Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:
Щеглов М.Ю., Пашкус В.Ю. Цифровая коммуникация Банка России в социальных сетях // Теоретическая и прикладная экономика. 2024. № 1. DOI: 10.25136/2409-8647.2024.1.69540 EDN: DXLRTR URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=69540
Цифровая коммуникация Банка России в социальных сетях
Щэглов Максим Юрьевич
СКСЮ: 0000-0003-1388-520Х
магистр, кафедра экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский
государственный университет
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9 [email protected]
Паикус Вадим Юрьевич
СКСЮ: 0000-0002-9512-3585 доктор экономических наук
профессор, кафедра экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский
государственный университет
199034, Россия, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9
Статья из рубрики "Экономическая теория и история экономической мысли"
DOI:
10.25136/2409-8647.2024.1.69540
EDN:
DXLRTR
Дата направления статьи в редакцию:
09-01-2024
Аннотация: Предметом исследования является цифровая коммуникация Банка России в социальных сетях. Актуальность статьи определяется ролью и значимостью современных цифровых каналов коммуникации в повседневной жизни, а также потенциалом их использования в проводимой денежно-кредитной политике. Авторы систематизируют и обобщают научные статьи, посвященные связи эффективной коммуникации и монетарной
политики, проводимой центральными банками. В статье отмечается, что успешная коммуникация центрального банка должна делать монетарную политику более предсказуемой, а ожидания рынка относительно будущих ставок более точными. Целью текущей статьи является оценка удобочитаемости цифровых материалов, публикуемых Банком России в официальных социальных сетях и мессенджерах. Для оценки удобочитаемости цифровых публикаций авторы выделяют две большие группы аудитории: профессиональная и непрофессиональная. В качестве метода анализа текстов авторы опираются на синтаксические и лексические методы и используют индекс Флеша-Кинкейда и Fog-Index в качестве показателя удобочитаемости текста. Авторы представили ключевые каналы и инструменты коммуникации центральных банков, а также выделили основные каналы цифровой коммуникации Банка России: сайт Банка России, социальные сети и приложение Банка России «ЦБ онлайн». Каждый из каналов имеет как прямую, так и косвенную аффилиацию. Результаты исследования канала прямой аффилиации социальных сетей и сайта подчеркивают положительную динамику индексов удобочитаемости - публикуемые материалы в социальных сетях Банком России становятся понятнее для более широких слоев населения. Тем не менее, большинство публикаций все еще требуют специальной профессиональной подготовки в области экономики и финансов для полного понимания информации. Таким образом, в коммуникации в социальных сетях отмечается ориентация Банка России на охват непрофессиональной аудитории с целью повышения прозрачности и уровня доверия к проводимой монетарной политики.
Ключевые слова:
денежно-кредитная политика, коммуникация, цифровая коммуникация, текстовый анализ, социальные сети, мессенджеры, центральные банки, Банк России, индекс Флеша-Кинкейда, Фог-индекс
Введение
В современной экономике для центральных банков эффективная коммуникация с обществом позволяет повысить уровень доверия к проводимой монетарной политике. Чем лучше экономические агенты понимают проводимую политику, тем более эффективны предпринимаемые меры. Ясность и удобочитаемость текстовой информации - необходимый минимум для обеспечения понимания и доверия к проводимой монетарной политике -Ш. Помимо традиционных официальных формальных каналов коммуникации центрального банка сегодня не менее значимую роль играют и социальные сети. Это ставит перед монетарными властями цель обеспечения роста доверия через коммуникацию в социальных сетях с учетом специфики цифровой коммуникации в данном пространстве.
В текущем исследовании авторы ставят цель оценить коммуникацию центральных банков в социальных сетях на примере Банка России. Для достижения поставленной цели авторы решают следующие задачи: (1) охарактеризовать роль и значимость коммуникации центральных банков (и Банка России, в частности) в проводимой денежно-кредитной политике; (2) определить основные формальные каналы коммуникации Банка России; (3) дать оценку удобочитаемости информации, публикуемой Банком России в социальных сетях и мессенджерах.
Теоретической базой исследования служат работы А. Евстигнеевой, Ю. Щадилова, М.
