УДК 902,7 Ф.Р. ХУСЕЙНОВ
ББК 63,5
ЦЕРЕМОНИАЛ ПРОЦЕССА НАЗНАЧЕНИЯ ХАДЖИБОВ И ПРАВИТЕЛЕЙ ОБЛАСТЕЙ В МАВЕРАННАХРЕ И ХОРАСАНЕ (1Х-Х11 ВВ.)
В ГХ-ХП вв. при дворах правителей Мавераннахра и Хорасана назначение высших чинов, в том числе хаджибов двора и правителей области, проводилось с особой роскошью. Цель нашего исследования -прежде всего более подробное раскрытие порядка проведения церемониала назначения хаджибов и правителей областей, а также выявление роли, значения и новшества, появившегося в период ГХ-ХП вв.
В церемониале назначения высших чинов обязательным считалось облачение в почётную одежду. Многие элементы церемонии назначения хаджибов двора и правителей области местными дворами были заимствованы ими у двора аббасидских халифов. В гардеробной аббасидских халифов хранились трёх степеней почётная одежда. Самая почётная одежда стоила 300 динаров, средняя - 100, низшая - 30 (21, 69). При местных дворах правителей Мавераннахра и Хорасана ответственный за гардеробным двора носил титул «джомадор» (3, 26).
В Багдадском халифате термином «хаджиб» обозначали важного придворного чина вроде камергера в Европейских дворах. Главный среди хаджибов носил арабский титул «хаджиб ал-худжаб» (хаджиб хаджибов) или персидский - «ходжиби бузург» (великий хаджиб) (15, 247). Современные историки полагают, что во время правления Саманидов должность главного хаджиба, ведавшего всеми делами двора, являлась одной из важных должностей в структуре государства. Главный хаджиб являлся начальником придворной тюркской гвардии и церемониймейстером (2, 51). На эту должность Саманиды всегда назначали людей из среды тюрков-гулямов, до этого верно служивших двору. По свидетельству Низам ал-Мулька, гулямы при дворе Саманидов служили сначала как слуги, и год за годом, в соответствии с их умениями и талантами, повышался их чин до хейлбаша и хаджиба. После присвоения очередного чина гуляму выдавали одежду, соответствующую присвоенному чину. В первый год гулям служил пешим и ему выдавали одежду каба1 из хлопчатобумажной ткани. После года службы по предложению висак-баши хаджиб двора приказывал выдать гуляму лошадь с уздой, а также ремень. На третий год гуляму выдавали меч. В пятый год гуляму выдавали седло, узду со звёздами, булаву и одежду каба из полушёлковой материи. На шестой год гулям получал одежду анван2. На седьмой год службы гулям получал палатку и отряд из трёх гулямов. В этом же году гуляму присваивался чин висак-баши и выдавался чёрный войлочный головной убор, расшитый серебром, и гянджийская каба. В последующие годы также выдавались украшения, увеличивалась численность отряда и присваивались высокие чины, пока гулям не становился хейл-баши, а затем хаджибом. В возрасте 37 лет гуляма могли назначить правителем области (19, 110-111; 18, 30-31; 7, 99-100).
Профессором Б.Н.Заходером изучен порядок присвоения чина гулямам при дворе Саманидов, который несколько отличается от сообщения Низам ал-Мулька. Так, на шестом году гуляму после выдачи одежды анван, присваивали чин кравчего и давали кубок как признак этого чина. На седьмой год гуляму присваивался чин ведающего гардеробом правителя, а чин висак-баши гулям получал не на седьмом, а на восьмом году службы, и ему выдавали черный войлочный убор, расшитый серебром, кабу из гянджийской ткани и выделяли под его командование не трёх, а одного гуляма—новобранца (19, 327).
