Научная статья на тему 'Церковно- и священнослужители г. Ельца в XVIII веке'

Церковно- и священнослужители г. Ельца в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
370
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ГОРОДА ЕЛЬЦА / ЕЛЕЦКИЕ СВЯЩЕННИКИ И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ / ECCLESIASTICAL HISTORY OF ELETS / ELETS CLERGYMEN AND PRIESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саввина Ольга Алексеевна

Статья посвящена слабо изученному аспекту церковной истории г. Ельца в XVIII веке. По архивным документам было установлено, что к середине XVIII века в городе действовало 14 церквей: 1) Соборная церковь Воскресения Христова, 2) Архангельская церковь, 3) Успенская церковь, 4) Вознесенская церковь, 5) Преображенская церковь, 6) Покровская церковь, 7) Димитриевская церковь, 8) Троицкая церковь, 9) Космы и Дамиана церковь, 10) Николаевская церковь на Аргамачьей горе, 11) Сергиевская церковь в Черной слободе, 12) Введенская церковь, 13) Святого мученика Георгия церковь в Александровской слободе, 14) Девичьего монастыря церковь Курской Богородицы. Статус Соборной в 1710 г. имела Церковь во имя Архистратига Михаила, в 1744 г. Воскресенская церковь, а в 1781 г. Вознесенская церковь. В ходе статистического анализа выяснилось, что самыми многолюдными в середине XVIII века были приходы Соборной церкви Воскресения Христова и Покровской церкви. В научный оборот введен ряд новых исторических фактов (выявлено количество штатного состава церквей, установлены имена и возраст священнои церковнослужителей, а также членов их семей). Достоверность этих фактов подтверждается широким привлечением документов из Российского государственного архива древних актов и Государственного архива Орловской области. В статье показано, что церковная история древнего города Ельца тесно связана с историей России. В XVIII веке жизнь русского человека протекала в церковной ограде или в непосредственной близости к ней. Территориальной единицей деления города являлся приход церкви, в границах которого решались важные не только духовные, но и государственные вопросы и бытовые проблемы местных жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISTHOOD AND CLERGY OF ELETS IN THE XVIII CENTURY

The article deals with an under-studied aspect of the ecclesiastical history of Elets in the XVIII century. According to the archive documents it was determined that by the middle of the XVIII century 14 churches existed in Elets: 1) the Cathedral church of Christ's Resurrection, 2) the Archangel church, 3) the Assumption church, 4) the Ascension church, 5) the Transfiguration church, 6) the Protection church, 7) the Dmitry church, 8) the Trinity church, 9) the Kosma and Damian's church, 10) the Nikolai church on Argamach mountain, 11) the Sergiy church in the Black sloboda, 12) the Presentation church, 13) the Saint martyr Georgiy church in Alexandrov sloboda, 14) the Maiden monastery church of the Kursk Virgin. In 1710 the Archistratig Michail church had the status of the Cathedral church, in 1744 the Resurrection church had this status, and in 1781 the Ascension church. The statistic analysis has shown that the most crowded parishes in the middle of the XVIII century were those of the Cathedral church of Christ's Resurrection and of the Protection church. A series of new historical facts have been introduced into scientific circulation (the number of staff in the churches was revealed, the names and age of clergymen and priests and also those of their family members were established). The authenticity of these facts is confirmed by wide attracting documents from the Russian state archives of ancient documents and from the State archives of Oryol region. The article shows that the ecclesiastical history of pre-revolutionary Elets was closely connected with history of Russia. In the XVIII century a Russian man's life was spent inside the church fence or in the immediate proximity to it. A territorial unit of the town division was a church parish, within its boundaries not only important spiritual problems but also the public questions and everyday problems of local people were solved.

Текст научной работы на тему «Церковно- и священнослужители г. Ельца в XVIII веке»

Саввина О.А.

(Елец)

УДК 364.054

ЦЕРКОВНО- И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ Г. ЕЛЬЦА В XVIII ВЕКЕ

Статья посвящена слабо изученному аспекту - церковной истории г. Ельца в XVIII веке. По архивным документам было установлено, что к середине XVIII века в городе действовало 14 церквей: 1) Соборная церковь Воскресения Христова, 2) Архангельская церковь, 3) Успенская церковь, 4) Вознесенская церковь, 5) Преображенская церковь, 6) Покровская церковь, 7) Димитриевская церковь, 8) Троицкая церковь, 9) Космы и Дамиана церковь, 10) Николаевская церковь на Аргамачьей горе, 11) Сергиевская церковь в Черной слободе, 12) Введенская церковь, 13) Святого мученика Георгия церковь в Александровской слободе, 14) Девичьего монастыря церковь Курской Богородицы. Статус Соборной в 1710 г. имела Церковь во имя Архистратига Михаила, в 1744 г. -Воскресенская церковь, а в 1781 г. - Вознесенская церковь. В ходе статистического анализа выяснилось, что самыми многолюдными в середине XVIII века были приходы Соборной церкви Воскресения Христова и Покровской церкви. В научный оборот введен ряд новых исторических фактов (выявлено количество штатного состава церквей, установлены имена и возраст священно- и церковнослужителей, а также членов их семей). Достоверность этих фактов подтверждается широким привлечением документов из Российского государственного архива древних актов и Государственного архива Орловской области.

В статье показано, что церковная история древнего города Ельца тесно связана с историей России. В XVIII веке жизнь русского человека протекала в церковной ограде или в непосредственной близости к ней. Территориальной единицей деления города являлся приход церкви, в границах которого решались важные не только духовные, но и государственные вопросы и бытовые проблемы местных жителей.

Ключевые слова и фразы: церковная история города Ельца, елецкие священники и церковнослужители.

