УДК 657.1:550.8
ЦЕНТРЫ ЗАТРАТ И ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОЙ ОТРАСЛИ
Н.В. ЗЫЛЁВА,
старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Тюменский государственный университет
Тяжелое положение геологоразведочной отрасли в части воспроизводства минерально-сырьевой базы вызвало необходимость создания эффективной системы управления геологоразведочным процессом. Проанализирована возможность сбора, обобщения и подготовки информации о затратах геологоразведки, необходимой для принятия управленческих решений, посредством выделения центров затрат и центров ответственности по геологоразведочным работам в зависимости от этапа (или стадии) геологоразведочного процесса.
Ключевые слова: геологоразведочный процесс, центр затрат, центр ответственности, управленческая отчетность
В настоящее время в России наблюдается крайне тяжелое положение с состоянием работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности. Воспроизводство минерально-сырьевой базы - это комплекс работ по геологическому изучению недр, включающий съемку, поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, а также непосредственно связанные с ними научно-исследовательские, опытно-конструкторские и иные работы.
Совокупность взаимосвязанных, применяемых в определенной последовательности работ по геологическому изучению недр, обеспечивающих выявление, геолого-экономическую оценку и подготовку к разработке промышленных залежей нефти и газа, представляет собой геологоразведочный процесс. В геологоразведочном процессе выделяют три этапа [4]: региональный, поисково-оценочный и разведочный, которые в свою очередь делятся на
стадии, выполняющие определенный цикл работ (рис. 1).
Стадии геологоразведочных работ различаются между собой, но при этом каждая из стадий - это лишь звено в системе геологоразведочных работ и, следовательно, оценка ее результативности должна исходить из позиций достижения конечной цели всей системы. Однако именно отсутствием системности объясняет сегодняшнюю ситуацию в российской геологоразведке министр природных ресурсов и экологии России С.Е. Донской [1, с. 9]. По его словам, ситуация в российской геологоразведке неприемлема ни по объемам работ, ни по их качеству. В настоящее время положение таково, что региональные работы, которые обычно проводятся за счет государства, осуществляются фактически без учета потребностей конечных пользователей. Компании в свою очередь занимаются преимущественно финальными этапами геологоразведки, доразведкой, обеспечивая текущий профиль добычи, не заглядывая в будущее и не строя планов на долгосрочную перспективу. Этап поисковых работ практически выпадает из их поля зрения, что приводит к нарушению производственной цепочки, связанности процесса геологических исследований. Эта далеко не оптимальная схема планирования на всех уровнях явно снижает эффективность геологоразведочных работ.
Возросшие объемы работ, необходимость повышения их эффективности, а также существенные изменения в области нефтяной геологии и геофизики обусловливают повышение требований к конечным результатам тех или иных стадий геологоразведочных работ. В целом геологоразведочный процесс
о о
о
о.
О
ш ш
п <
о.
о |_
О с^ О
О
т 2
ш ю
-в- С
га н
О
СО Ш
Ш ^ го т о
со ю ш
со го о.
О- СЦ .=
го ш Е 1=1
^ о
Ц'ё
И
Е ш
5 1
х ш
£ ^ 1 о Й ш
го го о. т со
Я *
ф X ф т о т 1-
о
«о о ю
с го а.
Ф
1- го
о _о
ю (0 го з X X го т
ф о
сс а.
X X (С «о ^
СО
о ф го
1—
го го ГО
^
о о 1—
2 ^ ю
£ О
к
3 ,
х ^
ГО ^
£ 1
о ф
° -13
о _
И £ '
к _ :
ГО ^ I
Э з ;
¡5 !
х ю :
1 го
о ^ !
ш ш \
ш
о ю ^ Е
^ Го ^ ^ 1
^ £ ¡8 о
ш =§ го ^ !
& £ & 5 ;
:г с
ю сц
со ^ го
<и ю Iе го О сц
ш
^ (-. -*-го -& ш
ч: ±
Ш о
^ Б
О Ю I
ш го :г о.
