Е. И. Жерихина
Церковь в жизни воспитательных учреждений Смольного
Система институтов Воспитательного Общества благородных девиц в Смольном в середине XVIII века начиналась с женского400 монастыря. Закрытое учебное заведение, где девочки проводили за высокими стенами 6-12 лет, действительно делало их «монастырками», как нередко их называли. В 1764 году, одновременно с Воспитательным Обществом, рядом с ним, в соседних монастырских кельях, императрица Екатерина II основала Воскресенский Новодевичий монастырь, монахини которого должны были обучать девочек Закону Божьему, клиросному пению, русской грамоте. Особенно известны первая игуменья монастыря Елпиди-фора Кропотова, награжденная орденом св. Екатерины, и вторая настоятельница - Анатолия Петрова, ухаживавшая за больными смолянками в лазарете и учившая их русскому языку. До 1798 года Воспитательное общество и монастырь жили неразрывной жизнью, и документы по деятельности монастыря, монахинь и монастырских храмов находились в архиве Воспитательного общества. В отличие от других обителей, Воскресенский монастырь существовал за счет казны и Кабинета Императорского Двора и прекратил свое существование в 1828 году, со смертью
401
последней монахини .
В Воспитательное общество входили два института - Благородных девиц (позже - Николаевская половина) и Мещанское училище (Александровский институт 2-й категории). Но рядом с ними, иногда прямо на территории Воскресенского монастыря возникали и другие - Училище ордена св. Екатерины (1797), военно-сиротское заведение и Патриотический институт (1816). Девочки-воспитанницы молились в одних монастырских храмах, и эти учебные заведения принимали обычаи Смольного. Важнейшим предметом в институтах считался Закон Божий, - на экзамене зачастую присутствовали члены императорской фамилии и святейшего Синода. Одним из главных предметов было церковное пение, которое преподавали такие мастера, как К. Турчанинов, Г. Ломакин. При
400 ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1-858. С.-Петербургский Воскресенский женский монастырь. Жерихина Е. И. Смольный. История зданий и учреждений. СПб., 2002.
401 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 804. Воспитательное Общество благородных девиц. О постройке для монахинь каменного и деревянного строения за 1798 г., д. 1418 (1813), д. 1468 (1814), д. 1588 (1818), о жаловании монахиням.
© Е.И .Жерихина, 2006
поступлении девочки в Воспитательное Общество начальницы институтов требовали, чтобы она привезла из дома Евангелие и икону, которые потом находились рядом с ее постелью. Законоучитель, священник институтской церкви, наряду с инспектором читал перед новыми ученицами «Слово» и напутствовал их при выпуске. Речи священника В. Гречу-левича в 1860—1870-х печатались в газете «Новое время» и выпускались отдельными брошюрами402. Утро смолянок начиналось молитвой. В начале и в завершение общей трапезы лучшие ученицы по очереди читали молитвы403, в классах висели образа. Каждый приезд в институты членов императорской фамилии сопровождался посещением училищных храмов, которые располагались в угловых башнях монастырских корпусов, построенных Ф. Растрелли.
Старейшая церковь в северо-восточной башне была выстроена до купола в 1751 году; вторая церковь - в 1753, к 1756 были выложены купола на западных церковных башнях. Первоначальный вариант оформления церквей Воскресенского монастыря разработал Растрелли, оно прекрасно видно на модели монастыря. Все купола и церковные главы предполагалось покрыть медными листами, позолотить и покрыть обильным кружевом чеканных позолоченных украшений. Монастырский собор Воскресения Христа Спасителя (позже - Всех учебных заведений), заложенный императрицей Елизаветой Петровной 30 октября 1748 года, строился почти 90 лет. Сваи длиною до пяти сажень для фундамента собора начали бить в 1749 году, под всем фундаментом сваи биты сплошь. В 1751 начали возводить стены и устлали сплошною плитой в три аршина высотой. Затем, когда отказались от постройки колокольни, и изменили проект, строительство собора затормозилось. В 1756 году возвели стены до первого карниза, в 1759 - сведены своды, в 1761 большой купол «состроен до сводов», 56 наружных колонн украшали чугунные капители и базы, Однако стены не были оштукатурены, купол не покрыт. С 1762 года под руководством Ю.М. Фельтена фасады храма выштукатурили, выполнили все лепные украшения и окрасили в желтый цвет, но постройку законсервировали.
Угловые домовые церкви Смольного решены в виде равноконечных крестов, двумя сторонами примыкающих к келейным корпусам, и увенчаны типичными для европейского барокко яйцевидными куполами с люкарнами и луковичными главками404. Центры фасадов акцентированы
402 РГИА. Ф. 759. Оп. 101. Д. 207. Л. 51-68. Программы и др. учебные материалы.
403 Жерихина Е. И. Указ. соч. С. 84.
404 РГИА. Ф. 759. Оп. 82. Д. 5. Л. 2. Рисунок декора куполов представлен на чертеже XVIII в.; ЦГИА СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 441. О золочении куполов, крестов, яблок и медных украшений на угловой малой церкви (1756—1769).
ризалитами, лепными фронтонами и богатой отделкой наличников итальянских окон бельэтажа и круглых окон третьего этажа. Нижний этаж трактован как постамент и обработан в руст. Бельэтаж с роскошными лепными наличниками с парными ангельскими головками, со сдвоенными композитными колоннами вокруг окон и парными пилястрами на углах увенчан сильно вынесенным карнизом. Верхний этаж с круглыми окнами и лопатками соответствует антресольному этажу рас-треллиевских корпусов. По проекту домовые храмы с восточной стороны каре должны были быть двусветными, а с западной - разделены на два церковных зала: в бельэтаже и в подкупольном пространстве.
Внутренним церковным убранством должны были заниматься лучшие иконописцы того времени Мина Колокольников и Иван Бельский. По-видимому, они и написали иконы для иконостаса церкви св. Екатерины. В 1754 году Б. Растрелли нарисовал эскиз иконостаса для домовой церкви405. На нем форма резервов для икон аналогична изображениям иконостаса церкви св. Екатерины, но без характерных виноградных лоз и хлебных колосьев. Другие храмы ко времени отъезда Б. Растрелли за границу не были достроены, так что неизвестно, проектировались ли индивидуальные иконостасы для каждого из них. Золоченый крест устанавливали на главе храма при его освящении, по этой причине почти до конца XIX века юго-западная башня, как и часовни ограды, была увенчана не крестом, а звездой. После ремонтных работ, выполненных В.П. Стасовым, по желанию Николая I вносившего национальные элементы в украшение православных храмов, купола монастыря выкрасили лазоревой краской с золотыми звездами и заново вызолотили чеканные барельефы с ангелами.