The article deals with an under-studied aspect of the ecclesiastical history of Elets in the XVIII century. According to the archive documents it was determined that by the middle of the XVIII century 14 churches existed in Elets: 1) the Cathedral church of Christ's Resurrection, 2) the Archangel church, 3) the Assumption church, 4) the Ascension church, 5) the Transfiguration church, 6) the Protection church, 7) the Dmitry church, 8) the Trinity church, 9) the Kosma and Damian's church, 10) the Nikolai church on Argamach mountain, 11) the Sergiy church in the Black sloboda, 12) the Presentation church, 13) the Saint martyr Georgiy church in Alexandrov sloboda, 14) the Maiden monastery church of the Kursk Virgin. In 1710 the Archistratig Michail church had the status of the Cathedral church, in 1744 - the Resurrection church had this status, and in 1781 - the Ascension church. The statistic analysis has shown that the most crowded parishes in the middle of the XVIII century were those of the Cathedral church of Christ's Resurrection and of the Protection church. A series of new historical facts have been introduced into scientific circulation (the number of staff in the churches was revealed, the names and age of clergymen and priests and also those of their family members were established). The authenticity of these facts is confirmed by wide attracting documents from the Russian state archives of ancient documents and from the State archives of Oryol region.

The article shows that the ecclesiastical history of pre-revolutionary Elets was closely connected with history of Russia. In the XVIII century a Russian man's life was spent inside the church fence or in the immediate proximity to it. A territorial unit of the town division was a church parish, within its boundaries not only important spiritual problems but also the public questions and everyday problems of local people were solved.

Key words and phrases: ecclesiastical history of Elets, Elets clergymen and priests.

DOT. 10.24888/2410-4205-2018-14-1-93-106

Истории церквей и церковной жизни в городе Ельце и Елецком уезде посвящено не так много исследований. Самыми известными дореволюционными трудами можно считать работы «Город Елец в его настоящем и прошлом» А.К. Воскресенского [1], «Материалы для истории и статистики г. Ельца» Н.А. Ридингера [2], ставшие главными источниками по церковной истории города Ельца на несколько десятилетий. Следует заметить, что эти работы отражали историю церквей лишь на фоне истории города.

В советское и раннее постсоветское время исследовательские интересы были сосредоточены преимущественно в области архитектурно-археологической стороны церковной культуры (Н.А. Тропин, А.В Новосельцев, В.П. Горлов и др.) [4], [5], [6], а в постсоветское время предпочтения ученых часто ограничиваются лишь исследованием политических репрессий, которым подверглась Русская Православная церковь в бывшей Орловской губернии (например, А.И. Перелыгин и др. [7]).

Благодаря проведенному в 2006 г. фундаментальному исследованию А.Ю.Клокова А.А. Найденова и А.В.Новосельцева были реконструированы исторические сведения о практически всех храмах г. Ельца, установлены даты их появления (упоминания в документах), постройки и перестройки, были определены имена елецких священно- и церковнослужителей, правда, преимущественно в XVII и XIX вв. [7]. В работе Д.А. Ляпина представлен анализ состояния елецкого духовенства в XVI-XVII вв. [8].

Однако до сих пор слабо изучен XVIII век, особенно 1710 - 1780-е годы, о которых известно ничтожно мало. Нет сведений ни о количестве существовавших в то время в городе церквей, ни о служивших в них священниках и прихожанах. И это объяснимо тем, что документов этого времени практически не осталось, утеряна большая часть метрических книг, а соответствующая периодика (газеты «Орловский вестник» и «Орловские епархиальные ведомости») появилась гораздо позднее - лишь в XIX веке.

Поэтому представляются довольно значимыми обнаруженные недавно в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и Государственном архиве Орловской области (ГАОО) документы, позволяющие пролить свет на этот загадочный период в церковной истории города Ельца.

В фонде 350 РГАДА хранятся переписные книги, в которых есть упоминания о церковнослужителях г. Ельца. Изучение переписных книг за 1720 год (дело № 931, дело № 933 не привело к какому-либо результату.

Уникальные факты по истории Ельца были почерпнуты в настоящее время из документов, датированных 1716 г. и 1748 г. (дело № 113, дело 950) РГАДА и датированных 1782 г. (дело № 119) ГАОО.

Так, в «Книге переписной» (дело № 113) описываются дворы церквей: 1) Соборной церкви во имя Архистратига Михаила, 2) Вознесенской церкви, 3) Успенской церкви, 4) Преображенской церкви, 5) Покровской церкви, 6) Церкви во имя Архистратига Михаила в Пушкарской слободе, 7) Введенской церкви, 8) Святого мученика Георгия

церкви в Александровской слободе, 9) Космы и Дамиана церкви в Ламской слободе, 10) Благоверных князей Бориса и Глеба в Аргамачьей слободе, 11) Церкви во имя Николая Чудотворца, 12) Церкви во имя Рождества (сгорела), 13) Сергиевской церкви на Черной слободе, 14) Николаевской церкви, 15) Церкви во имя великомученика Димитрия [9, л. 120].

В «Книге переписной освобожденных от подушного оклада церковнослужителей, дворян, офицеров и солдат (дворян), разночинцев, украинцев, цыган, татар, калмыков и персиян г. Ельца, Засосенского, Бруслановского, Елецкого, Воргольского станов Елецкого уезда» (дело № 950) также приводятся сведения о церквях. По описи, составленной научными сотрудниками РГАДА, этот документ датируется 1748 годом, но внутри дела указана другая дата - 1744 год. В «Книге» описываются проживающие в домах при церквях «действительные попы и прочие церковники с летами». Всего здесь сделано 119 записей и упомянуто 14 церквей: 1) Соборная церковь Воскресения Христова, 2) Архангельская церковь, 3) Успенская церковь, 4) Вознесенская церковь, 5) Преображенская церковь, 6) Покровская церковь, 7) Дмитриевская церковь, 8) Троицкая церковь, 9) Космы и Дамиана церковь, 10) Николаевская церковь на Аргамачьей горе, 11) Сергиевская церковь на Черной слободе, 12) Введенская церковь, 13) Святого мученика Георгия церковь в Александровской слободе, 14) Девичьего монастыря церковь Казанской Богородицы [12, л. 10].

