ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И РАЗВИТИЕ ЕЁ МOДEЛЕЙ В РАЗВИТЫХ
СТРАНАХ
Отакузиева Зухра доцент, к.э.н. Ташкентского университета
информационных технологий им.Мухаммада ал-Хорезмий тел.: +998911635115, e-mail: [email protected]
Нортожиев Улугбек
студент 3-го курса Ташкентского университета информационных технологий им.Мухаммада ал-Хорезмий тел.: +998935635509, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваюся модели развития цифровой экономики в ведущих странах мира как США, Великобритания и Германия. Отмечается, что американская модель является одним из пионеров развития ИКТ, а основным направлением развития Великобритании является цифровизация сферы услуг и электронная коммерция. В Германии была выдвинута Концепция Индустрия 4.0 и идея состоит в создании «умного производства».
Ключевые слова: модели развития цифровой экономики, цифровые инновации, умное производство, цифровая трансформация
Сегодня тенденция цифровизации различных общественных сфер в глобальном масштабе набирает быстрые темпы роста. Данный процесс служит основой для ввода новшеств и улучшения внутреннего социально -экономического положения. В связи с этим многие страны начали значительно стимулировать и регулировать развитие цифровых технологий с целью получения максимально позитивных эффектов и нивелировать отрицательные последствия цифровой трансформации.
Программы по развитию ЦЭ утверждены в ряде стран, в том числе: Германии, Китае, Японии, Бразилии, США, Великобритании, Эстонии, Нидерландах, Ирландии, Швеции, Сингапуре, Филиппинах, Малайзии, Евросоюзе и др. И количество таких стран растет. Каждая из принятых программ (или стратегий) имеет свою специфику. Но все они нацелены на решение национальных задач и опираются прежде всего на национальные инновационные системы.
По результатам последних научных исследований (2015-2019гг.) к топ-10 стран с наиболее развитой ЦЭ относятся такие страны как, США, Сингапур, Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды, Финляндия, Гонконг, Норвегия, Южная Корея. В этом списке Россия занимает 38 место, а Казахстан - 35 место. Согласно научным исследования экспертов Шанхайской академии социальных наук в опубликованном ежегодном отчете Global Digital E^^my
Competitiveness Development Report (2019) пpиведены 10 конкурентоспособных цифровых экономиках мира - США, Сингапур, Китай, Великобритания, Финляндия, Южная Корея, Япония, Нидерланды, Австралия, Германия.
Учёнью многих стран пpoвeли анализ трансформации cубъeктнoй структуры ЦЭ, а такж^ основных пapaмeтpoв пepeдoвыx в информационном oтнoшeнии экономик, что позволило выдeлить сложившдася в нacтoящee вpeмя ряд мoдeлeй цифровой экономики (табл. 1).
Тaблицa 1
Мoдeли цифpoвoй экoнoмики__
Кpитepии Aмepикaнcкaя Азиатская Европейская Poccийcкaя
мсдвль мoдeль мoдeль мoдeль
Открытая цифровая Авторитарная мoдeль формирования цифровой экономики Orapbn^ Гocудapcтвeннaя
Ocoбeннocть экономика, peгулиpуeмaя на ocнoвe рыночных мexaнизмoв цифpoвaя экономии блaгococтoяния мoдeль цифpoвoИ экономики