Алп-тегин, Абулаббас Таш, Фаик, в прошлом гулямы, были назначены правителями и военачальниками Хорасана. Во время назначения военачальником Хорасана ему присваивали почетный титул, а также выдавали грамоту и почетный халат. Так, Абулхасану Симджури был присвоен титул «Носируддавла»(8, 361), а Абулаббасу Ташу - «Хисомуддавла» (8, 363). Грамота на управление Хорасаном, а также флаг, халат и почетный титул из Бухары иногда отправлялись через посла. Так, например, по сообщению Ибн ал-Асира, эмир Нух ибн Наср (943-953) в 952 г. отправил правителю Чаганиана через посла грамоту на управление Хорасаном, почетный халат и флаг (11, 5036). Вероятно, назначенный правитель Хорасана после получения символов власти, надев почетный халат - один из символов власти правителя Хорасана, входил в Нишапур, - столицу Хорасана. Во всяком случае, по сообщению того же Ибн ал-Асира, когда другой саманидский эмир, Нух ибн Мансур (976-997), в 994 г. отправил грамоту на управление Хорасаном и почетный халат хаджибу Фаику - правителю Герата, тот надел почетный халат и отправился в Нишапур (11, 5337).
По сообщению Утби, когда правителем и военачальником Хорасана был назначен Абулаббас Таш, то вместе с ним в Хорасан был отправлен также и его чиновничий аппарат - свита, духовенство, чиновники, которые также были назначены в Бухаре (10, 46). Хотя Утби, а также другие авторы, умалчивают о проведении специальной церемонии, но при Газневидах вместе с назначенным правителем
из Газны также отправлялась группа вельмож, которые перед отъездом должны были предстать перед султаном.
В сообщениях Наршахи тоже сохранился этикет назначения чиновника. Он сообщает, что когда Исмаил Самани в 874 г. по просьбе бухарцев Насром I ибн Ахмадом (874-892) был послан править Бухарою, он, придя в Кармин, отправил посла в Бухару, и при его посредничестве был достигнут с Хусайном ибн Мухаммадом Хавариджи, в это время взявшим власть в Бухаре, консенсус согласно которому возили по Бухаре Исмаил считался правителем Бухары, а Хусайн ибн Мухаммад его заместителем. На таких условиях Исмаил отправил к Хусайну ибн Ахмаду грамоту на должность заместителя вместе со знаменем и почётной одеждой. По словам Наршахи, Хусайна ибн Мухаммада со знаменем и почётной одеждой, посланного Исмаилом Бухары (17, 145).
При дворе Караханидов, также как и при Саманидах, во время назначения на должность назначенного человека вводили в комнату, где хранилась почетная одежда, и облачали в одежду, достойную его должности. Однажды таким образом Караханид Тамгач-хан Ибрахим (1025-1034) назначил одного разбойника своим палачом и пожаловал ему и его сыновьям почетные халаты. По приказу правителя разбойник, назначенный палачом, набрал отряд из 300 людей, занимавшихся воровством и разбоем. Правитель принял их к себе на службу и велел наградить их халатами. Их поочередно вводили в комнату, где хранилась почетная одежда, а оттуда - в другую, где они все, один за другим, были схвачены и казнены (4, 375).
В Газнавидском государстве должность старшего хаджиба также являлась одной из главных, и церемониал назначения на эту должность также проводился торжественно. Об этом церемониале можно судить по сообщениям Байхаки о назначении хаджиба Бильга-тегина старшим хаджибом двора: «В воскресенье одиннадцатого числа месяца сафара старшему хаджибу пожаловали очень большие знаки отличия: литавру, широкие значки, манджук, гулямов, несметную сумму дирхемов, ткани некроеные и прочие предметы... Когда прием кончился, эмир приказал проводить его в вещевую палату. (На него) надели кафтан; литавру поставили возле верблюдов, а значки у ворот дворца. Манджук, гулямов, несметные дирхемы и сундуки с тканями разместили посередине сада. (Бильга-тегин) предстал пред лицом эмира в пожалованном черном кафтане, в двурогой шапке, (опоясанный) золотым поясом. Он отправился на хазру и исполнил обряд поклонения. Эмир ласково с ним поговорил, и он вышел и явился в диван ходжи. Ходжа сказал ему много любезных слов, и он поехал домой. Вельможи и знать весьма достойным образом воздали ему, что полагалось, и должность старшего хаджиба тоже закрепилась за этим сановником» (6, 210).
