МАРКЕТИНГ И КОММЕРЦИЯ
УДК: 338.22 ББК 65
Абдуллаева З.М. - кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии, Дагестанский государственный университет
Abdullaeva Z.M. - candidate of economic Sciences assistant professor Department of Political Economy», Dagestan State University
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
DIGITAL ECONOMY IN THE CONSUMPTION AREA
Сегодня все большая часть населения обращается к интернет покупкам. Связано это с изменением культуры потребления и с активным вовлечением Интернета в нашу жизнь. Можно с уверенностью сказать, что страны, где активно продвигается интернет торговля, вступают на новую ступень развития постиндустриального общества.
При этом надо помнить, что в процессе потребления товаров и услуг через интернет можно встретить не только массу положительных моментов, но и большое число факторов риска.
Ключевые слова: интернет-покупки, потребление, онлайн-магазины, онлайн торговля.
Today, a large part of the population is turning to online shopping. This is due to the changing culture of consumption and the active involvement of the Internet in our lives. It is safe to say that the countries where Internet trade is actively promoted are entering a new stage of development of post-industrial society.
It should be remembered that in the process of consumption of goods and services via the Internet can be found not only a lot of positive aspects, but also a large number of risk factors.
Keywords: online shopping, consumption, online shopping, online trading.
Бурное развитие сети Интернет радикально изменило культуру потребления: в странах Европы уже более 60% семей ходят за покупками в режиме «online». Поэтому не удивительно, что у нас в стране число сторонников онлайн-покупок также стремительно растет. Причины этого просты: покупать товары в Интернете намного дешевле, быстрее и удобнее.
Во всем мире торговля уверенно «переселяется» во всемирную паутину. Сегодня за считанные минуты, где-то за чашкой утреннего кофе, вы можете купить все, что нужно - от духов и бытовой химии, одежды и книг до электроники и офисной мебели. В сети Интернет есть все и на любой вкус. К тому же, это все сильно дешевле, чем в традиционных магазинах.
Обычные магазины вынуждены нанимать огромный штат продавцов, консультантов и менеджеров, содержать немалое помещение, а также нести прочие расходы, которые неизбежно ложатся в стоимость предлагаемых товаров. В этом смысле онлайн-магазинам намного легче - минимальные затраты на торговлю в Интернете и прямые, без посредников, сделки с производителями позволяют снизить стоимость товаров почти на 30%, а то и более. К тому же, как и в традиционных магазинах, в Интернете также предлагают сезонные скидки, акции, распродажи и кредитование.
Таким образом, онлайн-шоппинг стремительно набирает популярность на волне развития новых технологий.
Человеку, который никогда прежде не делал заказы в интернете, довольно сложно понять, в чем их преимущество перед обычными магазинами и определить, какие подводные камни есть в мире виртуальных покупок.
Попытаемся проанализировать данную потребительскую нишу.
К достоинствам интернет-покупок, на наш взгляд, можно отнести следующие:
1. Экономия времени и свобода выбора. В онлайн-магазин можно зайти из любого места, где есть доступ к Интернету, и в любое время. К тому же интернет-магазин работает без обеда и выходных - он круглосуточный.
Согласитесь, у жителей крупных городов ввиду огромного количества бутиков, официальных представительств каких-либо компаний и просто разномастных торговцев нет недостатка в товарах. А вот жителям небольших городов приходится сложнее, зачастую у них нет ничего, кроме рынков с товарами, привезенными из регионального центра и купленными с одного склада. Интернет шоппинг дает людям то, чего они так часто лишены, находясь далеко от столицы - свободу выбора. Однако даже в больших городах модели и коллекции обновляются не так быстро, как в Европе и США. Помимо этого, зачастую именно редкие товары сподвигают на интернет покупки даже тех, кто скептически к ним относится, но ввиду отсутствия необходимых наименований вынужден искать их онлайн. К этой категории относятся, например, лекарства и БАДы, которых у нас или нет, или они стоят дорого. Так же к редким товарам можно отнести одежду для представителей неформальных молодежных течений и различных субкультур, музыкальные инструменты и запчасти для иномарок.
