Научная статья на тему 'Центр развития ребенка - дошкольное заведение нового типа'

Центр развития ребенка - дошкольное заведение нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басимов Михаил Михайлович, Тавберидзе Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр развития ребенка - дошкольное заведение нового типа»

М. М. Басимов, В. А. Тавберидзе

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДОШКОЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ НОВОГО ТИПА

В настоящее время в России идет активная работа по совершенствованию системы образования, поиску путей ее дальнейшего развития, обусловленная социальным заказом современного общества. Формируется вариативная система образования с многопрофильным обучением, компоненты которой отличаются друг от друга широтой охвата учебных дисциплин, углубленностью их изучения. В образовательном пространстве появились школы нового типа (лицеи, гимназии), различающиеся по профилям, содержанию образования. Это обеспечило учащимся возможность выбора пути не только послешкольного, но и школьного образования. Все это затронуло и дошкольные образовательные учреждения. Как носитель качественно более высокого уровня дошкольного образования выделился новый тип дошкольного учреждения «Центр развития ребенка» (далее - Центр).

Многочисленные исследования в области философии, социологии, психологии, педагогики доказали, что период дошкольного возраста имеет принципиально важное значение. Именно в эти годы закладываются такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности.

В 2003 г. в д/с № 135 г. Кургана на основе анализа мнений педагогов и родителей воспитанников, достижений педагогической науки и результатов воспитательной и образовательной деятельности в условиях эксперимента - в связи с работой в новом статусе (Центр)

- методистами и педагогами учреждения

39

была разработана «Концепция Центра развития ребенка».

Концепция - это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. Концепция указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности Центра.

Обращенность образования к культуре способствует развитию «внутренних смыслов» личности, ориентирует ребенка в социальном времени, т. е. в истории; в социальном пространстве - в обществе; а также в социальном взаимодействии - в деятельности. Постижение этих категорий начинается в дошкольном детстве, и от результатов зависит жизнь и здоровье будущего гражданина.

По мнению А. В. Петровского, образование является главным инструментом культурной преемственности поколений. Оно выступает и как фактор, и как средство социализации. Образование влияет на формирование ценностной ориентации человека, на его самоопределение. Оно должно развивать те способности личности, которые нужны и человеку, и обществу, обеспечивать включение социальной активности личности, возможность эффективного самообразования за пределами формальных образовательных систем.

В качестве научной основы нашей концепции использованы труды известных теоретиков и практиков в

области психологии, педагогики, теории управления.

Ведущими гуманистическими идеями, определившими разработку концепции, являются:

- идея развития;

- идея демократизации;

- идея народности и национального

характера;

- идея гуманизации;

- идея дифференциации;

- идея непрерывного образования.

Они направляют образовательный процесс на личность ребенка, устанавливают интеграцию педагогических, психологических, естественнонаучных знаний в определении структуры воспитательно-образовательной работы.

В современном образовании целью и результатом деятельности педагога выступает ребенок как высшая гуманистическая ценность, обладающая личностными чертами, дающими ему возможность, не входя в конфликт с принципами гуманизма, жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе и социуме; сполна развивать свои способности и таланты.

Концепция представляет собой структурированную совокупность идей, описывающих и обосновывающих модель Центра, которую предлагается реализовать с помощью Программы развития. Концепция - это продукт осознания базовых основ, принципов и ведущих идей Центра. Мы предлагаем следующую структуру концепции Центра:

1. Изложение базовых ценностей педагогического коллектива Центра.

2. Раскрытие предназначения Центра.

3. Образ подготовки выпускника Центра, характеристика его развития.

4. Изложение и обоснование главных принципов жизнедеятельности

40

Центра, его функционирования и развития.

5. Образовательная система Центра.

6. Ресурсы, необходимые Центру.

7. Система управления Центром.

8. Обеспечение психологического сопровождения ребенка в образовательном процессе.

9. Критерии оценки достижений целей развития Центра.

Цели и задачи образования детей дошкольного возраста в Центре могут быть сформулированы так:

- интеллектуальное развитие;

- социально-эмоциональное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- нравственно-трудовое воспитание;

- патриотическое воспитание;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе дошкольного образования в качестве средств, а не целей развития ребенка.

Дошкольное образование в Центре предполагает решение следующих приоритетных задач:

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения;

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

- включение детей в различные Разрабатывая концепцию Центра,

формы сотрудничества (со взрослыми и мы опирались на главные принципы

детьми разного возраста). деятельности Центра (см. табл. 1)

Таблица

Основные принципы деятельности центра

№ Принципы Содержание

1 Принцип природосооб-разности общечеловеческих ценностей Ставит на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное творческое развитие личности, необходимость воспитания личного достоинства, гражданственности.