Церемония жалования чина хаджиба проводилась менее торжественно, чем назначение главного хаджиба двора. Согласно словам Байхаки, когда на эту должность был назначен некто по имени Мингетерак, он был вызван ко двору. Прибыв во дворец, Мингетерак был посажен в уединенном месте, а перед эмиром Масъудом находились только два его приближенных - дабир Тахир и Бу Сахль Завзани. По повелению эмира Масъуда Мингетерака провели в вещевую палату и облачили в одеяния хаджиба. После этого Мингетерак предстал перед эмиром в черном кафтане и в двурогой шапке. Султан поздравил его с вступлением в должность в чине хаджиба, а он, облобызав землю, удалился. По повелению султана Масъуда вельможи и служители двора отправились в дом Мингетерака для поздравления (6, 78).
Церемониал в честь назначения подвластных правителей областей при газнавидском дворе, согласно сообщениям Байхаки, также проходил торжественно. Например, для назначения правителя Рея Масъуд и его двор провели ряд мероприятий. Как известно, Масъуд, который находился в Исфагане, после получения информации о кончине своего отца - Махмуда Газнави, прибыл в Рей, а оттуда хотел идти в Хорасан, где и должна была состояться его коронация. Также он должен был устранить своего брата Мухаммада от власти. Поэтому ему надлежало назначить правителя в Рей, где до этого правил он сам (6, 55-56).
По сообщению Байхаки, во время прощального приема Масъуд оповестил рейскую знать о своем решении назначить Хасана ибн Сулеймана правителем Рея и спросил их мнения. Конечно, решение Масъуда было одобрено рейской знатью. Церемония назначения правителя Рея состоялась на следующий день. В этот день, после окончания приема у эмира, к нему пришла на поклон рейская знать, и посмотреть на это зрелище собрались более десяти тысяч мужчин и женщин. Знать была усажена в нимтерге 3 а к эмиру был вызван Хасан ибн Сулейман. Эмир сделал Хасану ибн Сулейману много наставлений, а Хасан ибн Сулейман выразил готовность служить эмиру. После этого по приказу эмира Хасан ибн Сулейман был отведен в вещевую палату и облачен в одежду из румского (византийского) шелка, а также на него был надет золотой пояс. Надев одежду, Хасан ибн Сулейман вновь предстал перед лицом эмира и отвесил поклон, выслушав похвалы, удалился. Он пошел в шатер Тахира, туда была приглашена и рейская знать. Оттуда Хасан ибн Сулейман в дарованной одежде отправился в город с
большим отрядом войска. Город был украшен, и народу бросали много денег. После этого Хасан ибн Сулейман был размещен во дворце, куда приходили горожане с подарками и поздравляли его (6, 59-60).
Впрочем, в сообщениях Байхаки описания церемонии назначения подвластного правителя отличаются друг от друга. Например, Байхаки описывает церемонию назначения наместника Ирака в другом порядке: «Во вторник, в шестой день месяца джумада-л-ухра, после приема, Бу Сахль Хамдеви надел халат, предстал (перед лицом государя), облобызал землю и поднес эмиру жемчужное ожерелье. Его усадили. «В добрый час!» - промолвил эмир и дал Бу Сахлю перстень с начертанным на нем именем султаном, сказал: «Сей перстень - владение Ирак, отдаю его в твои руки.» Бу Сахль ответил: «Слуга (твой) повинуется, будет стараться и молить Господа Бога, велик он и всемогущ, о помощи, дабы оправдать доверие». Он облобызал землю и отправился домой. Все вельможи отправились к нему и прекрасно воздали ему должное» (6, 351).
Когда сын султана Масъуда, Мавдуд, в 1031 г. был назначен правителем Балха, то, по сообщению Байхаки, вместе с ним были назначены Масъудом также его визирь, старший хаджиб и военачальник. Всем им перед придворными Масъуда в день приема были вручены халаты. Получив халаты, названные особы перед султаном Масъудом исполнили обряд поклонения, а затем удалились. Мавдуду были даны: два слона, самец и самка, барабан, дабдаба и прочее (6, 579).