Этим списком косвенно подтверждается, что пятнадцатая существовавшая в городе церковь - церковь Рождества Христова горела неоднократно и после очередного пожара не была восстановлена в 1744 году.

Важно также заметить, что первые тринадцать церквей хорошо известны исследователям, но упоминание последней - церкви Казанской Богородицы - является совершенно неожиданным. Во-первых, в историографии города Ельца общепризнано, что церковь при женском монастыре была построена во имя иконы Курской Божией Матери, а не Казанской. Во-вторых, как пишут авторы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» со ссылкой на архивный источник, церковь во имя Казанской Божией Матери находилась территориально в отдаленном от монастыря месте - между Стрелецкой и Пушкарской Слободами, а не на каменной горе. Причем «просуществовавшую почти сто лет и пришедшую в ветхость деревянную церковь около 1771 г. заменил на этом месте Архангельский храм» [8, с. 369]. В-третьих, в предыдущей «Книге переписной» церковь именуется посвященной Пречистой Богородицы «Курская» девичьего монастыря. Поэтому, очевидно, что произошла ошибка при записи сведений в 1744 г.

Итак, согласно свидетельствам современников тех лет, в 1744 г. в городе Ельце и Елецком уезде по духовной консистории всего было записано 233 человека мужского пола и происходящих из семей священно- и церковнослужителей (из них - 119 в Ельце).

Таблица. 1. Данные по количество священно- церковнослужителей Ельца в XVIII в.

Соборная церковь с приходской церковью Архангельская церковь Успенская церковь Вознесенская церковь Преображенская церковь Покровская церковь Дмитриевская церковь Троицкая церковь Космы и Дамиана церковь Николаевская церковь Сергиевская церковь Введенская церковь Святого мученика Георгия церковь Казанская церковь Всего

протопоп 1 1

попов 3 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 17

на 1 1

поповское

место

дьяконов 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 15

на 1 1 1 3

дьяконское

место

дьячков 3 1 2 1 1 1 1 1 1 12

пономарей 3 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 17

сторожей 2 2

их детей 10 2 2 4 6 3 4 6 4 2 4 47

в 1 2 1 4

семинарии

всего 25 6 3 6 8 14 7 3 8 10 10 4 7 8 119

Отсюда вытекает вывод, что после Соборной церкви второе место по численности занимал приход Покровской церкви. А самыми малочисленными были приходы Успенской и Троицкой церквей, где служили только один священник и два церковнослужителя.

Из переписной книги, помимо статистических данных, можно установить имена священно- и церковнослужителей, а также их детей.

К сожалению, в настоящий момент не удалось обнаружить каких-либо конкретных биографических сведений об этих людях, но традиция предопределения рода занятий

среди духовенства проявляется налицо. Например, у дьякона Иван Васильева сын -дьячок Яков, у попа Александра сын Аким - в семинарии, у пономаря Антона Федорова брат Иван - в семинарии.

В «Ревизских сказках» за 1782 год, хранящихся в Государственном архиве Орловской области (дело № 119), приводятся сведения о священно- и церковнослужителях 13 церквей города Ельца: 1) Церкви во имя Рождества Богородицы; 2) Димитровской церкви, 3) Сергиевской церкви, 4) Соборной церкви Вознесения, 5) Введенской церкви, 6) Христорождественской церкви, 7) Воскресенской Архангельской церкви, 8) Космы и Дамиана церкви, 9) Преображенской церкви, 10) Архангельской церкви, 11) Успенской церкви, 12) Знаменской церкви и 13) Покровской церкви [13, л. 693-713].

«Ревизские сказки» составлены в 1782 году, но сведения в них приведены за 1781

год.

Общее представление о священно- и церковнослужителях, приведенных в рассмотренных документах, позволяет составить следующая таблица.

Таблица. 2. Священно- церковнослужители Ельца в XVIII в.

Книга переписная, 1716 г. [9] Книга переписная, 1744 г. [12] Ревизские сказки, 1781 г. [13]

Церковь во имя Архистратига Михаила Именуется как «Соборная церковь во имя Архистратига Михаила». Протопоп Григорий. Поп Кирилл. Дьячок Степан. Именуется как Архангельская церковь. Священник Петр Федоров, 22 года. У него жена Мария Филипова дочь1, 19 лет. Дьякон Исайя Трофимов, 30 лет. У него жена Евдокия Силина дочь, 29 лет. У них сын Петр, 7 лет. Дьячок Григорий Филипов (холост), 22 года. У него жена Феодосия Филипова дочь, 23 года. Неопределенные церковники и члены их семей: - Степан Федоров, 45 лет. У него жена Матрена Евсеева дочь, 50 лет. У них дети: Кирилл, 11 лет, Михаил, 5 лет, Татиана. 14 лет; - Николай Никифоров, 66 лет. У него жена Акилина Иванова дочь, 60 лет. У них дочери: Акилина, 19 лет, Матрена, 16 лет; - бывшего дьякона Кондрата сын Дементий, 11 лет.

Церковь во имя Архистратига Михаила в Пушкарской слободе Поп Федор Лукьянов сын, 65 лет Именуется как «Архангельская церковь, что за городом». Поп Иоанн Васильев сын, 51 год. Пономарь Василий Иванов сын, 19 лет. Дьячок Федор Никифоров сын, 42 года. У него дети: Степан, 9 лет, Данила, 7 лет. Пономарь Викула Никифоров сын Попов, 20 лет. Упоминаний не встретилось.