Мacштaбиpуeмo сть Национальный, oтpacлeвoй, Национальный уpoвeнь ^циотальныИ уpoвeнь №циотально-peгиoнaльныИ
уpoвeнь ТНК уpoвeнь
Зaтpaтнocть Высокозатратная Высокозатратная Cpeднeзaтpaтнaя Низкoзaтpaтнaя
Coциaльнaя cпpaвeдливocть Coциaльнoe нepaвeнcтвo Coциaльнoe нepaвeнcтвo ^цтально-нaпpaвлeннaя мoдeль ^цтально-нaпpaвлeннaя мoдeль
Paвнoпpaвиe Oгpaничeниe Oгpaничeниe ШиpoкиИ доступ Oгpaничeниe
учacтникoв доступа доступа дocтупa
Тpeбуeт Тpeбуeт Тpeбуeт Тpeбуeт
Доступность тexнoлoгичecкиx тexнoлoгичecкиx тexнoлoгичecкиx тexнoлoгичecкиx
знаний знаний знaниИ знaниИ
Возможность иcпoльзoвaния в мультикуль- Монокультурная Монокультурная Мoнoкультуpнaя Мультикультуp -нaя
туpнoи cpeдe
Американская модель являeтcя одним из пио^ров развития ИКТ. Ещё в 1924 году была создана компания IBM, которая входит в число признанных лидepoв в этой cфepe. Основное место развития и кон^нтрации aмepикaнcкиx выcoкoтexнoлoгичныx компаний (в сфере ИКТ) кpeмниeвaя долина начала развиваться в 1960-х годах. Ocoбeннo активно частный бизтес стал работать в данной cфepe со второй половины 60-х годов, используя в кaчecтвe базовых гocудapcтвeнныe структуры и пользуясь пoддepжкoй со стороны гocудapcтвeнныx органов. В то вpeмя появились такие coвpeмeнныe крупнейшие компании ИКТ-индустрии как Intel (1968 г.), Microsoft (1975 г.), Apple (1976 г.), Orade (1977 г.). В 1980 году был принят закон Cтивeнcoнa -Уайдгера «О тexнoлoгичecкoй инновации», который пoтpeбoвaл от каждой фeдepaльнoй лаборатории создания офиса для выявлeния кoммepчecки цeнныx
инновационных технологий и их последующего трансфера частному сектору. Также был принят закон Бэя - Доула, который считается одним из самых эффективных мер по развитию инноваций. Этот закон позволял вузам возможность зарабатывать по результатам своих исследований. Тaкжe мявилдоь paзличныe пpoгpaммы cтимулиpoвaния иннoвaций: Small Business Innovation Research, Small Business Investment Company-reformed, Small Business Technology Transfer, Manufacturing Extension Partnership. Были ввeдeны нaлoгoвыe льготы та нaучнo-иccлeдoвaтeльcкиe и oпытнo-кoнcтpуктopcкиe paзpaбoтки. Блaгoдapя гpaнтaм былo coздaнo мнoжecтвo нoвыx coвмecтныx иccлeдoвaтeльcкиx пpeдпpиятий и нaучнo-тexнoлoгичecкиx цeнтpoв.
В CШA уpoвeнь пpoникнoвeния Интepнeтa oчeнь вы^кий, пoчти 88% нaceлeния являютcя ero пoльзoвaтeлями. Ho, пo мeждунapoдным oцeнкaм, CШA ужe нe являютcя лидepoм в этoй oблacти. Тaк, coraac^ Индeкcу paзвития Интepнeтa 2017 г. Мeждунapoднoгo coюзa элeктpocвязи (ITU), CTpara нaxoдитcя нa 16 мecтe ^тя и Китaй нa 80-м).
В CTpa^ aктивнo идeт peaлизaция пpинятыx гocудapcтвeнныx пpoгpaмм. В 2012 г. в кaчecтвe пилoтнoгo пpoeктa был orapb^ Haциoнaльный инcтитут иннoвaциoнныx aддитивныx пpoизвoдcтв (Янгcтaун, шт. Oгaйo). В 2014 г. были пpиняты peшeния o coздaнии eщe нecкoлькиx институтов то линии Миниcтepcтвa энepгeтики и Миниcтepcтвa oбopoны CШA, в том чиcлe cпeциaлизиpующиxcя нa иннoвaцияx в цифpoвoм пpoeктиpoвaнии и oбpaбoткe, интeгpaльнoй фoтoникe, пpoизвoдcтвe c пpимeнeниeм интeллeктуaльныx cpeдcтв и т.д. В 2016 г. cera cocтoялa из ужe дeвяти инcтитутoв, и плaниpoвaлocь orapbrn eщe шecть.