Двусветная церковь св. Екатерины, домовая при кельях настоятельницы монастыря, находится в северо-восточной башне Смольного, на втором этаже, и оформлена лепкой в пышном растреллиевском барокко. Императрица Елизавета Петровна намеревалась передать правление государством своему племяннику вел. кн. Петру Федоровичу, когда он повзрослеет, и окончить свои дни в монастыре. Этим объясняется роскошь церковного интерьера, щедрые денежные «отпуски» и высочайшее внимание к храму со дня основания монастыря. Двухъярусный иконостас был сделан по эскизу Б. Растрелли братьями Колокольниковыми, учениками Л. Каравакка. После смерти императрицы Елизаветы I было решено освятить храм в честь св. великомученицы Екатерины - тезоименитой святой новой императрицы, при этом некоторые иконы были написаны заново. В 1762 году из императорской казны по указанию Екатерины II для позолоты церкви отпустили 22 тысячи золотых голланд-
405 В собрании семьи Адамини в Лугано.
ских червонцев. Стены храма до самого купола были украшены, по свидетельству священника Екатерининской церкви К. Знаменского406, «богатейшей по замыслу и изящнейшей по отделке золоченой червонным золотом лепною работой, художественными бра и разнообразными канделябрами». Полнофигурные горельефы ангелов в обрамлении окон изображены в разнообразных позах с непропорционально крупными головами, что оправдано естественной точкой обзора - снизу. Сонмы поющих ангелов воплощали основной замысел Смольного монастыря -стихиру Воскресения Христова: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах, на земли способи чистым сердцем тебе славить». В храме находилась сень над престолом в виде балдахина на 12 золоченых столбах и Царское место, как в кафедральных соборах, что подчеркивало придворный и мемориальный, еще со времен императрицы Елизаветы Петровны, характер церкви. Резной иконостас, помимо характерных головок поющих ангелов, был украшен изображениями виноградных гроздьев с листьями и пшеничных колосьев - символов вина и хлеба, причастия тела и крови Христовой. В дальнейшем эти символы стали непременным атрибутом Смольного монастыря, а затем и институтов. На церковной башне помещались часы с двумя колоколами, отбивавшими час и получас. Наружная сторона купола была покрыта по ребрам и вокруг люкарн штампованными вызолоченными бронзовыми украшениями, выполненными мастером Ф. Ре.
Церковь св. Екатерины для монахинь новооснованного Воскресенского монастыря и воспитанниц института освятил 4 августа 1764 года митрополит Новгородский Дмитрий. Сюжеты икон иконостаса были посвящены событиям из жизни императорской семьи при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине Алексеевне. Малые иконы в форме медальонов, представлявшие обычно двунадесятые праздники, здесь изображали: в центре, над иконой Спаса, св. мученика Севастиана, в день празднования которого родилась Елизавета I (18 декабря 1709 года); над Божией Матерью - св. Климента, папу Римского, и Петра Александрийского, день восшествия Елизаветы на престол (25 ноября 1741 года), далее - евангелиста Марка - день коронации (25 апреля 1742 года). С левой стороны иконостаса - Рождество Иоанна Предтечи, над ним - святые Захария и Елизавета. Над северной дверью - Рождество Христово -день смерти Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 года). На правой стороне над храмовой иконой св. Екатерины - св. мученик Януарий - день рождения Екатерины II (21 апреля 1729 года) и еще один образ св. Екатерины. Далее - святые Харлампий и Евстафий - дни рождения Петра III
406 Знаменский К. И. Краткие исторические сведения о церкви св. Екатерины... СПб., 1894. С. 38. 272
(10 февраля 1728 года) и Павла I (20 сентября 1754 года), над ними -святые апостолы Петр и Павел - дни тезоименитств. На парусах храма были изображены: святые мученицы Дарья, Анастасия, Агафья и Екатерина, «жизнью коих утешалась цесаревна [Елизавета Петровна] в дни глубокой скорби, испытаний в Ея Смольном дворце, в библиотеке которого значатся жизнеописания этих мучениц», как писал священник К. Знаменский, обнаруживший эти сведения в бумагах монастыря.
Первый раз после открытия института императрица Екатерина Алексеевна посетила Воспитательное Общество 23 ноября 1764 года Посещение было торжественно обставлено - присутствовал весь двор. Императрица прибыла в 10 часов утра, у крыльца ее встретили начальница, правительница и попечители института. Екатерина II прошла в помещение начальницы, где ее приветствовали воспитанницы и учительницы. Затем императрица присутствовала в Екатерининской церкви на архиерейской литургии и молебне св. Екатерине. После богослужения в комнатах начальницы ее поздравили игуменья и казначея монастыря, поднесли ей рукоделия воспитанниц, «сколько от них по краткости времени их воспитания порадеть было можно, которые однако ж приобрели Высочайшую апробацию и удовольствие». Екатерина II последовала в зал Совета, рассмотрела список принятых учениц и присутствовала на обеде воспитанниц.
С 1764 по 1808 год Екатерининская церковь служила домовой церковью Воспитательного Общества благородных девиц, затем - Вдовьего дома, богадельни для старых классных дам, вдов офицеров и чиновников Ведомства императрицы Марии. Но и в это время на службах в прославленном церковном хоре пели ученицы Смольного и Александровского институтов, а классные дамы здесь говели и причащались. Учащиеся Александровского училища целыми классами ходили в церковь Вдовьего дома, около 70 учениц помещалось на хорах. Заботы о содержании храма лежали на Ведомстве императрицы Марии, в отчетах которого встречаем, например, дело «О построении вседневных и траурных риз, одежд церковных и плащаницы для церкви Вдовьего Дома» за 1826 год и др. 21 декабря 1859 года, после ремонта, связанного с разборкой балдахина и Царского места, церковь была заново освящена. Ежегодно, с 1820-х по 1886 год, митрополит в церкви св. Екатерины, 12 марта, в память кончины императора Павла I, благословлял иконы и возлагал золотые кресты на «сердобольных вдов», посвятивших себя уходу за больными, и принимал у них профессиональную клятву. В 1854 году здесь благословили «сердобольных», которые во главе с Н.П. Ростовцевой, отправились на Крымскую войну.
