УДК 159. 923
DOI: 10. 23951/2307-6127-2019-6-234-239
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. А. Буравлева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Развитие личности студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности является значимым фактором. Среди личностных характеристик особое место занимают ценности, так как они во многом определяют направленность личности, поведение, взаимоотношения с другими людьми, успешность и эффективность деятельности.
В исследовании ценностей студентов по методике Р. Инглхарта выявлено, что среди критериев «традиционность-выживание» у молодых людей преобладает ценность «выживание». Они акцентируют внимание в большей степени на финансовом благополучии, накоплении ресурсов, неприятии маргинальности и чужеродности.
По методике «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised - PVQ-R) (модифицированный К. В. Сугоняевым), выявлено, что студены выбирают прежде всего метаценности самоопределения и открытости, связанные с саморазвитием, стремлением освоить новый опыт. Противоречивость в выборе ценностей отражает изменения, происходящие в социуме, транзитивность времени, а также обусловлена возрастным периодом студентов, связанным с постановкой жизненных целей в юности, формированием мировоззренческих позиций, осознанием того, что в социуме важны и социальные стандарты, и общечеловеческие ценности.
Ключевые слова: ценности, личность, деятельность, компетенции.
Руководством к осуществлению образовательного процесса в высшем учебном заведении является Федеральный государственный образовательный стандарт, где четко обозначены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у обучающихся. Многие компетенции отражают требования к личностному развитию студентов, так как успешность и эффективность их деятельности во многом определяются личностными характеристиками. Среди них важной составляющей являются ценности, задающие направленность личности, специфику поведения, взаимоотношений с другими людьми, восприятия и оценки условий жизнедеятельности как в актуальной, так и долгосрочной перспективе [1, 2].
Ценности могут по-разному проявляться в различных ситуациях. Они играют роль ориентиров в предметной и социальной действительности, являются системой координат в отношении к предметам и явлениям. Ценности отражают важность для человека событий, объектов. Об этом писал С. Л. Рубинштейн, который подчеркивал, что «ценность - значимость для человека чего-то в мире», и лишь признаваемая ценность может выполнять функцию ориентира поведения - важнейшую ценностную функцию [3].
После аномии 90-х годов, происходившей в нашей стране, мы наблюдаем интерес к изучению ценностей личности, осознание важности и значимости ценностных основ человека, общества, необходимости развития ценностных ориентиров у обучающихся в образовательном процессе. Особую актуальность приобретает вопрос исследования ценностей молодежи в связи с тем, что это поколение, которому предстоит строить завтрашний день государства, осуществлять многие планы [4].
Актуальность изучения личностных характеристик студентов связана с большими изменениями, происходящими в обществе. Т. Д. Марцинковская, характеризуя наше время, называет его транзитивным, подчеркивая, что сегодня происходят кардинальные изменения во многих сферах жизни человека, меняется его картина мира, формируется новое технологическое и информационное пространство. Предполагается, что транзитивность проявляется не только на социальном плане, но и на психологическом. Это касается изменений в социальном развитии человека, его структурах личности, идентичности, преобладании тех или иных ценностей. Изучение ценностей общества, группы или отдельно взятых людей позволяет прийти к определенному мнению о состоянии их функционирования, потенциале, перспективах развития, характеристиках [5].
Потребность исследования ценностей человека или групп часто связана с необходимостью понимания их действий, поведения, поиска способов воздействия с целью предупреждения возможных социальных конфликтов. Ценности выступают как критерий для оценки существующей ситуации, уровня развития личности, и в то же время они задают цели, являются внутренним побудителем к деятельности [6, 7].
Вопрос изучения ценностей имеет длительную историю. К разработке проблемы ценностей имеют отношение большое количество исследователей: И. Кант, М. Шелер, Э. Фромм, К. Роджерс, Л. Фестингер, Э. Дюркгейм, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, В. А. Ядов, Л. И. Божович, В. С. Мухина.
Исследователи расставляют разные акценты, анализируя ценности. Так, например, М. Рокич выделяет ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности) [1].
По мнению А. Маслоу, необходимо разделять ценности бытия, то есть ценности развития, высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (добро, красота, истина), и дефицитарные ценности, регрессивные, низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности (безопасность, независимость, покой). Кроме этого разделение ценностей на высшие и регрессивные связано с тем, на что они ориентированы: на развитие личности или сохранение гомеостаза.
