- -
Е.Ю. Зангерова,
главный врач Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканская станция переливания крови», г. Йошкар-Ола, Россия, [email protected] Е.Е. Гамова,
к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технический университет», Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Республиканская станция переливания крови», г. Йошкар-Ола, Россия
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ КРОВИ — ОСНОВНОЙ АСПЕКТ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И ДОНОРСКОГО КОНТИНГЕНТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)
УДК 614.2
Зангерова Е.Ю., Гамова Е.Е. Централизация службы крови — основной аспект рационального использования ресурсов и донорского контингента (на примере Республики Марий Эл) (ГБУ Республики Марий Эл «Республиканская станция переливания крови», г. Йошкар-Ола, Россия)
Аннотация. Произведена оценка результатов централизации службы крови в Республике Марий Эл. Сокращение 3 отделений переливания крови не ухудшило обеспеченность лечебных учреждений компонентами крови. Концентрация ресурсов производственной трансфузиологии в одном учреждении оптимизирует финансовые и трудозатраты. Внедрение современных технологий, организация заготовки крови в соответствии с реальными потребностями лечебной сети позволяют значительно уменьшить списание невостребованных компонентов крови и наиболее рационально использовать имеющийся донорский контингент.
Ключевые слова: централизация службы крови, объемы заготовки, компоненты крови, эффективность, качество
Введение
Модернизация здравоохранения, а в частности, службы крови, требует значительных финансовых затрат как из федерального, так и из регионального бюджета и одновременно предъявляются требования к повышению эффективности используемых ресурсов [4].
Практическая целесообразность и мировой опыт показывают, что основным направлением развития службы крови должна стать централизация высокотехнологичных и материалоемких составляющих службы крови: производство и хранение компонентов крови; лабораторные исследования; управление запасами; сбор информации о донорском контингенте в единый донорский центр [2].
В условиях ограниченного финансирования с учетом реальных бюджетных возможностей республики централизация службы крови позволяет наиболее рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, ограниченный донорский контингент.
Цель работы — оценить результаты централизации службы крови в регионе для определения подходов по совершенствованию ее деятельности.
Е.Ю. Зангерова, Е.Е. Гамова, 2012 г.
Материалы статьи основаны на результатах анализа сводного годового отчета по форме № 39 отраслевой статистической отчетности о деятельности учреждений службы крови Республики Марий Эл за период 2005-2011 гг. Экономические расчеты проводились с использованием средних показателей за 2011 г. Источниками информации о цене оборудования являлась информация о ценах производителей, общедоступные результаты мониторинга рынка.
Республика Марий Эл (РМЭ) входит в состав Приволжского федерального округа. Количество населения в республике по состоянию на 01.01.2011 года составляло 695,38 тыс. чел. Число коек в лечебно-профилактических учреждениях составляет 7025, в том числе 1375 коек дневного стационара и 70 коек сестринского ухода.
До 2006 г. в республике функционировали 3 отделения переливания крови (ОПК) на базе центральных районных больниц и республиканская станция переливания крови (РСПК). К 2012 г. была прекращена заготовка донорской крови в условиях ОПК, данные структурные подразделения реорганизованы в кабинеты трансфузионной терапии, высвободившиеся штатные единицы перераспределены в клинические отделения районных больниц. Станция переливания крови в настоящее время является единственным учреждением в республике, осуществляющим заготовку донорской крови, ее переработку на компоненты, их хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.
Сокращение ОПК было вызвано крайней изношенностью материально-технической базы и экономической нецелесообразностью их переоснащения, поскольку минимальные объемы заготовки донорской крови не позволяют эффективно использовать дорогостоящее современное оборудование. Только на закупку оборудования для заготовки крови и ее лабораторного обследования в одно отделение в соответствии с существующими нормативными документами потребо-
валось бы выделить не менее 5623,300 тыс. рублей из регионального бюджета Республики Марий Эл [5].
Однако реорганизация ОПК не повлияла на объем заготавливаемой крови (табл. 1).
За период с 2005 г. по 2011 г. объем заготовки цельной донорской крови в республике увеличился на 19,8%, или на 1068,9 л. С увеличением общего объема заготовки изменился объем заготовки основных гемо-трансфузионных сред (табл. 2).
Заготовка плазмы в республике увеличилась на 12,0% . Тогда как заготовка эритро-цитной массы уменьшилась на 838,4 л (30,9%). Снижение объемов эритроцитной массы в 2011 г. позволило в 3,04 раза по сравнению с 2005 г. уменьшить ее списание в связи с невостребованностью и истечением срока годности.