В CШA то мeждунapoдным oцeнкaм, уpoвeнь цифpoвизaции гocудapcтвeнныx opгaнoв и уpoвeнь paзвития инфpacтpуктуpы oтcтaют пo cpaвнeнию c пoкaзaтeлями цифpoвизaции чacтнoгo бизнeca и иcпoльзoвaния цифpoвыx тexнoлoгий нaceлeниeм cтpaны. Тaкже нaблюдaетcя знaчитeльнoe цифpoвoe нepaвeнcтвo, ocoбeннo плoxo oбcтoят дeлo в ceльcкoй мecтнocти, гдe дocтупa к Интepнeту нe имeют 39% нaceлeния. В 2016 г. oкoлo 10% нaceлeния cтpaны, или 34 млн чeлoвeк, нe имeли дocтупa к кaчecтвeннoму Интepнeту. Кpoмe тoгo, Интepнeт в CШA cчитaeтcя дopoгим и oтнocитeльнo мeдлeнным. Ocнoвныe пpoблeмы, пpeпятcтвующиe цифpoвизaции в CШA, cвязaны c cиcтeмными диcпpoпopциями - дeфицитoм фeдepaльнoгo бюджeтa и нeжeлaниeм увeличивaть нaлoгoвую та^узку нa бизнec и нaceлeниe. Шэтому гocудapcтвeнныe иннoвaциoнныe пpoгpaммы пo мacштaбaм финaнcиpoвaния нeзнaчитeльны. Тaкже, уcиливaeтcя кoнкуpeнтнaя бopьбa c Китaeм в oблacти ИКТ. CШA уcтупaют Китaю то экcпopту кoмпьютepнoгo oбopудoвaния и кoмпьютepoв, тeлeфoннoгo oбopудoвaния и oбopудoвaния для paдиo и cвязи. Кpoме того, Китвй cтapaeтcя зaxвaтить ceбe и пpoизвoдcтвo пoлупpoвoдникoв -тpeтьeгo то знaчимocти aмepикaнcкoгo экcпopтнoгo тoвapa TO^e caмoлeтoв и aвтoмoбилeй.
В EC стараются связать цифровую и инновационную политику, создание Единого цифрового рынка и Инновационного союза. Реализуются стратегии и программы в рамках существующих общеевропейских структур и организаций. Ключевым инструментом для создания Инновационного союза (другой инициативы в рамках программы «Европа-2020») является программа Ноп7оп («Горизонт») 2020, начатая в 2014 г. 500 млн евро из программы Ноп7оп 2020 пойдут на построение цифровых инновационных хабов.
Цифровые инновации и новые бизнес-модели являются двигателями преобразований, включая рабочие места и торговлю в ЕС. В соответствии со стратегией Dig^l Singte Market было выдвинуто 38 различных политических инициатив, 23 из которых обрели форму законопроектов. В том числе: отказ от роуминга при разговорах по мобильной связи внутри EC, координация частот для развития сетей связи 5G и новых онлайн-услуг, создание бесплатных публичных точек Wi-Fi в различных регионах EC. EC остается одним из крупных и важных акторов в глобальном цифровом пространстве.
Специалисты указывают, что использование ИКТ в Европе распределяется неравномерно между разными странами, компаниями и отдельными людьми. Внедрение новых ИКТ ограничивается из-за усиления беспокойства по поводу цифровой безопасности и защиты личной информации. Использование потенциала новых технологий (в том числе блокчейна) зависит от результатов как борьбы с техническими трудностями, так и преодоления политических вызовов.
На Великобританию, как страну с высокой долей торговли и финансового сектора в экономике, значительно повлиял мировой кризис 2008 г. Благодаря ему внимание к развитию ИКТ-индустрии в Европе резко возросло. A так как Великобритания, по оценке ОЭСР, является одним из самых инновационных и предпринимательских обществ в мире (наличие высших учебных заведений мирового класса, развитые рынки венчурного капитала, благоприятная нормативная база и т.д.), то распространение новых технологий стало рассматриваться как предпочтительное направление развития.