Ш. Шварц рассматривает несколько видов ценностей: сохранения (традиции, конформность, безопасность), изменения (саморегуляция, стимуляция, самостоятельность действий и мыслей); самоопределения (благополучие группы и человечества в целом), самовозвышения (гедонизм, власть). При этом он подчеркивает, что ценности могут выступать как убеждения, цели, стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий [8-10].
Д. А. Леонтьев выделяет три взаимосвязанных между собой формы существования ценностей: на уровне идеалов, предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов [1].
Необходимо отметить, что ценностные ориентации формируются в течение жизни, во многом определяются зрелостью личности, а также процессами социализации и адаптации человека в обществе. Они проявляются через оценки, умение структурировать жизненные ситуации, выбирать стратегию поведения, уровень притязаний, направленность интересов [11].
Ценности не существуют сами по себе, а образуют иерархическую систему, где они упорядочены по степени важности. С изменениями личности меняется соотношение ценностей и составляющие ценностных ориентаций. От доминирования и соотношения тех или иных ценностей во многом зависит развитие личности. Целостность и непротиворечи-
вость ценностной структуры личности могут свидетельствовать о зрелости и автономности личности. Помимо этого преобладание тех или иных ценностей у людей отражается на ценностных отношениях в обществе, следовании или игнорировании существующих норм поведения, различных проявлениях общественной жизни.
Психологические исследования сосредоточены в большей степени на содержании системы личностных ценностей, их места и роли в структуре личности, на то, какое влияние они оказывают на разные аспекты жизни и развития человека.
Целью данного исследования - изучить ценности студентов как важной составляющей развития личности в процессе формирования компетенций будущего специалиста. Мы предположили, что изменения в обществе, тенденции транзитивного времени должны отразиться на ценностных ориентациях молодежи.
В исследовании приняли участие студенты второго курса, обучающиеся по техническим специальностям в НИ ТПУ и ТУСУР г. Томска (n = 161 человек, среди них девушек -32 %, юношей - 68 %). Были использованы следующие методики: модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта (адаптированный Р. К. Хабибулиным), который позволяет изучить оценку приверженности традиционно-консервативным или либеральным ценностям; «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised - PVQ-R) (модифицированный К. В. Сугоняевым), основанный на теории базовых индивидуальных ценностей [8, 12].
В результате исследования ценностей студентов по модифицированному опроснику ценностей Р. Инглхарта выяснилось, что среди таких критериев, как «традиционность-выживание», у молодых людей преобладает ценность «выживание» (4,44 балла), в то время как ценность «традиционность» составляет 4,13 балла. Это свидетельствует о том, что молодежь в большей степени акцентирует внимание на финансовом благополучии, накоплении ресурсов, неприятии маргинальности и чужеродности. Для молодых людей важно традиционное распределение гендерных ролей, авторитарность. Студенты в меньшей степени проявляют толерантность, самовыражение, эмансипацию от норм.
Среди параметров методики «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised - PVQ-R) (модифицированный К. В. Сугоняевым), на первом месте у студентов метаценность «самоопределение» (4,01 балла). Главными показателями в ней являются терпимость, защита благополучия всех людей и природы, позитивное взаимодействие с окружающими, обеспечение процветания общества, толерантность. Эта ценность во многом определяется трансцендентностью личности, выходом за пределы своего «Я», зрелой любовью, чувствами ответственности, долга и заботы.
На втором месте по значимости для респондентов является метаценность открытости (4,00 балла). Это свидетельствует о том, что для них весомы самостоятельность мысли и действий, исследовательская активность, автономность и независимость. Эта ценность во многом связана с непринятием позиции гомеостаза, действий в соответствии с шаблонами и стандартами. Она определяет развитие личности, расширение ее границ, стремление к переменам, выход в зону риска, связана с открытостью человека миру.
Третью позицию по важности в выборе студентов занимает метаценность сохранения (3,55 балла), которая вбирает в себя прежде всего власть, безопасность, традиционность, конформизм. Люди, у которых преобладает эта ценность, считают необходимым для себя в первую очередь стабильность общества и взаимоотношений. Для них превыше всего безопасность на индивидуальном и групповом уровне. Это выражается в отношении социального порядка, защищенности семьи, надежности и устойчивости среды, в которой жи-
вет человек. Для этой категории людей существенным фактором является осознание того, что государство обеспечивает безопасность граждан во всех отношениях.
Одной из немаловажных характеристик личности, выбирающей ценность «сохранение», является проявление конформности. Это выражается в убежденности, что люди должны делать то, что им говорят, следовать правилам, не совершать поступков, за которые другие люди могут осудить. Они склонны сдерживать и предотвращать действия, которые могут причинить вред другим или не соответствовать социальным ожиданиям. Такие люди придерживаются позиции не привлекать к себе внимания, следовать традициям и обычаям.
