Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация бизнеса / цифровизация / цифровая экономика / международный бизнес / бизнес-модели / цифровизация бизнеса / digital transformation of business / digitalization / digital economy / international business / business models / digitalization of business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н М. Аль-харгуси Саиф, Д А. Шевченко, Б А. Мовсесян

В настоящих условиях цифровые изменения не ограничиваются лишь внедрением новых технологий, но требуют пересмотра целых бизнес-моделей. Для международного бизнеса ключевым фактором успеха становится способность эффективно использовать цифровые инноваций, что требует соответствующей трансформации моделей и процессов управления. Для обоснования направлений изменения управленческих процессов международных компаний в условиях цифровизации выделены основные содержательные проявления цифровой трансформации бизнеса, определены основные предпосылки и сферы цифровизации управления. В статье показано, что цифровая трансформация бизнеса включает в себя изменения в информационном обмене, организационных структурах, технологических инновациях, требованиях к персоналу, а также формирование нового социального пространства бизнеса. Сделан вывод, что успешные компании в условиях цифровой экономики должны быть готовы к изменениям, интегрировать цифровые решения в свою деятельность и строить свои стратегии с учетом последних технологических достижений. В зависимости от масштаба цифровой трансформации основной деятельности определяются формы изменений управленческих процессов, связанные в основном с внедрением IT-технологий, изменением цепочек создания стоимости, структурными изменениями бизнеса и финансовой обеспеченности преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS DIGITAL TRANSFORMATION: MANIFESTATIONS AND CONSEQUENCES FOR MANAGEMENT PROCESSES IN INTERNATIONAL COMPANIES

In the current environment, digital changes are not limited to just the introduction of new technologies, but require a revision of entire business models. For international business, the key success factor is the ability to effectively use digital innovation, which requires a corresponding transformation of management models and processes. To substantiate the directions for changing the management processes of international companies in the context of digitalization, the main substantive manifestations of digital transformation of business are highlighted, the main prerequisites and areas of digitalization of management are identified. The article shows that the digital transformation of business includes changes in information exchange, organizational structures, technological innovations, personnel requirements, as well as the formation of a new social space for business. It is concluded that successful companies in the digital economy must be ready for changes, integrate digital solutions into their activities and build their strategies taking into account the latest technological advances. Depending on the scale of digital transformation of the core activity, forms of changes in management processes are determined, mainly related to the introduction of IT technologies, changes in value chains, structural changes in business and financial security of transformations.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ»

в бизнес-практику предприятий различного масштаба и уровня развития относится к одному из обязательных условий дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности.

Источники:

1. Андросова, И.В. Формирование модели управления знаниями в современных социально-экономических условиях / И.В. Андросова // В мире научных открытий. - 2014. - № 7(55). - С. 339-348.

2. Бельтюков, А.А. Современные информационные технологии в системе коммуникаций организации / А.А. Бельтюков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2023. - Т. 2, № 2(41). - С. 78-84.

3. Васильева, А.С. Информационное обеспечение процесса управления предприятием / А.С. Васильева, М.Н. Кузнецова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2023. - № 1. - С. 33-35.

4. Демченко, А.А. Обеспечение стандартов управления качеством в системе менеджмента и производственно-сбытовой деятельности с учетом особенностей реализуемых бизнес-процессов предприятия / А.А. Демченко, Г.А. Есенкова, А.В. Евченко // Наука и практика регионов. -2020. - № 2(19). - С. 56-66.

5. Есенкова, Г.А. Повышение эффективности формирования образовательной компоненты человеческого капитала в условиях цифровой трансформации общества и становления экономики знаний / Г.А. Есенкова, А.В. Евченко, Т.П. Алдохина // Актуальные вопросы развития современного общества: Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 15-16 апреля 2020 года. - Курск: Курский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве РФ", 2020. - С. 173-178.

6. Каширцева, А.Ю. Цифровизация бизнеса: российский и зарубежный опыт / А.Ю. Каширцева // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 4(26). - С. 17-24.

