ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ТУРЦИИ
Т. Джакупов
Российский университет дружбы народов Москва, Россия
Аннотация. Проходящие в течение последних 15 лет внутриполитические процессы в Турции будут иметь непосредственное влияние на Центральную Азию. Во-первых, Турция будет все больше выдвигать «фактор Гюлена» в повестку двусторонних отношений с Кыргызстаном и Казахстаном. Во-вторых, в условиях политической нестабильности в Турции, для стран региона особую обеспокоенность вызывают риски, связанные с возвращением центрально-азиатских боевиков через территорию Турции. В-третьих, дальнейшая нормализация отношений между Москвой и Анкарой может стать важным этапом по усилению влияния Анкары в регионе в долгосрочной перспективе. В настоящее время, обе страны являются ключевыми стратегическими и экономическими партнерами для стран Центральной Азии. Вместе с этим, угрозы связанные с дестабилизацией Афганистана и перспективы подключения Турции к китайской инициативе «Экономическому поясу Шелкового пути» будет подпитывать интерес Анкары по расширению взаимодействия с центрально-азиатскими странами в транс-портно-логистических и инфраструктурных проектах. Однако, с учетом активной вовлеченности Турции в ближневосточные дела и трансформацией ЕС, ее ключевого торгового партнера, роль Анкары в центрально-азиатских процессах в обозримом будущем будет оставаться ограниченной.
Используя обширный методологический инструментарий, автор рассматривает внешнеполитическую концепцию Турции в центральноазиатском регионе с учетом вышеперечисленных факторов.
Ключевые слова: Центральная Азия, Турция, сотрудничество, энергетика, культура, политика, борьба с терроризмом, не-оосманизм.
CENTRAL ASIA IN THE FOREIGN
POLICY CONCEPT OF TURKEY
T. Dzakupov
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. The internal political processes taking place in Turkey over the past 15 years will have a direct impact on Central Asia. First, Turkey will increasingly put forward the "Gulen factor" in the agenda of bilateral relations with Kyrgyzstan and Kazakhstan. Secondly, in the conditions of political instability in Turkey, for the countries of the region, the risks associated with the return of Central Asian militants through the territory of Turkey are of particular concern. Thirdly, further normalization of relations between Moscow and Ankara can be an important stage in strengthening the influence of Ankara in the region in the long term. At present, both countries are key strategic and economic partners for the countries of Central Asia. At the same time, the threats associated with the de-stabilization of Afghanistan and the prospects for Turkey's involvement in the Chinese initiative "The Economic Belt of the Silk Road" will fuel Ankara's interest in expanding interaction with Central Asian countries in transport and logistics and infrastructure projects. However, given Turkey's active involvement in Middle Eastern affairs and the transformation of the EU, its key trading partner, Ankara's role in the Central Asian processes will remain limited in the foreseeable future.
Using an extensive methodological toolkit, the author examines the foreign policy concept of Turkey in the Central Asian region, taking into account the above listed factors.
Keywords: Central Asia, Turkey, cooperation, energetic, culture, politics, fight against terrorism, neo-osmanism.
Турция сегодня переживает период политической активности в Центрально-азиатском регионе и обладает идеологией так называемой «мягкой силы» внешнего влияния на данные государства. Историческая общность геополитических интересов
поддерживает интерес Турции к близлежащим зонам, включая Кавказ, Каспийский и Черноморский бассейны, Балканы, Восточное Средиземноморье и Ближний Восток от Персидского залива до Северной Африки. И если говорить о сегодняшней концепции внешней политики Турции в странах Центральной Азии, то подобные внешнеполитические амбиции получили название политики «неоосманизма».
На сегодняшней день Турция также стремится стать «энергетической биржей» Евразии, монополизировав энергетические потоки, идущие с востока на запад, яркое подтверждение этому - сданный в эксплуатацию трубопровод Баку - Тбилиси -Джейхан, обеспечивающий поставки 50 млн. т сырой нефти в год1.
