Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДЖАЛОЛУДДИНА БАЛХИ РУМИ'

ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДЖАЛОЛУДДИНА БАЛХИ РУМИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиология / философская антропология / Джалолуддин Балхи Руми / суфизм / любовь / этика / эстетика / история философии.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллоев Абдусалом Аббосиевич

Статья посвящена этическому учению Мавлоно и ценностному анализу его учения о человеке. Мыслительное наследие Джалолуддина Балхи Руми представляет собой оригинальную интерпретацию его мировоззренческих исканий, в котором он разработал и предложил обществу идеал целеполагающей человеческой личности, устремленной в будущее и способной активно взаимодействовать с окружающим миром. Причем его личность отличается нравственным поведением, высшими ценностями в ее жизни являются высшие, божественные этические качества, стремясь к которым человек достигает высоких степеней совершенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДЖАЛОЛУДДИНА БАЛХИ РУМИ»

ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДЖАЛОЛУДДИНА БАЛХИ РУМИ

АБДУЛЛОЕВ АБДУСАЛОМ АББОСИЕВИЧ

Национальная академия наук Таджикистана, Институт философии, политологии и

права им. А.Баховадинова

Аннотация: Статья посвящена этическому учению Мавлоно и ценностному анализу его учения о человеке. Мыслительное наследие Джалолуддина Балхи Руми представляет собой оригинальную интерпретацию его мировоззренческих исканий, в котором он разработал и предложил обществу идеал целеполагающей человеческой личности, устремленной в будущее и способной активно взаимодействовать с окружающим миром. Причем его личность отличается нравственным поведением, высшими ценностями в ее жизни являются высшие, божественные этические качества, стремясь к которым человек достигает высоких степеней совершенства.

Ключевые слова: аксиология, философская антропология, Джалолуддин Балхи Руми, суфизм, любовь, этика, эстетика, история философии.

VALUE ANALYSIS OF HUMAN PROBLEM IN THE PHILOSOPHY OF JALOLUDDIN BALKHI RUMI

ABDULLOEV ABDUSALOM ABBOSIEVICH

National Academy of Sciences of Tajikistan, Institute of Philosophy, Political Science and

Law named after A.Bakhovadinov.

Abstract: The article is devoted to the ethical doctrine of Mavlono and value analysis of his doctrine of man. Jaloluddin Balkhi Rumi's thought heritage is an original interpretation of his world outlook quests, in which he developed and offered to the society the ideal of a goal-oriented human personality, aspiring to the future and able to actively interact with the surrounding world. Moreover, his personality is distinguished by moral behavior, the highest values in his life are the highest, divine ethical qualities, striving for which a person reaches high degrees of perfection.

Keywords: axiology, philosophical anthropology, Jaloluddin Balkhi Rumi, Sufism, love, ethics, aesthetics, history of philosophy.

Глобальные преобразования в обществе стали причиной девальвации этико-эстетических ценностей и предпочтений, отношения к традиционным мире, причиной кардинального пересмотра отношений к ценностям, особенно гуманитарным. Глубинный пересмотр политических, экономических, социальных и культурных явлений повлиял на модернизационные процессы, где первой целью стали проблемы смысла человеческой жизни и его природы. Данный процесс проявляется во всех сферах человеческой жизни - его нравственных институтах и отношениях между людьми, понимания идентичности и т.д.

В этих условиях обращение современной философской и этико-эстетической мысли к наследию восточных мыслителей способствует тому, что в них распознаются руководства к дальнейшему развитию человечества. Так как в философской, этико-эстетической, социальной мысли восточных мыслителей, зачастую представляющих собой синтез религиозных, философских и мистических идей, теорий и убеждений, можно найти ответы на многие глобальные проблемы и вызовы.

