Научная статья на тему 'Церковная социальная помощь различным группам молодежи'

Церковная социальная помощь различным группам молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
762
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ИНВАЛИДЫ / МОЛОДЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / YOUTH / SOCIAL HELP / DISABLED PEOPLE / YOUNG MILITARY PERSONNEL / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

Раскрывается содержание церковной социальной помощи различным группам молодежи: инвалидам, военнослужащим, осужденным к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church social help to various groups of youth

The content of the church social help to various groups of youth reveals: to disabled people, to military personnel condemned to imprisonment.

Текст научной работы на тему «Церковная социальная помощь различным группам молодежи»

УДК 385

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

abba99@yandex.ru

ЦЕРКОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ МОЛОДЕЖИ

Раскрывается содержание церковной социальной помощи различным группам молодежи: инвалидам, военнослужащим, осужденным к лишению свободы.

Ключевые слова: молодежь, социальная помощь, инвалиды, молодые военнослужащие, Русская Православная церковь, социальная работа.

Приоритетные направления деятельности Русской Православной Церкви намече-. ны патриархом Московским и всея Руси Кириллом 23 декабря 2009 года в г. Москве на епархиальном собрании.

Особое внимание, по словам патриарха, следует уделить вопросу о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу со всеми группами населения включая инвалидов. Говорилось также о необходимости введения должности социального работника в каждом приходе. В настоящее время прорабатывается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы.

Патриарх Кирилл на встрече с духовенством Днепропетровской епархии 24 июля 2010 года отмечал, что для развития общественной, социальной работы необходимо создание приходской системы, направленной на совершение добрых дел в отношении нуждающихся: «Приход не совершающий добрых дел, не отвечает на призыв Христа Спасителя: «Идите и научите...» (см. Мф. 28:19). Нельзя учить только словами. Когда мы говорим о развитии социальной работы в Церкви, то многие не знают, что такое социальная работа. А я скажу просто - это добрые дела. Это добрые дела по отношению к прихожанам ., к слабым, больным, одиноким, и не только к прихожанам. Поэтому создание такой приходской системы, которая была бы направлена на совершение добрых дел, является очень важным подкреплением того, о чем мы говорим. Тогда люди видят, что слова духовенства не расходятся с делами, батюшка не только призывает к милосердию, он и сам помогает нуждающимся. И если это происходит, то и благотворители становятся другими, они видят, что Церковь становятся неким механизмом перераспределения средств, возможностей, богатства от богатых к бедным, к нуждающимся. Всегда так было, и этим всегда была сильна наша Церковь» [6].

Координацией социальной помощи нуждающимся занимается Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Учитывая важность проводимой работы на заседании Священного Синода 31 мая 2010 года, было

предложено председателя этого Отдела протоирея Аркадия Шатова возвести в сан епископа.

Предметом особой заботы РПЦ являются молодые инвалиды. Социальная помощь им осуществляется по нескольким направлениям: сотрудничество храмов с лечебно-профилактическими учреждениями, уход за больными, борьба с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, взаимодействие в решении проблем биомедицинской этики, медико-просветительская (профилактическая) деятельность, взаимодействие в сфере помощи терминальным больным, конференции и семинары как форма взаимодействия медицинской и православной общественности, медицинская помощь верующим, сотрудничество в сфере медицинского образования, подготовка священнослужителей для больничных храмов, совместное издание материалов медицинской направленности, международные программы сотрудничества.

Основными церковными формами поддержки молодых инвалидов являются:

1. Оказание духовной помощи (благотворительные крещения, совершение Таинств на дому, малоподвижные прихожане могут заказать по телефону обедни, молебны, панихиды и др.)

2. Обеды в благотворительных трапезных (организация бесплатных обедов для инвалидов).

3. Предоставление материальной помощи (в некоторых Епархиях России оказывается материальная помощь инвалидам на лекарство и лечение; инвалидам, освободившимся из мест лишения свободы на оформление документов; экстренная помощь инвалидам на проживание; малообеспеченным инвалидам выдаются наборы продуктов питания, одежда, праздничные подарки, постельное белье).

Таким образом, накоплен немалый опыт работы епархий Русской Православной Церкви по социальной поддержке молодых инвалидов. Важно отметить также многообразие форм и методов этой деятельности. Социальное служение Церкви в данном направлении остается по-прежнему важнейшей её деятельностью в наши дни.