В 1879 году обветшавший купол затянули тканью во избежание сквозняков. Александр III высказал сожаление об изменении первона-
чального вида храма, и в 1893 его отремонтировали. Инженер Б.К. Прав-здик устроил в храме и в куполе отопление, установив на железных хорах 16 печей и камин. Для поновления икон Пробирная палата выдала золото 94-й пробы. Прихожанки поставили престол, украшенный серебром в 4,5 пуда весом, висящий семисвечник и лампаду к Царским вратам, а вдова Н.Б. (Наталья Ботте) подарила новую утварь. Под наблюдением архитектора Вдовьего дома А. Шамбахера была устроена Голгофа. И ныне десятки поющих ангелов покрывают стены, наличники и падуги храма. В Русском музее выставлены Царские врата церкви св. Екатерины, атрибутированные и отреставрированные сотрудниками музея407.
Церковь святых праведных Захарии и Елизаветы, родителей св. Иоанна Предтечи (Престольный праздник - 5 (18) сентября) находится в северо-западной башне Смольного на третьем этаже. Крестообразный храм освещается круглыми окнами третьего яруса и итальянскими окнами барабана купола. Сохранилась лепнина, совпадающая по композиции с лепкой в интерьере юго-западной башни, а также прекрасный наборный паркет рокайльного рисунка. Стены украшены рогами изобилия, наполненными букетами. Как и в других башнях, особое внимание привлекают лица поющих ангелов, разнообразные, в разных ракурсах, явно портретные. Первый иконостас был полотняный, двухъярусный, по преданию, происходил из походной церкви Петра I. Церковь была освящена 5 февраля 1765 года архиепископом Гавриилом и предназначалась для монахинь Воскресенского монастыря, живших в соседних кельях. Позже служили в ней только по большим праздникам.
30 мая 1806 года, в день рождения Петра I и св. князя Александра Невского, императрица Мария Федоровна заложила новое здание Вдовьего дома, которое впоследствии отошло Воспитательному Обществу благородных девиц. В 1808 году на сумму, подаренную Александром I, Дж. Кваренги оформил церковь в юго-восточной башне монастыря, ближайшей к новому зданию, и соединил постройки переходом. Ампирный интерьер церкви был оформлен коринфскими пилястрами и лепными карнизами, а первый иконостас был низкий, одноярусный. Образа в церкви написаны А. Бруни, росписи интерьера работы П. Скотти, лепка мастерской Железновых. Императрица Мария Федоровна преподнесла храму икону св. Александра Невского; золотые, украшенные бриллиантами сосуды; облачения и утварь, выточенную ею собственноручно из слоновой кости и янтаря. На чаше надпись: «Мрия Дано 25 декабря 1798 года». Среди вкладов выделялись: большая водосвятная чаша из серебра времен Елизаветы Петровны, Евангелие в серебряном окладе с алмазами
407 ГРМ. Д. 8. Иконостас церкви св. Екатерины.
(дар Екатерины II), древняя икона Спаса Нерукотворного в окладе, украшенном бриллиантами.
18 августа 1808 года408 Воспитательное Общество благородных девиц праздновало торжественное освящение нового здания института и «церкви в пользу оного подле строения монастырского, доселе Обществом занимаемого, воздвигнутых <...> Новая церковь, отличная изящной простотою украшений своих и соразмерностью украшений. От Совета приглашенные особы первых 2-х классов приглашены были в 10 часов утра в монастырское строение. В присутствии Его имп. величества и всей Имп. фамилии, цесаревича Константина Павловича, наследной принцессы Саксен-Веймарской Марии Павловны с принцем, ее светлости принцессы Баденской Амалии... были встречены у крыльца членами Совета и последовали в церковь, где их встретил митрополит Амвросий. Во время службы девицы старшего возраста стояли на клиросах для пения. После службы девицы всех трех возрастов с инспектрисами и классными дамами вступили в новое жилище. Вслед митрополит со священниками, которые освятили каждую комнату нижнего этажа, а священники Общества благородных девиц освятили комнаты 2 и 3 этажей. Их величества вслед за митрополитом прибыли в столовую, где были приготовлены обеденные столы. Митрополит благословил пищу и поднес императору образ св. Александра Невского».
Ученица Габерцетель, которая поступила в Смольный в 1857 году, вспоминала, что в храме многие девочки усердно молились. «Начальница М.П. Леонтьева стояла на виду у всех в середине и имела вид величавой монахини, но от ее взгляда ничего не укрывалось. Служил отец Иоанн Яхонтов с диаконами, священник был светский, жизнерадостный человек, и не нравился М.П. Леонтьевой»409.
«Детскую» церковь неоднократно красили, поновляли убранство, разобрали печи и сделали в ней отопление теплым воздухом, а через 45 лет под церковью заложили новый фундамент. Восстановительные и технические работы410 выполнил Ц.А. Кавос, по проекту которого затем обложили новый престол кипарисной доской. После окончания ремонта храм 4 августа 1863 года заново освятил епископ Ревельский Леонтий411. В связи со столетием института и освящением церкви при Александров-
408 РГИА. Ф. 759. Оп. 101. Д. 214. Л. 73. Переписка об организации музея ВОБД.
409 РГИА. Ф. 759. Оп. 101. Д. 205. Л. 87-90. Письмо А.М. Габерцетель (Носковой).
410. ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4065. Об устройстве пневматической печи для отапливания детской церкви Воспитательного Общества и о переделках в церкви
411 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 7996. Об освящении церкви Ал Н. (1863); Д. 5332 Причт церкви св. Александра Невского (1842—1859).
