2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 17 Вып. 1
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 1(091) А. С. Колесников
ЦЕНТР ФИЛОСОФСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ И СРАВНИТЕЛЬНЫХ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (1992-2014)
В целях объединения усилий вокруг исследования проблематики философской компаративистики и диалога в современной философии профессором А. С. Колесниковым, возглавившим кафедру современной зарубежной философии в 1992 г. (1992-2006), было инициировано создание Ассоциации философской компаративистики, которая через год была переименована в Центр философской компаративистики (ФК). Первые же конференции, проведенные под эгидой этой Ассоциации, а затем Центра ФК, показали, что существует серьезный тематический и исследовательский потенциал для работы в этом направлении. Помимо обширного числа философов, принимавших участие в работе этого нового научного объединения на основе определенных тематических сходств собственных интересов и направления исследований Центра (общее число участников научных мероприятий в отдельные годы превышало 100 человек, представлявших научные учреждения и вузы нашего города и страны), вокруг последней складывается ядро постоянных разработчиков генеральной тематики и ряда авангардных исследовательских направлений. В середине 90-х годов были проведены несколько конференций, посвященных проблемам методологии и теории диалога философских культур и философской компаративистики. Здесь наиболее весомым был вклад таких ученых, как М. Я. Корнеев, А. С. Колесников, Ю. Н. Солонин, Н. И. Петякшева (Москва), В. И. Колядко (Курск), О. В. Журавлев, Н. С. Кирабаев (Москва), Б. Г. Соколов, С. Г. Чукин, М. Е. Соболева (Германия), А. Е. Величен-ко (Минск), Х. С. Гафаров (Минск), Л. Е. Яковлева (Москва), С. А. Нижников (Москва) и др.
Значительное место в исследованиях занимают вопросы рецепции и конвергенции философских культур Востока и Запада, в их обсуждении принимает участие также значительное число специалистов по истории русской философии. Исследуется такой теоретически привлекательный вопрос, как типология философских парадигм. Специально следует отметить возникновение (обязанное, в общем-то, случаю) уникальной исследовательской линии, теоретическое и историко-философское значение которой несомненно. Речь идет о систематическом изучении истоков европейского философского мышления начиная со второй половины XIX в. и на протяжении первых десятилетий следующего столетия в Австро-Венгрии Е. Н. Суздале-вым и А. Н. Краснощековым. Первый из них на конференциях сделал не менее десяти докладов с освещением вопросов «австрийской философской традиции» и ее места в истории западной философии XX в., а оба они ввели в философский обиход ранее не исследованные у нас концепции философов этого региона Европы.
Центр ФК был создан с целью активизации и координации научно-исследовательской, научно-учебной, информационной деятельности в области сравнительной философии Востока (Севера и Юга, Латинской Америки и Африки, не-Европы) и Запада и сравнительных социо-гуманитарных исследований. Кроме теоретических и прикладных научно-исследовательских
работ в данной области Центр предполагает оказание научно-методических, информационных, организационно-экономических и консультационных услуг по всем видам своей деятельности, а также при реализации инновационных проектов. Центр считает своей задачей подготовку научно-методической литературы и периодических изданий, тематических сборников, научных трудов, монографий, материалов конференций, симпозиумов и пр.; организацию семинаров, конференций, выставок, круглых столов, встреч; международное сотрудничество в области научных исследований.
Конкретная тематика проводимых исследований
Компаративистский подход способствует раскрытию механизма взаимодействия универсального и партикулярного (уникального) в мышлении, позволяет выявить логику ассимиляции идей в процессе становления региональной культуры и философии, а также дает возможность показать, как новые повороты философской проблематики, заимствование и переосмысление концепций и понятий западноевропейской мысли служат выражению собственной культурно-философской самобытности. Кроме того, компаративистский контекст дает возможность интерпретировать латиноамериканскую, африканскую, индийскую, мусульманскую, христианскую, буддийскую и иную философскую мысль в общефилософских типологических категориях. Универсально-общечеловеческое в философии проявляется в индивидуально-национальном типе философствования, которое становится общепризнанным именно в силу того, насколько оригинально, своеобразно представлен этот универсализм как общезначимое. Существующее разнообразие традиций в культуре и философии в современной истории свидетельствует в пользу такого понимания универсальности.
