Научная статья на тему 'Цифровая дипломатия БРИКС: проблемы и перспективы'

Цифровая дипломатия БРИКС: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
304
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / цифровая дипломатия / информационно-психологические операции / межкультурная коммуникация. / BRICS / digital diplomacy / information and psychological operations / intercultural communica- tion.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая дипломатия БРИКС: проблемы и перспективы»

Виноградова Е.А.

магистр истории, соискатель МГУ, координатор рубрики «БРИКС: государственное управление, политика, экономика» в Электронном вестнике «Государственное управление» [email protected] Хизриева С. С.

магистр истории, преподаватель истории в колледже информатики программирования при Финансовом

Университете

[email protected]

ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ БРИКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: БРИКС, цифровая дипломатия, информационно-психологические операции, межкультурная коммуникация.

Keywords: BRICS, digital diplomacy, information and psychological operations, intercultural communication.

Говоря о цифровой дипломатии1 проводимой БРИКС, необходимо ответить, что с момента своего существования объединение имело достаточно мощную информационно-коммуникационною базу, о чем свидетельствовали официальные странички сайтов саммитов БРИКС и их технологическое оснащение2.

Сегодня, подобные информационно-коммуникационные каналы, как правило, состоят из множества коммуникационных разделов, содержат полную информацию обо всех саммитах и разработках, а также межправительственные документы и соглашения. Помимо этого, странички сайтов саммитов БРИКС содержат полную информацию о страх, входящих в объединение, об их культурных традициях и развитии туризма.

Информационно-техническое оснащение сайтов позволяет сделать вывод, что в рамках сотрудничества между странами БРИКС всегда разрабатывалась достаточно мощная межкультурная коммуникация, которая способствовала более тесным стратегическим связям между странами-участницами БРИКС и их целевыми аудиториями.

Помимо официальных страничек в Интернете, посвященным деятельности саммитов БРИКС, правительства России и Бразилии в период 2007-2011 гг. стали освящать деятельность БРИКС на сайтах МИДа.

В Бразилии инициатором информационной дипломатии был Л.И. Лула да Силва. На сайте МИДа Бразилии можно найти подробную информацию об истории создания БРИКС, основных саммитах и встречах, проектной деятельности, а также достаточно обширную информацию обо всех странах-участницах данного интеграционного объе-

3

динения .

Кроме того, страничка БРИКС, размещенная на сайте МИДа Бразилии, всегда имела выход в социальные сети, такие как Facebook и Twitter, а также располагала системой права внутренних комментарий и предложений для всех желающих.

Бразильское население, уверенное в великом будущем своей страны, с энтузиазмом восприняли идею БРИКС. Эта аббревиатура сразу стала модной в их стране. Исследованиям БРИКС сразу же были посвящены многие научные конференции и симпозиумы, по данной теме была издана масса статей и монографий. Важным подспорьем к дискуссиям является ставшее уже почти свершившимся фактом принятие национально-ориентированной модели экономиче-

„4

ского развития страны с сильной государственной и социальной составляющей .

Практическая реализация этой модели позволила Бразилии во многом преодолеть имидж страны «третьего мира» и стать членом группы «восходящих» государств5.

В этой связи, необходимо отметить, что Бразилия является одной из самых «медийных» стран БРИКС. Как показывают статистические и аналитические материалы, изученные авторами данной работы, информация о деятельности БРИКС, его научная обоснованность в большей мере распространена именно в Бразилии. Самой «отсталой» страной в области информации о БРИКС согласно аналитической статистике на сегодняшний день является Индия.

1 Цифровая дипломатия - использование возможностей сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. В рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети. Главные цели цифровой дипломатии - продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет-телевидение, социальные сети и мобильные телефоны, направленная на массовое сознание и политические элиты.

