Т. В. Седунова
Церковь святого Георгия Победоносца в здании главного штаба: храм, памятник, символ
Образ святого Георгия Победоносца занимает важное место в составе державного дискурса русской культуры. На Руси складывание государственности и крещение совпадают. В ряде летописей есть сведения, что уже великий киевский князь Владимир, креститель Руси, воздвиг первую церковь святого Георгия. В честь святого Георгия Ярослав Мудрый основал город Юрьев, Георгиевский монастырь в Киеве, а день освящения первого храма св. Георгия - 26 ноября 1051 года - был отмечен установлением ежегодного празднования этого события.
В это же время на русский язык было переведено «Житие св. Георгия». Особенную популярность, как известно, приобрел один из эпизодов «Жития», связанный с победой Георгия над чудовищем-змеем. Этот сюжет получил самостоятельное существование в древнерусской литературе и искусстве. В древнерусском повествовании «Чуда Георгия о змие» подвиг Георгия имеет глубинную христианскую символику. Важным моментом в агиографической экзегезе Георгия является подчеркивание его особой связи с крестом: он одолел дьявола и дьяволово мучение разрушил не столько оружием, сколько силой креста. В результате сложилась традиция, отмеченная фундаментальной двойственностью облика святого - смиренного великомученика, с одной стороны, и, с другой, -грозного воина, Победоносца.
Образ святости и героизма, которые олицетворял Георгий Победоносец, есть настоящая школа русского национального характера. Преклонение перед святым и героем возвышает душу: оно указывает ей - и задание, и верный путь184. Поэтому во всей христианской истории трудно найти более устойчивый и выразительный символ единства торжествующей религии и власти, опирающейся на копье Георгия Победоносца, поражающего Змея. Двойственность облика святого Георгия сказалась и в официальном церковном культе. Этому святому церковь празднует память как одному из самых замечательных великомучеников за веру, но также и как воину-победителю, а в жизни вечной - победоносному вождю христианских воинств.
Русская государственность получила возможность самоидентификации в мировом историческом процессе и стала наследницей византийской культуры. В «Повести временных лет» и «Слове о законе и благодати» святой князь Владимир сравнивается с Константином Великим, а
184 Ильин И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. М., 2003. С. 247.
151
Ярослав Мудрый - с Юстинианом. Не покладая рук трудились над созданием российской державы русские князья. Терпеливо и любовно складывали они основание будущего православного царства, преодолевая междоусобия, примиряя враждующих, отвергая честолюбивых. Поэтому на Руси полнее переживание блеска державы, созидания своего «космоса» как осуществления замысла Бога185, которое собирает мысли людей, земли, города в централизованную сакральную державу. Поучения Владимира Мономаха, самодержавные устремления святого Андрея Боголюб-ского, кропотливый труд московских князей по собиранию Руси - все это лишь этапы становления русской державности. Важнейшей вехой является 1472 г. - женитьба великого князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора, дочери Фомы Палеолога, Зое (получившей на Руси имя Софья), привезшей на Русь византийский герб и флаг. Усвоение Иваном III герба восточной Римской империи - двуглавого орла в качестве государственного герба является несомненным признаком принятия московскими князьями идеи о константинопольском наследстве186. На Руси грудь орла закрывается исконно русской эмблемой - изображением воина Небесного святого Георгия Победоносца187. Первым из московских князей Иван III принимает титул «самодержца», являвшийся как бы оттиском с титула византийских василевсов. Князь - держатель Руси, неразрывно связанной с православием, Царь земли Русской есть одновременно и «собиратель христианства»188. Православный царь - олицетворение богоизбранности и богоносности всего народа, его молитвенный предстоятель и ангел-хранитель.
Образ святого Георгия Победоносца на Руси всегда связывался с государственностью и был интегрирован в сферу державного сознания. Он обнаруживает себя в эпоху Киевской Руси, Московской Руси, в эпоху Петра I, являя идею единства «благоверного» царства. 26 ноября 1769 года Екатерина II учредила Военный орден святого великомученика и Победоносца Георгия. Георгиевский орденский знак представлял собой золотую звезду с изображением конного Георгия, побеждающего дракона. Георгиевским крестом награждались исключительно за подвиги на поле боя. В этом был дух нового времени, когда образ святого Георгия
185 Аверинцев С. С. София-Логос: словарь / С. С. Аверинцев. Киев, 2001. С. 236.
