DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_7_586 УДК 336
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА: КРАУДФАНДИНГ
Обухова Анна Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
Асеев Олег Валерьевич,
кандидат экономических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
Черных Яна Владимировна,
магистр, кафедра финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, e-mail: [email protected]
Привлечение денежных средств при помощи краудфандинговой платформы является эффективным. Краудфандинг - целое направление в бизнесе, которое продолжает активно развиваться. Его можно назвать народным финансированием, это способ привлечения средств, при котором обычные люди могут поучаствовать в развитии любого проекта и реализации любой идеи. Он показывает, что востребовано у людей, а также то, что может привлечь их внимание. В России краудфандинг только начинает зарождаться, но при этом имеет огромный потенциал, реализуя который, можно будет добиться активного развития малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: цифровые платформы; краудфандинг; краудфандинговая платформа; краудфандинговые компании.
UDC 336
DIGITAL PLATFORM: CROWDFUNDING
Obukhova Anna Sergeevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Southwestern State
University, Kursk, Russia
Aseev Oleg Valerievich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Southwestern State
University, Kursk, Russia
Chernykh Yana Vladimirovna,
Master, Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk,
Russia, e-mail: [email protected]
Raising funds using a crowdfunding platform is effective. Crowdfunding is a whole area of business that continues to develop rapidly. It can be called crowdfunding, it is a way to raise funds in which ordinary people can participate in the development of any project and the implementation of any idea. It shows what is in demand among people, as well as what can attract their attention. In Russia, crowdfunding is just beginning to emerge, but at the same time it has a huge potential, by realizing which it will be possible to achieve the active development of small and medium-sized businesses.
Keywords: digital platforms; crowdfunding; crowdfunding platform; crowdfunding companies.
Новейшие цифровые технологии играют важную роль в стимулировании экономического роста стран и интегрированных макрорегионов, при этом цифровая экономика растет во много раз быстрее, чем традиционная экономика [1, с. 46]. Процессы внедрения циф -ровых технологий актуальны во всех сферах экономики, особенную восприимчивость демонстрирует финансовая среда [8, с. 461] .
Основой для развития мировой цифровой экономики являются цифровые данные и цифровые платформы [6, с. 83]. Влияние цифровых технологий и процесса цифрови-зации с каждым годом усиливается: цифровая экономика растет быстрее мировой экономики примерно в 2,5 раза, а инвестиции в цифровой сектор выше в 6,7 раз в сравнении с инвестициями в нецифровой сектор [9].
Использование цифровых технологий позволяет потребителям или третьим лицам оценивать информацию, собранную в Интернете, и вести соответствующий финансовый бизнес самостоятельно (например, в качестве оператора или инвестора в краудфандинговой платформе). Краудфан-динг представляет собой массовый сбор средств (чаще всего через сеть Интернет) на поддержание, финансирование или реализацию конкретного проекта или идеи. Каждый спонсор за свои вложения получает выгоду — продукт или услугу [5, с. 26]. Использование краудфандинга имеет преимущества и недостатки, как для автора проекта, так и для вкладчика денежных средств (табл. 1).
Таблица 1 - Преимущества и недостатки применения краудфандинга
Преимущества Недостатки
Для автора проекта
Можно реализовывать нестандартные проекты. Люди любят интересные, провокационные проекты. То, что не получит одобрения крупных инвесторов, обязательно привлечет внимание «толпы» С собранных средств придется заплатить налог. Кредитные и заемные деньги им не облагаются
Платформа - хороший инструмент для рекламы. Без нее шанс того, что инвесторы узнают о проекте, близится к нулю
Не требуется возвращать инвестиции. Потратиться придется только на вознаграждение для вкладчиков. Это гораздо выгоднее, чем платить проценты по займу или кредиту Большое число инвесторов - контролировать приток денег, как и выплату вознаграждений достаточно тяжело
Общение с целевой аудиторией до запуска. Во время сбора средств можно посмотреть отзывы пользователей о проекте, проанализировать и учесть их желания
Формируется преданная аудитория. Люди, вложившие деньги в проект, будут пользоваться им после выхода на рынок Информационная открытость. Автор должен отчитываться инвестору о своих действиях, планах и трате денежных средств. Это чревато эмоциональным напряжением и может привести к краже идеи конкурентами
Минимальные потери в случае неудачи. При запуске обычного бизнеса предприниматель вкладывает средства в производство, рекламу и оборудование до начала продаж. В краудфандинге создатель получает хорошую возможность протестировать спрос на продукт без серьезных вложений
Для вкладчика
Можно вложить деньги в интересный проект на этапе создания. Это позволяет получить продукт в числе первых Риск потери вложений. Очень часто проекты не доживают до этапа создания продукции и выхода на рынок
Инвестировать можно малыми суммами
Большой выбор проектов. Каждый вкладчик найдет для себя интересный товар или услугу Много мошенников. Некоторые авторы даже не собираются вести реальную деятельность. Они просто собирают деньги и скрываются. При работе с краудфандинговыми площадками такой исход менее вероятен, чем при сотрудничестве напрямую
Первоначальные инвестиции могут окупиться в несколько раз. Почти всегда продукт на этапе создания стоит в несколько раз дешевле, чем после выхода на рынок
Краудфандинг во всем мире значительно вырос за эти годы и продолжит расти в обозримом будущем. В 2018 году в Российской Федерации объем заключенных сделок с использованием инвестиционных платформ составил 11 млрд руб. (172 млн долл. США),
в 2019 году - 7,1 млрд руб. (110 млн долл. США) [13]. В конце концов он представляет собой жизнеспособное средство для сбора значительных сумм средств, поступающих от спонсоров со всего мира. Типы финансируемых продуктов или предприятий разно-
образны, будь то видеоигры, книги, еда или мода.