Сидоровского, П. Барановски, В. Дорынь, Т. Лызяк и Е. Станиславской, Хамза Беннани, посвященные анализу коммуникации центральных банков и их роли в проводимой монетарной политике. Основным методом анализа является сравнительный анализ. В качестве метода оценки удобочитаемости текстов используется индекс и шкала Флеша-Кинкейда и Fog-Index. Эмпирической базой исследования служат публикации Банка России, преимущественно посвященные тематике инфляции и финансовых рынков, за 2018-2023 гг. в социальных сетях ВКонтакте и Telegram. Методика отбора наблюдений включает выбор рандомных 20 публикаций за год по каждой социальной сети по выделенной тематике. Отдельно была сформирована выборка по публикациям в социальных сетях ключевых выдержек из пресс-релизов заседания Совета директоров Банка России по ключевой ставке.
Методология и методы
В текущей статье авторы используют определение «коммуникация», представленное в монографии М. Кастельса: «коллективное использование смыслов в процессе обмена информации» Термин «цифровизация» можно определить как «преобразование
информации в цифровую форму» J31. Одним из проявлений цифровизации является перенос коммуникаций в цифровые каналы.
Коммуникация центральных банков сегодня активно исследуется как в зарубежных, так и российских научных публикациях. П. Барановски, В. Дорынь, Т. Лызяк и Е. Станиславская определили, что инфляционные ожидания более чувствительны к коммуникациям центрального банка, чем к решениям монетарной политики J41. Авторы также пришли к выводу, что «слова и дела центрального банка являются субститутами». В работе А.С. Блиндера отмечается, что успешная коммуникация центрального банка должна делать его политику более предсказуемой и ожидания рынка относительно
будущих ставок более точными J51. Хамза Беннани предполагает, что монетарные институты реализуют адаптивную (ограничительную) денежно-кредитную политику в ответ на увеличение (снижение) степени неопределенности, выражаемую средствами
массовой информации. J61. Анализ коммуникации в социальных сетях как потенциального канала влияния на монетарную политику уже исследуется в международных исследованиях. Так, Пейран Цзяо, Андре Вейга и Ансгар Вальтер показали, что освещение новостей в социальных сетях влияет на увеличение волатильности акций и оборота на фондовом рынке, что согласуются с моделью «эхо-камеры», где социальные сети повторяют новости, но некоторые инвесторы интерпретируют повторяющиеся
сигналы как действительно новую информацию ^^ В другой статье Кристины Анжелико, Юри Маркуччи, Марчелло Микколи, Филиппо Кварта авторы подтвердили, что социальная сеть Twitter может стать новым своевременным источником формирования убеждений у домохозяйств, который можно включать как индикатор в модель ожидания потребителей
на рынке
Специфика коммуникации Банка России уже стала предметом исследования в отечественных научных работах за последние 5-10 лет. Так, в исследовании А. Евстигнеевой и М. Сидоровского на примере Банка России отмечается, что развитие инструментов коммуникации сначала приводят к улучшению работы самой коммуникации
(вербальных интервенций), а затем уже к росту предсказуемости решений i91. В статье С.А. Мерзлякова и Р.А. Хабибулина доказывается, что пресс-релизы Банка России действительно могут оказывать значимое влияние на межбанковскую ставку и ее волатильность ИШ. При помощи EGARCH-, VAR-моделей, а также непараметрических
тестов С.М. Дробышевский, П.В. Трунин, А.В. Божечкова и др. подтвердили эффективность информационных сигналов регулятора с точки зрения предсказуемости процентной политики, степени воздействия информационных сигналов на денежный и
валютный рынки -Ш^. Помимо этого, подчеркивается возможность воздействовать на инфляционные ожидания населения и другие немонетарные факторы инфляции, уровень
и волатильность реальной ключевой ставки ii^i, а также на состояние внутреннего валютного рынка посредством коммуникации Банка России. В целом,
лингвистическая прозрачность денежно-кредитной политики Банка России оценена на высоком уровне -U^i.