2. Финансовая экономия. Многие товары в Сети в принципе стоят дешевле: компаниям не нужно платить за аренду помещений и выдавать зарплаты. Низкие цены практически на весь спектр товаров позволяют приобретать необходимые вещи в достаточном количестве людям различных социальных слоев. Особенно выгоден в этом плане азиатский шоппинг - Китай, Корея, Япония, где можно за 100$-200$ приобрести весь летний гардероб.
3. Удобство сервиса. Практически каждый магазин в Интернете предлагает стандартный сервис, который значительно облегчает вам жизнь.
Практически каждый магазин в Интернете предлагает стандартный сервис, который значительно облегчает вам жизнь:
- доставка: как правило, покупки можно получить с помощью национальной почтовой компании, одного из частных экспресс-сервисов вашей страны или с курьером;
- оплата: здесь вы также можете выбрать удобный вариант. Рассчитываются за покупку в основном наложенным платежом на почте или деньги платятся лично курьеру. Можно также перевести финансы через банк или с помощью «кредитки» и виртуальных денег (WebMoney);
- оформление: удобство проявляется и в оформлении - каждый лот сопровождается подробным описанием состава, функционала, срока действия. Прилагаются фотографии предмета со всех сторон. Благодаря этому выбрать подходящую вещь намного проще. Особенно полезными будут оценки и отзывы других покупателей о товаре, рейтинги и советы специалистов. И понятное дело, что вам не придется толкаться в очереди и ждать, пока консультант сможет уделить вам внимание. Оформить покупку в интернет-магазине очень удобно: надо лишь заполнить соответствующую заявку.
4. Эксклюзивные предложения. В последнее время довольно часто на сайтах можно встретить надпись "Online exclusive" или "Online only" даже в тех магазинах, которые имеют свои бутики в торговых центрах. Не редко клубные карты и специальные скидки, например распродажи поздно ночью или рано утром, есть только на сайтах.
5. Возможность заработать. Часть магазинов имеют партнерские, реферальные системы, действующие по принципу "приведи друга и получи % от его заказа".
Однако не все так безоблачно. При совершении интернет покупок можно выявить и немало недостатков.
1. Виртуальная оценка товара. Невозможность потрогать, примерить, проверить в работе товар может стать серьезной причиной отказа от виртуального шоппинга.
2. Сетевые мошенники. Особенно это касается тех магазинов в Интернете, которые работают по полной предоплате.
3. Технические моменты (долгая доставка, блокировка банковской карты, обязательная регистрация и т.д.).
Эти проблемы не всегда зависят от магазина, но любители делать покупки в Интернете часто с ними сталкиваются.
- доставка часто затягивается на неопределенный срок. Особенно, если вы заказываете товар из другой страны. Доставка посылки до покупателя может занимать от нескольких дней до полугода и даже дольше, все зависит от метода доставки, сезона (перед праздниками обычно случаются завалы на складе) и скорости работы самой почты. Отдельно стоит сказать и о работе отделений почтовой связи. Вы можете сэкономить пару часов на походе по магазинам, но простоять их в очереди за посылкой. Кроме того, иногда посылки теряются, и зачастую магазины и продавцы отказываются или не могут по каким-то причинам прислать документы, необходимые для подачи заявления на розыск;
- некоторые сервисы требуют обязательно зарегистрироваться перед тем как покупать что-то. Так они получают доступ к личным данным и начинают активную рассылку рекламы, которая очень быстро надоедает;
- для покупок в интернете вам будет необходима банковская карта или электронный кошелек, которые взимают определенный процент за содержание и конвертацию валюты;
- иногда магазины делают двойную и даже тройную блокировку средств на карте. Это случается по разным причинам, но в любом случае вы остаетесь без доступных к использованию денег;
- если магазин не отправляет в вашу страну или доставка слишком дорогая, то можно воспользоваться услугами посредника, а это несет в себе дополнительные траты и имеет свои нюансы;
- в случае если товар не подошел, и вы решили вернуть его обратно продавцу, за доставку, скорее всего, придется заплатить вам;
- также надо помнить, что самый рискованный способ -предоплата. Правда, на онлайн-покупки также распространяется закон, защищающий права потребителей.
