Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Д.А. Карпук
Церковно-историческое наследие профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Ивановича Соколова (1865-1939)
Опубликовано: Христианское чтение. 2005. № 25. С. 184-202
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
ХШТШБШ
тт г н им
ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ИВАНА ИВАНОВИЧА СОКОЛОВА (1865-1939)
Изучение истории Византии в России в конце XIX - начале XX вв.
Начало XX века ознаменовалось большими качественными достижениями в области русской богословской науки, которая в это время стояла практически на одном уровне с западной, а в некоторых областях даже ее превосходила. Еще в конце XVIII в. церковная наука не имела сильной отечественной школы, а в начале XX века ситуация уже изменилась коренным образом: духовные академии в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани представляли собой настоящие богословские научно-исследовательские центры.
Византинистика, довольно молодая наука в отечественных университетах и духовных академиях, с 70-х годов XIX в. и вплоть до 1917 г., была, по словам выдающегося ученого Ф.И. Успенского (1845-1928), одной из тех областей гуманитарного знания, в которых Россия вышла на мировой уровень и даже в чем-то лидировала, обретя свое собственное лицо, создав свою собственную школу и добившись общезначимых результатов, с которыми приходилось считаться европейским ученым.
Среди ведущих специалистов и разработчиков русского византиноведения в университетах можно выделить В.Г. Васильевского (1838-1899), И.И. Толстого (1880-1954), В.Н. Бенешевича (1874-1938), Н.П. Кондакова (1844-1925), Д.В. Айналова (1862-1939), Н.П. Лихачева (1862-1936), Д.Ф. Беляева (1846-1901), М.Н. Крашенинникова (1865-?), Ю.А. Кулаковского (1855-1919) и др.
Первое, что было необходимо для развития молодой исторической науки, помимо усвоения достижений западных коллег, — открытие новых первоисточников. Следует отметить, что русские ученые с успехом справлялись с этой задачей. Выдающиеся русские исследователи, понимая важность и необходимость открытия научному миру новых исторических памятников, совершали многочисленные поездки на Восток. В глазах западных исследователей именно русским ученым принадлежала заслуга, добытая скрупулезным трудом и колоссальными усилиями, — выступать в роли знатоков рукописных сокровищ христианского Востока и экспертов при выявлении нужных материалов, что особенно ценилось в Европе.
Масштабная и серьезная научная деятельность по исследованию и анализу форм и содержания византийского наследия, по накоплению археологического материала, сбору и проверке письменных источников и памятников эпохи способствовала возникновению в 1890 г. периодического академического органа под названием «Византийский временник», ставшего средоточием, единым и объединительным центром исследовательской работы в области
f[j lîfifia iiïiiîi
истории Византии, которая велась не только в России, но и на всем «православном Востоке»1.
В этот «золотой век» русского византиноведения зарубежные исследователи стали стремиться к установлению тесных контактов с отечественными учеными. Солидное исследование в западной науке в области византиноведения теперь уже не могло считаться исчерпывающим, если в сочинении не учитывались последние достижения русской науки. В этом отношении показателен пример выдающегося немецкого исследователя, основателя западноевропейской научной византинистики Карла Крумбахера (1856-1909), который самостоятельно выучил русский язык для более широкого знакомство с российскими трудами по своей специальности.
Столичная духовная академия также явила научному миру целую плеяду талантливых богословов-историков. Но для этого прежде было необходимо пройти нелегкий тернистый путь.
Русская церковно-историческая наука весьма поздно была включена в состав богословских наук, подлежащих изучению в духовных школах. Еще в XVIII веке церковная история, согласно «духовному регламенту» Феофана Прокоповича (1681-1736), не принималась всерьез, она представлялась «веселой забавой для скучающих юношей!»2. Но уже в царствование императора Павла I митрополит Платон (Левшин; 1737-1812) высказывается в защиту церковно-исторических дисциплин, т. к. «сие наипаче человека просвещенным делает»3. Эти слова и сама деятельность митрополита не остались без внимания и уже на смену скромным результатам первой половины XIX века (например, «Liber Historius» Мефодия Смирнова, архиепископа Тверского; «Начертание церковной истории» Иннокентия Смирнова (1784-1819), епископа Пензенского) приходят многочисленные скрупулезные исследования и масштабная переводческая деятельность второй половины XIX века.
Результатом интереса к Византии, возникшего у профессоров и преподавателей Санкт-Петербургской духовной академии, в первую очередь, явились русские переводы византийских историков, исполненные с 1858 по 1863 год4. Серия переводов включала в себя произведения таких авторов, как Никифор Вриений, Иоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат, Никифор Григора, Георгий Пахимер, Георгий Акрополит5.
Академическое издание византийских историков в русском переводе было фактом весьма знаменательным. В области византологии трудились профессор церковной истории И.В. Чельцов (1828-1878), профессор философии
' Медведев И.П. К истории основания «Византийского временника»: Неизвестные документы и факты /Россия и христианский Восток. Под ред. Б.Л.Фонкича. М., 1997. Т. 1.С. 226.
1 Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2001. С. 398.
3 Цит. по: ГлубоковскийH.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии.
М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2002. С. 52.
4 Соколов И. И. Византологическая традиция в С.-Петербургской духовной академии // Христианское чтение, 1904, Январь. С. 145.
5 ЧистовичИ. С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888). СПб.: Синодальная типография. 1889. С. 68.
хштншш
mm¡1 secs
IT
уЩ
В.Н. Карпов (1798-1867), бакалавр патрологии П.И. Шалфеев (fl862), профессор литур-гики В.И. Долоцкий, профессор церковной истории И.Е. Троицкий (1832-1901). Можно сказать, что в стенах академии была создана особая византологическая атмосфера, которая неизбежно должна была так или иначе отразиться на дальнейшем ходе академических занятий, что впоследствии и произошло.