Результаты диагностики показали, что на последнем месте у молодых людей параметр «самоутверждение» (3,46 балла). Эта метаценность базируется на гедонизме, власти, достижениях. Для метаценности самоутверждения очень важен критерий престижа, доминирования над людьми и средствами. Она фиксируется прежде всего на личном успехе через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.
Сопоставляя результаты диагностики по методикам «Модифицированный опросник ценностей» Р. Инглхарта (адаптированный Р. К. Хабибулиным) и «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised - PVQ-R) (модифицированный К. В. Сугоняевым), мы видим некую противоречивость в ценностях молодых людей. С одной стороны, они в первую очередь озабочены стремлением к безопасности, порядку, желанием защитить себя от угроз и тревог, избеганием изменений. С другой стороны, для них важны ценности роста и развития, стремление к новому, которые не рассматриваются как угрожающие и вызывающие беспокойство.
Проявление в равной степени противоположных тенденций у студентов, с точки зрения ценностей, мы объясняем тем, что период юности связан с постановкой жизненных целей, формированием мировоззренческих позиций, осознанием того, что в социуме важны и социальные стандарты, и общечеловеческие ценности. Выбор респондентами таких разнонаправленных ценностей, как «выживание» и «самоопределение», свидетельствует, что для них существенную роль имеют финансовое благополучие, накопление ресурсов, неприятие маргинальности и чужеродности, но в то же время и выход из зоны комфорта во имя блага других.
Кроме этого анализ результатов исследования показывает, что для студентов значимы как личностные ценности, так и направленные на социум. Они ориентированы на самостоятельность, собственную уникальность, индивидуализм и в то же время на других людей, социальные институты.
Необходимо подчеркнуть, что в системе ценностей молодежи присутствуют как традиционные ценности, так и ценности нового времени, связанные с самореализацией, самоосуществлением, саморазвитием. Анализ ценностных ориентаций свидетельствует о том, что перемены, происходящие в социуме, отражаются на личностных характеристиках студентов.
С точки зрения формирования компетенций у обучающихся, диагностика ценностей заставляет задуматься о перспективах становления респондентов как будущих специалистов. Сегодня перед человеком возникает большое количество сложных, разноплановых задач, требующих творческого подхода к их решению. Специалист, для которого традиционные ценности превыше всего, который руководствуется главным образом стандартами, правилами, не в состоянии решать задачи прорывного научно-технологического характера, свободно мыслить, разрешать себе выход за пределы шаблонов.
С другой стороны, как было отмечено выше, вторая позиция в диагностике ценностей молодых людей параметра «открытость» дает положительный прогноз профессионального
становления, личностного самоосуществления студентов. Именно открытость позволяет решать задачи инновационного характера, отвечать на вызовы современности, задает вектор осознанного отношения человека к траектории развития в течение всей жизни.
Какие ценности будут играть ключевую роль в жизни молодых людей, как они будут соотноситься между собой, во многом зависит от того, как будет выстроен образовательный процесс в вузе, созданы ли условия для раскрытия внутреннего потенциала студентов, включающего не только интеллектуальные, но и личностные составляющие. Сегодня недостаточно передавать обучающимся только знания и опыт. Необходимо развивать их личность, формировать ценности, общекультурные и профессиональные компетенции.
Список литературы
I. Ермаков В . А . , Лабунская П . Н . Психология личности . М . : Эксмо, 2007 . 653 с .
2 . Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв . ред . В . В . Знаков, Г . В . Залевский . М . :
Институт психологии РАН, 2008. 344 с .
3 . Рубинштейн С . Л . Человек и мир . СПб . : Питер, 2012 . 224 с .
4 . Салихова Н . Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности . Казань: Казанский ун-т, 2010 .
452 с
5 . Марцинковская Т . Д . Современная психология - вызовы транзитивности // Психологические исследования . 2015 . Т . 8,
№ 42 . С . 1. URL: http://psystudy. ru (дата обращения: 10 . 10 . 2019) .
6 Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность М : Смысл, 2005 352 с
7 . Исаев Е . И . , Слободчиков В . И . Психология образования человека: становление субъектности в образовательных
процессах. М . : ПСТГУ, 2013. 432 с .
8 . Карандашев В . Н . Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство . СПб . :
Речь, 2004 70 с
9 . Schwartz S . H . , Melech G . , Lehmann A. , Burgess S . , Harris M . Extending the cross-cultural validity of the theory of basic
human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. № 32 . Р . 519-542.