Веками христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. В настоящее вре-

мя происходит возрождение социального служения Русской Православной Церкви по отношению к военнослужащим.

За последнее десятилетие совместными трудами духовенства и военачальников практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих и членов их семей.

Теперь работа с верующими военнослужащими является составной частью обеспечения конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания.

Для осуществления этой деятельности в Вооруженных Силах РФ созданы органы по работе с верующим военнослужащими, которые руководствуются законодательством Российской Федерации и «Положением по организации работы с верующими военнослужащими» от 24 января 2010 года.

Официальными актами, закрепляющими военно-религиозное сотрудничество стали совместные заявления и соглашения между силовыми министерствами (ведомствами) и их подразделениями, с одной стороны, и некоторыми конфессиями, с другой. Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 марта 1994 г. министром обороны РФ и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Аналогичные соглашения с церковью заключили другие силовые ведомства: Федеральная Пограничная служба (ФПС), Министерство внутренних дел (МВД), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и др.

21 апреля 1994 года Синод РПЦ постановил считать сотрудничество с российской армией одним из важнейших направлений служения церкви. На Архиерейском Соборе РПЦ, состоявшемся 29 ноября -2 декабря 1994 года было принято решение о создании специального синодального учреждения, занятого взаимодействием Церкви с Вооружёнными Силами и правоохранительными структурами. Постановлением Синода РПЦ 18 июля 1995 года был образован Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.

Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один - кадровый офицер, на должности руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях). При Отделе функцио-

нирует Координационный совет, в состав которого входят генералы - руководители воспитательных структур всех «силовых» ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью. Рабочие заседания Координационного совета проводятся раз в полугодие.

В рамках взаимодействия с Вооруженными силами Отдел практикует направление православных призывников по рекомендациям из епархий в части, где имеются православные храмы. Командиры многих войсковых частей ежегодно обращаются в Отдел с просьбой ходатайствовать перед военным командованием о направлении в указанные войсковые части через призывные комиссии военкоматов православных призывников, так как с таким контингентом командование не имеет дисциплинарных проблем. Ежегодно через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ призывается около 300 таких призывников, которые впоследствии достойно исполняют свой воинский долг.

Предоставление, в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе в мирное время» от 28 марта 1998 г. № 53, отсрочек от призыва гражданам Российской Федерации, посвященным в священный сан, принявшим монашеский постриг и несущим послушание в Русской Православной Церкви, также проходит при участии Отдела по ходатайствам епархиальных архиереев.

Дальнейшим шагом в развитии двусторонних отношений сотрудничества было подписание в 1996 году Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны РФ в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Министра обороны РФ. Оно содержит договоренности в области социальной защиты воинов и их семей: всемерно оказывать социальную, моральную и духовную поддержку военнослужащим, использовать помощь православного духовенства в психологической реабилитации воинов, получивших ранения и травмы, оказывать содействие в организации пастырских посещений священнослужителями православных верующих, находящихся на излечении в госпиталях и лазаретах, проводить совместные благотворительные акции и ритуальные мероприятия с целью оказания помощи семьям погибших воинов, оказывать попечение оставшимся без родителей несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга; патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих, христианского просвещения: развивать взаимодействие в деле возрождения православных традиций Российской армии и флота, содействовать воспитанию у воинов нравственной мотивации военной службы, способности к самоотдаче, к подвигу на благо России, оказывать помощь командованию

воинских частей (кораблей) в формировании морально-психологической устойчивости военнослужащих в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях, содействовать обеспечению верующих военнослужащих духовной литературой, церковными периодическими изданиями, кинофильмами, аудио-и видеоматериалами, использовать возможности средств массовой информации на поднятие общественного престижа военной службы; восстановление культовых сооружений: силами воинов армии и флота, добровольно выразившими желание, в свободное от службы время, оказывать содействие Русской православной церкви в проведении реставрации, ремонта и восстановления храмов и других культовых сооружений, одержать в достойном состоянии захоронения погибших воинов.

После того, как в 2009 году президент подписал Указ о введении военных священников в штатную численность Российской армии начался их заметный рост. К 2011 году насчитывалось более 240 штатных духовников. Сейчас в российских военных городках открыто около 420 церквей.

Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке, которая находит свое проявление в профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении их культурного кругозора и т.д.

