Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
Е. Г. Мартьянова, О. В. Солопов, Е. Н. Чеснова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ЭТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Статья посвящена анализу ценностных оснований дисциплины «Этика образования и воспитания», разработанной на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Произведен анализ существующих в научной среде мнений относительно роли этики в образовании. Выявлены ценностные парадигмы, лежащие в основе современных систем образования. Обозначено основное содержание дисциплины и ценностные особенности рассматриваемых тем.
Ключевые слова: этика, образование, воспитание, медиапедагогика, дилеммы, ценности, ценностная парадигма, нравственные ценности, ценности добродетелей.
Ye. G. Martyanova, O. V. Solopov, Ye. N. Chesnova
TSPU (Tula, Russia)
VALUE FEATURES OF COURSE "ETHICS OF EDUCATION AND TRAINING"
This article analyzes the value bases of discipline «Ethics of education and training», developed on the basis of Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University. The authors analyzes the role of ethics in education. The authors reveals valuable paradigms that underlie modern education systems. The authors outlines the main content of discipline and valuable features of the topics addressed.
Keywords: ethics, education, media education, dilemmas, values, value paradigm, moral values, values, virtues.
В настоящее время в различных вузах России усилился интерес к этическому знанию и образованию. Этика в образовании, по мнению совремешого отечественного философа, заведующего сектором этики Института филоофии РАН Р. Г. Апресяна, может представать как «а) преподавание этики в блоке социально-гуманитарных дисциплин; б) определенные ценности, лежащие в основе программы обучения в целом и образовательной деятельности, котирую ведет данное учебное заведение; в) этика образования, т е. принципы и правила взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждом отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отю-шениях между преподавателями и студентами» [2]. На это же обращает внимание В. В. Варава, современный российский философ и писатель, профессор ВГУ, справедливо отмечая, что этика в образовании может поншаться как «проблема преподавания этой дисциплины в высшей школе» [4, с. 47].
«Этика образования» как дисциплина высшей школы, по мнению известного отечественного ученого и философа, профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого
42
Философские науки
В. Н. Назарова, должна включать в себя следующие компоненты: 1) и;учение этических проблем образовательной деятельности и 2) изучениепроблем собственно этического образования [6, с. 243]. К числу таких проблем следует отнести: рассмотрение вопросов нравственного смысла понятий «образование» и «воспитание», соотношение образования и воспитания, выявление дилемм этического образования и возможностей обучения добродетелям, определение нравственного смысла и моральных уровней обучения, этического содержания добродетелей медиапедагогики и современных реалий медийного образования, конфликта ценностей в сфере современного образования и т. д.
Кроме того, говоря об этическом компоненте в вузовском образовании в целом (и о дисциплине «Этика образования и воспитания» в частности), следует отметить, что он носит прикладной характер: «Общих курсов по этике в вузах, действительно, становится меньше, а этико-прикладных - больше. Это мировая тенденция <...> В доминировании прикладной этики в вузовском образовании я вижу только поддержку этике, поскольку этика в прикладном выражении становится элементом профессионального образования, и этим ее статус повышается» [2]. Как справедливо отмечает известный отечественный ученый В. Н. Назаров, «этика образования как прикладная дисциплина возникает в условиях иной информационной реальности в рамках традиций нравственного воспитания и профессиональной педагогической этики» [8, с. 91].
В области реализации этического образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого не является исключением. На его базе изучением вопросов этического образования в России и его профессионального (прикладного) характера занимаются такие известные тульские ученые, как профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого В. Н. Назаров и Е. Д. Мелешко, которые внесли большой вклад в эту область знания [см.: 6, 7, 8] и являются бессменными руководителями научной школы «Социально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике». Проблемы, разрабатываемые в рамках данной школы ее ведущими учеными, профессорско-преподавательским составом и аспирантами кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого, неизменно обсуждаются в рамках заседаний межфакультетского научнометодического семинара молодых ученых, аспирантов, магистрантов и бакалавров, действующего на базе кафедры философии и культурологии.