Санкт-Петербургской духовной академии принадлежит существенная роль в деле развития церковно-исторической науки, что признавалось многими церковными историками и богословами. Например, профессор Московской духовной академии Алексей Петрович Лебедев (1815-1908), когда его избрали в 1904 г. почетным членом Санкт-Петербургской академии, писал: «Нужно ли говорить, что принадлежать к славной Петербургской академии в качестве ее почетного члена для каждого занимающегося цер-ковно-историческою наукою в настоящее время — очень большая честь? С именем столичной академии неразрывно соединены имена таких крупных и знаменитых деятелей в области этой науки, как преосвященный Макарий, впоследствии наш митрополит, для характеристики ученого значения которого у меня не хватает даже и смелости; как Иван Васильевич Чельцов, воспитавший под своим опытным руководством столько зрелых историков, из числа которых для меня особенно памятно имя моего товарища по семинарии Герасима Яреда, очень скоро и неожиданно считавшего из моего товарища моим учителем по очень неразработанным вопросам преподаваемой мною науки; как Иван Егорович Троицкий и Василий Васильевич Болотов, для которых как истинных мастеров своего дела не может быть сплетено достойного венка никакой самой искусной рукой»6.
Помимо упомянутых светочей церковно-исторической науки также следует еще отметить научную деятельность профессоров Санкт-Петербургской духовной академии А.Л. Катанского (1836-1919), H.A. Скабалановича (1848-1918).
Повышенный всплеск интереса к истории Церкви, рост исследовательских работ не остался бесплодным. Новый Устав духовных академий 1869 г. уже предполагал исторический аспект богословской науки7. Догматическое богословие, каноническое право, литургика, славистика и другие дисципли-
6 Журналы собрания Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1903-1904. СПб., 1904. С. 136.
7 ЛисовойН.Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX начале XX столетия // Богословские труды, сб. 37. М., 2002. С. 22.
(<\
11ТШ! РШС11 ШШШШ ЦРЕЕ1
ны приобретали окраску историзма. Теперь внимание профессоров сосредотачивается на церковной истории, на истории развития той или иной богословской дисциплины. Возникает интересная и вполне закономерная связь, когда византинист не может игнорировать церковную историю, а «церковный историк не может излагать историю церкви, не будучи в то же время богословом»8. Наконец, византологическое академическое движение с конца 1870 года вступает в новую фазу своего развития, когда в академии открывается кафедра «Византологической истории».
Особого внимания заслуживает деятельность уже упоминавшегося профессора И.Е. Троицкого, которому принадлежит роль в разработке новых методов академической научно-исторической школы. Дело здесь заключается не просто в постановке вопроса и его решении, а в настоящем таланте ученого, который сам горел исследовательским огнем и зажигал всех вокруг себя. Достаточно упомянуть, что Иван Егорович во время десятилетнего (1881-1891г.) заведования академическим журналом «Христианское чтение» сообщил ему до некоторой степени византологический оттенок.9
Обладая огромной эрудицией и занимая одно из первых мест среди византологов России, И.Е. Троицкий имел необыкновенное нравственно-научное влияние на своих учеников и был «духовным вождем целой дружины» молодых академических деятелей науки. Без всякого сомнения, можно сказать, что одним из его учеников был и И.И. Соколов, который впитал и воспринял все самое лучшее в своем учителе и в дальнейшем реализовал практически. Иван Егорович не был первым и близким наставником И.И. Соколова, поскольку последний обучался в Казанской духовной академии и поэтому «лишь отчасти» воспринял заветы «великого учителя», но в дальнейшем с честью и высоким научным мастерством продолжал его дело.
Поэтому прежде, чем перейти непосредственно к научному творчеству И.И. Соколова, следует еще обратить внимание на деятельность без сомнения ярчайшего представителя церковной истории и византологии второй половины XIX в. - нач. XX в. Федора Афанасьевича Курганова (1844-1920), заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии и Императорского Казанского университета. Ф.А. Курганов, как научный руководитель И.И. Соколова, сыграл ключевую роль в научном развитии и становлении молодого ученого, определил его дальнейшие основные направления и методы в научно-исследовательской работе в области церковной истории.
Еще в 70-е гг. XIX в. Федор Афанасьевич выдвинул и обосновал концепцию особых отношений церкви и государства в Византии в своей монографии «Отношения между церковною и гражданскою властью Византийской империи в эпоху образования и окончательного установления характера этих взаимоотношений (325-565гг.)».
8 Бриллиантов А.И. К характеристике ученой деятельности профессора В.В. Болотова // Христианское чтение. 1901.Т.1.С. 472. _
9 Соколов И.И., доцент. Иван Егорович Троицкий «ипат византологов», его ученые труды и историческое значение//Христианское чтение. Т. 1. Февраль. 1904. С. 314-315.
НШГГ Н Ш! '
Ученый впервые в отечественной церковно-исторической науке глубоко исследовал византийскую каноническую теорию церковно-государственных отношений и проанализировал на материале широкого круга источников — как светских, так и церковных — историю развития этих отношений в IV-VI вв. Ф.А. Курганов не только выдвинул тезис о «византийской симфонии», «диархии», или «двуединстве» на первое место в истории Византии именно с его положительной стороны, а также обосновал его на фактическом материале, но и противопоставил восточно-византийскую идею симфонию концепции цезарепапизма.
Еще в начале XX века было широко распространено твердо установившееся мнение о Византии, как «о сплошном царстве разложения, слепого деспотизма, политической смуты, затхлой церковности, морального и умственного вырождения»10. Причины такого отношения к тысячелетней истории Византии вполне объяснимы. Во-первых, именно западные ученые первыми предприняли систематическое изучение истории восточной империи. Настоящей основательницей научного византиноведении принято считать Францию XVII века, где в это время собирались богатые библиотеки греческих рукописей, делались первые переводы византийских авторов на современные языки.11 В дальнейшем представители и других европейских стран принялись за изучение далекой и чуждой для западного человека Византии. История Византии в данном случае оказалась в плену отвлеченно-построенной схемы, корни которой скрывались в еще живой старинной вражде латинского Запада и греческого Востока. Новая Европа не любила свою средневековую историю, свою готику, выйти из которой удалось с колоссальным напряжением сил. А Византийская империя, соответственно, рисовалась самым темным и ужасным закоулком этого Средневековья.
