4. Разработка программ по психолого-педагогическому всеобучу родителей и их внедрение в практику посредством центрального и местного телевидения и радио.
Список литературы
1. Аксенова Г.И, Исмагилова Ю.С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 21-32.
2. Бердяев Н.А. Русская и польская душа. Судьба России. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 240 с.
3. Иван — Крестьянский сын : рус. народ. сказ-
ки. Сер. Школьная библиотека. 2-е изд. М. : Дет. лит., 1975. — 128 с.
4. Исмагилова Ю.С., Аксенова Г.И. Психологическая модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2011. — 170 с.
5. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Саратов : Надежда, 1995. 333 с.
6. ТолстойЛ.Н. Война и мир : в 2 кн. М. : Правда, 1972. Кн. 2. Т. 3-4.
7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Журнал министерства народного просвещения. 1860. № XI. С. 425.
8. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. : в 11 т. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 554-574.
УДК 159.9:343.8
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ
Реферат: статья посвящена анализу проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки психологов; ее цель — теоретическое обоснование системы ценностей профессиональной подготовки психологов. Автор показывает, что ценности являются междисциплинарным предметом исследования. Они понимаются как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.
В статье описаны формы существования ценностей — социальные ценности — общественный идеал, его предметное воплощение в деяниях людей и личностные ценности как мотиваци-онные структуры личности, определяющие ее поведение и поступки. Личност-
И. П. Краснощеченко
ные ценности (ценностные ориентации) обеспечивают связь внутреннего мира личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп, являются результатом интериоризации социальных ценностей в процессе включения человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, сопровождаемую переживанием этой ценности.
Профессиональные ценности определяются как положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека в контексте его профессиональной деятельности. Подчеркивается, что для субъекта профессиональные ценности становятся регуляторами профессиональной деятельности и взаимоотношений с коллегами, клиентами
© Краснощеченко И. П., 2016
и др. Профессиональное становление личности, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и образовательном пространстве, включает как важнейшую составляющую формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста. Профессиональные ценности субъекта формируются в учебно-профессиональном сообществе в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и других форм деятельности как результат интериориза-ции профессиональных ценностей образовательной системы.
В работе обоснована система профессиональных ценностей профессиональной подготовки психологов, которая включает в себя общегуманистические и специфические профессиональные ценности, дифференцирующиеся на профессионально-миссионные, профессионально-инструментальные и профессионально-статусные.
Практическая ценность статьи определяется значимостью рассмотрения профессиональных ценностей как базисного основания реализации образовательных стандартов высшей школы. Кроме того, автор обращает внимание на угрозу, проявляющуюся вследствие пропаганды и масштабного распространения в молодежной среде прагматических ценностей, ценностей удовольствия, вседозволенности, безответственности, индивидуализма, транслируемых в средствах массовой информации (СМИ) и Интернете, приводящих к разрушению ценностных оснований профессионально-психологического сообщества и общества в целом.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, социальные и
личностные ценности, общегуманистические ценности, профессиональные ценности, профессионально-миссион-ные ценности, профессионально-инструментальные ценности, профессионально-статусные ценности, профессиональное становление, субъект профессиональной деятельности, образовательное сообщество.
Модернизационные процессы в российском обществе предъявляют высокие требования к профессиональному образованию в высшей школе. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения, являющиеся базовым нормативно-правовым документом, представляют характеристику профессиональной деятельности выпускников, четко определяют требования к результатам освоения образовательных программ в форме общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Новые стандарты образования становятся не только нормативным документом для системы высшего образования, но и ориентиром для его субъектов — руководителей, сотрудников и преподавателей вузов и, конечно, студентов.
Вместе с тем анализ содержания ФГОС ВО показывает, что ценностные основания реализации стандартов остаются вне их содержания. В то же время в современных условиях усиливается интерес к вопросам ценностей современного общества, ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей, происходит осознание негативных последствий аномии, охватившей Россию при проведе-
нии социально-экономических реформ 1990-х годов. Распространение и культивирование в молодежной среде западных ценностей, превозносящих приоритеты индивидуализма, потребления, удовольствия, безответственности, в последние годы вызывают серьезную обеспокоенность в обществе. В российской системе образования все настойчивее поднимается вопрос о значимости ценностного компонента на всех уровнях образования (Н.Н. Авра-менко [1], Е.Н. Богданов [3], Б.С. Братусь [4], А.А. Деркач [5], М.Н. Миронова [12], Ф.Г. Мухаметзянова [13], В.И. Слободчи-ков [18], В.А. Сластенин [16], Д.И. Фель-дштейн [21] и др.) и необходимости серьезной рефлексии роли ценностей как фундаментального основания общества и системы образования.