Когда сын султана Масъуда, Мавдуд, после его назначения правителем Балха, должен был отбыть туда, то в Газне, на поле Баг-и Фирузи, уходящее с ним войско, а также вельможи и рабы прошли перед Масъудом. Об этом Бейхаки пишет так: «Сначала шла свита эмира Мавдуда: несли зонт и широкие значки, двести человек гулямов, все в латах, с короткими копьями, множество поводных коней и верблюдов-скороходов, пехота и его семьдесят человек дворцовых гулямов в полном вооружении. Вслед за ними - дворцовые гулямы, отряд в пятьдесят (человек), и человек двадцать серхенгов, их вожаков, хорошо снаряженных, с множеством поводных коней и верблюдов, а след за ними вооруженные серхенги». По словам того же Бейхаки, после смотра - парада по приказу Масъуда Мавдуд и его приближенные сели за стол, и, после того как поели, отвесили прощальный поклон и удалились (6, 579).
Не все правители областей при Газнавидах назначались прямо из Газны с непосредственным участием в этой церемонии самого назначаемого человека. Вместо некоторых назначаемых правителей областей ко двору Газнавидов приезжали их послы, чтобы получить от эмира грамоту и халат, которые выдавались назначенным правителям. Например, для получения грамоты для управления Исфаганом на имя Бу Джафара ибн Каку и халата из рук султана Масъуда приезжал его посол (6, 54).
Другой пример: когда Газнавиды после нескольких провальных походов против Сельджукидов согласились на назначение трех братьев правителями трех провинций в Хорасане, то, для принятия грамоты вместе с их общим послом по имени Сини, каждый из братьев направил в Нишапур к султану Масъуду своего посла. По свидетельству Байхаки, Дауду был пожалован Дехистан, Тугралу - Ниса, а Ябгу - Ферава. Вместе с грамотами послам были переданы также стяги, халаты, двурогие шапки и прочие подарки (6, 435), традиционно считавшиеся у ираноязычных народов символами власти. Сообщение Ибн ал-Асира также подтверждает о пожаловании сельджукидам Дехистана, Нисы и Феравы. Также Ибн ал-Асир сообщает, что Тугралу, Дауду и Ябгу Масъудом был пожалован таджикский титул дихканин (феодал) (12, 368). Согласно сообщению Гардизи достигнутое соглашение было скреплено клятвами и в этом приняли участие все предводители и военачальники Сельджукидов и обязались порукою (13, 232). В прочем, сельджукидские предводители отнеслись пренебрежительно к грамоте и двурогим шапкам, посланным Масъудом. Двурогие шапки были потоптаны ими (16, 24).
Сельджукиды тоже продолжали традицию Саманидов и Газнавидов. Но степнякам не сразу удалось заимствовать слаженную традицию своих предшественников. Об этом свидетельствуют сообщения Байхаки о назначении Салара Бузгана Тугралом правителем Нишапура. Салари Бузган, до этого руководивший процессом передачи власти Сельджукидам и встретивший с почестями Туграла, заслужил его доверия. После того как Туграл назначил Салари Бузган правителем Нишапура, он надел халат, латы и кольчуги, которые были сделаны им же за его счёт (14, 272). Это свидетельствует о том, что в этот период сельджукиды ещё не придавали должного значения дворцовым церемониалам, а Салари Бузган, чтобы легитимировать свою власть, должен был соблюдать традицию, но уже за свой счёт, а не за счёт двора, как это было раньше, сделать и надеть халат - один из почётных элементов назначенного правителя.
Со временем Сельджукиды переняли существовавшие традиции. При дворе Сельджукидов почётная одежда: шапки (кулах), золотая сбруя, пояса, инкрустированное драгоценными камнями оружие и т.д., что выдавалось в торжественной обстановке назначенному чиновнику, хранилась в казне (1, 77).
Комплект стандартных даров, жалуемых правителем вассалу, сельджукиды перенесли и в Малую Азию. Например, султан Сельджукидов Малой Азии Изз ад-Дин Кей-Кавус I, подтверждая клятвенной грамотой наследственные права Кир-Алексиса на Трапезундское царство, жалует ему халат, шапку и коня (9, 82).
Назначенному чиновнику, особенно подвластному правителю Хорезмшахи, как и сельджукиды вместе с почётной одеждой также выдавали коня с полным убранством. Например, когда правитель Арзан ар-Рума - Рукн ад-Дин Джахан-шах прибыл ко двору Джалал ад-Дина с изъявлением покорности, ему и его приближённым было пожаловано двести почётных одеяний, а также восемнадцать лошадей со сбруей, седлом и бунчуком (21, 234).