В качестве методик оценки удобочитаемости текста А. Евстигнеева выделяет: синтаксические, лексические, морфологические, фонетические, семантические,
дискурсивные В данной статье авторы ограничатся применением синтаксических и лингвистических методов. Одним из наиболее известных индексов удобочитаемости, индекс Флеша, базируется на синтаксической (средняя длина предложений) и
лексической (средняя длина слова) характеристике текста --15!. Позднее эта методика была доработана Питером Кинкейдом I-16!. Учитывая языковые отличия английского и русского языков индекс Флеша-Кинкейда был также модифицирован для русского языка:
Fiesch-Kincaid Index = 206,835 - 1,52 X ASL - 65,14 X ASW
, где ASL — average sentence length), ASW — average number of syllables per word)
Таблица 1. Оценка сложности чтения текста по формуле Флеша-Кинкейда
Оценка сложности/легкости чтения по формуле Флеша-Кинкейда (0-100) Уровень образованности(оконченных классов)
0-30 Выпускник ВУЗа
30-50 Студент ВУЗа
50-60 Ученик старших классов
60-70 Ученик 8-9 классов
80-90 Ученик 6 класса
90-100 Ученик 5 класса
Также в статье используется Фог индекс (индекс Ганнинга). С учетом особенностей русского языка данных индекс был модифицирован:
words \
Fog Index = 0,4 X [0,78 X (——-) + 100x1———)]
Vsentences/ \ words /
^"difficult words^
■entences/ \ words
Таблица 2. Оценка сложности чтения текста по Fog Index
Оценка сложности/легкости чтения (0-100) Уровень образованности
70 и более не требуется специальной подготовки
60-70 среднее образование
30-60 высший уровень подготовки
0-30 для понимания нужен научный уровень
подготовки
Результаты
В России потенциал социальных сетей в сфере коммуникации с обществом был замечен с 2010-х гг. Тогда в социальных сетях были преимущественно официально представлены
федеральные органы власти Анализируя коммуникацию Банка России, можно
выделить следующие основные каналы: сайты Банка России, СМИ, социальные сети и мессенджеры, мобильные приложения, встречи с целевой аудиторией, конференции и воркшопы ^АШ.
Отмар Иссинг предложил классифицировать инструменты коммуникации по денежно-
кредитной политике по пяти уровням Первый (базовый) предполагает публикацию пресс-релизов, пресс-конференцию и стенограмму пресс-конференций. Второй (дополнительная коммуникация) - обсуждение решения комитетом по монетарной политике и результаты голосования Совета директоров ЦБ. Третий уровень (дополнительная информация о денежно-кредитной политике и экономическом развитии) - публикация отчетов, прогнозов, статистики, опросов, интервью и брифингов. Четвертый уровень (исследования монетарной политики) - исследовательские статьи и конференции. Пятый уровень (передача знаний о денежно-кредитной политике) -презентации ЦБ, информационные буклеты, видео и видеоигры, образовательные конкурсы/соревнования.
Таблица 3. Коммуникация центральных банков: инструменты, каналы и целевая
аудитория
Уровень Инструменты Каналы Целевая аудитория
I (базовый) Пресс-релиз Веб-Сайт Представители СМИ, широкая публика, игроки на рынке финансов, бизнес
Пресс-конференция Прямая коммуникация, телевидение, трансляция в Инте рне т
Стенограмма пресс-конференции Веб-Сайт
II (доп. коммуникация) Обсуждение решения комитетом по монетарной политике Веб-Сайт Представители СМИ, широкая публика, игроки на рынке финансов, бизнес
Результаты голосования Совета директоров ЦБ Веб-Сайт
Публикация отчетов Веб-Сайт Аналитики, академическое сообщество
Публикация прогнозов Веб-Сайт Аналитики, академическое сообщество
Публикация статистики Веб-Сайт Аналитики, академическое сообщество
III (доп. информация о ДКП) Публикация опросов Веб-Сайт Академическое с о о б щ е с тв о , представители СМИ, политики
Интервью Телевидение, радио, печатные СМИ, социальные сети и трансляции Представители СМИ, широкая публика, игроки на рынке финансов
Брифинги Телевидение, радио, печатные СМИ, социальные сети и трансляции Представители СМИ
IV (исследования монетарной политики) Исследовательские статьи Веб-Сайт/бумажная копия Академическое сообщество и группы профессиональных инте ре с о в
Конференции Прямое взаимодействие и открытый диалог, иногда с присутствием СМИ, веб-сайт/бумажная копия
V(передача знаний о денежно-кредитной политике) Презентации ЦБ Прямое взаимодействие Школьники, студенты, преподаватели, гендиректора и пр.