Кроме того, в настоящее время на многих направлениях подготовки и магистерских программах очной и заочной форм обучения различных факультетов университета осуществляется преподавание ряда дисциплин этикоприкладной направленности. Например, «Профессиональная этика», «Профессиональная этика и этикет», «Этика успеха: как быть успешным в современной жизни - от Платона до Карнеги», «Этика и психология семейной жизни» и т. д. Профессорско-преподавательский состав кафедры ежегодно разрабатывает и обновляет дисциплины этико-прикладной направленности,
43
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
включая их в университетский конкурс дисциплин по выбору. В свое время преподавателями кафедры были разработаны и успешно реализовывались такие дисциплины, как «Информационная этика», «Психология морали», «Этика права» и т. д. Более того, в 2014-2015 гг. в рамках договора с НИТУ «МИСиС» на базе ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» преподавателями кафедры философии и культурологии были разработаны учебно-методические материалы и проведены занятия по дисциплине «Этика образования и воспитания» на факультетах естественных наук, технологий и бизнеса, математики, физики и информатики для студентов непедагогических направлений подготовки с целью реализации проекта НИТУ «МИСиС» «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки - “Педагогическое образование”), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».
Остановимся на определенных ценностях, лежащих в основе данного курса, и их особенностях более подробно.
Во-первых, следует отметить тот факт, что образование является ценностью само по себе на всем протяжении исторического развития. На это обращает внимание заслуженный деятель науки РФ, профессор ВГПУ Е. П. Белозерцев: «Образование - фундаментальная категория и абсолютная ценность всех времен и народов. Во-первых, потому, что, являясь функцией жизни, образование пронизывает быт каждого человека в течение всей его жизни, составляет существенную характеристику любого государства и общества. Тем самым мы подчеркиваем чрезвычайную его особенность, ибо нет ничего другого, более великого, посредством чего бы жили и действовали, общались люди столь разного возраста и социального положения» [3, с. 22]. Такую высокую роль образования и его жизненный статус можно объяснить тем, что в нем цели обучения и воспитания соединяются. Они заключаются в следующем: «передать систему знаний и овладеть этими знаниями для того, чтобы учащийся развивался по пути гражданского, нравственного и профессионального совершенствования, <...> развивался духовно-нравственно и овладевал основными знаниями и основами профессии» [3, с. 425]. И в этом плане мы согласны с отечественным ученым В. В. Варавой, который считает, что сущность воспитания заключается «в раскрытии ценностей этического средствами образования» [4, с. 51], поэтому «этическое», на наш взгляд, следует рассматривать как одно из средств профессиональной подготовки студентов и воспитания нравственной личности, гражданина и профессионала. Таким образом, именно нравственные ценности, взятые в контексте проблем образования и воспитания, выступают целью изучения и реализации курса «Этика образования и воспитания».
44
Философские науки
Во-вторых, в основании любой системы образования лежит та или иная ценностная парадигма, которая предполагает выбор целей и средств обучения. Так, отечественный ученый, профессор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева А. А. Сычев выделяет три базовых ценностных парадигмы.
• Традиционная парадигма опирается на религиозные, семейные и коллективные традиции и включает в себя следующие ценности: взаимопомощь, уважение к старшим, семейственность, самопожертвование, мужество, исполнительность, скромность, благочестие, целомудрие, любовь к ближним, патриотизм, честь и т. д.
• Модернизационная парадигма ориентирована на материальный успех, индивидуализм и предприимчивость и включает в себя следующие ценности: профессионализм, компетентность, бережливость, умеренность, честность, порядочность, откровенность, решительность, независимость, оптимизм, активная жизненная позиция.
• Постсоветская парадигма находится в стадии формирования, тем не менее, в ней можно выделить следующие ценности: плюрализм, толерантность, мультикультурализм, стремление к компромиссу, практичность, автономность субъекта, самоопределение, свобода обмена информацией, сохранность окружающей среды [9, с. 126].
