Научная статья на тему 'Цензура и государственная тайна в коммунистической Румынии'

Цензура и государственная тайна в коммунистической Румынии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
445
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУМЫНИЯ / ЦЕНЗУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / КОММУНИЗМ / DGPT (УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ) / DGPT (CENSORSHIP INSTITUTION) / ROMANIA / CENSORSHIP / STATE SECRET / COMMUNISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробка Лилиана

Структура, осуществляющая цензуру, была создана в Румынии как независимая организация в 1949 г. и защита государственной тайны не входила в ее обязанности. Начиная с ноября 1951, цензура становится постепенно одним из главных институтов, который управляет и координирует применение системы государственных секретов. В этой статье мы хотим представить главные этапы этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Censorship and the state secret in communist Romania

In Romania, censorship, as an independent organization, was formed in 1949, and the protection of State Secrets does not enter into its duties. Based on documents from the archives, we can see how, since November 1951, censorship become, gradually, one of the main institutions that manages and coordinates the application of the state secret system. This paper aims to present the most important stages of this process.

Текст научной работы на тему «Цензура и государственная тайна в коммунистической Румынии»

Л. Коробка *

Цензура и государственная тайна в коммунистической Румынии

Структура, осуществляющая цензуру, была создана в Румынии как независимая организация в 1949 г. и защита государственной тайны не входила в ее обязанности. Начиная с ноября 1951, цензура становится постепенно одним из главных институтов, который управляет и координирует применение системы государственных секретов. В этой статье мы хотим представить главные этапы этого процесса.

In Romania, censorship, as an independent organization, was formed in 1949, and the protection of State Secrets does not enter into its duties. Based on documents from the archives, we can see how, since November 1951, censorship become, gradually, one of the main institutions that manages and coordinates the application of the state secret system. This paper aims to present the most important stages of this process.

Ключевые слова: Румыния, цензура, государственная тайна, коммунизм, DGPT (учреждение цензуры).

Key words: Romania, censorship, state secret, communism, DGPT (censorship institution).

В 1913 г. в Румынии был принят «Закон о шпионаже в мирное время»1, по образцу французского закона 1886 г. («Закон о защите территории»), который предусматривал наказание за «разглашение тайны со всеми вытекающими последствиями»2. В то время использовался термин не «государственная тайна», а «секретные документы» (ст. 1, параграф c), «национальная защита» или «территориальная защита» (ст. 5, параграф a)3.

* Доктор философии, Бухарест, Румыния.

1 Опубликовано в «Monitorul Oficial», № 42/3i, январь i9i3, см. Alina Ilinca, Liviu Marius Bejenaru, "Apararea secretului de partid §i de stat in Romania lui Gheorghiu-Dej.i948-i965" («Защита государственной и партийной тайн в Румынии при Георгиу-Деже») http://www.cnsas.ro/documente/istoria_comunism/studii_articole/activitati_plan_intern/Apararea %20secretului.pdf, (дата обращения: 20.03.20i2).

2 Ibidem.

3 Ibidem.

Комплексная система законов по защите государственной тайны, принятая в Румынии в 1945-1949 гг., может быть соотнесена с двумя причинами:

1. Румынская Коммунистическая партия со своей старой традицией незаконной деятельности, заговора, поддерживала и развивала самую настоящую «манию секретности»4. Это объясняется самой коммунистической идеологией, которая сделала центральной задачей существования человека классовую борьбу, противостояние между пролетариатом и его многочисленными классовыми врагами. Призыв к «революционной бдительности» в отношении «внутренних и внешних» врагов постоянно звучал в выступлениях лидеров Коммунистической партии.

2. Нельзя не принимать в расчет и влияние Советского Союза: «Советские чиновники были основной движущей силой во всем Восточном блоке, устанавливающей, какие сведения составляют государственную тайну»5. Основные государственные структуры, сформированные по советскому образцу и с помощью советских специалистов, унаследовали также и советскую систему обеспечения секретности. С момента создания в 1948 г. задача «Секуритате» (румынских органов безопасности) заключалась в «защите демократических завоеваний и обеспечении безопасности в Румынской Народной Республике против заговора внутренних и внешних врагов»6. В Болгарии, например, «Перечень государственных секретов был разработан комиссией, в которую входили Ел. Гаврилова7, В. Катышев, сотрудники Государственной службы безопасности и министерства национальной обороны», при этом, Виктор Катышев занимал и пост заместителя директора советского Главлита8.

