Научная статья на тему 'Цифровая экономика как основа экономики высоких скоростей'

Цифровая экономика как основа экономики высоких скоростей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавлева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика как основа экономики высоких скоростей»

Магнитолевитационные Il JI^T^^^T транспортные системы lui III и технологии IW■ ■ ■

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ЭКОНОМИКИ ВЫСОКИХ СКОРОСТЕЙ

Н. А. Журавлева Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Санкт-Петербург, Россия)

DIGITAL ECONOMY AS THE BASIS OF HIGH-SPEED ECONOMY

N. A. Zhuravleva Emperor Alexander 1 Petersburg State Transport University (St. Petersburg, Russia)

Экономика высоких скоростей - это способ ведения хозяйства, при котором основной эффект обнаруживается с помощью оценки стоимости времени как основного не возобновляемого ресурса

Оценить стоимость времени традиционными способами не представляется возможным. Стоимость времени (или скорости) может быть учтена в железнодорожном тарифе, прежде всего, в его инфраструктурной составляющей:

• рост маржинального дохода от сокращения времени перевозки (скоростная инфраструктура);

• рост маржинального дохода от развития инфраструктуры новых доходообразующих направлений;

• рост маржинального дохода от снижения времени при соответствующем росте расстояния перевозки.

На сегодняшний день, единственным способом, на базе которого возможно выполнить данную оценку, это «оцифровывание» экономических процессов. В мире уже используется огромное количество определений «цифровой экономики» применительно к различным сторонам общественной, экономической и социальной жизни, например,

■ Л ^^^^^Г Магнитолевитационные llfl В I | транспортные системы

■ ■■ ■ ^^ ■ и технологии

«умные города», «цифровая железная дорога», биометрические системы идентификации человека - Aadhaar, интернет вещей и много другого, что составляет понятие Интеллектуальной (Smart) системы.

При рассмотрении целей развития цифровой экономики в разных странах, можно обнаружить ее особенности, связанные с уровнем развития национальной экономики. В России, цифровая зрелость которой достигла уровня лидеров 5 - 8-летней давности, реализуется программа «Национальная технологическая инициатива» мер по поддержке развития перспективных отраслей, которые в течении следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики.

Производимая цифровой экономикой «единица ценности» со значительно меньшей трудоемкостью минимизирует стоимость цифрового бизнеса. В целом, по оценкам Всемирного экономического форума, цифровизация имеет огромный потенциал для бизнеса и общества в течение следующего десятилетия, и может принести более 30 трлн.долл. доходов для мировой экономики в ближайшие 10 лет. у

Основной оценкой уровня развития цифровой экономики является индекс цифровизации, рассчитываемый как средневзвешенная сумма трех субиндексов: развитие инфраструктуры, онлайн-расходы, активность пользователей.

По своему типу экономика высоких скоростей это экономика, где будущее время = настоящему = прошлому. Т.е. в оценке времени совпадают прогноз+план+факт и основным инструментом ее анализа выступает прогнозная аналитика.

Она видоизменяет все глобальные и национальные рынки, систему доступа к ним, межотраслевые цепочки создания стоимостей и, соответственно, конкуренция выходит за пределы раздела существующих рынков в сторону борьбы за формирование новых. Конкуренция за товары и технологии перестанет быть актуальной, - основная борьба будет за системы управления временем - или высокими скоростями. Как и любой тип экономики - экономика высоких скоростей изменяет не только сферу предложения, но и потребления. И этот процесс невозможно описать в последовательности: «спрос -предложение» или «предложение - спрос», т.е. базовым постулатом, на котором формируется экономическая политика.

Магнитолевитационные транспортные системы IUI III и технологии IW ■ I I

Экономика высоких скоростей, построенная на «совмещении» времени будущего и настоящего поменяет ценность «владения» на «использование», поскольку для потребителя основным главной становится реализация индивидуальных потребностей и важнейшей проблемой станет компромисс общественных и индивидуальных потребностей.

Говоря о времени как экономической категории, для нас важнейшим становится не первоначальная цена товара или услуги, а общая стоимость владения им.

Главным показателем развития экономики высоких скоростей является мера принятия обществом инноваций, причем не только технологических, но и управленческих, социальных, общественных.

В основе лежит Индустриализация 4.0 (индустриальный интернет вещей) - разновидность интернета вещей, концепция вычислительной сети, промышленных производств и сложных физических машин, интегрированных с интеллектуальными системами.

Сервис становится главной стратегией конкурентного преимущества.

Экономическая модель ведения бизнеса сводится к определенному типу контракта с потребителем. Поскольку услуга (к которой относится и транспортная продукция) имеет явно выраженную ценность, то даже в структуре одной компании при каждой передаче технологического процесса, измеряются не ресурсы и работы, а услуга. Услуга имеет четко оговоренные параметры, гарантированное качество и известную себестоимость.

Это позволяет управлять цепочками поставок и созданием добавленной стоимости через интеграцию продуктов и услуг.

Сведения об авторах:

Журавлева Наталья Александровна, [email protected]

Information about authors:

Natalia A. Zhuravleva, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.