Применительно к дисциплине «Этика образования и воспитания» можно сделать вывод о том, что в ней наличествуют ценности из каждой парадигмы (например, исполнительность, профессионализм, компетентность, решительность, независимость, плюрализм, толерантность, практичность, свобода обмена информацией и т. д.).
В-третьих, в самом содержании курса имеет место анализ ценностей современного образования в каждой из рассматриваемых тем в соответствии с обозначенными выше ценностными парадигмами и классификацией ценностей Н. Гартмана [5].
Тема 1. «Понятие этики. Краткая история основных этических учений» -данная тема в большей степени раскрывает традиционную парадигму ценностей. Здесь, благодаря знакомству с понятийным аппаратом курса, разнообразием моральных и этических теорий, наиболее сильный акцент приходится на такие традиционные ценности, как самопожертвование, любовь к ближним, патриотизм, честь. Помимо этого данная тема курса направлена на понимание и формирование таких основных и частных нравственных ценностей у обучающегося, которые будут нами раскрыты на основании учения о ценностях Н. Гартмана. Также необходимо отметить, что известный отечественный ученый В. Н. Назаров, исследуя ценностную проблематику Н. Гартмана, определяет их как ценности добродетелей, поэтому мы будем использовать и его терминологию в данной научной статье. В рамках данной темы курса акцент делается на раскрытие и формирование таких ценностей, как:
45
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
- благо, в первую очередь через понимание добра и зла как базовых этических категорий, то, как они раскрываются в различных этических учениях; через определения морального идеала, долга, должного, что является самим благом исходя из его отношения к добру и злу, через знакомство с ценностными классификациями, для понимания блага как критерия высоты ценности;
- частные нравственные ценности, которые относятся ко второй и третьей группам, такие как любовь к ближнему и любовь к дальнему (в рамках изучения различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях);
- частные нравственные ценности второй группы по Н. Гартману, такие как правдивость и искренность; скромность, смирение, дистанция; совесть и сознание вины, и ценности добродетелей третьей группы, такие как ответственность и вменение (ответственность, свобода и долг), - в первую очередь через знакомство с категориальным аппаратом курса, через изучение различных этических учений на лекционном и семинарском занятиях, через осмысление проблемы этического обучения.
Тема 2. «Прикладная этика. Моральные дилеммы современного общества. Признаки проблем современной прикладной этики» Через знакомство с видами прикладной этики (биомедицинская, предпринимательская, экологическая, политическая) и ее основными проблемами (смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия, клонирование) здест ставится акцент на такие нравственные цш-ности, как благо, чистота (незатронутость злом, отсутствие морального опыта зла, характерные черты этоса нравственности и форм проявления чистоты, в особенности чистоты воли, мотива и действия), полнота (а именно понимание этоса нравственной полноты посредством знакомства обучающихся с пр-блемами прикладной этики и конфликтами при их решении).Среди ценностей добродетелей особое внимание уделяется ценностям первой группы, а именно ценностям справедливости (заострение внимания на таких характерных чертах данной ценности, как справедливость личности, соотношение справедливости и милосердия, легальности и моральности, законности и солидарности при решении таких проблем, как смертная казнь, эвтаназия, продажа оружия и т.д.), самообладания (этос самообладания) Среди ценностей второй группы - любви к ближнему, правдивости и искренности (ценностный конфликт правдивости и «лжи во спасение» на примере рассмотрения проблем биомедицинской этики -эвтаназии, клонирования, смертной казни). Из ценностей добродетелей третьей группы акцент делается на такие, как любовь к дальнему (через соотношение любви к ближнему и любви к дальнему, любви к дальнему и справедливости на примере проблем прикладной этики), ответственность и вменение (на примере решения проблем основных проблем прикладной этики). Знание моральных дилемм современного общества способствует заострен ию внимания обучающихся и формированию таких ценностей модернизационной пар а-дигмы, как профессионализм, компетентность, активная жизненная позиция. Данный ряд ценностей наиболее востребован в профессиональной
46
Философские науки
среде, отражает требования государства и общества к мировоззрению современной активной молодежи.
