Центру социологических исследований - 25 лет
Арефьев Александр Леонардович - канд. ист. наук, доцент, замдиректора по науч. работе. E-mail: [email protected]
Центр социологических исследований Министерства науки и высшего образования (ФГАНУ
«Социоцентр»), Москва, Россия
Адрес: 109004, г. Москва, ул. Земляной вал, 50А/8, стр. 2
Аннотация. В статье освещаются основные результаты 25-летней работы Социоцен-тра - одной из научных организаций, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Отмечено, как небольшой по составу коллектив сотрудников за первые два десятилетия своего существования провёл свыше 600 масштабных социологических исследований и к настоящему времени издал, в том числе совместно с другими научными организациями, более 200 монографий, сборников научных трудов, статистических сборников и материалов конференций.
Ключевые слова.: социологические исследования, Социоцентр, образование, наука, издания Для цитирования: Арефьев А.Л. Центру социологических исследований - 25 лет // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 158-163 DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-158-163
СТРАНИЦЫ истории
J
Центр социологических исследований (Социоцентр) был создан в 1992 г. и первые годы своего существования размещался на ул. Люсиновской, 51, где находился учредивший его Государственный комитет по высшему образованию РФ (впоследствии - Министерство высшего и среднего специального образования). Целью создания Социоцентра являлось обеспечение Министерства оперативной социальной информацией по вопросам эффективности управления образованием и образовательной политики, проведение масштабных общероссийских социологических и экспертных исследований по всем направлениям работы с детьми, студенчеством и молодёжью, а также методическая поддержка университетов РФ в области социологических исследований.
Первым директором Социоцентра стал д-р экон. наук, профессор А.А. Овсянников. В 1994 г. его сменила д-р социол. наук, профессор В.Г. Харчева. При ней Социоцентром стал издаваться ежеквартальный журнал (бюллетень) «Высшая школа в зеркале социологии», популяризирующий результаты
проводимых социологических исследований. В 2001 г. директором Социоцентра был назначен канд. филос. наук, доцент Ф.Э. Ше-реги, выдающийся российский социолог1. Именно при нём Социоцентр превратился в один из наиболее сильных гуманитарных научно-исследовательских центров России, ставший базовым по общероссийским социологическим исследованиям не только для университетов, но и для академических институтов социально-гуманитарного профиля. О большом научном и методическом опыте Социоцентра свидетельствует тот факт, что с момента учреждения его коллектив провёл (в основном под руководством Ф.Э. Шереги) более 600 масштабных социологических исследований, издал с 1997 г. 210 научных книг (в основном монографий, а также сборников научных трудов, статистических сборников, материалов конференций), большинство - с участием ведущих университетов и академических институтов, в том числе 30 учебников, учебных и методических пособий для университетов, универсальный интерактивный учебник по методам приклад-
ной социологии2. Социоцентром опубликованы книги по социологии образования3,
4 5
социологии науки4, социологии политики5, социологии управления6, социологии права7, социологии труда8, социологии здравоохра-
9 10
нения9, социологии культуры10, социологии
11 12 молодежи11, социологии спорта12, социоло-
13
гии девиации13, социологии международных
14
отношений, социологии предприниматель-ства15, социологии языка16, социальной демо-графии17, истории социологии18. Общий объем опубликованных с участием сотрудников Социоцентра и совместно с университетами и академическими институтами научных изданий - 4300 условных печатных листов. Часть из этих книг, имеющих монографический характер, в 2017-2018 гг. были переизданы издательством «Юрайт», в основном - в форме учебников и учебных пособий для вузов.
Центр является основной организацией, формирующей оперативную социологическую информацию для структурных подразделений Министерства образования и науки РФ в общероссийских масштабах по всем актуальным направлениям образования и гуманитарной науки, включая проблематику экспорта образовательных услуг, русского языка, девиации, нормирования труда учителей и формирования контингента кадров управления образованием на территориальном и муниципальном уровнях, оценки населением России качества образовательных услуг, научного взаимодействия университетов с инновационными предприятиями, организации оздоровительного отдыха детей, а также воспитательной работы в школе, трудоустройства выпускников организаций профессионального образования.
