УДК 338.5 + УДК 338.242.4
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В. Д. Трухан
PHARMACEUTICAL PRICING: DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF SYSTEM OF STATE REGULATION
V. D. Trukhan
Аннотация. Статья посвящена проблемам ценообразования на фармацевтическом рынке России и, в первую очередь, государственному регулированию. Основная идея заключается в поиске компромисса между всеми участниками рынка и переходе от устаревшей парадигмы «дешевых и доступных» лекарственных средств к модели «доступных и эффективных».
Ключевые слова: цены на лекарства, регулирование цен, фармрынок, государство.
Abstract. This article deals with the key problems of pharmaceutical pricing, and primarily the governmental regulatory system. The main idea is to reach a mutually acceptable compromise between all the market participants. Moreover, the author claims that Russian pharmaceutical market should shift from an outdated «cheap and affordable» pattern to the modern «effective and accessible» paradigm.
Key words: pharmaceutical pricing, price regulation, pharmaceutical market, government.
Фармацевтический рынок и происходящие на нем изменения сегодня не случайно пребывают в мейнстриме. С одной стороны, быстрыми темпами идет институциональная реформа отечественного здравоохранения. С другой стороны, одной из задач, которые ставит перед собой правительство РФ, является модернизация российской экономики. Как известно, в условиях инновационной экономики все большее значение должны приобретать такие факторы, как уровень образования и охрана здоровья населения.
Между тем в нашей стране по-прежнему действует устаревшая на сегодняшний день парадигма «доступных и дешевых лекарственных средств» (далее - ЛС). Государство стремится к замещению дорогостоящих препаратов их максимально дешевыми аналогами, но недорогие лекарства не всегда позволяют достичь желаемых результатов лечения, а российская система здравоохранения слабо ориентирована на проверку их клинической эффективности. Ситуация осложняется также тем, что отечественная фармпро-мышленность пока не способна полностью обеспечить внутренний спрос.
Таким образом, реформирование отечественного фармрынка неизбежно, но, как показал опыт последних лет, проводимые изменения не всегда эффективны. С учетом высокой социальной значимости фармотрасли особую актуальность приобретает ревизия целей и задач, стоящих перед государством и бизнесом, а также поиск компромиссов в сфере лекарственного обеспечения, отвечающих интересам общества в целом.
Данная статья посвящена в первую очередь проблемам ценообразования на фармацевтическом рынке, поскольку именно цены и ценовое регулирование по сути являются связующим звеном в цепочке распределения фармацевтической продукции. На сегодняшний день в экономической науке существует множество ценовых теорий, а также направлений государственной ценовой политики. Однако ряд особенностей фармрынка, а также специфика ЛС как товара требуют особых подходов к ценообразованию.
Основным товаром на фармрынке является лекарственное средство. В соответствии с российским законодательством лекарственным средством является препарат, занесенный в государственный реестр ЛС. Мы предлагаем классификацию ЛС, имеющую в своей основе триадический подход (рис. 1).
Рис. 1. Пример сегментации фармацевтического рынка
Помимо сложной структуры рынка и широкой классификации, лекарственный препарат как товар обладает еще двумя важными свойствами [1]. Во-первых, ЛС относятся к так называемым «отрицательным благам» - товарам, которые рассматриваются как нежелательная необходимость, направленная на устранение неких «вредных факторов». Поэтому цены многих лекарств всегда будут оцениваться потребителем как «слишком высокие», ведь потребители предпочли бы и вовсе их не приобретать. Во-вторых, ЛС - это «экспериментальные товары», качество которых выявляется только в процессе использования. Это делает бесполезными любые попытки потребителя оценивать справедливость цены до тех пор, пока ЛС не было им использовано.
Таким образом, специфика ЛС как товара делает установление «оптимальной» цены практически недостижимой целью. Существуют свои особенности и в распределении лекарственных средств (рис. 2).
Самым распространенным способом реализации фармпродукции в России является канал распределения, включающий 2-3 посредника. Среди них обычно присутствуют 1-2 оптовых и 1 розничный. Как следствие, в зависи-
мости от характера обслуживаемого оборота на фармацевтическом рынке различают отпускные (цены производителя), оптовые и розничные цены. Цена производителя включает не только производственную себестоимость ЛС, но и прочие расходы, напрямую с данным товаром не связанные, например, риски, затраты на НИОКР, регистрацию новых ЛС и т.д. Таким образом, ЛС, по определению, не может быть дешевым, тем более качественное и эффективное [2].