Информационные буклеты Веб-Сайт/бумажная копия Дети, школьники, студенты, пр е по д а в а те ли и пр.
Видео и видеоигры ВебСайт/презентация
Образовательные конкурсы/соревнования Прямое взаимодействие Студенты, школьники, пр е по д а в а те ли
Источник: Issing O. Communication, transparency, accountability: monetary policy in the twenty-first century // Federal Reserve Bank of St. Louis Review. - 2005. - Vol. 87. - №. March/April 2005. - pp 65-83
Среди цифровых каналов коммуникации можно выделить коммуникацию через: сайт Банка России, официальные социальные сети и приложение Банка России «ЦБ онлайн». Каждый из них можно разделить на каналы прямой аффилиации Банка России (официальные группы и сайт ЦБ РФ) и косвенной (сайты, группы ВК и Телеграм каналы «Econs», «Финансовая культура», «Музей Банка России» и пр.).
Для каждого из трех каналов цифровой коммуникации выделяются определенные инструменты коммуникации: односторонние (публикация информационно-аналитических комментариев, информации о решениях Банка России, пресс-конференциях, анонсах и пр.) и с обратной связью (обращение по электронной почте, через социальные сети и через приложение «ЦБ онлайн», а также комментарии под постом в социальных сетях и
мессенджерах).
При анализе коммуникации центральных банков необходимо понимать, что существует разная аудитория. Условно, аудиторию коммуникации центрального банка можно разделить на две большие группы: профессиональная (инвесторы, финансовые рынки, кредитные организации, крупный бизнес, органы государственной власти в сфере экономической политики, экономисты, аналитики, научное сообщество, экономические СМИ и блогеры) и непрофессиональная (рядовые граждане, малый и средний бизнес, органы государственной власти в сфере неэкономической политики, неэкономические СМИ и блогеры и пр.).
С 2018 г. практика использования социальных сетей распространилась на Банк России: 6 июля 2018 года Банк России официально зарегистрировал группу ВКонтакте. Последние расширение Банка России в социальных сетях произошло в 2022 году - 25 февраля официально создан канал Банка России в Telegram, а 15 марта - в Одноклассниках. На сегодняшний день Банк России официально представлен в следующих социальных сетях:
ВКонтакте, YouTube, Telegram, Дзен, Одноклассники t20!. Очевидно, что ключевая целевая аудитория социальных сетей сегодня может быть дифференцирована по рубрикам и группам. Более детально понять усредненный портрет аудитории основных групп и каналов Банка России в социальных сетях и мессенджерах как раз позволит такой инструмент как индекс Флеша-Кинкейда и Fog Index.
Подсчет индекса Флеша-Кинкейда и Fog Index показал следующие результаты (см. Таблица 4). Динамика изменения индекса Флеша-Кинкейда представлена на Графике 1.
Таблица 4. Усредненные результаты индекса Флеша-Кинкейда и Fog Index
Telegram VK Web-site
F-K Index 33,2085 14,09345 7,978511
Fogue Index 21,4665 25,02948 26,23596
График 1. Динамика значения усредненного индекса Флеша-Кинкейда за 2018-2023 гг.
Результаты индекса Флеша-Кннкейда
IZ Years
--O-Teltgrtm —о - VK —о— Web-Shs
Исходя из полученных результатов видно, что коммуникационная политика Банка России в целом направлена на повышение уровня удобочитаемости публикаций. Тем не менее, согласно результатам индекса Флеша-Кинкейда для понимания большинства текстов в социальной сети ВКонтакте и веб-сайте Банка России необходимо наличие высшего
профессионального образования в области экономики и финансов. Только в мессенджере Telegram публикуемый материал за счет более коротких, емких и более частых публикаций может быть с большей степенью понят студентами высших учебных заведений. Также авторы отмечают, что согласно Fog-Index практически все публикации написано в научном стиле т.е. требуют для понимания научного уровня подготовки.