7. Назаренко, А.А. Распространение цифровых технологий среди малых и средних форм хозяйствующих субъектов в Российской Федерации / А.А. Назаренко// Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 4. - С. 1439-1452.

8. Петрищева, И.В. Интегральная оценка развития малых промышленных предприятий (на примере Курской области) / И.В. Петрищева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2009. - Т. 9, № 4. - С. 140-144.

9. Согачева, О.В. Применение методов диагностики организационной культуры предприятия для решения научно-практических проблем менеджмента / О.В. Согачева, Е.С. Симоненко // Бизнес. Образование. Право. - 2015. - № 2(31). - С. 129-136.

10. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (Дата обращения: 01.03.2024).

EDN: VCRAWK

Н.М. Аль-Харгуси Саиф - аспирант, факультет управления, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],

N.M. Al-Khargusi Saif - Postgraduate student, Faculty of Management, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia;

Д.А. Шевченко - к.э.н, доцент, декан, факультет управления, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],

D.A. Shevchenko - candidate of economic sciences, associate professor, dean, Faculty of Management, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia;

Б.А. Мовсесян - магистр, экономический факультет, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],

B.A Movsesyan - master, Faculty of Economics, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ BUSINESS DIGITAL TRANSFORMATION: MANIFESTATIONS AND CONSEQUENCES FOR MANAGEMENT PROCESSES IN INTERNATIONAL COMPANIES

Аннотация. В настоящих условиях цифровые изменения не ограничиваются лишь внедрением новых технологий, но требуют пересмотра целых бизнес-моделей. Для международного бизнеса ключевым фактором успеха становится способность эффективно использовать цифровые инноваций, что требует соответствующей трансформации моделей и процессов управления. Для обоснования направлений изменения управленческих процессов международных компаний в условиях цифровизации выделены основные содержательные проявления цифровой трансформации бизнеса, определены основные предпосылки и сферы цифровизации управления. В статье показано, что цифровая трансформация бизнеса включает в себя изменения в информационном обмене, организационных структурах, технологических инновациях, требованиях к персоналу, а также формирование нового социального пространства бизнеса. Сделан вывод, что успешные компании в условиях цифровой экономики должны быть готовы к изменениям, интегрировать цифровые решения в свою деятельность и строить свои стратегии с учетом последних технологических достижений. В зависимости от масштаба цифровой трансформации основной деятельности определяются формы изменений управленческих процессов, связанные в основном с внедрением IT-технологий, изменением цепочек создания стоимости, структурными изменениями бизнеса и финансовой обеспеченности преобразований.

Absrtract. In the current environment, digital changes are not limited to just the introduction of new technologies, but require a revision of entire business models. For international business, the key success factor is the ability to effectively use digital innovation, which requires a corresponding transformation of management models and processes. To substantiate the directions for changing the management processes of international companies in the context of digitalization, the main substantive manifestations of digital transformation of business are highlighted, the main prerequisites and areas of digitalization of management are identified. The article shows that the digital transformation of business includes changes in information exchange, organizational structures, technological innovations, personnel requirements, as well as the formation of a new social space for business. It is concluded that successful companies in the digital economy must be ready for changes, integrate digital solutions into their activities and build their strategies taking into account the latest technological advances. Depending on the scale of digital transformation of the core activity, forms of changes in management processes are determined, mainly related to the introduction of IT technologies, changes in value chains, structural changes in business and financial security of transformations.

Ключевые слова: цифровая трансформация бизнеса, цифровизация, цифровая экономика, международный бизнес, бизнес-модели, цифровизация бизнеса.

Keywords: digital transformation of business, digitalization, digital economy, international business, business models, digitalization of business.

