Научная статья на тему 'Цифровая интеграция стран ЕАЭС и СНГ: политико-правовые основы развития интегрированной информационной системы Евразийского сотрудничества'

Цифровая интеграция стран ЕАЭС и СНГ: политико-правовые основы развития интегрированной информационной системы Евразийского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОВЕРИЯ ЕАЭС / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СНГ И ЕАЭС / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС И СНГ / INFORMATION SYSTEM OF THE CROSS-BORDER AREA OF TRUST OF THE EAEU / COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND DIGITAL INFORMATION SYSTEMS OF THE CIS AND THE EAEU / THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL SPACE OF THE EAEU AND THE CIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

Статья отражает новые тенденции взаимодействия стран ЕАЭС и СНГ в сфере коммуникативных технологий и цифровых информационных систем как процесс цифровизации экономик партнеров, важный для информационно-цифровой кооперации и интеграции. Отмечены соглашения, стратегии, национальные и международные программы, материалы форумов по проблемам цифровой трансформации экономик. Показана особая роль объединенных цифровых информационных платформ СНГ и ЕАЭС в рамках интегрированной информационной системы взаимного внешнеэкономического товарооборота государств СНГ и ЕАЭС. Рассмотрены политико-правовые аспекты формирования интегрированной информационной системы трансграничного пространства доверия ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital integration of the EAEU and CIS countries: political and legal framework for the development of an integrated information system of Eurasian cooperation

The article reflects the new trends in the interaction of the EAEU and the CIS countries in the field of communication technologies and digital information systems as a process of digitalization of the economies of the partners, important for information digital cooperation and integration. Agreements, strategies, national and international programs, and forums on issues of digital transformation of economies are noted. The special role of the combined digital information platforms of the CIS and the EAEU in the framework of the integrated information system of the mutual foreign trade of the CIS countries and the EAEU is shown. The political and legal aspects of the formation of an integrated information system of the cross-border area of trust of the EAEU are considered

Текст научной работы на тему «Цифровая интеграция стран ЕАЭС и СНГ: политико-правовые основы развития интегрированной информационной системы Евразийского сотрудничества»

Цифровая интеграция стран ЕАЭС и СНГ: политико-правовые основы развития интегрированной информационной системы евразийского сотрудничества

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

Директор Института проблем безопасности СНГ, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук, доцент

Аннотация: Статья отражает новые тенденции взаимодействия стран ЕАЭС и СНГ в сфере коммуникативных технологий и цифровых информационных систем как процесс цифровизации экономик партнеров, важный для информационно-цифровой кооперации и интеграции. Отмечены соглашения, стратегии, национальные и международные программы, материалы форумов по проблемам цифровой трансформации экономик. Показана особая роль объединенных цифровых информационных платформ СНГ и ЕАЭС в рамках интегрированной информационной системы взаимного внешнеэкономического товарооборота государств СНГ и ЕАЭС. Рассмотрены политико-правовые аспекты формирования интегрированной информационной системы трансграничного пространства доверия ЕАЭС.

Ключевые слова: информационная система трансграничного пространства доверия ЕАЭС, коммуникативные технологии и цифровые информационные системы СНГ и ЕАЭС, основные направления развития цифрового пространства ЕАЭС и СНГ

Digital integration of the EAEU and CIS countries: political and legal framework for the development of an integrated information system of Eurasian cooperation

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,

Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal "International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences

Abstract: The article reflects the new trends in the interaction of the EAEU and the CIS countries in the field of communication technologies and digital information systems as a process of digitalization of the economies of the partners, important for information digital cooperation and integration. Agreements, strategies, national and international programs, and forums on issues of digital transformation of economies are noted. The special role of the combined digital information platforms of the CIS and the EAEU in the framework of the integrated information system of the mutual foreign trade of the CIS countries and the EAEU is shown. The political and legal aspects of the formation of an integrated information system of the cross-border area of trust of the EAEU are considered.