Объем мирового рынка краудфандинга в 2019 году составил около 30 млрд долл. Согласно прогнозу, проведенному Mordor Intelligence [12], значение этого показателя вырастет более чем на 16 % с 2021 по 2026 год, также в 2021 году рынок краудфандинга вырастет на 13,86 %, а 62 % этого роста придется на Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, анализ рынка 2021 года, проведенный Technavio [14], показывает, что глобальный рынок краудфандинга потенциаль-
но может вырасти на 196,36 млрд долл. с 2021 по 2025 год.
Общая статистика краудфандинга из Школы бизнеса Кембриджского университета утверждает, что Китай является мировым лидером в области альтернативного финансирования с объемом внутреннего финансирования в 215,4 млрд долл. Он намного опережает США (61 мдрд долл.) и Великобританию (10,4 млрд долл.).
На рис. 1 представлена стоимость транзакции краудфандинговых компаний с 2019 по 2025 год в миллионах долл. США [13].
Рисунок 1 - Стоимость транзакции краудфандинговых компаний с 2019 по 2025 год, млн долл. США
Что касается транзакционной стоимости, согласно прогнозам Statista, она достигнет 1,05 млрд долл. в 2021 году и 1,2 млрд долл. к 2025 году [13]. Страна с самой высокой транзакционной стоимостью в 2021 году - это США с оценкой 504 млн долл., за ними следуют Великобритания (62 млн долл.), Франция (52 млн долл.), Германия (42 млн долл.) и Австралия (31 млн долл.).
Ведущей моделью краудфандинга с точки зрения привлеченных денег является потребительское кредитование Р2Р на сумму 195,3 млрд долл. За ним следуют Р2Р-кредитование бизнеса (50,3 млрд долл.), балансовое кредитование бизнеса (21,1 млрд долл.), балансовое кредитование имущества (11 млрд долл.) и балансовое потребительское кредитование (9,8 млрд долл.).
В более общем плане модель лендинга составляет наибольшую долю краудфандинговых фондов в размере 297 млрд долл., за ней следуют модель краудинвестинга (4,97
млрд долл.) и неинвестиционная модель (1,52 млрд долл.).
Существует широкий выбор платформ для сбора средств, каждая из которых имеет свои направления и преимущества. Платформы с наиболее активными клиентами привлекут больше клиентов в будущем [7, с. 64]. Kickstarter, Indiegogo и GoFundMe являются крупнейшими с точки зрения пользовательской базы и считаются одними из самых универсальных платформ на рынке.
На Kickstarter самое большое количество завершенных проектов с января 2014 года по апрель 2021 года - 383218 [11]. Это также платформа с самыми популярными проектами, у каждого из которых в среднем 135 спонсоров. Тем не менее у Indiegogo самый высокий средний размер привлеченных средств на проекты - 172473 долл. Следует отметить, что самый высокий показатель успешности проекта у Fundrazr - 42,4 %, за ним следуют Kickstarter (37,1 %), Crowdfunder.
co.uk (16,7 %), Indiegogo (12,8 %) и Rockethub (6,8 %).
Kickstarter запустил 519692 проекта с успешностью 38,61 % [11]. Кроме того, на платформе было выделено более 5,7 млрд долл. для реализации 199377 успешно профинансированных проектов. У Kickstarter 19441326 спонсоров, которые сделали 71092470 взносов [2, с. 29]. С другой стороны, на платформе 295804 неудачно профинансированных проекта и 55338 проектов, которые вообще не получили никакого финансирования. В среднем успешный проект приносит около 23000 долл., а неудачный - около 1500 долл.
Сектор кино и видео получает больше всего запускаемых проектов - 77010, за ними следуют музыка (64266) и игры (59528). Между тем сектор с наиболее успешно запущенными проектами - это музыка (32138), за ней следуют фильмы и видео (28903) и игры (25388).