В этой связи интересен метафизический опыт, в частности воззрения одного из влиятельных иррациональных школ философской этико-эстетической мысли, называемый суфизмом, охватывающий и объединяющий ряд интеллектуально-практических мыслительных течений, феноменальное явление средневековья, и особая школа социально-

нравственного подвижничества. Его изучением, начиная с ХУШ века, занимаются видные востоковеды и историки философии, как на Востоке, так и на Западе, но все еще имеется ряд проблем и вопросов, через существенное исследование которых можно разработать функциональные проекты возрождения гуманитарных ценностей и их рациональной интерпретации.

К числу подобных титанов этико-эстетической мысли относится Джалолуддин Балхи -Руми, значение наследия которого справедливо подчеркивается Лидером нации - Основателем национального единства Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном в его бесценном произведении «Чех,рах,ои мондагор» [1.254]

Являясь основоположником оригинального учения, представляющего собой синтез морали, искусства и эстетического постижения мира, Мавлоно опирается на богатую этико -эстетическую традицию, как своего народа, так и на передовой опыт и важные идеи человечества, используя богатые культурные традиции и идеи региона Малой Азии. В его наследии и мысли отчетливо отразились все те тенденции в философии, в поэзии, в жизни региона, которые были ориентированы на поиск нового, прогрессивного и гуманистического. В этом смысле мыслитель жил и творил в очаге зарождения и развития оригинальной культуры, которая органично впитала в себя и трансформировала западные и восточные традиции, историко-ценностный материал большой группы народов, проживающих здесь, концепции и идеи мыслительных школ региона, которые, безусловно, влияли на становление идей Мавлоно.

Джалолуддин создал оригинальное этико-эстетическое учение, выступающее против насилия и войн, известное как «маранджу маранджон» - «не обижай и не обижайся», которое в последствие стало основой гуманизма нового времени и переросло в европейско-российское учение «о непротивлении злу насилием». Ценности мирного противостояния «позиции силы», отрицания зла, притеснений, войн, несправедливости были сформулированы Мавлоно в его поэзии и поэтической притче Маснави маънави -Духовном маснави как целостная этико-социальная теория духовной жизни.

Учение о ценностях или аксиология как одна из молодых философских наук, все более приобретает признание среди философских наук, способствуя эффективному исследованию важных специфических проблем гносеологии через теорию ценностей, актуальных при исследовании массовых процессов в духовной деятельности общества. [2.62] Распознавание ценностей с точки зрения их истинности также является центральной задачей аксиологии

Проблема устойчивости или уязвимости ценностей, путей и методов их сохранения или модернизации приобретают все большую важность в философских исследованиях. Используя исторический подход, исследователи сегодня часто обращаются к историческому наследию, изучая причины и последствия изменения и генезиса ценностей, выявляя особенности методов и принципов их преодоления в различные исторические периоды. [Карты] Одним из целей исследования ценностей является возрождение духовности, основанной на принципах гуманизма, выраженной в таких понятиях как «религиозная терпимость», «экологическая и биологическая этика», «непротивление насилию» или «борьба с дискриминацией и всяким проявлением насилия». Все чаще обращение к религиозной этике провозглашается как эффективный способ духовного и ценностного возрождения.

Этическое учение Балхи преобретает особую актуальность: во - первых, в связи с его необычайной популярностью в ХХ веке и после. Во вторых - необходимостью проследить историю становления, формирования и развития этической мысли таджикского народа в связи с духовно- историческими и культурными особенностями, преемственностью философских взглядов и течений; в третьих, Балхи, опираясь на богатое этическое наследие таджикского народа и культурный материал эпохи средневековья, представленный представителями различных школ, создает некий симбиоз западной и арабской этической мысли, что имеет непреходящее значение; в четвертых, учение Мавлоно о морали представляет интерес и для

[3,57]