«Историки XVIII в., желая изобразить прошлое Восточной империи, невольно подбирали и сгущали те ряды его фактов, которые иллюстрировали только уже предвзятое представление. Они с плохо скрываемым возмущением рисовали все один и тот же таинственно-мрачный дворец, средоточие деспотизма и низкопоклонства с его царями и царицами, губившими и сменявшими друг друга среди церемонной роскоши, кровавых революций, романтических интриг и церковных споров. Получалось впечатление, что вся чуть ли не тысячелетняя история Византии проходила без народа, без общества, проходила в неуклонном умирании и разложении».12 Такая общая схема истории Византии, построенная в XVIII в., как нельзя лучше подтверждается, например, 6-томным трудом английского историка Эдварда Гиббона (1737-1794) «История упадка и разрушения Римской империи». В данном случае название говорит само за себя. Византийскому обществу приписывалась су-
10 Успенский К. Н. История Византийской империи. Лекции, читанные на Высших женских курсах 1914—15г. 4.1. М., 1914. С.З.
11 Васильев АЛ. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998. С. 41.
12 Успенский КН. Указ. соч. С. 8.
16Т«Ш ШС691
1Г»1111№1 ЦК»
губая «склонность к предательству, к бесконечному вероломству, к диавольско-му интриганству, постоянно применявшимся к иностранцам... Византийская лживость вошла в поговорку».13
Ф.А. Курганов прекрасно видел всю религиозную и политическую тенденциозность западноевропейских историков ХУШ-Х1Х вв. и был глубоко убежден в субъективности многих выводов своих западных коллег. История должна не судить, а изображать, показывать предмет в его идее и явлении. Именно это и делал Ф.А. Курганов в своих работах, сопоставляя теорию и практику.
Такая научно-критическая позиция профессора Казанской духовной академии Ф.А. Курганова была воспринята талантливым учеником и продолжателем зародившейся самобытной русской церковно-исторической школы И.И. Соколовым. Впитав в себя, прежде всего любовь своего учителя к византийской истории, взяв на вооружение последние методы научной исследовательской работы, ученый полностью посвятил свою жизнь изучению истории Византии и греческого Востока, пытаясь показать своим современникам всю внутреннюю красоту колыбели христианства, как в ее цветущем прошлом, так и в бедственном настоящем.
Профессор И.И. Соколов (1865-1939): биографический очерк
Выдающийся русский историк Церкви и исследователь канонического права, блестящий представитель отечественного византиноведения, церков-но-политический деятель, доктор исторических наук, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии Иван Иванович Соколов родился и жил в эпоху настоящего возрождения и расцвета русского богословия в конце XIX - начале XX века. Сам он не остался в стороне и внес огромный вклад в сокровищницу достижений отечественной богословской науки и церковно-исторической школы. Вместе с тем И.И. Соколову пришлось пережить и горечь революций, приведших Российскую империю к краху и положивших начало новой эпохи в истории русского народа. Ученый не покинул страны, не уехал в эмиграцию, а остался в России, скорее всего в надежде на то, что его талант и в новое время останется востребованным. Некоторое время И.И. Соколов работает преподавателем, ему удается напечатать несколько научных публикаций в советских византиноведческих изданиях. Но это был уже закат блестящей научно-литературной деятельности профессора. Его талант оказался ненужным для нового руководства страны, а изучение Византии вызывало подозрение в сочувствии дореволюционному царскому режиму, что считалось страшным преступлением. В результате в начале 1930-х гг. Ивана Ивановича Соколова арестовывают и отправляют в ссылку в Уфу, где он и окончил свое земное странствие в 1939 г.
13 ГерцбергГ.Ф. История Византии. Перевод, примечания и приложения П.В. Безобразова. М., 1896. С. 182.
189
Ш5ТЙШШ ,
чтнн г §1 ш! .у
Студенческие годы И.И. Соколова и защита магистерской диссертации
Иван Иванович Соколов принадлежал к духовному сословию и происходил из священнической семьи села Новая Алексеевка Саратовской губернии. Родился будущий историк 2 ноября 1865 года. Подробности о его детских и юношеских годах неизвестны. Иван Иванович учился в Саратовском духовном училище, здесь же окончил и духовную семинарию. Без всякого сомнения, учеба И.И. Соколова в семинарии была успешна, поскольку по ее окончании он был направлен на казенный счет в Казанскую духовную академию. Здесь он также усердно изучал преподаваемые предметы и в 1890 году окончил курс академии первым кандидатом-магистрантом.
Как лучший студент XXXI (1886-1890) курса И.И. Соколов был оставлен при академии на годичный срок, до 15-го августа 1891 г., профессорским стипендиатом при кафедре общей церковной истории. Научным руководителем И.И. Соколова был назначен профессор Ф.А. Курганов, который курировал его научные занятия еще в годы обучения в академии.
Материалов для написания научной работы по истории монашества Византийской церкви в самой Казанской духовной академии не хватало, и И.И. Соколов получил направление в библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга. Отчет И.И. Соколова о своей научной деятельности в столичных библиотеках свидетельствует о прекрасном знании автором как современных европейских, так и древних языков. Молодым ученым впервые были введены в научный оборот новые источники.
Таким образом, проделанная скрупулезная и трудоемкая работа при написании диссертации «Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII в. (842-1204)» принесла И.И. Соколову академическую степень магистра богословия. В 1896 г. эта работа была опубликована в виде книги, за которую автор был отмечен полной премией митрополита Макария14.
В предисловии к своему научному труду И.И. Соколов приводит свидетельство ученого Ленормана: «Монахи Запада дождались уже своей истории; монахи Востока еще ждут своего историка»15. Эти слова примечательны по нескольким причинам. Во-первых, автор принялся за исследование малоизученной в исторической науке темы. Во-вторых, именно неразработанность той или иной тематики станет привлекать пытливый ум и недюжинные исследовательские способности И.И. Соколова и в дальнейшем.
В своей магистерской работе молодой ученый рассматривает внешнее и внутреннее положение монашеской жизни на Православном востоке от правления Михаила III (843) до захвата Константинополя латинянами (1204). В одной из глав рассмотрена внешняя история монашества на Афоне, Святой Горе, которая, по мнению И.И. Соколова, была центром византийского сред-
нем.: Лебедева Г.Е. Ученый и время: И.И.Соколов/ СоколовИ. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XII века (842-1204). Опыт церковно-исторического исследования. СПб., 2003. С. 20.