В Румынии структура, осуществляющая цензуру, была создана как независимая организация в 1949 г. и называлась «Общий отдел по прессе и публикациям» (DG.PT), и защита государственной тайны не входила в ее обязанности. Согласно Декрету № 218 (выпущенному в Бухаресте 20 мая 1949 г.) в обязанности организации D.G.P.T., подчиненной Совету Министров Румынской Народной Республики, входили:

4 Флориан Бану, "Secretul de stat in Romania populara sau despre societatea ermetica" (Государственная тайна в народной Румынии, или О герметичном обществе), в Dosarele Istoriei, № i0(86)/2003, („Buletin C.N.S.A.S”, no. 4). С. З2.

З Весела Чичовска, „Главлит (19З2-19З6). Изграждане на единна цензурна система в България” в Исторически преглед, 1991, книжка 10. С. З2.

6 Флориан Бану, op. cit. С. З2.

7 Руководитель болгарского Главлита.

8 Весела Чичовска, op. cit. P. З2.

«а) редактирование официальных бюллетеней Румынской Народной Республики;

б) выдача разрешений на распространение любой печатной продукции - газет, журналов, программ, плакатов и т. п., с предварительным приведением их в соответствие с требованиями законодательства к печатной продукции;

в) выдача разрешений на издание всех видов книг как в столице, так и в провинции;

г) выдача разрешений на распространение и рекламирование книг, газет и других печатных изданий, а также импорт или экспорт газет, книг или предметов искусства;

д) регулирование условий работы книжных магазинов, в том числе и торгующих подержанной литературой, общественных библиотек, складов периодических изданий и книг и т. п.;

е) подготовка и распространение для прессы официальных сообщений Совета Министров и координация работы пресс-служб министерств,

„ 9

государственных ведомств и учреждений» .

Ситуация менялась очень быстро. Уже с ноября 1951 г. «эта задача стала очень важной»10, как указывалось в докладе «о выполнении задач по охране государственной тайны цензурой и СМИ». Анализ архивных документов свидетельствует о том, что румынские чиновники D.G.P.T. регулярно составляли таблицы и подавали статистику о случаях появления государственных секретов в прессе. В «Статистике цензуры за февраль

1952 года» говорится, что общее число случаев цензуры составило 642, из которых 328 - «цензура государственной тайны»11. Решением Совета Министров № 267 (23 февраля 1954 г.) о постановке задач цензуры, главная задача D.G.P.T. - «осуществление государственного контроля в целях защиты государственной тайны, и с точки зрения политического содержания над всеми материалами пропагандистского и агитационного характера, а также любыми публикациями, печатными изданиями, распространяемыми в общественных местах»12. С этого времени в документах, касающихся цензуры, довольно часто встречаются такие высказывания, как: «общая задача представителей D.G.P.T., инструкторов и лекторов - обеспечение гос-

9 Romanian Central Historical National Archives (ANIC), Fund „Press and Publications Committee” (CPT), file 13.1950, tab 57.

10 ANIC, CPT, file 22.1952, tabs 38-40.

11 Ibidem, tabs 61-62.

12 ANIC, CPT, f. 10.1949, t. 18.

ударственной безопасности на идеологическом фронте, строгое сохранение государственной и партийной тайны, защита чистоты партийной линии»13.

Чрезмерная секретность вызывала недовольство и затруднения в деятельности многих учреждений. На заседании Совета Министров 3 июня