Философская компаративистика пытается ответить на вопрос: может ли философия оцениваться с позиции культурного различия и насколько иные (неевропейские и нехристианские) способы рефлексии о человеческом существовании, обществе и космосе можно считать философскими, другими словами, как возможны незападные философии (хотя в существовании незападных культур никто не сомневается), как возможна «концептуальная деколонизация». Философы Азии, Африки, арабского Востока и Латинской Америки подчеркивают, что сознание всегда исторично, следовательно, философия может появиться (и появляется) на иной культурно-цивилизационной основе. Поэтому стремление к аутентичности мышления, например у латиноамериканских философов, предполагает культивирование самобытного, национально-регионального. В этом контексте приобретает признание существование внутренней логики региональных и национальных способов философствования (акцент на различия, инаковое, специфическое), обусловленных конкретными историко-культурными обстоятельствами и несводимых к «моделям» и «нормам» мышления, которые приходят извне в виде универсальной позиции Запада или Востока. При этом отметим, что понятие «различие» не имеет оценочного характера и не означает, что инаковое лучше или хуже, но просто «другое».
Философская компаративистика выполняет задачи реконструкции современной региональной или национальной мысли в ее целостности, пытаясь при этом избежать обычной в компаративистике установки, когда субъект одной культуры (исследовательская позиция) рассматривает другую как объект. Интегративные процессы в современной истории, культуре и философии, с одной стороны, и проблема самоидентификации национальной философской культуры — с другой, как взаимоисключающие, на первый взгляд, тенденции, оказались совместимы именно на основе компаративистской методологии.
Культурно-исторический подход к историко-философскому процессу раскрывает различные исторические типы философствования. Представляется, что окончательной нормы (нормативного инварианта) и не может быть в принципе. Речь может идти о возрастающем взаимопонимании и уменьшении предубежденности в исследовательской позиции философов. Компаративная философия со своей стороны должна совершенствовать основу для адаптационно-интегративных процессов, характерных для современной философской
мысли. В контексте компаративистики важнейшая для историко-философской науки проблема генезиса философии приобретает новый смысл, акцентируется необходимость определения природы философии внеевропейской традиции. Иными словами, это проблема нормативного определения философии, критерия выявления «уровня» философствования в конкретной национальной культуре, поскольку сравнивать можно на основе наличия выявленных универсальных признаков.
За время работы Центра защитили докторские диссертации Мохаммед Обейд Самира Хамис (профессор Университета Саны, Йемен), Соболева Майя Евгеньевна (приват-доцент Университета в Хайдельберге, Германия), Гура Владимир Абрамович (профессор СПбПУ Петра Великого), Чукин Сергей Георгиевич (профессор Военного института ВВ МВД РФ), Алиева Чолпон Эриковна (профессор, зав. кафедрой Открытого университета Кыргызстана, Бишкек), Дворецкая Екатерина Викторовна (профессор ИПО ОВ РАО, СПб.), Гафаров Хасан Сабирович (профессор Минского национального университета), Дианова Валентина Михайловна (профессор СПбГУ), Чубукова Елена Ивановна (профессор ФИНЭК), Сидорова (Хрипко) Елена Геннадиевна (профессор, заместитель директора по научной деятельности и руководитель психологической службы Центра дополнительного образования и творческого развития (Москва), практикующий психолог-психоаналитик), Фурс Владимир Николаевич (профессор Европейского гуманитарного университета, Вильнюс), Дьяков Александр Владимирович (профессор СПбГУ), Манзанов Георгий Евгеньевич (в.н.с. Института монголоведения Улан-Удэ), Бурмистров Сергей Леонидович (д.ф.н., в.н.с. Института восточных рукописей РАН), Власова Ольга Александровна (д.ф.н., профессор Курского государственного университета), Бернюкевич Татьяна Владимировна (профессор Читинского государственного университета) и другие.
С Центром работал в 2007-2010 гг. профессор Открытого университета Мехико Эн-рике Виллануэва. В 2008 г. читал лекции Джорж Маклин — директор Центра по изучению культуры и ценностей (Католический университет Америки, Вашингтон США). В Центре Маклина проходили стажировки Марья Сергеевна Розанова (докторант СПбГУ) и Екатерина Викторовна Дворецкая (профессор ИПО ОВ РАО, СПб.). Святослав Вячеславович Шачин (Мурманск) защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ, проходил стажировку в Германии у Ю. Хабермаса (2011-2013).