Примером может служить Костромская область, в которой сотрудники епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами регулярно проводят встречи с солдатами и офицерами расположенных на территории Костромской области воинских частей, совершают молебны перед принятием присяги и при посвящении молодых лейтенантов в гвардейцы, напутственные молебны при отправке сводных отрядов МВД и ВДВ Федеральных войск в горячие точки. На территории воинских подразделений действуют храм во имя великомученика Георгия Победоносца при Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и церковь во имя святого благоверного князя Димитрия Донского в расположении гвардейского артиллерийского полка воздушно-десантной дивизии.

В целом, обобщая опыт Русской Православной Церкви по социальной помощи молодым военнослужащим, можно отметить многообразие форм и методов такой деятельности.

В наши дни, как никогда прежде, перед РПЦ стоит чрезвычайно трудная задача социального служения в отношении тех, кто по различным причинам оказался в местах лишения свободы, где в настоящее время содержатся сотни тысяч человек, половину из которых составляют молодые люди.

На протяжении всей многовековой истории Православная Церковь осуществляет свою миссию сре-

ди заключенных, помня заповедь Спасителя: В темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 24, 36).

Современный этап сотрудничества уголовноисполнительной системы России с религиозными организациями начался в 1989 году. В соответствии с приказом МВД СССР № 250 от 10.10.89 г. были приняты «Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов».

Открытие и строительство храмов во всех пенитенциарных учреждениях России привело к созданию в 1995 году Отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. К 1996 году почти в каждом учреждении ГУИН уже существовали православные храмы, часовни, или шло их строительство. Местные епархиальные управления и приходы постоянно передают для оборудования храмов и молельных комнат церковную утварь и предметы, необходимые для Богослужения. Большинство религиозных помещений в местах заключения православные.

Для осуществления более плодотворного сотрудничества в области религиозно-нравственного просвещения осуждённых между Министерством юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церковью 21 декабря 1999 года было заключено «Соглашение о сотрудничестве», в рамках которого 28 августа 2003 года подписано «Соглашение о взаимодействии между Главным управлением исполнения наказаний Минюста РФ и Синодальным Отделом по тюремному служению Московского Патриархата».

5 марта 2010 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями (журнал № 6).

Новым этапом в совместной работы является подписание «Соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации» от

22 февраля 2011 года. Оно охватывает собой духовно-пастырское окормление: осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу; сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) и членов их семей; курсантов образовательных учреждений ФСИН России; взаимодействие с епархиями в пределах Российской Федерации и т.д. Вновь отмечено, что одним из важных направлений деятельности Синодального отдела по тюремному служению является помощь в становлении института тюремных священников.

Одним из ключевых направлений деятельности православного духовенства в местах лишения

свободы является просветительская работа. Ее цель состоит в том, чтобы познакомить осужденных с духовно-нравственными основами православного вероучения, историей православной церкви, правилами богослужения. Владение этими знаниями необходимо для сознательного приобщения к вере, для того, чтобы человек в полной мере понимал и разделял ее смысл. В настоящее время в местах лишения свободы создано более 300 воскресных школ, где проходят обучение 10,5 тыс. осужденных. Преподавание в воскресных школах осуществляют священники, закрепленные за данным учреждением. Эффективной формой религиозного просвещения является также заочное обучение.

В соответствии с соглашением от 22 февраля 2011 г. ФСИН обязуется содействовать строительству православных храмов, часовен, а также выделять помещения под молитвенные комнаты, исходя из имеющихся в учреждениях УИС возможностей. Также предусмотрено взаимодействие Православной Церкви и ФСИН в сфере распространения печатной продукции духовно-нравственного и патриотического содержания, религиозной литературы и предметов религиозного назначения в учреждениях УИС, согласно установленным правилам и ограничениям. Церковь намерена также оказывать благотворительную помощь лицам, осужденным к лишению свободы, и лицам, заключенным под стражу, в виде медикаментов, продуктов питания и других разрешенных законодательством предметов.

Немалую помощь осужденным оказывают общественные объединения и радиопередачи. Передачи «Калина Красная», «Облака» на «Радио России».

11-14 мая 2011 года в Киево-Печерской лавре состоялась Международная православная конференция тюремного духовенства. С докладом на тему «Основные направления работы и деятельности Синодального отдела по тюремному служению» выступил глава Синодального отдела епископ Красногорский Иринарх. Он раскрыл основные направления работы Синодального отдела, которые реализуются через деятельность секторов: взаимодействия с епархиями, правозащитными организациями и общественностью; «Центр духовного просвещения в местах лишения свободы»; разработки образовательных программ и подготовки капелланов для тюремного служения; помилования, реабилитации (ресоциализации) и социологических исследований; информационно-аналитического; издательско-информационного; электронных СМИ; работы с письмами заключенных.

