ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ШАХОВА Елена Юрьевна - канд. техн. наук, доцент, Братский государственный университет. E-mail: koroleva0602@mail.ru
НЕСТЕР Елена Валерьевна - начальник управления аспирантуры и докторантуры, Братский государственный университет. E-mail: elena_nester@mail.ru
СИТОВ Илья Сергеевич - канд. техн. наук, проректор по учебной работе, Братский государственный университет. E-mail: sitov@yandex.ru
АннотацияРазработана централизованная структура оценочных средств основной образовательной программы высшего образования, состоящая из следующих документов:
- фонд оценочных средств образовательной программы (ФОС ОПОП) - центральный сквозной документ, объединяющий информацию о компетенциях (формулировки, кодыкомпетенций, матрицу компетенций, этапы формированиякомпетенций), описание видов и форм контроля по всем элементам образовательной программы, критерии и шкалы оценивания (базовые, типовые, специализированные), методические материалы, определяющие процедуры разработки оценочных средств и процедуры оценивания, основные оценочные средства элементов образовательной программы;
- фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ФОСы ТКиПА) в составе рабочих программ по отдельным элементам образовательной программы, которые разрабатываются на основе базового ФОС ОПОП.
Предлагаемая структура фонда оценочных средств приближена к классической схеме нормализации данных: «один факт - в одном месте ». Базовая информация по оценке компетенций сведена в одном документе - ФОС ОПОП, что позволяет значительно сократить время и трудоемкость разработки документации образовательной программы.
Ключевые слова: компетенции, образовательная программа, фонды оценочных средств, учебный план, этапы формирования компетенций
Для цитирования:: Шахова Е.Ю., НестерЕ.В., СитовИ.С. Централизованная структура фонда оценочных средств образовательной программы // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 69-77.
Введение
Задача разработки фондов оценочных средств в составе основных профессиональных образовательных программ (ФОС ОПОП) по направлениям и специальностям высшего образования не теряет своей актуальности. Её решение требует существенных временных затрат, связанных с необходимостью глубокой теоретической и методической проработки, повышения квалификации методических работников и преподавателей вуза в сфере контрольно-оценочной деятельности, создания экс-
пертных групп для анализа методического, содержательного и технологического уровня оценочных средств, в целом - создания и реализации непрерывной программы развития оценочной деятельности в вузе, ориентированной на решение как тактических, так и стратегических задач [1].
Как справедливо отмечается в [2, с. 64], пока не будут выстроены научно обоснованные системы оценки компетенций, считать, что в вузах осуществлён переход на компетентностное обучение, не приходится. Между тем до настоящего времени в
сфере создания систем оценивания сохраняется ряд проблем - как организационных, так и методологических. Первоочередным вопросом в создании надежной системы функционирования ФОС в вузах является разработка основной документации: положения о ФОС, моделей компетенций, паспортов компетенций, программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями освоения ОПОП обучающимися и т.д.
Одним из основополагающих моментов при проектировании и реализации системы оценки результатов обучения является структура ФОС. Последняя определяет, во-первых, алгоритм наполнения фонда (банка) оценочных средств ОПОП - формирование ФОС ОПОП, во-вторых, оперативность внесения изменений в измерительные материалы, в-третьих, полноту и прозрачность ФОС для экспертов и разработчиков. Разработчикам отдельных ФОС и экспертам должна быть видна общая картина формирования компетенций, соотнесения контрольных точек оценивания этапам формирования компетенций, соответствия заявленных оценочных средств, методов и технологий оценивания данным контрольным точкам.