■в- ш
о
ю го О-
т 2
2 о
Ю
го О.
Я
О &
¡3
о к
х
о «
л Л
8
о -
о 2
Л
л =
л н л о к
5
а
^
я о а
3
о к л
н £
и 0.
заканчивается оценкой месторождения на основе лабораторных и технологических исследований и подготовкой геологических отчетов. Но и тут возникают трудности: отсутствие комплексных исследований сказывается на компетенциях специалистов. С одной стороны, сужается специализация геологов, с другой - их опыт ограничивается отдельными видами или стадиями работ. Геологу конкретной компании сложно увидеть картину в целом, если он привык рассматривать проблему ограниченно, следуя запросам своей компании, решая текущие, а не стратегические задачи.
Обеспечение руководителей компании информацией, необходимой для эффективного управления производством, осуществляется через систему управленческого учета. В настоящее время непроработанными остаются вопросы методики и организации управленческого учета в геологоразведочной отрасли, в специальной литературе отсутствует научное обоснование системы регистрации издержек в управленческом учете и формирования себестоимости работ с учетом специфики деятельности таких предприятий.
Возможность сбора, измерения, обобщения и подготовки информации о затратах геологоразве-
дочного процесса, необходимой для принятия управленческих решений, предоставляется посредством выделения центров затрат и центров ответственности. Центр затрат - это единица деятельности организации, выделяемая в учете для осуществления контроля за затратами данной единицы [2, с. 311]. Однако, если следовать мнению, что центр затрат -это первичные производственные и обслуживающие единицы, характеризующиеся единообразием функций и производственных операций, сопоставимым уровнем технической оснащенности и организации труда, направленностью затрат [3, с. 141], то в геологоразведочном производстве центром затрат может выступать цикл геологоразведочных работ каждого этапа и стадии геологоразведочного процесса (см. рис. 1). Качественную геологическую информацию не получить, если не выполнены все работы соответствующего этапа (стадии), следовательно, затраты только одного из видов работ не сопоставимы с доходом от общего результата разведки. По мнению автора, организация учета совокупности работ может позволить получать своевременные и достоверные сведения о затратах геологоразведочного процесса.
Выбор центров затрат зависит от организационных и других особенностей организации, а также от целей, поставленных ее руководством. Однако следует учитывать, что с увеличением центров затрат эффективность контроля за затратами повышается с одновременным увеличением расходов на ведение учета. Степень детализации центров затрат зависит от трудоемкости учета и возможной эффективности использования получаемой информации. С этой позиции центрами затрат в геологоразведочном производстве могут выступать этапы и стадии осуществления геологоразведочных работ.
Принимая во внимание единство выполняемых функций, можно выделить следующие центры затрат геологоразведочного производства:
1) работы по прогнозу и оценке зон нефтегазона-копления;
2) работы по выявлению и подготовке объектов к поисковому бурению;
3) работы по поиску и оценке месторождений;
4) работы по подготовке месторождений к разработке.
Или:
1) работы регионального этапа геологоразведочного процесса;
2) работы поисково-оценочного этапа геологоразведочного процесса:
- работы по выявлению и подготовке объектов к поисковому бурению;
- работы по поиску и оценке месторождений;
3) работы разведочного этапа геологоразведочного процесса.
Структурная единица (подразделение), рассматриваемая с точки зрения прав на использование ресурсов и ответственности за результаты их использования, в управленческом учете именуется центром ответственности. Руководитель данной структурной единицы самостоятельно принимает управленческие решения в рамках аспектов деятельности данного подразделения и несет за них ответственность. Неоспоримым представляется мнение о том, что из-за недостаточной конкретизации ответственности за использование ресурсов и за уровень затрат на производство экономический субъект несет немалые потери. В связи с этим смысл создания центров ответственности - более четкая организация контроля и регулирования затрат как функции управления, обеспечение четкой персонифицированной ответственности за уровень отдельных затрат на предприятии [3, с. 144].