Синодальный отдел по тюремному сужению большое внимание уделяет возрождению института тюремного духовенства. Еще с весны 2010 года Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации запустила пилотный проект по

включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация которого началась в 16-ти исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областям.

Важно обратить внимание и на такую форму работы Синодального отдела, как ежегодный Всероссийский смотр православных общин в местах лишения свободы «Не числом, а смирением». В его рамках действуют две программы: всероссийский конкурс православной иконописи осужденных, находящихся в местах лишения свободы - «Канон» и всероссийский конкурс православной живописи осужденных, находящихся в местах лишения свободы - «Явление».

Важным направлением церковного тюремного служения является ресоциализация заключенных, которая осуществляется как во время отбывания срока наказания, так и после освобождения. Церковь - помогает заключенному в местах лишения (ограничения) свободы сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество, а затем и после выхода на свободу помогать ему через возрождение религиозности находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных им за решеткой социальных связей среди гражданского общества. Особое внимание уделяется реадаптации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы.

Церковь в лице специально подготовленных священнослужителей и верующих женщин-мирян должна найти в себе нравственные силы и человеческие ресурсы, чтобы уделить должное внимание социальному сопровождению готовящихся к освобождению женщин и, тем самым, содействовать снижению рецидивной женской преступности.

Тюремные священнослужители, знающие внутренние покаянные движения души заключенных, играют большую роль в процессе помилования осужденных, пришедших к вере в местах лишения свободы и состоящих в религиозных общинах при тюремных храмах, и их досрочного освобождения из заключения.

При Синодальном отделе учреждена редакция пастырско-методического журнала «Вестник тюремного служения». Немалые возможности имеет специальный сайт Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, который открыт под названием anastasia-uz.ru. Это наименование сайта связано с именем святой великомученицы Анастасии Узорешительницы - небесной покровительницы Синодального отдела по тюремному служению. Здесь размещается информация о направлениях работы и сотрудничества Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению с епархиальными управлениями Московского Патриархата в субъектах Рос-

сийской Федерации, Федеральной службой исполнения наказания России, другими государственными учреждениями, общественными и правозащитными организациями; новости об основных событиях жизнедеятельности Синодального отдела тюремного служения, о роли Церкви в России и в процессах реформирования Федеральной службы исполнения наказания, об учреждении института тюремных капелланов, о тюремном служении священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви.

С каждым годом в местах лишения свободы увеличивается число верующих осуждённых, участвующих в культовой практике своей религии. В настоящее время более 1 тысячи православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на временной, а некоторые и на постоянной основе. Согласно данным 2011 года в исправительных учреждениях ФСИН России функционирует более 550 тюремных храмов и около 700 молитвенных комнат для заключенных, действует почти 800 православных религиозных общин, которые объединяют более 73000 осужденных. Организовано около 300 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных. На занятиях изучается Закон Божий, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной музыки.

Таким образом, основными направлениями деятельности Русской православной церкви в учреждениях Уголовно-исполнительной системы является: пастырское окормление, работа по подготовке к освобождению, миссионерская работа в местах лишения свободы, организация молитвенных комнат и строительство храмов, профессиональное и православное образование, личная опека с целью воцерковления и социализации, материальная под-

держка, распространение печатных изданий в местах лишения свободы.

Библиографический список

1. Взаимодействие территориальных органов ФСИН России с Русской Православной Церковью: Сб. материалов передового опыта. - М., 2008.

2. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы, 23 декабря 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.patriarchia.ru

3. Духовные традиции Российского воинства: Методический материал для священнослужителей, окормляющих вооруженные силы и правоохранительные учреждения // Православная газета. - Екатеринбург. - 2001. - 17 июня.

4. Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью: аналит. обзор. - М., 2007.

5. Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М., 2001.

6. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с духовенством Днепропетровской епархии 24 июля 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.patriarchia.ru

7. Основные направления работы и деятельности Синодального отдела по тюремному служению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1492496.html

8. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви. Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (Журнал № 116) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.patriarchia.ru.

9. Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви, г. Москва, 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.veshma.nov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.