Keywords: information system of the cross-border area of trust of the EAEU, communication technologies and digital information systems of the CIS and the EAEU, the main directions of development of the digital space of the EAEU and the CIS

Формирование между странами ЕАЭС и СНГ объединенных коммуникативно-технологических информационных систем

Цифровая интеграция стран ЕАЭС и СНГ становится на ближайшие годы приоритетным направлением их сотрудничества, поскольку в мире происходят исторически уникальные информационно-коммуникативные процессы взаимодействия экономик и технологий, названные «четвертой промышленной революцией», которая уже изменяет экономические модели и социальные инфраструктуры посредством их цифровизации.

15 марта 2019 года в Москве в Конгресс-центре Центра международной торговли состоялся Международный экономический форум стран СНГ «СНГ: цифровая платформа - платформа интеграции», который прошел при поддержке Исполнительного комитета СНГ и Банка ВТБ (ПАО). Там же прошло заседание Экономического совета СНГ.

Можно сказать, что форум имел историческое значение, поскольку во многом переформатировал представления о развитии экономик СНГ под новые стандарты четвертой - цифровой промышленной революции.

В выступлении на этом форуме министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов изложил стратегические векторы развития информационно-технологической цифровизации экономик стран СНГ, которая прямо влияет на интенсификацию экономического роста стран СНГ. Чтобы войти в число локомотивов мирового технологического процесса, необходимо сформировать цифровую экономическую инфраструктуру уже в ближайшие шесть лет, втрое увеличив национальные инвестиции в цифровые экономические проекты. Особенно актуальны внедрение

цифровых технологий в государственное управление, здравоохранение, образование, создание «умных городов»1.

25 апреля 2019 года в Москве состоялся XXIII Международный Форум МАС 2019 «Цифровая трансформация экономики. Национальные программы и лучшие мировые практики», который был посвящен объединению идей и мероприятий операторов фиксированной и мобильной связи, обмену информацией между операторами связи по использованию ИКТ, между разработчиками и провайдерами систем ИКТ, разработке и внедрению инновационных решений, безопасному, инклюзивному и согласованному развитию инфраструктурных и сквозных технологий в рамках национального проекта «Цифровая экономика России»2.

В рамках ЕАЭС 11 ноября 2017 года приняты «Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года»3, которые определяют совместные действия стран ЕАЭС по формированию цифровых экономик в рамках инновационных проектов.

30 апреля 2019 года в Ереване на заседании Евразийского межправительственного совета ЕАЭС были рассмотрены первоочередные вопросы развития интеграции в рамках ЕАЭС и формирования единого рыночного пространства стран ЕАЭС как приоритетные отраслевые направления сотрудничества. На заседании рассматривались вопросы развития проектов промышленных кооперационных связей, основанных на прямых и посреднических контрактных производственных системах и технологических трансфертах. Это

1 Антон Силуанов принял участие в работе Международного экономического форума «СНГ: цифровая экономика - платформа интеграции» 15 марта 2019 года http://government.ru/news/36060/

2 XXIII Международный Форум МАС 2019 «Цифровая трансформация экономики. Национальные программы и лучшие мировые практики» 25.04.2019 г. http://www.vestnik-sviazy.ru/news/xxiii-mezhdunarodnyy-forum-mas-2019

3 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_282472/

должно способствовать вовлечению малого и среднего бизнеса стран ЕАЭС в производственную деятельность крупных корпораций, ориентированных на стимулирование инновационных процессов. Были определены пути устранения препятствий функционированию единого рыночного пространства ЕАЭС, перспективы развития новейших информационных технологий и Интернет-торговли в ЕАЭС, подходы к построению «цифровой эталонной модели единого окна» для мониторинга трансграничных операций во внешнеэкономической деятельности1.

