ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
157
УДК 33.55(470.56)(045) М.А. Алексенко
ЦЕНТРЫ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ КАК МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ОРЕНБУРГСКИЙ СОЦИУМ
Оренбургская область - уникальный в геополитическом отношении регион России. Оренбуржье привлекает десятки тысяч мигрантов ежегодно, преимущественно из Центральной Азии, будучи главным резервуаром рабочей силы. Поэтому от их успешной интеграции зависит безопасность рубежей России. Успешность адаптации и интеграции зависит от деятельности органов власти. Статья подготовлена на актуальную тему адаптации и интеграции мигрантов. В настоящее время данная тема имеет существенную значимость для Российской Федерации, так как Россия занимает второе место среди государств, принимающих мигрантов. В исследовании раскрывается деятельность Центра временного размещения мигрантов и Центра социальной адаптации трудовых мигрантов по обеспечению адаптационных и интеграционных процессов. В работе представлен обширный материал по результатам деятельности центров как средств успешного освоения мигрантов в местном социуме. На основе анализа работы этих центров установлено, что наличия двух центров для размещения мигрантов в Оренбурге недостаточно.
Ключевые слова: мигранты, адаптация, интеграция, Оренбургская область, центры размещения мигрантов.
Оренбургская область - уникальный регион России, что выражается в его особом геополитическом положении на стыке двух частей света, а также соседство с государствами Азии. Именно из Азии в Россию, в том числе в Оренбургскую область, в разные исторические периоды прибывали и прибывают трудовые мигранты.
Трудовая деятельность мигрантов, прибывающих в Оренбургскую область, сосредоточена в строительстве, в сельском хозяйстве, в коммерческой деятельности, в промышленности. Практически не заняты они в социальной сфере. Трудовая деятельность - не единственная цель мигрантов. Вместе с тем, их привлекает рекреационная (Соль-Илецк, Бузулук) и учебная (вузы области) сферы. Так, в учебных заведениях Оренбургской области обучаются 1 185 студентов (1 184 из них - в вузах).
Местные власти разрабатывают программы по интеграции мигрантов в социум, в частности, программы по реализации национальной политики, включающей сохранение и развитие национальных культур. В Оренбургской области действуют 126 национально-культурных центров; 97 школ с этнокультурным компонентом, в программу которых входит обязательное изучение родного языка (данную программу осваивают около 4 тыс. учеников). Фонды библиотек располагают 110 тыс. экз. книг на национальных языках. Область финансирует издание таких национальных газет, как «Айкап» (казахская), «Яна Вакыт» (татарская), «Караван-Сарай» (башкирская) [3. С. 81].
Безусловно, интеграция и адаптация мигрантов - важные процессы, гарантирующие спокойную этнополитическую обстановку в регионе. Если об интеграции мигрантов-студентов заботится, прежде всего, вуз в рамках социально-воспитательной работы, то кто подумает о трудовых мигрантах?
Успешность адаптации и интеграции мигрантов во многом зависит от принимающего сообщества. Насколько быстро мигрант освоится в новой среде, настолько же быстро он станет «своим». Помочь мигранту освоится в новой среде, подчас без родных и близких, без работы помогают специализированные центры содержания мигрантов. В Оренбурге таких центров два: «Центр временного размещения вынужденных переселенцев» и «Центр социальной адаптации трудовых мигрантов». Насколько успешно справляются центры со своей задачей? Об этом говорят конкретные цифры.
Первым в Оренбурге в соответствии с постановлением Правительства РФ № 135 от 3 марта 1992 г. возник «Центр временного размещения вынужденных переселенцев». 20 августа 1993 г. согласно распоряжению ФМС России № 67 был открыт пункт приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев.
Ориентировочная вместимость Центра - 150 мест. Заселение в Центр осуществляется по направлениям УФМС по Оренбургской области, а после ликвидации Федеральной миграционной службы - по направлениям МВД по Оренбургской области.
Размещенные лица оплачивают проживание в Центре в размере, установленном администрацией Центра с согласования УФМС (в прошлом) и МВД (в настоящее время).
2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
При поступлении в Центр переселенцы обеспечиваются всем необходимым: от постельного белья (3 комплекта), кухонной посуды, до средств личной гигиены. Для индивидуального приготовления пищи в Центре имеются специально отведенные и оборудованные места, укомплектованные всей необходимой бытовой техникой (электроплита, холодильник, необходимые принадлежности, кухонная мебель).