15 Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала ХП века (842-1204). С. 35.
невекового монашества, главным пунктом религиозно-созерцательной жизни Византии, и вместе с тем главной хранительницей церковного предания и христианского просвещения, необоримой твердыней Православия, «Ватиканом Востока»16. Не обошел молодой ученый и плачевного положения монашества в Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском патриархатах под мусульманским владычеством.
Подводя итог всей работы, И.И. Соколов выявляет безусловно положительное значение монашества 1Х-ХШ веков в истории Византийской церкви и государства. При этом ученый совсем не идеализировал ситуацию: «Было бы исторической односторонностью усматривать во внутренней жизни византийских монахов 1Х-ХП вв. одни только светлые явления. В ней, как и во всякой сфере человеческой жизни, были и темные стороны, которые стояли в противоречии с сущностью и принципами монашества и были чужды идеалу истинного монаха»17. Действительно, монашество в рассматриваемый период имело в своем организме порочных членов, которые есть в любом человеческом общежитии. Но важно понимать, и автор непрестанно это подчеркивает, что «порочные члены не составляли всего монашества и не в них сосредотачивалось православное византийское иночество. Они составляли лишь часть целого, но далеко не все целое. Большинство византийских монахов в полноте носило в себе дух христианского подвижничества, всегда помнило о своем истинном, высшем призвании, сосредотачивалось исключительно на духовных интересах и свято исполняло начала самоотречения, плотского умерщвления и служения Богу и Его Св. Церкви»18.
И.И. Соколов весьма уважительно относился к византийскому монашеству, это отчетливо просматривается в магистерской диссертации и дальнейших публикациях о монастырях и монашеской жизни (Монашеская республика. Из наблюдений и воспоминаний о святой горе Афонской // Исторический Вестник, 1903; Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. СПб., 1904).
Научно-литературная и преподавательская деятельность
Защита магистерской диссертации открыла И.И. Соколову дорогу в столицу, но прежде он «состоял с 26 сентября 1891 г. преподавателем философских наук в Саратовской семинарии»19.
С 1894 по 1903 гг. И.И. Соколов преподает в Санкт-Петербургской духовной семинарии, одновременно интенсивно занимаясь византиноведческими исследования и много печатаясь. Усиленная научно-преподавательская деятельность послужила основанием для приглашения молодого ученого на академическую кафедру.
"Там же. С. 191.
17 Там же. С. 368.
18 Там же. С. 390.
14 ТерновскийС. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892. Казань, 1892. С. 623.
штшш г(Х
1ТНИ Г Н ЕШ
В октябре 1903 г. И.И. Соколов перешел на кафедру истории Греко-Восточ-ной церкви. «На вакантную в академии кафедру истории Греко-Восточной Церкви признать единогласно избранным преподавателя С.-Петербургской семинарии магистра богословия Ивана Соколова в звании доцента»20, — таково определение Совета духовной академии. Кандидатура И.И. Соколова на обсуждение в Совет академии была предложена епископом Ямбургским Сергием (Страгородским; 1867-1944), занимавшим в это время пост ректора академии.
С этого момента судьба молодого ученого, выходца из Саратовской губернии, была неразрывно связана со столичной академией. С 1903 по 1918 год И.И. Соколов преподавал здесь, выполнял различные академические послушания. Дважды за этот период времени, а именно за1907и1910 годы, И. И. Соколов составлял по поручению Совета академии отчет о состоянии духовной школы, который традиционно зачитывался на торжественном публичном собрании академии 17 февраля.
Впоследствии именно И.И. Соколову принадлежала особая заслуга в том, что кафедра истории Греко-восточной Церкви возникла во всех четырех академиях, тогда как до этого времени она существовала только в столичной академии. С 1903 г. И.И. Соколов дал предмету строго научную постановку и, когда настало время, предоставил пятому отделу Предсоборного Присутствия доклад «О необходимости учреждения в наших духовных академиях кафедры истории Греко-восточной Церкви». Доклад приняли во внимание, и как результат — изучение истории Греко-восточной Церкви началось во всех духовых академиях.
В первую очередь ученый в своем докладе констатировал тот факт, что само отсутствие кафедры истории Греко-Восточной Церкви в духовных школах — это логическая ошибка устава духовных школ 1884 г. И это тем более печально, т. к. именно в то время в России византология начала добиваться серьезных успехов. «Пред пытливым взором ученых, занявшихся изучением источников византийской истории, Византия стала постепенно являться во всем блеске, мощи и величии своих внутренних сил, своей культуры и благотворного просветительного воздействия не только на славянский Восток, но и на европейский Запад»21.
В своем докладе И.И. Соколов отмечает несколько причин, по которым изучение православия греческого Востока должно занять в духовных академиях высокое положение. Прежде всего, необходимо было отрешиться от католических и протестантских тенденциозных взглядов и выводов относительно истории Восточной империи и ее народа22. изучение истории и культуры самой России, по мнению Ивана Ивановича, будет неполноцен-
20 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1903/4 год. СПб., 1904. С. 63.
21 Соколов И.И., проф. О необходимости учреждения в наших духовных академиях кафедры «История православной Греко-восточной Церкви от разделения церквей до настоящего времени». Приложение к журналу V Отдела 16 ноября 1906г. №25. СПб., 1906. С. 2.
22 Там же. С. 5.
Г(Г )
■■ г / /
ным, если не уделять должного внимание истории Византии и ее политических, культурных и религиозных связей с русским народом23.
Самым же главным для И.И. Соколова в необходимости учреждения виэан-тологической кафедры были практические результаты: Русской Православной Церкви, как более могущественной и сильной, принадлежала инициатива в деле сближения греческих и славянских православных Поместных Церквей, чему и должно было способствовать взаимное более близкое знакомство через научные и публицистические труды, а так же совместные встречи.
Что же касается непосредственно преподавательской деятельности И.И. Соколова, то в своих лекциях ученый касался следующих основных тем:
• история разделения Церквей;
• византинизм в церковно-историческом отношении;
• отношения между Церковью и государством, центральное церковное управление, история духовного просвещения и богословской науки в Византии с половины IX до половины XV века.
