Цифровая среда, как инструмент реализации новых подходов в организации целевого обучения для предприятий ракетно-космической промышленности Digital environment as instrument of realization of new approaches in the organization of target training for the enterprises space-rocket industry
Ь (\ МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 378.18 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14012 Вера Петровна Басова,
аспирант кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Алексей Иванович Тихонов,
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Vera P. Basova,
graduate Student of Department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university)
Alexey I. Tikhonov,
candidate of Technical Sciences, associate professor, head of the department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university)
Аннотация: В статье рассматривается цифровая среда как инструмент реализации новых подходов в организации целевого обучения. На сегодняшний день существует огромное количество разных порталов для поиска, анализа (соискателей; университетов и так далее) в соответствии с целями работодателя, абитуриента и других. Данные ресурсы намного облегчают организацию целевого обучения и повышают его эффективность. Summary: The article considers the digital environment as a tool for implementing new approaches in the organization of targeted education. To date, there is a huge number of different portals for search, analysis (applicants, universities, etc.) in accordance with the goals of the
employer, the entrant and others. These resources greatly facilitate the organization of targeted training and increase its effectiveness.
Ключевые слова: цифровая среда, портал, целевое обучение, абитуриент, работодатель, РОСКОСМОС, ракетно-космическая промышленность.
Keywords: a digital environment, a portal, targeted training, an entrant, an employer, ROSCOSMOS, space-rocket industry.
Цифровое пространство охватывает все больше сфер нашей повседневной жизни и затрагивает всё большее количество ее аспектов. Сегодня интернет - это не просто инструмент поиска пользователем интересующей его информации, это мощнейшая платформа для реализации самых разных проектов, касающихся различных видов деятельности. А потому, в связи с высокой конкуренцией на рынке труда организации в погоне за высококвалифицированными кадрами вынуждены применять все более обширные и ёмкие подходы по привлечению и подготовке необходимого для их функционирования персонала.
Программы целевого обучения всегда были одними из ресурсов устранения потребности в кадрах на предприятиях наукоемкого производства, однако всеобщая компьютеризация и погружение в цифровую среду повлияли и на этот процесс. На сегодняшний день существует огромное количество разных порталов, призванных помочь работодателю, соискателю, студенту, абитуриенту и даже школьнику в получении полной и достоверной информации о процессах в сфере образовательных услуг, а также в поиске, к примеру, работодателем студента и наоборот.
Все многообразие ресурсов информационной среды охватить трудно, поэтому рассмотрим лишь некоторые порталы, в частности те, которые Госкорпорация Роскосмос использует в своей деятельности для улучшения процесса организации целевого обучения. Все эти порталы можно условно разделить на 3 группы: IT-Системы департамента развития персонала, отраслевые порталы Роскосмоса, а также порталы государственных ведомств и партнеров. В зависимости от уровня они выполняют те или иные функции. Так, например, IT-Системы департамента развития персонала направлены на прогнозирование и мониторинг, выявление профессиональных квалификаций, обучение и профориентацию. Отраслевые порталы Роскосмоса, в свою очередь, отвечают за автоматизацию процессов, обеспечение оперативного доступа для работы с актуальной информацией, а также за организацию совместной работы над проектами. И наконец, порталы государственных ведомств и партнеров предоставляют пользователям доступ к
статистическим данным по России, к актуальным нормативно-правовым документам и оказывают помощь в реализации проектов.
Среди систем и порталов, чьё функционирование поддерживается непосредственно ГК Роскосмос, можно выделить систему НК-мониторинга, портал Совета по профессиональным стандартам в области ракетной-техники и космической деятельности, Краудсорсинговую платформу, портал «Орбита молодежи», профориентационный портал «Ключ на старт», профориентационный онлайн-курс и многие другие. Рассмотрим возможности некоторых таких цифровых систем и интернет-порталов.