Осуществление масштабных оперативных социологических исследований Со-циоцентром стало возможным потому, что с 1990-х гг. Социоцентр пользуется услугами общероссийской профессиональной сети интервьюеров, созданной и руководимой Ф.Э. Шереги, позволяющей проводить опросы населения по всей стране. Такими возможностями не обладал ни один универ-
ситет и ни один академический институт. Со-циоцентр проводил также исследования и за границей (в странах СНГ и Балтии).
В качестве научных сотрудников Социо-центра работали такие выдающиеся ученые, как д-р филос. наук, профессор Г.А. Ключа-рев (ныне - руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Федерального научно-социологического центра РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования»), д-р социол. наук, профессор Д.Л. Константиновский (ныне - руководитель отдела образования ФНСЦ РАН), д-р социол. наук В.К. Левашов (ныне - руководитель Центра стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН), д-р филос. наук У.М. Бахтикиреева (ныне - профессор РУДН, зам. гл. редактора «Вестника РУДН»), д-р социол. наук В.И. Савинков (ныне - заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации) и ряд других известных специалистов в области социологии, демографии, экономики, гуманитарных, естественных и точных наук, входивших в состав Наблюдательного и Ученого советов Социоцентра или взаимодействовавших с его научным коллективом, в том числе по подготовке совместных научных изданий (например, д-р филос. наук, профессор, академик РАН М.К. Горшков, д-р филос. наук, профессор, академик РАН Г.В. Осипов, д-р филос. наук, профессор, чл.-корр. РАН М.Н. Руткевич, д-р филос. наук, профессор, чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, д-р филос. наук, профессор, чл.-корр. РАН А.В. Дмитриев, д-р физ.-мат. наук, профессор, чл.-корр. РАН Б.Л. Иоффе, д-р экон. наук, профессор, чл.-корр. РАН С.В. Рязанцев, д-р физ.-мат. наук, профессор, академик РАО М.Н. Стриханов, д-р филос. наук Д.З. Докторов, д-р социол. наук, профессор Я.З. Гарипов, д-р экон. наук, профессор Л.Л. Рыбаковский, д-р экон. наук, профессор И.И. Чангли, д-р социол. наук Г.А. Чередниченко, канд. ист. наук, доцент Баженов, канд. филос. наук Н.Т. Кремлев).
В 2013 г. учредитель Социоцентра (Мин-обрнауки России) возложил на него органи-
160
Высшее образование в России • № 11, 2018
зационное и информационное сопровождение проекта участия российских вузов в глобальных рейтингах лучших университетов мира (проект 5-100), ставшего доминирующим в его деятельности19. Штат сотрудников организации, составлявший ранее 15-20 человек (научных работников и технического персонала), был увеличен до 100 и более человек. Новым директором организации Министерство назначило Д.Ю. Лямина, с 2014 г. его сменил на этом посту Г.М. Рудницкий, в конце 2016 г. и.о. директора назначена Н.А. Полихина.
Среди последних научных работ Социо-центра - всероссийское исследование (хронометрический и социологический анализ) условий труда учителей общеобразовательных школ (2015 г.), исследование работы системы местных органов управления образованием - уникальный социологический проект, не имеющий аналогов ни в период СССР, ни в постсоветское время (2016 г.); всероссийские опросы иностранных студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений российских вузов (2015 и 2018 гг.). Также Социоцентр фактически является базовой организацией по информационно-аналитическому обеспечению нового приоритетного проекта по экспорту российского образования. С 2002 г. ведется сбор и анализ ведомственной статистики по иностранным учащимся отечественной высшей школы, ежегодно совместно с международным департаментом Минобрнауки выпускаются статистические сборники по иностранным студентам и экспорту российского образования20. Представляется, что проект по экспорту образования, ставящий перед собой амбициозные цели: увеличить число иностранных студентов очной формы в вузах и учреждениях СПО России к 2025 г. с нынешних 245 тыс. чел. до 710 тыс., а доходы от экспорта образовательных услуг - с 87,4 млрд. руб. до 373 млрд., - может стать одним из основных направлений научной работы Социоцентра, в которой в полной мере будет использован
его многолетний опыт сбора и анализа статистических и социологических данных по международному образованию.
Примечания
1 Подробнее о биографии и научной деятельности Ф.Э. Шереги см.: К 70-летию Ф.Э. Шереги // Социальные технологии, исследования. 2014. № 5. C. 6-43.
