следовало бы принять соответствующее законодательство о поддержке человеческого капитала, о закреплении молодых специалистов и работников на селе. Заслуживают внимания и вопросы диверсификации профессиональной подготовки специалистов и работников, способной улучшить трудоустройство селян, стимулировать большую занятость, развитие малого и среднего бизнеса, успешное создание дополнительных производств, предприятий по хранению и переработке продукции и ее реализации, а также различных промыслов. В современных условиях это могли бы быть и производства по импортозамещению, дополнительному производству молока и молочных продуктов, овощей, фруктов, по организации племенного бизнеса, семеноводства, плодопитомников, по транспортировке продукции в город и другие регионы на переработку и реализацию. Для аграрной экономики это означало бы значительный рост занятости и доходов. В пристальном внимании нуждается демографическая ситуация, сегодня она далеко не в лучшем состоянии, что грозит провалами в сфере обеспечения аграрной экономики человеческим капиталом уже в недалеком будущем. Наблюдается сокращение численности сельского населения, снижение рождаемости, ухудшение социально-половой и возрастной его структуры, имеет место высокая подвижность трудовых ресурсов между отраслями и регионами, селом и городом. Задачи видятся в том, чтобы наряду с развитием системы рынков труда предусмотреть государственные меры по поддержке воспроизводственных процессов в демографической сфере путем материального поощрения браков, рождаемости, сокращения разводов, укрепления здоровья, снижения смертности, пропаганды
интересного, здорового образа жизни, повышения трудовой активности.
Список использованных источников
1 Петриков А.В. Ситуация на рынке труда. Информационный бюллетень. - 2015. - №5.
2 Гуляева Т.И., Миронова Н.А. Формирование и использование трудового потенциала в аграрной экономике. -Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2008.
3 Гуляева Т.И., Первых Н.А. Воспроизводство кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций. Монография. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2008.
4 Гусев А.Е., Семыкин В.А., Солошенко В.М. Управление персоналом на предприятиях АПК. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2010.
Информация об авторах Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail:[email protected]
Соловьева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО Курская ГСХА, (4712) 53-14-80, е-mail: [email protected]
Сафронов Вячеслав Васильевич, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected]
Терехов Вадим Павлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО Курская ГСХА, е-mail: [email protected]
TRENDS AND WAYS OF IMPROVING FORMATION AND THE USE OF HUMAN RESOURCES AGRICULTURAL ORGANIZATIONS V.A. Semykin, T.N. Solovyovа, V.V. Safronov, V.P. Terekhov
Abstract. The article deals with current trends and ways to improve the formation and use of human resources of the agricultural organizations. Substantiates the priority development of institutional relations, as a tool to bring the human resource capacity of the village in accordance with a fundamentally new level of technological structure and organizational-legal forms of enterprises.
Keywords: human capital, human resources, human resources, technological way, the labor market, the working elite, investment in human capital, competition, shortage of workers, education, science, production, innovation, institutional factors, NIR, NIOKR.
ЦЕНЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ И АНТИСАНКЦИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В. Ю. Мелихов, В. Г. Комов, В. И. Свиридов
Аннотация. В статье рассмотрены тенденции в обеспечении населения России продуктами питания в условиях продовольственного эмбарго, исследованы его негативные последствия. Предложены меры по совершенствованию закупок сельскохозяйственной продукции, увеличению продовольственных ресурсов страны и повышению их качества.
Ключевые слова: антисанкции, доктрина продовольственной безопасности, закупки сельскохозяйственной продукции, импорт продовольствия, качество продуктов, мобильные заготовительные пункты, продовольственная корзина, цены.
Российские санкции прошли проверку временем: если говорить формально, то эмбарго достигло своей цели. Физический импорт продуктов из стран, затронутых контрсанкциями России, резко сократился. По данным Федеральной антимонопольной службы, в январе-мае 2015 г. стоимостные и физические объёмы поставок продовольственных товаров сократились по сравнению с тем же периодом 2014 г. соответственно на 40,6% и 26%.