1953 г., организованном органами безопасности, несколько министров подвергли систему секретности критике. В повестку дня этой встречи был включен (в разд. 1) анализ того, как охраняется государственная тайна. Так, Карол Лончар (Carol Loncear), министр металлургической промышленности, заявил, что сталкивается с большими трудностями в министерстве, которое он возглавляет, особенно в Отделе специальной продукции. Главная проблема заключается в вводящей в заблуждение классификации документов как «государственных секретов» и ограничении доступа к проектам и технической документации. Георге Сафер (Gheorghe Safer), министр военно-морского флота и авиации, говорил: «Сложилась тенденция превращения государственной тайны в банальность. Я изучил 14 000 документов, которые считаются секретными, и ни один из них не содержал секретную информацию. Я прочитал предписание раз 50, но не понял его, потому что оно запутано». Михай Сзудер (Mihai Szuder), министр деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, критиковал ненормальную тенденцию к повышенной секретности: «сложилась тенденция, что теперь все является тайной», «любой сотрудник, составивший какой-нибудь незначительный отчет, ставит на нем гриф “секретно”». Та же проблема подчеркивалась Киву Стойкой (Chivu Stoica), вице-президентом Совета Министров: «...Секретные документы теряются в куче несекретных, потому что теперь они все “секретные”. Я вижу у министров ряд проектов и папок, и все они секретные, но, если заглянуть в них, то окажется, что это проект постройки какого-нибудь туалета или забора. И все это - “тайна”! Получилось некоторое злоупотребление. В конце концов, все эти проекты сдадут на хранение в подвал. Требуются пересмотр этой системы и четкое разграничение, какая информация является секретной, а какая нет. Является ли секретным проект дороги в небольшом городке? Чтобы избежать ответственности, разработчик этого проекта присвоил ему гриф секретности. И таких случаев очень много. Создается бюрократическая волокита, которой не видно ни конца, ни края»14. Примечательно, что несовершенство

13 Ibidem, f. 4.1955, t. 45.

14 Флориан Бану, op. cit., С. 52-54.

механизма присвоения грифа «секретно» подвергалось критике на самом высоком уровне.

Искались пути, как улучшить систему. Опираясь на поддержку партии и органов безопасности, цензура предпринимает попытки централизовать контроль за государственными секретами. Этот процесс шел с трудом, потому что некоторые учреждения не желали посылать в D.G.P.T. свои материалы для визирования. В переписке 1954 г. между Общим отделом Совета Министров и органом, осуществляющим цензуру, Иосиф Арделяну (Iosif Ardeleanu)15 объясняет властям ситуацию, требуя справедливости: «Мы не согласны с возражениями, выдвинутыми Комитетом Госплана и Центральным бюро статистики по поводу необходимости уведомления Общего отдела по прессе и публикациям при издании государственных планов и коммюнике D.C.S. 16» и заключение директора этой организации: «Считаем, что и с политической точки зрения, и с юридической, и с позиций практического опыта, более справедливо - осуществлять контроль за публикациями государственных планов и коммюнике D.C.S. до одобрения правительством, и это одобрение должно происходить и с учетом рекомендации Общего отдела по прессе и публикациям»17 (исх.: 27 сентября 1954 г.).

8 октября 1954 г. Совет Министров Румынской Народной Республики выпустил постановление «о регулировании условий предания гласности материалов, затрагивающих вопросы, которые могут быть отнесены к государственным секретам». Постановили: государственные планы и коммюнике D.C.S., материалы по разведыванию месторождений или эксплуатации новых мест добычи полезных ископаемых, нефтяные месторождения, проектирование, строительство или функционирование - полностью или частично - предприятий, фабрик, представляющих национальный интерес, и т. п. «не обнародуются ни в какой форме без предварительного согласования с D.G.P.T.»18. Органы, осуществляющие цензуру, получили больше, чем просили, кроме того, в том же документе говорится: «Приведенные выше перечни не являются ограниченными, они могут уточняться и дополняться согласно указаниям D.G.P.T.»19.

До 1971 г., когда система координирования государственных секретов окончательно укрепилась, около 60 учреждений были обязаны посы-

15 Генеральный директор DGPT в период 1951-1973 гг.

16 Центральное Бюро Статистики.

17 ANIC, CPT, f 5.1951, tabs 18-19.

18 Ibidem, t. 20.

19 Ibidem.

лать свои перечни секретных сведений D.G.P.T.: начиная с министерства иностранных дел, министерства финансов, Госплана, Государственного комитета по ценам, Государственной инспекции по контролю над качеством выпускаемой продукции, министерства энергетики, министерства химической промышленности, министерства полезных ископаемых, топлива и геологии и т. п. и заканчивая Советом по культуре и социалистическому воспитанию, Союзом ассоциаций медицинских наук, Румынским

радио и телевидением, Румынским агентством работников искусства, От-

20

делом по религиозным делам и т. п. . С течением времени перечни секретных сведений стали длиннее: например, «Перечни информации, сведений и документов, составляющих государственную тайну, составленные министерствами и другими центральными органами», выпущенные в 1971 г., в целом составили 245 страниц.

