ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА / THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.137.96 ЦИФРОГРАФИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Научная статья Сошников А.Е.1' *
1 Самарский государственный институт культуры, Самара, Российская Федерация * Корреспондирующий автор (soshnikov.alex[at]mail.ru)
Аннотация
Статья посвящена истории и исследованиям в области фотографии. Автор рассматривает теоретические и практические аспекты изучения фотографии, подчеркивая вклад различных ученых и авторов в развитие данной области. В статье анализируются различные подходы к фотографии, начиная от исторического и культурного контекста и заканчивая техническими аспектами создания и обработки изображений. Несмотря на множество проведенных исследований, проблема все еще остается недостаточно изученной, и рассмотрение ее обычно заканчивается отдельными статьями и диссертациями. Такие авторы, как А.И. Лапин, Л.П. Дыко и С.Г. Пожарская, внесли значительный вклад в изучение фотографии в отечественной науке. Среди зарубежных представителей фотодела, можно выделить Майкла Лэнгфорда и Ли Фроста.
Ключевые слова: фотография, ломография, цифрография, техника фотографии, фотоискусство.
DIGITAL PHOTOGRAPHY AS AN ELEMENT OF MODERN MASS CULTURE
Research article
Soshnikov A.Y.1' *
1 Samara State Institute of Culture, Samara, Russian Federation
* Corresponding author (soshnikov.alex[at]mail.ru)
Abstract
The article is dedicated to the history and research in the field of photography. The author examines theoretical and practical aspects of the study of photography, emphasizing the contribution of various scholars and authors to the development of the field. The work analyses various approaches to photography, ranging from historical and cultural context to technical aspects of image creation and processing. Despite the numerous research works carried out, the problem still remains understudied and its consideration usually ends up in separate articles and dissertations. Such authors as A.I. Lapin, L.P. Dyko and S.G. Pozharskaya have made a significant contribution to the study of photography in domestic science. Among foreign representatives of photography, it is possible to single out Michael Langford and Lee Frost.
Keywords: photography, lomography, digital photography, photography technique, photography art.
Введение
Фотография появилась в середине XIX века и с тех пор вошла в жизнь людей, пройдя путь от черно-белой к цифровой картинке. К настоящему времени накопилось много исследований в области данной проблемы начиная от теоретических и заканчивая практическими работами. Теоретические исследования изучают фотографию с позиции различных дисциплин, начиная от истории и заканчивая криминалистикой. Несмотря на широкий научный охват, рассмотрение проблемы заканчивается отдельными статьями и диссертациями. В отечественной науке, среди серьезных монументальных исследований, можно назвать А.И. Лапина [6], Л.П. Дыко [2], [3], [4], [5], С.Г. Пожарскую [10].
Практический аспект проблемы имеет более широкое освещение. Это связано с тем, что большинство практикующих фотографов дают свои советы в книгах, либо пытаются заработать на фотоработах. Здесь можно выделить различное разнообразие книг, начиная от того, как снимать портреты, ню или черно-белые фотографии и заканчивая тем, как оснастить домашнюю студию. Среди наиболее авторитетных представителей фотодела, можно выделить Майкла Лэнгфорда [9], Ли Фроста [15], [17], [19], [21], Лезано Даниэля [7], [8], Энга Тома [23], [24], [25] и книги Майкла Фримана [11], [12], [13], [14].
К сожалению, работы отечественных авторов, посвященные технике и фотоискусству, в большинстве своем, не имеют оригинальности и во многом схожи с работами зарубежных представителей.
Место фотографии в изобразительном искусстве
В начале XX века остро был поставлен вопрос о месте фотографии среди изобразительного искусства. Некоторые считали, что фотография не может являться искусством - это всего лишь запечатление того, что видит человек. Другие же отстаивали позицию, что фотография есть особый вид искусства, сродни поэзии.
В настоящее время эти споры сошли на нет, но с развитием цифровых технологий, удешевлением и облегчением техники фотопроизводства, закономерным становится рассмотрение феномена фотографии в XXI веке, который значительно отличается от того, что было 100 и даже 50-30 лет назад.
В живописи можно выделить «рисунок» — изображение на плоскости, созданное средствами графики и «картину» - произведение искусства, обладающее законченным характером. В бытовом смысле под рисунком может пониматься и любительский набросок и детские художественные творчества.