2 Fifth BRICS Summit / Официальный сайт Пятого саммита БРИКС. - http://www.brics5.co.za

3 «Página Inicial» «Temas» «Mecanismos inter-regionais». BRICS: Brasil, Rússia, Índia, China e África do Sul. - http://www. itamaraty.gov.br/temas/mecanismos-inter-regionais/agrupamento-brics

4 Мартынов Ю.Ф. Бразилия - гигант в глобализирующемся мире. - М.: Наука, 2008. - С. 260.

5 Там же.

Похожую страничку, посвященную деятельности БРИКС, на сайте МИДа страны имеет Российская Федерация1. Данный информационный ресурс состоит из шести тематических разделов (главная, документы, государства-участники, деловой мир и БРИКС, БРИКС: история и перспективы, новостная лента). Начиная с 2007 года, МИД РФ размещает здесь подробную информацию о прошедших саммитах, документы, соглашения, интервью и материалы пресс-конференций. Кроме того, на данном портале содержится большой пласт аналитических работ, посвященных той или иной деятельности БРИКС.

Начиная с 2010 года, при содействии ведущих научных центров России и Бразилии были созданы исследовательские центры перспектив развития БРИК, а позднее БРИКС.

Проект по изучению БРИКС появился из инициативы экспертного сообщества Globelics и на протяжении восьми лет реализуется консорциумом, в который помимо ИСИЭЗ входят Федеральный университет Рио-де-Жанейро (Бразилия), Центр по изучению развития (Индия), Университет Цинхуа (Китай), Тшванский технологический университет (ЮАР).

В России это такие центры, как Центр БРИКС при МГИМО2, Межфакультетский координационный совет МГУ имени М. В. Ломоносова по исследованию проблем БРИКС3, Исследовательская группа БРИКС НИУ ВШЭ4 данный проект является совместной инициативой ИМОМС НИУ ВШЭ и Университета Торонто, Национальный комитет по исследованию БРИКС5.

В первые годы проекта экспертные группы занимались выработкой комплексного видения структурных особенностей, факторов и вызовов НИС пяти стран, обменивались опытом в области различных направлений инновационной политики и систематизировали межстрановые сравнения6.

Цели проекта БРИК, а позднее и БРИКС, лежали не только в плоскости академических изысканий, но также в интеграции в промышленную и научно-техническую политику, прежде всего посредством выстраивания альтернативной модели национальных инновационных систем для Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Еще одна важная задача научных центров - привлечение внимания научной общественности, органов государственной власти и представителей крупнейших корпораций пяти стран к проблемам развития их национальных инновационных систем, установление и расширение международных исследовательских связей.

Научные центры БРИКС являются своего рода информационной площадкой, объединяющей научно-аналитические круги стран-членов БРИК, которые способствуют наращиванию научно-исследовательского потенциала данного интеграционного объединения.

Важным направлением цифровой дипломатии БРИКС стало создание информационных площадок для бизнес-сообществ стран-членов7. Подобные информационные порталы обладают обширной медиатекой, содержат подробные отчеты многосторонних встреч, а также предложения для инвесторов, бизнесменов и аналитиков. Все порталы имеют блоговые площадки, а также выходы в различные социальные сети, что способствует повышению коммуникационной практики общения между определенными целевыми аудиториями БРИКС. Здесь надо отметить, что согласно проведенному статистическому анализу активность участников бизнес-сообществ БРИКС в социальных сетях на 90% превышает активность участников правительственных сообществ БРИКС.

Однако, несмотря на удачные разработки в области информационной политики БРИКС в целом в этих странах имелись серьезные проблемы, связанные со слабой защитой информационного пространства БРИКС, что негативным образом повлияло на ее репутацию в глазах различных целевых аудиторий этих стран, а также в мировом масштабе.

Таким образом, страны БРИКС с первых лет существования объединения столкнулись с мощными информационно-психологическими операциями8 со стороны своего главного политического и экономического конкурента - США.

Информационное давление, как правило, распространялось через средства СМИ США, аналитические материалы которых, попадали на первые полосы европейских СМИ.