1 Здесь и далее фразу следует понимать в буквальном смысле. Во фразе «Мария Филипова дочь» речь идет о Марии, отца которой звали Филип (Филипп).

Вознесенская церковь

Поп Василий

Поп Сава Васильев сын, 32 года.

У него сын Иван, 12 лет.

На дьяконском месте пономарь Алексей

Казминов сын, 19 лет.

Дьякон Павел

Савельев сын, 18 лет.

Пономарь Казма

Петров сын, 53 года. У него сын Трофим, 14 лет.

Именуется как Соборная церковь.

Протопоп Яков Тимофеев (вдов), 34 года. У него дочери Елисавета, 7 лет, Екатерина, 4 года.

Священник Трофим Казмин1, 53 года. У него жена Стефанида (купца Герасима Холина дочь), 54 года. У них дети: Афанасий (при оной церкви дьячок), Никифор 10 лет, Евдокия, 20 лет, Наталия, 18 лет. У него мать - вдова пономаря Устиния Петрова дочь, 85 лет.

Священник Иаким (Аким) Баженов, 39 лет. У него жена Екатерина (дочь дьякона Богородицкой церкви Ефремовской округи), 40 лет. У них дети: Ксения, 17 лет, Елена, 15 лет, Анна, 12 лет, Дарья, 8 лет, Екатерина, 6 лет, Евдокия, 4 года, Прасковья, 2 года.

Дьякон Василий Павлов, 49 лет. У него жена Праскевия (дочь елецкого купца Андрея Бакулина), 25 лет. У них дети: Василий, 6 лет, Петр, 4 года. У него мать, вдова попадья Стефанида Иванова дочь, 51 год.

Дьячок Афанасий Трофимов (сын священника Трофима Казмина), 23 года. У него жена Евдокия (дочь купца Холина), 24 года. У них дети: Иван, новорожденный. [Домника], новорожденная.

Второй дьячок Сергей Алексеев сын, холост, 17 лет.

Пономарь Павел Иванов сын, холост, 19 лет.

Пономарь Василий Павлов сын, холост, 19 лет.

Сторож Максим Андреев сын, 30 лет. У него жена Евдокия (дочь однодворца Данилы Бачарникова), 23 года. У них сын Василий, 26 лет.

Сторож Панкрат Тимофеев сын, 26 лет. У него жена Екатерина Моисеева дочь (вдова умершего солдата Афанасия Макарова), 25 лет. У них дети Егор, 4 года, Роман, полгода.

Выбыл в пехотный полк священник Яков Устинов сын Алексеев. Неопределенные церковники и члены их семей:

- пономарь Иаков Иванов, 55 лет, его жена Ксения, 45 лет, их дети: Дмитрий, 9 лет, Ирина, 20 лет, Евдокия, 15 лет, Фекла, 13 лет;

- престарелый сторож Михаил Дмитриев сын, 55 лет, его жена Анна, 40 лет, их дети: Иван, 9 лет, Наталия, 13 лет, Настасья, 18 лет.

Взяты в военную службу дети: Василия Феоктистова сын Изот, 20 лет, и Кондратия Феоктистова сын Ефрем, 16 лет._

1 В документах XVIII века встречаются разные версии написания одного и того же имени: Казма и Косма. С целью недопущения путаницы выбрано единообразное написание «Казма».

Успенская церковь Поп [Иван] Поп Михаил Иванов сын, 35 лет. Дьякон Иван Алексеев сын Попов, 15 лет. Пономарь Иван Моисеев сын, 16 лет. Священник Савелий Баженов, 25 лет. Его жена Татиана (дочь бывшего священника этой церкви Казмы Стефанова), 20 лет. У них сын Михаил, полгода. Дьякон Андрей Петров, 30 лет. У него жена Настасья (дочь Московского купца Федора Никитина сына Соколова). У них дочери: Анна, 6 лет, Евдокия, 4 года, Мария, 2 года. Дьячок Василий Федоров, 26 лет. У него жена Евдокия (дочь священника Рождества Богородицы церкви Герасима Андреева), 25 лет. У них дети: Тихон, 1 год, Екатерина, 4 года, Татиана, 2 года. Пономарь Иван Герасимов сын (холост), 17 лет. Вдова дьякона Агрипина Милова дочь, 56 лет. Неопределенные церковники и члены их семей. - престарелый пономарь Иван [Минаев]. Жена его Ефросиния (дочь малороссиянина Антона Бутова). У них дети: Тимофей, 10 лет, Ульяна, 20 лет, Ксения, 18 лет, [Вера], 14 лет, Агафья, 5 лет, Мария, 2 года.

Преображенская церковь Поп Степан Наумов сын, поп Данил Григорьев сын. Поп Ирадион Данилов сын, 51 год. Дьякон Петр Радионов сын, 21 год. У него дети: Кондратий, 4 года, Иван, 2 года, Алексей, до года. Дьячок Андрей Семенов сын, 48 лет. У него сын Григорий, 14 лет. Пономарь Федор Иванов сын, 13 лет. Поп Данил Федоров (вдов), 42 года. У него дети Савва (холост), 19 лет, Алексей, 16 лет, [Варя], 12 лет. Дьякон Ирадион Петров, 37 лет. У него жена Анна Иванова дочь, 33 года. У них дети: Василий, 11 лет, Борис, 2 года, Пелагея, 8 лет, Ксения, 6 лет, Ирина, 10 недель. У него мать - вдова Анна, 60 лет. Дьячок [Ульян] Яковлев сын, холост, 20 лет. Пономарь Алексей Борисов, 15 лет. Екатерина - дочь взятого в военную службу в 1769 году Ивана Петрова, 14 лет. Вдова Евдокия умершего священника Семена Никитина, 31 год. У нее дети: Никита, 3 года, Иван, 5 лет, Дарья, 8 лет, Фекла, 6 лет.

