Научная статья на тему 'Ценовой сговор'

Ценовой сговор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВОЙ СГОВОР / ЯВНЫЙ СГОВОР / ТАЙНЫЙ СГОВОР / КАРТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко В. Е.

В статье раскрывается информация о «картельных соглашениях». Большее внимание уделено «ценовому сговору», как опаснейшему из всех существующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценовой сговор»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

Экономическую эффективность реконструкции целесообразно рассчитывать на 1 кв. м. от общей площади, что позволит лучшим образом, отражает конечный спрос потребления на жилье.

Эффект вариантов воспроизводства жилищного фонда рассчитывается как разность приведенных затрат, которые необходимы для получения качественно обновленного жилищного фонда.

Очень важно учитывать эффект от сокращения общей продолжительности строительства -продолжительности воспроизводства.

Значительно сократить расходы на воспроизводство жилых зданий позволят следующие инновационные мероприятия:

- разработка новых методов для диагностики состояния конструкций;

- использование персональных компьютеров для расчета конструкций;

- внедрение эффективных конструктивных решений;

- применение конструкций из новейших материалов;

- разработка новых методов усиления, а также восстановления конструкций;

- разработка и внедрение в практику прогрессивных технологий; разработка эффективных форм экономического стимулирования.

Критерии экономического выбора проекта реконструкции являются:

- удельная сметная стоимость, которая не должна превышать аналогичного показателя при новом строительстве (исключение составляют здания, имеющие историческое или реставрационное значение);

- возможность выполнения работ без расселения;

- снижение годовых удельных эксплуатационных расходов на содержание;

- минимум приведенных затрат.

Для общей оценки эффективности реконструкции жилых домов необходимо проводить сравнительную оценку затрат на реконструкцию и новое строительство и учитывать воспроизводственные аспекты. Список использованной литературы:

1. Наумов А.Е., Маликова Е.В. Методические рекомендации по экономическому воспроизводству жилого фонда на основе реконструкции домов первого периода индустриального домостроения// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 5. С.179-183.

2. Наумов А.Е., Щенятская М.А., Товстий В.П. Качественные показатели объекта недвижимости как фактор экономической оптимизации организационно-технологических решений инвестиционно-строительного проекта // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 5. С. 202-206.

© Комар К В., Абакумов Р.Г., 2017

УДК 338.532.4.025.24

Куценко В.Е., студент

4 курс Факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства» Новосибирский государственный университет экономики и управления

Россия, г. Новосибирск Научный руководитель - Т.В. Гениберг, к.э.н., доцент Новосибирский государственный университет экономики и управления

ЦЕНОВОЙ СГОВОР

Аннотация

В статье раскрывается информация о «картельных соглашениях». Большее внимание уделено

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

«ценовому сговору», как опаснейшему из всех существующих.

Ключевые слова Ценовой сговор, явный сговор, тайный сговор, картель.

Роль основной движущей силы к развитию экономики берет на себя конкуренция. Экономическая теория выявила множества факторов, которые ограничивают ее. При этом, так и не разработав универсальной модели поддержания конкуренции на рынке. Одним из факторов является желание доминирования крупных игроков своих отраслей, наращивание влияния на рынке и получение сверхприбыли по средствам формирования «картельного соглашения».

Существует множество точек зрения на тему картелей и с каждым годом их становится все больше. Это говорит о том, что тема является актуальной и несет за собой реальную угрозу. По мнению Кинёва А.Ю. картелями признаются сговоры конкурентов путем заключения тайных незаконных соглашений, направленных на ограничение конкуренции и извлечение сверхприбылей. Данное определение в полной мере раскрывает главную суть «картелей». Компании путем сговора намеренно повышают входные барьеры, ограничивая конкурентную борьбу на рынке.

Мы рассмотрим один из самых популярных видов картелей - «ценовой сговор». И его влияние на экономику.

Ценовой сговор состоит из нескольких направлений:

- соблюдение определенного уровня цен (единая цена);

- установление минимальной цены (минимальная цена);

- установление процента скидок (согласование уровня скидок);

- установление типовой формулы расчета (калькуляционный картель)[4].

Согласование поведения фирмы осуществляется в форме «явного» или «тайного» сговора.