Indiegogo является домом для 9 млн спонсоров из 235 стран. Платформу также посещают около 10 млн в месяц. Также было запущено около 800 тыс. кампаний. Каждый месяц на Indiegogo запускается 19 тыс. кампаний. Между тем последняя статистика показывает, что платформа привлекла для стартапов 1,6 млрд долл. Indiegogo провел 42 830 кампаний с полным финансированием и 290 544 кампаний с недостаточным финансированием, в результате чего показатель успешности составил 12,8 %.
Согласно последней статистике GoFundMe на Similarweb, платформа занимает 407 место по посещаемости сайтов в США, опережая Kickstarter (1120) и Indiegogo (3314) [13]. GoFundMe доступен в 19 странах и собрал более 10 млрд долл. через более 150 млн пожертвований. Кроме того, ежедневно на платформе запускается 10 тыс. новых кампаний. Более того, на платформе ежедневно собирается около 4 млн долл., а каждые 8 секунд запускается новый сбор средств. Стоит отметить, что благодаря реакции на движение Black Lives Matter, 2 июня 2020 года было собрано наибольшее количество пожертвований за любой день в истории GoFundMe.
Учитывая, что большие суммы денег переходят из рук в руки из разных частей земного шара, краудфандинг оказывает значительное влияние на экономику. Последние статистические данные о краудфандинге на осно-
ве вознаграждений показывают, что доходы от кампаний получают во всех уголках земного шара, причем наибольшую выгоду получает Северная Америка. Таким образом, профессионалы с финансовой концепцией могут обратиться к краудфандингу, чтобы воплотить свои бизнес-идеи в жизнь.
Например, начинающие компании-разработчики программного обеспечения могут получить финансирование своей идеи программного обеспечения через правильные каналы краудфандинга и с помощью соответствующих рекламных акций.
Анализ зарубежного рынка краудфандин-га позволил сделать следующие выводы:
- краудфандинг добавил в мировую эконо -мику 65 млрд долл.;
- Северная Америка имеет наибольшую долю доходов от краудфандинга - 17,2 млрд долл.;
- среднее финансирование кампании на всех краудфандинговых платформах составляет 5726 долл. США. По прогнозам, к 2025 году он увеличится до 6874 долл.;
- среднее краудфандинговое пожертвование составляет 99 долл.;
- сектор, в котором по состоянию на апрель 2021 года проводились самые активные кампании, - это кино (926), за ним следуют технологии (392), искусство (358), музыка (342) и издательское дело (326) (рис. 2) [15];
- среднее индивидуальное пожертвование для некоммерческих кампаний составляет 66 долл.
Наблюдения показали, что во время COVID-19 наблюдался значительный рост краудфандинга. Несмотря на то, что глобальная стоимость транзакций в отрасли немного снизилась, количество инвесторов и инвестиций в такие платформы, как Wefunder, резко возросло. Настолько, что компания даже установила однодневный инвестиционный рекорд на фоне пандемии. В начале вспышки появилось множество кампаний, связанных с пандемией COVID-19, но стоит отметить, что также появились проекты, распространяющие дезинформацию.
Стоимость глобальных транзакций краудфандинга снизилась с 1,02 млрд долл. в 2019 году до 940,9 млн долл. в 2020 году. Аналогичным образом среднее финансирование кампании снизилось с 5943 долл. в 2019 году до 5270 долл. в 2020 году.
0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 Рисунок 2 - Категории краудфандинга с наиболее активными проектами по состоянию на 2021 год
Количество проектов Kickstarter с января по апрель 2020 года выросло на 8,93 % по сравнению с предыдущим годом, несмотря на пандемию. Кроме того, коэффициент успешности кампаний Kickstarter в этот период составляет 57,75 %, что ниже 61,26 % в
2019 году, но намного превышает общий коэффициент успеха платформы в 37 %.
Wefunder, крупнейший портал краудфандинга акций, в период с февраля по апрель
2020 года увеличил объем инвесторов на 35 %. Платформа также установила новый рекорд ежедневных инвестиций в 2 млн долл. в мае 2020 года.
По всему миру было проведено 208 кампаний GoFundMe, связанных с медицинской дезинформацией о COVID-19. Эти кампании
смогли собрать 324 405 долл. от 4367 доноров и были распределены 24 158 раз.
Подводя итог, можно отметить, что кра-удфандинг продолжает оставаться жизнеспособным средством финансирования, при этом мировая отрасль демонстрирует стабильный рост. Все больше и больше начинающих предпринимателей и инвесторов привлекает широкий спектр веб-сайтов, которые помогают людям собирать деньги в Интернете. А такие платформы, как Kickstarter, GoFundMe и Indiegogo, не демонстрируют никаких признаков замедления на фоне COVID-19. Фактически, краудфандинг акций даже резко вырос во время пандемии, при этом Wefunder зафиксировал значительный рост инвесторов и объема инвестиций.