В настоящей статье предлагается разработанная авторами оптимальная структура фонда оценочных средств образовательной программы, отличающаяся перечисленными свойствами: полнотой, прозрачностью, возможностью оперативного внесения изменений. При разработке структуры усилия авторов были направлены на борьбу с избыточностью инфор-
мации в соответствии с принципом нормализации данных: «один факт - в одном месте». Вместе с тем учитывались требования нормативных документов (исходные данные для проектирования), рекомендации и примеры, изложенные в научных публикациях [3; 4], мнения коллег \ Однако основной упор делался на удобство разработки и применения ФОС (при соблюдении требований нормативных документов), прозрачность для экспертизы, на предоставление широких полномочий непосредственным разработчикам оценочных средств, сокращение трудозатрат на рутинное «документирование».
Анализ проблематики
Одной из проблем при формировании ФОС, по мнению авторов, является разрастание структуры при потере прозрачности. Основными нормативными документами при проектировании структуры ФОС образовательной программы высшего образования являются два приказа Минобрна-уки - № 1367 2 и № 1259 3. Указанные документы являются исходными данными для структурирования информации - контента ФОС. Приказ № 1367 дает право образовательным организациям самостоятельно определять структуру ОПОП в форме единого документа или комплекта документов. В соответствии с Приказом № 1367 оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации. Таким образом, структура оце-
1 Форум портала «Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». URL: http://phorum.fgosvo.ru/
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.11.2013 № 1259 (ред. от 05.04.2016) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»
ночных средств ОПОП предполагает наличие следующего минимального комплекта документов:
- ФОС для промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) и практикам в составе рабочих программ дисциплин (практик);
- ФОС ИГА (ГИА) - отдельный документ для итогового оценивания уровня сформированности заявленных компетенций.
Необходимость проведения текущего контроля (ТК) успеваемости также определяется Приказом № 1367, но оценочные средства для ТК в составе ФОС явно не упоминаются - по-видимому, данный вопрос оставлен на усмотрение вузов.
В порядке ознакомления с опытом вузов по разработке ФОС ОПОП авторами был проведен анализ положений о ФОС, размещенных в открытом доступе 4. Анализ показал, что структура ФОС имеет тенденцию к разрастанию; в максимальном варианте оценочные средства образовательной программы представлены следующим комплектом документов:
- ФОС по дисциплинам (модулям) и практикам в составе рабочих программ дисциплин (практик); они включают оценочные средства для проведения как промежуточной аттестации (ПА), так и ТК по дисциплине - ФОС ТКиПА в составе рабочих программ;
- ФОС по дисциплинам (модулям) и практикам в качестве отдельных документов (информация представлена ещё более развернуто, чем в ФОСах в составе рабочих программ), к которым прилагаются заключения экспертов (не менее двух) на каждый ФОС - ФОС ТКиПА развернутый;
- ФОС ИГА (ГИА)- отдельный документ для итогового оценивания уровня сформированности заявленных компетен-
ций с прилагаемыми заключениями экспертов.
По мнению авторов, данная структура ФОС ОПОП является избыточной: в ФОС по дисциплинам (практикам) информация дублируется (формулировки компетенций, виды и формы контроля, описание видов оценочных средств, показателей и критериев оценивания и т.д.). Данная структура также является «непрозрачной »: по отдельным ФОС дисциплин и практик сложно отследить общую картину формирования компетенций в процессе освоения всей образовательной программы.
Требование Приказа № 1367 о включении в ФОС дисциплины (практики) «перечня компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы» предполагает наличие общей информации о траекториях формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Вопросы представления и анализа интегральных ха-рактеристиккомпетенций, в частности, построения и анализа путей формирования компетенций (траекторий компетенций), в том числе общего графа формирования компетенций, уже затрагивались одним из авторов [5-6]. Предлагается включать в описательную часть оценочных средств «облегченный » вариант траекторий формирования компетенций в виде таблицы с выделением его этапов.