Явный сговор является формальным соглашением фирм, как правило, сопровождается документацией, где прописаны права и обязанности каждой из сторон. Данный формат не распространен по причине существования ФАС.

Тайный сговор - это негласное соглашение о разделении рынков, ценах и иных способах ограничения конкуренции, преследуемые законом[5]. Данный вид сговора является самым распространенным, но так - же не является устойчивым. Со временем приходит к краху при вхождении на рынок новых игроков. Потенциальные конкуренты видят прибыльность отрасли и пытаются штурмовать рынок. В результате происходит насыщение рынка и компании приходят к разрыву договоренностей по причине давления неравного спроса и издержек на производстве.

Все начинается с дилеммы, которая возникает у конкурирующих компаний той или иной отрасли. Их общий интерес - монополизация или картелизация этой отрасли и поддержание цен на высоком уровне. Проблема состоит в том, что успешное решение такой дилеммы в рамках группы участников отрасли наносит вред интересам общества. Потребители вынуждены платить завышенную цену, а компании не поставляют часть своих запасов на рынок, чтобы поддержать цену на высоком уровне. Часто, как говорят Е.А. Ярошевич и Т.В. Гениберг, такие компании реализуют похожую бренд-стратегию [10, с. 133], и даже занимаются благотворительностью, т.к. они являются крупными и их статус обязывает помогать обществу [2, с. 137]. Как сказал Адам Смит, «люди одной профессии редко собираются вместе даже для развлечения, но их встречи заканчиваются заговором против общества или планом увеличения расценки» [8]. Правительства, которые стремятся защитить интересы общества, вмешиваются в подобные ситуации и вводят в действия антимонопольные законы, запрещающие компаниям вступать в сговор.

Ключевое значение в предотвращении сговоров отводится ФЗ «О защите конкуренции»[9]. Однако как показывает практика, данный закон выступает лишним стимулом к более сплоченному сотрудничеству в режиме картелей. Компании под угрозами санкций со стороны ФАС быстрее находят общий язык и удачней функционируют друг с другом, находясь в сговоре. Доказательством неэффективности законов являются ежегодные скандалы с участием крупнейших рыночных игроков нашей страны (см. таблицу 1)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Таблица 1

Анализ выявленных Картельных сгово ров в РФ[3][1]:

Период выявления сговора Участники картельного сговора Пример сдерживания конкуренции в отрасли

Октябрь 2011г. Сговор между МТС и «Вымпелком» («Билайн»). Ценовой сговор при реализации смартфонов iPhone.

Май 2012г. Сговор между ООО «Камышинские Колбасы Соловьева», ООО «Мясокомбинат «Дубки» и др. Поддержание высоких цен всеми производителями на рынке мясной продукции.

Май 2013г. Сговор «Группы компаний «Русское море» RSEA, «Акро», «Профи-бизнес», «Нептун», рыбообрабатывающий комбинат № 1, московское ООО «РК-Викинг Нарушение антимонопольного законодательства в ходе поставки рыбы в Россию.

Январь 2015г Ценовой сговор 34 сахарных заводов. «Русагро», «Продимекс», «Сюкден», «Атмис» и др. Резкое повышение цен на сахар с 26 рублей до 60 рублей за 1 кг.

На сегодняшний день глава ФАС Игорь Артемьев начал с разработки новых законов, направленных против монополистов. Владимир Качалин, помощник Артемьева и один из идеологов ФАС в части законотворчества, считает, что главное — мотивировать компании и обычных граждан к антимонопольной деятельности [6].

Мы можем только предположить - какой общий ущерб причиняет картель экономике страны. «Избыточные» деньги, потраченные на предметы роскоши, оседают в картелях и монополиях. Получая сверхприбыль компания перестает развиваться и двигать отрасль вперед. Эффективность экономики в целом падает за счет масштабов компаний, находящихся в статусе монополий или картелей. По словам Германа Грефа, если бы «все монопольные составляющие экономики превратить в конкурентные», то к действующему росту ВВП можно было бы прибавить как минимум 2.5%.