Давая оценки происходящим саммитам БРИКС известное американское издание The New York Times, подчеркивало, что создание данного интеграционного объединения является прямой угрозой для США и стран Запада. Оно было создано как главный противовес НАТО. Доказательством чего, как считает издание, является тот факт, что на первом же саммите лидеры стран БРИК обсудили пути снижения экономической зависимости от США и создание

9

альтернативы доллару .

Главным провокатором, согласно американским трактовкам, является Российская Федерация. Издание отмечает: «...Россия, хозяин и идеологическая провокатор группы БРИК, особенно заинтересована в проведении данных

1 Россия в БРИКС // МИД России Официальный сайт - http://www.brics.mid.ru

2 Центр БРИКС при МГИМО университете / Официальный сайт. - http://www.mgimo.ru/imi/brics/users/index.phtml

3 Межфакультетский координационный совет МГУ имени М.В. Ломоносова по исследованию проблем БРИКС / Официальный сайт. - http://www.spa.msu.ru/page_266.html

4 Исследовательская группа БРИКС НИУ ВШЭ / Официальный сайт. - http://www.hse.ru/org/hse/iori/bricabout

5 Национальный комитет по исследованию БРИКС / Официальный сайт. - http://www.russkiymir.ru/briks

6 Инновации в системе БРИКС. - http://foresight.hse.ru/news/125461989.html

7 BRICS Information Sharing & Exchanging Platform. - http://www.brics-info.org/about-the-platform; BRICS Business Magazine -http://www.bricsmagazine.com; Fifth BRICS Summit. - http://www.brics5.co.za/about-brics/the-brics-leaders-africa-dialogue-forum-retreat

8 Информационно-психологические операции - комплекс согласованных и взаимосвязанных мероприятий по манипулированию информацией, осуществляемых по общему плану с целью достижения и удержан превосходства через воздействия на информационные процессы в системах противника.

9 Emerging Economies Meet in Russia // The New York Times. - http://www.nytimes.com/2009/06/17/world/europe/17bric. html?_r=0

саммитов, чтобы стать главным конкурентом США... Все четыре страны выразили в различной степени дискомфорт от финансовой зависимости Вашингтона, и особенно обеспокоены стоимостью доллара, в период быстро монтажной задолженности от Соединенных Штатов»1.

Одним из важнейших приемов в информационной войне США являются «медийные» удары по имиджу лидеров тех стран, которые проводят самостоятельный и независимый от Вашингтона курс. В 2010 году имидж агрессивного политика американскими СМИ был присвоен президенту Бразилии Л.И. Луле да Силве, после его официального визита в Иран и Российскую Федерацию.

Американские СМИ, обвинили бразильского лидера в том, что он высказался против санкций США, направленных против Ирана, и пытается проводить независимый внешнеполитический курс. «Бразилия выступает против санкций, что, скорее всего, усилит конфликт. Как развивающаяся страна, которая защищает свои ядерные устремления, вопреки международному давлению, Бразилия решительно отождествляет себя с Ираном... г-н да Силва считает переговоры с Ираном способом противостояния доминированию США и продвижения Бразилии в качестве основного игрока на международной арене.. ,»2.

В первую очередь это неумение вовремя реагировать на информационно-психологические операции со стороны других стран, к примеру, США. Во-вторых, неумение работать с так называемыми «новыми медиа», такими как социальные сети, блоги и электронные СМИ.

Подобный внешнеполитический просчёт дает хорошую почву для информационных операций, направленных на раскол БРИКС и расширение психологического влияния на целевые аудитории стран, входящих в данное интеграционное объединение.

Ярким примером здесь могут послужить информационно-психологические операции США, направленные на дискредитацию имиджа БРИКС в глазах мировой целевой аудитории и негативного влияния на целевые аудитории этих стран. Так, в последние годы в освещении новостей, связанных с БРИКС, делается негативный акцент на международную деятельность данного объединения, например, ставя под сомнение миротворческую политику, проводимую БРИКС для решения Сирийского конфликта. Так, известное американское издание USA Today подчеркивает, что президент Сирии обратился за помощью к странам БРИКС, собравшимся на очередном саммите в ЮАР, чтобы положить конец двухлетнему конфликту в его стране. Других статей по теме БРИКС в данном издании нет. В другой популярной газете The New York Times при освещении ситуации в Сирии, Россия, Китай и Индия представляются как некие агрессоры, помешавшие предотвращению гражданской войны в Сирии, что без сомнения подрывает имидж БРИКС, который не реагирует на подобные заявления американских СМИ.