Формирование между странами ЕАЭС и СНГ объединенных коммуникативно-технологических информационных систем отражает процесс цифровизации экономических отношений стран ЕАЭС и СНГ, поднимая их на информационно-цифровой кооперационный и интеграционный уровень сотрудничества. Уже сейчас экономическая интеграция евразийских государств опирается на цифровые экономические платформы государств-участников, объединение которых ускоряет процессы обмена информационными потоками на общих для стран СНГ базах данных, необходимых для работы и взаимодействия между странами и между экономическими субъектами2.

Россия и государства - участники ЕАЭС и СНГ имеют исторический шанс экономического прорыва для получения права называться мировыми экономическими локомотивами, занимающими лидирующую роль среди государств цифровых экономик.

Несмотря на сложные международные политические и экономические условия роста российской экономики, процессы цифровизации и цифровой трансформации экономических процессов в России ускоренно набирают темпы, заданные

майским Указами Президента РФ 2018 года. В Указе цифровизация российской экономики рассматривается как национальный проект, создающий технологические заделы на ближайшие шесть лет и как «фабрика моделирования внутренних инвестиций» на основе современной, безопасной цифровой ^-инфраструктуры.

Цифровые технологии особенно важны там, где государство наметило точки «экономического прорыва», т.е. приоритеты развития. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 20.02.2019 г. такими приоритетами названы государственное управление, здравоохранение, образование, создание «умных городов», стратегически важные отрасли производства и другие, где необходим пересмотр подходов для внедрения информационных цифровых систем управления процессами.

Особенно актуальны координационные мероприятия, связанные с развитием цифровой экономики государств - участников СНГ и государств -членов ЕАЭС3.

Органами ЕАЭС в 2017 году уже приняты Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года, которые показывают векторы сотрудничества по формированию цифровой экономики, определяя этапы запуска современных инновационных проектов. Заложена основа

1 На заседании Евразийского межправительственного совета отдельное внимание уделено цифровой повестке ЕАЭС http://armenianreport.com/pubs/216258/

2 Выступление Министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова на Международном экономическом форуме стран СНГ 15.03.2019 г. в г. Москве http://government.ru/news/36060/

3 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_282472/

общности цифровой экономики единого экономического пространства ЕАЭС созданием Интегрированной информационной системы ЕАЭС, предназначенной обеспечить межгосударственный обмен данными.

Созданием общности информационных ресурсов и идентификационных процессов стран ЕАЭС будет сформировано «Трансграничное пространство доверия ЕАЭС», подкрепленное межгосударственными соглашениями и другими юридическими форматами.

Для СНГ это также важно, поскольку на пространстве СНГ активно идет процесс внедрения систем маркировки товаров с использованием средств идентификации, который отражает слаженность между странами СНГ контроля операций по обороту товаров. Это позволяет стремиться к гармонизации коммерческого законодательства и права в области защиты прав потребителей, а также норм борьбы с оборотом контрафактных товаров.

Создание общих интеграционных правовых принципов поставки, купли-продажи и иных форм оборота товаров и соответствующее информационно-цифровое обеспечение идентификации товаров помогут эффективному контролю добросовестного поведения участников рынка, увеличивая выручки противодействием обороту контрафактной продукции. Взаимодействие стран СНГ между собой и с другими государствами в сфере

электронной торговли является предметом обсуждения в рамках ВТО, ОЭСР, других международных организаций, где Россия и страны СНГ принимают активное участие по разработке правил регулирования электронной торговли.

Применением совместимых программ и цифровых решений обеспечивается прослеживае-мость поставок товаров, работ и услуг, что уже решается в рамках ЕАЭС. С использованием российских и зарубежных передовых цифровых технологий существенно повышается потенциал сотрудничества стран СНГ, сокращающий административные, таможенные, налоговые, правовые, логистические барьеры, сдерживающие торговлю.

Однако общие усилия государств - участников СНГ должны быть скоординированы и развиваться не на иностранных технологических платформах, в противном случае возникает риск для торгово-экономическим связей стран СНГ. Только создавая интегрированную общую цифровую инфраструктуру стран СНГ, можно обеспечить технологическую совместимость цифровых платформ для торгово-экономических связей.

Проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года и Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в области цифрового развития общества должны быть документами о синхронизации процессов цифровизации экономик государств СНГ, максимально обеспечивая развитие экономических и торговых связей1.

Развитие интегрированной информационной системы стран ЕАЭС

Развитие интегрированной информационной системы стран ЕАЭС необходимо для обеспечения эффективной атмосферы взаимодействия и сотрудничества компаний государств - членов Таможенного союза ЕАЭС при создании благоприятных условий развития внешнеэкономической деятельности на территориях стран данного союза.

Формирование общего информационного пространства требует гармонизации и унификации норм стран ЕАЭС в сфере государственного контроля таможенной, налоговой,транспортной деятельности, осуществления совместной производственной, научно-технической, правоохранительной и иной деятельности при использова-

1 Проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года https://news.tj/ru/news/tajikistan/ economic/20180618/strani-sng-razrabotayut-sovmestnuyu-strategiyu-ekonomicheskogo-razvitiya

нии новейших технологий информационно-телекоммуникационного типа.

В условиях интенсификации интеграционных процессов в сфере экономики стран ЕАЭС должны быть созданы условия для конструктивной и динамичной деятельности органов государств - членов Таможенного союза, предусмотренной в Соглашении, касающемся создания, функционирования, развития интегрированных информационных систем стран ЕАЭС, объединенных в единую общую систему внешнеторгового и внешнеэкономического оборота в рамках Таможенного союза от 21.09.2010 г. и в Концепции, касающейся формирования Интегрированной информационной системы взаимного внешнеэкономического товарооборота государств Таможенного союза (ИИСВВТ), согласно Решению Межгосударственного совета ЕАЭС от 19.11.2010 г. № 601. Для развития нормативно-правовых норм и организационно-технических механизмов, связанных с созданием, функционированием, развитием интегрированных систем стран ЕАЭС, объединенных в общую информационно-интеграционную систему, Евразийская экономическая комиссия в 2014-2015 годах приняла базовые акты по развитию единых информационно-коммуникационных технологических стандартов и правил электронного обмена данными между странами ЕАЭС.

Такие стандарты и правила, включая общие требования использования в ЕАЭС межгосударственного информационного пространства взаимодействия серверов, операторов цифровых платформ и др., имеют юридическую силу электронных документов. Они касаются порядка по ведению и применению реестра структур электронных документов и документооборота, мето-

дики анализа, где оптимизация, гармонизация и описание общих процессов составляют единые правила использования нормативно-справочных данных ЕАЭС2.

Созданием ИИСВВТ ЕАЭС намерен обеспечить урегулирование ряда проблем интеграции, связанных с формированием такого механизма интеграционного сотрудничества, как интегрированная информационная структура с межгосударственным оборотом и обменом данных и электронных документов» среди уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС, функции которого определены межгосударственными и межведомственными соглашениями.

Созданием общих для государств - членов ЕАЭС системных информационных структур с интегрирующими элементами информационно-ресурсного обмена данными и введением единого системного подхода к распространению, обмену, предоставлению нормативно-справочных материалов в рамках ЕАЭС осуществляется унифицированное проектирование, моделирование, синхронизация и стандартизация информационных процессов между странами ЕАЭС.

Процесс обеспечения органов государственного контроля государств - членов ЕАЭС ин-

1 Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21.09.2010 г.; Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, утвержденной Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19.112010 г. № 60. http://docs.cntd.ru/document/556173309

2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.08.2017 г. № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года». http://docs. cntd.ru/document/556173309

формационными ресурсами, необходимыми в государственном контроле всех видов товаров, перемещающихся посредством пересечения таможенной границы ЕАЭС, связан с обеспечением условий пользования гражданами и хозяйствующими субъектами другими заинтересованными лицами нормативными правовыми актами государств-членов и общими информационными ресурсами.