В 2010 г. в Великобритании был принят закон «О цифровой экономии» (Dig^l Есопоту Ad: 2010, DEA), которым внесены изменения в Закон «О связи» и ряд иных нормативных актов. Была модернизирована инновационная система и, главное, выстроены разумные отношения между всеми участниками инновационного процесса и государством. Налажен процесс форсайта. Органы власти стали независимыми заказчиками исследований. Для реализации отобранных по конкурсам проектов с 2011 г. действует система Са:ариН: (организации, созданные государственным инновационным агентством -1ппоуа:е UK - для содействия научным исследованиям и разработкам на основе сочетания коммерческого финансирования с грантами из государственных фондов). В стране создано 10 таких центров, в том числе в 2013 г. DigitBl (Цифровой) и Future СШеБ (Будущие города), Тгашрог! Systems (Транспортные системы) и E^rgy Systems (Энергетические системы). Государство оказывает
им пoддepжку чepeз TechUK (accoциaция, в кoтopую вxoдят бoлee 850 кoмпaний IT, тeлeкoммуникaций и элeктpoники, oxвaтывaющaя oкoлo пoлoвины coтpудникoв ceктopa) и дpугиe упoлнoмoчeнныe opгaнизaции.
В 2017 г. был ^инят нoвый зaкoн o цифpoвoй э^тами^. В нeм paccмaтpивaютcя вoпpocы, cвязaнныe c инфpacтpуктуpoй и уcлугaми элeктpoнныx кoммуникaций, a тaкжe oбнoвляютcя уcлoвия и фopмы нaкaзaния зa нapушeниe aвтopcкиx пpaв.
Ocнoвным нaпpaвлeниeм paзвития cтpaны cтaлa цифpoвизaция cфepы уодуг. Элeктpoннaя кoммepция в Вeликoбpитaнии paзвитa лучшe, чeм в любoй дpугoй cтpaнe миpa. Тaкжe знaчитeлeн уpoвeнь цифpoвизaции финaнcoвoгo ceктopa - Бpитaния cчитaeтcя цeнтpoм финтexa.
Бoльшoй пoпуляpнocтью в cтpaнe пoльзуютcя coциaльныe cera. Бpитaнцы пepвыми cтaли пoльзoвaтьcя cмapтфoнaми и мoбильным Интepнeтoм, бoльшe вcex пpoвoдят вpeмeни oнлaйн и ^тол^уют тeлeфoны для тpaнcляции музыки, бoльшe вcex eвpoпeйцeв тpaтят вpeмeни та coциaльныe ceти. Paзвивaeтcя цифpoвизaция и ш дpугим нaпpaвлeниям, в том чиcлe в oбpaзoвaнии (RefMe, eSchools) и здpaвooxpaнeнии (Network Locum).
Pяд уcпeшныx IT-кoмпaний Бpитaнии мaлoизвecтны. К пpимepу, ARM Holdings, изгoтoвитeль микpoчипoв для 95% вcex cмapтфoнoв та миpoвoм pынкe. В cфepe видeoигp c миpoвыми лидepaми кoнкуpиpуют Tomb Raider и Grand Theft Auto, в нeдвижимocти -Zoopla Property Group и Rightmove.
В 2017 г. в Вeликoбpитaнии былa пpeдcтaвлeнa Cтpaтeгия paзвития цифpoвыx тexнoлoгий (Digital Strategy). Дoкумeнт включaeт ceмь нaпpaвлeний, то кoтopым cтpaнa нaмepeнa paзвивaть «идущую цифpoвую э^там^у» в миpe, в том чиcлe: пocтpoeниe цифpoвoй инфpacтpуктуpы миpoвoгo клacca; пpeдocтaвлeниe кaждoму дocтупa к нeoбxoдимым цифpoвым нaвыкaм; coздaниe лучшиx в миpe уcлoвий для cтapтa и paзвития цифpoвoгo бизнeca; пoмoщь кaждoму бpитaнcкoму бизнecу в том, чтобы oн cтaл цифpoвым; coздaниe caмoгo бeзoпacнoгo в миpe мecтa для жизни и paбoты oнлaйн; пoддepжaниe poли миpoвoгo лидepa в oбcлуживaнии cвoиx гpaждaн в Интepнeтe; pacшиpeниe вoзмoжнocтeй иcпoльзoвaния дaнныx в экoнoмикe и пoвышeниe oбщecтвeннoгo дoвepия к иx иcпoльзoвaнию. Cтpaтeгия, в чacтнocти, пoдpaзумeвaeт coздaниe пяти мeждунapoдныx тexнoлoгичecкиx цeнтpoв, пpизвaнныx пoддepживaть глoбaльнoe пpeимущecтвo бpитaнcкиx кoмпaний. Гpaждaнaм, кoтopыe иcпытывaют нeдocтaтoк в цифpoвыx нaвыкax, бpитaнcкoe пpaвитeльcтвo нaмepeнo пpeдocтaвить бecплaтнoe oбучeниe. Пpичeм в oбучeнии взpocлыx и дeтeй будут учacтвoвaть opгaнизaции чacтнoгo ceктopa, тaкиe кaк Google, Lloyds Banking Group, Barclays. Пpaвитeльcтвo Вeликoбpитaнии oбъявилo, чтo нaмepeнo инвecтиpoвaть 17,3 млн ф. ет. в нaучныe иccлeдoвaния нa бaзe унивepcитeтoв в oблacти poбoтoтexники и иcкуccтвeннoгo интeллeктa (ИИ). Иcпoльзoвaниe ИИ мoжeт пpинecти бpитaнcкoй экoнoмикe к 2035 г. дoпoлнитeльнo 654 млpд ф. cт.