Рис. 2. Традиционный канал распределения на фармрынке России
Цена оптового посредника рассчитывается, исходя из закупочной цены товара и наценки, которая учитывает размер накладных расходов и конкурентную ситуацию на рынке, НДС, а также желаемую прибыль. Приблизительно та же ситуация и с аптеками: большую часть их расходов составляют расходы на транспортировку и хранение.
Таким образом, какие-либо ограничительные меры в отношении фарм-компаний со стороны государства не просто позволят улучшить ценовую ситуацию на рынке, но и могут негативно сказаться на «здоровье» рынка. Рассмотрим взаимодействие государства и фармпроизводителей (а также посредников) с точки зрения существующих противоречий (рис. 3).
Стратегия цен°в°г° Экономический
Рис. 3. Модель компенсационного гомеостата «Государство и производитель на фармацевтическом рынке»
Используемая нами модель компенсационного гомеостата [3] предполагает четыре возможных режима:
1. Ситуация «плюс-плюс», которая в теории является самой неустойчивой. В данном режиме и государство, и производитель на рынке ЛС оказываются в выигрыше, хотя на практике, как правило, интересы государства и производителей вступают в естественное противоречие.
2. Ситуация «плюс-минус», когда государство оказывается в выигрыше, а производитель - наоборот. Это происходит, когда государство вводит определенные ценовые и иные ограничения на деятельность производителя, тем самым достигая желаемой парадигмы «дешевых и доступных лекарств» на рынке. Производитель, таким образом, теряет часть прибыли.
3. Ситуация «минус-плюс», при которой государство оказывается в невыгодном положении, а производитель, наоборот, выигрывает от данного взаимодействия. Хотя для большинства национальных рынков на сегодняшний день характерна вторая ситуация, можно представить существование и подобной расстановки сил, к примеру, если государство ослабляет контроль над рынком, уступая давлению лобби фармацевтических компаний.
4. Ситуация «минус-минус», когда обе стороны «проигрывают». Реализуя неэффективную стратегию контроля над ценообразованием, государство может не только создавать неудобства для производителя, но и достигать на рынке результата, прямо противоположного желаемому.
Таким образом, на фармрынке существуют постоянные противоречия между интересами основных игроков. Поиск компромисса неизбежен, но для производителей и посредников существуют определенные пути снижения негативного влияния государственной политики на их деятельность, например, заключение форвардных контрактов на поставку товара с учетом возможных ценовых колебаний, снижение накладных расходов путем совершенствования логистики, создание холдингов и т. д.
Само по себе регулирование цен государством может осуществляться прямо или косвенно [4]. Среди существующих методов прямого ценового регулирования наибольшее распространение на фармрынке получила регистрация цен - всесторонняя оценка препарата и установление максимального уровня цены на этот препарат на определенный срок. Так, например, в Швеции цены регистрируются на уровне закупочных, а в странах Центральной и Восточной Европы - на уровне цен производителей.
В России 29 октября 2010 г. было принято соответствующее постановление правительства, в соответствии с которым регистрации подлежат цены производителей на препараты, входящие в список жизненно необходимых (ЖНВЛС). Данный документ еще весной 2010 г. вызывал справедливые опасения у ряда специалистов. Так, довольно негативно в отношении закона высказывался президент «Лиги защиты пациентов». По его мнению, термин «важнейшие ЛС» является неопределенным, что создает поле для коррупции и неоправданных споров экспертов.
Также существует некоторое несоответствие Методики установления предельных отпускных цен программе развития отечественной фармотрасли. При проведении модернизации предприятиям придется закладывать затраты на переоборудование в общехозяйственные расходы, что приведет к превышению конечной цены над зарегистрированной ценой аналогичного препара-
та, произведенного компанией, не осуществляющей переоборудование в данный плановый период. Однако в соответствии с пунктом 5 Методики заявленная на государственную регистрацию предельная отпускная цена на ЛС не должна превышать максимальную зарегистрированную предельную отпускную цену на аналогичный препарат. Это фактически означает, что модернизация в сложившихся условиях является нерентабельной.