В фотоработах такого разделения не существует, все творения принято называть фотографией, либо сокращенно «фотками», может употребляться и термин «снимок», разграничение художественной ценности отсутствует. Тем не менее технический прогресс подарил возможность любому человеку снимать все, что ему заблагорассудится. Количество фотографий за последние 20 лет превысило количество снимков за все предыдущее время, при этом, о качестве говорить не приходится. Люди стали снимать на сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, на фотоаппараты, различной ценовой категории, не задумываясь и не зная ни технических моментов, ни законов построения фотографии. Можно предположить, что из нескольких сот тысяч снимков, один или два, окажутся шедеврами, но это элемент случайности. А.И. Лапин, в своей работе «Фотография как...» [6] говорит о появлении «цифрографии» -фотографии, сделанной на цифровую технику. Впервые же данный термин использовал японский художественный критик Иизава Котаро.
Стоит отметить, что любительская фотография получила свою терминологию в середине 80-ых гг. XX века, благодаря выпуску компактного фотоаппарата «ЛОМО Компакт-Автомат» - ломография, которая подразумевает под собой жанр фотографии, который запечатлевает жизнь во всех ее проявлениях такой, какая она есть. В настоящее время существует Ломографическое общество.
«Мобилография» и «айфонография» - современный этап развития фотоискусства
В начале XXI века появились и такие термины, как «мобилография» — разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой, первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и тому подобное. И «айфонография» — то искусство фотографирования на смартфон, чаще — Apple iPhone. В отличие от обычной фотографии, айфонография имеет определенные характерные особенности. Суть айфонографии заключается не просто в фотографировании смартфоном, но и обязательной художественной обработке фото с помощью программных средств на самом мобильном устройстве [1].
Мобилография и айфонография - это показатель технической стороны фотографии, показатель того, на что был сделан снимок, при этом, художественная сторона не учитывается.
Современное фотоискусство
В современной фотографии можно выделить несколько видов: ломография, цифрография, которая включает в себя мобилографию и айфонографию.
Все эти термины в основе своей, затрагивают лишь техническую сторону - на что сделан снимок. Тем не менее любительский снимок отличается от профессиональной фотографии.
В настоящее время чуть ли не каждый человек, который обладает фотоаппаратом, чуть дороже «мыльницы», считает себя фотографом и смело заявляет о том, что он принимает заказы на съемку. Майнор Уайт говорил: «На то, чтобы стать фотографом уходит двадцать лет» [22, С. 16], Пол Стрэнд отводил на это чуть меньший срок - восемь-девять лет [22, С. 17]. Простота освоения фото мастерства является лишь кажущейся. Если мы принимаем позицию, что фотография - есть искусство или мастерство, то, как у любого искусства и мастерства у нее есть свои законы или правила. К основным относятся: правило «золотого сечения», правило третей, диагональное правило, направление, фон в кадре и др. «Тремя китами» любой фотографии является - компоновка, конструкция и композиция. Конструкция
- это способ отношения элементов самой действительности. Композиция - это цельная и законченная конструкция с фиксированными компонентами, обладающая изобразительным и смысловым единством [6]. Еще одним важным моментом в фотографии, является умение видеть кадр, которое можно лишь наработать со временем, либо иметь врожденное. Никакие рекомендации, справочники и «азбуки фотографа» этому не научат.
«Молодые люди должны изучать культуру в целом. Образование должно развивать визуальное чувство ритма, баланса и радости жизни. Большинство фотографов не имеют никакого представления о «грамматике» фотографии и других видов искусства. Они интересуются только последними моделями автоматических камер и другими техническими новинками» [22, С. 119].
Если «творческая фотография - это фактическое воспроизведение собственных мыслей» [22, С. 99], а фотография
- все что угодно на фотобумаге, то цифрография - это любое изображение, сделанное на цифровой носитель.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что грань между творческой фотографией и цифрографией, может быть определена следующим образом:
1. Построение фотографии проходит по определенным законам и правилам. В цифрографии эти правила могут игнорироваться, в силу их незнания.
2. Если правила нарушаются, то это делается осознанно и не в ущерб эстетичности фотографии.
3. В фотографии отсутствуют лишние элементы. Есть лишь главное, которое выделяется и подчеркивается, и вспомогательные детали, которые связаны с главным.
4. Отсутствует стереотипное изображение.
5. Фотография не требует объяснения изображения.
6. Главные компоненты должны быть согласованы.