186 Скотникова Г. В. Византийская традиция в русском самосознании: опыт ист.-культуролог. исслед. СПб., 2002. С. 25.
187 Впервые эти два символа употребляются вместе в конце XV в. Грамоту Ивана III 1497 г. скрепляла печать на красном воске, лицевая и оборотная стороны которой имели изображение двуглавого орла и всадника, поражающего змея (См. Лысенко Н. Русская государственная символика: Очерки. Л., 1990. С. 6).
188 Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: очерки русского самосознания. СПб., 1994. С. 95. 152
был опоэтизирован в духе традиционных представлений воинской среды, отвечающих народным чаяниям и нераздельно связанный с темой любви к Русской земле, когда пробуждались идеалы богатырства и вера в мощь и несокрушимость русичей. Георгий - образ целого воинства, надежда настоящего и будущего. В службах Георгию поется: «веры бронями и щитом благодати и креста копием вооружився сопротивным непобедим еси, Георгие, и яко божественный храборник демонские ополчения победив...». По образному выражению Д. С. Лихачева, русская культура «до краев наполнена звоном мечей, блеском и славой оружия»189. В царствование Александра I были введены Георгиевские штандарты и трубы для награждения целых военных частей. В 1855 году, во время Крымской войны, офицеры стали награждаться золотым оружием с темляками георгиевских цветов. Георгиевские залы для «кавалерской думы» ордена были устроены в Зимнем дворце, в Московском Кремле и в Главном Штабе в Санкт-Петербурге190.
Церковь Великомученика Георгия Победоносца при Генеральном и Главном Штабе была устроена по проекту К. И. Росси при активном участии князя Петра Михайловича Волконского, который был тогда начальником Главного Штаба. Под церковь было выделено небольшое помещение. Она была размещена на четвертом этаже дворового флигеля, в нее вела широкая чугунная лестница, а также две боковые лестницы. Освящение церкви состоялось 1 января 1822 года. Интерьер церкви, оформленный по проекту К. И. Росси, полностью отвечал стилистике позднего классицизма. Просторный прямоугольный зал, стены которого расписали маслом под мрамор, а пилястры коринфского ордера отделали искусственным мрамором желто-охристого цвета с прожилками, делился колоннами на три компартимента. Центральная часть имела квадратное арочное возвышение, перекрытое на высоте двенадцати с половиной метров плоским куполом. Большие полуциркульные окна надстройки хорошо освещали с четырех сторон храмовое пространство и угловые паруса, которые украшали написанные гризайлью Евангелисты. Под антамбле-ментом зал опоясывал скульптурный фриз, включавший рельефы с религиозной символикой191. В первое время вся утварь в церкви была «дана из квартирмейстерской части и затем обогащена пожалованиями от Императорского Двора».
189 Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. СПб., 2007. С. 16.
190 Сендерович С. Я. Георгий Победоносец в русской культуре: страницы истории. М., 2002. С. 79.
191 Государственный Русский музей представляет: Религиозный Петербург / Альманах. Вып. 106. Церковь Великомученика Георгия Победоносца при Главном Штабе. СПб.: Palace Editions, 2004. С. 362.
В день первого храмового праздника - 23 апреля - император Александр I посетил церковь и присутствовал при торжественном богослужении. Император пожертвовал церкви массивное Евангелие в великолепном окладе, украшенном Георгиевскими крестами, весом в 29 фунтов, и золоченую утварь из серебра работы парижских мастеров: освященные сосуды, также украшенные Георгиевскими крестами, и серебряное паникадило. Пожертвования и подарки были от многих ведомств штаба, начальников и частных лиц. В конце 80-х годов XIX века, когда церкви исполнилось 70 лет, многая утварь и убранство храма требовали значительного ремонта и обновления. По докладу священника Г. С. Словцова протопресвитер Александр Желебовский ходатайствовал перед военным министром и начальником Генерального Штаба о капитальном переустройстве церкви св. Георгия Победоносца. Поводом для нее послужило чудесное спасение Александра III и его семьи во время крушения императорского поезда близ станции Борки, происшедшего 17 октября 1888 года.