Каждому переселенцу может быть оказана первая медицинская помощь: в Центре есть медицинский пункт, а в штате Центра - начальник медицинского кабинета и фельдшер. Полное медицинское обследование всем размещенным лицам проводится в 10-й городской больнице Оренбурга, а при необходимости - в специальных лечебно-медицинских учреждениях: областном тубдиспансере, областном онкодиспансере, кожвендиспансере, областной психиатрической больнице, центре психологического здоровья.
Все необходимые условия для проживания в Центре предоставлены. Переселенцы ни в чем не нуждаются.
По состоянию на 15 августа 2016 г. с момента организации Центра через него прошли 1 634 чел. (720 семей). Максимальная загрузка имела место в разгар чеченской трагедии в январе-феврале 1995 г., когда в Оренбургскую и другие области направился поток вынужденных переселенцев. В эти месяцы Центр был максимально укомплектован.
Всего из Чеченской республики с 1994 г. поступило 708 чел. (316 семей). Из них 483 чел. (247 семей) за первую чеченскую кампанию и 225 чел. (69 семей) - за вторую чеченскую получили компенсацию за утраченное жилье и имущество.
На 15 августа 2016 г. в Центре проживают 66 чел. (28 семей), в т. ч.: 53 чел. - вынужденные переселенцы, в т. ч. 11 несовершеннолетних детей из семей вынужденных переселенцев, не имеющие официально данного статуса; 2 чел. - прочие перемещенные лица (члены семей вынужденных переселенцев, не имеющие статуса вынужденного переселенца) - мужья; 11 чел. (4 семьи) - проживают по договорам краткосрочного размещения.
Количественный состав беженцев и вынужденных переселенцев представлен в табл. 1.
Таблица 1
Движение вынужденных переселенцев по ФКУ ФМС России «ЦВП, г. Оренбург»
Год Выбыло, чел./семей Прибыло, чел./семей
2012 49/16 24/8
2013 20/9 7/2
2014 15/8 -
2015 7/3 2/2
2016 9/6 1/1
Видно, что с каждым годом в Центр заселяется все меньше людей, а в 2014 г. заселившихся переселенцев не было совсем. Достаточно радужная картина, поскольку сам статус «вынужденный переселенец» не несет в себе ничего хорошего.
Количество семей, выбывших из центра в связи с получением сертификата на приобретение жилья: 2012 г. - 14, 2013 г. - 9, 2014 г. - 1, 2015 г. - 1, 2016 г. - 4.
53 % всех размещенных в Центре вынужденных переселенцев - люди трудоспособного возраста, среди которых немало людей со средним специальным и высшим профессиональным образованием, которые востребованы на рынке труда в г. Оренбурге.
Таблица 2
Структура вынужденных переселенцев по регионам выхода
Регион выхода Семей Человек %
Чеченская республика 3 4 7,55
Казахстан 8 14 26,41
Узбекистан 8 26 49,06
Таджикистан 2 4 7,55
Другие регионы 3 5 9,43
ИТОГО 24 53 100
Тенденция национального состава преимущественно сохраняется за представителями чеченской национальности. Традиционное большинство среди мигрантов в приграничном Оренбуржье сохраняется за гражданами Казахстана и Таджикистана.
В настоящее время самым большим является переселенческий поток из Узбекистана. По состоянию на 15 августа 2016 г. среди размещенных в Центре 66 чел. 23 чел. (18 семей) относятся к категории социально-незащищенных, из них: семьи только из пенсионеров и инвалидов - 4 чел. (3 семьи); одинокие пенсионеры - 6 чел. (6 семей); многодетные семьи - 5 чел. (1 семья); неполные семьи - 20 чел. (8 семей).
За весь период существования Центра примерно 40 % проживающих относятся к категории социально-незащищенных.
С 1993 г. в Центре родилось 49 детей. За этот же период умерло 27 чел. Для организации похорон администрация Центра выделяет родственникам бесплатно автотранспорт. Всего за время работы Центра 19 чел. из категории одиноких пенсионеров и инвалидов получили помощь при оформлении в дома-интернаты для пенсионеров и инвалидов. Для решения подобных вопросов администрация Центра тесно сотрудничает с отделом социальной защиты населения г. Оренбурга.
Для поддержания общественного порядка и антитеррористической защищенности объекта на территории Центра организован круглосуточный пост охраны.
В целях успешной и эффективной адаптации мигрантов в регионе с 2013 г. функционирует Центр социальной адаптации трудовых мигрантов, куда сразу же заселились 62 мигранта (в основном, граждане Узбекистана). Аналогичный центр был открыт также в сентябре 2013 г. в Тамбове.