Как видно из изложенного материала, одной из особенностей проведения церемониала назначения хаджибов и правителей областей считалось также облачение в почётные одеяния. Причём, стоимость выдаваемой одежды зависела от степени важности самого чина. Исследование показывает, что, если до прихода к власти Сельджукидов при назначении подвластного правителя ему выдавалась грамота, халат, стяг и двурогая шапка, то в период правления Сельджукидов подвластному правителю также выдавался конь и убранство коня, что было свойственно тюркским племенам. Опираясь на отдельные источники, как Наршахи и Байхаки, можно предположить, что назначенный правителя области вместе с символами власти - стягом и почётными одеяниями обводили вокруг города, тем самым показывали подданным легитимность его власти.
Примечание:
1Каба-верхняя одежда типа рубахиЗинданидж-тип материи, получивший своё название от бухарского селения Занданэ.
2 Анван - более роскошная одежда.
3 Нимтерг- тент, навес для защиты от солнца и дождя.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Агаджанов, С.Г. Сельджукиды и Туркмения в Х1-Х11 вв. / С.Г. Агаджанов. -Ашхабад: Ылым, 1973.-164 с.
2.Азимов, Ш. Государство и право Саманидов/Ш. Азимов. -Душанбе: Ирфон, 1999.-168 с.
3.Анвари, Х. Терминология диванов эпохи Газнавидов и Сельджукидов / Х. Анвари.. Тегеран, 1355. 323 с. (на перс. яз.)
4.Бартольд, В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия: Сочинения в 9-ти томах. Т.1. / В.В. Бартольд. - М.: ИВЛ, 1963.-761 с.
5.Байхаки, А. История Байхаки / А. Байхаки. -Душанбе: Бухоро, 2014. -774 с. (на тадж. яз.)
6.Бейхаки, Абул-фазл. История Масъуда: вступительная статья, перевод и примечания А.К. Арендса / А. Бейхаки. -Ташкент: Изд. АН Узбекской ССР, 1962.-748 с.
7.Босворт, К.Э. История Газнавидов: перевод Хасана Ануша / К.Э. Босворт.- Тегеран: Амири Кабир, 1378. -523 с. (на перс. яз.)
8.Гардизи, А. Зайн-ул-ахбор (История Гардизи) / ред. и комент. Абулхайя Хабиби/ А. Гардизи-Тегеран: Мир книги, 1363 х.-733 с. (на перс. яз.)
9.Гордлевский, В. Государство Сельджукидов Малой Азии / В. Гордлевский. -М.: -Л.: Изд. АН СССР, 1941. -200с.
10.Джурфодикони, А.Н. Перевод истории Ямини/ введ., подг., коммент., словарь и оглавление Н.И. Гиясова./ А.Н. Джурфодикони.-Худжанд: Ношир, 2013.-420 с. (на тадж. яз.)
11. Ибн ал-Асир. Ал-Камил / перевод Хамидризы Осира. Том 12. -Тегеран: Асотир, 1370 х. -5470 с. (на перс. яз.)
12. Извлечения из «ал-Камил фи-т-тарих» Ибн ал-Асира //Материалы по истории туркмен и Туркмении. -Т.1. -М.: -Л.: Изд. АН СССР, 1939. -612 с.
13. Извлечения из «Зейн ал-ахбар» Гардизи //Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т.1. -М.: -Л.: Изд. АН СССР, 1939. 612 с.
14. Извлечения из «Тарих-и Бейхаки» Абу-л-фазля Бейхаки// Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т.1. -М.: -Л.: Изд. АН СССР, 1939. 612 с.
15. История народов Узбекистана. Т.1. -Ташкент: Изд. АН УзССР, 1960.-476 с.
16. Муллоджанов, С. Тарих-и Мас'уди Абулфазла Байхаки о Дехистане / С. Муллоджанов // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. -Душанбе, 2010. С. 20-25.
17. Наршахи Абубакр. История Бухары/ Абубакр Наршахи. -Душанбе: Пайванд, 2012. -736 с. (на тадж. яз.)
18. Негматов, Н.Н. Государство Саманидов / Н.Н. Негматов. -Душанбе: Дониш, 1977.-279 с.
19. Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ: перевод, введение в изучение памятника и примечания профессора Б.Н. Заходера. -М.:-Л.: АН СССР, 1949. -380 с.
20. Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов: перевод с арабского, предисловие и примечания И.Б. Михайловой. -М.: Наука, 1983. -144 с.
21.Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны: перевод с арабского, предисловие, комментарии, примечания и указатели З.М. Буниятова. -Баку: Элм, 1973. -450 с.
REFERENCES:
1.Agadzhanov, S.G. Seldzhukids and Turkmenia Referring to the Xl-th - the XII-th Centuries / S.G.Agadzhanov. - Ashkhabad: Science, 1973.-164 p.
2. Azimov, Sh. State and Law of the Samanids. - Dushanbe: Cognition, 1999.-168 p.
3. Anvari Kh. Terminology of Divans Referring to the Epoch of Gaznavids and Seldzhukids / Kh.Anvari. Tehran, 1355. - 323 p. (In Persian)
4. Bartold, V.V. Turkestan in the Epoch of Mongolian Invasion: compositions in 9 volumes. - V.1. -M., Oriental Literature, 1963. -761 p.
5. Baikhaki, Abdul-Fazl. The History of Baikhaki. -Dushanbe: Bukhara, 2014. -774 p. (In Tajik)
6. Abdul-Fazl Beykhaki. The History of Masud: introduction, translation and commentaries by A.K. Arends./ Abulfaze Baykhaki. -Tashkent: Uzbek SSR Academy of Sciences, 1962. -748 p.
7.Bosvort, K.E. The History of Gaznavids: translated by Hasan Anush. - Tehran: Great Amir, 1378. - 523 p. (In Persian)
8. Gardizi, Abusaid. Zayn-ul-akhbor. The History of Gardezi: editorship, commentary, glossary by Abulkkaiy Khabibi. -Tehran: Book World, 1363 hijra. -733 p. (In Persian)
9. Gordlevsky, V. Seldzhukids State of Asia Minor. V. Gordlevsky. -M.:-L. Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1941. - 200 p.
10. Djurfodikoni, A.N. Translation of Yamini's History: introduction, interpretation, commentaries, glossary and reference literature list by N.I. Ghiyosov. -Khujand: Publisher, 2013. -420 p.
11.Ibn al-Asir. Al-Kamil: translation by Hamidriza Osir. -Volume 12. -Tehran: Asotir, 1370 hijra. -5470 p. (In Persian)
12. Extractions from «Al-Kamil fi-t-Tarih» by Ibn al-Asir// Materials on the History of Turkmanians and Turkmenia. -Volume 1. -M.:-L. Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1941. -612 p.
13. Extraction from «Zayn-ul-akhbor» of Gardezi // Materials on stories the Turkman and Turkmenia. -Volume 1. -M.:-L. Publishing house of Academy of Sciences of the USSR, 1941. -612 p.
14. Extraction from «The History of Baikhaki» of Baikhaki// Materials on the History of Turkmanians and Turkmenia. -Volume 1. -M.:-L. Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1941. - 612 p.
15. The History of the Peoples of Uzbekistan . -Volume 1. -Tashkent: Uzbek SSR Academy of Sciences, 1960. -476 p.
16. Mullojonov, C. The History of Dekhistan Expounded by Masudi Abulfazl Baikhaki / C.Mullojonov // Sketches on History and Theory of Culture of the Tajik People. - Dushanbe, 2010. -P. 20-25.
17. Narshahi. Abubakr. The History of Bukhara/ Abubakr Narshahi. -Dushanbe: Paivand, 2012. -736 p. (In Tajik)
18.Negmatov, N.N. Samanids' State / N.N. Negmatov. -Dushanbe: Knowledge, 1977. - 279 p.
19. Nizam al-Mulk. The Code of Politics. Translation, introduction into the studies of a monument. Notes by professor B.N. Zakhoder/ M.Nizam. - Moscow-Leningrad: the USSR Academy of Sciences 1949.-380 p.
20. Khilal as-Sabi. Rules and Customs of Caliph's Court: translation from Arabic, introduction and notes by I.B.Mikhaylova. -M., Science, 1983. -144 pp.