Показатели динамики наглядно демонстрируют увеличение объема заготовки концентрата тромбоцитов. Количество произведенных эквивалентных доз данного компонента с 2005 г. возросло в 9,4 раза, что позволило более полно обеспечить потребности лечебной сети в данном компоненте крови для оказания онкологической и гематологической помощи жителям РМЭ. Избирательное увеличение заготовки наиболее востребованных компонентов крови стало возможно благодаря селективности, исключающей получение балластных составляющих. Более широкое использование дискретного плазмафереза, внедрение методов аппаратного (автоматического) афереза позволяет избежать заготовки невостребованной эритроцитной массы, а также получать тромбоциты и плазму лучшего качества в большем объеме [2, 7].
Применение данных технологий стало возможно благодаря участию службы крови республики в государственной программе совершенствования службы крови, реализуемой Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральным медико-биологическим агентством России. В рамках данной программы было получено
Таблица 1
Динамика показателей заготовки цельной донорской крови в РМЭ, литры
Годы Абсолютное
Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 отклонение 2011 г. к 2005 г.
Республика Марий Эл в целом 5393,6 4819,2 5627,2 6053,2 5912,7 6606,7 6462,5 1068,9
РСПК 4775,2 4344,0 5154,5 5623,1 5607,8 6368,5 6246,9 1471,7
ОПК 618,4 475,2 472,7 430,1 304,9 238,2 215,6 -402, 8
Таблица 2
Динамика показателей заготовки плазмы, эритроцитной массы,
концентрата тромбоцитов в РМЭ, литры
Годы Абсолютное
Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 отклонение 2011 г. к 2005 г.
Свежезамороженная плазма,л 3217,1 2791,4 3243,1 3511,5 3327,4 3786,7 3600,8 383,7
Эритроцитная масса, л 2709,2 2209,8 2454,1 2719,5 2168,4 1864,2 1870,8 -834,4
Концентрат тромбоцитов, доз 96 323 182 366 727 1488 1011 915
современное медицинское оборудование, позволившее коренным образом изменить производственную деятельность [3].
Так, использование автоматического тромбоцитофереза позволяет заготовить от одного донора дозу тромбоцитов, эквивалентную шести дозам тромбоцитов, выделенным из цельной крови от шести доноров. В 2011 г. 47,2% тромбоцитов на станции было заготовлено аппаратным методом. Отделения переливания крови не выпускали концентрат тромбоцитов, не проводили не только аппаратный, но и дискретный плазмаферез.
С целью определения удовлетворенности потребности лечебных учреждений в транс-фузионных средах был проведен анализ обеспеченности заявок на компоненты крови. Оценивалось соответствие объема выданной продукции и объема, требующегося лечебному учреждению (табл. 3).
Из таблицы 3 явствует, что сокращение отделений переливания крови не ухудшило
удовлетворение потребностей в гемотрансфу-зионных средах. Полнота обеспеченности заявок лечебно-профилактических учреждений улучшилась статистически значимо по свежезамороженной плазме (1 = 5,56; р< 0,001), по эритроцитной массе (I = 2,63; р < 0,05), по концентрату тромбоцитов (1 = 4,8; р < 0,001).
Необходимым условием эффективности гемотрансфузионной терапии является контроль качества выпускаемых учреждением службы крови компонентов. Оснащение и организационно-штатная структура ОПК не позволяли проводить лабораторные исследования по определению биологической полноценности выпускаемых гемотрансфузионных сред. Тогда как на РСПК осуществляется контроль биологической полноценности, функциональной активности и лечебной эффективности выпускаемых компонентов крови в соответствии с требованиями технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих
Таблица 3
Показатели динамики обеспеченности заявок лечебно-профилактических учреждений компонентами крови, %
Наименование Год
гемотрансфузионной 2005 2011
среды (М ± т) (М ± т)
~ 93,4+0,47 97,5+0,30
Свежезамороженная плазма (п = 2762) (п = 2620)
Эритроцитная масса 92,9+0,49 (п = 2781) 94,6+0,42 (п = 2919)
Концентрат тромбоцитов 71,9+5,41 (п = 69) 98,2+0,99 (п = 182)
Таблица 4
Показатели динамики количества донаций в Республике Марий Эл, ед.
Годы
2005 1 2006 1 1 2007 1 1 2008 1 1 2009 1 1 2010 1 1 2011 1
РСПК 14207 11 167 12706 14 021 12856 12971 12 814
Наименование
Республика Марий Эл в целом 16179 12687 14 261 15406 13 967 13795 13509
ОПК 1972 1519 1555 1385 1111 824 695
растворов и технических средств, используемых в трансфузионной медицине [6].