Система НК-мониторинга (ИАС ПРиМ) предназначена для автоматизации сбора данных в виде согласованных форм по запрашиваемой информации из головной компании у предприятий, согласования и утверждения запрашиваемых данных, последующей обработки собранных данных, с возможностью прогнозирования и построения аналитических отчетов по потребности предприятий ракетно-космической отрасли в персонале, включая выпускников образовательных организаций и формирования заявок на подготовку квалифицированных специалистов для отрасли с учетом организационной структуры. Данная система была создана с целью устранения рутинных ручных операций при сборе данных с предприятий отрасли и переход на современные средства взаимодействия. Такой переход позволяет повысить качество предоставляемых данных, сократить время на сбор, обработку, консолидацию информации, а также выпуск необходимой отчетности. Использование такой системы существенно расширяет возможности по сбору требуемых аналитических параметров с предприятий отрасли для анализа и прогнозирования потребности в персонале.
Также для организации целевого обучения ГК Роскосмос в своей деятельности использует портал Совета по профессиональным стандартам в области ракетной-техники и космической деятельности. Данный Совет представлять интересы значимого числа работодателей, представителей профессий в ракетно-космической промышленности, определять приоритетные направления развития системы квалификаций и компетенций в ракетно-космической промышленности и проводить консультации по вопросам, связанным с разработкой профессиональных стандартов в области ракетной техники и космической деятельности. Данный портал содержит реестр образовательных программ, реализующие подготовку по отраслевым профессиональным стандартам (для повышения квалификации, переподготовки, включения в качестве дополнительных модулей при целевом обучении).
Среди порталов, созданных ГК Роскосмос непосредственно для популяризации для выявления и привлечения в ракетно-космическую промышленность молодых ученых и специалистов, поиска и отбора потенциальных инновационных проектов, а также для формирования творческих связей между молодыми специалистами организаций ракетно-космической промышленности, можно выделить портал всероссийского молодежного конкурса научно-технических работ «Орбита молодежи». В рамках Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Орбита молодежи» для её участников и экспертов предусмотрена деловая программа, научная программа, образовательная программа, а также экскурсии на предприятия ракетно-космической отрасли. На портале представлена информация обо всех прошедших и предстоящих в будущем мероприятиях для молодых ученых и специалистов, сборники прошлых конференций, правила участия и подачи заявок, результат по всем этапам конкурса и другая связанная с конкурсом «Орбита молодежи» информация.
Следующим профориентационным порталом, запущенным ГК Роскосмос является такой интернет-ресурс как «Ключ на старт». Данный сайт ориентирован на широкую молодежную аудиторию и содержит множество разделов, призванных не только помочь в получении необходимой информации тем, кто уже намерен связать свою будущую деятельность с космической отраслью, но и пробудить у подрастающего поколения интерес к космосу и его изучению. Так в разделе «Профессии» представлен список из более чем 110 профессий, среди которых имеются как актуальные на сегодняшний день специальности, так и профессии будущего. Каждая из профессий сопровождается описанием обязанностей и навыков, необходимых для работы, а также перечнем учебных заведений, в которых можно получить нужную квалификацию, и предприятий для дальнейшего трудоустройства.
Посетив раздел «Мероприятия», пользователь получит информацию о предстоящих событиях, выставках, конкурсах, конференциях и олимпиадах. Подобные мероприятия позволяют не только расширить представление о космосе, об уникальности планеты Земля, а также ответственности людей её за будущее, но сформировать личное отношение к окружающему миру, умение логически мыслить, выполнять умозаключения, опираясь на приобретенные знания и опыт.
Раздел «Развлечения» включает в себя множество уникальных тематических материалов таких как: игры, тесты и викторины, фильмы и мультфильмы, симуляторы, полезные приложения для телефона. На портале существует также специальная библиотека, которая содержит в себе различного рода видеоуроки, журналы, книги,
лекции и даже онлайн-трансляции. В скором времени планируется запуск специальной карты, которая будет содержать в себе всю информацию об объектах космической деятельности на территории нашей страны. В разделе будут представлены все предприятия, разделенные на несколько категорий: институты, ВУЗы, техникумы, центры детского творчества, музеи, планетарии. Удобный способ поиска объектов позволит пользователю быстро ориентироваться на местности и найти поблизости интересные и полезные места.
Что касается порталов, реализуемых государственными ведомствами, то среди наиболее интересных для абитуриентов могут оказаться такие интернет-ресурсы как «Поступай правильно», «Мониторинг качества приема в Вузы», организованные Министерством образования и науки РФ.