Научные исследования проводятся по двум направлениям — по философской компаративистике и методологии исследования современного историко-философского процесса. Исследования были поддержаны грантами: РГНФ № 94-06-12209а (1994-1995), грант Минобразования 1994-1995 гг. № 504/93 — руководитель профессор М. Я. Корнеев, № 95-06-18887 — руководитель профессор М. Я. Корнеев; грант Минобразования № 12 (1998—1999 гг.) — руководитель профессор А. С. Колесников, РГНФ № 97-03-04009 (профессор А. С. Колесников в составе коллектива) и др. Коллектив получал гранты РГНФ и Минобразования РФ по разработке историко-философским тем, связанных с философской компаративистикой. Результатом исследований являются сборники работ, коллективные монографии и учебники. За это же время изданы монографии, в которых прямо или непосредственно отражена их работа по философской компаративистике. С Центром ФК сотрудничают и сотрудничали не только университетские известные исследователи, такие как Б. В. Марков, Е. А. Торчинов, Б. Г. Соколов, И. К. Романова, С. В. Никоненко, но и ученые из других вузов Санкт-Петербурга и городов — Москва (особенно РУДН, МГИМО, МГУ), Минск, Курск, Мурманск, Псков, Екатеринбург, Новгород, Волгоград, Воронеж, Элиста, Уфа, Чита, Улан-Удэ, Владивосток, Калининград и т. д.
Ученые постоянно участвуют во многих конференциях, как проводимых на факультете, в университете, городе, межвузовских и международных симпозиумах. Сам Центр организовал и провел уже тридцать первую конференцию в Институте философии СПбГУ — «Компаративная история философии как научное познание и художественное творчество». Руководитель конференции — доктор философских наук, профессор кафедры истории философии А. С. Колесников, ученый секретарь — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Института восточных рукописей РАН С. Л. Бурмистров. На конференции было представлено более тридцати докладов. В качестве докладчиков и гостей конференцию посетили представители ряда крупнейших научных центров России, Украины и Белоруссии.
В 2014 г. открыл конференцию ее руководитель, профессор А. С. Колесников с докладом «Компаративная философия: наука и искусство». Он отметил, в частности, что невозможно заниматься ни философией, ни историей философии, оставаясь только в рамках западной философской культуры, и следует учитывать, что в других культурах философия развивалась своими путями. При этом перед исследователем неизбежно встает вопрос о самой возможности понимания философских систем, сформировавшихся в других культурах. Более того, возникает и проблема определения самого понятия философии. Сомнение и критичность становятся методологическим базисом и познания, и практики.
Дискуссию вызвал доклад доктора философских наук, а в то время профессора Курского государственного университета А. В. Дьякова «История философии и современность: о трансформации статуса философии». История философии, считает докладчик, находится в состоянии классического double bind, впервые описанного еще Г. Бейтсоном: ее оттесняют на второй план, требуя от философии в первую очередь системотворчества, но в то же время к истории философии предъявляются требования заместить собой философию per se. Это известный вызов философии, и она должна дать на него адекватный ответ.
Проблеме понимания инокультурной философии были посвящены выступления доктора философских наук, профессора МАИ В. В. Кравченко и кандидата философских наук, доцента ДВФУ Д. В. Конончука. В. В. Кравченко рассматривала в своем докладе проблему понимания русской философии представителями интеллектуальных кругов Запада. Д. В. Конончук проанализировал проблему категориального творчества в китайской философии. Китайскую культуру порой обвиняют в малой способности к абстрактному категориальному мышлению, однако Д. В. Конончук убедительно показал, что подобные глубоко ошибочные представления коренятся в трудности перевода китайских структур категориального мышления на язык понятий западной философии. Древнекитайская философия использовала для понятия «категория» своеобразный термин мин (букв. «имя»). Древнекитайский философ не пытался определить понятие (в буквальном смысле — положить ему предел), но освещал отдельные аспекты понятий, формы их бытования, способы их использования и т. д.
Сопоставлению китайской и русской философии был посвящен доклад Р. Н. Дёмина «Крестьянин-философ Тимофей Бондарев и древнекитайская школа аграриев (нун цзя)». В своем выступлении Р. Н. Дёмин продемонстрировал некоторые неслучайные сходства между древнекитайской и русской философией.