Основной тенденцией современной транс-фузиологии является рестриктивная тактика назначения гемотрансфузионных сред только в ситуации, когда без переливания крови клинический прогноз ухудшится [1,2]. Современные технологии ведут к повышению качества гемокомпонентов, что позволяет для достижения лечебного эффекта использовать меньшее количество гемотрансфузион-ных сред. Приведение количества донаций в соответствие с реальными потребностями лечебной сети позволяет оптимизировать материальные и трудозатраты, наиболее рационально использовать имеющийся донорский контингент. В таблице 4 представлено изменение количества донаций за период 2005-2011 гг.
В 2011 г. общее количество донаций по сравнению с 2005 г. уменьшилось на 2670 (19,8%), в том числе на 9,8 за счет уменьшения по РСПК и на 64,8% - по ОПК.
Оценивая эффективность проведенных мероприятий, целесообразно проведение следующих расчетов.
Для заготовки 5393,6 л цельной донорской крови в 2005 г. потребовалось выполнить 16 179 донаций, соответственно для заготовки 6462,5 л в 2011 г. без проведения вышеперечисленных мероприятий потребовались бы 19 384 донации, то есть на 3205 донации больше, чем было проведено в 2011 г. Себестоимость одной донации составляет 3496,78 рубля, в том числе:
1) амортизация оборудования — 1343,84 р.;
2) заработная плата персонала — 572,22 р.;
3) расходные материалы и диагностикумы — 749,88 р.
4) денежная компенсация на питание донора — 180,00 р.
5) прочие (накладные) расходы (22,8%) — 648,4 р.
Итого полная себестоимость одной донации — 3494,81 р.
Дополнительные затраты на проведение 3205 донаций составили бы 11 200,866 тыс. р. бюджетных средств. Экономия данных финансовых ресурсов из республиканского и федерального бюджета позволила направить их на более целесообразные и экономически оправданные цели.
Заключение
Сокращение отделений переливания крови не повлияло на обеспеченность лечебных учреждений компонентами крови. Современные методы заготовки позволяют избиратель-
но увеличить заготовку наиболее востребованных гемотрансфузионных сред и значительно уменьшить списание компонентов крови по причине истечения срока годности. Приведение количества донаций в соответствие с реальными потребностями лечебной сети дает возможность оптимизировать материальные и трудозатраты, наиболее рационально использовать имеющийся донорский контингент. Проведенные мероприятия по централизации службы крови и повышению ее эффективности позволили получить экономию бюджетных средств в размере 11 200,866 тыс. рублей.
1. Жибурт Е.Б, Шестаков ЕЛ. Доказательная трансфузиология. Часть 1. О правилах назначения компонентов крови//Здравоохранение. — 2007. — №11. — С. 31-37.
2. Жибурт Е.Б. Бенчмаркинг заготовки и переливания крови. Руководство для врачей. — М.: Издание РАЕН, 2009. — 364 с.
3. Зангерова Е.Ю, Злобина Г.М. Анализ деятельности службы крови региона за период реализации государственной программы по совершенствованию службы крови//Вестник службы крови России. — 2012. — №2. — С. 37-40.
4. Свиридова Т.Б. Сущность инновационных механизмов управления ресурсами здравоохранения//Экономика здравоохранения. — 2011. — № 11-12. — С. 5-13.
5. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 278н «Об утверждении требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компоненгтов, перечня оборудования для их оснащения».
6. Правительство РФ. Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии//Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 № 29.
7. Филина Н.Г, Иванчин В.Л, Трофина Н.Ю , ГончаренкоТ.Е, Жибурт Е.Б. О качестве концентрата тромбоцитов//Трансфузиология. — 2011. — №4 (12). — С. 32-37.
UDC 614.2
Zangerova E.U., GamovaE . E. Centralization of blood service — is the main aspect of the rational use of the resources and donor contingent (bythe example ofthe Republic of Mari El) (SBU Republic Many El «Republican station of blood transfusion», Ioshkar-Ola, Russia)
Abstract. Estimation of the results of centralization of blood service in the Republic of Mari El was made. Reduction of 3 departments of blood transfusion did not make worse provision of medical institutions with blood components. Concentration of the resources of industrial transfusiology in one institution optimizes financial costs and working hours. Introduction of modern technology, organization of blood procurement in accordance with real needs of the medical system let decrease considerably the write-off of the unclaimed blood components and use more rationally the existing donor contingent.
Keywords: centralization of blood service, volumes of procurement of donor blood, blood components, efficacy, quality