Геополитическое положение Турции определяется пересечением крайне важных и самых проблемных регионов мира - Европы и Азии, внешняя политика Турции построена на активном межстрановом диалоге, посредством которого страна на сегодняшний день пытается решить многочисленные проблемы своих соседей, которые также касаются и её, и проводит также амбициозную политику. Выдержав определённый временной промежуток, политическая верхушка Турции вернулось к политике 1990-х гг., включающей себя элементы пантюркизма. И данное концептуальное внешнеполитическое решение затрагивает страны Кавказа и Центральной Азии, а также политические амбиции России, Ирана и Китая2.
Основная идея пантюркизма заключается в том, чтобы объединить все тюркские народы в империю по этническому или этно-конфессиональному признаку. Родственное движение данному - панту-ранизм - объединение евразийских народов по единому этногеополитическому признаку на территории «Турана». Ещё
1 Лаумуллин М., Турция и Центральная Азия, -Московский центр Карнеги, -http://camegie.ru/puЫicatюns/?fa=49758
2 Сотниченко А.А. Расцвет и закат пантюркизма в Турции на рубеже 20-21 века, - Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/97 8-5-55431-158-9/ © МАЭ РАН
одно направление - тюркизм - идеология, действовавшая в Турции в 20-30 гг. ХХ в., смысл которой - объединить всех турок на территории Анталии и Восточной Фракии в рамках национального государства европейского типа. Все эти общественно-политические движения ориентировались на Турцию как государство, которое не только удачнее других смогло синтезировать традиции Востока и Запада по сравнению с соседями, имеющее опыт построения многонациональной империи, но и объединяющее наибольшее число турок в рамках одного геополитического пространства. На сегодняшний день данная идеология также возрождается.
Далее следует проанализировать отношения Турции и их идеологию с каждым государством Центральной Азии. Для Казахстана отношения с Турцией носят дружеский и партнерский характер. Тем не менее, некоторые элементы во внешней политике Анкары (пантюркизм, конкуренция за транспортировку энергоресурсов, антизападные жесты в духе исламской солидарности и т.д.) способны негативно отразиться на отношениях Казахстана с рядом государств.
После свержения режима талибов в Афганистане Турция стала активным участником международных сил содействия безопасности в Афганистане. Она также прикладывает немало усилий для укрепления инфраструктуры этой страны в области образования, здравоохранения и промышленности. По инициативе Турции в Анкаре и Стамбуле с 2007 по 2009 гг. была проведена серия трехсторонних встреч на высшем уровне, в которых турецкая сторона выполняла своего рода посредническую функцию в нормализации афгано-пакистанских отношений [Марчу-ков, Зобова 2013: 80].
В конце января 2010 г. Турция сделала попытку выступить в качестве посредника между Кабулом и боевиками, а также Кабулом и Исламабадом. Основная идея Анкары состояла в том, чтобы придать проблеме региональный характер, т.е. привлечь соседние государства к более активному участию в решении афганской проблемы.
Доктрина «неоосманизма», точнее, его апология для внешнего пользования заключается в следующем. Турция окружена странами Среднего Востока, Кавказа и Балкан. Во всех этих регионах, особенно после окончания холодной войны, наблюдается нестабильность. На «постосманском» пространстве по-прежнему не разрешены территориальные споры. Всего этого не было во времена Османской империи, когда царила стабильность. Более того, Османская империя, хоть и была похожа на теократическое государство, но если проанализировать отношения государства и религии в ней, то она более соответствовала современной светской модели. Суть «неоосманизма» заключается в «усилении внешнеполитической роли Турции в регионе во имя стабильности».
Турция и Россия позиционируют себя в качестве двух великих держав в Евразийском регионе, сыгравших значительную роль в формировании культурной и общественно-политической ткани Евразии. По мнению официальной Анкары, Турция и Россия - главные игроки, способствующие поддержанию мира и сохранению стабильности в своем регионе.