2 Данное учебное пособие, выпущенное в 2009 г. совместно с Институтом социологии РАН (авторы - М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги), было сразу же рекомендовано УМО МГУ в качестве учебника для вузов по программе классических университетов. В 2010 г. вышла в свет интерактивная версия учебника, включающая также задачник с 301 задачей «математического типа» (единственное подобное издание в России и не имеющее аналога за рубежом); в 2018 г. переиздан в качестве учебника и практикума для бакалавриата и магистратуры издательством «Юрайт» (см.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018, 311 с.).
3 Образование и наука в процессе реформ (коллектив авторов) / Сост.: Д.Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. М.: ЦСП, 2003. 432 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л., Константиновский Д.Л. Взаимодействие российских вузов с международными фондами и организациями: мониторинг и оценка эффективности. М.: ЦСП, 2006. 167 с.; Шереги Ф.Э. Эффективность реализации национального проекта «Образование». М.: ЦСП, 2007. 192 с.; Руткевич М.Н. Образованность населения России конца XIX - начала XX веков. М.: ЦСП, 2007. 72 с.; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. М.: ЦСПиМ, 2008. 464 с.; Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. Совместное издание с Институтом социологии РАН / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. 350 с.; Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. М.: ЦСПиМ, 2011. 288 с.; Константиновский Д.Л, Вахштайн В.С, Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации: Учеб. пособие для социол. факультетов. М.: Центр социологических исследований, 2013. 224 с.; Грани российского образования / Ред. коллегия: М.К. Горшков
(председатель), Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, Г.А. Ключарев. М.: Центр социологических исследований, 2015. 644 с.; Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ. М.: ЦСПиМ, 2015. 152 с.; Шереги Ф.Э,, Арефьев А.Л, Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: ЦСПиМ, 2015. 288 с.; Образование и наука в России: Сб. науч. тр. / Ред. коллегия: М.К. Горшков (председатель), А.Л. Арефьев, Г.А. Клю-чарев, Ф.Э. Шереги. М.: Центр социологических исследований, 2016. 384 с.; Ключарев Г.А., Попов М.С., Савинков В.И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия. М.: ИС РАН, 2017. 388 с.; Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Ред. коллегия: Г.В. Осипов, М.Н. Стриханов, А.Л. Арефьев. М.: ИСПИ РАН, 2017. 448 с.
4 Шереги Ф.Э, СтрихановН.М. Наука в России. Социологический анализ. М.: ЦСП, 2006. 456 с.; Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов в области образования и науки в России. М.: ЦСП, 2006. 320 с.; Осипов Г.В, Стриханов М.Н, Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства. Ч. 1 и 2. М.: ЦСПиМ, 2014. 364 с.; 368 с.; Осипов Г.В, Климовицкий С.В. Индикаторы науки и технологий: история, методология, стандарты измерения. М.: Центр социологических исследований, 2014. 234 с.; Шереги Ф.Э, ПоповМ.С. Информированность научно-образовательного сообщества о проектах в сфере науки. М.: ЦСПиМ, 2016. 152 с.; Осипов Г.В, Шереги Ф.Э. Социология образования и науки. Интеграция университетской науки и производства. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 362 с.
5 См.: Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2003. 664 с.; Политический словарь нашего времени (авт. коллектив Всероссийского центра изучения общественного мнения). М.: ЦСП, 2006. 456 с.
6 См.: Тощенко Ж..Т. Социология управления: Учебник для вузов. М.: ЦСПиМ, 2011. 300 стр.; Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: Учебное пособие для вузов по курсу бакалавриата. М.: ЦСПиМ, 2013. 192 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Кадры управления образованием: социологический анализ. М.: ИСПИ РАН, 2017. 320 с.
7 См.: Шереги Ф.Э, Малкин В.И. Правовая реформа в России. М.: ЦСП, 1999. 159 с.; Новиков В.М, Шереги Ф.Э. Эффективность финансового законодательства. Итоги экспертной оценки. М.: ЦСП, 2000. 71 с.; Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. СПБ: Алетейя, 2002. 448 с.; Шереги Ф.Э, Абросимова Е.А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России. М.: ЦСП, 2002. 121 с.
8 Чангли И.И. Труд. М.: ЦСПиМ, 2010. 607 с.; Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. Учебник для вузов. М.: ЦСПиМ, 2012. 464 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев АА, Царьков П.Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2016. 327 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.А. Социология труда. Условия труда педагогов. М.: Юрайт, 2017. 327 с.; ТощенкоЖ.Т., Цветкова Г.А. Социология труда. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 472 с.