В качестве примера наиболее успешной и яркой информационно-психологической операции со стороны США может послужить публикация в The New York Times 28 марта 2012 года3, когда издание пыталось повлиять на целевые аудитории Индии накануне очередного саммита БРИКС, проходившего в Нью-Дели. Основной акцент в статье был сделан на тяжелое положение тибетских беженцев, которым Индия некогда предоставила политическое убежище. Накануне саммита и визита в страну китайского руководства были ужесточены меры безопасности, связанные с выступлениями некоторых представителей тибетского населения Индии. В статье приводились ничем не подтвержденные данные о сотнях задержанных, об убийствах и насилиях в отношении тибетского населения, об ущемлении прав духовных лидеров и тибетской интеллигенции в Индии, дискредитируя тем самым индийское руководство, «стремящееся ради экономических интересов» нарушить демократические права определенной части населения.

Эту информацию быстро подхватили другие американские и международные СМИ и социальные сети, вызвав целую бурю возмущений и недоверия к БРИКС как со стороны населения этих стран, так и у международной целевой аудитории. Индийская сторона оказалась совершенно неготовой к подобного рода информационным нападкам, поставив под угрозу репутацию собственной страны и интеграционного объединения в целом.

Подводя итоги, отметим, что государства-члены БРИКС обладают важнейшими для мировой экономики ресурсами и оказывают большое влияние как на глобальные, так и на региональные рынки. Обладающие обширными территориями, многочисленным населением и значительным экономическим потенциалом Китай, Индия, Бразилия и Россия оказывали и продолжают оказывать огромное цивилизационное влияние на соседние с ними регионы. Сближение друг с другом восходящих цивилизаций на международной арене - это совместный поиск альтернативной модели глобального развития, основанной на многополярности в политике, сбалансированности в экономике и торговле, и социальной справедливости4.

В этой связи, цифровая дипломатия восходящих гигантов мировой политической и экономической системы свидетельствует о новой модели в цивилизационно-культурном подходе к формам международного сотрудничества и межкультурной коммуникации стран БРИКС. Обмен научно-информационными технологиями и практика проведения саммитов БРИКС, показала растущую необходимость выработки стратегического подхода к различным формам общественной дипломатии, которая будет направлена на укрепление и развитие данного объединения, а также на созда-

1 Emerging Economies Meet in Russia // The New York Times. - http://www.nytimes.com/2009/06/17/world/europe/17bric. html?_r=0

2 Brazil's Iran Diplomacy Worries U.S. Officials // The New York Times. - http://www.nytimes.com/2010/05/15/world/americas/ 15lula.html

3 Yardley J. India Tightens New Delhi's Tibetan Districts on Eve of Summit. - http://www.nytimes.com/2012/03/29/world/asia/ india-tightens-new-delhis-tibetan-districts-on-eve-of-summit.html?_r=0

4 Мартынов Ю.Ф. Бразилия - гигант в глобализирующемся мире. - М.: Наука, 2008. - С. 271.

ние информационных инструментов, способных оказывать влияние на информационную войну с целью защиты информационного пространства стран БРИКС на угрозы извне.

В качестве слабой стороны информационно-оборонительных операций со стороны стран БРИКС можно считать неинтенсивную работу информационных каналов БРИКС в блоговой сфере и социальных сетях, отсутствие интегрированной системы СМИ, которая могла бы влиять на различные целевые аудитории стран БРИКС и создавать противовес западной критике БРИКС. Отсутствие постоянного сайта БРИК, а позднее и БРИКС, также негативным образом сказывалось на деятельности интеграционной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.