Больше всего сократился импорт сливочного масла (в 2,5 раза), мясных изделий (в 2,1 раза), какао-бобов и
продуктов, содержащих какао (в 2 раза), рыбы и мяса птицы (в 1,9 раз). Однако у эмбарго обнаружились и негативные последствия - рост цен на продукты питания, сокращение выбора, увеличение объёмов фальсификата. И это при том, что во всём мире ассортимент продуктов питания увеличивается, а цены на продовольствие резко пошли вниз из-за снижения стоимости энергоносителей и накопившихся запасов пищевых продуктов. Следовательно, их удорожание в России, сокращение ассортимента и ухудшение качества не является результатом глобальных процессов, а является сугубо внутренней проблемой страны, решение которой также следует искать внутри государства.
При этом необходимо учитывать, что цены на продовольствие во многом определяют уровень социальной стабильности в обществе. Для России это очень важное обстоятельство, так как население расходует на покупку продуктов до 50-52% семейного бюджета, в то время как в США, например, только 10-12%. Тем не менее стоимость продовольственной корзины продолжает расти (таблица 1).
Увеличение цен на продовольствие происходит в условиях стагнации заработной платы, размер которой в регионе увеличился за год только на 0,2%, что близко к статистической погрешности.
Таблица 1 - Динамика стоимости продовольственной
Наибольшее влияние на удорожание продуктов оказала девальвация рубля, однако контрсанкции существенно усилили инфляцию. Пользуясь ситуацией, цены поднимают поставщики из стран, не попавших под эмбарго. К примеру, вместо норвежского лосося российский бизнес нашёл поставщиков на Фарерских островах, правда, по цене не 6,5, а 10 долларов за килограмм. Отечественные производители традиционно не упускают случая подтянуть внутренние цены к «долларовому паритету». В результате, по данным Росстата, с июня 2014 по июнь 2015 года индекс потребительских цен вырос на 18,8%.
Важнейшей причиной этого явилось и то, что потенциал импортозамещения в краткосрочной перспективе изначально нельзя было реализовать в полном объёме по следующим, на наш взгляд, обстоятельствам:
- производство ряда продуктов, как например, мясо крупного рогатого скота и рыба, связано с длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов;
- производственный цикл может значительно превышать годовой период эмбарго, что отрицательно влияет на стимулы к инвестициям в производственные мощности. Продление эмбарго на год повышает стимулы к инвестированию со стороны производителей, однако горизонт планирования вновь ограничивается годовым периодом;
- рост процентных ставок в значительной степени ограничил возможности производителей привлекать кредиты не только для инвестиций, но и для пополнения оборотных средств;
- выросли расходы на закупку импортного сырья (кормовых добавок, средств защиты растений и животных, семян и др.).
Игнорирование этих факторов не привело к существенному увеличению производства основных продуктов питания (рисунок 1).
2500-
=
= =
и Ш
ц —^
■ ■ 1
Рыба и Мясо и Молоко Масло Сыр н сырные
рыбопродукты субпродукты сливочное продукты
□ январь-апрель 2013 г. □ январь-апрель 2014 г. Е январь-апрель 2015 г.
Рисунок 1 - Производство основных видов животноводческой продукции в России, тыс. т
Увеличение производства мяса обусловлено преимущественно сделанными ранее инвестициями в отрасли, а прирост выпуска сыра, при сокращении производства молока, свидетельствует о снижении его качества. Косвенно это подтверждается резким увеличением импорта пальмового масла в Россию, которое используется для изготовления поддельного молока, творога и сыра. В январе-феврале текущего года он вырос на 37% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.
По оценкам Минсельхоза РФ, до 20% молочных продуктов в той или иной степени продаются с наличием немолочных жиров. В этой связи мы предлагаем ввести обязательную маркировку продуктов, содержащих пальмовое масло либо заменитель молочного жира, а потребитель сам определит, что покупать, а что нет. Одновременно следовало бы повысить ввозные пошлины на пальмовое масло и другие малоценные ингредиенты, которые широко внедряются у нас в стране, удешевляя продукцию и выталкивая с рынка добросовестных производителей.
Нужно ужесточить ответственность (вплоть до уголовного наказания) за нарушение технических регламентов по выпуску молочной, алкогольной и других видов продукции, так как это создаёт угрозу национальной безопасности страны. Ещё до введения контрсанкций, по данным учёных [4. - С. 71], доля забракованных и сниженных в сортности продуктов от общего объёма проинспектированных товаров в Курской области достигала 39,7-43,1%. Однако действенные меры по совершенствованию контроля качества продовольствия не были предприняты.
