Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колоскова Галина Александровна

Статья посвящена вопросу цифровой трансформации образования. Приведен анализ проблемы формирования компетенций у обучающихся в условиях цифровой образовательной среды вуза. Проводится оценка эффективности модели формирования компетенций обучающихся. Авторы указывают на то, что внедрение новых цифровых ресурсов в учебный процесс позволяет нам создавать новую образовательную среду в вузе, направленную на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, закрепленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. На основе проведённого авторами теоретического исследования раскрывается педагогическая сущность феномена «цифровая образовательная среда» и ее роль в формировании исследовательских компетенций будущих бакалавров. Рассматриваются такие составляющие цифровой образовательной среды как платформа Moodle https://moodle.com; цифровые образовательные ресурсы. На их основе осуществляется процесс формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика». Качество учебного процесса, направленного на формирование компетенций, отраженных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, достижение более высоких результатов обучения, будет возможно, если в образовательном процессе вуза будет реализован дидактический потенциал цифровой образовательной среды. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе вуза является одним из важнейших условий становления межличностной парадигмы. Вклад цифровых ресурсов в подготовку будущих бакалавров детерминирован тем, что они являются инструментарием для умственных и творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колоскова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital educational environment and its role in the formation of professional competencies of students

The article is devoted to the issue of digital transformation of education. The analysis of the problem of the formation of students' competencies in the digital educational environment of the university is given. The effectiveness of the model for the formation of students' competencies is evaluated. The authors point out that the introduction of new digital resources in the educational process allows us to create a new educational environment in the university, aimed at the formation of general cultural, general professional and professional competencies, enshrined in the federal state educational standard of higher education. On the basis of the theoretical research conducted by the authors, the pedagogical essence of the phenomenon of "digital educational environment" and its role in the formation of research competencies of future bachelors is revealed. Such components of the digital educational environment as the Moodle platform are considered https://moodle.com; digital educational resources. On their basis, the process of forming the research competencies of future bachelors in the direction of training 09.03.03 – "Applied Informatics" is carried out. The quality of the educational process aimed at the formation of competencies reflected in the federal state educational standard of higher education, the achievement of higher learning outcomes, will be possible if the didactic potential of the digital educational environment is realized in the educational process of the university. The use of digital educational resources in the educational process of the university is one of the most important conditions for the formation of the interpersonal paradigm. The contribution of digital resources to the training of future bachelors is determined by the fact that they are tools for mental and creative abilities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.147 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.37.08

Г.А. Колоскова

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

КОЛОСКОВА Галина Александровна - магистр педагогических наук кафедры педагогики и психологии профессионального образования; Российский государственный аграрный университет-Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева.

ул. Тимирязевская, 49, Москва, 127550, Россия; e-mail: Galina_672@mail.ru

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О.А. Козлов (Институт стратегии и развития образования Российской академии образования)

KOLOSKOVA Galina A. - Russian State Agrarian University-Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev.

Scientific supervisor Dr.Sc. (Pedagogy), Professor Oleg A. Kozlov (Institute of Strategy and Development of Education of the Russian Academy of Education) Timiryazevskaya, 49, Moscow, 127550, Russia; e-mail: Galina_672@mail.ru

Статья посвящена вопросу цифровой трансформации образования. Приведен анализ проблемы формирования компетенций у обучающихся в условиях цифровой образовательной среды вуза. Проводится оценка эффективности модели формирования компетенций обучающихся. Авторы указывают на то, что внедрение новых цифровых ресурсов в учебный процесс позволяет нам создавать новую образовательную среду в вузе, направленную на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, закрепленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. На основе проведённого авторами теоретического исследования раскрывается педагогическая сущность феномена «цифровая образовательная среда» и ее роль в формировании исследовательских компетенций будущих бакалавров. Рассматриваются такие составляющие цифровой образовательной среды как платформа Moodle https://moodle.com; цифровые образовательные ресурсы. На их основе осуществляется процесс формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика». Качество учебного процесса, направленного на формирование компетенций, отраженных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, достижение более высоких результатов обучения, будет возможно, если в образовательном процессе вуза будет реализован дидактический потенциал цифровой образовательной среды. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе вуза является одним из важнейших условий становления межличностной парадигмы. Вклад цифровых ресурсов в подготовку будущих бакалавров детерминирован тем, что они являются инструментарием для умственных и творческих способностей.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ссылка при цитировании: Колоскова Г.А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 37. С. 99-106. Б01: 10.18720/НиМ/188М 2227-8591.37.08