Отдельно авторы подсчитали индекс Флеша-Кинкейда для публикаций выдержек пресс-релизов заседаний Совета директоров Банка России по ключевой ставке. Полученный результат для социальной сети ВКонтакте (18,44) в целом лучше, чем сами тексты пресс-релизов (11,84), но также требуют наличия высшего профессионального образования в области экономики и финансов. Эти результаты в целом согласуются с полученными результатами в исследовании Банка России (Щадилова Ю., Евстигнеева А. Международный опыт коммуникации о решениях по денежно-кредитной политике и макроэкономических прогнозах [Эл. ресурс]/ Банк России: Аналитическая записка. URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/145990/analytic_note_20230331_ddkp.pdf) и Е.П. Перьковой [21].
Заключение
Переход к инфляционному таргетированию Банком России поставил перед ним задачи по налаживанию коммуникации с обществом для проведения более эффективной
монетарной политики I22!. В международных и отечественных исследованиях показана значимость эффективность инструментов коммуникации в политике центральных банков.
В целом, в коммуникационной политике Банка России можно выделить 6 основных каналов: сайты Банка России, СМИ, социальные сети и мессенджеры, мобильные приложения, встречи с целевой аудиторией, конференции и воркшопы. Среди цифровых каналов коммуникации можно выделить коммуникацию через: сайт Банка России, официальные социальные сети и приложение Банка России «ЦБ онлайн». Основной аудиторией являются как профессиональная, так и непрофессиональная группы.
Результаты подсчета индекса Флеша-Кинкейда и Fog-Index показали, что коммуникационная политика Банка России двигается в сторону расширения охвата аудитории, о чем свидетельствует положительная динамика индексов удобочитаемости. Тем не менее, большинство публикаций в социальных сетях (в большей степени в ВКонтакте) имеют скорее научный стиль и требуют наличия высшего профессионального образования в области экономики и финансов. В качестве рекомендации по дальнейшему совершенствованию коммуникации и институанализации инструментов Банка России авторы подчеркивают важность закрепления данного инструмента на законодательном уровне в Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Библиография
1. Дубова С.Е., Аниканов Е.И. Ясность коммуникаций как необходимое условие результативности денежно-кредитной политики в условиях инфляционного таргетирования // Финансовые рынки и банки. 2023. №. 3. С. 37-42.
2. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст]: учеб. пособие. Пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч. ред. А.И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.
3. Браун Е.В., Гребенникова О.В. Цифровая трансформация в банковской сфере // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы
всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 28 апреля 2022 года / Под редакцией Т.В. Ивашкевич, А.И. Ковалева, О.В. Фрик, Д.В. Саврасовой. Омск: Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", 2022. С. 319-323.
4. Baranowski, P. et al. Words and deeds in managing expectations: Empirical evidence from an inflation targeting economy // Economic Modelling. 2021. Vol. 95. Pp. 49-67.
5. Blinder, A.S. et al. Central bank communication and monetary policy: A survey of theory and evidence // Journal of economic literature. 2008. Vol. 46. №. 4. Pp. 910945.
6. Bennani H. Media coverage and ECB policy-making: Evidence from an augmented Taylor rule // Journal of Macroeconomics. 2018. Vol. 57. Pp. 26-38.
7. Jiao P., Veiga A., Walther A. Social media, news media and the stock market // Journal of Economic Behavior & Organization. 2020. Vol. 176. Pp. 63-90.
8. Angelico C. et al. Can we measure inflation expectations using Twitter? // Journal of Econometrics. 2022. Т. 228. №. 2. С. 259-277.
9. Evstigneeva A., Sidorovskiy M. Assessment of Clarity of Bank of Russia Monetary Policy Communication by Neural Network Approach // Russian Journal of Money and Finance. 2021. Vol. 80. No. 3. Pp. 3-33.
10. Мерзляков С.А., Хабибуллин Р.А. Информационная политика Банка России: анализ воздействия пресс-релизов о ключевой ставке на межбанковскую ставку // Вопросы экономики. 2017. №11. С. 141-151.
11. Анализ информационной политики Банка России / С.М. Дробышевский, П.В. Трунин, А.В. Божечкова [и др.] // Вопросы экономики. 2017. № 10. С. 88-110.
12. Зеленева Е. С. Коммуникации как инструмент современной денежно-кредитной политики // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. №6. С. 21.