21. Shikhab ad-Din Muhammad an-Nasavi. The Life Description of Sultan Dzhalal ad-Din Mankburny: translation from Arabic, preface, comments, notes and introductions by Z.M.Bunijatov. - Baku: Science, 1973.- 450 p.
Маросими фарцоми таъини хоциб ва хокимони вилоятхо дар Мовароуннахр ва Хуросон (асрхои IX-XII)
Вожахои калиди: уоциби бузург, уокими вилоят, дарбор, маросими таъин, гуломони турк, хилъат
Дар мацола бар мабнои як цатор сарчашмаи асримиёнагй ва адабиёти муосир маросими таъини уоциби бузург ва уокимони вилоятуо, ки аз тарафи дарбори уукуматдорони Мовароуннаур ва Хуросон гузаронида мешуд, таулил шудааст. Цайд карда мешавад, ки цузъи уатмии маросими таъини амалдорони дарбори, пушонидони хилъати фахри маусуб меёфт.
Ишора меравад, ки тартиби додани рутба ба гуломони турк, ки аз байни онуо уоцибони дарбор таъин мешуданд, ин чунин ба вуцуд омадани тагйирот дар гузаронидани маросими таъини уокими тобеъ мавриди тауциц царор гирифтааст. Цайд карда мешавад, ки агар дар давраи Сомониён ва Газнавиён уангоми таъини уокими вилоят ба у парчам, маншур, кулоуи душох ва хилъат дода шавад, ки мувофици анъанаи халциятуои эронизабон рамзуои уокимият уисобида мешуд, дар давраи уукмронии Салцуциён ва Хоразмшоуиён гайр аз рамзуои номбаршуда инчунин асп ва афзоли асп супорида мешуд.
Церемониал процесса назначения хаджибов и правителей областей в Мавераннахре и Хорасане (IX-XII вв.)
Ключевые слова: старший хаджиб, правитель области, двор, церемония назначения,
тюрки-гулямы, почётный халат В статье на основе целого ряда средневековых источников и современной литературы анализируется церемониал двора правителей Мавераннахра и Хорасана IX-XII вв., проводившийся во время назначения хаджибов двора и правителей областей. Отмечается, что обязательным элементом назначения чиновников двора считалось облачение в почётные одеяния. Рассмотрен порядок присвоения чина тюркам-гулямам, из среды которых назначались и хаджибы двора, а также появившиеся изменения в проведении церемониала назначения подвластного правителя. Так, подчеркивается, что при Саманидах и Газнавидах во время назначения правителя области, ему выдавали стяг, грамоту, двурогую шапку и халат, что у ираноязычных народов традиционно считались символами власти, но в период правления Сельджукидов и Хорезмшахов кроме этих символов также стали выдавать и коня с полным убранством.
Ceremonial of process of appointment khadjibs and governors of areas in Maverannahr and Khurasan (IX-XII centuries)
Keywords: the senior khadjib, the governor of area, a court yard, appointment ceremony, Turkis-
guljam, an honourable dressing gown In article on the basis of variety of medieval sources and the modern literature ceremonial of a court yard of governors of Maverannahr and Khurasan IX-XII spent are analyzed centuries during appointment khadjibs a court yard or governors of areas. In article it is noticed that the vestments in honourable clothes were considered as an obligatory element of appointment of officials of a court yard. It is considered an order of assignment of a rank to Turkis-guljam from which environment were appointed and khadjibs a court yard. Change in carrying out of ceremonial of appointment of the subject governor is considered appeared. So, it is underlined that if at Samanids and Gaznavids during appointment of the governor of area, to it gave out a banner, the reading and writing, two-horned a cap and a dressing gown that at irons language the people traditionally were considered as power symbols the period of board Seldzhukids and Horezmshahs except these symbols also began to give out and a horse with full furniture.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Хусейнов Фаррух Ра^имович, сармуаллими кафедраи таърихи умумии факултети таърих ва ууцуци Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: Farrukh_2522@mail.ru Сведения об авторе:
Хусенов Фаррух Рахимович, старший преподаватель кафедры всеобщей истории факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Бободжон Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: Farrukh_2522@mail. ru Information about the author:
Huseinov Farrukh Rahimovich, the senior teacher of chair of general history the faculty of History and Law, Khujand State University named after acadimician B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), Email: Farrukh_2522@mail.ru