4. Таможенные нормы и лимиты. Законодательство каждой страны четко регулирует беспошлинные нормы ввоза товаров для личного пользования, а также утверждает список товаров, запрещенных к импорту.
5. Приступ шопоголизма. Некоторых людей интернет покупки увлекают настолько, что они теряют здравый смысл и начинают жадно скупать в интернете все подряд.
6. Языковой барьер при общении. Рано или поздно вам понадобится связаться со службой поддержки для уточнения размера или характеристик, для разрешения возможных проблем с оплатой или доставкой и т.п. В таком случае Вы можете столкнуться с некоторыми трудностями перевода. Несмотря на то, что можно воспользоваться онлайн переводчиками, такими как google.translate, они не всегда корректно переводят тексты. Тогда вам смогут помочь форумчане. Вы можете попросить помощь в специальной теме в разделе о магазине или в общей теме.
Нами был проведён опрос среди городской молодёжи РД по поводу их отношения к интернет-покупкам. В опросе участвовала молодёжь 18-30 лет. Категории респондентов были поделены по половому признаку: 66% опрощенных - девушки, 34% - юноши.
Из опрошенных девушек 48% относятся положительно к покупкам в интернете, 18% относятся отрицательно к этому. Среди юношей 23% регулярно делают покупки в интернете, 11% относятся отрицательно к этому.
В рамках вопроса «Какие достоинства совершения покупки через интернет вы бы выделили?» мы предложили следующие варианты ответов: 1. отсутствие очередей в кассу; 2. отсутствие необходимости контакта с "живым человеком"; 3. более низкие цены; 4. больший выбор представленных моделей в сравнении с обычным магазином; 5. доставка; 6. Другое.
По поводу преимуществ интернет покупок 35% девушек главным достоинством назвали широкий выбор, 17% при покупке в интернете считают главным достоинством доставку, 14% - другое.
Среди юношей были получены следующие результаты: 21% опрошенных при покупке в интернете считает главным достоинством доставку, 7% - большой выбор, а 6% - другое.
На вопрос «Что вас останавливает от покупки одежды через интернет?» были предложены следующие варианты ответов: 1. боитесь, что покупка может быть испорчена при доставке/транспортировке; 2. вы не можете примерить покупаемые вещи; 3. находите процедуру заказа слишком трудоемкой; 4. боитесь быть обманутым интернет магазином; 5. другое.
К отрицательным моментам в сфере интернет покупок 50% девушек отнесли тот факт, что нет возможности примерить покупаемые вещи, 11% не покупают товар, потому что боятся быть обманутыми интернет-магазином, 5 % - другое.
Только 17% юношей не покупают товар в интернете потому, что нет возможности примерить приобретаемые вещи, 11% бояться быть обманутыми интернет-магазином, 5 % - другое.
При ответах, отражающих степень оценки таких критериев, как цена, качество товаров и услуг, бренд товаров, время доставки и наличие скидок и акций, были получены следующие результаты (см. таблицы 1, 2).
Таблица 1
Оценка критериев при совершении интернет-покупок (девушки)
Очень важно Среднее Не имеет значения
Цена 53 32 15
Качество 67 33 0
Бренд/Марка 22 32 46
товара
Время доставки 45 36 19
Наличие скидок и 40 33 27
акций
Как видно из данных таблицы 1, лидирующими критериями, на которые обращают внимание покупатели-девушки, являются цена, качество и время доставки товаров. При этом бренд и марка продукции не имеет большого значения.
Таблица 2
Оценка критериев при совершении интернет-покупок (юноши)
Очень важно Среднее Не имеет значения
Цена 60 32 8
Качество 64 36 0
Бренд/Марка товара 43 38 19
Время доставки 56 44 0
Наличие скидок и 23 28 49
акций
У юношей также лидерами среди критериев оценки были качество, цена и время доставки. Они также, как и девушки, обращают самое большое внимание на качество продукции. На втором месте у них цена, в отличие от девушек, которые более тщательно следят за временем доставки. При этом, если юноши практически не обращают внимание на наличие скидок и акций, почти 40% девушек пристально за этим следят.