воссоздания социально-экономической и духовно-культурной картины эпохи в одной из сложнейших периодов политической и идейной жизни народов Центральной Азии и Ирана, характеризующей мышления его эпохи; в пятых, исследование этических учений Мавлоно в нашу «эпоху краха цивилизации» и «краха моральных основ» призвано также обогащать и конкретизировать наши представления о роли этики в укреплении основ общества; в шестых, нравственному учению Мавлоно характерен принципиально новый тип интеграции истины и нравственности аррационального и ценностно- рационального действия. В его системе истина не отделена от нравственности, и нравственное совершенствование выступает как условие и основание познания и постижения истины; в седьмых, в нравственном учении Мавлоно размышление относительно поведения человека строится вокруг трёх главных полюсов -духовности, природы и воспитания; в восьмых, изучение и анализ этических воззрений Мавлоно призвано также обогащать и конкретизировать наше представление о борьбе разума и веры, что особенно актуально в современном теологизированном обществе. В-девятых, актуальность обращения к этике Мавлоно также связана с традициями, существующими в мусульманском Востоке, а также современными политическими, социально-экономическими процессами. В указанных странах интерес к философско-этическим идеям персидско-таджикских мыслителей эпохи средневековья далеко не ограничен исследовательскими кругами.

Следует отметить и тот факт, что в творчестве Мавлоно конкретно и доступно в поучительной форме отразилось разнообразие тех идей в области этической мысли, изучение которых, несомненно, содействует созданию адекватной картины этических воззрений персидско-таджикских мыслителей.

Мавлоно внес огромный вклад в развитие самосознания таджикского народа и его философской мысли, являясь ярким представителем того периода ее развития, который глава советской школы иранистов-литературоведов Садриддин Айни предложил называть периодом «персидско-таджикской литературы». [4.6]

Мавлоно является представителем суфийской мысли и этики ХШ века, которые из за потрясений, вызванных постоянными внутренними войнами и междоусобицами, раздиравшими его родину в XII веке, страшное нашествие монголов и бедность, безнадежность и трагическое ощущение жизни, сопровождавшие указанные события, — все это явилось почвой, на которой пышным цветом расцвела персидская мистика. [4, 220]

Тасаввуф, который не исключает, что особенно следует подчеркнуть, свободомыслия, достиг кульминационной точки в XII—XIII веках, но не утратил своего влияния и в более поздние эпохи, наложив глубокий отпечаток на всю новоперсидскую литературу, в первую очередь поэзию. [4.221]

Исследователи тасаввуфа предприняли усилия классифицировать это направление мысли. В данной классификации отдается предпочтение воззрениям фон Кремера и Голдциера, разделявшим историю суфизма на два периода: первому характерно учение об аскетическом отречении от земных радостей, второму — усложненная теософическая спекуляция. [4.222]

С позиции источников суфизма ученые предполагают наличие в нем неоплатоновской эманационной философии как на источника суфийской спекулятивной философии (Р. Николсон), ислама как первоисточника, но не исключающий греческие, христианские влияния (Л, Массиньон), живое идейное общение христианских и мусульманских аскетов VIII века (А. Арберри). Учитывая высокую образованность ключевых представителей течения, в частности Мавлоно, отечественные исследователи склонны видеть влияние и переработку суфизмом предшествующей философской мысли (неоплатоновские, неопифагорейские, влияние герметиков и гностиков) (Раджабов М., Одилов Н., Олимов К., Мухаммедходжаев А., Махмаджонова М., Зиёи Х). [5] М. Асин Палациос склонен видеть в суфизме христианский мистицизм, а М.Хортен настаивает на индуистском воздействии. [5. 225] Рипка Я. и его коллеги считают, что «нельзя рассматривать, суфизм как чисто иранское явление. Свою лепту

в него внесли также арабы, хотя, несомненно, персидская поэзия подверглась его воздействию шире и глубже». [5. 226]

Суфизм очень многогранное, довольно эклектичное и пестрое учение. Большинство суфиев правоверные, но были и такие, кто глубоко размышлял над противоречиями учения, приходя к отрицанию ислама и вообще всякой религии, различий между добром и злом. Оперируя теологией Корана, они более или менее свободно и фантастически толковали предания (тавил) и совершенно в духе шиизма ссылались на Али, которому Мухаммад доверил якобы скрытый смысл всего сущего. [5.228]