Тема 3. «Предмет этики образования. Понятие и структура образования. Соотношение образования и воспитания». Здесь раскрывается содержание современной этики образования, ее проблем и дилемм на основе таких ценностей, как благо, чистота, любовь к ближнему, ответственность и вменение. Через раскрытие понятия образования акцентируется внимание на таких цн-ностях, как чистота (слова, воли, мысли, мотива, действия); мудрость (ценность познания); справедливость (справедливая оценка), самообладание (мера при вынесении суждений). Понятие воспитания раскрывается через такие цн-ности, как мудрость (роль учителя-мудреца); самообладание (формирование характера через дисциплину и послушание); ответственность и вменение (долг учителя по отношению к ученику); доверие и вера (ученика к учителю). Тема соотношения образования и воспитания раскрывается через ценность полноты (знание невозможно без воспитания, а воспитание- без знания).
Тема 4. «Дилемма этического образования». В рамках изучения данной темы студенты знакомятся с проблемой возможности обучения добродетели, а также с представленными в истории философской мысли двумя противоположными подходами к ее решению. С одной стороны, неправильное поведение объясняется незнанием человека: приобретая знание о добродетели, человек одновременно обучается ей. Здесь проявляется ценность дарящая добродетель (учитель предстает как даритель знаний). С другой стороны, исходя из христианской концепции греховности своей природы, человек неправильно себя ведет не по незнанию, а из-за слабости собственной воли, которая обусловлена чем-то извне. Для данного подхода атуальны ценности самообладания (необходимость послушания, дисциплины, работы над своим характером). Студентам также представляется способ разрешения данной дилеммы через понимание того, что само по себе приобретенное знание еще не гарантирует правильного поведения. Только то знание соответствует добродетели, которое возникает в самом человеке, а роль учителя состоит в том, чтобы подвести ученика к истине с помощью наводящих вопросов или конкретных жизненных ситуаций. И здесь на передний план выступает ценность мудрости, которая раскрывается, например, в прозорливости учителя, задающего наводящие вопросы, либо в знании и познавательной способности ученика, занимающегося поиском истины внутри самого себя.
Тема 5. «Нравственный смысл и моральные уровни обучения». В рамках изучения данной темы внимание обучающихся заостряется на таких ценностях добродетелей, как самообладание; скромность, смирение, дистанция; совесть и сознание вины; ответственность и вменение, которые раскрываются при освоении иерархии уровней обучения по Ж. Пиаже, ступеней образования по Л. Кольбергу. Согласно идеям нравственного смысла образования и стремления человека к высшей ступени морального обучения акцент дела-
47
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
ется, на ценности, характерные для той или иной ценностной парадигмы. На доконвенциональном уровне на 1-й ступени (наказание и повиновение) главными становятся такие ценности традиционной парадигмы, как уважение к старшим, исполнительность. На 2-й ступени (следование индивидуальным инструментальным целям и целям обмена с другими представителями общества с учетом признания их интересов) раскрываются ценности постсоветской парадигмы - автономность субъекта, самоопределение, стремление к компромиссу. На конвенциональном уровне на 3-й ступени (взаимные межличностные ожидания, связи и согласие) осмысливаются ценности постсоветской парадигмы - стремление к компромиссу, практичность, ценность модерниза-ционной парадигмы - порядочность. На 4-й ступени, где главным является сознательное поддержание социальной системы, продолжается анализ таких ценностей традиционной парадигмы, как исполнительность и взаимопомощь, а также ценность модернизационной парадигмы - активная жизненная позиция. На постконвенциональном (принципиальном) уровне на 5-й ступени, где в приоритете первоочередные права, общественный договор или польза для общества, раскрываются ценности толерантность, стремление к компромиссу постсоветской парадигмы. На 6-й ступени универсальных этических принципов рассматриваются ценности активной жизненной позиции (модернизацион-ная парадигма) и автономности субъекта (постсоветская парадигма).