В 1964 г. согласно Постановлению Совета Министров № 310/1964, было решено составить перечень наиболее важной информации и документов, составляющих государственную тайну, и отправить его на одобрение в министерство внутренних дел: «Комиссия из представителей министерства внутренних дел, министерства вооруженных сил. Госплана, Центрального бюро статистики и Общего отдела по прессе и публикациям проанализирует перечни на предмет составления единого перечня для представления его в министерство внутренних дел»21. В этом документе, возможно, впервые, государственные секреты были разделены на категории «Совершенно секретно», «Секретно», «Конфиденциально»22, а те, в свою очередь, делились на следующие тематические группы («несколько тематических групп, затрагивающих область государственной тайны»): 1) военные сведения и документы; 2) мобилизация в случае начала военных действий; 3) государственные материальные ресурсы; 4) транспорт и телекоммуникации; 5) экономические сведения и документы; 6) уровень жизни; 7) санитария; 8) наука; 9) внешняя политика; 10) другие государственные секреты и документы23.

20 Ibidem, f. 7.1971, tabs 2-3.

21 Ibidem, f. 32.1964, tab 27.

22 В оригинале (румынский): «Strict secret de importanta deosebita», «Strict secret», «Secret»; (англ.) "Top Secret", "Secret", "Confidential" after "Table of equivalent classification markings in various countries" (http://en.wikipedia.org/wiki/Classified_information, (дата обращения: 20.03.2012).

23 ANIC, CPT, f. 19.1966, tabs 39-61.

Эти перечни, разработанные для «вооружения сотрудников для защиты государственной тайны»24 не содержали, собственно секретной информации, но только абстрактные понятия и общие категории, например: «военная деятельность», «количество и техническое состояние локомотивов и вагонов», «количество самолетов, пилотов и парашютистов-десантников», «показатели амортизации», «учреждение центрального фонда для сельскохозяйственной продукции», «окончательное распределение дохода и бюджетные траты», «реальный доход на душу населения», «биологические продукты для лечения опасных заболеваний», «суммы и лица, которым оказывалась финансовая поддержка по линии “Красного Креста”», «количество преступлений и заключенных», «коллективные аварии с летальным исходом на предприятиях и динамика несчастных случаев»25 и т. п. без указания, что именно относится к той или иной категории, без подробностей или объяснений. По этой причине на практике цензоры столкнулись со многими трудностями. В докладе «О некоторых вопросах практического применения индикаторов государственной тайны» разъясняются наиболее общие в этом отношении вопросы.

В текстах, вычитываемых D.G.P.T., государственные секреты (если они есть) формулируются не так, как в перечнях. Они могут содержать аспекты, числа, задачи, что и является государственной тайной. «Так, например, в материалах об эксплуатации транспортных средств говорится о какой-нибудь аварии, случившееся в нашей стране, но разбитое транспортное средство было с иностранными номерами»26. (Эти примеры государственных секретов, выявленных цензорами в прессе, были разосланы во все органы, осуществляющие цензуру, как центральные, так и местные, в качестве образцов: «Также в населенном пункте Корбул-де-Жос военный оркестр из дислоцированных там воинских частей выступил с концертной программой»; или «В статье “Так растут молодые строители” говорится о строительстве первой коксовой батареи». В частности о том, что: “Здесь строится первая коксовая батарея, которую сдадут в конце этого года”»27). Эти примеры не особенно значительные, потому что простые смертные и пресса не имели доступа к важной секретной информации.

В некоторых случаях сами перечни оставляли место для различных толкований некоторых положений, именно потому что такие сведения и

24 Ibidem, tab 39.

25 Ibidem, tabs 39-61.

26 Ibidem, tabs 40-41.

27 Ibidem, f. 16.1954, tab 325. Подчеркнуто цензорами.

2i4

документы не могут быть точными с самого начала: «Количество рабочих, служащих, инженеров, техников в компаниях, которые поставляют продукцию вооруженным силам, кроме тех отделов, чей профиль - продукция исключительно для гражданского населения, является государственной тайной. Мы не можем знать, профильная продукция каких компаний и отделов предназначается исключительно для гражданского населения, так как, если компания работает на армию, информации о ней присваивается гриф “Совершенно секретно”. В такой ситуации мы должны консультироваться с соответствующими органами»28. Что касается полезных ископаемых, их поделили на следующие категории: «черные металлы, редкие и благородные», «редкоземельные», «редкие химические элементы», «пьезооптические минералы» и т. п. «Конечно, есть трудность, что минералы и металлы, принадлежащие к каждой из этих групп, не конкретизируются. Мы попытаемся, привлекая специальную литературу, составить документальные записи с их определениями и количеством, что, по нашему мнению, поможет в работе»29.