ском училище412, церковь вскоре решили «поновить». Спустя пять лет, в 1868 году, после нового ремонта и создания нового иконостаса по рисунку, утвержденному Ц.А. Кавосом, в мастерской охтинского купца Ег. Кондратьева, церковь еще раз освятили в присутствии Императорского двора. Новый иконостас был выполнен в стиле русского барокко, образа для него написали академики К. Горбунов и А. Лавров; А.Н. Мельников выполнил росписи, изобразив на пилонах святых, тезоименитых основательницам и покровительницам монастыря и института, а И. Извеков написал заалтарный образ Божией Матери «Нерушимая стена». Образа прежнего иконостаса перенесли в предалтарную комнату, где воспитанницы исповедовались. О них писала начальница института М.П. Леонтьева: «Опекун барон Б.А. Фридерикс, упоминая о побуждении которым руководствовался председатель Совета кн. А.В. Мещерский. что желательно было бы сохранить эти иконы в настоящем виде, как древность весьма драгоценную для тех бывших воспитанниц заведений, которые по прошествии многих лет желают возобновить в своей памяти приют своего детства и воспитания. впечатления детства неизгладимы, потому-то, дорожа ими, нельзя не желать возможно лучшего устройства священных предметов, производящих на юные души благодетельное влияние»413. Церковная утварь, оклады Евангелий были серебряными вызолоченными на зеленом бархате. Воскресные облачения -золотого бархата с зелеными крестами, «Богоявленские» - серебряные с
412 ЦГИА СПб Ф. 2. Оп. 1. Д. 8347. Л. 10. Дело совета Имп. Общества благородных девиц и Александровского училища об отделении Александровского училища от Воспитательного общества. Л. 11. О назначении особых причетников для Воспитательного Об-ва и Александровского училища, по прошению дьякона Львова. Л. 12-14. О том, что все воспитанницы Общества благородных девиц и третья часть «благородных» не могла молиться в храме, остальные молись в классах. Очередь в институте благородных девиц соблюдалась в младших классах, два старших и пепиньерки ходили в церковь каждую субботу, воскресенье и в праздничные дни. Александровская церковь достаточно поместительна для воспитанниц Общества только при обыкновенном Богослужении, при Архиерейском служении или в великую пятницу или Великую субботу. Когда плащаница бывает вынесена на середину храма, все воспитанницы не могут поместиться и младшие классы не присутствуют на Богослужении, классные дамы, учительницы музыки, и все служащие при заведении даже и при обычном Богослужении не помещаются в церкви, а некоторые стоят в притворе, писала начальница М.П. Леонтьева. Вывод: полный комплект девиц ВОБД 420 и 500 служителей не помещаются в церкви одновременно. (Опросы были конфиденциальны.)
413 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 7989. Л. 15-16. О ризнице и иконостасах церкви св. Александра Невского.
золотыми оплечьями, ежедневные - малинового шелка с аппликацией
414
золотыми крестами .
«Детская» церковь Смольного не походила на обычные храмы. Небольшая, светлая и радостная, она говорила сердцам детей о Боге милосердном. «Церковь так невелика, что посторонних в ней не бывает, как живут смолянки большой, дружной семьей, так и молятся. В церкви поют на два хора, воспитанницы первого и второго классов читают Писание. По обычаю, со свечами во время богослужения выходят две воспитанницы младшего, шестого, класса, выбор возложен на самих воспитанниц, и девочки с исключительной добросовестностью выбирают из своей среды тех, которые выделяются добротой и кротостью, - писала выпускница института415. - Церковные службы страстной и пасхальной недели отличаются особой торжественностью. В страстную пятницу вечером, во время погребения Спасителя, плащаницу несут старшие пепиньерки. Они ждут этого дня трепетно и радостно, но с оттенком печали. Впереди процессии идут певчие, они разделены на два хора, чтобы по очереди петь во время долгого крестного хода, но поют все время оба хора вместе. Перед плащаницей и за ней идут четыре пепиньерки с большими свечами, а затем все старшие пепиньерки, сменяя несущих плащаницу. В процессии участвуют все классы. С главного коридора процессия сворачивает через вестибюль и подымается на второй этаж, обходя все здание. Шествие замыкают служанки. В пасхальном крестном ходе тоже принимают участие все классы, но они совершают другой путь. Опять коридоры Смольного оглашаются пением, но уже ликующим, как лица самих поющих. У начальницы, инспектрис, классных дам и почетных посетителей свечи украшены цветами работы воспитанниц. Окончилась утреня и начинается христосование. Начальница христосуется со всеми воспитанницами, вся столовая пахнет куличами. По повелению Императора в институт каждую Пасху доставляют с Императорского фарфорового завода фарфоровые яйца для раздачи воспитанницам, их распределяют и разносят по классам пепиньерки. Смолянки, по обычаю, посылают во дворец свечи, украшенные живыми цветами, перевязанные лентой Смольного - белой с тремя золотыми полосками, - и шелковые мячики для Августейших детей. По преданию, обычай делать пасхальные мячики принесен был в Смольный еще при Екатерине II монахинями, и изящное искусство переплетать шелковые, золотые и серебряные нити, требующее большого терпения, ныне составляет гордость смолянок».
414 То же. Л. 72-74.
415 РГИА. Ф. 759. Оп. 101. Д. 215. Л. 56-58. Переписка по формированию музея.
Помимо престольного праздника, Рождества и Пасхи торжественно отмечался день св. Марии Магдалины - тезоименитство покровительницы института императрицы Марии Федоровны. Накануне, 21 июля, в церкви служил архиерей с многочисленным священством416. Публика в этот вечер в храм не допускалась. 23 ноября, в день храмового праздника, литургию совершал митрополит или один из викарных епископов. 3 ноября приносили, как повелось со времени императрицы Марии Федоровны, чудотворный образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» из церкви на Шпалерной, обносили им здание, а через неделю освящали этой иконой лазарет. Императрица почитала этот образ и умерла в день почитания иконы 24 октября, что сделало эту дату памятной для многих учебных заведений. Митрополит совершал литургии и в другие знаменательные для Воспитательного Общества дни. В первое воскресенье после окончания экзаменов в церкви совершалась торжественная литургия в присутствии родителей выпускниц.