По мнению автора, в геологоразведочном производстве центрами ответственности должны выступать структурные подразделения, которые ответственны за информацию о затратах по геологоразведочным работам различных этапов и стадий геологоразведочного процесса. Выделение центров ответственности позволит оперативно управлять затратами по каждому этапу и стадии в отдельности по видам работ. Однако может возникнуть сложность с тем, что за различные работы одной стадии отвечают различные структурные подразделения, вследствие чего целесообразно установление общего центра ответственности.
Совместными усилиями руководители центров ответственности, имея общую информацию о затратах по геологоразведочным работам своего этапа (стадии) геологоразведочного процесса, смогут увидеть картину воспроизводства минерально-сырьевой базы в целом. Это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности геологоразведочных работ и возможности долгосрочного планирования деятельности.
Работы регионального этапа геологоразведочного процесса осуществляются в основном силами государственных научно-исследовательских институтов. Информация о результатах исследований ре-
гионального этапа необходима нефтегазодобывающим или специализированным геологоразведочным предприятиям для принятия решения об участии в конкурсе или аукционе на право пользования участком недр. Если какую-либо геологическую информацию о минерально-производственных запасах получают от сторонней организации, то центром ответственности должно выступать то структурное подразделение предприятия, которое ответственно за получение данной информации и ее достоверность (например, в производственных предприятиях ОАО НК «ЛУКОЙЛ» это отдел лицензирования геологоразведочных работ).
Работы поисково-оценочного этапа геологоразведочного процесса выполняют как специализированные предприятия, для которых каждый отдельный вид работ по поиску и оценке месторождений является основной целью деятельности (например, ОАО «Ямалгеофизика» - геолого-геофизические исследования, ОАО «ТюменьБурГаз» - разведочное бурение, НИИ - лабораторные исследования), так и структурные подразделения нефтегазовых компаний (геологический отдел, отдел геофизических работ, отдел бурения, лаборатория и т.д.). Таким образом, в нефтегазовой компании центром ответственности по поисково-оценочному этапу должно быть подразделение, получающее информацию о выполненных работах данного этапа от структурных подразделений своего предприятия, их выполняющих, или от подрядных специализированных предприятий.
Работы разведочного этапа геологоразведочного процесса также могут быть выполнены как структурными подразделениями, так и сторонними подрядчиками. При этом работы данной стадии более чем предыдущие носят параллельный характер выполнения (бурение скважин и исследования керна, бурение скважин и их геофизические исследования и т.д.). Если нефтегазодобывающая компания приобретает данные геологоразведочные работы у нескольких сторонних организаций, необходима координация их деятельности для предупреждения повторяющихся работ. Это привело к появлению должности супервайзера - представителя заказчика работ, который, зная всю технологию, следит за производственным процессом.
Чтобы иметь возможность анализировать и управлять информацией о затратах по геологоразведочным работам различных этапов геологоразведочного процесса, руководители центров ответственности
должны сформировать внутреннюю отчетность, т.е. систему взаимосвязанных показателей об условиях и результатах деятельности, необходимую для оперативного управления, возможности своевременно принимать решения, контроля ответственности. Через систему внутренней управленческой отчетности проходит информация обратной связи, т.е. прямая и обратная связь между управляющей и управляемой системами. В связи с этим уровень детализации внутренних отчетов падает с повышением уровня руководителя, но их содержание должно быть значащим для руководителя и ориентированным на будущее. Не последнюю роль при этом играет доступная форма внутреннего отчета.
Составление внутренних отчетов (их форма, наличие обязательных реквизитов, сроков предоставления и т.д.) законодательно не регламентируется, как и не регламентируется весь управленческий учет. Составление таких отчетов является внутренним делом каждого предприятия. По мнению автора, основное содержание отчета о затратах по выполнению геологоразведочных работ и их результатов может быть представлено в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. Это позволит в дальнейшем в этом же виде представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган посчитает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.