Введение. Цифровые технологии завоевывают сферу высшего образования и меняют пути передачи знаний. Образовательные организации сталкиваются с далеко идущими изменениями: на различных институциональных уровнях, управлении, преподавании, обучении и экзамене вузы сталкиваются с большими проблемами. Оцифровка может способствовать сделать высшее образование еще более открытым, справедливым, международным и мощным [1]. Развитие цифровых навыков студентов является важной задачей современного вуза. Чтобы поддержать и мотивировать студентов в этом отношении, необходимо создание системы, которая преследует две цели: помочь студентам выбрать свои ИТ-инструменты в соответствии с их учебной деятельностью и помочь им начать работу с выбранными инструментами. Подборка компетенций для студентов и их инструментов ИКТ -это ядро системы, в которой важную роль играет содержание. Достижение поставленных целей возможно через курсы-семинары или самостоятельное обучение [18]. Основная педагогическая перспектива - повысить уровень цифровой культуры студентов и помочь им лучше учиться [2].

Основное внимание при этом уделяется генерации практических знаний студентов в цифровой образовательной среде. Области применения могут включать экспериментальное обучение и обратную связь в процессе обучения, распространение оцифрованных учебных сред или анализ образовательной инфраструктуры и ресурсов [3].

Искусственный интеллект (ИИ) в высшем образовании будет способствовать эффективно развернуть ключевые технологии искусственного интеллекта в широте системы высшего образования. Вузы смогут эффективнее использовать искусственный интеллект в преподавании и наделить

завтрашних специалистов важной компетенцией [4].

Остановимся подробнее на возможных улучшениях процесса обучения студентов в цифровой образовательной среде с использованием технологий ИИ:

- образовательная платформа адаптируется в соответствии с потребностями студентов. Разработанные системы программного обеспечения ИИ помогают работать над слабыми сторонами студентов. В ходе этого процесса программа обнаруживает, где у студента возникают трудности, и отправляет необходимые материалы для совершенствования его навыков;

- возможность учиться, когда удобно, и получать обратную связь в режиме реального времени;

- появляется понятие «виртуальный наставник».

Для достижения поставленной цели считаем необходимым внести изменения в образовательный процесс и при развитии цифровых компетенций преподавателей развить профессиональные компетенции обучающихся. Развитие компетенций должно иметь систематическую связь с измененными рамками и предложениями высшего образования. Поэтому прежде всего необходимо систематизированное представление текущих и прогнозируемых тенденций внешних условий высшего образования и внутренних реакций на него. На этой основе затем одинаково систематизировано представлять возможные и целевые события в университетском управлении и преподавательской компетенции [5].

Актуальность исследования направлена на формирование профессиональных компетенций обучающихся в цифровой образовательной среде. Грамотное применение ИКТ в образовательном процессе способствует лучшему усвоению и применению полученного учебного материала в будущей профессиональной деятельности бакалавров.