В суфизме мощная школа наставничества, которая также имеет аналогию с Древней Грецией. С раннего периода становления суфизма возникли группы или школы, в которых ученики (мюриды, шагирды) собирались в свободном общении вокруг «святого» отца (муршид, шейх, пир), дабы он вел их по трудному пути мистического озарения (тарикат). Путь этот вед в экстаз (хал, ваджд), момент наивысшего напряжения, когда суфий соединяется с Любимым (божеством); с XII века основываются бесчисленные, играющие важную роль в культурной жизни исламского востока конгрегации с определенными правилами (без целибата и без принципиального обязательства вести монашескую жизнь), с ритуалом, свойственным каждому ордену, долженствующим вызвать торжественные минуты соединения. Этот ритуал был, разумеется, только твердым упорядочением того, что уже с давних пор теософического суфизма происходило на музыкальных собраниях, именуемых сама, на основе которых появляется суфийская поэзия. [5.230]. Не рецитация в пропевание Корана имело огромное психологическое воздействие на душу как самого простого человека Востока, так и на утонченные души путников пути истины. Сама использовалось как средство экстатического возбуждения и сохранилась вопреки отчаянному сопротивлению теологов-ортодоксов. Сначала стихи только пелись, (а по мнению Г.Риттера-сначала был танец) потом стали исполняться в сопровождении инструментальной музыки и, наконец, экстатических танцев или просто ритмических движений. Далее сама становится торжественным обрядом, который сохранился в Мавлавия (Турция) по настоящее время. [6.230. 7.323]. В Хорасане, Песенный характер свойствен персидской лирике, особенно мистической. Народная песня была постепенно заменена поэзией, первоначальная народность уступила место символике. [4.223-224]. Санаи, один из наставников Мавлоно, по его собственному признанию, создает суфийский эпос — Маснави-жанр поэтического назидания, полный притч и поучительных историй, которые, как правило являются фоном для раскрытия теории какого - то направления суфизма.

В суфийской литературе разрабатывается символика суфизма, которая обыгрывает три главные темы: любовь, вино и красота. Если безмерная любовь является самой естественной основой мистического отношения к богу, то мостом к этой сверхъестественной любви (ишки хакики, то есть «подлинной любви») является именно земная любовь (ишк-и маджази «метафорическая или аллегорическая любовь»). Различие естественной любви и мистической так обозначает Г.Риттер: «Мистическая любовь отличается от светской тем, что в ней трансцендентальный абсолютный объект относится в область любовной жизни. Направленная таким образом на абсолютный объект, любовь приобретает столь значительную ценность, что в дальнейшем претендует на первую роль, даже господство над всеми другими движениями души. Одновременно с этим наблюдается такая интенсификация, дифференциация и утонченность эротической духовной жизни, что любовь становится настоящим искусством. Виртуозы могут выразить даже неуловимые оттенки душевного переживания и возвышенного эротического влечения. Если любовь, столь религиозно-углубленная, вновь направлена на человеческое существо, то возникает тот смешанный вид мистической любви к прекрасному человеку, который нашел свое совершеннейшее художественное выражение в мистической любовной поэзии» [5.225]

Понятие любви в суфийской философии одно из ключевых. Любовь — это контрагент разума. Ценность любви и ограниченность разума рассматривает постоянно, а их

противодействие и борьба составляет особую область аллегорического рассказа. Опьянение вином выражает наступление экстаза, красота молодого тела — абсолютное божественное совершенство. [5.235]

Подобной двоезначностью формы суфии выражали свое свободомыслие в борьбе против реакционеров, оно служило по утверждению Насира Хусрава оружием обороны и наступления. [5.226]