Помимо регистрации цен на ЖНВЛС, постановление также предполагает установление предельных оптовых и розничных надбавок. В нашей стране установление предельных надбавок производится органами исполнительной власти субъектов федерации. Это может приводить к различиям в доступности ЛС для населения страны, а также к возможному усилению коррупционной составляющей, так как во всех субъектах РФ созданы свои правила, свои цены, и это может стать бесконечным поводом для конфликта между властью субъекта и фармбизнесом.
Некоторые результаты введения нового законодательства уже известны и соответствуют режиму «минус-минус» модели гомеостата, описанной выше. Так, в 2010-2011 гг. в розничном секторе несколько снизились цены на ЖНВЛС [5]. Однако были и негативные последствия. В частности, наблюдался рост цен на некоторые препараты, не входящие в перечень, с целью компенсации потерь прибыли от снижения цен на ЖНВЛС.
В целом анализ ситуации за рубежом показывает, что крайние позиции -контроль цен на все ЛС или, напротив, почти полное отсутствие контроля цен -характерны лишь для абсолютного меньшинства стран [6]. Полностью отсутствует государственный контроль цен только в США. На другом полюсе находятся Бельгия, Греция и Словакия, где регулируются цены на все препараты. Сложно сделать однозначное суждение о том, какая степень государственного вмешательства в процесс ценообразования предпочтительна. Но решение в данной области должно приниматься, исходя из основных целей и задач государства на фармацевтическом рынке.
Так, нами было разработано авторское определение ценообразования применительно к фармацевтической отрасли. Ценообразование на фармацевтическом рынке - это один из элементов комплекса фармацевтического маркетинга, представляющий собой процесс установления цен, конечной целью которого является обеспечение доступности эффективных лекарственных средств в масштабах экономики в целом. Данное определение отражает наш взгляд на то, что под «совершенствованием ценообразования» на фармацевтическом рынке нельзя понимать простое стремление снизить цены на ЛС. Это целый комплекс мер, требующих сотрудничества продавцов, производителей и государства и направленных на обеспечение доступности современных препаратов для населения, а также на повышение эффективности системы здравоохранения в целом. В частности, необходимо:
- привести в соответствие с перечнем ЖНВЛС списки ЛС, отпускаемых по льготным рецептам;
- скорректировать Методику установления предельных отпускных цен в соответствии с программой развития отечественной фармотрасли;
- вовлекать пациентов в процесс функционирования системы лекарственного обеспечения, например, путем введения системы соплатежей;
- использовать результаты соответствующих исследований при формировании перечня ЖНВЛС, а также поощрять и спонсировать обучение организаторов здравоохранения, врачей и фармацевтических работников умению
правильно их интерпретировать [7].
Список литературы
1. Kolassa, E. M. The strategic pricing of pharmaceuticals / E. M. Kolassa. - The PondHouse Press, 2009. - 292 p.
2. Golec, J. H. European Pharmaceutical Price Regulation, Firm Profitability, and R&D Spending / J. H. Golec, J. A. Vernon. - URL: www.nber.org/papers/w12676.
3. Разумов, В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие / В. И. Разумов [вст. ст. А. Г. Теслинова]. - Омск, 2004. - С. 190-200.
4. Юданов, А. Регулирование цен как функция государства / А. Юданов // Ремедиум. -2009. - № 12. - С. 8-14.
5. Регулирование цен на лекарства не привело к их существенному снижению // Российская фармацевтика. - 2011, 11 января. - URL: http://pharmapractice.ru/36269.
6. Пивень, Е. П. Основные подходы к формированию систем ценообразования на лекарственные средства / Е. П. Пивень // Экономический вестник фармации. -2004. - № 12. - С. 27-33.
7. Филиппова, И. Фармакоэкономика: от цены препарата к цене результата / И. Филиппова // Ремедиум. - 2010. - № 9. - С. 7-16.
Трухан Валентина Дмитриевна
студентка,
магистратура по программе «Международная экономика и бизнес», Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Trukhan Valentina Dmitrievna student,
masters Program in International Economy and Business,
Omsk State Dostoevsky University
УДК 338.5 + УДК 338.242.4 Трухан, В. Д.
Ценообразование лекарственных средств: направления совершенствования системы государственного регулирования / В. Д. Трухан // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 116-121.