В позднейших своих курсах Иван Иванович предлагал небольшое введение в церковную византологию, делал небольшой обзор достижений в визан-тинистике в Западной Европе, на греческом Востоке и в России.
На своих практических занятиях, которые были введены в академический круг предметов в 1910 году, И.И. Соколов разбирал вместе со студентами труды по византийской историографии 1Х-ХУ веков, с историческими, археологическими и филологическими комментариями.
За время преподавания И.И. Соколов неоднократно курировал научные работы у студентов, пожелавших писать исследования по византологии. Также Иван Иванович участвовал в качестве официального оппонента в нескольких докторских и магистерских диспутах в академии.
С самого начала у И.И. Соколова установились тесные отношения с представителями университетской византиноведческой науки Петербурга. В 1895 г. академик В.Г. Васильевский пригласил еще молодого ученого участвовать в работе «Византийского временника». Ведение И.И. Соколовым в течение девяти лет отдела «Библиография. Россия» в видном периодическом издании по византиноведению является одним из свидетельств как эрудиции, так и невероятной работоспособности ученого.
С 1895 по 1903 гг. он поместил в журнале около 700 материалов. Отдел библиографии «Временника» предполагал аннотирование текущей литературы, но большая часть публикаций И.И. Соколова представляет собой пространные рефераты книг и статей, а иногда развернутые и обстоятельные рецензии. Помимо библиографии, И.И. Соколов помещал во «Временнике» также и заметки о деятельности научных обществ, отчеты о научных командировках коллег, о конференциях по византинистике, сообщения об археологических памятниках византийской истории и культуры. Интересно, что
21 Там же. С. 6-7.
ХШТ1ШШ ,
1Т1Ш 1° £1 §693
И.И. Соколов не упускал из вида и диссертации по византиноведению, выполненные в Петербургской, Московской и Киевской духовных академиях. Таким образом, деятельность ученого только в одном «Византийском временнике» открывает перед нами ревностного и скрупулезного ученого, стремившегося ввести в научный оборот как можно больше исследовательских работ и первоисточников для развития отечественной церковно-исторической науки.
В 1897-1904гг. И.И. Соколов возглавлял отдел «Вести с Востока» в журнале «Церковные ведомости». Любопытно отметить, что печатаемые там свои статьи он подписывал «И. Византийский». Хотя это и не единственный псевдоним ученого, поскольку в «Сообщениях Императорского православного палестинского общества» его статьи помещались за подписью И. Световосто-кова, Филэллина, И. Померанцева.
С 1904 г. И.И. Соколов возглавлял в журнале «Церковный вестник» отдел «Летопись церковной и общественной жизни за границей». А в 1911 указом Св. Синода (от 16 ноября за № 15882) Иван Иванович был назначен на должность редактора журнала «Церковный Вестник» вместо отказавшегося от редакторских обязанностей доцента Б.В. Титлинова24. С 1895 по 1903 г. И.И. Соколов редактировал отдел «Церковно-общественная жизнь на Православном Востоке» журнала «Странник». С первых лет XX в. И.И. Соколов состоит членом Императорского православного палестинского общества, а с 1905 г. назначается редактором его сообщений25, в которых публикует свои статьи по истории и современному положению древних Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей.
Свои научно-исследовательские работы в виде статей и очерков ученый публиковал в периодических церковных изданиях «Христианское чтение», «Церковные ведомости», «Журнал министерства народного просвещения», «Православный собеседник» и др. Статьи по современным церковным вопросам И.И. Соколов также публиковал и в светских изданиях: «С.-Петербургские ведомости», «Новое время», «Исторический вестник». Ряд статей И.И. Соколова переводились и печатались в Греции и Турции, где находили отклик в православной среде, которая воспринимала их как знак глубокого понимания проблем Востока русской общественностью.
Блестящая филологическая подготовка и церковно-историческая эрудиция позволили И.И. Соколову принять участие в издании «Православной богословской энциклопедии», где, в вышедших 12-ти томах энциклопедии было напечатано около 89 статей. В своих статьях И.И. Соколов освещал историю Иерусалимской и Грузинской Церквей. Большое внимание Иван Иванович Соколов уделил Константинопольскому патриаршему престолу, описав деятельность более 50 патриархов, занимавших вселенский престол до начала XX в. Несколько статей было написано по истории Кипра. Большое внимание уделялось церковным и общественным деятелям Византии 1Х-ХУ вв.
24 Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1911 г. СПб., 1912. С. 12.
25 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1905/6 год. СПб., 1906. С. 196.
В£Т ОШ 1
1РКШ1НИ (1РЕС1
Важное значение в своей научно-исследовательской деятельности И.И. Соколов отводил раскрытию термина «византинизм». Он явился едва ли не первым историком, который в русской исторической науке не только обратил внимание на важность этого понятия, но и раскрыл его содержание не на уровне декларации, а доказательно.
Отмечая все признаки византинизма, И.И. Соколов остановился на утверждении того, что Византия — пример оцерковленного государства. Великая заслуга Византии заключалась в выработке таких «принципов личной и общественной жизни, создании таких культурно-исторических идеалов, которые в конечном практическом своем осуществлении и могли бы дать человечеству всегда привлекающее его пресловутое счастье»26. Профессор И.И. Соколов прекрасно осознавал, что на фоне критической позиции западной ви-зантинистики такие утверждения звучали довольно смело. «Несогласно с исторической правдой писать панегирик Византии, допускать прикрасы и преувеличения: мы и желаем быть свободными от них. Но, с другой стороны, противно правде и замалчивание добра, ненаучно преувеличение отрицательных явлений. Истина — в золотой середине. А если так,не будем же в описании и характеристике жизни и быта Византии выдвигать на первый план отрицательной стороны. Не в них былая сила и мощь Византии, не в них историческая ее заслуга»27.
Профессор И.И. Соколов и исследования греческого Востока
Начиная с 1902 г. И.И. Соколов по поручению Св. Синода и Совета академии совершает неоднократные поездки по православному Востоку для научных исследований и завязывает там прочные связи.