Покровская церковь Поп Кирилл Иванов сын, 37 лет. В предыдущей переписи был записан отец Кирилла - поп Иван Михайлов сын, который умер в 1714 г. Поп Кирилл Иванов сын, 63 года. Поп Дементий, Иванов сын, 57 лет. У него сын Тихон, 23 года. Дьякон Иван Яковлев сын, 51 год. У него сын Петр, 18 лет. Дьякон Иван Никитин сын, 34 года. У него сын Яков, 10 лет. Дьячок Федор Петров сын, 33 года. Дьячок Никита Яковлев сын Попов, 40 лет. У него дети: Иван, 12 лет, Филипп, 7 лет, Василий, до года. Протопоп Василий Никитин сын Селехов, 53 года. У него жена Мария (купца Черной Слободы Леонова дочь), 50 лет. Священник Афанасий Тихонов сын Глаголев, 36 лет. У него жена Устиния Алексеева дочь, 38 лет. У них дети: Кирилл, 15 лет, Тихон, 14 лет, Иван, 6 лет, Пелагея. Второй священник Василий Никитин сын Селехов, 40 лет. У него жена Марфа (купца Сафрона Попова дочь), 40 лет. У них дети: Никита, 15 лет, Мария, 16 лет, Екатерина, 9 лет, Анна, 7 лет, Праскева, 4 года. Дьякон Савва Васильевич Селехов (сын протопопа), 28 лет. У него жена Мария, 26 лет. У них дети: Петр, 7 лет, Дарья, 8 лет, Прасковья, 4 года, Федосея, 3 года, Евдокия, полгода.

Пономарь Герасим Петров сын, 25 лет. Пономарь Иван Яковлев сын, 12 лет. Второй дьякон Алексей Герасимов, 33 года. У него жена Мария [Леонова] дочь, 35 лет. У них дети: Петр, 7 лет, Анна, 2 года. Дьячок Филип Никитин, 46 лет. У него жена Марфа Михайлова дочь, 32 года. У них дети: Сила, 10 лет, Павел, 4 года, Семен, 3 года, Савва, 10 недель. Второй дьячок Михаил Михайлов, 40 лет. У него жена Марфа Иванова дочь, 35 лет. У них дети: Иван, 14 лет, Иван меньшой, 1 год. Третий дьячок Панкрат Иванов, 27 лет. У него жена Евдокия Григорьева дочь, 25 лет. У них новорожденная дочь Марфа. Пономарь Иван Иванов, 30 лет. У него жена Настасия (дьякона Сергиевской церкви Исая дочь), 30 лет. У них дети: Павел, 5 лет, Герасим, 1 год. Второй пономарь Иван Филипов, 25 лет. У него жена Параскева (дочь однодворца Василия из села Воргла), 25 лет. У них дети: Яков, 3 года, Алексей, полгода. Третий пономарь Василий Тихонов, 23 года. У него жена Евдокия (дочь дьякона церкви Рождества Богородицы), 24 года. У них дети: Василий, 2 года, Иван, 1 год. При церкви также состоят: - дьякон Иван Яковлев сын Кириллов, 50 лет; - престарелый пономарь Герасим Петров сын, 65 лет и его жена Прасковья, 50 лет; - умершего дьячка Федора Попова жена Татиана, 70 лет.

Введенская церковь Поп [Евдоким] Леонов сын Поп Максим Антонов сын, 42 года. Дьякон Никифор Федоров сын, 20 лет. Дьячок Иван Дмитриев сын, 24 года. Пономарь Федор Осипов сын Попов, 8 лет. Первый священник Федор Дмитриев, 71 год. У него жена Степанида Семенова дочь, 70 лет. Второй священник Гаврила Федоров, 38 лет. У него жена Агафья, 35 лет. У них дети: Григорий, 10 лет, Ульяна, 11 лет. [Приемная] Марья Данилова дочь, 19 лет. Дьячок Иаков Алексеев, 29 лет. У него жена Федосья Иванова дочь, 30 лет. У них сын Алексей, 2 года. У него мать - вдова умершего дьячка Алексея Иванова жена Евдокия, 75 лет. Пономарь Федор Иосифов, 52 года. У него жена Ефросиния Иванова дочь, 33 года. У них дети: Роман, 4 года, Евдокия, 4 года, Ирина, 7 лет. У него мать - вдова умершего священника Иосифа Леонтьева жена Евдокия. Неопределенные церковники и члены их семей. - дьячка Матвея Иванова жена Праскева, 34 года. У нее дети: Иван, 12 лет, Марфа, 10 лет, Марина, 8 лет. - умершего дьячка Ивана Дмитриева жена Евдокия Афанасьева дочь, 62 года.

Святого мученика Георгия церковь в Александровской слободе Двор пуст. Во дворе жил поп Павел Фролов сын, умер в 1713 г. Поп Иван Павлов сын, 23 года. Дьякон Василий Федоров сын, 30 лет. У него сын Григорий, 7 лет. Дьячок Ефим Казмин сын, 58 лет. У него сын Сава 19 лет. Пономарь Антон Федоров сын, 20 лет. У него брат Иван (в семинарии), 11 лет. Упоминаний не встретилось.