9 См.: Шереги Ф.Э. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным в образовательной среде: Социологический анализ. М.: ЦСП, 2006. 88 с.; Баженов А.М. Социология здравоохранения: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 266 с.
10 См.: Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по реструктуризации учреждений культуры муниципальных образований. Аналитический доклад (коллектив авторов). М.: ЦСП, 2005. 360 с; Дукачева A.B., Ключарев Г.А. Информационно-образовательный потенциал клубных и культурно-досуговых учреждений. М.: ЦСП, 2006. 88 с.; Орлова Э.А. эффективные социокультурные программы и проекты. М.: ЦСПиМ, 2015. 344 с.
11 См.: Российская молодёжь: проблемы и решения (коллектив авторов). М.: ЦСП, 2005. 648 с.; Константиновский Д.А. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСПиМ, 2008. 552 с.; Арефьев А.А. Молодёжные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. М.: ЦСПиМ, 2008. 320 с.; Горшков М.К, Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2009. 292 с.; Константиновский Д.А., Вознесенская Е.Д, Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодёжи: 1998-2008
162
Высшее образование в России • № 11, 2018
годы. М.: Центр социологических исследований, 2011. 296 с.; Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Рабочая молодёжь России: количественное и качественное измерения. М.: Центр социологических исследований,
2013. 277 с.; Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодёжи. М.: Центр социологических исследований, 2014. 560 с.; Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д, Чередниченко Г.А. Молодёжь России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСПиМ, 2014. 548 с.; Константиновский Д.Л., Абрамова М.А, Вознесенская Е.Д, Гончарова Г.С., Костюк В.Г, Попова Е.С., Чередниченко Г.А. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования. М.: Центр социологических исследований, 2015. 232 с.
12 См.: Савинков В.И. Потребности учреждений высшего профессионального образования в объектах спортивной инфраструктуры: Метод. пособие по прикладной социологии для социол. ф-тов ун-тов. М.: ЦСПиМ, 2013. 64 с.; Стриханов М.Н, Савинков В.И. Физическая культура и спорт в университетах: статистический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2015. 150 с.; Стриханов М.Н, Шереги Ф.Э. Детский отдых и оздоровление: проблемы организации, содержание, воспитательный эффект. М.: Центр социологических исследований, 2015. 222 с.
13 См.: Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Оценка наркоситуации в молодёжной среде. Доклад. М.: ЦСП, 2003. 88 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Наркотизация в молодёжной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: ЦСП, 2003. 600 с.; Актуальные проблемы наркотизации в молодёжной среде: состояние, тенденции, профилактика (коллектив авторов). М.: ЦСП, 2004. 504 с.; Ше-реги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: ЦСП, 2004. 344 с.; Ключарев Г.А, Пахомова Е.И., Трофимова И.Н. Совершенствование работы с молодёжью группы риска в РФ. М.: ЦСП, 2007. 288 с.; Дмитриев A.B., Сычев А.А. Скандал. Социофилософские очерки. М.: ЦСП,
2014. 323 с.; Шереги Ф.Э. Социология девиации. М.: Юрайт, 2017. 323 с.; Шереги Ф.Э, Арефьев А.Л. Социология девиации. Наркотизация в молодёжной среде. М.: Юрайт, 2018. 200 с.
14 См.: Баженов А.М. Социология международных отношений: Учеб. пособие для вузов. М.: ЦСПиМ, 2013. 300 с.; Арефьев А.Л., Баженов А.М. Кто есть кто в социологии международных отно-
шений: Энциклопедический справочник для вузов. М.: Центр социологических исследований, 2016. 352 с.; Социология международных отношений. Ведущие представители: Учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2017. 341 с.
15 Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства: Учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 423 с.
16 См.: Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения / Ред. коллегия: Е.Е. Чепурных, А.Л. Арефьев и др. М.: ЦСП, 2005. 320 с.; Арефьев А.А. Русский язык на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Электр. изд. М.: ЦСПиМ, 2012. 450 с.; Арефьев А.А. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность. М.: ЦСПиМ, 2014. 488 с.; Арефьев А.А. Национальные и иностранные языки в российской системе образования. М.: ИСПИ РАН, 2017. 328 с.; Арефьев А.А. Социология языка. Русский язык. Современное состояние и тенденции распространения. М.: Юрайт, 2018. 308 с.