Цифровизация и превалирование новых технологических решений в современном мире становится актуальным вызовом для большинства компаний. Ни одна отрасль или отдельное предприятие уже не могут избежать последствий цифровых трансформаций, которые становятся естественной бизнес-реальностью. Преобразовательный потенциал диджитализации для рынков и компаний шире, чем точечные IT-совершенствования продуктов, каналов продаж, клиентской коммуникации и цепочек поставок: под воздействием цифровизации трансформируются целые бизнес-модели, что особенно важно для компаний, вовлеченных в международный бизнес, требующий соблюдения правил игры для работы в принципиально различных национальных экономических условиях, когда оптимизация деловых практик становится ключевым фактором выигрыша в конкурент-

ном противостоянии. При этом создаваемое цифровыми технологиями новое виртуальное пространство открывает для международной конкуренции качественно иной уровень [1], на котором возможна смена конфигурации всей системы международных экономических связей.

Практика хозяйственной деятельности современных предприятий, выходящих на международные рынки или работающих в национальном экономическом пространстве, показывает, что бизнес не всегда быстро адаптируется к требованиям цифровой модернизации [2] как выпускаемой продукции, так и внутренних бизнес-процессов. Внедрение диджитал-решений в жизнедеятельность компаний под давлением нарастающей международной конкуренции требует от бизнеса соблюдения ряда требований и обеспечения организационно -управленческих условий, формирующих актуальные предпосылки для эффективной цифровой трансформации. Таким образом, определение этих параметров цифровой трансформации бизнеса и их реализации в международных компаниях является актуальной задачей, поставленной также в настоящем исследовании.

Процесс цифровизации в целом можно определить как совокупность формирующих тренд мирового развития социально-экономических изменений, обусловленных распространением и использованием технологий, преобразующих информацию в цифровую форму. Внедрение и повсеместное применение цифровых инноваций в контексте современных бизнес-процессов реализуется в целях повышения эффективности управленческих решений, услуг и продуктов за счет глубокой автоматизации, роботизации и использования технологий искусственного интеллекта [3;4;5;6]. В то время как цифровизация предполагает внедрение в социально-экономическую жизнь общества достижений научно-технического прогресса, направленного на облегчение трудовых затрат, снижение интенсивности ручного труда, повышение точности расчетов, использование больших данных и др., цифровая трансформация бизнеса представляет собой преобразование отдельных бизнесов-процессов компании или всей хозяйственной деятельности в целом за счет концептуальных изменений бизнес-модели организации на основе использования цифровых платформ и виртуальных систем управления, что призвано трансформировать подход к механизмам извлечения прибыли, направлено на расширение рынков и укрепление конкурентных позиций.

Оценивая существующие научные подходы и практику хозяйственной деятельности, можно сформулировать следующие содержательные проявления цифровой трансформации бизнеса:

- преобладание в экономической деятельности информационного обмена над обменом физическими объектами и в целом существенное повышение значимости знаний, интеллектуального капитала как фактора производства, стратегического ресурса и источника конкурентных преимуществ, по сравнению с финансовым капиталом и традиционными технологиями;

- повышение скорости, качества и объемов информационного обмена, с преобладанием интернет-каналов;

- трансформация организационных структур и бизнес-процессов компаний, основанная на возможностях более интенсивной и эффективной коммуникации;

- появление и развитие новых технологий, вынуждающих осуществлять ускоренную трансформацию бизнес-процессов (технологии обработки больших данных, искусственный интеллект, системы распределенного реестра хранения данных, технологии виртуализации и т.д.) [7];

- изменения в требованиях к компетентностному профилю и навыкам сотрудников [8];

- формирование социального пространства бизнеса с учетом диджитал-возможностей, обеспечивающих фундамент для устойчивого, стабильного и конкурентоспособного роста [9].

Современный цифровой инструментарий для принятия и реализации управленческих решений представлен в формате инновационных технологий, работающих на основе цифрового сбора и обработки массивов информации, к которым относятся, в том числе: облачные вычисления, открытые платформенные решения, Big Data, искусственный интеллект (ИИ), блокчейн, цифровые сервисы, нейронные сети, и др. Практическая реализация цифровизации управления обеспечивается технологическими и организационно-управленческими инструментами, трансформирующими процессы делопроизводства, сбора, обработки, анализа и передачи информации, взаимодействия сотрудников внутри компании и взаимоотношений с любыми внешними стейкхолдера-ми, включая потребителей, поставщиков, финансовые институты, органы государственного управления. При этом цифровизация отдельных процессов или участков работы может не влечь перестройки всего функционирования организации, но способствует постепенному переформатированию деятельности, обозначая необходимость совершенствования смежных и сопутствующих бизнес-процессов.