Как писал Э. Фромм, без системы координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций человек «может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно ...» [20, с. 13], поэтому система ценностных ориентиров важна для профессиональной деятельности в целом и тем более для тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к такому объекту труда, как человек. Именно такой деятельностью является профессия «психолог», а ценностная составляющая в ней — базовое условие профессиональной подготовки молодежи и ее профессиональной реализации.
Ценностные ориентации,ценности, ценностные координаты — понятия, используемые в социальных науках. Ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира
для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» [15, с. 1744]. Ценность также определяется как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечается регулятивная функция: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» [14, с. 442].
Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М. Вебер, В. Виндельбанд, В. Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др. В аксиологии представлены разные теории: натуралистические, психологизм,трансцен-дентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.
Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что они на протяжении истории рассматривались как регулятивный механизм социальной жизни людей, представляющий собой сложно организованную систему, в которой вместе с ценностями, осуществляющими самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. Ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, идентифициру-
ется как культурно-исторический стандарт; ассоциируется с типом достойного поведения, с конкретным жизненным стилем.
В традиции отечественной философии, связанной с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, человек рассматривался как двойственное, духовно-материальное существо, причем ценностно-смысловая составляющая считалась важнейшей сферой человека.
В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследовании М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта [6, с. 66-67]. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Преломляясь в сознании, ценности обретают для человека личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных понятий о мире, включая понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [14].
На социальном уровне, утверждают Дж. Каправа, Д. Севрон, ценности соот-
ветствуют принципам, определяющим права и обязанности граждан. Социальные ценности отражают историю общества и каждое общество характеризуется преобладающими в нем уникальными ценностями. На индивидуальном уровне ценности связаны с критериями или стандартами, которые люди используют при оценке собственных действий и действий других людей, и здесь понятие ценностей частично совпадает с понятием стандартов поведения. При объединении двух описанныхуров-ней анализа ценности рассматриваются как отражение общего социального фонда, передаваемого всем индивидам с помощью многочисленных агентов социализации, а на уровне отдельного человека — как отражение представлений и стандартов, составляющих личную жизненную философию [7].
Отечественная психология советского периода рассматривала ценности в контексте изучения направленности личности, которая в различных концепциях обозначалась по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), доминирующее отношение (В.Н. Мясищев, Б.С. Братусь), основная жизненная направленность (Б.П Ананьев) и т. д.
Обращаясь к проблеме ценностей, А.Н. Леонтьев рассматривал три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:
• как общественный идеал;
• как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей;
• как мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и дея-
тельности общественных ценностных идеалов [11].
Развивая данный подход, Д.А. Леонтьев уточняет, что психология апеллирует к изучению именно личностных ценностей, что «основными составляющими внутреннего мира человека, включающего в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» [10]. Сопоставляя потребности и ценности, автор констатирует, что потребности человека определяют зависимость его внутреннего мира от внешнего мира, в котором он живет и действует, личностные ценности же образуют точку опоры личности, позволяющую ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям [10, с. 26].
Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Становясь частью внутреннего мира конкретного человека, они трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности. Механизм превращения социальной ценности в личностную, по Д.А. Леонтьеву, — это «включение человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной» [10, с. 27].
Присвоение групповых ценностей личностью не происходит автоматически и не является спонтанным. Известные другим знания, идеи человек не может просто «взять» — он должен «переоткрыть» их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Т.М. Буякас и О.Г. Зевина в своих исследованиях показали, что этот процесс требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. Преобразование общечеловеческих ценностей в личностные сопровождается переживанием [2, с. 44].
Личностные ценности в психологии и социологии нередко обозначаются понятием «ценностные ориентации» в значении «устойчивые инвариантные единицы сознания личности, основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия. Ценностные ориентации выступают в качестве основного компонента в системе диспозиций личности, ведущего механизма социальной регуляции поведения личности, ее приобщения к ценностям общественного сознания и культуре. Деятельностный аспект данного феномена характеризуется как состояние готовности личности к определенному способу действия, выражающееся в ее ориентации на те или иные ценности материальной и духовной культуры. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности, они связаны с познавательными и волевыми ее сторонами.
Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражает вну-
треннюю основу ее отношения к действительности, является системообразующим компонентом внутренней структуры личности. Проявляясь в убеждениях, оценках, мотивах и потребностях личности, ценностные ориентации во многом определяют поведение и деятельность человека. Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей становится источником самоуважения достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности — человек сознательно решает стоящие перед ним задачи, осуществляет свободный выбор решения, утверждает своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности.
Ценности личности задают направленное отношение к окружающему миру и являются ориентирами ее деятельности, образуют некую аксиологическую направленность личности, причем, как уточняют А.В. Капцов и Л.В. Карпуши-на [8], личностные ценности показывают позитивное или негативное отношение к другим людям, к себе, к миру и образуют нравственную позицию личности: либо положительную с точки зрения общепринятых ценностей, либо отрицательную. В этой связи они считают, что аксиологическая направленность может быть:
• положительной и отрицательной;
• гуманистической и прагматической.
Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты), по их мнению, указывает на важность для личности всего, что
связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми: самосовершенствование, установление добрых отношений с другими людьми, усовершенствование и преобразование действительности, духовные идеалы как конечный пункт деятельности. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям (крайние случаи: достижение целей любыми путями, материальное благополучие за счет других, сохранение индивидуальности как эгоизм, высокое социальное положение ради возможности влияния и контроля над другими).
В качестве основных жизненных сфер, в которых проявляются указанные виды направленности, авторами выделяются:
• сфера профессии;
• сфера обучения и образования;
• сфера семьи;
• общественной жизни и увлечений
[8].
Профессиональное становление личности, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и социальном пространстве, включает как важнейшую составляющую формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста. Профессиональные ценности субъекта формируются в учебно-профессиональном сообществе. Став студентом, молодой человек попадает в образовательное пространство вуза со сложившейся системой ценностей, которая накладывает отпечаток на систему взаимоотношений его субъектов, выполнение социальных и
Рис. 1. Система ценностных оснований профессиональной подготовки будущих психологов
учебно-профессиональных функций, характер осуществления различных форм деятельности. Включение студента в данное пространство и систему взаимоотношений обусловливает интериоризацию профессиональных ценностей образовательной системы. Ценности учебно-профессионального сообщества в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной деятельности присваиваются будущим профессионалом.
Профессиональные ценности на уровне субъекта — положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, включенного в профессиональную деятельность. Эти ценности для субъекта становятся регуляторами его квазипрофессиональной и профессиональной деятельностей и других форм активности — взаимоотношений с другими, самоотношения. Они наполняют личностным смыслом процесс освоения студентами образовательной программы и весь процесс подготовки к будущей профессиональной деятельности. Профессиональные ценности
входят в структуру профессиональной идентичности, самосознания субъекта.
Анализ работ, посвященных проблеме профессионального развития, обосновывающих роль и необходимость утверждения гуманистических ценностей в образовании как основы социально-нравственного и профессионального развития личности, а также наш многолетний опыт преподавания и руководства факультетом психологии позволили нам сконструировать систему ценностных оснований профессиональной подготовки психологов в рамках разработанной нами акмеоло-гической концепции становления и развития профессиональной субъектно-сти будущих психологов с учетом регионального запроса [9], в которой дифференцируются общегуманистические и профессиональные ценности (рис. 1). Причем, принимая во внимание специфику профессиональной деятельности психолога и его уникальный объект (человек), гуманистические ценности в данном случае являются базовыми.
К гуманистическим ценностям отнесены: ценность человека «как меры
всех вещей»; ценность уважения другого человека и его уникального внутреннего мира; ценности свободы, любви, творчества и т. д.; ценность ответственности человека за себя, свои выборы и деяния; ценность со-бытия (по В.И. Сло-бодчикову) [17], общения, нравственно-гуманистических отношений с другими; культурно-исторические ценности и др. В указанную группу также включены культурно-исторические ценности, способствующие осознанию студентами культурной и исторической значимости региона в культурно-историческом развитии и современном контексте модернизации российского общества. Культурно-исторические ценности связаны непосредственно с ценностью государства как гаранта стабильности и качества жизни людей.