Методы исследования. На современном этапе развития цифрового общества во всех сферах деятельности востребованы специалисты, владеющие знаниями, умениями и опытом цифровых технологий. Образовательный процесс должен быть построен так, чтобы выпускники при изучении профильных дисциплин и не только получали знания и усовершенствовали компетенции, которые помогут им конкурировать на рынке труда и в процессе трудовой деятельности развиваться лично и внедрять свои знания, улучшая ту сферу деятельности, в которой они трудятся. В связи с тем, что цифровые технологии захватывают все сферы деятельности, необходимо вносить вовремя изменения в содержание и методы преподавания в образовательных организация для обучения по профессии в высшем образовании [6]. Высшие учебные заведения вводят корректировки в образовательные программы подготовки бакалавров, вводят новые учебные дисциплины, которые помогут сформировать компетенции, необходимые будущим выпускникам. Главная задача вуза - обеспечить студентов базой знаний нового уровня, с применением дистанционного обучения, виртуальной образовательной среды, искусственного интеллекта. Все эти нововведения не только делают более интересным процесс обучения, но и помогают студентам в процессе обучения отрабатывать навыки на виртуальных тренажерах. Это способствует формированию знаний, умений и навыков не только в профессиональной деятельности, но и усовершенствования владения современными информационными технологиям. Рассмотрим для примера подготовку бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика». Согласно ФГОС ВО у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:

- способностью использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

- способностью анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Благодаря современной системе образования, на приведенном нами примере, очевидно, что в процессе обучения у студентов будут формироваться важные информационные навыки [7]. Грамотно разработанные компетенции в образовательном процессе -это основа развития будущих профессионалов. Через цифровую образовательную среду осуществляется реализация компетент-ностного подхода и проектирование процесса, который направлен на формирование исследовательских компетенций [8].

Полагаем, что исследовательская компетентность может рассматриваться как часть личности будущего специалиста, которая поможет ему заниматься исследовательской деятельностью в своей профессиональной деятельности. И тем самым поможет выпускнику в саморазвитии как специалисту, как профессионалу своего дела, внести вклад в трудовую деятельность и общество [9].

Сегодня во всех отраслях нужны «цифровые специалисты», уверенно владеющие исследовательскими компетенциями в усло-

виях цифровой среды. Для достижения данной цели в образовании при реализации компетентностного подхода в процессе обучения в вузе успешно будет применение различных форм обучения: активного и интерактивного, учебных пособий разного формата, и конечно же цифровых технологий. Особо важно уделить внимание методическому оснащению, делая акцент на самостоятельные работы студентов с применением цифровых образовательных ресурсов [19]. Сегодня это стало возможно, благодаря разработке и внедрению цифровых платформ, онлайн курсов, цифровых ресурсов для проведения занятий в вузе [10].

Компьютеризация образования сегодня - это не только подготовка студентов в цифровой среде вуза, но это и выход на новый высокий, более качественный уровень, который поможет использовать компьютерные и информационные технологии в цифровой среде предприятия, осуществляя свою трудовую деятельность [11]. Студенты, которые сегодня активно проходят обучение с использованием ИКТ - это профессионалы будущего.

Сегодня в образовательном процессе вуза для студентов использование ИКТ стало нормой. Это объясняется и сложившейся парадигмой, что для формирования личности в ХХ1 веке необходимо владеть цифровой информацией [12]. Студенты адаптируются к учебному процессу в цифровой образовательной среде. Современному студенту это привычно и удобно. В эпоху технологий и стремительного развития время является невосполнимым ресурсом. Цифровые технологии помогают распределить этот ресурс так, чтобы не тратить время на записи конспектов от руки или выполнения чертежа на листе бумаги. Благодаря применению современных технологий в учебном процессе, многое можно автоматизировать, а время потратить на интеллектуальную деятельность, на работу над проектом, кото-

рый сможет сделать еще лучше и удобнее нашу жизнь в той или иной профессиональной области [13].

Электронная образовательная среда вуза эффективна, так как она дает доступ студентам ко всем онлайн ресурсам: онлайн библиотекам, онлайн курсам, блокам тестирования. Тем самым электронная образовательная среда позволяет эффективно взаимодействовать в процессе обучения преподавателю и студенту [14].

Компьютерные навыки важны для успешного обучения в вузе, а также на протяжении всей дальнейшей трудовой жизни. Несправедливо думать о новом поколении студентов как о освоении технологий, потому что они являются «цифровыми носителями» [15]. Наконец, разработка цифровой литературы для студентов является важной задачей современного вуза, потому что во время учебы студенты могут развивать настоящую академическую цифровую культуру с помощью практики [16]. Для этого необходимо работать над созданием системы для поддержания и мотивации студентов в развитии их личной среды обучения. Мы предлагаем две общие цели:

- помочь выбрать компьютерные инструменты в рабочих задачах, которые они должны выполнять через свои различные курсы вуза;

- помочь решать рабочие задачи с выбранными инструментами.

