian).

4. Kleimenova E.V. (2019), Tekhnologiya variativnogo obucheniya stu-

a f

о

dentov vuza v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel'noy sredy [Technology of a

о

Variable Teaching of University Students in the Conditions of Digitalization of t

a-

the Educational Environment], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo uni- ^

h-

versiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, 2, 32-34. (In Russian). ^

5. Sergeeva M.G. & Polyakova Ya.V. (2020), Metodicheskoye so- i

provozhdeniye diagnostiki obrazovatel'noy sredy vuza v kontekste optimizatsii r

p

i tsifrovizatsii uchebnogo protsessa [Methodological support for diagnosing c the educational environment of the university in the context of optimization £ and digitalization of the educational process], Voprosy pedagogiki, 10-1, 196- ^

199 (In Russian). ^

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 28.02.2022. o

a

f

te a

о h

e r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.