Необходимость адаптации к диджитал-среде и рост значения информации в бизнесе определяют направление для трансформации бизнес-моделей организацией в сторону принятия и внедрения цифровых изменений и технологических инноваций как основы для выживания в конкурентной борьбе. Очевидно, что в современных условиях шансы на получение и долгосрочное удержание конкурентных преимуществ получают только те компании, чей бизнес оперативно адаптирует цифровые новшества к своей текущей деятельности на уровне как производства, так и управления, коммуникаций, продаж, финансов и других сторон хозяйственной деятельности. В выигрышном положении оказываются именно те организации, которые способны модернизировать свои бизнес-модели и стратегии под меняющиеся условия, используя потенциал и обходя риски цифровизации. При этом сосредоточение исключительно на технологических решениях без учета разработки и принятия соответствующих стратегий развития может стать угрозой для эффективности бизнес-процессов.

Использование современных информационных технологий отражает способности компании интегрировать цифровые решения в текущую деятельность, эффективно использовать их и строить свои рыночные стра-

тегии с использованием технологических достижений. С учетом потенциала цифровизации компании необходимо решить, способна ли она стать лидером в области использования технологий, либо ограничится эксплуатацией инноваций для выполнения рутинных бизнес-операций. Полноценная цифровизация международного бизнеса, предполагающая системные последствия как внутри, так и во внешних отношениях компании, может происходить в трех альтернативных формах [10]: создание цифровых платформ, участие в цифровых платформах, трансформация традиционного бизнеса для цифровой экономики. Все три варианта могут способствовать достижению лидерских позиций на рынке и успеху в международной конкуренции, основанном на наличии и имплементации цифровых инноваций и новых технологических стандартов. Международному бизнесу, действующему в наиболее динамичной и агрессивной среде, для разработки и реализации стратегии цифровизации требуется принятие принципиальных управленческих решений, трансформирующих систему, инструменты и методы управления на основе современных цифровых компетенций и поддержки инноваций.

Обобщая анализ проявлений цифровой трансформации бизнеса, можно констатировать, что при максимально широком подходе она касается двух сфер управленческого воздействия компании: внутренних и внешних процессов. В то время как подготовка, принятие и реализация управленческих решений, интегрирующие современные технологические инструменты, носят внутренний характер, их цифровизация является необходимым и во многом более сложным элементом трансформации бизнеса. Очевидно, что для внедрения цифровых решений в текущую деятельность современных компаний требуется внутренняя готовность собственников и руководителей к переходу на иной уровень построения бизнес-процессов с учетом достижений науки и техники. В контексте такой цифровизации в компании предполагается ряд изменений (рисунок 1).

Автоматизация всех процессов: производственных, управленческих,коммуникационных и др.

Внедрение автоматизированных платформ управления маркетингом, продажами и сервисом (например, CRM) п обеспечение совместимости бизнес-процессов.

( ) Использование электронного хранилища данных и технолотий их обработки.

^ Наличие постоянного доступа к сети Интернет в необходимых объемах.

I \ Создание каналов электронной коммуникации. Использование корпоративных социальных I ) сетей. Применение механизмов онлайн-торговли и др.

Рисунок 1 - Цифровые изменения в деятельности компании (Составлено по [11])

Во внешней среде цифровая трансформация бизнеса проявляется прежде всего посредством фундаментальных изменений отношений с потенциальными и реальными клиентами, поставщиками, посредниками и другими стейкхолдерами через развитие каналов коммуникаций, повышения уровня информированности и аналитической доступности информации о запросах и ожиданиях партнеров.