2 Принцип природосообразности Учитывает возрастные особенности и возможности каждого ребенка (физиологические, интеллектуальные, психические, индивидуальные).

3 Принцип гуманитаризации образования Предполагает становление духовного мира, создание условий для развития и реализации его творческих возможностей.

4 Принцип гуманизации Основополагающий принцип деятельности, предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций.

5 Принцип индивидуализации обучения, воспитания и развития Использование наряду с групповыми формами работы индивидуально-групповых и индивидуальных.

6 Принцип дифференциации Учитывает индивидуальные способности и возможности детей, уровень их психического развития.

7 Принцип интегративно-сти и целостности Основан на единстве процессов развития, обучения и воспитания детей, создании сбалансированного образовательного пространства.

8 Принцип преемственности и перманентности Показывает взаимосвязь содержания форм, методов обучения, воспитания и развития на всех ступенях образования в Центре и начальных классах общеобразовательной школы.

9 Принцип вариативности в обучении, воспитании и развитии Использование различных подходов, педагогических технологий, форм, методов, содержания, средств и возможностей образовательного процесса.

10 Принцип развивающего обучения Использование в обучении подходов, технологий, форм, методов, направленных на развитие интеллекта и психических качеств личности.

11 Принцип деятельнорефлексивный Направлен на развитие культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях, на анализ собственных действий.

41

Концепция образования. В Центре осуществляется целостный интегрированный подход к образованию детей: учитываются состояние здоровья ребенка, уровень его психического развития, индивидуальные возможности и способности.

Задачи, поставленные нашим учреждением, выступают основными направлениями деятельности, обуславливающими достижение цели Центра, конкретизируются в каждом структурном звене и состоят в следующем:

1. Разработка и внедрение новой программы развития учреждения и поиск механизма повышения качества образования как результата его реализации.

2. Обеспечение интеграции содержания образования по всем направлениям, создание целостного образовательного пространства.

3. Создание условий для гармоничного, разностороннего современного образования детей, их ориентации на духовное творческое развитие, самореализацию с учетом индивидуальных возможностей личности.

4. Создание условий для самостоятельной, творческой, игровой, поисковой деятельности, развития физического и психического здоровья ребенка как важного личностного фактора для его успешной жизнедеятельности.

5. Создание условий для эмоцио-

нального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общения: «ребенок-ребенок», «ребенок-

педагог», «ребенок-родитель».

6. Изменение развивающей среды Центра, представление ее как модели социокульурной жизни общества, обеспечивающей развитие и саморазвитие социальных качеств личности ребенка.

42

7. Создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в Центре, обеспечение проявления социальной, творческой активности педагогов.

8. Обеспечение нового подхода к

организационно-управленческой дея-

тельности учреждения.

9. Создание условий для педагогического взаимодействия с родителями, ориентации их на роль воспитателей в семье, на конструктивные взаимоотношения с ребенком.

10. Обобщение опыта педагогической деятельности на каждом этапе изучения эффективности образовательной и экспериментальной деятельности по всем направлениям и со всеми субъектами деятельности.

Содержание образования ориентировано не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, выступая средством ее становления, усвоения ребенком способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире.

Возрождение, сохранение и передача детям смыслов и ценностей культуры, чувства любви к природе родного края, поиск новых форм развития умст-веннных и художественных способностей каждого ребенка - именно это определяет основное направление и содержание деятельности Центра.

Отличительными чертами образовательной модели Центра являются:

- основное внимание уделяется постепенному вхождению ребенка в человеческую культуру через овладение средствами познания, развитие возможности видеть мир и взаимодействовать в нем существующими в культуре способами;

- развитие личности через реализацию личностно ориентированной мо-

дели воспитания (уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности).

Образование детей осуществляется по трем направлениям:

1. Инвариантное (реализация государственных стандартов через адаптированные к условиям Центра программы Л. А. Венгера «Развитие»);

2. Вариативное (углубление и расширение требований стандартов через использование парциальных программ, развивающих технологий);

3. Дополнительное образование (углубленное развитие умственных и художественных способностей через создание системы кружковой и студийной работы с детьми).

В Центре реализуются следующие принципы образования:

- вариативности;

- развивающего обучения;

- организации индивидуальноориентированного обучения (свобода выбора, сочетание индивидуального и коллективного творчества, конструирование, игра, экспериментирование как способы познания и отражения жизни);

- интегративности всех процессов образовательного пространства;

- природосообразности;

- целостной ориентации всех видов взаимодействия и деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- диалогичности (реализация разнохарактерных и разноуровневых условий).