М. А. Иванов начал ее расширение и новую отделку на средства Наследника и служащих Штаба192. М. А. Иванов, сохранив основные архитектурные членения россиевского интерьера, преобразовал его с учетом ретроспективных веяний в русском зодчестве второй половины XIX века. Стены церкви заново отделали искусственным мрамором красного и серого цвета. Двухъярусный иконостас уступил место одноярусному, из белого мрамора, с высоким треугольным фронтоном, увенчанным крестом. Бронзовые ажурные врата были изготовлены на бронзолитейном заводе Шарля Берто. На стенах появились тяжеловесные бронзовые бра. Легкую балюстраду клиросов сменила металлическая решетка с насыщенным декоративным узором. В куполе алтаря восточную часть опоясывают пять круглых окон с нарисованными на стекле изображениями ангелов. Эти витражи были выполнены одним из офицеров Штаба, художником А. Федюкиным. Живопись на стеклах закалялась на Императорском стекольном заводе.
Главное место в иконостасе отвели копиям с религиозных композиций Мурильо - «Спаситель» и Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Продольные стены между пилястрами заполнили образами и картинами на религиозные сюжеты кисти И. К. Макарова, Н. П. Шаховского и В. П. Худоярова. Изображениями святых, соименных членам императорской фамилии, художник В. В. Васильев украсил двадцать рондо архивольтов подкупольного пространства193. Южная стена церкви была укра-
192 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия: в 3 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 28.
193 Государственный Русский музей: Религиозный Петербург / Альманах. Вып. 106. Церковь Великомученика Георгия Победоносца при Главном штабе. СПб., 2004. С. 362.
шена большой картиной академика И. К. Макарова «Нагорная проповедь», среди людей, слушающих Христа, на картине были изображены император Александр III, августейшее семейство и приближенные.
Роспись свода была уникальная. Свод изображал звездное небо. Всего на своде находилось 1228 хрустальных звезд: созвездия Кассиопеи, Лебедя, Орла, Геркулеса, Большой и Малой Медведиц, а в зените - созвездие Дракона. Все вычисления, составление проекта и нанесение звезд на церковный свод выполнялись Военно-топографическим отделом Главного Штаба.
Расположение созвездий и даже блеск звезд отражали тот вид звездного неба, какой оно имело в минуту крушения императорского поезда 17 октября 1888 года.
Император отдыхал с семьей в Крыму. На обратном пути, не доезжая до Харькова, на перегоне Тарановка-Борки, специальный царский поезд потерпел крушение. Причиной этого было нарушение правил движения поездов: тяжелый состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. Часть вагонов разнесло в щепки, погибли двадцать человек. В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Старший сын Николай, сыновья Георгий и Михаил, дочери Ксения и Ольга, сам император и Мария Федоровна подверглись смертельной опасности. Вагон развернуло поперек пути и накренило над откосом. Сила удара была настолько мощной, что великий князь Михаил Александрович был отброшен на откос. Шестилетнюю Ольгу спасла няня, успевшая вытолкнуть ее до того, как начали рушиться стены194. При крушении были выбиты поперечные стенки вагона, боковые стены треснули. Во время крушения на императора Александра III стала падать крыша вагона, он невольно вскочил и смог удержать ее на своей спине, пока из-под нее выбирались его близкие195. Сразу после крушения Император, получивший сильный ушиб ноги, и Императрица Мария Федоровна, не обращая внимания на пораненную руку, оказывали помощь потерпевшим.
Знаменательно, что среди разрушений и обломков, икона Спаса Нерукотворного, находящаяся в поезде, была найдена нетронутой на прежнем месте. Господь Бог проявил свое благоволение к русскому народу, сохранив ему жизнь его императора. Богоучрежденной формой существования православного народа является самодержавие. Царь - Помазанник Божий196. Весь многомиллионный русский народ, проникнутый лю-
194 Яковлев А. И. Корона и крест. Сцены российской церковной жизни конца XIX - начала XX века. М., 2001. С. 148.
195 Там же. С. 148.
196 Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: очерки русского самосознания. С. 53.