Информационные потоки, циркулирующие в системе принятия решений в области затрат, которые и будут составлять содержание управленческого учета и анализа на геологоразведочных предприятиях, необходимо формировать на всех этапах и стадиях геологоразведочного процесса.
Показатели затрат различных видов геологоразведочных работ разведочного этапа и их результаты могут быть представлены в следующей форме управленческой отчетности (рис. 2).
Эти формы будут являться сводными и заполняться по данным отчетов структурных подразделений служб геологического обеспечения, которые отвечают за выполнение отдельных видов работы данного этапа. В свою очередь данные службы получают отчеты от структурных подразделений производственного обеспечения о затратах по обеспечению геологоразведочных работ их направленности.
Таким образом, установление центров затрат и центров ответственности по геологоразведочным
Данные о затратах по работам разведочного этапа
Комплекс работ Сумма, руб.
Сметная стоимость Фактические затраты Отклонение
Стадия разведки и пробной эксплуатации
По видам работ
Итого...
Данные о результатах работ разведочного этапа
Наличие запасов нефти и газа по категориям Натуральный показатель Оценка, руб.
С1 (разведанные)
С2 (частично предварительно оцененные)
Перевод запасов категории С2 в категорию С1
Итого...
_
Рис. 2. Форма внутренней отчетности «Сводные данные о затратах по работам разведочного этапа и их результаты»
работам в прямой зависимости от этапа (или стадии) геологоразведочного процесса способствует обеспечению системности в цепочке воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышению компетенций специалистов в области управления геологоразведочным процессом.
Список литературы 1. «Драйвер» для отрасли. Интервью с С. Донским // Нефть России. 2012. № 5. С. 8-10.
2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. М.: Велби, Проспект, 2007. 448с.
3. Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П., Асаул А.Н., Фомина Т.А. Управление затратами на предприятии: учеб. пособие / под ред. Г.А. Краю-хина. СПб: Бизнес-пресса, 2006. 352 с.
4. Об утверждении временных положений и классификаций: приказ Министерства природных ресурсов РФ от 07.02.2001 № 126.
Management accounting
COST CENTERS AND RESPONSIBILITY CENTERS IN MANAGEMENT ACCOUNTING OF THE EXPLORATION INDUSTRIAL SECTOR
Natal'ia V. ZYLEVA
Abstract
The article reviews establishing of an effective management system of geological prospecting process. The article notes that such a process requires precise investigation and research because of the exploration industry plight in the field of mineral reproduction. The article analyzes in detail the opportunity to collect, classify and manipulate the exploration cost data. The author's opin-
ion is that an allotment of cost centers and responsibility centers is a direct function of the geological-prospecting process stage. The author states that holding the general cost information of each particular stage of prospecting works may be used to systematize mineral reproduction process. The article is of interest to analysts studying the effectiveness of exploration works and long-term planning companies' potential.
yhpaeMmecKuü yuem
17 (368) - 2014
Keywords: geological prospecting process, cost center, responsibility center, management reporting
References
1. Draiver dlia otrasli [Driver for the industry]. Neft'Rossii - Oil of Russia, 2012, no 5, pp. 8-10.
2. Kondrakov N.P. Bukhgalterskii (finansovyi, upravlencheskii) uchet [Accounting (financial, administrative)]. Moscow, Velbi, Prospekt Publ., 2007, 448 p.
3. Lebedev V.G., Drozdova T.G., Kustarev V.P., Asaul A.N., Fomina T.A. Upravlenie zatratami na predpriiatii [Cost management in an enterprise]. St. Petersburg, Biznes-pressa Publ., 2006. 352 p.
4. Executive Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation "On Approval of temporary regulations and classifications" of February 07, 2001 № 126. (In Russ.)
Natal'ia V. ZYLEVA
Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation [email protected]