Космы и Дамиана церковь в Ламской слободе Поп Максим Васильев сын. Поп Стефан Федоров сын, 28 лет. На дьяконском месте Кондрат Никифоров сын Родионов, 18 лет. Дьячок Иван Емельянов сын, 35 лет. У него дети: Максим, 10 лет, Степан, 7 лет, Петр - до года. Пономарь Симеон Емельянов сын Попов, 32 года. У него сын Фадей, 6 лет. Священник Максим Иванов, 49 лет. У него жена Дарья Захарова дочь, 50 лет. У них дети: Евдокия большая, 15 лет, Евдокия меньшая, 12 лет, [Левон], 21 год, жена [Левона] Марфа Мартынова дочь, дети [Левона]: Петр, 2 года, Григорий, полгода. Дьякон Димитрий Степанов, 37 лет. У него жена Евдокия Иванова дочь, 38 лет. У них дети: Яков, 5 лет, Агрипина, 6 лет, Праскевия, год. Дьячок Степан Иванов, 48 лет. У него жена Праскева Иванова, 60 лет. У них дети: Матрена, 17 лет, Фекла, 15 лет. Пономарь Фадей Семенов, 44 года. У него жена Евдокия Иванова дочь, 45 лет. У них дети: Феоктист, 15 лет, Тихон, 12 лет, Андрей, 7 лет, Иван, 4 года, Мария, 20 лет, Наталья, 18 лет, Ирина, 9 лет, Акилина. Неопределенные церковники и члены их семей. - Сила Семенов сын, отбывший в Воронеж; - Иван Силин сын - племянник пономаря Фадея Семенова.

Церковь Благоверных князей Бориса и Глеба в Аргамачьей слободе Поп Никита Иванов сын Упоминаний не встретилось. Упоминаний не встретилось.

Христо- рождсствсн- ская церковь (позднее Спасовская) Церковь сгорела в 1711 г. Двор пуст. В строениях при церкви жил поп Василий. Во дворе дьякон Андрей. Упоминаний не встретилось. Священник Павел Тимофеев сын, 38 лет. У него жена Прасковья Кондратова дочь (дочь Лебедянской округи села Яблонова Архангельской церкви дьячка Кондрата Семенова), 36 лет. У них дети: Архип, 10 лет, Мария, 17 лет, Татиана, 7 лет). Дьякон Григорий Тмофеев (вдов), 36 лет. У него дети: Савва, 13 лет, Иван, 10 лет, Ирина, 16 лет. Дьячок Иван Тимофеев сын [Адмиранский], 30 лет. У него жена Авдотья (дочь Ермиловы Попова), 28 лет. У них дети: Гаврил, 5 лет, Алексей, 3 года, Ольга. Пономарь Иосиф Дмитриев сын (вдов, бездетный), 50 лет. В должности за старостью не способный священник Тимофей Степанов сын, 70 лет. У него жена Анна Агафонова дочь, 70 лет. У него сестра, жена из взятых в военную службу в 1769 г. Ивана Васильева, Анна Яковлева дочь.

Сергиевская церковь в Черной слободе Поп [Аким] Поп Дмитрий Яковлев сын, 16 лет. У него дети: Федор, 21 год, Михаил, 17 лет, Иосиф (в семинарии), 12 лет, Яков, 9 лет. Дьякон Исай Васильев сын, 19 лет. У него сын Яков, 2 года. Дьячок Михаил Васильев сын Попов, 19 лет. Пономарь Федор Акимов сын, 15 лет. Попа Александра сын Аким в семинарии. Священник Иоаким Александров, 44 года. У него жена Стефанида Иванова дочь, 44 года. У них дети: Наталия, 14 лет, Евдокия, 12 лет, Дарья, 10 лет, Мария, 8 лет, Ксения, 5 лет. Священник Роман Федоров (вдов), 43 года. У него дети Никифор, 14 лет, Агрипина, 16 лет. Дьячок Федор Дмитриев, 63 года. У него жена Агрипина Тимофеева дочь, 47 лет. У них дети: Ефим, 21 год, Агрипина, 17 лет. Дьячок Иаков Дмитриев, 47 лет. У него жена Агафья Петрова дочь, 49 лет. У него дочь [Мариана] Пономарь Иаков Исаев, 40 лет. У него жена Марфа Алексеева дочь, 37 лет. У них дети: Никита, 3 года, Анна, 16 лет, Евдокия, 14 лет, Пелагея, [Марфа]. Пономарь Иоанн Федоров, холост. Неопределенные церковники и члены их семей: - умершего священника Александра Михайлова сын Никифор, холост, 25 лет; - его мать, вдовствующая попадья Устиния Акимова дочь, 68 лет; - умершего священника Федора Иоакимова жена, вдова Марина Васильева ДОЧЬ.

Николаевская церковь Поп Никифор Михайлов сын. Николаевская церковь на Аргамачъей горе. Поп Иосиф Никифоров сын, 50 лет. У него дети: Иван, 17 лет, Михаил, 15 лет. Дьякон Алексей сын Родионов, 58 лет. Дьячок Наум Игнатов сын, 39 лет. У него дети: Трофим, 19 лет, Максим, 11 лет, Емельян, 3 года. Пономарь Григорий Васильев сын Попов, 64 года. У него сын Никифор, 35 лет. Упоминаний не встретилось.

Церковь Воскресения Христова Упоминаний не встретилось. Именуется как Соборная Воскресения Христова церковь. Протопоп Никон Ефимов сын, 47 лет. Его дети: Иван, 10 лет (в семинарии), Иаков, 7 лет. Поп Федор, 32 года. У него дети: Роман, 5 лет, Герасим, 2 года. Поп Стефан Васильев сын, 31 год. Его дети: Казма, 13 лет, Иван, 8 лет. Именуется как Воскресенская Архангельская церковь. Священник Иаков [Афониев] сын (вдов, из дворян), 50 лет. У него дети: Алексей (пономарь той же церкви), холост, 19, Федор, 10 лет, Иван, 8 лет, [Афоний], 6 лет, Анна, 12 лет. На дьяконской вакансии священник Андрей Петров, 46 лет. У него жена Праскева (дочь елецкого священника Ивана Сафронова). У них дети: Петр (холост), 19 лет, Герасим, 7 лет, [Варя], Акилина, Фекла. Дьячок Трофим Пахомов сын Попов, 58 лет.