Другая ситуация: «Даже в Постановлении № 310/1964 устанавливается, что “Общий отдел по прессе и публикациям не разрешает обнародование сведений, даже без грифа секретности, согласно этому постановлению, если есть вероятность, что они могут нанести вред интересам государства”. Например: “Качество продукции не является государственной тайной. На прессе лежит ответственность по развитию экстенсивной компании, призывающей трудящихся к повышению качества производимой продукции. В то же время государство прикладывает немалые усилия по увеличению экспорта промышленной продукции. Каким образом дойдут до иностранных рынков те товары, которые наша пресса критикует за их низкое качество?”» 30.

Цензорская деятельность более связана с выработкой ограничений, называемых «Постановлениями», чем с собственно использованием перечней государственных секретов. «Постановления, разработанные D.G.P.T., -это тот инструмент, при помощи которого руководство нашей структуры устанавливает для определенных аспектов, сведений, задач и т. д. реальной жизни, что обычно они не составляют государственную тайну, но при некоторых обстоятельствах, на какой-то период времени, они не могут быть

28 Ibidem, f. 19. 1966, tab. 41.

29 Ibidem, tab. 48.

30 Ibidem, tab. 42.

обнародованы ни в какой форме, что известно как полное ограничение, или, наиболее часто, они могут быть обнародованы с определенными ограничениями и определенным согласованием». В отличие от государственных секретов при этом сохраняется их актуальность в течение относительно длительного периода. Постановления действуют только несколько дней для каждого конкретного случая. Они выпускаются по запросу государственных органов, «как дополнение к перечням сведений и документов, составляющих государственную тайну, для единичных, особенных или временных случаев, которые не могут быть включены в эти перечни»31. В D.G.P.T. был сформирован отдел по разработке постановлений (с секцией секретных документов), который обрабатывал полученную информацию и передавал ее дальше. Количество этих постановлений было так велико, что возникла необходимость в их систематизации. Так появилась «Книга постановлений». В 1963 г. была составлена первая такая книга, а затем она периодически перерабатывалась, сначала два раза в год, затем ежегодно32. Кроме этой книги в тот же год было объявлено о появлении двух других книг, содержащих постановления за 1942-1962 гг., «которые считаются действующими даже сейчас» (№ 1 «Постановления общего характера», № 2 «Постановления относительно задач и продукции»)33.

В 1971 г. появился новый выпуск, в который вошли 22 категории34 (на 58 страницах): общие экономические сведения; инвестиции - строительство; цены и тарифы; внешнеэкономические отношения; занятость населения и доход; добыча полезных ископаемых - геология; электроэнергетика; атомная энергетика; механическая инженерия; компьютерное оборудование; нефть и газ; химикаты; сельское хозяйство - лесоводство; транспорт; почта и телекоммуникации; исследования - наука; образование; культура - спорт - туризм; здоровье; правосудие; издания и акты; разное35 (предписания министерства вооруженных сил были опубликованы отдельно,

31 Ibidem, tabs 42-43.

32 Ibidem, f. 52. 1963, tabs 8-10.

33 Ibidem, t. 8.

34 Многие из этих тем являются общими для всего коммунистического блока. Некоторые аспекты также обсуждаются в «Черной книге польской цензуры» (The Black Book of Polish Censorship), сборнике документов, составленном Томашем Стржижевским (Tomasz Strzyzewski), переведенным и отредактированным Дж. Лефтвич Курри (Jane Leftwich Curry), New York, Random house, 1984: уровень жизни, образование, здравоохранение, транспорт, внешняя торговля, производство, жилье, потребительские товары, сельское хозяйство, перезапись религии, цензурирование истории и т. д.

35 ANIC, CPT, f. 58.1971, tab 3.

не вместе с перечнями и постановлениями36). Работа была выполнена в форме таблицы, для примера мы приводим фрагмент, касающийся образования:

№ ОБЪЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

1. Учительский персонал

2. Ситуация по школьному образованию

3. Оценка уровня обучения в школе, технических училищах и вузах

4. Стипендии (школьники и студенты)

5. Образование для детей с умственными и опорнодвигательными отклонениями

6. Опекаемые и дети с антиобщественным поведением

7. Эсперанто

СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБНАРОДОВАНИЮ Все сведения о действующих учителях (квалифицированных и неквалифицированных) и о том, сколько учителей еще необходимо (в СРР37).