бовью к монарху, потрясенный до глубины души великим чудом спасения Царя и Его Августейшей семьи, запечатлел в сердцах своих это благоволение к Нему Господа197. Их спасение было поистине чудесным: царская семья осталась невредимой среди обломков разбитого вагона. Россия поспешила ознаменовать это событие, занеся его на скрижали русской истории сооружением различного рода памятников в разных городах и местах нашего Отечества. Чтобы увековечить великое значение совершившегося чуда и всю глубину всенародной благодарности к Всевышнему, церковь св. Великомученика Георгия Победоносца при Главном Штабе не осталась в стороне от этого великого события, - да памятуют наши потомки о том, что Десница Божия всегда хранит Единодержавие Царя для его народа. Под искусственным небосводом 10 февраля 1890 года протопресвитер А. А. Желобовский совершил таинство освящения обновленного храма. На торжество были приглашены все чины Главного Штаба.
Церковь стала самым почитаемым местом для всех православных чад Главного Штаба. В годы Турецкой войны 1877-1878 гг. приход церкви св. Георгия Победоносца ознаменовал свое участие во всенародном подвиге не только молитвами и благословением, а объявил о сборе пожертвований в фонд помощи детям и семьям низших чинов, раненым и детям-сиротам, потерявшим в годы войны родителей. Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания - сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, «святых отцов семи соборов заповеди соблюдая»198. Деятельность военного духовенства являлась в те годы одним из каналов религиозно-воспитательного воздействия на военнослужащих русской армии. Офицеры Генерального Штаба никогда не переставали считать храм св. Георгия Победоносца своею святыней и не прерывали внутренней с ним связи. В церкви Великомученика Георгия Победоносца при Главном Штабе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций, отправки на фронт и возвращение, отпевали убиенных, в ней торжественно отмечались и присвоение новых генеральских и офицерских званий. В витринах хранились ключи взятых в 1866 году двух бухарских крепостей. Мраморные доски напоминали о павших с 1807 года офицерах штаба. Особый характер носили богослужения, связанные с различными событиями Отечественной истории.
197 Проект Всероссийского памятника «Царь-Колокольня», долженствующего быть сооруженным в городе Москве, Н. Н. Бенардоса и М. Ф. Коровина, с добавлением проекта способа починки, перевозки и поднятия Царя Колокола. Н. Н. Бенардоса. СПб.: Типография В. Ерофеева, № 22-2. 1890. С. 18.
198 Высокопреосвященнейший Иоаннн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: очерки русского самосознания. С. 36.
Последним настоятелем храма был с 1902 года протоиерей Павел Никанорович Левашов, до него 50 лет прослужил протоиерей Григорий Стефанович Словцов, известный проповедник. Благотворительное общество при храме содержало школу-приют для детей низших чинов199. После Октябрьской революции церковь была закрыта. В архиве Ленинградского военного округа имеется приказ народного комиссара по военным делам Л. Троцкого № 39 от 16 января 1918 года, в нем предписано «Уволить всех священнослужителей всех вероисповеданий, находящихся на службе военного ведомства...» Вскоре церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца перестала существовать. Богатейшее внутреннее убранство было расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты.
До революции в Санкт-Петербурге было несколько действующих церквей святого Великомученика Георгия Победоносца. Все они были снесены или закрыты. Церковь Великомученика Георгия при Технологическом институте императора Николая I была создана по личному указанию императора и освящена 11 ноября 1831 года епископом Ревельским Никанором в честь святого Георгия, небесного покровителя основателя института. Иконы были написаны под наблюдением А. Г. Венецианова его учениками А. Г. Денисовым и Л. К. Плаховым. Церковь была окончательно закрыта 25 июня 1920 года. Церковь Великомученика Георгия Победоносца при Общине сестер милосердия. Община открыта 26 ноября 1870 года по инициативе графини Е. Н. Гейден и состояла под покровительством Цесаревны Марии Федоровны. В 1890 году архитектор Ф. К. Пирвиц возвел над церковью невысокий купол, а 23 апреля 1892 года была освящена построенная у Сампсониевского моста по его же проекту часовня с иконами А. С. Славцова, посвященная спасению Императорской семьи в Борках. С 1872 года до своей смерти в 1902 году настоятелем храма был прот. Алексей Петрович Колоколов. С декабря 1918 года храм был приходским. Он закрыт 9 августа 1919 года при прот. Николае Александровиче Птицыне. До 1985 года в здании находилась больница им. Карла Маркса. Затем она переехала на Северный пр., 1, в Озерках, где 9 декабря 1995 года была освящена домовая церковь при Городской больнице вновь обретшей имя св. Великомученика Георгия. Старое здание снесено. Церковь Великомученика Георгия Победоносца при Христо-Рождественском Александро-Иосифском братстве. В начале 1903 года Синод разрешил устроить на верхнем этаже по проекту И. П. Ропета небольшой храм со звонницей в «русском стиле». В алтаре находился витраж «Воскресение Христово». Освящение состоялось 30 мая 1904 года митрополитом Антонием. Церковь Великомученика Геор-
199 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: ист.-церк. эн-цикл.: в 3 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 28.