13. Бекарева, С.В., Бессолова Ц.О. Оценка влияния информационной политики Банка России на валютный курс // Казанский экономический вестник. - 2020. - № 5(49). -С. 87-96.
14. Зеленева Е.С. Оценка транспарентности современной денежно-кредитной политики // Банковские услуги. 2021. №6. С. 17-25.
15. Flesch R.A. New Readability Yardstick // Journal of Applied Psychology. 1948. Vol. 32 (3). Pp. 221-233.
16. Kincaid J.P., Fishburne R.P. Jr., Rogers R.L., Chissom B.S. Derivation of New Readability Formulas (Automated Readability Index, Fog Count and Flesch Reading Ease Formula) For Navy Enlisted Personnel // Naval Technical Training Command: Research Branch Report. 1975. Nо. 8.
17. Кулакова Т.А., Лукьянова Г.В., Волкова А.В. От экономического патернализма к цифровому контролю // Проблемы современной экономики 2022. N 1 (81). С. 79-83.
18. Кузнецова О.С., Мерзляков С.А. Коммуникационные каналы Банка России в контексте мирового опыта // Деньги и кредит. 2015. № 12. С. 34-39.
19. Issing O. Communication, transparency, accountability: monetary policy in the twenty-first century // Federal Reserve Bank of St. Louis Review. 2005. Vol. 87. №. March/April 2005. Pp. 65-83.
20. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов: мнение экспертов Финансового университета / М.А. Абрамова, С.Е. Дубова, М.В. Ершов [и др.] // Экономика.
Налоги. Право. 2022. Т. 15. № 1. С. 6-22.
21. Перькова Е.П. Информационная политика Банка России и центральных банков других стран // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. №. 2. С. 56-70.
22. Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 61-67.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Целью исследования выступает изучение коммуникационной политика Банка России Актуальность темы статьи выражается в том, что стремительное распространение цифровых технологий, часто называемое в научной среде термином «цифровая революция», коренным образом меняет экономический уклад, формирует новые условия функционирования рынков и влияет на смену традиционного бизнесландшафта. Новые явления в экономике, ее информационное обеспечение и применение новых технологий оказывают большое влияние на сферу банковских услуг. Возрастает значимость стратегического выбора и поиска новых приоритетных моделей развития банковского бизнеса в условиях цифровизации, в том числе в коммуникациях.
Для раскрытия обозначенной тематики были использованы синтаксические и лингвистические методы, критический анализ отечественных и зарубежных авторов и другие общенаучные методы.
Материал статьи выстроен с соблюдением внутренней логики, в статье представлены доводы, касающиеся определения субъектно-институционального состава участников социальных инноваций. Стиль статьи научный, вместе с тем, статья написана понятным для читателей языком. Из минусов можем отметить только качество представленных иллюстративных материалов.
Апелляция к оппонентам представлена, автором проводится критический анализ мнений различных авторов и публикаций по проблематике исследования, что позволяет судить о высокой степени проработанности проблемы и личном вкладе автора в приращение научного знания, а именно о специфике коммуникации центральных банков стран. Список литературы соответствует заявленной теме исследования. В статье прослеживается основательный подход к выбору научной литературы, список использованных источников содержит двадцать два источника, в том числе зарубежные. У рецензента есть несколько замечаний и предложений:
1. Предлагаем повысить качество таблиц в статье и выровнять их по центру текста. В обязательном порядке необходимо внедрить формулы не как рисунки, а как текст в саму публикацию.
2. Выводы, изложенные в разделе «Заключение», содержат элемент научной новизны, но их желательно подтвердить цифрами. Кроме того, необходимо представить дополнительные предложения по развитию коммуникационной политики в интернет-пространстве, последнее предложение в статье не согласовано, создается впечатление что пропущено какое-то слово.
3. В продолжение предыдущего замечания отметим, что статья только бы выиграла, если бы автор, кроме выводов по изучаемой теме, представил также прогнозы дальнейшего развития цифровых коммуникаций Банка России в социальных сетях.
Работа в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным
исследованиям, написана на актуальную тему, которая получит отклик среди читательской аудитории, и потому может быть рекомендована к публикации в научном журнале «Теоретическая и прикладная экономика» после устранения незначительных и в большой мере, относящихся к рисункам, таблицам и формулам замечаний.