Индии были посвящены выступления кандидата философских наук, доцента Саратовского государственного университета С. М. Малкиной и доктора философских наук С. Л. Бурми-строва. С. М. Малкина указала на ряд сходных черт между деконструктивизмом и мадхьяма-кой-прасангикой, а С. Л. Бурмистров обратил внимание участников конференции на ту роль, которую играют в философской компаративистике сбор и первичный анализ фактических материалов — рукописей, изображений, археологических артефактов. В силу этого большое значение приобретает и фигура собирателя, коллекционера рукописей, ибо он даже простой географией своих путешествий и кругом общения до известной степени детерминирует ту картину, которую затем осмысляет философ-компаративист.
С интересными докладами, вызвавшими дискуссии, выступили также доктор философских наук, директор Института социально-гуманитарных наук Белорусского государственного экономического университета Я. С. Яскевич («Кросскультурный диалог в условиях глобализации»); доктор философских наук, профессор Белорусского государственного университета Х. С. Гафаров и кандидат философских наук, доцент Института социально-гуманитарного образования Белорусского государственного экономического университета Ю. Ю. Гафарова («Эвристические возможности "истории понятий", как методологии компаративной философии»); аспирантка Института философии НАН Украины З. Никитина («Сенсуалистический
взгляд на познание: Ф. Прокопович и Дж. Беркли»); кандидат культурологии, доцент Одесского национального политехнического университета Е. П. Щекина («Эклектизм философии искусства "классического авангарда"»); советник по культуре вице-мэра Санкт-Петербурга Ю. Н. Стрижак («Искусство и диалог культур в творчестве кн. Э. Э. Ухтомского») и ряд других.
За последние годы 32 аспиранта, выступающие постоянно на конференциях по философской компаративистике, защитили кандидатские диссертации. Темами их исследований были проблемы постмодерна, герменевтики, бытия в арабо-мусульманской философии, шведская философия, сравнительный анализ историко-философских концепций С. Радхакришнана и С. Дасгупты, эволюция взглядов Дж. Кришнамурти, Майя-вада адвайта-веданты и ее истоки, сравнительный анализ японской и западной философии Нисида Китаро, философия Ху Ши, Г. Х. Краузе, Джеймисона, Деррида, Хабермаса, О. Ф. Больнова, Р. Рорти, М. Хайдеггера, К. Уил-сона, Э. Фромма и др.
За период с 1995 по 2010 г. защитили докторские диссертации (консультант — профессор А. С. Колесников) с темами, связанными с проблемами философской компаративистики и современной зарубежной философии: В. А. Гура, С. Г. Чукин, Е. В. Дворецкая, В. М. Дианова, В. Н. Фурс (Минск), Х. С. Гафаров (Минск), М. Д. Зомонов (Улан-Удэ), Ч. Э. Алиева (Бишкек), В. М. Дианова, Е. В. Дворецкая, Е. И. Чубукова, М. Е. Соболева, А. Е. Величенко, Н. М. Бресто-вицкая, Г. Е. Манзанов (Улан-Удэ), Е. Г. Сидорова, А. В. Дьяков и О. А. Власова (Курск), С. Л. Бурмистров, Т. В. Бернюкевич (Чита).
На факультете работают доктора наук, вышедшие из Центра ФК, В. М. Дианова, Б. Г. Соколов, С. В. Никоненко, Л. Ю. Соколова, А. В. Дьяков, к.ф.н. А. Е. Рыбас.
Центр философской компаративистики создал журнал «Хора» и постоянно с ним работает (журнал философской компаративистики и современной зарубежной философии). Главный редактор А. В. Дьяков, ответственный редактор А. С. Колесников, выпускающий редактор О. В. Власова. Центр сотрудничает с издательством Northern Cross (Нью-Йорк). Председатель редакционной коллегии — профессор А. С. Колесников. Центр участвует в проведении международных конференций — «Philosophy in the Context of Globalizing World» (Bratislava, Словакия, 2005), «Диалог культур и философский контекст» (Бишкек, 2006), «Буддизм Вад-жраяны» (Санкт-Петербург, Москва, Элиста, 2008-2014), «Диалог культур» (2009, Элиста), Международная конференция «Диалог цивилизаций и посткризисный мир» (РУДН, Москва), Международный научный форум «Культура монголоязычных народов в глобализирующемся пространстве», Международная конференция в Монголии «Россия—Монголия: Национальное своеобразие и межкультурный диалог» (23-28 сентября 2011 г., Улан-Батор; 25-26 октября 2012 г., Элиста). Организаторы конференции в Улан-Баторе и Элисте: Центр ФК, Центр культурологии, СПбГУ, Монгольский университет культуры (Улан-Батор), Калмыцкий госуниверситет. Ученые постоянно участвуют в работе конференций, связанных с темами философской компаративистики.