Многочисленные посещения православного Востока, его святынь, храмов и библиотек показывают, что И.И. Соколов знакомился с положением дел не только по содержанию газет и журналов, что также очень важно и необходимо, но и благодаря личному опыту, тесным связям с выдающимися людьми православного Востока того времени. Особенно важно то, что в каждой такой поездке И.И. Соколов стремился найти как можно больше ценных документов и источников по древней и новой истории греческого Востока и ввести их в научный оборот, повышая тем самым уровень византиноведения в России.
Многочисленные поездки и непосредственное знакомство с обстоятельствами жизни христиан под турецким игом послужили важным материалом для написания научной работы. Свою докторскую диссертацию И.И. Соколов написал уже по новой истории греческого Востока на тему «Константинопольская Церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования» (Т. 1. Казань, 1904). Защита работы прошла в 1904 г. в Казанской духовной академии. Этот труд, не имевший аналогов в греческой, западноевропейской и русской лите-
26 Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843-1453г.). СПб., 2003. С. 54.
27 Там же. С. 54.
I
«
г
muí t и и«
ратуре, Советом академии был удостоен премии Чубинских28 в 1904 г., а Св. Синодом — премии митрополита Макария в 1906 г. Сразу после докторской защиты, 25 октября 1904 г., И.И. Соколов был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии.
Докторская работа И.И. Соколова может считаться вполне самостоятельным трудом, поскольку все сведения, заключающиеся в просмотренных и изученных автором сочинениях и печатных и архивных документах отрывочны; цельного, обстоятельного исследования об избранном им предмете не было в ни в греческой, ни в западно-европейской, ни в русской литературе. Этот труд представляет подробную хронику событий Константинопольской Церкви за все время XIX в. Здесь можно почерпнуть сведения о законодательстве по делам брачным и бракоразводным; о состоянии просвещения греческого клира и народа и мерах к поднятию его уровня, выразившихся в учреждении школ различного типа; о переменах в распределении епархий; о поведении клириков и епископов и мерах к водворению между ними церковной дисциплины; о монастырях и монашествующих и разных законоположениях, направленных к упорядочению монастырской жизни и поднятию дисциплины среди монашествующих; о храмах и церковном богослужении; о разных благотворительных учреждениях; о финансовом состоянии патриархии, всегда тяжелом и угнетенном; о борьбе патриархов с иноверною пропагандой — латинской и протестантской. В целом получается довольно широкая картина бытовой, религиозной и церковно-общественной жизни православных христиан Константинопольской Церкви в течение XIX века.
Таким образом, И.И. Соколов представил научному миру весьма ценное сочинение для изучения судеб православной Восточной Церкви под турецким игом, и это не осталось незамеченным. «Трудолюбие почтенного профессора изумительно и повсюду сквозит любовь его к стонущей под игом турков православной церкви, стремление познать и раскрыть подлинную ее духовную силу. Это рекомендует автора, как страстного исследователя еще весьма мало обследованной почвы. Суждения его о Константинопольской Церкви мягкие, весьма резко отличающиеся от получивших у нас, так сказать, право гражданства порицательных, нередко прямо бранных, отзывов о деяниях этой Церкви. Указанная документальность его сообщений дает его рассуждениям силу и убедительность, заставляет вдумываться- в события глубже, познавать подлинную их природу, внутреннюю связь их»29.
Современники отдавали должное научно-исследовательской и церковно-политической деятельности И.И. Соколова. За заслуги в деле изучения истории восточных патриархатов ученый получил от Константинопольского патриарха Иоакима III титул «архонта иеромнимона апостольского Вселенского патриаршего престола»30, от Иерусалимского патриарха Дамиана — «архон-
2Х Журнал собрания Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1904/5 г. СПб., 1905. С. 198.
29 Курганов Ф.А. [Рецензия:] И.И. Соколов. Константинопольская Церковь в XIX в. // Византийский временник. 1905. Т.11. С. 260.
'"Журнал собрания Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1904/5 г. С. 208.
1ГШШШ1 |1Ш1
та протонотария апостольского Иерусалимского патриаршего престола» и Золотой Крест с частичкою Животворящего Креста Господня, а от греческого короля — орден Спасителя II степени.
Актуальность научных исследований профессора И.И. Соколова; его церковно-общественная деятельность
В 1906 г., после первой русской революции, под руководством митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского; 1846-1912) начало свою работу Предсоборное Присутствие, созданное для предварительного обсуждения вопросов, даже для самой постановки вопросов, подлежащих рассмотрению на предстоящем Поместном Соборе. Профессор И.И. Соколов в работе Присутствия принял самое деятельное участие. «Ив это дело Иван Иванович внес всегда присущую ему кипучую энергию и свои богатые и разносторонние церковно-исторические познания, а также свой такт, уважение к мнению сочленов, направляя свои труды к достижению истины ко благу Церкви»31.
Несколько работ И.И. Соколов посвятил чину избрания патриархов и архиереев в Византии. Эти работы для своего времени были весьма актуальны, поскольку именно в этот момент в российском обществе очень широко обсуждался вопрос о необходимости созыва Поместного Собора, одним из главных деяний которого должно было стать избрание Патриарха Московского и всея Руси. В этом отношении представляет интерес не только научные исторические данные исследований профессора, но и его личное мнение о византинизме и о патриаршей власти и ее судьбе в России. «В настоящее время, когда в России на очереди стоит преобразование высшего церковного управления, и в печати, и в обществе иногда раздаются голоса, будто бы византинизм, воспринятый русским народом вместе с православною верою, оказал вредное влияние на развитие русской церковной жизни. В такой оценке исторического факта заключается, по нашему мнению, принципиальная ошибка. Мы утверждаем совершенно обратное: подлинного византинизма в русской церковной жизни никогда не было и в этом нужно видеть главную причину происходящих в ней потрясений, каких православный Восток совсем не знал. То, что русская печать и общество обыкновенно называют византинизмом, не есть истинный продукт византийской церковной жизни, а своеобразная русская фабрикация. Из византинизма русским народом были восприняты и пересажены на родную почву преимущественно внешние формы, без истинного, свойственного им содержания и проникавшего их духа. Из Византии русские усвоили только отдельные части сложного целого, которые и приладили к русской церковной организации неудачно и неумело. В области высшего церковного управления в России так было и с патриаршеством, и с Синодом»32. Исторические сведения о Халкинской богословской школе и богословской школе Креста в
31 Зарин С.М. Профессор Иван Иванович Соколов (К двадцатипятилетию его педагогической и учено-литературной деятельности) // Исторический вестник. 1915. Т. 141. Октябрь. С. 234.