Подводя черту, картель - одно из самых опасных нарушений антимонопольного законодательства. Это мощный ограничитель рыночной конкуренции. Вступив в картель, формально независимые компании образуют монополию, причем тайную, отказываются от индивидуального поведения и соперничества на рынке. Подобные действия, как правило, приводят к искусственному росту цен, отсутствию новых и более качественных товаров, недопущению новых игроков на рынок. У самих нарушителей пропадает мотивация для развития и инноваций, для повышения эффективности [7]. Для результативной борьбы с «ценовыми картелями» и картелями в целом, стоит пересмотреть и усовершенствовать действующее законодательство, ужесточить применяемые санкции и организовать поиск первоисточников образования сговора, осуществлять мониторинг чиновников на предмет содействия и помощи образованиям картелей. Так же следует привлекать лучших специалистов на момент расследования дел связанных со сговором любого рода. Список использованной литературы:

1. Белик Е. А., Солонинченко Т. С. Картельный сговор: новый взгляд на старую проблему [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 1-3.

2. Гениберг Т.В. Исторические и современные аспекты благотворительной деятельности российских императриц и супруг президентов России. Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 134-139.

3. Глава ФАС: борьба с картелями — приоритет [Электронный ресурс] URL: / http://ria.ru/interview/

4. Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. N 2 // СПС "КонсультантПлюс".

5. Информационный портал — [Электронный ресурс] / URL: http://www.economicchange.ru/echas-233-1.html Economic Change

6. Информационный портал — [Электронный ресурс] / URL: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2004-07/20026-kartelnye -sgovory-v-ekonomike

7. Картельный сговор — [Электронный ресурс] / URL: http://rucompromat.com/articles/fas_nashla_tsenovoy_sgovor_na_ryinke_sahara

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

8. Барри Д.Н. Теория игр // Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни. Изд. Манн, Иванов и Фербер. 2016. - С. 103-104. (Дата обращения 05.12.2016)

9. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. 2 ноября 2013 г. № 294-ФЗ).

10.Ярошевич Е.А., Гениберг Т.В. Методические аспекты выбора и формирования бренд-стратегии компании на рынке лекарственных препаратов. В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО "Ар-Консалт". 2014. С. 133-134.

© Куценко В.Е., 2017

УДК 911.3

Т. И. Левцова

студентка 1 курса магистратуры, кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления Рязанский государственный радиотехнический университет,

г. Рязань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ БИЗНЕС-КЛИМАТА НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация

Рассматривается влияние делового климата на инвестиционную привлекательность. Произведен сравнительный анализ между рейтингами деловой среды и показателями инвестиционной активности. Выявляются различия между понятиями деловой климат и инвестиционный климат.

Ключевые слова

Деловая среда, инвестиционный климат, оценка бизнес-климата, деловой климат региона.

Следует отличать понятие делового и инвестиционного климата. Инвестиционный климат отличается тем, что в его изучение включаются политические, экономические, юридические и материальные факторы, которые определяют преимущества данной страны для иностранных инвестиций, а также склонность национальных фирм всех размеров и отраслей инвестировать в развитие. А в понятие делового климата включатся все факторы и условия предпринимательства, тем самым очевидно, что понятие инвестиционного климата является более узким [1].

В данной статье исследуется влияние условий ведения бизнеса на инвестиционный климат региона. Так, если деловая среда действительно определяет объем инвестиционных вложений в регионе, то это должно находить отражение в показателе инвестиционной активности, который представляет собой по существу одну из важнейших характеристик инвестиционного климата в регионах России.

Следует отметить, что методологические подходы к оценке инвестиционной активности в регионах проработаны достаточно слабо, так как наиболее часто предметом изучения является инвестиционная привлекательность или инвестиционный климат в целом [9].

Достаточно широкое распространение в экономической практике получил подход Росстата, согласно которому в основе группировки субъектов Федерации по уровню инвестиционной активности лежат региональные оценки только одного показателя - индекса физического объема инвестиций в основной капитал региона в соответствующем году, рассчитанного в постоянных ценах в процентах к предыдущему году. В результате к числу регионов-лидеров зачастую относятся субъекты Российской Федерации, у которых высокие темповые показатели текущего года обусловлены единичными фактами осуществления определенного инвестиционного проекта на фоне отсутствия такового в предыдущем году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.