Ценность со-бытия, реализуемая в профессиональной подготовке будущих психологов, призвана акцентировать значимость «живой общности людей» как действительной ситуации развития, в которой зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях), позволяющие человеку вступить в «практическое отношение» к своей жизнедеятельности. Со-бытие, по В.И. Слобод-чикову, «и есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно, сам ход развития в таком случае состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности (единства, со-бытия) другими формами — более сложными и более высокого уровня развития» [17, с.16].
К специфическим профессиональным ценностям нами отнесены:
- профессионально-миссионные ценности, связанные с осознанием роли, назначения профессии психолога в социуме и той ответственности, которая возлагается на ее носителей (ценность служения людям и помощи им в решении их проблем; ценность непрерывного личностного и профессионального развития человека; ценность лидерства, трансформирующего действительность и жизнедеятельность других людей и т. д);
- инструментальные ценности, определяющие важнейшие механизмы реализации профессиональной деятельности (ценность профессионализма; ценность саморазвития; ценность эмпатии; ценность здоровья человека во всех его проявлениях; ценность рефлексии; ценность экологичности и конструктивных, развивающих отношений с клиентами; ценность творческой деятельности, раскрывающей потенциал человека);
- профессионально-статусные ценности, ориентирующие будущих психологов на достижение и подтверждение значимого положения в изменяющемся обществе (ценность профессионального образования;ценность построения успешной карьеры; ценность социального статуса психолога как специалиста помогающей профессии).
Представленные ценности профессиональной подготовки будущих психологов интегрированы в организационную культуру, образовательное пространство, реализуются во взаимоотношениях преподавателей и студентов в условиях учебной, научной и внеаудиторной и квазипрофессиональной дея-тельностей, во взаимоотношениях студентов разных курсов, транслируются
старшекурсниками студентам младших курсов.
Указанные разделяемые в учебно-профессиональном сообществе ценности транслируются будущим психологам с первых дней обучения в вузе, обеспечиваются системой сопровождения адаптации первокурсников, проявляются в реализации совместных значимых форм деятельности, обусловливающих переживание их значимости. Постепенно они интериоризуются студентами, становясь их внутренними ориентирами. Гуманистическая направленность ценностей образовательного пространства считывается студентами с первых дней обучения на факультете, вхождения в данное пространство.
Вместе с тем поток информации, транслируемой в СМИ и посредством Интернета, часто значительно отличается ценностно-смысловой окрашенностью от представленной в нашей концепции системы. Пропаганда ценностей индивидуализма, потребления, удовольствия, вседозволенности, безответственности приводит к снижению эффективность влияния сложившихся в профессиональном сообществе ценностей. И в этом заключается серьезная проблема для системы профессиональной подготовки психологов и в конечном счете угроза для социума в целом.
Список литературы
1. Авраменко Н.Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 134-141.
2. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 2. С. 7-17.
3. Богданов Е.Н., Иванов Г.П, Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориентаций молоде-
жи в системе высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-78.
4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. : Менеджер ; Роспедагенство, 1994.
5. Деркач АЛ. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Ак-меология. 2014. № 1 (49). С. 6-15.
6. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 284 с.
7. КаправаДж, СевронД. Психология личности. СПб. : Питер, 2003.
8. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Многомерная модель ценностно-ориентационной структуры личности // Известия Самарского научного центра РАН. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2003. С. 93-101.
9. Краснощеченко И.П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981.
11. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М. : Смысл, 1993.
12. Миронова М.Н. О «новой» культуре: действительно ли она необходима для организации жизни молодежи? [Электронный ресурс]. URL : http://pchelki.org.ru/index.php/articl es/73-2014-07-18-11-04-55.
13. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10-20.
14. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
15. Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. М. : Большая российская энциклопедия, 2000. Кн. 2.
16. Сластенин В.А. Аксиологические основания общего и профессионального образования // Качество жизни: проблемы системного научного обоснования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Липецк, 20-22 марта 2000 г.). Липецк : Липецкий гос. пед. ун-т, 2000. С. 15-25.
17. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 8. С. 3-17.
18. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 33-39.
19. ТемноваЛ.В.Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. — М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2000.
20. Фромм Э. Иметь или быть? Минск : Харвест, 2014.
21. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М. ; Воронеж : МПСИ ; МОДЭК, 2008. — 16 с.