Работа с детьми планируется по трем направлениям:

- реализация образовательных задач;

- организация образовательного процесса;

43

- организация развивающей среды.

Задачами разработки системы образования в Центре являются:

1. Формирование у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами: уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом и уважением к другим людям, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.

2. Развитие индивидуальности и потребностей личности ребенка, уважение и сохранение ее, развитие умения радоваться самому себе, своим успехам, каждому прожитому дню.

3. Развитие опыта социального поведения, обеспечивающего эмоциональное благополучие, здоровье в образовательном процессе, в процессе адаптации, во взамодействии, самопознании, саморегуляции.

4. Активизация защитных сил организма детей, формирование навыков управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитие и высвобождение творческих возможностей подсознания.

Эффективная реализация этих задач обеспечивается через адаптацию программ Л. А. Венгера «Развитие» и освоение педагогами методов развивающего обучения и современных технологий развития творческих способностей детей.

Пути реализации образовательных задач, организация образовательного процесса в Центре. В связи с новыми требованиями педагогический процесс в Центре переориентируется на создание условий для развития духовного «Я» ребенка, где составляющими являются:

- внутренняя активная потребность и стремление к свободе, любви,

истине, правде, доброте, красоте как основным общечеловеческим ценностям;

- умственные способности, сенсорные, интеллекуально-познаватель-

ные, ценностно-эмоциональные и ценностно-смысловые, направленные на освоение и самостоятельное порождение способов познания закономерностей окружающего мира;

- творческие способности (интеллектуальные, художественные, конструктивные), обуславливающие неповторимость каждой личности;

- коммуникативные умения, позволяющие познавать, оценивать, изменять свой внутренний мир, мир взаимоотношений;

- эмоционально-рефлексивные качества, выражающиеся в эмоционально-положительном отношении к себе, самооценке, саморегуляции, самосохранении жизни и здоровья.

Образование осуществляется в Центре через различные формы организации педагогического процесса, выбор которых обусловлен возрастными психологическими особенностями детей, новыми подходами к интеграции различных видов деятельности, авторскими разработками. Назовем основные из них:

1. Индивидуальные формы (1,5-3 года). Создание условий для индивидуального воспитания и обучения детей через общение педагога с ребенком и организацию различных видов деятельности в различных видах развивающей среды, построенной на принципах А. В. Петровского. Конечной целью данной деятельности является физическое и речевое развитие детей, формирование у них способов общения со взрослыми и сверстниками.

2. Игровая деятельность (3-4 года). Эта форма составляет основу образовательного процесса. Другие виды

44

деятельности органически включаются как ее составная часть, расширяя, дополняя, развивая ее. Целью является воспитание и обучение без принуждения, саморазвитие, создание условий, стимулирующих формирование способов реальных и групповых взаимодействий между детьми.

3. Интегративные формы (4-5 лет). Интеграции различных видов деятельности способствует тематика, раскрывающая содержание реального мира (природа, предметы), его свойства или качества. Основная цель, которая реализуется в данной форме педагогического процесса, состоит в погружении детей в изучаемое явление реального мира или культуры в многообразии взаимосвязанных явлений и фактов, создании условий для включения детей в различные сферы деятельности и реализации своих потребностей и интересов.

4. Поисковая деятельность, экспериментирование (5-7 лет). Процесс развития направлен в творческое русло, русло открытий (придумывать, видоизменять) через овладение навыками творческо-преобразователь-ской деятельности.

Задачи организации образовательного процесса в Центре реализуются по нескольким направлениям:

- создание развивающей и образовательной среды;

- организация методической работы;

- медико-психолого-педагогиче-ское обеспечение.

Образовательная программа в

Центре. Дошкольное образование - фундамент формирования базисной культуры, позволяющий ребенку в будущем успешно овладевать различными видами деятельности и ценностями, в том числе национальной культуры.

Основой для преемственности дошкольного и начального образования являются: развитие любознательности, способности самостоятельно и творчески решать разнообразные задачи, формирование творческого воображения, развитие коммуникативных способностей. В соответствии с этим создание и функционирование системы подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению базируется на следующих принципах:

1. Личностная ориентация педагогического процесса ставит ребенка в центр педагогического процесса, рассматривая его как главный объект и результат педагогического влияния; предполагает согласованность содержания, форм, методов воспитательнообразовательной работы и их соответствие возрастным особенностям, интересам, потребностям, особенностям самосознания, способам познания.

2. Индивидуально-дифференцированная направленность содержания педагогического процесса, т. е. ориентация на индивидуальные особенности и темпы развития детей.