Проект изначально был рассчитан на полгода и предполагал постоянное проживание и обучение иностранных граждан русскому языку, основам законодательства и российской истории в свободное от работы время [1. С. 85]. Для мигрантов предусмотрены и элементы культурного досуга -посещение экскурсий, театральных постановок, различных мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также этнокультурных праздников. Критериями отбора для участников проекта стали: законопослушность, в том числе полное отсутствие нарушений миграционного законодательства, прилежание и обучаемость. Финансирование осуществляется как за счет работодателей, так и трудовых мигрантов.
Контингент курсов неоднороден: люди с разным уровнем образования, хорошо знающие русский язык и плохо им владеющие. С учетом этих особенностей и формируются группы участников проекта. В конце 2014 г. прошли итоговую аттестацию 64 чел.
Содержание проекта совершенствуется. К примеру, на втором этапе была сформирована женская группа, которая занималась по отдельному графику без проживания в Центре.
На тех же условиях была сформирована группа из Социалистической Республики Вьетнам. Мотивация выпускников очень высока: из 94 иностранных граждан оценку «отлично» получили 44 чел., «хорошо» - 36 чел.
По сведениям пресс-службы УФМС РФ по Оренбургской области стартовавший в нач. 2015 г. 3-й этап проекта учел произошедшие изменения в миграционном законодательстве. Теперь в Центр приходят иностранные граждане уже владеющие на базовом уровне необходимыми знаниями по русскому языку, истории, основам законодательства. Сегодня Оренбургский Центр социальной адаптации трудовых мигрантов предлагает для иностранных граждан (мужчин и женщин) регистрацию, размещение, более углубленное обучение русскому языку, основам российского законодательства, истории России, осуществляемые без отрыва от трудовой деятельности. В Центре проживают, проходят обучение и готовятся к итоговой аттестации четыре группы трудовых мигрантов из Вьетнама, Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана.
По состоянию на 1 августа 2016 г. в Центре проживают граждане следующих государств (см. табл. 3). Как видно, сохраняется тенденция преимущественного преобладания граждан Узбекистана в Оренбургской области, 30 из которых разместились в Центре. Несколько не типична ситуация с отсутствием казахстанцев в Центре, ведь граждане Республики Казахстан занимают третье место по числу прибывших в Оренбургскую область мигрантов.
Возможны два варианта: либо количество мигрантов из приграничного Казахстана резко снизилось, что явно противоречит официальным статистическим данным, либо для выходцев из Казахстана нет необходимости размещения в Центре. Более вероятен второй вариант, поскольку приграничное положение Оренбуржья с Казахстаном сделало наши соседствующие земли хорошо знако-
2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
мыми. Соответственно, граждане Казахстана принимаются местным населением уже как «свои» и необходимость в адаптации исчезла. К тому же, прибывающие из приграничных регионов мигранты могут найти себе жилье самостоятельно.
Таблица 3
Национальный и гендерный состав мигрантов Центра социальной адаптации
Период обучения Количество заключенных договоров женщины мужчины С проживанием Без проживания Вьетнам Узбекистан Таджикистан Азербайджан Казахстан Армения Киргизия
С 01.05.16 по 30.09.16. 22 3 9 15 7 0 7 5 0 0 0 0
С 01.07.16. по 30.11.16. 23 2 1 2 21 1 8 4 0 0 0 0
С 01.08.16. по 30.12.16 20 1 9 17 13 3 5 0 0 0 0 2
Итого 65 6 19 34 41 4 20 9 0 0 0 2
Отметим также отсутствие в Центре граждан Азербайджана и Армении, незначительное количество граждан Киргизии (всего два проживающих по состоянию на 1 августа 2016 г.).
Гендерный состав проживающих соответствует официальным данным: большинство прибывших в край - мужчины. Незначительное превосходство количества женщин по состоянию на 1 августа не меняет картины.
В разные периоды (с 1 мая по 1 августа 2016 г.) в числе мигрантов из Центра происходит сильный разрыв среди поступивших без проживания и с проживанием. Тенденция поступления без проживания говорит об одном: мигранты располагают средствами для съема жилья. Стремление обзавестись жильем без необходимости проживания в Центре свидетельствует о подготовленности мигрантов к местным условиям.
Надо заметить, что проживающие в Центре не лишены удобств. Мигранты проживают в комнатах-блоках, рассчитанных на двух человек. Блок оборудован всем необходимым: кухней с электроплитой, холодильником, стиральной машиной; ванной комнатой; комнатой для проживания, где располагаются 2 кровати, шкаф, две тумбы, рабочий стол, гладильная доска, телевизор.