Относительно способов оплаты интернет покупок самые популярные ответы разделились следующим образом:
оплата с мобильного телефона - 20%;
банковская карта - 40%;
наличные - 19%.
Для ответа на вопрос «Откуда вы обычно узнаете о новых сайтах или магазинах?», были предложены варианты:1. телевидение, 2. радио, 3. сайт Vkontakte.ru, 4. сайт Twitter.com, 5. сайт Facebook.com, 6. интернет-форумы, 7. блогосфера/ЖЖ, 8. сайты 2Л/0Лап, 9. социальная сеть Instagram, 10. социальная сеть Одноклассники.
Большая часть опрошенных назвала основным источником для получения информации по данному вопросу социальную сеть Instagram (80%).
Таким образом, можно сказать, что общество постепенно все активнее предпочитает онлайн-шопинг традиционному оффлайн-шоппингу. Относится к этому положительно около 66% опрошенных респондентов.
Можно рассуждать, что перспектива развития на ближайшие годы будет возрастать и интернет-шопинг будет и дальше популярен среди населения.
Не надо только забывать о проблемах интернет покупок и следовать определенным правилам, которые уберегут вас от лишней траты нервов:
доверяйте только крупным электронным сервисам с удобным интерфейсом и без посторонней рекламы — к примеру, глядя на сайт TrendMall.com.ua, сразу понятно, что компания заботится о приятном оформлении ресурса и подробном описании товара;
читайте отзывы — чем больше клиентов отписались под товаром, тем лучше! Значит, сервис работает уже долгое время. Еще лучше, если не все отзывы будут положительными — значит, их писали реальные люди.
Единожды соприкоснувшись с миром виртуальных покупок и поняв, насколько это просто, быстро, удобно и выгодно, мало кто возвращается к покупкам оффлайн. Однако не теряйте чувство реальности. Помните о плюсах, но не забывайте о минусах и возможных проблемах, с которыми можно столкнуться, покупая в интернете.
Список литературы:
1. Ахромов, Я. В. Системы электронной коммерции [Текст]: учеб. пособие для вузов / Я. В. Ахромов. - М. : Оникс, 2007. - 416 с.
2. Балабанов, И.Т. Торговля через виртуальный магазин [Текст] / И. Т.
Балабанов //Электронная коммерция. - 2004. - С. 195-197.
3. Гуров, Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет [Текст] : все о PR и рекламе в сети / Ф. Н. Гуров. - М. : Вершина, 2007. - 136 с.
4. Паршенцев, А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов [Текст]/ Паршенцев А. А. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С. 84-89.
УДК: 339.5 ББК 65
Толчинская М.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства Муртузалиев А.Д. - студент 2 курса, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Tolchinskaya M.N. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Activity Analysis and Audit, Dagestan State University of National Economy
Murtuzaliev A.D. - 2nd year student, Dagestan State University of National Economy
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА
PRINCIPLES AND FEATURES OF INTERNATIONAL MARKETING
Маркетинг в современных реалиях становится настоящей философией бизнеса, потому что без маркетинга компаниям крайне сложно работать на международном рынке. Выбор маркетинговой стратегии является ключевым фактором эффективной деятельности компании в международном бизнесе.
Ключевые слова: компания, международный рынок, маркетинг
Marketing in modern realities is becoming a real business philosophy, because without marketing it is extremely difficult for companies to work in the international market. The choice of a marketing strategy is a key factor in the effective operation of a company in international business. Keywords: company, international market, marketing
Международный рынок имеет целый ряд особенностей, которые отличают его от рынка внутреннего. Международный рынок - это рынок «гиперконкуренции», где высокий динамизм рынка, то есть позиции конкурентов и расстановка сил в разных сегментах меняется с нарастающей скоростью. Также это рынок, ориентированный на покупателя, где покупатель - главное лицо и, соответственно, для того чтобы фирма имела успех в международном бизнесе и не потерпела