После распада СССР развитие многоплановых связей с постсоветскими республиками Южного Кавказа и Центральной Азии становится одним из наиболее важных направлений внешней политики Турции, поскольку это должно было способствовать решению ряда стоявших перед ней внутренних и геополитических задач. Основную роль в организации и координации этой деятельности играет специально созданная государственная структура «Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию». Важное внимание уделяется укреплению правовой и институциональной базы сотрудничества, ее унификации в соответствии со стандартами ЕС, к которым Турция уже адаптирована в связи с вступлением в европейский таможенный союз. Турция прилагает значительные усилия в направлении развития деловых отношений со странами Евразии. Прямые инвестиции турецких фирм в этот регион уже превысили 10 млрд. долларов. Кроме того, национальные подрядчики реализуют
в евразийских государствах свыше 1 700 проектов на общую сумму 35 млрд. долларов 1.
В сфере культуры и политики первоначальным объектом совместных усилий стало проведение международных тюркских курултаев, первый из которых состоялся 21 марта 1993 г. Они задуманы как съезды представителей общественных организаций тюркских государств и общин всего мира, проводятся параллельно саммитам тюркских государств, идея организации которых принадлежит восьмому президенту Турции Т. Озалу. В саммитах (первый из них был проведен в Анкаре в октябре 1992 г.) участвуют высшие представители государственных структур тюркских стран. Когда в 2002 г. к власти в Турции пришла партия «Справедливость и развитие», она отказалась от этой идеи, однако в 2006 г. исламисты возобновили проведение курултаев, сделав тюркское направление своей внешней политики одним из приоритетных.
В то же время, в 1990-х гг. внешняя политика в странах Центральной Азии велась во многом на эмоциональных этнических лозунгах, то сейчас она проводится, тщательно и продуманно, а к задачам интеграции и партнёрства со странами, подход более взвешенный. Как уже было подчёркнуто в предыдущем параграфе, ставка внешней политике сделана именно на культурное и научное партнёрство. Успех данной политической стратегии ярко демонстрирует Евросоюз, когда в него входящих странах сначала занялись решением экономических вопросов, и только после этого было начато строительство единых политических институтов и структур.
Построение взаимодействия с государствами Центральной Азии сегодня Турция рассматривает так же, как способ решить и свои внутренние проблемы через достижения стратегических задач - проводить более активную политику на региональном и соответственно на международном уровне, повысить ее геостратегическое значение в
1Панкратенко И. Казахстан, Киргизия и Турецко-российское противостояние, -
https://orientcom.wordpress.com/2016/03/14/kazakhsta n_kirgizia_moscow/, 2016
глазах своих западных союзников. Что касается интересов Запада, то идею внедрения и пропаганды турецкой модели в республики Центральной Азии в качестве наилучшего метода и пути развития активно поддерживал Запад. Для него целесообразность данной модели заключалась в том, что она включала в себя три основные составляющие: светское государственное устройство, демократическое правление, свободные рыночные отношения. И хотя сама модель была далека от совершенства, ее внедрение было вызвано заинтересованностью Запада в экономико-геополитической трансформации в странах региона.
Сегодня ставка со стороны Турции сделана на реализацию именно практичных и реальных проектов и на запрет излишне затратных и эфемерных глобальных планов построения единого государства в ближайшем будущем. В годы правления кабинета Р.Т. Эрдогана политика Турции стала более активной и многовекторной как на глобальном, так и на региональном уровнях. Новая элита стала делать больший акцент на подходах, основанных на оценке своих реальных интересов и возможностей.
Большое значение в развитии сотрудничества, в том числе в политической сфере, сыграл Десятый курултай, состоявшийся в 2012 г. Именно с того времени Турция начала переходить от деклараций к практическим действиям. Тогда впервые в работе курултая участвовали представители государственных органов власти, включая премьер-министра Турции и президента Азербайджана. Так, глава правительства выступил на курултае с инициативой создать Содружество тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единых позиций.