Суфизм оценивается как отрицательно, так и положительно. Суфизм оказывает огромное психологическое воздействие, обозначая его положительное влияние на массы иранского населения, особенно городского, и интеллигенцию. Духовенство занимало к нему строго теологическую позицию. Суфизм, как идеология, в начале имела дух сопротивления к бездуховности, несправедливости, безнравственности и выражала чаяния города и ремесленников против двора и феодализма. В своем генезисе оно проникло в круги правящего класса и стало одним из орудий феодалов, пытавшихся удержаться у власти, средством, помогающим отгородиться от народа. Другая сторона суфизма связана с представлением о необходимости отречься от мира и аффектированную веру в бога (таваккул), проповедь пассивности и квиетизма, бездействие масс и тунеядство дервишей. Поэтому распространено мнение, что суфийское мировоззрение пронизано пессимизмом, сознательным пренебрежением разумом и знаниями, добытыми с его помощью; возвеличение интуиции и агностическое недоверие к природе, приверженность к культу святых и веры в чудеса. «Святые» дервиши, аскеты и шейхи имея огромное духовное влияние на массы, не раз угрожали общественному спокойствию или спокойствию правящих классов (Андижанское восстание в Средней Азии в 1899 г., движение Шамиля, подъем Сефевидов и т.д.). при Тимуридах и бухарских ханах, суфизм был знаменем борьбы против свободомыслия и антифеодального протеста народных масс. Наверное, поэтому Б. Г. Гафуров, введя в национальную культуру наследие видных суфиев, в целом оценивает суфийскую доктрину как тормоз для развития светской науки, экономического и культурного прогресса. [5.226-227].

Мавлоно для изложения своей философско-религиозной теории выбрал жанр Маснави. Мавлоно всесторонне используя огромное духовное наследие, различных эпох и культур, сумел отобрать из него всё самое ценное и необходимое для своего времени, а затем связать идеи прошлого актуальными проблемами своей эпохи. Многоаспектность этического учения мыслителя дает возможность с его помощью обосновать новую современную систему ценностных и духовно-этических ориентиров. Именно это синтетическое сопряжение различных знаний позволило поэту сформулировать идеи, которые пережили самого мыслителя на долгие века.

Этическое учение Мавлоно представляет собой оригинальную интерпретацию его мировоззренческих исканий. Он разработал и предложил обществу идеал целеполагающей человеческой личности, устремленной в будущее и способной активно взаимодействовать с окружающим миром. Причем его личность отличается нравственным поведением, высшими ценностями в ее жизни являются высшие, божественные этические качества, стремясь к которым человек достигает высоких степеней совершенства.

В этическом учении Мавлоно на первый план выдвигаются этические ценности (представления), служащие началом и концом постоянно изменяющего отношения человека к жизни. Мыслитель определяет непреходящие моральные нормы, отражающие отношения человека к окружающей действительности. Мавлоно придает огромное значение вопросам культуры философии, гносеологии, гностики, мистики, о чём свидетельствует в его творчество, импульсом к постановке и решению которых всегда была этическая проблематика.

Духовность, согласно Мавлоно есть единственный способ подлинного бытия человека, сущность которого определяется единством тела, души и духа. Духовное развитие личности, по утверждению мыслителя, предопределяет духовное развитие социальной формы, но в

отличие от других мыслителей, он не разрабатывает социальные теории, подобные теории «совершенного града» Фараби.

В суфийских воззрениях Мавлоно важнейшую особенность его этики составляет рациональное. Разуму и знанию в нравственной жизни человека он отводит очень важную роль, считая его источником знаний о материальном и духовном мире, тогда как чувства, под влиянием страстей, уводят человека от истины в познании окружающего мира и самого себя. Исходя из этого, Мавлоно считает, что человеком должен править разум, а не страсти. При этом он указывает пределы действия разума: А;л рахбараст валек то дари уй - Разум руководит, но только до двери его. При этом этическое учение Мавлоно глубоко гуманистично и в его центре расположен человек. Оно пронизано идеями человеколюбия и толерантности. Согласно его этике, человек по своей природе добр, поэтому он не должен по отношению к другим прибегать ко злу, насилию, несправедливости и т.д.