Комиссия по мониторингу и контролю за исполнением Договора о ЕАЭС и международно-правовых документов, представляющих право ЕАЭС, содействует совершенствованию правовой и информационно-технологической базы функционирования «трансграничного пространства доверия» ЕАЭС.

Организационной основой информационных контактов в рамках ИИСВВТ становится единая система нормативно-справочной документации унифицированного формата для электронных документов, обеспеченная общими регламентами, технологиями информационного межгосударственного обмена.

Интегрированная информационная система ЕАЭС предназначена для трансграничного взаимодействия и предоставления услуг в электронной форме для внешнеэкономической деятельности.

С помощью ИИСВВТ реализуются задачи обеспечения урегулирования операций внешнего и взаимного торгового оборота в рамках единой таможенной территории Таможенного союза.

Таможенный, налоговый, транспортный, валютный и другие виды государственного контроля являются основными процедурами, где особенно важны данные интегрированной информационной системы ЕАЭС - ИИСВВТ ЕАЭС Развивая функциональные и обеспечивающие параметры по оказанию информационно-технологических услуг в сфере перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, странами - членами ЕАЭС достигаются цели координации, согласованности, единства их политики в отдельных отраслях экономики.

Цифровые платформы создаются на базе развивающихся интегрированных систем и общности модели обработки данных, обеспечивая различные виды межгосударственного информационного взаимодействия (S2S, G2G, B2G, В2В). Для интеграции информационных систем в рамках ЕАЭС решаются задачи оперативно-стратегического характера в целях создания ИИСВВТ ЕАЭС: 1) нормативно-правовые; 2) функциональные; 3) инфраструктурно-технические; 4) организационно-управленческие; 5)экспертно-методо-логические.

Особенно актуальны инфраструктурно-тех-нические способы решения задач. Инфраструктурными техническими способами развития цифровой инфраструктуры ИИСВВТ ЕАЭС выступают созданные в рамках интегрированной системы Центры обработки данных, нацеленные на формирование, ведение, использование общих информационных ресурсов, формирование телекоммуникационных составляющих ИИСВВТ ЕАЭС для обеспечения электронных процессов идентификации товаров и иных объектов, любых субъектов электронных взаимодействий, обеспечения прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. Параллельно происходит защита информации, используемой в межгосударственном информационном обмене, с применением специализированных средств криптографической защиты информации.

В целях создания ИИСВВТ ЕАЭС государствами разрабатывается согласованная политика в области информатизации и информационных технологий, модернизации национальных сегментов мониторинга использования проектных подходов. Также разрабатываются и принимаются общие методологические приемы организации управления программами, проектами, планированием, исполнением проектов, и программ, оценкой ресурсной базы проектного финансирования.

В рамках подготовки ИИСВВТ ЕАЭС расширяются коммуникации между участниками проектов и программ по оценке эффективной стороны

проектов и программ, а также качественной стороны результатов их реализации, включая оценку результативности проектно-рекомендательной

базы разработки архитектуры информационных процессов защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии.

Развитие Интегрированной информационной системы трансграничного пространства доверия ЕАЭС (ИИС ТПД ЕАЭС)

Понятие и значимость «трансграничного пространства доверия» оформились в процессе создания Таможенного союза стран ЕАЭС согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 14.05.2018 г.) (редакция, действующая с 12 марта 2019 года)1.

Результативность интеграционных процессов способствует обеспечению доверия в условиях межгосударственного обмена данными и электронной документацией уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС для повышения уровня информационных связей в рамках трансграничного пространства доверия в процессе создания интегрированной информационной системы пространства доверия ЕАЭС (ИИС ТПД ЕАЭС).

Пространственное трансграничное доверие как особое информационное взаимодействие партнеров по интеграции представляет собой комплекс, сформированный правовыми, организационными и техническими условиями, согласованными странами - членами ЕАЭС для межгосударственного обмена данными и электронными документами между уполномоченными органами2. Трансграничное пространство доверия направлено на активизацию информационно-оперативных мероприятий с использованием инновационных электронных взаимодействий и соблюдением единства требований межгосударственного электронного обмена в рамках ЕАЭС и вне его.