В целях более эффективного регулирования российского молочного рынка и поддержания цен в определённом интервале было бы целесообразно создать интервенционный фонд сухого молока по аналогии с таким же фондом по зерну, который обеспечил стабильность на зерновом рынке.
Цена всецело зависит от количества товара на рынке, и для её снижения необходим поиск резервов увеличения предложения. Одним из направлений в этой работе могла быть корректировка российского эмбарго на ввоз продуктов питания. В научной литературе [2. - С. 21] справедливо отмечается, что надо отменить санкции к компаниям, которые инвестируют средства в российскую экономику, независимо от того, в какой стране они функционируют, включая Евросоюз, США и Канаду. Это не только улучшит продовольственное обеспечение, но и обусловит приток инвестиций в Россию, что очень актуально в настоящее время. Кроме того, без европейской и американской продукции потребитель не будет иметь ориентиров, а производитель - стимулов для повышения качества.
Имеются также и внутренние резервы увеличения предложения на рынке продовольствия. Речь идёт о мелких фермерских и личных подсобных хозяйствах, которые испытывают большие трудности в реализации продукции. Сохранить весь урожай до весны у них тоже не получается и это одна из причин роста цен на плодоовощную продукцию в начале лета. Решение этой проблемы мы видим в коренном изменении взаимодействия потребительской кооперации и сельхозтоваропроизводителей. В частности, она должна активизировать закупочную работу путём создания мобильных заготовительных пунктов, например, на базе автомобилей ЗИЛ-5353 грузоподъёмностью 2,5 т, которые в соответствии с установленным графиком и с использованием кольцевых маршрутов комбинированного типа должны осуществлять закупки продовольствия в каждом селе. Эти мобильные пункты должны стать первым звеном единой логистической системы потребительской кооперации, создание которой, по мнению В. В. Сыроижко и Г. В. Голиковой [7. - С. 32], является объективной необходимостью. При этом будут сформированы условия для получения синергетического эффекта, охарактеризованные Р.В. Солошенко [6. - С. 17], вследствие чего полезный результат будет ещё выше. Чем больше будет отечественного продовольствия, закупки которого не связаны с курсом евро и доллара, тем ниже будет стоимость продукта в магазине. Это соответствует Доктрине продовольственной безопасности РФ на период до 2020 г., в которой поставлена задача снижения уровня бедности в
корзины в^ Курской области, руб.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 4 квартал в % к 1 кварталу
2014 год 3263,3 3441,7 3255,3 3429,7 105,1
2015 год 3893,3 4065,7 4049 - -
2015 г. в процентах к 2014 г. 119,3 118,1 124,4
стране [1. ст. 1524].
Однако решить эту задачу пока не удаётся. Наоборот, численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума в первом квартале 2015 г. увеличилась на 3,1 млн. человек по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составила 22,9 млн. человек. Эти данные свидетельствуют о недостаточной обоснованности утверждения Ю. Ю. Чернявской, что «Через 6-7 лет Россия сможет опередить по уровню потребления продуктов питания если не все, то большинство европейских стран» [10. - С. 32]. Автор не учёл тот факт, что по оценочным данным суточное потребление на одного человека в России ниже физиологически необходимого (2600 ккал) и составляет 2200 ккал (в 1990 году - 2590 ккал), в то время как в США и ЕС уровень калорийности питания составляет 3500-3600 ккал [5. - С. 82].
Проблема усугубляется тем, что предлагаемые отдельными учёными меры по импортозамещению не могут обеспечить получение высоких конечных результатов. Например, А. А. Угрюмова и Д. Г. Ольгаренко предлагают сосредоточить основные инвестиционные ресурсы, направляемые в сельскохозяйственное производство, в Федеральных округах, способных обеспечить максимальный импортозамещающий эффект [8. - С. 6].
Мы не разделяем эту точку зрения, так как южные регионы с хорошими природно-климатическими условиями имеют более высокие показатели эффективности, и они получают больше инвестиций. Но доставка овощей, фруктов и других видов продовольствия в более северные территории сопряжена с большими транспортными расходами и потерей продукции, что обусловит увеличение цены, а следовательно, уменьшение потребления. При этом увеличится разрыв в экономическом развитии регионов, а сельское население в отдельных из них нечем будет занять.