Цифровизация влечет за собой изменения в цепочке создания стоимости, поскольку цифровые виды деятельности обычно существенно отличаются от классических форм международного бизнеса. Проявление отклонений позволяет открыть новые возможности для изменения ассортимента продуктов и услуг, выводимых на международные рынки, однако данные процессы, как правило, являются высокорискованными, а успех реализации зависит от совершенства технологических инноваций, обоснованной трансформации бизнес-модели и компетенций персонала на всех уровнях и функциональных сферах организации.

Для обеспечения внедрения новых цифровых технологий в ядро бизнес-модели современной корпорации, влияющей на оптимизацию цепочек создания стоимости, требуется совершенствование организационной структуры компании, особенно в том, что касается размещения новых видов цифровой деятельности в рамках корпоративных систем управления. Масштаб корректировок всегда является сугубо индивидуальным для каждой организации и зависит от стратегических целей и задач компании, определяющих, будут ли эти изменения в наибольшей степени затронуты продуктами, бизнес-процессами или компетенциями сотрудников.

Очевидно, что все параметры цифровизации, учет которых необходим при формировании современных бизнес-стратегий, опираются на финансовый аспект, являющийся как движущей, так и сдерживающей силой для любых преобразований. Соответственно, даже имея осознание всей необходимости проведения цифровой трансформации бизнес-стратегии компании, а также наличие соответствующих инновационных технологий и организационных компетенций, состояние дефицита внутренних и/или внешних источников финансирования и общая финансовая неустойчивость организации может привести ее к дефолту. Соответственно, все предыдущие три параметра цифровизации при формировании международной бизнес-стратегии могут быть актуализированы только при наличии устойчивой и обеспеченной системы финансирования преобразований.

С позиции трансформации управленческих процессов и практик в международных компаниях цифрови-зация приводит к формированию и развитию цифровых функциональных сфер управления, совмещающих традиционное представление о субъектно-объектной природе менеджмента с трансформирующимся пониманием критериев эффективности, стандартов взаимодействия, форматов использования информационных каналов и аналитических инструментов. К таким сферам можно отнести, в частности, цифровое управление персоналом

[12], цифровой международный маркетинг [13], цифровизацию управления финансами [14], цифровую логистику [15]. Особенно важно, что во всех этих сферах простой переход на цифровые каналы и средства коммуникации, расширение использования современных каналов связи и передачи информации не свидетельствуют о цифровой трансформации. Так, например, международный маркетинг - это не только и не столько организация продажи товаров или услуг на зарубежных рынках, но эффективные клиенто- и рыночно-ориентированные решения, основанные на новых технологиях понимания целевых аудиторий и адаптации к их уникальным характеристикам и предпочтениям. Одним из важнейших аспектов международного маркетинга является локализация продукта и маркетинговая стратегия, соответствующая уникальным характеристикам и предпочтениям каждого рынка, реализация которой в настоящее время невозможна без автоматизированного анализа клиентского поведения с внедрением массы данных о нем. В соответствии с меняющимися потребностями клиентов и внутренней организацией компании трансформируются целые бизнес-модели, которые обрастают платформенными характеристиками и действуют как целостные экосистемы.

Таким образом, чтобы сформировать эффективную стратегию цифровой трансформации для организации, ведущей международный бизнес, следует определить форму цифровой трансформации (создание цифровой платформы, участие в ней или цифровизация традиционного бизнеса) и на основании этого стратегического решения выработать трансформационные процессы в части IT-технологии, цепочек создания стоимости, структурных изменений и финансирования деятельности. Форма и глубина цифровой трансформации определит содержание и логику цифровизации отдельных сфер и элементов управления бизнесом (функциональных подразделений и бизнес-стратегий), обеспечивающих устойчивости и рост конкурентоспособности компании на международном рынке.

Источники:

1. Адаменко А.А., Михалев И.И. Стратегия цифровой трансформации организации // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - №45 (1).

2. Аль-Харгуси С.Н.М. Современные условия цифровой трансформации бизнеса // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 41 (3).

3. Зайченко И.М., Горшечникова П.Д., Лёвина А.И., Дубгорн А.С. Цифровая трансформация бизнеса: подходы и определение // Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - №2.