Наша цель состоит в том, чтобы объединить два компонента системы помощи, которая может помочь:

- студенту выбрать помощь, предназначенную для работы или решения части задачи;

- использоваться студентами, работающими в автономном режиме;

- использоваться преподавателями для облегчения реализации текущей деятельности.

Для осуществления учебного процесса активно применяются МооШе и открытые Интернет ресурсы. В совокупности все эти ресурсы могут представлять собой технологическую среду, позволяющую формированию профессиональных компетенций студентов [17].

Чтобы обучение было интересным и способствовало формированию важных компетенций будущих выпускников, в цифровой образовательной среде необходимо использование современных ИТ-технологий. Грамотное сочетание технологий и баланс цифровых инструментов позволит создать цифровую образовательную среду того уровня, на котором студентам будет интересно получать знания и усовершенствовать навыки.

Выводы. Проведенный нами анализ показывает, что применение цифровых технологий в образовательном процессе

вызывает интерес обучающихся, способствует мобильности, и самое важное помогает формированию компетенций, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности, так как во всех сферах широко применяются информационные технологии. Выпускники, благодаря цифровой образовательной среде, могут применять знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности и быть конкурентно способными на рынке труда. Мы считаем, что успеваемость студентов в образовательном процессе зависит от метода преподавания, содержания онлайн-курса, его характеристик и преимущества, использования платформы курса, а также интерактивных связей между обучающимися и педагогом, и, конечно же, применения цифровых технологий в образовательном процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Stoffa Rosa; Kush Joseph C.; Heo Misook.

Using the Motivated Strategies for Learning Questionnaire and the Strategy Inventory for Language Learning in Assessing Motivation and Learning Strategies of Generation 1.5 Korean Immigrant Students. Education Research International. 2011, ID 491276, 8 p. DOI: 10.1155/2011/491276

2. Назарова Л.И. Направления профессионально-личностного развития преподавателей вузов в условиях цифровизации образования // День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности: сб. ст., Москва, 14-15 окт. 2019 г. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА. 2020. ISBN: 978-5-9675-1751-8 - С. 104-109.

3. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Информационное моделирование на основе интеллектуальных систем как инструмент систематизации знаний в предметной области «Информатика» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1(88). С.175-187. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-17

4. Kumar Vijay; Bhalla Jyoti. Validation of motivated strategies for learning questionnaire

(MSLQ) in Indian context. International Journal of Future Generation Communication and Networking. 2020. 13(2), 507 - 517.13.

5. Olivari M.G.; Bonanomi A.; Gatti E.; Confalonieri, E. Psychometric properties of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) among Italian high school students. In 14th European Congress of Psychology, Proceedings of the 14th European Congress of Psychology, Italy, 7-10 July 2015

6. Козлов О. А. Домашняя учебная работа школьников в условиях цифровой трансформации образования // Наука, образование, культура: сб. ст. 11 февр. 2021 г. - Комрат, 2021. ISBN: 978-9975-3496-2-8 - С. 508-511.

7. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020 № 3 (47). С. 3-16. ISSN: 20737572

8. Pintrich, Paul R.; Smith, David A.F.; Garcia, Teresa; McKeachie, Wilbert J. A Manual for the Use of the Motivated Strategies for

Learning Questionnaire (MSLQ); National Center for Research to Improve Postsecondary Teaching and Learning: Ann Arbor, MI, USA; 76 p.

9. Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. Hillsdale / Ed. by L.B. Resnick. - N. Y.: Erlbaum, 1976. - P. 231.

10. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения // Информатизация образования и науки. 2021. № 1 (49). С. 3-10. ISSN: 2073-7572

11. Колоскова Г.А., Козлов О.А., Колосков Р.Ю. Применение современных технологий при подготовке будущих инженеров в условиях цифровой трансформации образования // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 135-147.ISSN: 2070-9013

12. Мухаметзянов И.Ш. Мобильное обучение и культура использования мобильных технологий // Мир психологии. 2020. № 3(103). С. 206-214 ISSN: 2073-8528

13. Роберт И.В. Методология научно-педагогического исследования в области информатизации образования // Педагогическая информатика. 2019. № 3. С. 109-130. ISSN: 2070-9013

14. Колосков Р.Ю., Колоскова Г. А. Внедрение цифровых технологий при управлении проектами // Общественные и экономические науки в современных исследованиях. материа-

лы V междунар. науч.-практ. конф. 16 дек. 2020 г. - Волгоград, 2020. ISBN: 978-56045492-4-7. - С. 125-127.

15. Димова А.Л. Основные направления теоретико-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3(33). С. 128-136. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.33.128

16. Шихнабиева Т.Ш. Комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы // Управление образованием: теория и практика. 2016. №4 (24). С. 57-70. elSSN: 2311-2174

17. Поличка А.Е. Подходы применения сетевой обучающей среды по использованию средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 1. С.408-426 elSSN: 1436-4522

18. Одинокая М.А. Самостоятельная работа студентов в системе высшего профессионального образования в России: учебное пособие. - М.: РУСНАЙС, 2019. ISBN: 978-5-4365-3735-1

19. Одинокая M.A., Попова Н.В. Современные технологии интерактивного обучения в многопрофильном вузе // Изд-во Политехн. ун-та, СПб. 2016. -ISBN: 978-5-7422-5239-9

REFERENCES

1. Stoffa Rosa; Kush Joseph C.; Heo Misook.

Using the Motivated Strategies for Learning Questionnaire and the Strategy Inventory for Language Learning in Assessing Motivation and Learning Strategies of Generation 1.5 Korean Immigrant Students. Education Research International. 2011, ID 491276, 8 p. DOI: 10.1155/2011/491276

2. Nazarova L.I. Napravleniya professional'no-lichnostnogo razvitiya prepodavatelej vuzov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya // V sbornike: Den' rabotnikov sel'skogo hozyajstva i pererabatyvayushchej promyshlennosti. 2020. ISBN: 978-5-9675-1751-8 - S. 104-109.

3. Kastornov A.F., Kastornova V.A. Information modeling on the basis of intellectual systems as the tool of systematization of

knowledge in the subject domain of "computer science". Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 175-187. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-17

4. Kumar Vijay; Bhalla Jyoti. Validation of motivated strategies for learning questionnaire (MSLQ) in Indian context. International Journal of Future Generation Communication and Networking. 2020. 13(2), 507 - 517.13.

5. Olivari M.G.; Bonanomi A.; Gatti E.; Confalonieri, E. Psychometric properties of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) among Italian high school students. In 14th European Congress of Psychology, Proceedings of the 14th European Congress of Psychology, Italy, 7-10 July 2015

6. Kozlov O.A. Domashnyaya uchebnaya rabota shkol'nikov v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya // Nauka, obrazovanie, kul'tura: Sbornik statej. Komrat, 2021. ISBN: 9789975-3496-2-8 - S. 508-511.

7. Robert I.V. Digital transformation of Education: challenges and opportunities for improvement. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki = Informatization of education and science. 2020. No 3(47). P. 3-16. ISSN: 2073-7572. (In Russ.)

8. Pintrich, Paul R.; Smith, David A.F.; Garcia, Teresa; McKeachie, Wilbert J. A Manual for the Use of the Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ); National Center for Research to Improve Postsecondary Teaching and Learning: Ann Arbor, MI, USA; 76 p.

9. Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. Hillsdale / Ed. by L B. Resnick. - N. Y.: Erlbaum, 1976. - P. 231.