Проблемный совет по современной зарубежной философии, Ассоциация философской компаративистики, а затем Центр философской компаративистики ежегодно проводят конференции (31-я проведена в 2014 г.) и издают сборники материалов:
• Проблемы современной зарубежной философии и диалога культур (1992);
• Структура и методология современной зарубежной философии: проблемы исследования и преподавания (1993);
• Современная философская компаративистика: мировоззренческие и методологические аспекты (1993);
• Современная философия Запада и Востока на пороге ХХ1 века (1994);
• Диалог философских культур в зеркале компаративистики (1994);
• Методология исследования диалога философских культур: общее и особенное (1995);
• Тенденции развития современной зарубежной философии и философской компаративистики в конце ХХ века (1995);
• Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода (1996);
• Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже ХХ-ХХ1 веков (1996);
• Философия Ричарда Рорти и постмодернизм конца ХХ века (1997);
• Философия достижимых целей. К 100-летию американского прагматизма (1998);
• Традиции изучения зарубежной философии XX века в СПбГУ (к 275-летию) (1998);
• Философия ХХ века: школы и концепции. Материалы научной конференции (2000);
• Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации (2001);
• Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика (2002);
• Россия — Запад — Восток: компаративные проблемы современной философии (2003);
• Запад — Восток — Россия: философия в компаративистской перспективе (2004);
• Компаративистский анализ общечеловеческого и национального в философии. Материалы Всероссийской конференции (2005);
• Философская компаративистика как видение мира (2006);
• Современная зарубежная философия и философская компаративистика (2007);
• Компаративное видение современной философии (2008);
• Диалог философских культур и становление трансверсальной философии (2009);
• Диалог философских культур: Россия — Восток — Запад (2010);
• Ценностные миры в современной философии: компаративный горизонт (2011);
• Компаративная педагогика в обновлении образования (2012);
• Компаративная история философии как научное познание и художественное творчество (2013);
• Философская компаративистика и компаративная философия образования (2014). Литература
1. Колесников А. С. Философская компаративистика в диалоге культур // Философские науки. 2004. № 11. С. 84-102.
2. Диалог в философии: традиции и современность / под ред. М. Я. Корнеева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 160 с.
3. Журавлев О. В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии Х1Х-ХХ вв. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 201 с.
4. Историческое развитие философии в диалоге философских культур: проблемы логики идей / под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 96 с.
5. История современной зарубежной философии: компаративистский подход: учеб. пособие: в 2 т. 3-е изд. / ред. М. Я. Корнеев, А. С. Колесников. СПб.: Лань, 1998. Т. 1. 446 с.; Т. 2. 312 с.
6. Корнеев М. Я. Африканские мыслители ХХ века: эскизы к интеллектуальным портретам. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 140 с.
7. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте» / перев., сост., автор комментариев О. В. Журавлев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 332 с.
8. Соколова Л. Ю. Историческая эпистемология во Франции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 246 с.
9. Ставцев С. Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000. 192 с.
10. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / под ред. М. Я. Корнеева и Е. А. Торчинова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. философского общества, 2001. 324 с.
11. Основы современной философии / М. Н. Росенко, А. С. Колесников, Ю. А. Сандулов, В. А. Гречанова, А. Ф. Иванов, Б. В. Марков, Ю. М. Шилков, А. Ф. Иванов, Л. А. Пафомова, В. В. Тузов, О. Ю. Маркова, В. П. Клычков, С. И. Росенко, А. А. Федосеев, Ю. Н. Солонин, В. Т. Пуляев. Учебное пособие. 5-е изд. СПб.: Лань, 2004. 384 с.
12. Колесников А. С., Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре ХХ века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. философского общества, 2001. 112 с.
13. Колесников А. С. Философская компаративистика: Восток — Запад. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 390 с.
14. Соколова Л. Ю. Очерки французской философии ХХ века. СПб.: Роза мира, 2006. 179 с.