Дьякон Иван Васильев сын, 44 года. У него сын Дьячок Яков, 15 лет. Дьякон Михаил [Симеонов] сын, 68 лет. Дьячок Степан Михайлов сын, 26 лет. У него сын Иван, 36 лет. Пономарь Афанасий Антонов сын, 52 года Пономарь Алексей Иванов сын, 48 лет. Сторож Фетис Моисеев сын, 50 лет. У него дети: Василий, 8 лет, Кондратий, 4 лет. Сторож Иван Трофимов сын Попов, 61 год. У него дети: Петр, 26 лет, Андрей, 23 года. Приходская церковь Поп Афанасий, 55 лет. Дьякон Трофим Пахомов сын, 19 лет. Пономарь Яков, попа Афанасия сын, 14 лет. У него жена Евдокия (дочь елецкого мещанина Петрова). У них дочь София.

Церковь во имя великомученика Димитрия Поп [Косма] Поп Ефрем Дмитриев сын, 44 года. У него дети: Данила, 17 лет, Федор, 9 лет. На дьяконском месте Иван Аврамов сын Попов, 16 лет. Дьячок Аврам Федоров сын Попов, 64 года. У него сын Григорий, 20 лет. Пономарь Казма Федоров сын. Поп Федор Ефремов, 45 лет. У него жена Евдокия Петрова дочь, 45 лет. У них дети: сын Иоанн, 10 лет, дочери Ефросиния, 19 лет, Евдокия, 17 лет, Матрена, 14 лет. Дьякон Григорий Иванов, 30 лет. У него жена Матрена Семенова дочь, 27 лет. У них дети: Иоанн, 4 года и дочь Настасия, 2 года. Дьячок Стефан Данилов, 35 лет. У него Анна Васильева дочь, 30 лет. У них дети: Трофим, 7 лет, Панкрат, 5 лет. Его мать вдова Евдокия Львова дочь, 55 лет. Пономарь Федор Дмитриев. У него жена Вера Казмина дочь, 17 лет.

Церковь во имя Рождества Богородицы Упоминаний не встретилось. Упоминаний не встретилось. Священник Герасим Андреев, 50 лет. У него жена Татьяна Алексеева дочь, 51 год. У них дети: Ефим, 18 лет, Ирина 19 лет, Варвара 11 лет. Дьякон Петр Васильев, 58 лет. У него жена Ксения Иванова дочь, 52 года. У них дочери: Елена, 19 лет, Пелагея, 11 лет, Праскева, 14 лет. Дьячок Михаил Васильев, 37 лет. У него жена Настасья Ву ко лова дочь, 34 года. У них дети: Иван, 5 лет, Стефан, 2 года, Марфа, 1 год, Феодосья, 1 год. Пономарь Максим Трофимов, 27 лет. У него жена Феврония Федорова дочь, 30 лет. У них сын Яков, 7 лет. Неопределенные церковники и члены их семей: престарелый дьячок Наум Иванов (вдовец), 82 года, у него сын Трофим, 62 года и жена сына Елена, 61 год, их дочь Мария, 20 лет.

Знаменская церковь Именуется как Церковь Пречистой Богородицы «Курская» девичьего монастыря. Поп Иван Викулин сын, 40 лет. Именуется, видимо, ошибочно «Девичьего монастыря церковь Казанской Богородицы» [12, л. 10]. Поп Феодосий Иванов сын, 30 лет. У него сын Яков до года. Дьякон Тимофей Степанов сын, 25 лет. У него дети: Аким, 3 года, Павел, до года. Дьячок Василий большой Иванов сын Попов, 50 лет. У него сын Иван, 10 лет. Пономарь Яков Павлов сын, 44 года. Священник Иаков Федосеев, 40 лет. У него жена Марья. У них дети: Анна, 14 лет, Евдокия, 13 лет, [Мавра], 7 лет. Дьячок Иван Федосеев, 25 лет. У него жена Евдокия Васильева дочь, 22 года. У них сын Михаил, 2 года. Пономарь Аристарх Иванов, 25 лет. У него жена Анна Иванова дочь, 22 года. Престарелый священник Феодосий Иванов, 68 лет. У него жена Прасковья Иванова дочь, 68 лет. Неопределенные церковники и члены их семей: - бывший дьячок Василий Иванов (вдов), 84 года, - Артем Иванов (вдов), 80 лет, - сын Родион взятого в 1769 г. в военную службу церковника Ивана Васильева, 16 лет; - Семен, Дмитрий и Афиноген - дети, взятого в военную службу в 1769 г. церковника Антона Артемова; - Ирина Михайлова дочь - вдова церковника Ивана Павлова.

Троицкая церковь в монастыре Поп Иван Яковлев сын, 55 лет Поп Василий, 35 лет. Дьякон Дмитрий Иванов сын, 52 года. Пономарь Логвин Иванов сын Попов, 67 лет. Упоминаний не встретилось.

Таким образом, на примере елецкого духовенства ярко прослеживается история России в XVIII в. Изучение состава семейств духовенства подтверждает хорошо известный факт, что русские семьи в это время были многодетными. Любопытно отметить, что имели место случаи, когда детям в одной семье давались одинаковые имена. Например, у дьячка Покровской церкви Михаила Михайлова были два сына Ивана, а у священника церкви Космы и Дамиана Максима Иванова - две дочери Евдокии. В Покровской церкви служили два священника - полных тезки: протопоп Василий Никитич Селехов и священник Василий Никитич Селехов.