Отдельно остановимся на объеме документов. Ориентировочно программа бакалавриата включает 60 дисциплин, магистратуры - 30; каждый ФОС по дисциплине (из опыта) - это 25-80 страниц; таким образом, количество страниц ФОС дисциплин бакалавриата составляет 1500-4800, магистратуры - 750-2400. На наш взгляд, необходимо создать ядро ФОС - единый базовый документ, где сосредоточена основ-
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
ная информация о компетенциях, о видах и формах контроля, о критериях и шкалах оценивания, который содержит также методические рекомендации и основные оценочные средства. Объём такого документа, по оценке авторов, не будет превышать 100-150 страниц. Данный документ предлагается представлять для анализа экспертам - работодателям, внешним экспертам, экспертным группам; документ является «обозримым» (сравните 150 и 1500 страниц) и позволяет составить обоснованное мнение о полноте, методологическом и содержательном уровне оценочных средств образовательной программы.
Структура оценочных средств ОПОП
Предлагаемая структура оценочных средств по образовательной программе включает следующие документы:
- фонд оценочных средств образовательной программы (ФОС ОПОП) - центральный документ, объединяющий информацию о компетенциях (формулировки, коды компетенций, матрицу компетенций, этапы формирования компетенций), описа-
ние видов и форм контроля по всем элементам образовательной программы (дисциплинам, практикам и т.д.), критерии и шкалы оценивания (базовые, типовые, специализированные), методические материалы, определяющие процедуры разработки и применения оценочных средств, основные оценочные средства элементов образовательной программы (как правило, это списки вопросов для проведения промежуточной аттестации);
- фонды оценочных средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ФОСы ТКиПА) в составе рабочих программ по отдельным элементам образовательной программы, которые разрабатываются на основе ФОС ОПОП с учетом этапов формирования соответствующих компетенций, критериев и шкал оценивания, рекомендаций для преподавателей, предлагаемых в ФОС ОПОП.
На рисунке 1 представлена структура и схема последовательности разработки документов, содержащих оценочные средства ОПОП. Сначала после разработки учебного плана направления (специальности) на
Стандарт ФГОС ВО
Учебный план
N V
ФОС ОПОП
Описательная часть
информация о компетенциях
виды и формы контроля
критерии и шкалы оценивания
методические материалы
Основные оценочные средства
ФОС ПА
ФОС ГИА
Рабочие программы элементов ОПОП
Экспертные заключения
ФОС ТКиПА дисциплины 1
ФОС ТКиПА дисциплины 2
ФОС ТКиПА практики 1
ФОС ТКиПА практики 2
Экспертиза ФОС (выборочная)
Рис. 1. Схема разработки оценочных средств ОПОП
основании стандарта формируется описательная часть ФОС ОПОП, включающая: перечень компетенций - планируемых результатов освоения ОПОП; матрицу компетенций - таблицу соответствия компетенций и элементов образовательной программы; описание последовательности и этапов формирования компетенций в процессе освоения ОПОП; виды и формы контроля, критерии и шкалы оценивания; методические рекомендации (для разработчиков, преподавателей или экспертов). Данная информация является исходной для разработки отдельных ФОС ТКиПА по дисциплинам и практикам (в составах рабочих программ). Например, раздел «Критерии и шкалы оценивания» включает следующие подразделы: «Базовые схемы оценивания», «Типовые схемы оценивания», «Специализированные схемы оценивания».
В качестве примера опишем структуру ФОС ОПОП по направлению подготовки кадров высшей квалификации 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, профилю научной специальности 05.13.01 Системный анализ, управление и обработка информации (технические науки). ФОС ОПОП состоит из описательной части и части, включающей основные оценочные средства ОПОП; к документу прилагаются экспертные заключения и протоколы изменений и дополнений.
Разделы описательной части:
- Введение;
- Перечень компетенций (подразделы - «Планируемые результаты освоения ОПОП», «Матрица компетенций ОПОП», «Этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП»);
- Оценка планируемых результатов освоения ОПОП (подразделы — «Виды и формы контроля», «Критерии и шкалы оценивания»);
- Государственная итоговая аттестация;
- Методические рекомендации для преподавателей.