В российских условиях наиболее значимым фактором, влияющим на ценообразование, является наличие большого количества посредников. В 2014 году в сфере торговли работало 1697 тыс. предприятий и организаций. Из них на долю оптовой торговли пришлось 1176 тыс. различных компаний. Таким образом, оптовые организации, которые действуют преимущественно в целях перепродажи товара, превышают розничные в 2,3 раза, а оптовые товарооборот в 1,8 раз больше розничного. В США ситуация противоположная: розничный товарооборот в 1,2 раза выше оптового. Поэтому сокращение оптового звена является важным резервом снижения цен на продовольствие.
Успешному решению этой задачи могло бы способствовать применение инновационных подходов к управлению сбытом готовой продукции сельскохозяйственного предприятия. Одним из направлений в этой работе, как показывают исследования В. Н. Ходыревской, И. В. Припадчевой и Е. Н. Заикина [9. - С. 12], могло быть внедрение сайта прямых и дропшиппинг продаж.
Для снижения розничных цен на продовольствие необходимо установить юридический запрет торговым сетям взымать с поставщиков товаров входные бонусы за включение товара в ассортимент магазина, а также снизить с 10 до 4 процентов выплаты от объёма продаж
(ретробонды). Эти платежи товаропроизводители относят на себестоимость продукции, и они в конечном итоге увеличивают цену.
Отечественные производители должны получить гарантированную возможность с минимальными проблемами реализовывать свой товар, а предлагаемые ими цены должны быть главным критерием при выборе поставщиков торговыми сетями.
Список использованных источников
1 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. №120 // Собрание законодательства РФ, 07.02.2010, №6, ст. 1524.
2 Дядин О. Ю., Комов В. Г., Свиридов В. И. Проблемы обеспечения продовольствием в условиях кризиса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2015. - №4. - С. 20-23.
3 Золотарева Е. Л., Леванова Е. Г. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2015. - №6. - С. 11-13.
4 Качество продовольствия: проблемы федерального и регионального контроля / В.Г. Комов, Г.Н. Сухорукова, С.И. Шуклин, И.А. Золотарева // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №40(175) . - С. 69-72.
5 Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Теоретические основы аграрной политики государства с точки зрения продовольственной безопасности // Экономическая наука и практика: материалы II междунар.науч.конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). -Чита: Изд-во «Молодой учёный», 2013. - С. 81-83.
6 Солошенко Р.В. Систематизация синергетических эффектов в экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - №1. - С. 15-18.
7 Сыроижко В.В., Голикова Г.В. Концептуальные подходы к развитию заготовительной деятельности потребительской кооперации Воронежского региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №1(376). - С. 26-35.
8 Угрюмова А.А., Ольгаренко Д.Г. Проблемы и перспективы продовольственного импортозамещения по регионам Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №16(301). - С. 2-11.
9 Ходыревская В.Н., Припадчева И.В., Заикин Е.Н. Повышение эффективности управления сбытом готовой продукции на сельскохозяйственном предприятии // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 6. - С. 11-13.
10 Чернявская Ю.Ю. Проблемы регионального продовольственного рынка // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - №1. - С. 30-32.
Информация об авторах
Мелихов Валерий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, гражданского и уголовного права Курского института социального образования (филиала) РГСУ, e-mail: [email protected]
Комов Виктор Григорьевич, доктор экономических наук, профессор Курского филиала Московского института государственного управления и права, e-mail: [email protected]
Свиридов Вячеслав Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры государственного управления, гражданского и уголовного права Курского института социального образования (филиала) РГСУ, тел. (4712) 58-23-35.
PRICES FOR FOOD AND ANTISANCTIONS: PROBLEMS OF INTERACTION V. Y. Melihov, V. G. Komov, V. I. Sviridov
Abstract. The article examines trends in the provision of Russian food in a food embargo investigated its positive and negative consequences. The measures for improving the procurement of agricultural products, increase the country's food stocks and improve their quality.
Keywords: antisanctions, the doctrine of food security, procurement of agricultural products, imports of food, quality products, mobile procurement stations, food basket, prices.