Таким образом, реально формируется юридически значимая система документооборота межгосударственного уровня для информационного обеспечения физических, юридических и должностных лиц, органов государственной власти и управления государств - членов ЕАЭС, должностных лиц и сотрудников органов ЕАЭС.

Такое пространство может называться «трансграничным пространством доверия», если государствами ЕАЭС обеспечиваются: 1) невмешательство во внутренние правила информационной безопасности государств-членов; 2) согласованные условия принятия решений и общие подходы к использованию институциональных форм доверительного трансграничного пространства; 3) меры криптографической безопасности и согласованные условия использования услуг серверов, предоставляемых операторами национальной информационной инфраструктуры.

Одним из основных результатов в модельном проектировании ИИС ТПД ЕАЭС является развитие Модели «Гибридное облако» ИИС ТПД ЕАЭС

Инфраструктура ИИСТПД ЕАЭС формируется по Модели «гибридное облако», где сегменты инфраструктуры существуют в виде отдельных композиционных «облаков», сохраняя автономность функционирования и действуя по стандартным технологиям, обеспечивающим автоматический «переброс» информации электронными средствами.

1 Ранее действовало Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза 2010 г., которое прекратило действие с 01.01.2015 г. на основании международного договора от 29.05.2014 г. № 349н.

2 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.01.2016 г. № 105 «О Стратегии развития трансграничного пространства доверия».

25 апреля 2019 года XXIII Международный Форум MAC

ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР». Краснопресненская наб., пав. 2, зал 3

Цифровая трансформация экономики. Национальные программы и лучшие мировые практики

Использование «гибридного облака» как основы ИИСТПД в ЕАЭС позволит постепенно сформировать «единую цифровую платформу» для межгосударственного электронного обслуживания физических лиц и хозяйствующих субъектов, используя государственные информационные системы компетентных органов государств-членов.

Это также упростит процедуры присоединения к Таможенному Союзу ЕАЭС новых участников и обеспечит синхронизацию модернизированных компонентов интегрированной информа-

ционной системы трансграничного пространства доверия.

Следует особо отметить, что Стратегия развития трансграничного пространства доверия, утвержденная Решением Коллегии ЕЭК от 27.09.2016 г. № 105, предусматривает мероприятия, связанные с созданием, развитием и функционированием ИИСТПД, а также с формированием Комиссии по проверке компонентов ИИСТПД (далее - Комиссия) и обеспечением для Комиссии условий, направленных на структуризацию и системное обновление нормативно-правового, технического и технологических массивов информации из стран ЕАЭС.

Функции Комиссии заключаются в проверке результатов по этапам формирования компонентов инфраструктурного документооборота, координации разработок и апробаций типовой информационно-технологической модели организации программно-аппаратного комплекса.

Перспективы развития международных отношений ЕАЭС и формирование трансграничного пространства доверия с третьими государствами

Развитие международных отношений «трансграничного пространства доверия» ЕАЭС с третьими государствами, международными интеграционными объединениями (МИО), международными организациями (МО) проходит в соответствии с подп. 7 п. 23 Стратегии развития трансграничного пространства доверия ЕАЭС 2016 г. в рамках координации обмена информацией государств-членов с третьими странами по отдельным вопросам формирования трансграничного пространства доверия1.

Координационными мероприятиями по взаимодействию государств - членов ЕАЭС с третьими странами выступают организационно-консультативные мероприятия по подготовке практических рекомендаций, экспертной оцен-

ке проектируемых моделей функционирования трансграничного пространства доверия ЕАЭС с третьими странами, МИО, МО для обеспечения субъектами межгосударственных электронных связей использования компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года определены Решением Совета ЕЭК от 22.08.2017 г. № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года».

На заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 6 декабря 2018 года в

1 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.09.2016 г. № 105 «О Стратегии развития трансграничного пространства доверия»

Санкт-Петербурге были приняты стратегически важные решения по вопросам интеграционного промышленного, информационного и энергетического сотрудничества государств - членов ЕАЭС1.