10. Kozlov O.A., Mikhailov YU.F. Razvitie cifrovoj transformacii obrazovaniya: problemy i puti resheniya // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2021. № 1 (49). S. 3-10. ISSN: 2073-7572

11. Koloskova GA., Kozlov OA., Koloskov R.Yu. Primenenie sovremennyh tekhnologij pri podgotovke budushchih inzhenerov v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. 2020. № 4. S. 135-147. ISSN: 2070-9013

12. Muhametzyanov I.Sh. Mobil'noe obuchenie i kul'tura ispol'zovaniya mobil'nyh tekhnologii // Mir psihologii. 2020. № 3(103). C. 206-214 ISSN: 2073-8528.

13. Robert I.V. Metodologiya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya v oblasti informatizacii

obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. 2019. № 3. S. 109-130. ISSN: 2070-9013

14. Koloskov R.Yu., Koloskova G.A. Vnedrenie cifrovyh tekhnologij pri upravlenii proektami // V sbornike: Obshchestvennye i ekonomicheskie nauki v sovremennyh issledovaniyah. materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2020. ISBN: 978-5-6045492-4-7. -S. 125-127.

15. Dimova A.L. Osnovnye napravleniya teoretiko-metodicheskogo obespecheniya podgotovki studentov vuzov v oblasti predotvrashcheniya negativnyh posledstvij ispol'zovaniya informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2018. № 3(33). S. 128-136. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.33.128

16. SHihnabieva T.Sh. Kompleks modelej i vzaimosvyazannyh algoritmov unificirovannogo prototipa intellektual'noj obuchayushchej sistemy // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2016. №4 (24). S. 57-70. eISSN: 2311-2174

17. Polichka A.E. Podhody primeneniya setevoj obuchayushchej sredy po ispol'zovaniyu sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v professional'noj deyatel'nosti // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. 2015. T. 18. № 1.S. 408-426 eISSN: 1436-4522

18. Odinokaya M.A. Samostoyatel'naya rabota studentov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: uchebnoe posobie. - M.: RUSNAJS, 2019. ISBN: 978-5-4365-3735-1

19. Odinokaya M.A., Popova N.V. Sovremennye tekhnologii interaktivnogo obucheniya v mnogoprofil'nom vuze // Izd-vo Politekhn. un-ta, SPb. 2016. ISBN: 978-5-7422-5239-9

Koloskova Galina A. Digital educational environment and its role in the formation of professional competencies of students. The article is devoted to the issue of digital transformation of education. The analysis of the problem of the formation of students' competencies in the digital educational environment of the university is given. The effectiveness of the model for the formation of students' competencies is evaluated. The authors point out that the introduction of new digital resources in the educational process allows us to create a new educational environment in the university, aimed at the formation of general cultural, general professional and professional competencies, enshrined in the federal state educational standard of higher education. On the basis of the theoretical research conducted by the authors, the pedagogical essence of the phenomenon of "digital educational environment" and its role in the formation of research competencies of future bachelors is revealed. Such components of the digital educational environment as the Moodle platform are considered https://moodle.com; digital educational resources. On their basis, the process of forming the research competencies of future bachelors in the direction of training 09.03.03 - "Applied Informatics" is carried out. The quality of the

educational process aimed at the formation of competencies reflected in the federal state educational standard of higher education, the achievement of higher learning outcomes, will be possible if the didactic potential of the digital educational environment is realized in the educational process of the university. The use of digital educational resources in the educational process of the university is one of the most important conditions for the formation of the interpersonal paradigm. The contribution of digital resources to the training of future bachelors is determined by the fact that they are tools for mental and creative abilities.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION; EDUCATIONAL PROCESS; INFORMATIZATION OF EDUCATION

Статья поступила в редакцию 05.06.2021; одобрена после рецензирования 19.06.2021; принята к публикации 28.06.2021.

The article was submitted 05.06.2021; approved after reviewing 19.06.2021; accepted for publication 28.06.2021

Citation: Koloskova G.A. Digital educational environment and its role in the formation of professional competencies of students Teaching Methodology in Higher Education. 2021. Vol. 10. No 37. P. 99-106. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.37.08

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.