4. Герасимова Т.А., Москвитина Н.В. Содержание понятий «цифровая экономика» и «цифровизация в сфере государственного управления» // Социальная реальность виртуального пространства: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: ИГУ, 2019.

5. Катрин Е.В. «Цифровизация»: научные подходы к определению термина // Вестник ЗабГУ. - 2022. - №5.

6. Месропян В.А. Цифровые платформы - новая рыночная власть. Москва. 2018. - URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=attachment (дата обращения: 10.02.2024).

7. Усков В.С. К вопросу о цифровизации российской экономики // Проблемы развития территории. - 2020. - №6 (110).

8. Багдыков К.Т., Шевченко Д.А. Развитие корпоративной культуры и гибких компетенций в контексте цифровой трансформации компании // Креативная экономика. - 2022. - № 6.

9. Рачипа А.В., Суржиков М.А., Самыгин С.И. Цифровизация в управлении организацией: инновационные бизнес-модели // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - №3. - URL: https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-64-69 (дата обращения 01.03.2024).

10. Meyer K. E., Li J., Brouthers K. D., Jean R.-J. B. International business in the digital age: Global strategies in a world of national institutions // Journal of International Business Studies. - 2023. - №54(4). Рp. 577-598.

11. Крюкова А.А., Хватков И.О. Влияние процесса цифровизации на российскую экономику // Азимут научных исследований: экономика и управление.

- 2020. - №2 (31).

12. Илюхина Л.А., Богатырева И.В. Концепция управления персоналом в условиях цифровой трансформации // Креативная экономика. - 2022. - Том 16.

- № 6. - С. 2445-2462.

13. Wardhana A. International Business in the Digital Era - International Edition. Edited by Pradana, Mahir, Eureka Media Aksara, 2024.

14. Крылова В.В. Управление финансами промышленного предприятия в условиях цифровой трансформации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2023. - №13(3). - С. 165-177.

15. The Role of Smart Logistics in the China's Industrial Structure Upgrading / Shevchenko D. A., Zhao W., Fomicheva E. V., Chen W., Wang Y. // Strategies and Trends in Organizational and Project Management. DITEM 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - Vol. 380 LNNS. - P. 397-405.

EDN: VSOJOY

А.А. Андреев - аспирант, "Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Москва, Россия, [email protected],

A.A. Andreev - graduate student, "Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia;

А.В. Батищев - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой искусственного интеллекта и анализа данных", Московский финансово-промышленныйуниверситет "Синергия", Москва, Россия, [email protected],

A. V. Batishchev - candidate of economic sciences, associate professor, Head of the Department of Artificial Intelligence and Data Analysis, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF E-COMMERCE MANAGEMENT SOLUTIONS

Аннотация. Предметом исследования являются управленческие решения в сфере электронной коммерции. Цель работы: выявить наиболее релевантные методы и подходы в оценке эффективности таких решений с учетом специфики отрасли и особенностей операционной деятельности компаний этого сектора. Для достижения этой цели проведен анализ процесса принятия управленческих решений, наблюдения за основными процессами, составляющими деятельность компаний электронной коммерции и проведены интервью с представителями ряда компаний, принимающих такие решения в рамках различных функций. В результате были выявлены специфические для электронной коммерции метрики и подходы оценки эффективности решений и показана общность ряда функций с организациями традиционной экономики, чем обусловлена применимость широкого ряда специфичных методов вне зависимости от сектора экономики.

Abstract. The subject of research is management solutions in the field of e-commerce. Purpose: to identify the most relevant methods and approaches in assessing the effectiveness of such solutions, taking into account the specifics of the industry and the specifics of the operating activities of companies in this sector. To achieve this goal, an analysis of the process of making management decisions, monitoring the main processes that make up the activities of e-commerce companies was carried out and interviews were conducted with representatives of a number of companies making such decisions within the framework of various functions. As a result, e-commerce-specific metrics and approaches for assessing the effectiveness of solutions were identified and a number of functions were shown to be common with organizations of the traditional economy, which is why a wide range of specific methods are applicable, regardless of the sector of the economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.