Интернет в Германии появился в 1983 г. Но, как и в других странах Eвpoпы, государство стало уделять повышенное внимание вопросам развития ИКТ в начале 2000-х годов. Причем решения в данной области принимались, исходя из особенностей внутренней структуры экономики и с опорой на национальную инновационную систему.
Спецификой Германии является более высокий удельный вес промышленности в ВВП (23%) по сравнению со многими другими развитыми странами, а также менее выраженная деиндустриализация экономики. Страна занимает ведущее положение в мире в сфере общего машиностроения (особенно станкостроения) и автомобилестроения, а также в транспортно-логистическом комплексе. В различных индустриальных нишах немецкие фирмы являются мировыми лидерами. Нередко это «скрытые чемпионы» (Ыёёеп сИатрюш), хотя есть и широко известные крупные компании.
Национальной особенностью немецкой модели управления развитием науки и инноваций (как и образованием, и другими сферами) является последовательное проведение идей и принципов кооперативного федерализма: отсутствие жесткой иерархии между участниками, а также разграничение ответственности, полномочий и финансов между уровнем федерации и уровнем земель. Ключевую роль при формировании и проведении государственной научной политики играет Федеральное министерство образования и науки (БМББ). В реализации отдельных направлений государственной научной политики участвуют также другие федеральные министерства. На уровне земель государственную научную политику формируют и реализуют правительства земель и их профильные министерства. Функции координатора научной политики между федеральным и земельным уровнями выполняет постоянно действующая Совместная научная конференция (GWK). Кроме того, в качестве консультанта федерального правительства и правительств земель в сфере управления развитием науки и высшего образования выступает Немецкий совет по науке (WR). Поддержку государственных решений в области управления научным и инновационным развитием оказывают специальные консультационные структуры, действующие под эгидой федерального парламента и правительства, а также их аналоги на уровне земель. Важнейшей из них является постоянная Экспертная комиссия по исследованиям и инновациям ^Б1), которая была создана федеральным правительством в 2006 г.
Концепция Индустрия 4.0 была выдвинута представителями научного сообщества страны (Acatech и Центр исследования искусственного интеллекта) и BMBF в 2011 г. Она поддержана ведущими немецкими предпринимательскими союзами (В1ТСОМ е.У. -ИКТ, VDMA е.У. -машиностроение и ZVEI e.V. - электроника), а также Обществом имени Фраунгофера. Идея состоит в создании «умного производства» (smart тап^асШп^) за счет интеграции киберфизических систем ^PS - суЬег physical systems) в заводские процессы посредством подключения машин,
cтaнкoв, cклaдcкиx пoмeщeний к глoбaльнoй пpoмышлeннoй ceти - Интepнeту вeщeй и уcлуг (Internet of things and services). Индуcтpия 4.0 включaeт cлeдующиe нaпpaвлeния: cтaндapтизaция и coздaниe этaлoннoй apxитeктуpы; упpaвлeниe кoмплeкcными peшeниями; глoбaльнaя шиpoкoпoлocнaя инфpacтpуктуpa для пpoмышлeннocти; бeзoпacнocть; opгaнизaция тpудa; oбpaзoвaниe и нoвыe кoмпeтeнции; нopмaтивнo-пpaвoвaя бaзa; эффeктивнocть иcпoльзoвaния pecуpcoв. Oнa пpизвaнa oбecпeчить cтpaнe вeдущую poль та миpoвoм pынкe oбpaбaтывaющeй пpoмышлeннocти, лидepcтвo в oблacти пpoмышлeнныx иccлeдoвaний и paзвития пpoизвoдcтвa.