Смольный собор внешне представляет собой редкий образец крупного двусветного храма в стиле елизаветинского барокко. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, подчеркнутыми по углам первого яруса пучками колонн, во втором ярусе - лопатками, украшенными внизу волютами, а сверху - лепными композициями. Диагонально расставленные колокольни декорированы парными колоннами в первом ярусе и лопатками во втором. Игра цвета и света на фасаде обогащена разделкой цоколя, обрамлениями плоскости стены и раскрепованным карнизом. Центры фасадов подчеркнуты в первом ярусе разорванным лучковым фронтоном, фланкирующим центральное овальное окно, а во втором ярусе - фронтонами, в тимпанах которых барельефные ангелы окружены сиянием. Линия кровли первоначально была смягчена балюстрадой, плавно переводившей взгляд к высокому, в два яруса, барабану купола и примыкающим к нему угловым колокольням. Сложное завершение собора представляет собой композицию из классического купола с русским луковичным пятиглавием, богато декорированным раззолоченными гирляндами, рокайлями и ангелами.
После смерти Павла I императрица Мария Федоровна задумалась о судьбе храма. В записке сыну Александру I от 11 августа 1808 года, посвященной судьбе учреждений Смольного, она писала: «.Чтобы находящаяся посреди монастырского двора недостроенная большая Церковь оставалась по-прежнему принадлежащей Обществу благородных девиц, с тем, чтобы со временем, когда она достроена будет, была собором обо-
416 То же. Д. 5024. О приглашении митрополита для служения литургии в церкви Воспитательного Общества Благородных девиц в день поступления его под покровительство Ее Императорского Величества для литургии. 15.11.1866. 278
их заведений». Отечественная война помешала этим планам. 6 марта 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления собора, а после смерти Марии Федоровны 24 октября 1828 года по ее завещанию было решено сделать Воскресенский собор кафедральным собором «Всех учебных заведений». Через четыре года последовало повеление Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту В.П. Стасова. Особой комиссии, учрежденной при Министерстве финансов было поручено наблюдение за работами417. Средства на достройку собора и снабжение храма ризницей и утварью, 2 млн. руб. ассигнациями, были выданы из сумм Государственного казначейства. Еще в 1828 году приступили к изготовлению грандиозной серебряной дарохранительницы по эскизу К. Тона, вклада Николая I в собор418. Она весила около пяти пудов и представляла собой храм-ротонду на специальном постаменте, в центре которого был установлен престол. Золоченый резной купол ротонды был увенчан державой и возвышался над ампирным иконостасом. Выполненный В. П. Стасовым проект реконструкции собора был окончательно «апробован» 8 января 1832 года. Рисунок иконостаса приняли 5 февраля, но затем, в процессе создания переработали. Работы в соборе начались летом 1832 года.
В.П. Стасов, одновременно с реконструкцией соборной церкви419 руководил прокладкой улиц у стен монастыря, оформлением площади новыми корпусами и решеткой, отделкой фасадов и интерьеров Вдовьего дома420. Зодчий привлек к работам своих опытных помощников В. О. Лукина и каменного мастера А. Ботани с учеником К. Лазаревым.
417 РГИА (Санкт-Петербургская губерния, МВД). Ф. 1293. Оп. 167. Д. 376. Л. 6-9. Чертежи В.П. Стасова 1829 г. хранятся в НИМ АХ. Записки В.П. Стасова о достройке Смольного собора: Отдел рукописей РНБ, Е-ХШ-23 (папка 12) и в фондах Института русского языка и литературы (Пушкинский дом). Ф. 294. А.Н. Оленина. Оп. 2. Д. 23. РГИА. Ф. 759. Оп. 18. Д. 209. Ф. 789. Оп. 1. Д. 105. Материалы строительной комиссии: Ф. 758. Оп. 14. Д. 1. Строительные журналы: Ф. 562. Оп. 1. Д. 85, 285.
418 Николай I многократно (8 января, 5 февраля, 19 февраля 1828 года) рассматривал варианты иконостаса с дарохранительницей, которая представляла собой ротонду (по проекту Стасова на 16 колоннах, в описании фирмы Кейбеля -на 24) весом в 16 пудов серебра.
419 РГИА (Санкт-Петербургская губерния, МВД). Ф. 1293. Оп. 167. Д. 376. РГИА (Санкт-Петербургская губерния, МВД). Ф. 1293. Оп. 167. Д. 376. Л. 5. Проект укрепления креста. Там же. Л. 1, 10. По проекту В.П. Стасова (Л. 2-5) предполагалось установить в лучковом фронтоне верхнего яруса золоченый барельеф с изображением всевидящего ока.
420 РГИА. Ф. 758. Оп. 13. Д. 99. Об отпуске в Комиссию, учрежденную для окончательной отделки Воскресения Христа собора 48 296 рублей для наружной отделки угловых башен.
В 1833 году в соборе были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и «с величайшим трудом пробиты трубы для печей» - по проекту Растрелли собор был «холодным». В 1834 году В.П. Стасов, взяв за образец интерьер церкви св. Александра Невского при Воспитательном Обществе, отделанной Дж. Кваренги в юго-восточной башне монастырского каре, оформил интерьер собора, вмещавшего шесть тысяч человек, в формах классицизма.
Зимой 1834—1835 года выполнили иконостасы, хрустальную балюстраду солеи, Царское место, кафедру, хоры, железные лестницы в боковых главах, заказали церковную утварь и огромную бронзовую вызолоченную люстру. В это же время В.П. Стасов построил дома для причта собора и оформил соборную площадь. На соборе, предварительно укрепив главы, установили кресты. Фасады выкрасили в желтый цвет, купола собора и угловых церквей - лазоревой краской с золотыми звездами, по желанию Николая I. В 1834 году реставрировали угловые храмы, на что было выделено 48 292 рубля. В 1835 году архитектор Д. Адамини выполнил «План урегулирования въезда к собору Воскресения Христа Спасителя всех учебных заведений в Смольном монастыре» с разметкой окрестных кварталов и планировкой садов.
31 мая 1835 года Николай I утвердил «Штат» и «Положение» Смольного собора421. «Оконченный ныне. храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре назначен Собором Всех учебных заведений, а с тем вместе приходскою для окрестных церковью. В память в Бозе почившей императрицы Марии Федоровны, распоряжением и неусыпным попечением которой оказаны воспитанию юношества незабвенные услуги, ежегодно в день св. Марии Магдалины собираются ежегодно в сем храме малолетние обоего пола воспитанники С.-Петербургских казенных заведений, от Правительства учрежденных, для торжественного богослужения». Синоду предписывалось создать при соборе приход и избирать церковных старост. Согласно положению, протоиерей и священники собора обязаны были преподавать Закон Божий в Воспитательном Обществе. Все годовые суммы расходов по собору, 41 365 руб. ассигнациями, отпускались казначейством.