15. Колесников А. С. Обозримые тенденции становления философии в начале ХХ века // Историко-философский ежегодник — 2006 / Институт философии РАН. М.: Наука, 2006. С. 5-38.
16. Бурмистров С. Л. Брахман и история. Историко-философские концепции современной веданты. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2007. 186 с.
17. Герменевтика текста классиков мировой философии / под ред. А. С. Колесникова. New York: Northern Cross, 2008. 352 с.
18. Философия: учебник для вузов / М. Н. Росенко, А. С. Колесников, А. Ф. Иванов, Б. В. Марков, О. Ю. Маркова, С. И. Росенко, Ю. Н. Солонин, А. М. Склярова / под ред. М. Н. Росенко. М.: Гардарики, 2005. 430 с.
19. Колесников А. С. Мировая философия в эпоху глобализации. New York: Зарубежная Россия, 2008. 432 с. (Премия «Вторая навигация» 2008 г.)
20. История современной мировой философии. Компаративистский подход / под ред. А. С. Колесникова и М. Я. Корнеева. New York: Northern Cross, 2008. 516 с.
21. История философии / под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер, 2010. 656 с.
22. Современная мировая философия / под ред. А. С. Колесникова. М.: Академпроект; Альма Матер, 2012. 563 с.
23. Колесников А. С. Тезаурус педагогического образования. Т. 1 // Философия и методология образования: компаративный аспект. СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. 166 с.
24. Компаративная история философии как научное познание и художественное творчество: Монография / под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 204 с.
References
1. Kolesnikov A. S. Filosofskaia komparativistika v dialoge kul'tur [Comparative Philosophy in dialogue of cultures]. Filosofskie nauki [Philosophical sciences], 2004, no. 11, pp. 84-102. (In Russian)
2. Dialog v filosofii: traditsii i sovremennost' [Dialogue in philosophy: traditions and the present]. Ed. by M. Ia. Korneev. St. Petersburg, St.-Petersburg University Press, 1995. 160 p. (In Russian)
3. Zhuravlev O. V. Puti i pereput'ia. Ocherki ispanskoi filosofii XIX-XX vv. [ Ways and crossroads. Sketches of Spanish philosophy Х1Х-ХХ centuries]. St. Peresburg, St.-Petersburg University Press, 1992. 201 p. (In Russian)
4. Istoricheskoe razvitie filosofii v dialoge filosofskikh kul'tur: problemy logiki idei [Philosophy historical development in dialogue of philosophical cultures: problems of logic of ideas]. Ed. by A. S. Kolesnikov. St. Petersburg, St.-Petersburg University Press, 1996. 96 p. (In Russian)
5. Istoriia sovremennoi zarubezhnoi filosofii: komparativistskii podkhod. 3-e izd. Ucheb. posobie v 2 t. [History of contemporary foreign philosophy: comparative the approach: the Manual]. Eds M. Ia. Korneev, A. S. Kolesnikov. St. Petersburg, Lan' Publ., 1998, vol. 1. 446 p.; vol. 2. 312 p. (In Russian)
6. Korneev M. Ia. Afrikanskie mysliteliXX veka: eskizy k intellektual'nym portretam [The African thinkers of the XX-th century: sketches to intellectual portraits]. St. Peresburg, St.-Petersburg University Press, 1996. 140 p. (In Russian)
7. Ortega-i-Gasset Kh. Razmyshleniia o «Don Kikhote» [Reflexions about "Quixote"]. Transl., drawing up, the author of comments O. V. Zhuravlev. St. Peresburg, St.-Petersburg University Press, 1997. 332 p. (In Russian)
8. Sokolova L. Iu. Istoricheskaia epistemologiia vo Frantsii [Historical epistemology in France]. St. Peresburg, St.-Petersburg University Press, 1995. 246 p. (In Russian)
9. Stavtsev S. N. Vvedenie v filosofiiu Khaideggera [Introduction in Heidegger's philosophy]. Lan' Publ.,
2000. 192 p. (In Russian)
10. Khaidegger i vostochnaia filosofiia: poiski vzaimodopolnitel'nosti kul'tur [Heidegger and East Philosophy: searches two-way complementarity cultures]. Eds M. Ia. Korneev, E. A. Torchinov. St. Peresburg, St. Petersburg Philosophical Society Publ., 2001. 324 p. (In Russian)