Продолжительность жизни в России в это время была сравнительно небольшой. 55-летний сторож Вознесенской церкви Михаил именуется в «Ревизских сказках» престарелым. Вместе с тем встречались и долгожители. Так, дьячку Науму исполнилось на момент составления «Сказок» 82 года, а вдове пономаря Устинии - 85 лет.

Трудиться в то время начинали очень рано. В возрасте 15 лет служил пономарем в Преображенской церкви Алексей Борисов - будущий отец Иннокентия Херсонского 26.05.1857), причисленного ныне к Лику Святых. Браки в 16-17 лет считались нормой. Если к этому времени молодой человек не вступал в брак, то его статус определялся как холостого. Супругу себе священно- и церковнослужители обычно выбирали из девиц духовного сословия, но были исключения, когда женами церковников становились дочери купцов и однодворцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не остался в стороне от внимания елецкого духовенства и указ о норме призыва, изданный 9 сентября 1769 г. Екатериной II. В военную службу в 1769 г. были призваны сразу несколько елецких церковнослужителей (из Знаменской, Преображенской и Христорождественской церквей), а также их детей. Всю заботу о семьях призванных на военную службу (детях и малолетних родственниках) брал на себя церковный приход.

Церковная история города Ельца тесно связана с историей Имперской России. В XVIII веке жизнь русского человека протекала в церковной ограде или непосредственной близости к ней. Территориальной единицей деления города признавался приход церкви, в границах которого решались важные не только духовные, но и государственные вопросы, бытовые проблемы местных жителей. Здесь просвещали и обучали, крестили, венчали, отпевали наших предков, поэтому церковная жизнь города и тех, кто стоял во главе этой жизни - духовных пастырей - требует дальнейшего тщательного изучения.

Список литературы

1. Воскресенский А.К. Город Елец в его настоягцем и прошлом. (Опыт исторического очерка). - Елец: ЕГПИ, 1999. - 149 с.

2. Рыдингер H.A. Материалы для истории и статистики г. Ельца. - Елец: Елецкие куранты, 1993. - 120 с.

3. Тратт H.A., Лятт Д.А. Ридингер - елецкий полицмейстер и краевед (18621867). - Елец: Елецкий государственный университет им. H.A. Бунина, 2015. - 184 с.

4. Горлов В.П., Новосельцев A.B. Вознесенский Собор в Ельце. - Липецк: Липецкое издательство, 1992. - 112 с.

5. Новосельцев A.B., Соловьев B.C., Тропин H.A. Воскресенский собор г. Ельца (архитектурно-археологические исследования 1996 года). -Елец: ЕГПИ, 1997. - 56 с.

6. Перелыгин А.И. Русская православная церковь во времена гонений безбожной властью Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). -Kq 2.- 2017. - С. 19-28.

7. Клоков А.Ю., Найденов A.A., Новосельцев A.B. Храмы и монастыри Липецкой и Еиецкой епархии. - Елец - Липецк: Мстислав, 2006. - 512 с.

8. Лятт Д.А. Духовенство г. Ельца и уезда в конце XVI XVП вв. // Собор: альманах религиоведения. - Вып. 3. - Елец, 2003. - С. 204-215.

9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. On. 1. Ч. 1.

Д. 113.

10. РГАДА. Ф. 350. On. 2. Ч. 1. Д. 931.

11. РГАДА. Ф.350. On. 2. Ч. 1. Д. 933.

12. РГАДА. Ф. 350. On. 2. Ч. 1. Д. 950.

13. Государственный архив Орловской области (ГABO). Ф. 760. On. 1. Д. 119.

References

1. Voskresenskij A.K. Gor od Ele с v ego nastojashhem i proshlom. (Opyt istoricheskogo ocherka). -Elec: EGPI, 1999. - 149 s.

2. Ridinger N.A. Materialy dlja istorii i statistiki g. El'ca. - Elec: Eleckie kuranty, 1993. -120 s.

3. Tropin N.A., Pjapin D.A. Ridinger - eleckij policmejster i kraeved (1862-1867). -Elec: Eleckij gosudarstvennyj universitet im. I.A. Bunina, 2015. - 184 s.

4. Gor lav V.P., Novosel'cev A. V. Voznesenskij Sobor v El'ce. - Pipeck: Lipeckoe izdatel'-stvo, 1992. - 112 s.

5. Novosel'cev A.V., Solov'ev VS., Tropin N.A. Voskresenskij sobor g. El'ca (arhitekturno-arheologicheskie issledovanija 1996 goda). - Elec: EGPI, 1997. - 56 s.

6. Pe rely gin A.I. Russkaja pravoslavnaja cerkov' vo vremena gonenij bezbozhnoj vlast'ju Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik ßrestnik Ob#edinenija pravoslavnyh uchenyh). -№ 2.-2017.-S. 19-28.

7. К1окоу А.Л., Ыщёепоу А.А., ЫоуозеГсеу А. V. Нгату /' monastyri Ырескоу /' Е1ескоу ерагки. - Е1ес - Ыреск: М$й$1ау, 2006. - 512

5. Царт О. А. 1)нИо\'епМ\'() ЕГса /' иегсЬ v копсе XVI—XVII уу. // 8оЪог: аГтапаИ ге^юуеёеща. - ¥ур. 3. -Е1ес, 2003. -8. 204-215.

9. Кояяуяку gosudarstvennyj агЫу йгеутк аЫоу (ИСАИА). /•'. 350. Ор. 1. Ск 1.

В. 113.

10. Ш1А1)А. Е. 350. Ор. 2. Ск 1. IX 931.

11. Ш1А/)А. /•'. 350. Ор. 2. Ск 1. В. 933.

12. Ш1А1)А. е. 350. Ор. 2. Ск 1. IX 950.

13. (}ом1с1агМ\'еппу/ агЫ\> Ог/оу.чко/ obla.sH (САУО). /•'. 760. Ор. 1. I). 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.