Для Мавлоно, как и для Ибн Мискавайха, ар-Рази, Фараби, Ибн Сины [8, 16] и других мыслителей эпохи средневековья, наука, в том числе этика, являлась частью практической философии (хикмати амалй) и представляла собой одно из древнейших направлений человеческого познания. Это была «наука о путях и средствах воспитания и благонравия, искоренения злонравия», о способах подчинения душевных сил разуму. В таком статусе этика была призвана научить человека способам недопущения зла в мире, ценностного анализа добродетелей, путей борьбы со страстями. Мавлоно, полагающий нравственность квинтэссенцией духовной жизни человека, считал этику обучающей различать добро от зла, формирующей у человека.

Назди арбоби хунар мояи имон адаб аст,

Лочарам пешаи мардони сухандон адаб аст.

Одамизода агар беадаб аст, одам нест,

Фарк дар байни бани Одаму хайвон адаб аст.

Як-ду рузе ту дар ин мулки чахон мехмонй,

Боадаб бош, ки хосияти мехмон адаб аст.

Беадабро набувад лоики султон чизе,

Нек бингар ба я;ин, лоики султон адаб аст.

Кардам аз акл суоле ки бигу имон чист?

А;л бар гушу дилам гуфт, ки имон адаб аст.

Чашм бикшову бубин чумла каломуллохро,

Оят-оят хамагй маънии Куръон адаб аст.

Рав писар, панди падар гуш бикун хар шабу руз,

Давлату сарвату точи сари мардон адаб аст.

Шамси Табрез, бикун зикри Худои малакут,

Нагмапардозии ин мурги хушилхон адаб аст!

(Нравственность - источник веры для мастера.

Поэтому вежливость есть приоритет сильных мужей.

Человек не есть человек, если он не вежлив.

Разница между человеком и животным есть нравственность.

Пару дней, что ты гость в этом царстве мира,

Будьте вежливы, ведь особенность гостя - вежливость.

Я задал разуму вопрос, что такое вера?

Разум подсказал моему сердцу, что вера - это нравственность. Закрой глаза и увидишь целую картину, Каждый стих Корана — это нравственность. Иди, сынок, следуй советам отца день и ночь.

Ибо состояние, богатство и венец на голове человека - это нравственность. Шамси Табрези поминай повелителя миров,

Пение твое подобно веселой птицы, украшенное нравственностью)

(перевод автора)

Мавлоно в одной газели собрал весь смысл своей этической доктрины, в которой нравственность считается сущностью и смыслом духовной жизни человека в земной жизни и ступенью-средством достойного места в небесной жизни. Он называет нравственность единственным и кардинальным отличием человека и животного. Он суть веры обозначает нравственностью, которую в этот ранг возносит разум и внушает эту мысль сердцу. В подтверждение этих слов он приводит довод о том, что сама священная книга Коран есть нравственность, тем самым раскрывая воспитывающую и духовную миссию религии. Здесь же он дает ценное указание сыну следовать во всем заветам отцов, считая их ответственными за нравственное воспитание детей и передачу данной благой традиции следующим поколениям. В этом смысле Мавлоно внес достойный вклад в развитие практической философии или науки этики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахмон, Э. Чех,рах,ои мондагор [Матн]/ Эмомалй Рах,мон. - Душанбе: Эр-граф,2016.-364 с.

2. Одилов, Н.Мировоззрение Джалалиддина Руми/Н.Одилов.-Душанбе: Ирфон,1974. - 112 с.

3. Олимов, К. Баррасих,о дар тасаввуф[Матн]/К.Олимов.-Душанбе: Шарки озод,1999.- 142 с.

4. Олимов, К. Хорасанский суфизм / К. Олимов. - Душанбе: Дониш, 1994. - 285 с.

5. Олимов, К. Хорасанский суфизм [Текст] / К. Олимов. - Душанбе, Дониш, 1994. - 292 с.

6. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре //Культурология. XX век: Антология / Под ред. С. Я. Левит. - М: Юрист, 1995. - 703с.

7. О характере и разуме счастливого человека [Текст]// Изведать пути и дороги праведных. -М.: Наука, 1991. - 191с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.