Основная форма представления информации в описательной части ФОС ОПОП -табличная; для снижения трудоемкости и ускорения обработки информации, а также в целях минимизации потери информации при ручном форматировании были использованы таблицы (формат Excel) «шахтинских» 5 учебных планов (далее - шах-тинских планов). Например, матрица компетенций (таблица соответствия компетенций и элементов образовательной программы) является полной копией таблицы шахтинских планов (Лист «Компетенции (2)»). Таблица «Этапы формирования компетенций» (фрагмент приведён в таблице 1) также построена на основе таблицы шахтинских планов (Лист «Компетенции ») - посредством упорядочивания дисциплин в хронологическом порядке (по семестрам) и выделения этапов формирования компетенций. Данная таблица представляет собой описание траекторий формирования компетенций с выделением этапов формирования, что соответствует требованиям Приказа № 1367.
Подраздел «Виды и формы контроля» представлен в двух форматах: текст (определения и описание видов и форм контроля, методов и технологий оценивания и пр.) и таблицы с указанием видов и форм контроля по каждому элементу ОПОП.
Раздел «Критерии и шкалы оценивания » является ключевым в предлагаемой структуре ФОС ОПОП. В данном пункте содержатся рекомендуемые преподавателям схемы и шкалы оценивания (базовые, типовые), а также включаются другие схемы оценивания, являющиеся продуктом свободного творчества преподавателя (специализированные схемы оценивания). В них также включается описание процедур, шкал и критериев оценивания результатов освое-
5 Учебные планы, построенные с применением программного обеспечения «Планы», ООО «Интеллект» (ООО «Лаборатория ММИС»), г. Шахты.
Таблица 1
Этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП (фрагмент таблицы ФОС ОПОП)
Код (индекс) Наименование Семестр Этап
УК-6 Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
Б1.В.ОД.1 Методология подготовки и представления диссертационной работы с учетом действующих нормативных документов 2 Начальный
Б1.В.ОД.3 Образовательные технологии в высшей школе 3
Б3.1 Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы 1-3
4-8 Основной, заключительный
Б4.Г.1 Государственный экзамен 8
Б4.Д.1 Защита научно-квалификационной работы 8
ОПК-8 Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
Б1.В.ОД.3 Образовательные технологии в высшей школе 3 Начальный
Б2.1 Педагогическая практика 5 Основной
Б4.Г.1 Государственный экзамен 8 Заключительный
ния дисциплин, направленных на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов.
Раздел «Методические рекомендации для преподавателей » содержит рекомендации по разработке и применению ФОСов ТКиПА, которые входят в составы рабочих программ. ФОС ТКиПА разрабатывается непосредственно преподавателем, читающим дисциплину. При разработке ФОС ТКиПА предлагается предусматривать делегирование широких полномочий непосредственно преподавателю-предметнику. Разработчик вправе выбирать любые оценочные средства и методы контроля по своему усмотрению с целью обеспечения оптимального контроля соответствия результатов обучения планируемым результатам. Решение о структуре и составе ФОС ТКиПА по отдельному элементу образовательной программы, а также о составе оценочных средств, включаемых в единый ФОС ОПОП, принимается научно-педагогическим работником, ведущим данную дисциплину (по согласованию с руководителем направления подготовки). Основные права (и ответственность) по формированию и
наполнению центрального документа -ФОС ОПОП - принадлежат руководителю направления подготовки.
ФОС ТКиПА в обязательном порядке включает описание критериев и шкал оценивания, которые составляются его разработчиком на основании предложенных в ФОС ОПОП схем оценивания. Разработчик может воспользоваться типовой схемой оценивания (если позволяет специфика дисциплины) либо разработать специализированную схему оценивания. В этом случае разработанные схемы оценивания включаются в подраздел «Специализированные схемы оценивания» единого ФОС ОПОП. ФОС ТКиПА может иметь более развернутую структуру по сравнению с оценочными средствами, представленными в едином ФОС ОПОП, и включать: вопросы к собеседованию для проведения текущего контроля успеваемости, контрольные вопросы и типовые задания для научно-практических занятий, контрольных работ, зачетов и экзаменов; варианты тестов, базу тестовых заданий; примерную тематику рефератов, докла-
дов, ситуационные задачи, иные оценочные средства.