гия Победоносца при 9-м городском детском доме. Митрополит Антоний в сослужении о. Иоанна Кронштадсткого 4 марта 1901 года освятил новое двухэтажное деревянное здание приюта, к которому были пристроены кирпичные флигели с церковью, размещенной в середине верхнего этажа. На крыше находилась деревянная звонница. Иконостас под черное дерево с золоченым фоном был изготовлен во Владимирской губернии. Старинная новгородская икона Спасителя украшала киот в память выздоровления Николая II. В 1919 году церковь была уничтожена. Церковь Великомученика Георгия Победоносца на проспекте Металлистов (Георгиевская улица), давшая название кладбищу, была построена в 1774-1778 гг. В 1816 году она сгорела, и в 1819 началось ее восстановление по проекту А. Бетанкура на пожертвования гр. П. А. Шувалова. Освящен храм был 7 сентября 1823 года. Ампирная постройка с массивным порталом и большим куполом. Осенью 1860 года церковь вновь сгорела. Восстановлением здания руководил К. И. Брандт. В 1872-1873 гг. гражданский инженер К. А. Кузьмин капитально отремонтировал храм. Возвели трехъярусную колокольню. Храм закрыт осенью 1935 года и приспособлен под рабочую столовую, а через несколько лет снесен. «. на протяжении многих предыдущих десятилетий корни нашей истории и культуры, в том числе духовной, были подорваны. Государство вернет долг Русской Православной церкви, другим традиционным конфессиям, вернет долг российскому народу»200.
В 1997 году по инициативе офицеров Генерального штаба Ленинградского военного округа началось ее восстановление. В 2001 году при активном участии начальника штаба Ленинградского военного округа генерал-полковника П. А. Лабутина храм был восстановлен. 3 апреля 2002 года Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил торжественный молебен по случаю 190-летней годовщины основания Штаба. 19 июня 2002 года Его Высокопреосвященство Митрополит Владимир освятил престол в честь Великомученика Георгия Победоносца и совершил первую за 84 года Божественную Литургию. В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения по особому расписанию. Строятся новые церкви, посвященные Великомученику Георгию Победоносцу. Это храм на Средней Рогатке. Земля под храм-памятник святого Георгия Победоносца была освящена в праздник святого, 6 мая 1993 года архимандритом Симоном. Через год, также 6 мая, при участии свыше 6000 петербуржцев разных поколений, был подготовлен котлован под храм, расположенный на берегу пруда в Среднерогатском парке, а осенью того же года, совершена закладка церкви. В основание алтарной стены была положена земля с мест боев Великой Отечественной войны и блокадных кладбищ города. Таким образом, храм стал для
200 Цит. по: На Валдай, к Иверской // С.-Петерб. ведомости. 2008. 14. 01.
многих местом молитвы о тех, чьи могилы неизвестны, по традиции русских братских храмов-памятников. Строительство велось по проекту архитекторов С. В. Любимова, П. Л. Зыкова и Е. Ф. Шаповаловой. При участии тысяч петербуржцев и людей со всех концов страны, на народные пожертвования был возведен в камне, менее чем за девять месяцев, и 6 мая 1995 года, в день престольного праздника, торжественно освящен. Также была построена в 2003 году церковь Великомученика Георгия Победоносца в парке Интернационалистов. Храм посвящен подвигу российских воинов, сражавшихся за пределами Родины. Церковь расположена в Купчино около монумента воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979-1988 годах. Храм планировался как первая очередь огромного комплекса - Георгиевского собора с часовнями и институтом. Строительство было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Удалось возвести только этот храм. Он представляет собой трехкуполь-ную, двухэтажную церковь. «Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни,
осознать себя продолжателями великого русского народа, хранителями и
...... 201
защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории» .
201 Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: очерки русского самосознания. СПб., 1994. С. 7.
159