Турция на сегодняшний день понимает, что если у неё нет реальных перспектив членства в ЕС, то это даёт право переключиться на иные свои политические шансы и возможности. Такой альтернативой для Анкары может стать тюркский мир (точнее, Центральная Азия), с которым она
имеет тесные культурные и исторические связи, а также общие экономические интересы.
Как уже было отмечено выше, стратегической задачей Турции, после успешного прохождения периода экономической интеграции, должно стать объединения тюркских народов в единое государство и его становление в мировой политике как весьма сильного игрока. События 20072008 гг. свидетельствуют, что Анкара уже начала предпринимать конкретные шаги по развитию такого союза, для создания административно-организационного каркаса которого она стремится использовать опыт строительства структуры ЕС1 .
К наиболее ярким парадигмам турецкой внешней политики относительно стран Центральной Азии стоит отнести следующие:
1. Перспективная стратегия активных действий, по направлению к созданию единого энергетического бассейна, который будет существовать отдельно от России, что сделает реальной перспективу для республик Центральной Азии получить прямой доступ к рынкам Европы. При этом именно Турция будет, является тем транзитным путём, который обеспечит поток энергоносителей;
2. Построение активных отношений и выстраивание единой площадки переговоров и политических решений, что также повысит и экономический потенциал страны, усилит систему экономических связей в регионе и также углубит отношения как между политическими лидерами, бизнес-элитой, а также обычными гражданами;
3. Культурное взаимодействие на уровне общности языка и культуры, что должно сфокусировать цель построения и дальнейшего построения тюркско-исламского мира;
4. Поступательные шаги к политической интеграции государств данной области через создание соответствующих ин-
1Панкратенко И. Казахстан, Киргизия и Турецко-российское противостояние, -
https://orientcom.wordpress.com/2016/03/14/kazakhsta n_kirgizia_moscow/, 2016
ститутов, законодательно оформленных.
Ещё одно крайне важное качество турецкой парадигмы внешнеполитического влияния в странах Центральной Азии -активные действия против исламского радикализма, что также отмечается на официальном уровне также взять на себя главную роль в борьбе против проникновения радикальных исламистов в страны Центрально Азии. Данные действия должны придать соответствующий политический вес Турции. Большинство проектов, которые в своей реализации зависели от средств США так и не смогли воплотиться. При этом сама Турция не имеет должных ресурсов для того, чтобы поддерживать соседние регионы, для чего потребуется взаимопомощь в защите границ, обеспечении соответствующих средств, противовоздушной обороны и сил специального назначения. При этом Россия также действует в данном направлении и создаётся естественное политическое препятствие.
Концепция пантюркизма открыто критикуется и со стороны ряда оппозиционных организаций, как в самой Турции, так и в западных странах, особенно относительна тех политических групп, которые проповедуют идеи пантюркистской и пан-исламистской солидарности. При этом эти организации тесно рассматриваются «как умеренно-исламские» и связаны с правящей партией. К наиболее активным относятся религиозные общины Фетхуллаха Гюлена и Аднана Октара (он же Харун Яхья) [Паин 2011]. Последний возглавляет одно из течений нурджизма, которое особенно активно пропагандирует концепцию тюрко-исламского союза как вариант умеренного ислама. Иногда эта концепция представлена как Союз Тюрок (Turk Birligi). Концепция адресует к османскому наследию и фактически смыкается с почти официальной доктриной «неоосманизма».
Важным аспектом укрепления своего влияния среди тюркских республик Анкара рассматривает военно-техническое и военно-политическое сотрудничество (в т.ч. в рамках НАТО). В частности, обучение у турецких военных инструкторов
прошли 1 299 чел. из Туркменистана, 401 из Кыргызстана, 426 из Узбекистана, 383 из Казахстана [Овсепян 2010: 103].
Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что Турция не располагает развитой научно-технологической базой, хотя и осуществляет весьма масштабные проекты по развитию собственной военной промышленности. Очевидно, она была заинтересована в реализации совместных программ со странами ЦА для расширения не только военно-технического, но и политического присутствия в регионе.
Таким образом, интерес Турции к странам Центрально-азиатского региона обусловлен как экономическими, так и военно-стратегическими соображениями в совокупности с вопросами глобальной безопасности, что усиливает конкуренцию и накладывает отпечаток на непростые межгосударственные отношения в регионе. Однако, несмотря на близость в подходах ко многим актуальным международным вопросам и начало «диалога нового уровня», Москва и Анкара продолжают конкурировать на пространстве СНГ, в первую очередь в центральноазиатских и закавказских республиках.
С 2011 г. наиболее активной в регионе была политика Анкары в отношении Кир-гизстана. После апрельской революции 2010 г. и событий в Оше Турция в числе первых поддержала Киргизию, выделив единовременную помощь в объеме 10 млн. долларов, а также стройматериалы для погорельцев.
Первые яркие политические визиты в Центральную Азию в новом качестве Турции состоялись в 2011 г. премьера Р.Т. Эрдогана в Бишкек и премьера Атабекова в Анкару. В целом, по словам Р.Т. Эрдога-на, Турция намерена инвестировать в Киргизию около 450 млн. долларов. Турция была заинтересована также в получении части акций или даже всего оборонного завода «Дастан», что вызвало глубокую озабоченность Москвы (прошла информация о том, что в Бишкеке на самом высоком уровне обсуждается вопрос о передаче Турции 49% акций). Сегодня Турция вновь продемонстрировала готовность оказать финансовую помощь Киргизии в размере
71 млн. долл. Кроме того, Анкара простила Бишкеку 51 млн. долларов долга. Турецкие бизнесмены откликнулись на призыв своего премьер-министра увеличить торговый оборот с Киргизией до 1 млрд. долл. В настоящее время внешнеторговый оборот между двумя странами составляет 159 млн. долларов [Военно-политические аспекты 2010: 93].
Турецкому бизнесу был предложен новый проект по созданию в Киргизии крупного карго-центра и открытию авиакоридора Стамбул-Бишкек-Шанхай. Для достижения цели Анкара и Турция подписали соглашение о создании высшего межгосударственного совета. Цель - оказать содействие в продвижении экономических реформ в Киргизии и повысить инвестиционную привлекательность страны. Курировать совет будут специально созданные наднациональные органы правительства двух стран.
На отношения между Узбекистаном и Турцией влияет груз прошлого недоверия. Ташкент подозревает Анкару в неоимперских амбициях в тюркском мире, обвиняет в поддержке узбекской оппозиции (после террористических актов в Ташкенте зимой 1999 г. Турция отказалась выдать известного оппозиционера М. Солиха, которого власти Узбекистана обвинили в связях с террористами и подготовке покушения на президента И. Каримова), подготовке исламских радикалов из числа узбекских студентов. Несколько тысяч узбекских студентов прошли обучение в весьма популярных в то время турецких лицеях, где, как позднее выяснилось, их подвергали обработке идеями течения «Нурчилар». В целом политические взаимоотношения между Турцией и Узбекистаном, в отличие от других центральноазиатских республик, оставались в последние годы весьма нестабильными.