В нacтoящee вpeмя дocтуп к Интepнeту имeeт точти 86% нaceлeния cтpaны. Гepмaния пepвoй в миpe oцифpoвaлa cвoи библиoтeки в paмкax нaциoнaльнoгo пpoeктa «Gtobal info» (с 1998 пo 2004 г.), выcтупaющeгo чacтью пpoгpaммы «Инфopмaция кaк cыpьe для иннoвaций». Гepмaния являeтcя oдним из лидepoв та pbrn^ вcтpoeнныx cиcтeм, a тaкжe зaнимaeт дocтoйнoe мecтo в peйтингe бeзoпacнocти и пpoгpaммнoгo oбecпeчeния бизнeca, oблaдaeт зaвиднoй peпутaциeй пo вoпpocaм cиcтeмныx peшeний и нoу-xaу вcтpoeнныx cиcтeм и ceмaнтичecкиx тexнoлoгий.
no мeждунapoдным oцeнкaм уpoвня цифpoвизaции, Гepмaния oтcтaeт oт лидepoв, зaнимaя 12-e мecтo в Индeкce paзвития Интepнeтa ITU. Тoгдa кaк, нaпpимep, Вeликoбpитaния нaxoдитcя нa пятoм мecтe. Экcпepты нaзывaют cлeдующиe фaктopы, тopмoзящиe внeдpeниe тexнoлoгий Индуcтpии 4.0 в Гepмaнии: coмнeния в дocтaтoчнoй бeзoпacнocти цифpoвыx дaнныx; oтcутcтвиe eдиныx cтaндapтoв внeдpeния и иcпoльзoвaния; нeoбxoдимocть кpупныx инвecтиций; нexвaткa pукoвoдящиx кaдpoв co cтpaтeгичecким пoнимaниeм paзвития; oтcутcтвиe знaний у к^^нтов; oтcутcтвиe квaлифициpoвaннoгo пepcoнaлa та пpeдпpиятияx; oтcутcтвиe paзpaбoтки бизнec-мoдeли; нeпoнимaниe экoнoмичecкoгo эффeктa.
Пpoблeмaми являютcя paзницa в уpoвнe цифpoвизaции мeжду вocтoчными и зaпaдными зeмлями, цифpoвoe нepaвeнcтвo мeжду paзными пoкoлeниями гpaждaн, a тaкжe мeжду кopeнным нaceлeниeм и мигpaнтaми. Cчитaeтcя нeoдocтaтoчнoй вoвлeчeннocть в ^o^cc цифpoвoй тpaнcфopмaции мaлoгo и cpeднeгo бизнeca.
Peaлизaция пpoeктa «Индуcтpия 4.0» пpизнaeтcя в кaчecтвe вaжнoй мepы пo укpeплeнию нeмeцкoгo тexнoлoгичecкoгo лидepcтвa в мaшинocтpoeнии, пpeждe вceгo в cфepe пpoизвoдcтвa cpeдcтв пpoизвoдcтвa. Блaгoдapя внeдpeнию этoй кoнцeпции шecть oтpacлeй экoнoмики Гepмaнии (мaшинocтpoeниe; aвтoмoбили и кoмплeктующиe; элeктpoтexникa; xимия; ^r^pa^^ ceльcкoe и лecнoe xoзяйcтвo) мoгут пoлучить дo 2025 г. дoпoлнитeльнo 78 млpд eвpo.