32 Соколов И.И., проф. Византийский патриарх. Эскиз из истории 1Х-ХУ вв. // Сообщения Императорского православного палестинского общества. Т. 16. 1906. С. 84-85.
ХПШЖШ
1Т1111 1° В! §«$1
( а
Иерусалиме, представленные в работах «Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке» (Христианское Чтение, 1906) и «Богословская школа Креста в Иерусалиме. Исторический очерк» (Сообщения Императорского православного палестинского общества. Т. 16. 1905) представляют интерес сами по себе, но в свое время вызывали также особое внимание и в виду предстоящей в России реформы духовно-учебных заведений. Таким образом, И.И. Соколов «не без основания обратился к педагогическому опыту и православных греческих церквей, дабы видеть, как потребности в образованном клире и христиански-просвещенной пастве удовлетворялись в пределах иных православно-церковных организаций и как общий для всей православной греко-восточной церкви вопрос о духовном просвещении решался применительно к местным условиям и запросам. Отдел имел в виду найти в опыте православного востока некоторые указания для более успешного решения вопроса о реформе духовных школ в России»33.
И.И. Соколов принял также самое деятельное участие и в работе Предсо-борного Совещания, учрежденного в 1912 г. Ученым было подготовлено несколько докладов о развитии и современном состоянии богословской школы и просвещения на греческом Востоке, о поводах к разводу в Византии в теории и на практике (О поводах к разводу в Византии 1Х-ХУ в. Историко-правовой очерк // ХЧ, 1909; Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном греческом Востоке. Историко-правовой очерк. СПб., 1910). И.И. Соколов многократно приглашался в качестве ученого эксперта по вопросам о православном Востоке, обсуждавшимся в Св. Синоде.
В годы Первой мировой войны научная деятельность И.И. Соколова приобрела сугубо практическое значение. Тема Царьграда — Константинополя и византийского наследия всегда волновала русское общество и вызывала ожесточенные споры, а в период войны эта тематика звучала еще более остро. Казавшаяся вполне реальной перспектива разгрома Турции заставляла думать о том, как поступит Константинопольская патриархия и на чью сторону встанет, когда в Константинополе мусульманская власть уступит место христианской. Национально-церковный вопрос, таким образом, приобретал исключительную важность. На фоне таких событий И.И. Соколов, исполняя поручения Св. Синода, совершает в 1915 г. командировку на ближний Восток. По окончании поездки историк предоставляет на имя обер-прокурора Св. Синода доклад «Константинополь, Палестина и Русская Церковь», который был напечатан в количестве 100 экземпляров под грифом «на правах рукописи — совершенно доверительно».
Этот доклад раскрывает интересный взгляд профессора И.И. Соколова на теорию пентархии, к которой ученый относился вполне серьезно. Он считал, что настало время восстановить историческую справедливость и в России должно быть восстановлено патриаршество. Только теперь наряду
33 Соколов И.И. Вести с Востока // Церковные Ведомости. 1906. № 20. С. 1246.
УТвШ PI££KOfl
пряБосазеной mm
с Константинопольским патриархом и «вторым по нем» должен существовать патриарх Русский — Петроградский34. В таком случае будет восстановлена каноническая ценность византийско-восточного учения о патриаршей пен-тархии или о пяти равночестных патриархах в единой Греко-Восточной Православной Церкви, утратившего свое значение после 1054 года, когда Римская Церковь вместе со своим патриархом отпала от единства с Церковью Вселенской35.
И.И. Соколов принимал участие в работе особой комиссии при Императорской академии наук по вопросу введения в России нового стиля. Назначен он был в комиссию по предложению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония на место скончавшегося делегата от Св. Синода профессора Московской духовной академии Д.Ф. Голубинского.
В 1917 г. в Российской империи произошли события, изменившие дальнейший ход истории коренным образом. Для Русской Православной Церкви одним из важнейших событий этого переломного момента явился Поместный Собор, открывшийся 15 августа в храме Христа Спасителя в Москве. На это важнейшее мероприятие в числе наиболее выдающихся русских богословов был приглашен и Соколов. Ученый принял самое активное участие в решении основного вопроса Собора — восстановлении патриаршества. 25 октября 1917 г. им был прочитан доклад о сущности патриаршества. 28 октября И.И. Соколов был включен в состав утвержденной Собором Комиссии, созданной для составления и издания нового сборника действующего церковного законодательства36. 8 декабря И.И. Соколов был избран от мирян в члены Высшего Церковного Совета. Профессор принимал самое деятельное участие в работе Собора до момента его закрытия осенью 1918 года.
Советский период биографии ученого слабо документирован. На основе отрывочных данных можно сказать, что после октябрьского переворота И.И. Соколов остался в России и разделил судьбу многих и многих ученых,
34 Соколов И.И. Константинополь, Палестина и Русская Церковь. Петроград, 1915. С. 40.
35 Там же. С. 41.
36 Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918гг. Обзор деяний. Вторая сессия. Сост. A.A. Плетнева и Гюнтер Шульц. Под общей ред. проф. Гюнтера Шульца. М., 2001. С. 470.
Ш1Т1ШШ /а
1ТШ1 М1 6001
богословов, церковных деятелей и простых верующих людей. С 1919 года ученый занимает в Киевском университете, после смерти Ю.А. Кулаковского, кафедру византологии. Здесь он читает лекции по истории Византии и византийской историографии. В 1920-1924: являлся профессором Петроградского богословского института и профессором Петроградского историко-линг-вистического института; принимал активное участие в церковной жизни Петрограда, читал лекции в апологетическом кружке по общей церковной истории. В 1920-1921 гг. он прочел специальный курс о судьбах эллинизма и славянства на Ближнем Востоке. 1924-1933 — профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики, занимался изучением истории новой Греции и преподавал новогреческий язык.37 Арестовали Соколова в ночь на 22 декабря 1933 г., а в 1934 г. он был выслан в Уфу. Но даже в ссылке он не перестает работать, пишет работу по истории Башкирии, по которой просит отзыва в письме у своего друга А.Н. Самойлова38.