Информационный ресурс для абитуриентов "Поступай правильно" нацелен на качественный поиск нужного высшего учебного заведения по всем уровням образования, начиная от бакалавриата до аспирантуры. Любой абитуриент имеет возможность зайти на портал и в зависимости от уровня и формы обучения, а также направления подготовки или специальности увидеть наиболее подходящие ему ВУЗы. Для более корректного поиска пользователь вводит свои баллы ЕГЭ и при рассмотрении платного обучения подходящую сумму для оплаты. Портал подбирает учебные заведения по запросу, показывая средний балл ЕГЭ, стоимость обучения и контактные данные. Данный портал - находка для выпускников школ, которые растеряны перед таким важным шагом как выбор ВУЗа, и не знают куда идти учиться дальше. Помимо прочего портал дает возможность сравнить несколько ВУЗов по критериям наличия военной кафедры, общежития, среднего балла ЕГЭ и так далее.
Интернет-ресурс «Мониторинг качества приема в Вузы» проводит исследование в области качества приема по направлениям подготовки бакалавриата и специалитета на очной форме обучения. Мониторинг проводится рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства образования и науки России и Общественной палаты России. Источниками информации для данного ресурса служат выложенные на сайтах высших учебных заведений контрольные цифры приема, перечни направления подготовки, приказы о зачислении и конкурсные списки поступающих.
Для абитуриентов это хороший ресурс для анализа по зачислению на бюджетные и платные места, целевые места, квоты. Выпускник с помощью портала может решить для себя какие шансы для зачисления у него будут в любом из ВУЗов, ориентируясь на цифры
приема. Ресурс хорош и для работодателей. Они могут проанализировать на основе данных каким ВУЗам будущие специалисты отдают предпочтение. Также это своего рода база по количеству перспективных работников для предприятий. Возможно, ее будут учитывать при создании рабочих мест.
Далее выделим интернет-портал, который окажется полезными в первую очередь студентам, а также выпускникам очной формы обучения бакалавриата и специалитета. Так, портал «Профстажировки.РФ», созданный Общероссийским народным фронтом позволяет студентам найти практики и стажировки в любом регионе Российской Федерации. Рассматриваемый ресурс представляет собой механизм прямого взаимодействия молодых специалистов и работодателей. Ведь с помощью данного портала каждому пользователю предоставляется возможность выбрать наиболее подходящую для него стажировку в той или компании, исходя из его специальности, места жительства и критериев по оплате труда. Для работодателей же данная площадка-это еще одна возможность принять участие в подготовке и обучении молодых специалистов для своих организаций, а также дополнительный ресурс и источник непосредственного подбора рабочий кадров среди выпускников.
В зависимости от возможности порталов для повышения эффективности организации целевого обучения все рассмотренные ранее интернет-ресурсы можно разбить на 3 группы: порталы, помогающие в работе со школьниками, порталы для работы с ВУЗами и порталы, служащие для работы непосредственно со студентами.
Итак, к первой группе можно отнести портал «Ключ на старт», который представляет собой базу данных мотивированных и способных школьников со всей страны, а также порталы Министерства образования и науки, помогающие в ориентации школьников в профессиях, направлениях подготовки, вузах, а также вероятности поступления.
Для работы с ВУЗами подойдут следующие интернет-ресурсы:
- Система НК-мониторинга для формирования заявки на целевой прием;
- Портал Совета по профессиональным стандартам в области ракетной-техники и космической деятельности;
- порталы Министерства образования и науки позволят без лишних временных затрат провести анализ проходных баллов в вузах-партнерах по целевому приему, а также анализ и синхронизацию уровня зарплат.
И к последней группе ресурсов, направленных на работу непосредственно со студентами, относятся следующие интернет-порталы:
- «Орбита молодежи» - база талантливых студентов;
- Профстажировки.РФ для поиска заинтересованных в работе студентов;
- Краудсорсинговая платформа (в будущем -LMS), на базе которой реализуется сетевые обучающие проекты с целевиками из разных регионов, а также происходит создание сетевых онлайн-модулей;
- порталы Министерства образования и науки для анализа трудоустройства и синхронизация уровня зарплат.