22 июля 1835 года, в день св. Марии Магдалины, митрополит Петербургский Серафим освятил храм, вмещавший более 6000 прихожан. В честь этого события была выбита медаль, с одной стороны изображающая собор с новыми флигелями и надписью «1748—1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны», а с другой - Христа Спасителя в храме, благословляющего детей, и надписью «Оставите детей при-
421 ЦГИА. Ф. 797. Оп. 4. Д. 16002. Дело об окончании строительства Воскресенского Смольного собора Всех учебных заведений. 1834—1838. 280
ходите ко мне, та цех бо есть Царствие Божие». На торжестве присутствовали воспитанники учебных заведений Петербурга: военных - 2556, гражданских - 348 и 2306 воспитанниц институтов Ведомства Императрицы Марии. Институтка В.П. Быкова422 так описывает этот грандиозный праздник: «У нас большие приготовления к завтрашнему дню... К восьми часам наш утренний туалет закончился. Белые коленкоровые платья, декольте, короткие рукава, наверху убранные узеньким рюшем, турнюры, волосы, уложенные короной. В 10 утра уже все женские заведения прибыли в монастырь, и мы с гостями отправились в соборный храм. Собор мало-помалу наполнялся. Все пестрее и пестрее становилась разнообразная толпа - придворные, русские древние княжеские одежды дам мешались с мундирами гвардейских полков, там блестели бриллианты на головных уборах, здесь светлились звезды на груди именитых. Великие княгини Мария и Ольга Николаевны прибыли первыми. В 11 часов утра явились с шумом военные корпуса. Следом за кадетами увидели мы всю царскую фамилию: Их величества, Наследник Цесаревич, принцы Нидерландский, Ольденбургский, Нассауский. Началась Божественная литургия. Императору угодно было, чтобы „Верую", „Отче наш", „Благочестивейшего", „Вечную память" пели все воспитанники присутствовавших учебных заведений. И МЫ ПЕЛИ. Было что-то поражающее в этом пении! Я не знаю - от сильных ли голосов, или от приливших ко мне чувств, или от того, что я вся была в пении, я не помню, где я была и что со мной делалось! Помню, я плакала и была радостна. При возглашении „Вечной памяти" в Бозе почившей Императрице Марии Федоровне, Император отошел к мужским учебным заведениям. Знамена склонились перед ним... Императрица отошла к нам, своим питомицам и своим детям. Вся церковь преклонила колени и произнесла „Незабвенна" - Вечная память. В первом часу все кончилось, и мы в прежнем порядке выходили из церкви. Раньше надежда нас вела в собор, а теперь самое исполнение возвращало домой. На одной стороне от нас была вся Царская Фамилия, с другой - весь Двор. В восьми залах и коридорах Воспитательного Общества и в помещениях Вдовьего Дома на протяжении полуверсты были накрыты 22 больших стола на 2200 персон, убранные живыми цветами. Все воспитанницы по воле Императрицы были размещены так, чтобы составлять неразделимое семейство, главами которого соизволили быть Государь Император и Государыня Императрица.».
Одновременно с главным престолом во имя Воскресения Христова в соборе были освящены и боковые - во имя св. Марии Магдалины и св. праведной Елизаветы. С правой стороны находилось под балдахином
422 Быкова В. П. Записки старой смолянки. Кн. 1. СПб., 1896. С. 84.
Царское место с мемориальной доской в память императрицы Марии Федоровны423, с левой - кафедра для проповедника. Собор был кафедральным для всех закрытых учебных заведений России, в великопостную неделю здесь каждый день читалась проповедь. Лучшим проповедником считался настоятель собора в 1889—1911 годах, протоиерей Н.И. Розанов, прежде бывший ректором Духовной академии. В алтаре на мраморных досках были начертаны названия всех учебных заведений Ведомства императрицы Марии. По традиции ризы священников Воскресенского собора и певчих шились из лазоревой с серебром парчи -вклады царской семьи и воспитанниц. Певчими в хоре были учащиеся Мариинского Межевого училища, а с 1851 года - хор лейб-гвардии саперного батальона.
По желанию императриц в дни праздников, связанных с деятельностью институтов, в соборе проходили большие службы, на которые приглашался петербургский митрополит, почетные опекуны, чины Императорского двора и Ведомства императрицы Марии, придворные дамы. Из институтов Ведомства вызывали старшеклассниц в сопровождении начальниц и классных дам. Так праздновали 15 ноября 1848 и 1853 года 20-ти и 25-летие поступления женских учебных заведений под покровительство императрицы Александры Федоровны424, в 1864 и 1894 году -100 и 150-летие Воспитательного Общества и др.
Среди святынь собора хранились: икона Черниговской Божией Матери в драгоценной ризе, которая стояла в отдельном киоте в главном
423 На трех досках начертаны следующие надписи. На монументальной: «Сей храм наименован Собором всех учебных заведений, в память Императрицы Марии Федоровны, благотворительницы юношества. Родилась 1759 года Октября 14, скончалась 1828 года, Октября 24». В главном алтаре по левую сторону запрестольного образа: «Сей храм начат Императрицею Елизаветою Петровною в 1748 годе, докончен Императором Николаем Павловичем в 1835 годе». По правую сторону запрестольного образа: «Учебные заведения, состоявшие под покровительством Императрицы Марии Федоровны: 1. Воспитательное общество благородных девиц с учрежденным при оном мещанским училищем; 2. Училище ордена св. Екатерины; 3. Мариинский институт; 4. Девичье училище военно-сиротского дома; 5. С.-Петербургский Воспитательный дом; 6. С.-Петербургское Коммерческое училище; 7. Училище глухо-немых; 8. Дом призрения сирот; 9. Два училища солдатских дочерей полков лейб-гвардии; 10. Московское училище ордена св. Екатерины; 11. Московское Александровское училище; 12. Харьковский институт благородных девиц; 13. Московский Воспитательный дом; 14. Гатчинский Воспитательный дом; 15. Московское Коммерческое училище; 16. Училище практического садоводства в Гатчине; 17. Девичьи училища нижних чинов Черноморского ведомства в Николаеве и Севастополе».