В Центре оборудованы классы для лекций, где есть все необходимое (доска, компьютер, телевизор в качестве проектора). Класс для сдачи экзамена оборудован компьютерами, подключенными к сети Интернет. Здесь мигранты на практике показывают знания русского языка, истории России и основ российского законодательства.
Задачи Центра полностью реализуются:
- предоставляется мигрантам жилое помещение для временного проживания;
- оказывается содействие в социальной адаптации;
- производится профилактика нелегальной миграции посредством принятия желающих в Центр;
- нормализация отношений мигрантов с местным населением путем проведения культурных мероприятий с задействованием обеих сторон (экскурсии по музеям города, посещение религиозных объединений, посещение достопримечательностей).
По итогам обучения в Центре мигранты получают сертификат с результатами тестирования. Центр способствует сбору документов для постановки на учет трудовых мигрантов. Проживание могут оплачивать как работодатели, так и сами иностранные граждане. По окончании обучения по ходатайству МВД по Оренбургской области в отношении наиболее успешных участников решается вопрос об оформлении разрешения на временное проживание в России.
Таким образом, Оренбург располагает необходимыми для размещения мигрантов организациями. Организации-центры для размещения иностранных граждан созданы как для трудовых мигрантов, так и для беженцев и вынужденных переселенцев. Центры обладают всей необходимой инфра-
структурой, в них же проводится обучение мигрантов русскому языку, истории России и основам законодательства. На данный момент Центры являются одними из моделей адаптации и интеграции мигрантов в оренбургский социум. Мигранты, прибывшие из-за рубежа, могут быть уверены, что при законопослушности и добропорядочности они в праве рассчитывать на поддержку властей региона, в том числе по их временному размещению и обучению в специализированных Центрах.
Однако для Оренбургской области, привлекательной с точки зрения въезда мигрантов, наличие всего двух Центров для размещения мигрантов явно недостаточно. При годовом въезде в среднем около 90 тыс. мигрантов (в разные годы) возможность размещения до 100 чел. неприемлема. Власти, заинтересованные в привлечении трудовых мигрантов, должны позаботиться о создании специальных центров по типу хостелов (общежитий) с аналогичной образовательной программой. Доступное жилье позволит мигрантам первое время обустроиться, одновременно осваивая программу по русскому языку, истории России и основам российского законодательства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амелин В. В. Состояние межэтнических и религиозных отношений и госуправление // Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад за 2015 год / ред. Тишков В. А., Амелин В. В., Степанов В. В. М.; Оренбург, 2015.
2. Кузнецов Д. В. Принципы организации и основные направления развития «Центров социальной адаптации трудовых мигрантов» // Об основных задачах реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части создания инфраструктуры социальной адаптации трудовых мигрантов в субъектах Российской Федерации. Материалы регион. науч.-практ. конф. 2-3 дек. 2013 г. Оренбург, 2013.
3. Хуснутдинова Л. Г. Модели интеграции мигрантов в Приволжском Федеральном округе // Этнопанорама, 2015. № 1-2.
Поступила в редакцию 02.12.16
M.A. Aleksenko
TEMPORARY ACCOMMODATION CENTERS FOR INTERNALLY DISPLACED PERSONS AND SOCIAL ADAPTATION OF LABOR MIGRANTS AS A MODEL OF INTEGRATION AND ADAPTATION OF MIGRANTS IN THE ORENBURG SOCIETY
The Orenburg region is a unique geopolitical region of Russia. The Orenburg region attracts tens of thousands of migrants each year, mostly from Central Asia, because this region is the main reservoir of manpower. Therefore, the security of the borders of Russia depends on their successful integration. The success of adaptation and integration depends on the activity of the authorities.
This article is concerned with the adaptation and integration of migrants, which is a topic of current interest. Currently, this topic is of essential importance for the Russian Federation, as Russia takes the second place among the countries receiving migrants.
The study reveals the activities of the Migrant Accommodation Center and the Center for Social Adaptation of Migrant Workers to ensure the adaptation and integration processes. The paper presents the results of extensive material on the activities of the centers as a means of successful development of migrants in the local society.
The efficiency of the centers is analyzed. It is found that the two centers are not sufficient to house migrants in Orenburg given the fact that this region is popular among migrants.
Keywords: migrants; adaptation; integration; Orenburg region; migrant accommodation centers.
Алексенко Майя Александровна, аспирант кафедры истории
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный унш 460046, Россия, г. Оренбург, проспект Победы, 13 E-mail: [email protected]
Aleksenko M.A.,
postgraduate student at Department of History
Orenburg State University
prosp. Pobedy, 13, Orenburg, Russia, 460046
E-mail: [email protected]