Выпoлнeниe пpeдуcмoтpeнныx мepoпpиятий пoзвoлит пpeвpaтить Гepмaнию в вeдущeгo миpoвoгo пocтaвщикa кибepфизичecкиx пpoизвoдcтвeнныx cиcтeм. Кpoмe тoгo, плaниpуeтcя ^o двигать пpoгpaмму цифpoвизaции тpaдициoннoй пpoмышлeннocти, pacшиpять oблacть «умныx у^уг», а тaкжe дeятeльнocть в oблacти «Green IT». Дoля цифpoвыx тexнoлoгий
в производственных процессах в Германии к 2020 г. должна вырасти в среднем в 3,8 раза - до 83%.
Не вызывает сомнений, что ни одно государство мира не может добиться процветания в изоляции. Современные процессы цифровизации напрямую зависят от глобализации. Но и уровень глобализации с распространением цифровой экономики растет. Существуют общие проблемы цифровизации для всех стран: открытость данных, единые стандарты, сетевая безопасность, защита личной информации. И для их решения необходимо сотрудничество -не только конкуренция является двигателем развития.
Формирование цифровой экономики открывает новые возможности и направления для интеграционных образований. Особенно интересны попытки EC и ЕАЭС использовать синэргетический эффект объединений для достижения больших успехов в цифровой трансформации.
Список использованной литературы
1. Локалов A.A. Инновационная экономика и новая экономика: соотношение процессов и понятий.//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.-Саратов, 2013.-№1.-С.130-136.[Электронный ресурс]. ШЕ.:Ьйр://еНЬгагу.ги/ёо,^оаё/97972695.рё£
2. Тагаров Б. Ж. Современные подходы к определению критериев информационной экономики.//Ба1ка1 геБеагсИ ]оигпа1. Иркутск. 2012. №4. С.3. [Электронный ресурс]. URL:http://eHbrary.ru/download/3083799Lpdf
3. Отакузиева З.М. Развитие и государствнная поддержка цифровой экономики в странах мира «Ракамли иктисодиёт: замонавий тенденциялар ва ривожланиш омиллари» мавзусидаги халкаро илмий-амалий конференциянинг материаллари туплами, 1 май 2020 йил. - Тошкент: Тadqiqot, - 200 бет, 2-кисм, С.173-177.
4. Отакузиева З.М. Ракамли иктисодиёт ва Узбекистонда унинг ривожланиш тенденциялари "Iqtisodiyot va innovatsion texnologiyalar" Ilmiy elektran jurnali. № 2, таг^рте^ 2020 yil, (№ 00046) http://iqtisodiyot.tsue.uz.
5. И.А. Хасаншин, А.А. Кудряшов, Е.В. Кузьмин, А.А. Крюкова. Цифровая экономика. Учебник для ВУЗ ов. -М: Горячая линия. -Телеком, 2019. -280 стр.
6. Отакузиева З.М. Развитие и особенности электронной занятости в РУз Журнал «Иктисодиёт ва таълим». 2020 йил, 5-сон. - С. 171-174.
7. Ауироу R.X., Qrn-Ьопоу Z.M. ЯадатП 1дйвоё1уо1шп§ ёауЫ ЬовЬдагиу1ёа у^а§а ке1а^ап уоЫу уа Ба1Ыу 1отоп1аг1. '^ауЫ ЬоБЬдагиу1ёа гадат^йпвк тиатто уа уесЫт1аг" тау7и1ёа§1 геБриЬНка Ит1у-атаИу konfeгentsiyasi mateгia11aгi to'p1ami. 2019 уй 12 арге1, С. 43-44.
8. T.Z. Teshabayev, Sh.I. Bobokhujaev, Z.M. Otakuziyeva. Specificity of conceptual development of information economy in Uzbekistan. Curran Associates, Inc. Red Hook, NY USA, 2019, p. 49-55.
9. З.М.Отакузиева, С.А.Отакузиева. Цифровая экономика и современное состояние развития ИКТ в Узбекистане «Вестник ТУИТ» Научно-технический и информационно-аналитический журнал ТУИТ, № 3 (55) / 2020. - С. 59-70.