В цифрографии же главным является изображение ради самого изображения, снимающий лишь нажимает на кнопку, остальное сделает за него камера. Настоящий фотограф работает с камерой осмысленно, он умеет видеть кадр и изобразительно мыслить. Для него важным является творческий процесс, такого рода изображения действительно являются фотографиями - «рисунком светом». Наводнившие же, в последние десятилетия, изображения, не несут в себе осмысленности и творческого начала, для них характерны действия «увидел-снял», что и соответствует термину «снимок».
Таким образом, в настоящее время, фотография практически утратила тот сакральный смысл, который она имела несколько десятилетий назад, а превратилась лишь в «отпечаток пережитого момента», к тому же, художественная ценность значительно упала, что связано с кажущейся простотой и легкостью освоения фотоискусства.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Айфонография // Википедия. — 2022 — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D1%84%D0%BE %D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 23.10.2023)
2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко — Москва: Высшая школа, 1989. — 74 с.
3. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве / Л.П. Дыко — Москва: Искусство, 1977. — 111 с.
4. Дыко Л.П. Фотокомпозиция / Л.П. Дыко, А.Д. Головня — Москва: Искусство, 1962. — 260 с.
5. Дыко Л.П. Фотография, ее техника и искусство / Л.П. Дыко, Е.А. Иофис — Москва: Искусство, 1960. — 506 с.
6. Лапин А.И. Фотография как... / А.И. Лапин — Москва: Издательство Московского университета, 2003. — 296 с.
7. Лезано Д. Библия фотографии. Полное руководство для фотографа XXI века / Д. Лезано — Москва: АСТ, 2006. — 176 с.
8. Лезано Д. Секреты пейзажной фотосъемки Тома Маки / Д. Лезано, Т. Маки — Москва: Арт-родник, 2006. — 144
с.
9. Лэнгфорд М. Библия фотографии / М. Лэнгфорд — Москва: Эксмо, 2010. — 392 с.
10. Пожарская С.Г. Фотомастер / С.Г. Пожарская — Москва: Пента, 2001. — 336 с.
11. Фриман М. Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки / М. Фриман — Москва: Добрая книга, 2008. — 192 с.
12. Фриман М. Искусство цифровой фотографии / М. Фриман — Москва: Добрая книга, 2011. — 144 с.
13. Фриман М. Цифровая фотография. Крупный план / М. Фриман — Москва: Омега, 2005. — 159 с.
14. Фриман М. Свет и освещение в цифровой фотографии / М. Фриман — Москва: Добрая книга, 2012. — 224 с.
15. Фрост Л. Ночная и вечерняя фотосъемка / Л. Фрост — Москва: Арт-родник, 2007. — 194 с.
16. Фрост Л. Светофильтры в фотографии / Л. Фрост — Москва: АСТ, 2005. — 144 с.
17. Фрост Л. Современная фотография / Л. Фрост — Москва: Арт-родник, 2004. — 160 с.
18. Фрост Л. Творческая фотография. Идеи, сюжеты, техники съемки / Л. Фрост — Москва: Арт-родник, 2005. — 160 с.
19. Фрост Л. Фото на продажу. Пособие для фотографов-фрилансеров / Л. Фрост — Москва: Омега, 2004. — 192
с.
20. Фрост Л. Фотография. Вопросы и ответы / Л. Фрост — Москва: Арт-родник, 2002. — 128 с.
21. Фрост Л. Черно-белая фотография / Л. Фрост — Москва: Арт-родник, 2004. — 145 с.
22. Хилл П. Диалог с фотографией / П. Хилл, Т. Купер — Москва: Лимбус-Пресс, 2015. — 410 с.
23. Энг Т. Большая книга о фотографии. Полный курс приемов и секретов для получения великолепных снимков / Т. Энг — Москва: АСТ, 2013. — 408 с.
24. Энг Т. Все секреты цифровой фотографии. Новейшее исчерпывающее руководство / Т. Энг — Москва: АСТ, 2013. — 408 с.