Тема 6. «Медиапедагогика и современные реалии медийного образования». Теория медиапедагогики основана на двух предпосылках: 1) медийные средства воздействуют на наше поведение в целом, формируют наше восприятие действительности; 2) медийные средства носят дидактический характер, являясь средствами для передачи необходимой в процессе обучения информации. Поэтому при раскрытии данной темы курса «Этика образования и воспитания» происходит изменение ценностных акцентов. Акцент делается на такие ценности постсоветской парадигмы, как свобода обмена информацией, мультикультурализм, плюрализм, раскрывается ценность активной жизненной позиции модернизационной парадигмы.
Тема 7. «Конфликты ценностей в сфере современного образования». Студенты знакомятся с основными дилеммами медиапедагогики, а именно с дилеммой насилия и дилеммой интерактивности. Значение первой состоит в допустимости или недопустимости сцен насилия, представляемых медийными средствами, и раскрывается через столкновение таких ценностей, как: 1) любовь к ближнему (которая изначально против всякого насилия); 2) любовь к дальнему, совесть и сознание вины (развитие сопереживания), самообладание. Значение второй дилеммы состоит в пользе или вреде интерактивности в образовании и раскрывается через столкновение таких ценностей, как: 1) мудрость, самообладание (осознание своих действий при вовлечении в различные игровые ситуации в процессе образования); 2) доверие и вера (отношение обучающегося к тем условиям и информации, которые он получает
48
Философские науки
через медийные средства). В целом, на основе анализа дилемм медиапедагогики акцентируется внимание на таких ценностях добродетелей, как справедливость, самообладание, любовь к ближнему, любовь к дальнему, ответственность и вменение.
Тема 8. «Понятие добродетели в сфере медиапедагогики. Принципы медиапедагогики». Посредством знакомства с добродетелями современной медиапедагогики (антиизоляционизм, передача знаний, сохранение выбора, рефлексия формального и содержательного устройства медийного средства, медийная трансформация, медийная интеграция) и с их этическим содержанием акцентируется внимание на ценностях добродетелей любовь к ближнему, любовь к дальнему, ответственность и вменение. Акцент производится на такие ценности постсоветской парадигмы, как толерантность, мульти-культурализм, стремление к компромиссу, свобода обмена информацией.
Как справедливо замечает современный отечественный ученый Р. Г. Апресян, «помимо профессиональной подготовки высшее образование должно систематически и разносторонне пропагандировать фундаментальные нравственные ценности, прояснять их смысл и их действенность в профессиональной деятельности» [2]. Потому цель данного курса - формирование у завтрашних педагогов знаний специфики и основных категорий этики, методов этико-прикладного исследования в области образования и воспитания, что будет способствовать выработке у студентов понимания этико-образовательных и этико-воспитательных проблем, умений и навыков их анализа в различных педагогических контекстах, навыков работы с текстами первоисточников, моделирования этических (профессиональных) кодексов, проведения самостоятельных исследований этических проблем в сфере образования и воспитания, написания эссе. Средствами обучения выступают словесные, визуальные, средства автоматизации процесса производства и т. д.
На основании сказанного можно сделать ряд выводов. Во-первых, освоение дисциплины «Этика образования и воспитания» формирует представл:ния о различных нравственных ценностях и ценностных парадигмах, существуо-щих в современном образовании. Во-вторых, программа дисциплины наглядно демонстрирует, каким образом общечеловеческие нравственные ценности м> гут применяться в практической деятельности педагога. В-третьих, программа курса, наряду с изучением проблем этики образования и воспитания, позволяет обучающимся познакомиться с другими разделами прикладной этики, что способствует их разностороннему профессиональному развитию. В-четвертых, знакомство студентов с дилеммами медиапедагогики стимулирует научный интерес и поиск новых, приемлемых с нравственной точки зрения способов применения медийных средств для организации учебного процесса. В-пятых, этика образования и воспитания как раздел прикладной этики стремится к внедрению нравственных ценностей, как в образовательный процесс, так и в профессиональную образовательную среду, что делает необходимым
49
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
включение данного курса в учебные планы всех педагогических специальностей. Также «Этика...» рекомендуется для включения в учебные планы и стандарты для непедагогических направлений подготовки для повышения профессионального уровня обучающихся. Наконец, несмотря на многообразие представленных ценностных рядов, необходимо учитывать, что преподавание курса «Этика образования и воспитания» должно базироваться на наиболее значимых ценностях, которые раскрывают специфику данного курса. К ним можно отнести, например, такие ценности, как благо, чистота, любовь к ближнему, мудрость, самообладание, любовь к дальнему, справедливость, ответственность и вменение, активная жизненная позиция.