Для разных категорий (работающих с персоналом, работников, абитуриентов и так далее) рационально подобрать актуальные для них порталы (Таблица 1).
Таолица 1
Порталы Отраслевые порталы Порталы партнеров
Для РАБОТАЮЩИХ е ПЕРСОНАЛОМ • ПРнМ • Порхал СХТК ira 1<С& c.xiо -В и ки (Зазо&ъг& ка <ф еЗр ъг) Отраслей о ы noptncLi (&7слк>ч.сиг Kloc^ricyjjïicjc) • Мониторинг щшеыд • Мониторинг тр у д оустр о не та СМинобразуки) • База э ф ф екгнвных практик (А СИ) • Портал разработки профстаждартов (1ч1ннтруд)
для ВСЕХ РАБОТНИКОВ • Краудсорсин говая платформа JLALS СУЗ • Портал о профстаждартах ( Гч.1ннтр уд) • Реестр о независимой оценке квалификации
для ЦЕЛЕВИКОВ • Орбита мо ло де зжси • Профстажиро ВКИ.РФ
для АБ1тТИЕТОВ (ШКОЛЬНИКОВ) • Ключ на старт • Пр о ф кур с • Справочник профессий (Минтруд) • ПОСТ^ТЬАЙ ПРАВИЛЬНО ( К'1нно бр н ауки)
Так, для более эффективной реализации новых подходов в организации целевого обучения руководителям организаций можно порекомендовать включить в должностные инструкции работников, ответственных за подготовку, обучение и развитие персонала функционал по работе с тематическими информационными порталами, системами онлайн обучения и системами управления знаниями.
Также, руководителям компаний не стоит забывать и об организации дополнительного обучения работников, ответственных за подготовку, обучение и развитие персонала для получения (развития) навыков по работе с информационными порталами, системами онлайн обучения и системами управления знаниями.
Помимо этого, руководству следует обеспечить техническое оснащение рабочего места работников, ответственных за подготовку, обучение и развитие персонала в соответствии с требованиями по работе с информационными порталами, системами онлайн-обучения и системами управления знаниями.
Таким образом, грамотное использование описанных выше цифровых ресурсов позволит организациям расширить свои возможности по внедрению программ целевого обучения, быть в курсе ситуации на рынке как образовательных услуг, так и трудовых ресурсов и при умелом анализе имеющейся информации выстраивать новые, успешные и конкурентоспособные механизмы взаимодействия с абитуриентами и молодыми специалистами по их обучению и дальнейшему трудоустройству.
Список литературы
1. РОСКОСМОС. Отраслевой семинар по целевому обучению. [Электронный ресурс] -https://www.roscosmos.ru/24847/
2. РОСКОСМОС. Целевой набор в ВУЗы. [Электронный ресурс] -https://www.roscosmos.ru/24031/
3. Целевой прием - Российские космические системы. [Электронный ресурс] -http://russianspacesystems.ru/wp-content/uploads/2015/07/Celevoy-nabor-2017.pdf
4. Целевая подготовка. [Электронный ресурс] - https://mai.ru/priem/why/target/
5. О целевом обучении-РКК «Энергия». [Электронный ресурс] -https://www.energia.ru/ru/education/about.html
6. Семинар по целевому обучению кадров РКП в Корпоративной Академии РОСКОСМОСа. [Электронный ресурс] - http://vostok.russian.space/756/
7. Цифровая_экономика_России. [Электронный ресурс] - http://www.tadviser.ru/ ^ех^р/Статья:Цифровая_экономика_России
8. Тихонов А.И., Новиков С.В., Федотова М.А. Взаимодействие ВУЗов и предприятий в сфере высокотехнологичного производства // Мир транспорта. - 2017. - Т. 15. № 1 (68). -С. 232-241.
9. Желтенков А.В., Тихонов А.И., Гришин Д.В.
10. Построение эффективной системы управления персоналом авиастроительных предприятий с использованием системы мотивации обучения и трудоустройства выпускников учебных заведений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 4. - С. 70-78.
11. Тихонов А.И., Сёмина А.П., Силантьева Е.А. Основные тенденции кадрового обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. - 2016. - № 2. - С. 6.