424 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 3. Д. 3. Л. 8. Приглашение С.-Петербургского митрополита.
притворе. Славилась старинная, 1647 года, икона Спаса Нерукотворного Образа, копия чудотворного образа из Новодевичьего монастыря в Москве, и образ 123-х киево-печерских чудотворцев - дары императрицы Елизаветы Петровны. Она же подарила венцы, приготовленные для ее свадьбы. Из упраздненного Смольного монастыря происходили три образа Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», Смоленская и Толг-ская. Запрестольный образ «Предстательство Пресвятой Богородицы» был выполнен А.Г. Венециановым. На этой иконе Божия Матерь изображена над корпусами Смольного монастыря и группой воспитанниц младших классов института в форменных коричневых и голубых платьях. В центре иконы девиз Воспитательного Общества: «Призри с небесе Боже виждь и посети виноград сей и утверди и, его же насади десница твоя». Иконы для собора написали А.Г. Венецианов, П.В. Басин, Ф.П. Брюлло, А.В. Тыранов, А.В. Нотбек. Золоченая серебряная утварь была подарена Императорской фамилией и воспитанницами. Алтарная преграда выполнена по рисунку В.П. Стасова из хрусталя на мальцев-ском заводе села Дятково Орловской губернии425. Современник В. П. Бурьянов426 писал: «Вы поражены необъятностью высящегося над головами свода, освещенного окнами, чрез которые проникает свет дневной и ярко сияет по снегоподобным стенам, украшенным прекрасными, под мрамор сделанными колоннами и сюпортами. Пред вами алтарь с двумя приделами. Он находится на возвышении в несколько ступеней, отделенном от предстоящих великолепною хрустальною балюстрадой, грани которой горят алмазами от солнечного блеска. Ступени и площадка, ведущие к алтарю, сделаны из уральского мрамора желтого цвета, и полы пред иконостасами и в алтарях в шахмат, с темно-дымчатыми квадратами. Весь этот мрамор доставлен с Екатеринбургских заводов».
Через 30 лет, в 1864 году, попечитель Вдовьего дома барон Б.А. Фредерикс представил две сметы архитектора Г.Х. Штегемана на возобновление отделки собора427. Одна - по проекту «в том виде, как предполагал Граф Растрелли, с позолотой лепных украшений, по модели, хранящейся в Академии Художеств», на сумму 105 тысяч рублей. Осуществлен был другой проект (вдвое дешевле), обычной реставрации собора.
425 ЦГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 489. Из Статистической ведомости за 1913 год. Сведения о времени сооружения Воскресенского собора. Составлены причтом собора для Св. Синода.
426 Бурьянов В. П. Прогулки с детьми по Петербургу. СПб., 1837. С. 54.
427 ЦГИА СПб. Ф. 1000. Оп. 6. Д. 69, 76; То же. Оп. 7. Д. 18, 20, 32; То же. Оп. 63. Д. 3А; Оп. 50. Д. 33; Ф. 1001. Оп. 7. Д. 4, оп 9. Д. 13; Ф. 7384. Оп. 33; Ф. 2555. Оп. 2. Генеральный план собора 1926 года.
Особой распорядительностью отличался почетный опекун А.Г. Евреинов, который заказал два новых колокола московскому колокольному мастеру Финляндскому. Колокола поднимали 1200 солдат. Его же заботами в 1875 году в соборе появился новый иконостас по рисунку М.Е. Месмахера, выполненный Е. Шрадером в «стиле Растрелли», возведена новая кафедра, появились шелковые завесы в алтаре, обновлена позолота образов, киотов, аналоев. Был установлен новый мраморный пьедестал под серебряную дарохранительницу весом 4 пуда 30 фунтов. В связи с ремонтом печей и купола в том году празднование было перенесено с 22 июля на 21 декабря, так как с этим днем совпадало принятие императрицей Марией Александровной под свое покровительство учреждений Ведомства императрицы Марии. В 1883 году купол и главы собора заново перекрыли медью и установили боковые иконостасы по рисунку М.Е. Месмахера работы К. Шейнгольца с иконами Ф. Журавлева и Л. Игорева. Смолянка В. Рат-ва (Ратманова? - многие благотворители скрывали имена) на свои средства обшила престолы трех алтарей белым мрамором с золоченой бронзой. С 1902 года собор начали освещать
428
электричеством .
Крестные ходы совершались из собора вокруг всего Смольного и институтов на Пасху, престольный праздник, 1 августа, в день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, с водосвятием на Неве, а также во время эпидемий холеры. В праздники в соборе пел хор воспитанниц старших, «белых» классов. Во время службы 6 августа пели «Кто Бог Велий». В память покровительницы Смольного института императрицы Марии Федоровны день ее именин - св. прп. Марии Магдалины (22 июля) - отмечался в соборе праздничным богослужением при участии воспитанниц всех институтов благородных девиц, учащихся других закрытых учебных заведений и обитательниц Вдовьего дома. На это богослужение, во время которого хор, облаченный в голубые стихари, пел на два клироса, посторонние не допускались429. С 1884 года начали собирать средства на памятник императрице Марии Федоровне, который предполагалось установить на Мариинской площади перед Смольным монастырем. Проекты памятника и планы возможных мест его установки430, были выполнены воспитанницами института, скульп-
428 РГИА. Ф. 759. Оп. 91. Д. 10. Фотографии «Церкви Смольного института».
429 То же. Д. 7533 (1881). Об архиерейском служении по случаю принятия ВОБД под покровит. имп. Марии Александровны. 17.12.1860; О дозволении воспитанницам присутствовать в соборе Всех учебных заведений 22 июля 5023 (1866) и 10348 (1875).
430 РГИА. Ф. 759. Оп. 95. Д. 46-50. Проекты памятника императрице Марии Федоровне.
тором-любителем А.А. Бильдерлингом и др. В 1914 году был утвержден проект Е.Н. Черемисиной, но из-за начала Первой мировой войны, он не осуществлен. Последним настоятелем собора был протоиерей А. Д. Юрашкевич.