Сведения о планировании в сфере школьного образования («Статистический ежегодник» публикует только количество тех, кто получает образование в той или иной форме).

Статистические данные по обучению и экзаменам (для средней школы, профтехучилищ, вступительных экзаменов и бакалавриата).

Положения о стипендиях и количество стипендиатов.

Сведения о материальной базе школ из этой категории.

Сведения о количестве (статистика) опекаемых детей и тех, кто совершил или склонны совершить антиобщественные поступки.

Сведения об использовании или изучении этого языка в нашей стране38.

Нетрудно заметить, что эти постановления, в большинстве случаев, также носят общий характер, как и перечни секретных сведений. Но за рамками периодических публикаций этих «Книг», цензура каждый день выпускала новые постановления, многие спорного и произвольного содержания (большинство исходило от пресс-службы Центрального Комитета): «Не писать о модернизации дороги национального значения Красна -Хушь - Албица»39; «Не печатать никакие материалы о турне музыкального ансамбля “Чокырлия” (фотографии, репортажи, заметки из иностранной

36 Ibidem, f. 52.1963, t. 10.

37 Социалистическая Pеспублика Pумыния.

38 ANIC, CPT, f. 58.І97І, tabs 44-45.

39 Ibidem, f. 21.1966, t. 34.

прессы, почту, новости и т. д.)»40; «Любой материал о Венгерской революции 1919 г. должен быть завизирован Отделом пропаганды ЦК Р.М.К»41; «Привлечение внимания к оперативным службам с целью популяризации возможно только с согласия военной цензуры»42; «Информация, указывающая, что наша страна производит “персидские ковры”. Любые сведения о религиозной деятельности (в том числе и о церковных форумах) в стране или за рубежом публикуются только с согласия Отдела по религиозным делам»43; «Запрещено обнародование любой информации (пресса, радио, телевидение, издания любого формата) об угоне самолетов (в том числе и о попытках угона), независимо от страны, авиакомпании или правонаруши-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44

телей» и т. д.

Существует множество ситуаций, когда эти постановления «могут быть использованы определенными государствами для оправдания необоснованных ограничений или запретов»45. По замечанию Флориана Ба-ну, одного из немногочисленных исследователей этой области в Румынии, «мы должны подчеркнуть абсурдность перспективы, с которой был рассмотрен этот вопрос в коммунистическом тоталитарном государстве. Дихотомия между правами тех, кто стоит у руля власти, и правами их подчиненных огромна: в то время как государство претендует на то, чтобы знать все, что гражданин делает, вплоть до сокровенных мыслей и обиходных дел, гражданин не должен ничего знать о “секретах” государства» 46.

Другая категория запретов относится к «природным бедствиям, катастрофам (авиа, железнодорожные и т. д.), серьезным авариям или взрывам (в национальной энергетической системе, промышленном оборудовании и т. д.)». В этом случае не разрешалось обнародовать «заявления и сведения о причиненном ущербе» или «иную информацию, кроме официальной» 47. Спустя несколько дней после землетрясения 1977 г., органы цензуры выпустили с грифом «Для служебного пользования»48, следующее коммюнике (№ S/476 от 9.Ш.197749): «До появления новых мер предосторожности

40 Ibidem, t. 29.

41 Ibidem, f. 2.1959 , t. 42.

42 Ibidem, f. 1.1953, t. 77.

43 Ibidem, f. 58 1971, tabs 56-57.

44 Ibidem, f. 62 1971, t. 16.

45 «Секретность и государственная безопасность» в «Censorship: a world encyclopedia» (Цензура: всемирная энциклопедия), редактор Д. Джоунс, Лондон, Чикаго, Fitzroy Dearborn, 2001, с. 2180.

46 Флориан Бану, op. cit., p. 54.

47 ANIC, CPT, f. 58 1971, t. 57.

48 «Secret de serviciu» (рум.), «Для служебного пользования» (русс.).

49 Землетрясение произошло 4 марта 1977 г.