25. Энг Т. Фотография / Т. Энг — Москва: Астрель, 2005. — 344 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Ajfonografija [Iphonography] // Wikipedia. — 2022 — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE %D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F (accessed: 23.10.2023) [in Russian]
2. Dyko L.P. Osnovy kompozitsii v fotografii [Fundamentals of Composition in Photography] / L.P. Dyko — Moskva: High School, 1989. — 74 p. [in Russian]
3. Dyko L.P. Besedy o fotomasterstve [Conversations about Photography] / L.P. Dyko — Moskva: Iskusstvo, 1977. — 111 p. [in Russian]
4. Dyko L.P. Fotokompozitsija [Photocomposition] / L.P. Dyko, A.D. Golovnja — Moskva: Iskusstvo, 1962. — 260 p. [in Russian]
5. Dyko L.P. Fotografija, ee tehnika i iskusstvo [Photography, its Techniques and Art] / L.P. Dyko, E.A. Iofis — Moskva: Iskusstvo, 1960. — 506 p. [in Russian]
6. Lapin A.I. Fotografija kak... [Photography as...] / A.I. Lapin — Moskva: Publishing House of Moscow University, 2003. — 296 p. [in Russian]
7. Lezano D. Biblija fotografii. Polnoe rukovodstvo dlja fotografa XXI veka [The Bible of Photography. A Complete Guide for the Photographer of the 21st Century] / D. Lezano — Moskva: AST, 2006. — 176 p. [in Russian]
Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 11 (137) • Hon6pb
8. Lezano D. Sekrety pejzazhnoj fotos'emki Toma Maki [Secrets of Landscape Photography by Tom Maki] / D. Lezano, T. Maki — Moskva: Art-rodnik, 2006. — 144 p. [in Russian]
9. Lengford M. Biblija fotografii [The Bible of Photography] / M. Lengford — Moskva: Eksmo, 2010. — 392 p. [in Russian]
10. Pozharskaja S.G. Fotomaster [Photomaster] / S.G. Pozharskaja — Moskva: Penta, 2001. — 336 p. [in Russian]
11. Friman M. Dao tsifrovoj fotografii. Iskusstvo sozdavat' udachnye fotosnimki [The Tao of Digital Photography. The Art of Creating Successful Photographs] / M. Friman — Moskva: Dobraja kniga, 2008. — 192 p. [in Russian]
12. Friman M. Iskusstvo tsifrovoj fotografii [The Art of Digital Photography] / M. Friman — Moskva: Dobraja kniga, 2011. — 144 p. [in Russian]
13. Friman M. Tsifrovaja fotografija. Krupnyj plan [Digital Photography. Close-up] / M. Friman — Moskva: Omega, 2005. — 159 p. [in Russian]
14. Friman M. Svet i osveschenie v tsifrovoj fotografii [Light and Illumination in Digital Photography] / M. Friman — Moskva: Dobraja kniga, 2012. — 224 p. [in Russian]
15. Frost L. Nochnaja i vechernjaja fotos'emka [Night and Evening Photography] / L. Frost — Moskva: Art-rodnik, 2007.
— 194 p. [in Russian]
16. Frost L. Svetofil'try v fotografii [Light Filters in Photography] / L. Frost — Moskva: AST, 2005. — 144 p. [in Russian]
17. Frost L. Sovremennaja fotografija [Modern Photography] / L. Frost — Moskva: Art-rodnik, 2004. — 160 p. [in Russian]
18. Frost L. Tvorcheskaja fotografija. Idei, sjuzhety, tehniki s'emki [Creative Photography. Ideas, Subjects, Shooting Techniques] / L. Frost — Moskva: Art-rodnik, 2005. — 160 p. [in Russian]
19. Frost L. Foto na prodazhu. Posobie dlja fotografov-frilanserov [Photos for Sale. Manual for freelance photographers] / L. Frost — Moskva: Omega, 2004. — 192 p. [in Russian]
20. Frost L. Fotografija. Voprosy i otvety [Photography. Questions and Answers] / L. Frost — Moskva: Art-rodnik, 2002.
— 128 p. [in Russian]
21. Frost L. Cherno-belaja fotografija [Black and White Photography] / L. Frost — Moskva: Art-rodnik, 2004. — 145 p. [in Russian]
22. Hill P. Dialog s fotografiej [A Dialogue with a Photograph] / P. Hill, T. Kuper — Moskva: Limbus-Press, 2015. — 410 p. [in Russian]
23. Eng T. Bol'shaja kniga o fotografii. Polnyj kurs priemov i sekretov dlja poluchenija velikolepnyh snimkov [The Big Book of Photography. A complete course of techniques and secrets for getting great pictures] / T. Eng — Moskva: AST, 2013.
— 408 p. [in Russian]
24. Eng T. Vse sekrety tsifrovoj fotografii. Novejshee ischerpyvajuschee rukovodstvo [All the Secrets of Digital Photography. The latest comprehensive guide] / T. Eng — Moskva: AST, 2013. — 408 p. [in Russian]
25. Eng T. Fotografija [Photography] / T. Eng — Moskva: Astrel', 2005. — 344 p. [in Russian]