Список литературы_
1. Беляева О.В., Обухова А.С., Ершова И.Г Управление внедрением инновационных цифровых технологий регионов // Вестник Академии знаний. 2021. № 6 (47). С. 45-49.
2. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2018. № 6. С. 22-36.
3. Ершова И.Г, Гусельникова Л.Н., Афанасьева Л.А. Сравнительный анализ инновационного развития социально-экономических систем регионов // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 33 (1). С. 101-110.
4. Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 3 (57). С. 64-90.
5. Обухова А. С., Павлова О.А., Черных Я. В. Исследование тенденций и перспектив развития цифровой экономики // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 3 (46). С. 23-30.
6. Обухова А.С., Пияльцев А.И. Цифровая теневая экономика: угроза экономической безопасности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 1. С. 82-89.
7. Обухова А.С., Черных Я.В. Цифровые платформы и их роль в инновационном развитии экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12. № 1. С. 58-67.
8. Серебрякова Н.А., Колмыкова Т.С., Гривачев Е.А., Клыкова С.В. Исследование возможностей национальной инновационной среды по внедрению финансовых технологий // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2021. Т. 83. № 1 (87). С. 460-465.
9. Soputstvuyushchii effekt tsifrovizatsii. Izmerenie real'nogo vozdeistviya tsifrovoi ekonomiki [The accompanying effect of digitalization. Measuring the real impact of the digital economy]. URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/ digital-spillover (дата обращения: 16.05.2022).
10. Fundly: [сайт]. URL: https://fundly.com (дата обращения: 16.05.2022).
11. Kickstarter: [сайт]. URL: https://www.kickstarter.com (дата обращения: 16.05.2022).
12. Mordor Intelligence: [сайт]. URL: https://www.mordorintelligence.com/ (дата обращения: 20.05.2022).
13. Statista: [сайт]. URL: https://www.statista.com (дата обращения: 16.05.2022).
14. Technavio: [сайт]. URL: https://www.technavio.com - официальный (дата обращения: 16.05.2022).
15. TheCrowdDataCenter: [сайт]. URL: https://www.thecrowddatacenter.com (дата обращения: 18.05.2022).
References_
1. Belyaeva O.V., Obukhova A.S., Ershova I.G. Management of the introduction of innovative digital technologies of regions. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 6 (47). pp. 45-49.
2. Geliskhanov I.Z., Yudina T.N., Babkin A.V. Digital platforms in the economy: essence, models, development trends. Scientific and technical achievements of SPbPU. Economic sciences. 2018. No. 6. pp. 22-36.
3. Ershova I.G., Guselnikova L.N., Afanasyeva L.A. Comparative analysis of innovative development of socio-economic systems of regions. Natural-humanitarian studies. 2021. No. 33 (1). pp. 101-110.
4. Kovalenko A.I. Problematics of research of multilateral platforms. Modern competition. 2016. Vol. 10. No. 3 (57). pp. 64-90.
5. Obukhova A. S., Pavlova O.A., Chernykh Ya. V. Research of trends and prospects of digital economy development. Region: systems, economics, management. 2019. No. 3 (46). pp. 23-30.
6. Obukhova A.S., Piyaltsev A.I. Digital shadow economy: a threat to economic security. Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021. Vol. 11. No. 1. pp. 82-89.
7. Obukhova A.S., Chernykh Ya.V. Digital platforms and their role in the innovative development of the economy. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2022. Vol. 12. No. 1. pp. 58-67.
8. Serebryakova N.A., Kolmykova T.S., Grivachev E.A., Klykova S.V. Investigation of the possibilities of the national innovation environment for the introduction of financial technologies. Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2021. Vol. 83. No. 1 (87). pp. 460-465.
9. Soputstvuyushchii effekt tsifrovizatsii. Izmerenie real'nogo vozdeistviya tsifrovoi ekonomiki [The accompanying effect of digitalization. Measuring the real impact of the digital economy]. URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/ digital-spillover (accessed: 05/16/2022).
10. Fundly: website. URL: https://fundly.com (accessed: 05/16/2022).
11. Kickstarter: website. URL: https://www.kickstarter.com (accessed: 05/16/2022).
12. Mordor Intelligence: website. URL: https://www.mordorintelligence.com / (accessed: 05/20/2022).
13. Statista: website. URL: https://www.statista.com (accessed: 05/16/2022).
14. Technavio: website. URL: https://www.technavio.com - official (date of address: 05/16/2022).
15. TheCrowdDataCenter: website. URL: https://www.thecrowddatacenter.com (accessed: 05/18/2022).