Скончался Иван Иванович Соколов в Уфе 3 мая 1939 года.
Заключение
В лице Ивана Ивановича Соколова мы находим прекрасного и талантливого историка, церковно-общественного деятеля, который ясно сознавал всю важность изучения истории Византийской Империи и современного греческого народа, вот уже много веков находившегося под мусульманским игом.
«Нет нужды много говорить о важном значении Востока в судьбах западной Европы; известно, что Восток был колыбелью христианства и его провозвестником для всего света, хранителем духовных сокровищ классического мира, распространившихся повсюду, оплотом европейско-христианской цивилизации и культуры против невежества разноплеменных азиатских варваров и пр. Что касается славянских государств и России в частности, то они связаны с Востоком еще более многочисленными и многообразными связями. Славянские племена получили от Востока и христианство, и просвещение, и гражданственность; их государственный строй, общественный быт, мораль, право, искусство, литература развивались под влиянием Востока. Ясно, что ни политическая, ни церковная история славянских государств и России в особенности не может быть понята без близкого знакомства с Востоком. История Востока — это, так сказать, наше духовное прошлое, изучить и оценить которое есть одна из важнейших задач русской науки. Но прошлое находится в непосредственной связи с настоящим, которое служит прямым продолжением прошлого, дополняет его, объясняет, составляет с ним одно целое»39.
37 В базе данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века», составленная совместно ПСТГУ и Братством во имя Всемилостивого Спаса. Соколов Иван Иванович / Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века.
http://kuzl.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/7HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFfeeieuuW66WW с8оШ88иКХ№еС()*).
38 Лебедева Г.Е. Указ. соч. С.26-27.
39 Соколов И.И. Церковная жизнь на Православном Востоке // Странник. Т. 1.1895. С. 376-377.
■'[_1 1 1ШШ11|ГЙШ1
И.И. Соколов, в отличие от многих своих соотечественников, восхищался настоящей героической и подвижнической жизнью греческого народа в условиях многовекового османского рабства. Православная жизнь на Востоке, несмотря на многочисленные сложности, не была совершенно подавлена и не замерла, греческий Восток вел на протяжении длительного времени видимую и невидимую борьбу с исламским миром. Россия же, соединенная с Востоком единством веры и традициями истории, должна была, по глубокому убеждению И.И. Соколова, принять самое деятельное участие в этой борьбе и придти на помощь православному Востоку.
И.И. Соколов благодаря своей научно-преподавательской и исследовательской деятельности всячески способствовал развитию дружественных отношений между русским и греческим народами. Почти перед самым началом Первой мировой или Второй Отечественной войны Иван Иванович предлагал для развития более тесных и дружественных отношений Православной Церкви в России с Церквами греческого Востока создать особый журнал, который бы способствовал не только обмену мнениями и информацией, но и уничтожению национального антагонизма и скрытой вражде, существовавшей между русскими и греками. «Один из способов, при помощи которого возможно успешное и плодотворное распространение в русском обществе правильных и достоверных сведений о Православном Востоке, вполне целесообразным нужно признать издание особого журнала, посвященного изучению и обозрению прошлого и современного состояния автокефальных православных Церквей Греческих, Славянских и Румынской. Главная цель издания — служить духовному единению всего православного Востока, оживить братские отношения православных народов, содействовать взаимоотношению Церквей на основах кафолического Православия»40.
Таким образом, профессор Иван Иванович Соколов всячески содействовал духовному единению народов, связанных узами православной веры. На алтарь этой дружбы и единства он и положил все свои научные таланты.
Выдающийся ученый умер в безызвестности, но до последних дней Иван Иванович желал трудиться и трудился на научно-исследовательском поприще. Исследовательская работа была делом всей его жизни. Научная скрупулезность и любовь к греко-византийской культуре, к истории Византии, которой он восхищался всю свою жизнь — вот что пронизывает жизненный и творческий путь выдающего ученого и блестящего представителя церков-но-исторической отечественной школы дореволюционного периода.
Труды профессора И.И. Соколова были весьма актуальны для своего времени. В своих исследованиях ученый показывал те или иные стороны общественной и церковной жизни византийского общества, решение тех или иных проблем и вопросов древности, которые в начале XX века вызывали многочис-
40 Соколов И.И., проф. Православный Восток. Очерк современного его состояния, в связи с общими задачами православия. СПб., тип. М. Меркушева, 1912. С. 52.
ХШТ1ШШ 1TS11S г и ни
ленные и жаркие споры уже в российском обществе. Своей актуальности работы ученого не потеряли и для нашего времени, поскольку по отдельным темам и направлениям до сего дня не написано более скрупулезных и детальных исследований.
Библиография переизданных работ И.И. Соколова
В настоящее время благодаря усилиям и трудам профессора Санкт-Петербургского государственного университета Галины Евгеньевны Лебедевой и «Издательства Олега Абышко» началось переиздание церковно-историчес-ких исследований И.И. Соколова. К моменту написания данной статьи переизданы следующие труды ученого:
1. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины до начала века (842-1204). Опыт церковно-исторического исследования. Вступительная статья Г.Е. Лебедевой. СПб., 2003. 464 с.
2. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843-1453г.). Вселенские судьи в Византии. Вступительная статья Г.Е. Лебедевой «И.И. Соколов об извечной проблеме церковной византинистики». СПб., 2003. 272 с.
3. Избрание архиереев в Византии IX-XVbb. (историко-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях. Вступительная статья профессора протоиерея Владислава Цыпина. СПб., 2004. 352 с.
4. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. Вступительная статья A.B. Маркидонова. СПб., 2004. 248 с.
5. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской духовной академии. Печалование патриархов перед василевсами в Византии в IX-XV вв. Патриарший суд над убийцами в Византии в X-XV вв. Послесловие A.B. Маркидонова. СПб., 2005. 320 с.
6. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2 т. Т. 1. СПб., 2005. 384 с.
7. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2 т. Т. 2: Преп. Фе-одор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. СПб., 2005. 352 с.
Дмитрий Карпу к, студент СПбДА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.