Председатель ВЕЭС Президент Российской Федерации В.В. Путин подвел итог российскому председательству в ЕАЭС в 2018 году, подчеркнув, что сотрудничеством в рамках ЕАЭС раскрывается экономический потенциал его государств-членов. Особенно важно, что создается организационно-правовая база функционирования единого цифрового пространства ЕАЭС, о чем свидетельствует бюджет ЕАЭС на 2019 год, которым предусматриваются крупные финансовые вложения для реализации интеграционных цифровых проектов. Участниками заседания ВЕЭС были рассмотрены и проанализированы результаты продвижения идей цифровой экономики и управления в ЕАЭС, которая осуществляется при поддержке правительств стран ЕАЭС на основании «Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года», утвержденных ВЕЭС в октябре 2017 года2.

В числе разрабатываемых проектов участники заседания ВЕЭС отметили такие инициативы, как системы функционирования и развития цифровой прослеживаемости (в том числе идентификации), процессы внедрения и взаимного признания электронных сопроводительных документов в ЕАЭС, концепции защиты от «цифрового загрязнения» цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, модели контроля и регулирования трансграничного оборота информации, модели контроля и регулирования оборота данных, используемых «регулятивными цифровыми песочница-

ми», методы электронной и цифровой торговли, управление цифровой промышленной кооперацией, управление цифровыми транспортными коридорами и т.д.

Исходя из идей заседания ВЕЭС следует отметить, что для обеспечения максимально эффективного единого рынка ЕАЭС, реализации его предпринимательского потенциала, защиты прав потребителей товаров, финансовых и иных услуг, формирования рынка ЕАЭС как трансграничного пространства доверия и инноваций необходимы меры стимулирования научно-промышленного и технологического развития «прорывного» характера, осуществимого при раскрытии научного и творческого потенциала граждан стран ЕАЭС и повышении качества их жизни.

Происходит формирование ЕАЭС как крупного и перспективного центра развития евразийского пространства и всего глобального мира, который открыт для взаимовыгодных и равноправных торгово-экономических и социально-культурных связей с внешними партнерами в форматах взаимоуважения, добрососедского и добросовестного сотрудничества государств.

Особую роль в многостороннем сотрудничестве с другими государствами государства -члены ЕАЭС отводят программам создания и функционирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Программы развития общего рынка газа ЕАЭС стали стратегическими плацдармами евразийской интеграции, поскольку их положения касаются развития добросовестной конкуренции и обеспечения недискриминационного использования газотранспортных систем в процессе перехода на рыночное ценообразование, когда ценовые условия по нефтегазовую

1 В мероприятии приняли участие Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков, Президент Российской Федерации Владимир Путин и Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян. В заседании также участвовал Президент Республики Молдова Игорь Додон. https://www.ritmeurasia.org/news--2018-12-10--itogi-zasedanija-vysshego-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soveta-6-dekabrja-2018^.-40018

2 Выступление В.В. Путина на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 06.12.2018 г. в Санкт-Петербурге https://www.ritmeurasia.org/news--2018-12-10--itogi-zasedanija-vysshego-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soveta-6-dekabrja-2018-g.-40018

продукцию нацелены на обеспечение устойчивости национального развития стран ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что качается общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, то на них создаются механизмы единого биржевого пространства, прозрачных биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов, недискриминационного доступа на биржевые торги нефтью и нефтепродуктами, когда порядок исполнения сделок (договоров) закреплен унифицированными нормами единых биржевых условий на пространстве ЕАЭС.

Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза приведет к дальнейшему экономическому развитию государств-членов, укреплению энергетической безопасности и росту конкурентоспособности товаров стран Союза на мировом рынке энергетических ресурсов.