Таким образом, ФОС ТКиПА по отношению к ФОС ОПОП представляет собой более «мобильный» документ: преподаватель имеет право вводить новые оценочные средства для текущего контроля, менять способы контроля (устный опрос, тесты и т.д.); в целом данные изменения коснутся только рабочей программы, а базовый ФОС ОПОП не потребует обновления. Необходимость внесения изменений в ФОС ОПОП возникает только в случае внесения изменений в оценочные средства для промежуточной аттестации и итоговой аттестации. При этом изменения, вносимые в основной документ, необходимо фиксировать только при их возникновении без хронологической привязки и без документального оформления факта «изменений нет».
Алгоритм формирования предлагаемой структуры оценочных средств образовательной программы предполагает наличие «обратной связи» (см. рис. 1) и состоит из следующих этапов: формирование описательной части ФОС ОПОП, разработка ФОСов ТКиПА, включение оценочных средств ПА и ГИА в ФОС ОПОП (раздел «Основные оценочные средства»), экспертиза. Предполагается два типа экспертизы оценочных средств: общая экспертиза, которая проводится по центральному документу - ФОС ОПОП, и выборочная экспертиза отдельных ФОСов ТКиПА (при необходимости). Общая экспертиза ФОС ОПОП должна проводиться компетентными специалистами, имеющими, как правило, ученые степени кандидата или доктора наук по соответствующей научной специальности и опыт научной и/ или практической работы в соответствующей сфере деятельности. К экспертизе также могут привлекаться эксперты-работодатели из числа действующих руководителей и ведущих специалистов профильных организаций. Выборочная экспертиза ФОСов ТКиПА может проводиться коллегами-преподава-
телями. Оформление экспертного заключения предлагается выполнять в различных формах (в стандартной и свободной) - по выбору эксперта. Экспертные заключения, а их может быть несколько, прилагаются к ФОС ОПОП.
Данная структура ФОС приближена к классической схеме нормализации данных (базовая информация сосредоточена в одном документе - в ФОС ОПОП), однако дублирование информации все же происходит. Предлагаемая структура отличается лишь тем, что позволяет сократить время и трудоёмкость разработки фондов оценочных средств, а также не ограничивает творческую составляющую текущей педагогической деятельности преподавателя.
Заключение
Представленная централизованная структура оценочных средств ОПОП разработана с учётом требований нормативных документов. Она универсальна, подходит для разработки ФОС по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
В целом, по мнению авторов, предлагаемая централизованная структура фонда оценочных средств образовательной программы обладает следующими достоинствами:
- оптимальное структурирование информации с учетом требований нормативных документов;
- сохранение творческой составляющей педагогической деятельности преподавателя;
- значительное сокращение времени и трудоемкости разработки документации образовательной программы.
Литература
1. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования
фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. 2011. № 3.
С. 17-21.
2. Ефремова Н.Ф. К вопросу о создании и
функционировании фондов оценочных средств в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 63-67.
3. Ефремова Н.Ф, Месхи Б.Ч. Системность
и преемственность в формировании фонда оценочных средств технического вуза // Совет ректоров. 2011. № 5. С. 33-40.
4. Медведева И.Н, Мартынюк О.И, Пань-
кова С.В., Соловьева И.О. О подходах к формированию фонда оценочных средств по образовательной программе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физи-
ко-математические науки. 2015. № 7. С. 75-91.
5. Шахова Е.Ю, Васильева Л.В., Касаткин
В.В. Компетентностная составляющая образовательных программ // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4 (16). С. 109-121.