3. Развитие личности в педагогическом процессе позволяет каждому ребенку осознать рост своих возможностей (реализуется в разных формах деятельности: познании, общении, созидании).

4. Обеспечение эмоциональнопсихологического комфорта, дающего возможность организовать деятельность так, чтобы ребенок имел возможность самоутвердиться и получить признание со стороны окружающих.

5. Свобода выбора деятельности предполагает создание широкого поля (социальные контакты, творчество, активность).

6. Непрерывность и преемствен-

45

ность педагогического процесса.

7. Интеграция образовательных программных областей знаний позволяет не только осваивать конкретное содержание, но и формировать целостную картину мира, включающую национально-культурные ценности.

Итак, интегрированный личност-но ориентированный педагогический процесс - это система, в которой все компоненты (целевой, содержательный, методический, контрольно-регулятив-

ный) направлены на создание условий для творчества, познания и самовыражения ребенка (Т. И. Бабаева, Е. И. Иванова, Н. И. Короткова, Н. Я. Михайленко).

Рассмотрим подробнее программы «Развитие» Л. А. Венгера, которые, как уже говорилось, являются базисным компонентом образовательной программы Центра. В их основе лежат два теоретических положения:

1) Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому:

- отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности;

- ребенок - «созидатель», открывающий для себя что-то новое, приобщающийся к миру взрослых;

- амплификация развития - обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности.

2) Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач:

- построение и использование образов (сенсорных эталонов, наглядных моделей);

- специальное педагогическое ру-

ководство в развитии способностей (сенсорных, интеллектуально-познаватель-

ных и интеллектуально-творческих).

Способности позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, а к концу дошкольного возраста и осознанно относиться к собственной деятельности. Развитие способностей имеет непреходящее значение для всей человеческой жизни.

В соответствии с данными теоретическими положениями основными целями программы выступают развитие умственных и художественных способностей, а также специфических дошкольных видов деятельности на основе личностно ориентированной модели воспитания.

Образовательная программа Центра является усовершенствованной, усложненной программой, построенной на идеях программ «Развитие». Основная цель Центра развития ребенка - это изменение содержания образования, образовательного процесса и технологии, которое обеспечит достижение ребенком оптимального уровня развития личности, творческих способностей, даст более обширное, более высокое по качеству образование и подготовит психологически к успешному обучению в школе, укрепит физическое и психическое здоровье.

Задачами образования в Центре являются:

- формирование у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами: уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом и уважением к дру-

46

гим людям, стремлением к сотрудничеству с ними;

- обеспечение полноценного физического развития и здоровья каждого ребенка;

- развитие познавательной активности, вооружение детей знаниями, необходимыми для обучения в школе;

- развитие творческого потенциала детей, их творческих способностей и эстетических чувств;

- формирование нравственных потребностей, культуры поведения и общения.

Эффективная реализация этих задач обеспечивается через адаптацию программ «Развитие» к условиям Центра; освоение педагогами методов развивающего обучения и современных технологий развития творческих способностей детей.

Структура содержания образования Центра:

Инвариантное образование соответствует государственному дошкольному образовательному стандарту и реализуется через программы «Развитие», которые включают следующие направления:

- охрана жизни и здоровья детей;

- создание условий для формирования основ физической культуры;

- развитие интеллектуально-

ценностных способностей детей, заключающихся в освоении системы представлений о мире и способов познания окружающего как предпосылки к начальному образованию;

- развитие потребности в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры региона, в котором проживает ребенок;

- создание условий для эмоционального благополучия ребенка в про-

цессе совместной деятельности и общения.

Вариативное образование предполагает углубление и расширение стандартов через реализацию программы «Интеллектуальная мастерская».

Дополнительное образование -это работа по интересам, обеспечивающая реализацию познавательных наклонностей, развитие специальных способностей в соответствии с увлечениями детей.

При формировании содержания образования в Центре осуществляется различное сочетание основного, вариативного и дополнительного содержания образования.

Реализация образовательной программы возможна при использовании адекватной возрастным особенностям детей методик обучения, воспитания и развития. Их основные положения направлены на реализацию потенциальных

возможностей детей, их способностей, а именно:

а) развитие одновременно образного, логического и системного мышления;

б) создание системы прочных ассоциативных связей, системы образов-символов, графических моделей с целью изучения невидимых связей и отношений;

в) подача материала с использованием сказочной образности, драматизации воспитательной направленности;

г) широкое использование наглядности различных видов;

д) проблемность, т. е. «усвоение общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями».

Методики базируются на сведениях о возрастной психологии, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей, развитии их умственных и художественных способностей.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.