В 2014 г. отношения между двумя странами омрачились попытками узбекских властей силовыми методами осуществить передел торгового рынка путем вытеснения турецкого бизнеса и ликвидации всех представительств турецких торговых компаний. Официально было сообщено о закрытии около 50 турецких предприятий,
руководители и сотрудники которых привлечены к различным степеням ответственности за то, что «злоупотребили созданным для них в Узбекистане благоприятным инвестиционным климатом и дружественными связями». В числе нарушителей экономического доверия были названы «Орзу пластик», «Эмир текстиль», «РоЫ Т^.», «Акеса texstil», «Oskainak», «Gunes саБ> и другие известные турецкие предприятия в Узбекистане. Но также это не означает, что режим благоприятствования для турецких предпринимателей в Узбекистане подошел к концу. Многие наблюдатели читают, что обвинения в пособничестве запрещенным религиозным организациям - предлог в борьбе с экономическими конкурентами. Турция традиционно имеет крупные инвестиции в узбекской экономике, но в то же время сейчас она далеко не так важна для Узбекистана в стратегическом отношении, как Россия, США или страны Евросоюза.
Отношения между Казахстаном и Турецкой Республикой поднялись на новый уровень как минимум 10 лет назад, когда в 2006 г. в ходе политического взаимодействия состоялся Восьмой саммит тюрко-язычных государств. Как известно, президент Н. Назарбаев выступил с предложением создать ряд институтов тюрко-язычных государств (Парламентскую ассамблею и Совет старейшин), что нашло поддержку с турецкой стороны [Российско-турецкий диалог 2014: 134]. Фактически, Астана сделала заявку на желание проявить лидерские амбиции в тюркском мире, что также было поддержано со стороны Турции. Таким образом, Турция сделала ставку на отношения с Казахстаном для того, чтобы проводить максимально эффективную политику не только в Центрально-Азиатском регионе, но и в Евразии в целом. Однако Казахстан в то же время может и оказаться политическим соперником.
Во второй половине 2000-х гг. взаимодействия Казахстана и Турции вышли на новый уровень политического взаимного сотрудничества. Более того они были закреплены официально через Договор о стратегическом партнерстве (составлен и
заключён в 2009 г.). К 2014 г. объем взаимных инвестиций составил свыше 400 млн. долл. с турецкой стороны в экономику Казахстана, 1 млрд. долл. - из Казахстана в турецкую экономику.
Безусловно, что напряжённые отношения, которые будут складываться у Турции с Европейским союзом, будут провоцировать к объединению всего тюркского мира под единым полем влияния Турции. И в данном формате ряд стран смогут вступить в Европейский союз, что является не такой уж и призрачной геополитической формой тесного взаимодействия с европейским миром. Говоря о России в данной системе отношений, то давние тесные связи со странами Центральной Азии, которые состоялись в рамках СССР, могут помочь Турции преодолеть непростую динамику отношений с другими странами и найти в лице России качественного политического союзника. Подобное партнёрство необходимо для осуществления совместных проектов в регионе, экономического, культурного и социального характера.
Турецкие деловые круги при поддержке властей действуют в значительной мере самостоятельно, не оглядываясь на реакцию Запада, занимая в регионе выгодные стратегические рубежи, которые по мере развития дадут им экономическую отдачу. Процессы интеграции тюркоязычных государств в последние годы усиливаются именно по инициативе Анкары. Она старается не форсировать события, но уверенно идет к намеченной цели.
Однако на сегодняшний день именно Казахстан для Турции является в Центральной Азии наиболее приоритетным партнёром. Прежде всего, они сходятся в едином мнении, что стоит ограничить влияние таких ярких игроков как Россия, Китай и Ирана в Центральной Азии. При этом Евразия с геополитической точки зрения является важным местом реализации экономических и политических планов. Нельзя исключать вариант возникновения в будущем новой геополитической конфигурации в составе России, Турции, Казахстана, Украины (и возможно, Ирана) в случае, если Европейский союз не примет Турцию. В Казахстане также понима-
ют важность взаимодействия с Турцией ещё и с точки зрения её политического взаимодействия с США, Европейским союзом, и НАТО. Со своей стороны, Анкара ценит влияние и авторитет Казахстана в СНГ и Центральной Азии и рассматривает их как дополнительный ресурс для своей внешней политики. Оба государства стремятся в Европу. Если вступление Турции в ЕС все-таки состоится, это даст дополнительные шансы на сближение РК с ЕС, что естественным образом будет приветствоваться и поддерживаться Анкарой. Единственной серьезной проблемой для Казахстана остается неясность дальнейшей эволюции турецкой политической системы в сторону ее исламизации. Победа исламистов и демонтаж системы, созданной Ататюрком, создадут новые политические реалии как внутри Турции, так и на международном уровне.