Александровский институт, вначале бывший училищем для мещанских девушек, располагался к северу от монастыря в здании, построенном Ю.М. Фельтеном в 1765—1772 годах. Свое наименование он получил в 1842 году в честь наследника Александра Николаевича, а в 1865 году стал институтом 2-й категории. Сто лет до этого воспитанницы молились в том же храме, что и «смолянки», но, поскольку размеры церкви не позволяли воспитанницам обоих заведений присутствовать при богослужении одновременно, они ходили в церковь по очереди: половина всего числа воспитанниц Общества и одна треть - воспитанниц Мещанского училища. В небольшой зале училища в 1820-х годах была устроена молельня с белым классицистическим одноярусным иконостасом, где проходила ежедневная молитва.
В апреле 1867 года последовало Высочайшее повеление устроить для Александровского училища домовый храм в северо-западной башне здания бывшего монастыря, под церковью святых Захарии и Елизаветы. Такого было желание Александра II, который счел, что ученицам не следует ходить в церковь через двор, чтобы не простудиться. При этом было специально указано, что находившуюся в этом месте «лютеранскую молельню» следует перевести в юго-западную башню, а в ее помещении устроить храм во имя св. Александра Невского в честь 25-летия бракосочетания императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которая много сделала для женского образования.
Отделка храма по проекту Ц.А. Кавоса была выполнена на пожертвования князя Н.Б. Юсупова431. 23 ноября 1867 года, в день св. Алексан-
431 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8347. Л. 16. Дело совета Имп. Общества благородных девиц и Александровского училища об отделении Александровского училища от Воспитательного общества. Журнал Совета от 1 апреля 1866: «Об устройстве при училище особой домашней церкви»: «По высочайшему повелению Александровское училище 14 августа 1865 года отделено от Воспитательного общества в видах пользы и преуспеяния сих заведений». Необходимость устройства домашней церкви для Александровского училища, насчитывавшего более 300 воспитанниц с Педагогическим классом и со служащими при девицах дамами. Определили: «Представить на благоусмотрение Высшего начальства, не признается ли возможным и благовременным ныне по случаю наступающего 16 апреля 1866 года 25-летия бракосочетания их Имп. Величеств, исходатайствовать всемилостивейшее соизволение на устройство в училище домашней церкви во имя Св. благоверного вел. кн. Александра Невского и назначении в помощь священнику училища диакона и псаломщика.»; Л. 28. 11 апр. 1866 СПб. В Совет Воспитательного Общества: «Их Имп Величества по всеподданнейшему
дра Невского епископ Ладожский Палладий освятил храм. Иконостас с иконами К. А. Горбунова, преподававшего в Александровском институте живопись, был выполнен по рисунку М.А. Макарова в стиле растрелли-евского барокко и напоминал по форме и расположению образов иконостас церкви св. Екатерины. Часть икон пожертвовали ученицы. В 1869 году живописных дел мастера Петра Фадеева «за труды по устройству церкви Александровского училища и возобновление церкви Вдовьего Дома» решением Совета Ведомства императрицы Марии наградили серебряной медалью Воспитательного Дома. После освящения этого храма
моему докладу ходатайства местного Совета, изложенного в отношениях от 2 сего апреля. дозволили, в воспоминание 16 апреля 1866 устроить в СПб Александровском училище особую церковь»; Л. 29. Принц П.Г. Ольденбургский 23 августа 1866 в Совет: «помощник попечителя СПб Градских богаделен, дейст. ст. сов., камергер, князь Юсупов, в воздаяние благодарности Провидению, отвратившему руку убийцы от обожаемого монарха, пожертвовал 40 тыс. руб., из коих 20 тыс. руб. назначены им на устройство в здешнем Александровском училище особой церкви в память дня, в который свершилось 25 лет со времени бракосочетания их Имп. величеств.»; Л. 37. Правителю хозяйственной части обще с Архитектором Общества (Ц. Кавосом). По случаю предстоящей необходимости в силу высочайших повелений 11 апреля и 12 октября 1866 об устройстве в воспоминание 16 апреля 1866 года дня исполнения 25-летия со времени бракосочетания Их имп. Величеств особой для СПб Александровского училища церкви. поручаю вам неотложно заняться составлением надлежащих по сему предмету плана иконостаса с рисунком оного и сметы о требуемых для церкви освещения люстры и прочей утвари церковной. Член Совета ген.-адъют. барон Фредерикс; Л. 39. Послание Совета к митрополиту с просьбой о назначении священника и причта в новую церковь, об их окладах и о назначении старостой церкви на первое трехлетие инспектора классов Василия Лядова; Л. 41-42. 12 ноября митрополит Исидор сообщает Совету о назначении священника Василия Головина в штат новой церкви, а причетником назначен воспитанник семинарии А. Ульян-ский, «с посвящением в стихарь»; Л. 43. Митрополит сообщает, что поскольку в лаврском соборе в день св. Александра Невского престольный праздник, «освящение мною поручено совершить моему викарию преосвященному Палладию, так как в этот день мне отлучиться неудобно»; Л. 46. Совет С.-Петербургского Александровского училища имеет честь покорнейше просить пожаловать в четверг 23 сего ноября на торжественное освящение устроенной для помянутого заведения в Смольном монастыре Александро-Невской церкви на сумму, пожертвованную камергером князем Юсуповым. Начало в 10 часов утра. Кавалеры имеют быть в праздничной форме и в лентах. 4 ноября 1867. Смольный монастырь; Л. 48. 27 февраля священник А. Головин просит приобрести выносные образы двунадесяти праздников. Устроить резные киоты для клиросных образов и резное украшение для запрестольного образа. Летом он докладывает о необходимости исправить потолок в алтаре, поскольку на престол падает известь. Эта работа была произведена от Вдовьего дома. 286
в домовой молельне проводились богослужения для учениц младших классов училища.
Старшие институтки Воспитательного Общества посещали прославленные петербургские соборы: в дни памяти императриц Екатерины II и Марии Федоровны заказывали молебны в Петропавловском соборе, после окончания курса ездили в собор Казанской Божией Матери. В 1858 году они присутствовали на освящении Исаакиевского собора, где участвовали в соборном пении. По предложению начальницы института Е.А. Ливен, в собор Феодоровской Божией Матери (в память 300-летия дома Романовых) в 1910-х годах все церковные облачения сшили воспитанницы учреждений Ведомства императрицы Марии. Эти церковные облачения, исполненные по старинным рисункам, шитые бусами и золотом, могли служить образцом художественных вышивок смолянок.