11. Rosenko M. N., Kolesnikov A. S., Sandulov Iu. A., Grechanova B. A., Ivanov, B. V. Markov A. F., Shilkov Iu. M., Ivanov A. F., Pafomova L. A., Tuzov V. V., Markova O. Iu., Klychkov V. P., Rosenko S. I., Fe-doseev A. A., Solonin Iu. N., Puliaev V. T. Osnovy sovremennoi filosofii. Uchebnoe posobie. Izd. 5-e [Bases of modern philosophy. Tutorial. Issue 5]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2004. 384 p. (In Russian)
12. Kolesnikov A. S., Stavtsev S. N. Formy sub'ektivnosti v filosofskoi kul'ture XX veka [Subjectivity forms in philosophical culture of the XX-th century]. St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society Publ.,
2001. 112 p. (In Russian)
13. Kolesnikov A. S. Filosofskaia komparativistika: Vostok — Zapad [Comparative Philosophy: the East — the West]. St. Peresburg, St.-Petersburg University Press, 2004. 390 p. (In Russian)
14. Sokolova L. Iu. Ocherki frantsuzskoi filosofii XX veka [Sketches of the French philosophy of the XX-th century]. St. Petersburg, Roza mira Publ., 2006. 179 p. (In Russian)
15. Kolesnikov A. S. Obozrimye tendentsii stanovleniia filosofii v nachale XX veka [Foreseeable tendencies of formation of philosophy in the XX-th century beginning]. Istoriko-filosofskii ezhegodnik — 2006 [Historic-philosophical a year-book — 2006]. Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. Moscow, Nauka Publ., 2006, pp. 5-38. (In Russian)
16. Burmistrov S. L. Brakhman i istoriia. Istoriko-filosofskie kontseptsii sovremennoi vedanty [Brahman and history. historical and philosophical concepts modern Vedanta]. St. Peresburg, St.-Petersburg University Press, 2007. 186 p. (In Russian)
17. Germenevtika teksta klassikov mirovoi filosofii [Hermeneutics of the classic texts of world philosophers]. Ed. by A. S. Kolesnikov. New-York, Northern Cross, 2008. 352 p.
18. Rosenko M. N., Kolesnikov A. S., Ivanov A. F., Markov B. V., Markova O. Iu., Rosenko S. I., Solo-nin Iu. N., Skliarova A. M. Filosofiia: uchebnik dlia vuzov [Philosophy: the textbook for high schools]. Ed. by M. N. Rosenko. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 430 p.
19. Kolesnikov A. S. Mirovaia filosofiia v epokhu globalizatsii [World philosophy at the time of globalization]. New York, Zarubezhnaia Rossiia Publ., 2008. 432 p. (Premiia «Vtoraia navigatsiia» 2008 g. [The award "Second navigation"])
20. Istoriia sovremennoi mirovoi filosofii. Komparativistskii podkhod [History of the Contemporary Philosophy of the World. The comparative approach]. Eds A. S. Kolesnikov, M. Ia. Korneev. New York: Northern Cross, 2008. 516 p.
21. Istoriia filosofii [History of Philosophy]. Ed. by A. S. Kolesnikov. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 656 p.
22. Sovremennaia mirovaia filosofiia [Contemporary world philosophy]. Ed. by A. S. Kolesnikov. Moscow, Akademproekt, Alma Mater Publ., 2012. 563 p.
23. Kolesnikov A. S. Tezaurus pedagogicheskogo obrazovaniia. T. 1 [The pedagogical education thesaurus. Vol. 1]. Filosofiia i metodologiia obrazovaniia: komparativnyi aspect [Philosophy and methodology education: comparative aspect]. St. Petersburg, FGNU IPOOV RAO Publ., 2012. 166 p.
24. Komparativnaia istoriia filosofii kak nauchnoe poznanie i khudozhestvennoe tvorchestvo: Monografi-ia [Comparative history of philosophy as scientific knowledge and art creativity: The monography]. Ed. by A. S. Kolesnikov. St. Peresburg, St.-Petersburg University Press, 2014. 204 p.
Статья поступила в редакцию 12 июля 2015 г.
Контактная информация:
Колесников Анатолий Сергеевич — ao^i^ философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]
Kolesnikov A. S. — Doctor of Philosophy, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitets-kaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]