17 См.: Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2003. 352 с.; Стратегия демографического развития России / Под ред. В.Н. Кузнецова и Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005. 208 с.; Практическая демография / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005. 280 с.; Писарев А.В. Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения. М.: ЦСП, 2005. 255 с.; Демографическая ситуация в Москве и тенденции её развития / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2006. 264 с.; Халкичев М.Н. Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие. М.: ЦСП, 2006. 222 с.
18 Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: ЦСП, 2006. 488 с.; Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. М.: ЦСПиМ, 2008. 627 с.; Докторов Б.З. Биографические интервью с коллегами-социологами: Электр. изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 930 с.; Кремлев Н.Т. Историческая социология. Вопросы теории общественного развития. М.: ЦСПиМ, 2016. 654 с.; Докторов Б.З. Нескончаемые беседы с классиками и современниками. Опыт историко-биографического анализа. М.: ЦСПиМ, 2018. 440 с.
19 См.: Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. Вып. 1-2 / Под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева. М.: Центр социологических исследований, 2014; Методиче-
ские вопросы оценки реализации проекта 5-100 по рейтингам университетов / Под. ред. А.Л. Арефьева и Ф.Э. Шереги. М.: Центр социологических исследований, 2014. 312 с.; Материалы семинара-конференции проекта по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт»). Вып. 1-4 / Ред. коллегия: Г.В. Андрущак, М.В. Антонов, А.Л. Арефьев и др. М.: Центр социологических исследований, 2014; Полихина Н.А, Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, измерения. М.: Центр социологических исследований, 2018. 189 с.
20 См.: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сб. Вып. 1-15. М.: Центр социологических исследований, 2003-2018; Экспорт российских образовательных услуг: Стат. сб. Вып. 1-7. М.: Центр социологических исследований, 2008-2017; Шереги Ф.Э, Дмитриев Н.М, Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. М.: ЦСП, 2002. 562 с.; Арефьев А.А., Дмитриев Н.М. Зарубежные научно-учебные стажировки. М.: ЦСП, 2003, 140 с.; Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал российских вузов. М.: ЦСП, 2003. 562 с.; Арефьев А.А. Подго-
товка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах. М.: ЦСП, 2004. 148 с.; Арефьев А.А., Чепурных Е.Е, Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования: практика, исследования, анализ. М.: ЦСП, 2005. 352 с.; Арефьев А.А. Тенденции в обучении граждан КНР в российских вузах. М.: ЦСП, 2006. 56 с.; Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: ЦСП, 2007. 700 с.; Арефьев А.А. Тенденции экспорта российского образования. М.: ЦСП, 2010. 240 с.; Арефьев А.А., Гоблик В.В. Сотрудничество России и Украины в области образования. М.: ЦСПиМ, 2012., 260 с.; Арефьев А.А., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах: Электр. изд. М.: Центр социологических исследований, 2014. 227 с.; Арефьев А.А., Полихина Н.А, Барсуков А.А, Гурко Д.Д. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. Отчет по итогам всероссийского социологического исследования. М.: Центр социологических исследований, 2016. 247 с.
Статья поступила в редакцию19.07.18 С доработки 10.10.18 Принята к публикации 15.10.18
Quarter Century ofSociocentre Scientific Activity
Alexander L. Arefiev - Cand. Sci (History), Assoc. Prof., Deputy Director for Science, e-mail: [email protected]
Center of the Ministry of Higher Education (FSASO "Sociocentre"), Moscow, Russia Address: 50A / 8, bldg 2, Zemlyanoi val str., 109004, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article highlights the main results of the 25-year work of Sociocentre - one of the scientific organizations subordinated to the Ministry of higher education and science of the Russian Federation. It is noted that, during the first two decades of its existence, a small group of researchers conducted over 600 large-scale sociological studies and, to date, published more than 200 monographs and collections of scientific papers, statistical compendiums, conference proceedings together with other scientific organizations.
Keywords: Sociocentre, sociological research, education, science, publications Cite as: Arefiev, A.L. (2018). [Quarter Century of Sociocentre Scientific Activity]. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No.11, pp. 158-163. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-158-163
The paper was submitted 19.07.18 Received after reworking 10.10.18 Accepted for publication 15.10.18