2006, № 45, ст. 4627
3. Федеральный" закон от 24.04.96 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. от 23.02.2011) // СПС Консультант +
4.Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (в ред. от 06.12. 2011) // СПС Консультант +
5.Федеральный закон от 3.11. 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 3.12.2012)// СПС Консультант +
6.Информационный буклет. Федеральный закон № 83-Ф3: основные положения, механизмы и инструменты / Минфин России; НИУ ВШЭ., под общей редакцией: М. Ю. Алашкевич, Б. Л. Рудник. М. 2011.
7.см. например: Будко А. А. Хранитель вечных ценностей // Мир музея. № 5. 2012. с.27-28
8.см. например: Соболева Е. С., Эпштеин М. З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. 1(3) /2011 С. 8-19.
9.Востряков Л.Е. Менеджер музея на пороге нового века: поиски нового профессионализма // Институт культурной политики URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/61.html
10.Типенко Н.Г. Реализация Федерального закона № 83-ФЗ: первые результаты и риски // материалы Апрельской конференции НИУ ВШЭ «Эффективность бюджетного сектора». 2013 (неопубликованная статья)
Фирсов В.А., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель А.В. Голдобин
Церковь и ереси конца XV-начала XVI вв.
Сейчас, в современном обществе, активно меняется роль церкви. Начинается обсуждение общественного мнения по поводу клерикализации российского общества. Церковь пытается добиться главенствующей роли в общественной, политической и культурной жизни общества. Так же со стороны церкви предпринимается попытка попасть в школу и начать там изучение основ православия, что не может не сказаться на изменении религиозной моралиобщества. Церковь предпринимает попытки стать государственным институтом, с этой целью мы решили разобраться, с истоков самостоятельности церкви взяв за основу конец XV-начало XVI вв. Рассмотреть специфику церкви, а так же влияние на неё религиозных течений, ведь в условиях религиозного кризиса церковь представляет собой консервативный институт, тогда как ересь прогрессирующий. В этом и обуславливается актуальность моего исследования.
Наш предмет исследования - появление и развитие еретических движений.
Цель нашей работы выявить закономерное появление, воздействие ереси на государство, взаимодействии ереси с государством.
Главные задачи моего исследования заключаются в том, чтобы изучить состояние церкви в XV - XVI вв., религиозные течения, взаимоотношения церкви с ересью.
Опубликованные исторические источники, которыми мы пользовались- послания новгородского архиепископа Геннадия о еретиках,
«Известия» митрополита Зосимы о соборе 1490 г., сочинение Иосифа Волоцкого «Просветитель», а так же работы Антона ВладимировичаКарташева «История русской церкви», Николая Михайловича Никольского «История русской церкви», Петра Васильевича Знаменского «История русской церкви».
Кризис и складывание московской централизации позволяют Русской церкви стать независимой (автокефальной) от Византийской церкви. Советский историк Никольский Н. М. пишет, что «церковь преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству; феодальные церковные миры уступают место московской централизованной митрополии, а потом и патриархии. В течение второй половины XV и всего XVI в. кипит на этой почве ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. По своему существу это был кризис религиозной идеологии, а не церкви как организационной структуры, тем более церковь сильно укрепила свои позиции благодаря независимости»(Никольский, 1985, с. 79).
«Также, привязанность к форме, обряду отразилась и во всей нравственной жизни общества. Жизнь благочестивого человека вся строилась по церковному уставу; распределение времени, пища, одежда, этикет общежития, отношения между членами семейства - все носило печать религии. Но истинное религиозное чувство, которое оживляет обряд и преобразует нравственность человека, была мало развита» (Знаменский, 1996).
«Кризис феодальной церкви сопровождается появлением разнообразных еретических течений: он заканчивается соборами XVI в., которые наряду с организационными мерами принимают также ряд мер для борьбы с еретиками.
Религиозно-рационализаторское движение жидовствующих возникло в последней четверти XV в. Еретики отличались наружным благочестием, ученостью, имели много книг, каких не было у православных, и легко увлекали последних искусными спорами. Александр Семёнович Архангельский пришел к выводу, что никакой ереси не было, а были только отдельные лица, высказывавшие критические мнения по поводу различных вопросов вероучения и церковного управления. На противоположном полюсе стоит Евгений Евстигнеевич Голубинский, он без дальних разысканий объявляет, что ересь жидовствующих в ее собственном виде представляла из себя не что иное, как полное и настоящее иудейство, или жидовство, с совершенным отрицанием христианства. Между этими двумя крайностями стоит среднее мнение Панова, который считает ересь жидовствующих непосредственным продолжением стригольничества, случайно испытавшим на себе незначительное влияние иудейства» (Никольский, 1985, с. 79 - 80, с. 87). Анализ источников показал, что мнения разнятся, потому что существует небольшое количество источников с разными взглядами на данную проблему. К тому же к некоторым из них нужно относиться скептически, как, например, к «Просветителю» Иосифа Волоцкого, так как он основывался по большей части на слухах, которые не были проверены автором, к тому же
Иосиф Волоцкий добавлял свои мысли в попытке объяснить ересь.«Для правильного суждения о ереси приходится прежде всего оценить те источники, которые сообщают нам о ереси. Ценность «послания новгородского архиепископа Геннадия об еретиках», содержащие отрывочные данные о них, которые теряются среди жалоб на бездействие московских властей и «Известие» митрополита Зосимы о соборе 1490 г. с обличением ереси и приговор этого собора по делу о еретиках не подлежит никакому сомнению: они документально удостоверяют существование ереси в Новгороде и дают возможность судить о характере этой ереси»(Никольский, 1985, с. 88 - 89).
Изучив исторические источники о церкви и ереси конца ХУ-начала XVI вв., можно сделать следующие выводы: специфичность церкви представляет собой сложный механизм, который после отделения от Византийской церкви получает самостоятельность и борется за власть на Руси. Общество, ввиду своей набожности, всячески поддерживает церковь, хотя и живет под её налоговым гнётом. Так же церковь для общества является источником, хоть не больших, но по крайне мере знаний, образованности для части населения.
Появившиеся религиозные течения на Руси XV - XVI вв. являются следствием не только религиозного, но и государственного, общественного кризиса, связанного с трансформациейфеодальных отношений. Ересь явилась как прогрессивный институт отношений и изменений внутри общества, государства, а церковь, как консервативный институт, замораживающий развитие мнений общества, ведь ересь была не столько религиозной, сколько общественной волной, старающейся изменить старые принципы.
Перспективы дальнейшей работы по этой тематике есть. Раньше на эту проблему обращали больше внимания, чем в последние годы, хотя именно сейчас, из-за активности церкви, в попытке стать государственным институтом и вмешательства в дела государственной политики - эта тема начинает набирать обороты в обсуждениях на разных уровнях, как на общественном, так и на государственном. Есть перспектива изучать, потому что - во-первых, это интересно, во-вторых, эта проблема не нова, но актуальна практически во все времена и в-третьих,на данный момент эту проблему не так активно исследуют, хотя предпосылки к этому даются.
Список источников и литературы
1.Знаменский П.В.Истрия русской церкви. М. 1996.
2.КарташевА.В. История русской церкви. Париж 1959.
3.Никольский Н.М. История русской церкви. М. 1985.