Литература
1. Апресян, Р. Г. Философия морали и прикладная этика [Электронный
ресурс] / Р. Г. Апресян // Ин-т философии РАН: [сайт]. - URL:
http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/Apressyan_15_12_2010.html (дата обращения: 25.09.2015). - [Apresjan, R. G. Filosofija morali i prikladnaja Etika [Elektronnyj resurs] / R. G. Apresjan // In-t filosofii RAN: [sajt]. - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/Apressyan_15_12_2010.html (data obra-shhenija: 25.09.2015) (In Russ.)].
2. Апресян, Р. Г. Этика в высшем образовании [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян // Ин-т философии РАН: [сайт]. - URL: http://iph.ras.ru/ uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Ethics_in_ed.html (дата обращения: 25.09.2015). -[Apresjan, R. G. Etika v vysshem obrazovanii [Elektronnyj resurs] / R. G. Apresjan // In-t filosofii RAN: [sajt]. - URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/ Ethics_in_ed.html (data obrashhenija: 25.09.2015) (In Russ.)].
3. Белозерцев, E. П. Образование: Историко-культурный феномен / E. П. Белозерцев. - СПб.: Юридический центр - Пресс, 2004. - [Belozercev, E. P. Obrazovanie: istoriko-kul'turnyj fenomen / E. P. Belozercev. - SPb.: Juridicheskij centr - Press, 2004. (In Russ.)].
4. Варава, В. В. Этика и образование. Проблемы и перспективы воспитания в высшей школе / В. В. Варава // Вестн. ВГУ. Сер. Проблемы высшего образования. - 2008. - № 1. - С. 47-53. - [Varava, V. V. Etika i obrazovanie. Problemy i perspektivy vospitanija v vysshej shkole / V. V. Varava // Vestn. VGU. Ser.: Problemy vysshego obrazovanija. - 2008. - № 1. - P. 47-53. (In Russ.)].
5. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. - СПб.: Владимир Даль, 2002. -[Gartman, N. Etika. - SPb.: Vladimir Dal', 2002. (In Russ.)].
6. Назаров, В. Н. Прикладная этика: Учеб. / В. Н. Назаров. - М.: Гардари-ки, 2005. [Nazarov, V. N. Prikladnaja Etika: Ucheb. - M.: Gardariki, 2005. (In Russ.)].
7. Назаров, В. Н. Этическое образование в России: История и современность: Моногр. / В. Н. Назаров, E. Д. Мелешко. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. - [Nazarov, V. N. Eticheskoe obrazovanie
50
Философские науки
v Rossii: Istorija i sovremennost': Monogr. / V. N. Nazarov, E. D. Meleshko. -Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, 2004. (In Russ.)].
8. Назаров, В. Н. Этика образования как дисциплина прикладной этики: Ценностные конфликты и дилеммы в образовании / В. Н. Назаров // Педаго-гическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: Сб. с научни стати. - Втора книга. - Том първи. - Габрово: Изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2011. - С. 91-95. [(In Russ.). (In Bulg].
9. Сычев, А. А. Нравственные ценности в образовании / А. А. Сычев // Интеграция образования. - № 3 (72). - 2013. - С. 125-126. [Sychev, A. A. Nravstvennye cennosti v obrazovanii / A. A. Sychev // Integracija obrazovanija. -№ 3 (72). - 2013. - P. 125-126. (In Russ.)].
51