Таким образом, региональная политика в отношении стран Центральной Азии формируется, исходя из необходимости решения следующих задач, которые также дополнительно можно представить:
- выполнение своей исторической миссии
в рамках использования «мягкой силы» и философии пантюркизма;
- учёта внутренней политической и экономической ситуации в государствах региона, оказания им гуманитарной и финансовой помощи в обеспечении их развития социально-человеческого потенциал;
- обеспечения возможного будущего не-
коего политического механизма, который может функционировать как основной инструмент для осуществления различных проектов между странами в регионе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Военно-политические аспекты сотрудничества Турции со странами Центральной Азии: общая динамика развития, - Центральная Азия и Кавказ, Выпуск № 2 / том 13 / 2010, С. 93.
2. Марчуков В.Ф., Зобова И.Ю. Социально-политические системы стран Среднего Востока (Турция, Иран, Афганистан) (с углубленным изучением исто-
рии и культуры ислама), Казань, 2013, С. 80.
3. Овсепян Л. Военно-политические аспекты сотрудничества Турции со странами центральной Азии: общая динамика развития, - Центральная Азия и Кавказ, № 2, том 13, 20, С. 103.
4. Паин. Э. Иранская или турецкая? Сравнительный анализ моделей и социальных условий управляемой модернизации, - «Дружба Народов», 2011, - №10.
5. Российско-турецкий диалог по проблемам Центральной Азии и Кавказа: история и современность. Материалы международной научно- практической конференции 12 декабря 2008 г. [рук. проекта: Сыздыкова Ж.С.; отв. ред.: Мейер М. С.; сост.: Шлыков П. В.]. -Москва: Акад. Гуманитарных исслед., 2014, С. 134.
Сведения об авторе: Джакупов Тимур
- магистрант РУДН, кафедра теории и истории международных отношений (e-mail:
REFERENCES
1. Marchukov V.F., Zobova I.YU. Sotsi-al'no-politicheskie sistemy stran Sred-nego Vostoka (Turtsiya, Iran, Afganistan) (s uglublennym izucheniem isto-rii i kul'tury islama), Kazan', 2013, S. 80.
2. Voenno-politicheskie aspekty sotrud-nichestva Turtsii so stranami TSentral'noj Azii: obshhaya dinamika razvi-tiya, -TSentral'naya Aziya i Kavkaz, Vypusk № 2 / tom 13 / 2010, S. 93.
3. Rossijsko-turetskij dialog po problemam TSentral'noj Azii i Kavkaza: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnoj nauchno- prakticheskoj konferentsii 12 dekabrya 2008 g. [ruk. proekta: Syzdykova ZH.S.; otv. red.: Mejer M. S.; sost.: SHlykov P. V.]. - Moskva: Akad. Gumanitarnykh issled., 2014, S. 134.
4. Pain. EH. Iranskaya ili turetskaya? Sravnitel'nyj analiz modelej i sotsial'nykh uslovij upravlyaemoj modernizatsii, -«Druzhba Narodov», 2011, - №10.
5. Ovsepyan L. Voenno-politicheskie aspekty sotrudnichestva Turtsii so stranami tsentral'noj Azii: obshhaya
dinamika razvitiya, - TSentral'naya Aziya i Kavkaz, № 2, tom 13, 20, S. 103.
About the author: Dzakupov Timur -Master of International Relations of the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University (e-mail: [email protected]).