6. Шахова Е.Ю, Васильева Л.В. Анализ про-
цесса формирования компетенций в ООП направления подготовки по ФГОС ВПО // Достижения вузовской науки. 2013. № 7. С. 157-163.
Статья поступила в редакцию 13.11.16.
THE CENTRALIZED STRUCTURE OF FUND OF ASSESSMENT TOOLS OF EDUCATIONAL PROGRAM
SHAKHOVA Elena Yu. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof. E-mail: koroleva0602@mail.ru
Bratsk State University, Bratsk, Russia
NESTER Elena V. - Head of Department of Postgraduate and Doctoral Studies. E-mail: elena_nester@mail.ru
Bratsk State University, Bratsk, Russia.
SITOV Il'ya S. - Cand. Sci. (Technical), Vice-Rector for Academic Affairs. E-mail: sitov@yandex.ru
Bratsk State University, Bratsk, Russia
40, Makarenko St., Bratsk, Irkutsk region, 665709, Russian Federation
Abstract. The centralized structure of assessment tools of the main educational program of higher education consists of the following documents:
- fund of assessment tools of the educational program — the central document uniting information on competences (formulations, codes of competences, a matrix of competences, stages of formation of competences), the description of types and forms of control on all elements of the educational program, criteria and scales of estimation (basic, standard, specialized), the methodical materials defining procedures of assessment tools development and the procedure of assessment, the main assessment tools of elements of the educational program;
- funds of assessment tools of the current control of progress and intermediate certification as a part of working programs for separate elements of the educational program, which are developed on the basis of a central document.
The offered structure of the fund of assessment tools is brought closer to the classical scheme of normalization of data - «one fact - in one place ». The basic information relating to competences is concentrated in one document. Distinctive feature of the offered structure is the possibility to reduce considerably time and labor input of documentation development of the educational program.
Keywords: competences, educational program, funds of assessment tools, curriculum, stages of competence formation
Cite as: Shakhova, E.Yu., Nester, E.V., Sitov, I.S. (2017). [The Centralized Structure of Fund of Assessment Tools of Educational Program]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 208 (1), pp. 69-77. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Efremova, N.F. (2011). [Problems of Formation of University Funds of Assessment Tools]. Vyssheeobrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 3, pp. 17-21. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Efremova, N.F. (2015). [The Principles of Independent Evaluation System in Higher Education].
Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 63-67. (In Russ., abstract in
3. Efremova, N.F., Meskhi, B.Ch. (2011). [System and Succession in Assessment Funds Creation at Technical University]. Sovet rektorov [Rectors Council]. No. 5, pp. 33-40. (In Russ., abstract in
4. Medvedeva, I.N., Martynyuk, O.I., Pan'kova, S.V., Solov'eva, I.O. (2015). [On Approaches to the
Formation of the Fund of Assessment Tools for the Educational Program]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye ifiziko-matematicheskienauki [Bulletin of the Pskov State University. Series: Natural and Physical and Mathematical Sciences]. No. 7, pp. 75-91. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Shakhova, E.Yu., Vasil'eva, L.V., Kasatkin, V.V. (2014). [Competence-Based Component of Educational Programs]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad]. No. 4 (16), pp. 109-121. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Shakhova, E.Yu., Vasil'eva, L.V. (2013). [Analysis of the Formation of Competences in the Areas
of Training of Educational Program in Accordance with the Federal State Educational Standards]. Dostizheniya vuzovskoi nauki [Achievement of University Research]. No. 7, pp. 157-163. (In Russ.)
Eng.)
Eng.)
The paper was submitted 13.11.16.
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ—2015, без самоцитирования
2,268 1,553 1,460 1,260 1,125 1,032 0,881
Вопросы образования Социологические исследования Высшее образование в России
Вопросы философии Образование и наука Педагогика
Университетское управление: практика и анализ Инженерное образование Вестник международных организаций Alma mater
Высшее образование сегодня Интеграция образования Социология образования
0,873 0,568 0,555 0,491 0,489 0,464 0,408