Важную роль играет профинансированный из бюджета ЕАЭС совместный евразийский проект кооперационного промышленного сотрудничества с участием российского, казахстанского и белорусского предпринимательского сообщества названный Евразийской технологической платформой по космическим и геоинформационным технологиям в условиях глобальной конкуренто-способности1.

ВЕЭС на заседании 6 декабря 2018 года также утвердил «Основные направления международной

деятельности ЕАЭС на 2019 год», которые включают ключевые направления взаимодействия, касающиеся правительств зарубежных государств, региональных объединений, международных организаций, бизнес-сообществ, экспертных кругов. Это касается развития действующих форм сотрудничества согласно меморандумам по взаимодействию, по преференциальным и непреференциальным торговым соглашениям. Особая заинтересованность ЕАЭС проявляется в области дальнейшего совершенствования нормативно-правового и институционального механизмов сотрудничества.

Важной сферой международной информационной деятельности ЕАЭС являются мероприятия по продвижению достоверности и актуализации информационных сведений о реальных достижениях ЕАЭС для расширения в мировом сообществе (в условиях информационной войны западных стран против ЕАЭС и СНГ) позитивности представлений о ЕАЭС. Это должно подтверждаться комментариями ученых, специалистов, СМИ и другими по обзорам эффективности и конкурентоспособности международных соглашений, планов, стратегий, инициатив ЕАЭС как влиятельной международной организации региональной экономической интеграции.

Приоритетами для партнерства в 2019 году остаются страны СНГ, Европейского союза, Китай, государства, намеренные сотрудничать с ЕАЭС, заключившие договоры с ЕАЭС, а также ведущие переговоры о заключении меморандумов по сотрудничеству.

К таким странам относятся: Сингапур, Камбоджа, Таиланд, Куба, Чили, Перу, Иордания, Марокко, Фарерские острова, Молдова. Государства, заключившие соглашения о зоне свободной торговли, включают: Вьетнам, Сингапур, Израиль, Египет, Индия, Сербия, а также международные организации и региональные эконо-

1 Странами ЕАЭС разрабатывается на базе евразийской технологической платформы «Космические и геоинформационные технологии - продукты глобальной конкурентоспособности» Проект межгосударственной программы «Интегрированная система государств - членов Евразийского экономического союза по предоставлению космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли».

мические объединения - Организация объединенных наций (ООН) и ее региональные экономические комиссии, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум «Ази-

атско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Андское сообщество, МЕРКОСУР и т.д. присутствовала в руководящих органах ЕАЭС в этом году.1

Нормативно-правовые акты и литература

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 20.02.2019 г.

2. Выступление В.В. Путина на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 06.12.2018 г. в Санкт-Петербурге https://www. ritmeurasia.org/news--2018-12-10--itogi-zasedanija-vysshego-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soveta-6-dekabrja-2018-g.-40018

3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282472/

4. Заявление глав государств - членов ЕАЭС о цифровой повестке ЕАЭС от 26.12.2016 г. и Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 г. № 21 «О формировании цифровой повестки ЕАЭС с целью дальнейшего развития экономической интеграции государств - членов ЕАЭС http:// er.ru/news/160216

5. Выступление Министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова на Международном экономическом форуме стран СНГ 15.03.2019 г. в г. Москве http://government.ru/news/36060/

6. Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21.09.2010 г.

7. Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, утвержденная Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19.11.2010 г. № 60.

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.08.2017 г. № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года». http://docs.cntd.ru/ document/556173309

9. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.09.2017 г. № 125 «О проекте решения ВЕЭС об основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года». https:// www.alta.ru/tamdoc/17r00125/

10. Решение Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 06.12.2018 г. «Основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2019 год». http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ dmi/inftech/dts/Pages/default.aspx

11. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года»

12. Проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года https://news.tj/ru/news/ tajikistan/economic/20180618/strani-sng-razrabotayut-sovmestnuyu-strategiyu-ekonomicheskogo-razvitiya

1 Решение Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 6 декабря 2018 года «Основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2019 год» http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/inftech/dts/Pages/default.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.