10 . Sagiv L . , Schwartz S . H . Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European Journal
of Social Psychology. 2000 . № 30 . Р. 177-198.
II. Буравлева Н . А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bul^tm) . 2011. Вып . 6 (108) . С . 124-129 .
12 . Inglehart R. , Baker W. E . Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000 .Vol .65 P. 19-51.
Буравлева Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.10.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-234-239
VALUE BASES IN PREPARING STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
N. A. Buravleva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The development of students in the process of their preparation for professional activity is a significant factor. Among personal characteristics, values occupy a special place, since they largely determine the orientation of the person, behavior, relationships with other people, success and effectiveness of the activity. Interest in value research is growing today. This is due to the transition of society to an innovative path of development, the complexity of the tasks that arise in front of a person. Of particular relevance is the question of studying the values of
young people, since the future of the country and society depends on them. In a study of students' values by the method of R. Inglehart, it was found that among the criteria of "tradition-ality-survival" they have the predominant value of "survival". Young people focus more on financial well-being, accumulation of resources, rejection of marginality and foreignness. They respect authoritarianism, adhere to the traditional distribution of gender roles. Among the parameters of the methodology "Refined Theory of Basic Personal Values", the priority is "preservation" among students, where the main criteria are traditionality, power, security, conform-ism. In the second place, young people have the "openness" parameter, which is associated with independence, aspiration for novelty and deep emotions. It is important to note that the values "self-affirmation" and "self-determination", which are opposite in Schwartz's theory, have the same number of points. The inconsistency in the choice of values reflects the changes taking place in society, the transitivity of time, and is also due to the age of students associated with setting life goals in youth, the formation of worldview positions, and the realization that social standards and universal values are important in society.
Keywords: values, personality, activity, competencies.
References
I. Ermakov V A. , Labunskaya P N . Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality] . Moscow, Eksmo Publ . , 2007. 653 p . (in Russian) .
2 . Tsennostnye osnovaniya psikhologicheskoy nauki ipsikhologiya tsennostey. Otv. red . V. V. Znakov, G . V Zalevskiy [Value foundations
of psychological science and the psychology of values . Ex . editor V V Znakov, G . V Zalevskiy] . Moscow, Institute of Psychology the Russian Academy of Sciences Publ . , 2008. 344 p . (in Russian) .
3 . Rubinshteyn S . L . Chelovek i mir [Man and the world] . Saint Petersburg, Piter Publ . , 2012. 224 p . (in Russian) .
4 . Salikhova N . R. Tsennostno-smyslovaya organizatsiya zhiznennogo prostranstva lichnosti [Value-semantic organization of a person's
living space] . Kazan, Kazan University Publ . , 2010. 452 p. (in Russian) .
5. Martsinkovskaya T D. Sovremennaya psikhologiya - vyzovy tranzitivnosti [Modern psychology - the challenges of transitivity] . Psikhologicheskiye issledovaniya - Psychological research, 2015, vol . 8, no. 42 . p. 1 (in Russian) . URL: http://psystudy ru/index. php/ num/2015v8n42/1168-martsinkovskaya42 . html (accessed 10 October 2019) .
6 . Leont'yev A. N . Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness . Personality] . Moscow, Smysl Publ . , 2005. 352 p . (in
Russian)
7 . Isayev E . I . , Slobodchikov V I . Psikhologiya obrazovaniya cheloveka: stanovleniye sub"ektnosti v obrazovatel'nykh protsessakh
[Psychology of human education: the formation of subjectivity in educational processes] . Moscow, St Tikhon's Orthodox University Publ . , 2013.432 p . (in Russian) .
8 . Karandashev V. N . Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoye rukovodstvo [Schwartz
methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance] . Saint Petersburg, Rech Publ . , 2004. 70 p . (in Russian)
9 . Schwartz S . H . , Melech G . , Lehmann A. , Burgess S . , & Harris, M . Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human
values with a different method of measurement. Journal of Cross Cultural Psychology, 2001, no . 32, pp . 519-542.
10 . Sagiv L , & Schwartz S . H .Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects. European Journal of Social
Psychology, 2000, no . 30, pp . 177-198.
II. Buravleva N . A. Tsennostnye orientatsii studentov [Value orientations of students] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol . 6 (108), pp. 124-129 (in Russian) .
12 . Inglehart R. , Baker W. E . Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values . American Sociological Review, 2000, vol . 65, pp .19-51.
Buravleva N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]