218

не рекомендуются для публикации или (радиовещания) любые сведения о физическом или материальном балансе, об оценке материального ущерба в результате землетрясения на уровне страны, отраслей национальной экономики, их подразделений, секторов деятельности, уездов, населенных пунктов (включая секторы столицы), экономических и социальных подразделений (здания, разрушенные или поврежденные жилые дома, предприятия, машины, оборудование, транспортные сети, железные дороги, автомобильные дороги, телекоммуникации, электросети, водопроводы и газопроводы, магазины, школы, больницы и т. п.). О жертвах (умерших и раненых) могут обнародоваться только официальные сведения»50. Анализируя этот тип запрета, который также существовал и в коммунистической Болгарии, исследовательница Весела Чичовска подчеркивает «полное безразличие к жизням обычных граждан, что гарантирует в тоталитарном обществе спокойствие правящей элиты» и замечает, что это «аннулирует личные свободы граждан и их основные права человека. [...] В случае катастроф гражданин был лишен возможности самозащиты и выживания»51.

Последний вопрос, к которому хотелось бы обратиться, связан с защитой секретных документов и манипуляцией ими в органах, осуществляющих цензуру. С течением лет «Специальные правила в отношении документов, содержащих государственную тайну» становятся все более и более сложными и изощренными. В перечнях сведений и документов, являющихся «государственными секретами» от 1971 г., институт цензуры присутствует с восьмью категориями секретной информации и сведений, начиная с плана мобилизации, организации госбезопасности и заканчивая собственно пометками цензора о наличии государственного секрета52. Фактически, само существование цензуры было одним из госсекретов (одним из самых охраняемых)53, а защита секретности производилась бюрократическими методами. Кроме систематических проверок, которые внутри структуры проводила секция секретных документов D.G.P.T., органы министерства внутренних дел устраивали настоящие контрольные рейды. В одном пространном документе по результатам такой проверки докладывалось, что были проконтролированы все направления: отделы, сотрудники, работающие с секретными документами, и все полученные (и выданные) документы в течение 1966 г. Сотрудники подписали соглаше-

50 ANIC, CPT, f. І.І977, t. 14.

51 Весела Чичовска, op. cit., с. 53.

52 ANIC, CPT, f. 7. І97І, t. 233.

53 Piotr Wiezbicki, Structura minciunii («Структура лжи»), Бухарест, Nemira publishing house, 1996, с. 74.

ние о неразглашении государственной тайны и были проинструктированы, как работать с секретными документами. Также замечено, что «черновики и бумага, выданные сотрудникам для редактирования документов, содержащих государственную тайну, в настоящее время находятся в ведении секции секретных документов»54.

В 1975 г. в целях соблюдения закона № 23/1971 «О защите государственной тайны в Социалистической Республике Румыния» и других декретов и предписаний, органы цензуры выпустили коммюнике, где говорилось: «Всем сотрудникам Комитета по прессе и публикациям55 запрещается налаживать и поддерживать любые отношения (визиты, звонки, переписка) с иностранцами без предварительного одобрения руководителя этой структуры, полученного в ответ на письменный запрос заявителя»56. Цензоры были обязаны подавать служебные записки о контактах такого рода, например: «Я, нижеподписавшаяся Ана Хажос (Hajos Ana), контролер отдела иностранных книг и прессы, довожу до Вашего сведения, что моя мать, с которой я проживаю в одной квартире, получила извещение о приезде своей сестры, проживающей в Будапеште. Мамина сестра остановится у нас на один день (29 августа) проездом на побережье. Пожалуйста, дайте одобрение, чтобы в день визита моей тети я встретилась с ней»57. Директор организации давал свое согласие: «Не возражаю, с обязательным для заявителя соблюдением закона»58. Если встреча состоялась, цензор должен был подать другую служебную записку, в которой обязательно указывалось: «Во время встречи мы ничего не обсуждали, кроме семейных проблем»59. Закон № 23/1971 «О защите государственной тайны» действовал до 2002 г., что свидетельствует о консервативной природе государственных структур и сохранении коммунистического менталитета в демократической Румынии.

54 ANIC, CPT, f. 82.1967, t. 4.

55 В 1975 г., «Общий отдел по прессе и публикациям» превратился в «Комитет по прессе и публикациям».

56 ANIC, CPT, f. 10. 1975, t. 62.

57 Ibidem, t. 99.

58 Ibidem.

59 Ibidem, t. 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.