ББК 74.03(2)5
Е.А. Косетченкова Ценностные ориентиры
государственной воспитательной политики в женских профессиональных учебных заведениях конца XIX - начала ХХ в.
Ключевые слова: воспитательная политика, духовнонравственное воспитание, основные направления женского воспитания.
Key words: the educational policy, spiritually-moral éducation, the basic directions of female éducation.
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что в конце ХХ - начале XXI в. наблюдалось резкое падение нравственного уровня российского общества. Это было связано в основном с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране, снижением жизненного уровня населения, вызванными сменой экономической модели, переходом к рыночной системе хозяйствования. К сожалению, и в настоящее время «падение нравов», моральная деградация не уменьшились. Особо ярко эти явления наблюдаются в молодежной среде, особенно в её женской части. Прежде всего это связано с изменениями ценностных ориентаций женской молодежи, т.е. девушек 16-25 лет. В это время они выбирают жизненный путь, образование и профессию, решают создавать или не создавать семью. И, к сожалению, не всегда их выбор согласовывается с морально-нравственными принципами. А ведь ценностные ориентации женской молодежи - лакмусовая бумажка, позволяющая судить об уровне развития социальных институтов, культуры и благосостояния общества. Женщины более старшего возраста могут сохранять верность единожды выбранным ценностям даже в изменившихся условиях.
В этой связи было бы целесообразно обратиться к историческому опыту прошлого, проанализировать основы воспитательной политики в отношении девушек.
Комплексное изучение вопроса позволить не только изучить и по-новому переоценить воспитательную политику правительства царской России, но и детально воссоздать картину жизни девушек, получающих образование в разнотипных учебных заведениях.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое воздействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В конце XIX - начале ХХ в. в педагогической теории формируется понятие «гуманистическая педагогика». Основоположником здесь по праву считается К.Д. Ушинский, который провозгласил
принцип народности воспитания и вложил в него гуманистические основания, такие как любовь к Родине, веру в добрые силы и высокий нравственный потенциал русского народа [1, с. 126]. К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина - чересчур видный член общества», - писал он [2, с. 32]. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни; через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь. Действительно, характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти первые годы - ложится прочно, становится второю природою человека. Но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным вниманием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы» [3, с. 63]. Талантливейший педагог, он вкладывал всю свою душу, чтобы уяснить своим ученицам, готовящимся вступить в жизнь, великое назначение женщины - как матери, жены, разумного, активного члена общества и всей государственной жизни.
Продолжателем гуманистической традиции в педагогике на основе идеи «свободного воспитания» был К.Н. Вентцель, который в центр воспитания ставил ребенка. С помощью любви, по его мнению, педагог должен содействовать развитию индивидуальной человеческой личности. «Сердце воспитателя должно быть исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному ребенку, с которым ему приходится иметь дело, как бы испорчен этот ребенок не был и сколько бы огорчений он ему не принес» [4, с. 72].
Дальнейшее развитие гуманистических взглядов на ребенка наиболее целостно проявляется в антропологическом подходе к вопросам воспитания и образования. Видные ученые этого периода П.Ф. Каптерев и П.Ф. Лесгафт, являясь продолжателями идей К.Д. Ушинского, считали, что все науки о человеке должны служить целостному философско-педагогическому знанию о душе, о
история
теле, о назначении человека и являются теоретической базой воспитательной практики [5, с. 363].
Анализ педагогических концепций, сформировавшихся в России в конце XIX - начале ХХ в., позволяет сделать вывод о том, что процесс становления и развития гуманистической парадигмы протекал по следующим направлениям:
- демократическому (создание условий для свободной деятельности ребенка, принцип культуросообраз-ности, учет национальных особенностей);
- общечеловеческому (любовь и уважение к ребенку, вера в ребенка и добрые силы его души, признание ценности личности ребенка);
- природосообразному (учет индивидуальных и возрастных особенностей, создание условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования) [6, с. 12].
От педагогической теории перейдем к педагогической практике.
Основными чертами нравственного облика молодежи в конце XIX - начале ХХ в., особенно нравственного облика молодых девушек, женщин -являлись религиозность, безропотное подчинение установленным порядкам, выносливость, неприхотливость, верноподданнические чувства, смирение и добродетель. В связи с этим главным принципом государственной воспитательной политики в сфере образования женщин являлся тезис о необходимости подготовить их к исполнению «главных» жизненных ролей - матери, жены и хозяйки дома. Соответственно строились и образовательные программы, как для сословных, закрытых, а позднее - открытых женских учебных заведений, так и для домашнего обучения.
В чем же заключались ценностные ориентации воспитательного процесса в женских профессиональных учебных заведениях различного типа?
Низшие профессиональные учебные заведения имели целью воспитывать молодых девушек в сознательной вере, приучать их к добрым христианским отношениям друг к другу. Преимущественно практическим обучением девушки получали наиболее полезные познания для жены и матери низших социальных слоев: по сельскому хозяйству, садоводству, огородничеству, по кройке и шитью, по домоводству, приготовлению кушаний, солений, стирки белья и другим видам женского мастерства.
Так, в опубликованной в 1909 г. «Объяснительной записке к дополнениям к правилам о взысканиях для учеников ремесленных училищ, школ ремесленных учеников и низших ремесленных школ» с предельной откровенностью были сформулированы как общая направленность, так и конкретные задачи воспитательной работы в низшей профессионально-технической школе. «Общий характер воспитания, - говорилось в объяснительной записке, - определяется, с одной
стороны, общим и специальным образованием в религиозно-нравственном направлении, которое школа должна давать своему воспитаннику, а с другой стороны, - необходимостью подготовить воспитанника к трудовой жизни. Посему следует стремиться к тому, чтобы:
1. Воспитывать учащихся в духе православной веры, укреплять у них сознание того, что исполнение религиозных обязанностей есть первый долг каждого человека.
2. Воспитывать привычку и сознание необходимости подчиняться установленному порядку.
3. Приучать к простой и неприхотливой пище, одежде и обуви, аккуратности в обращении с ними и к пользованию во всех случаях жизни только лишь трудами своих рук...» [7, с. 95].
4. Для женщин, в особенности, подготовка честных и добродетельных жен и матерей, а также общее развитие девушек, подготовка их к практической деятельности [8, с. 369].
Во спитательный процесс в средних женских учебных заведениях заключался в том, чтобы способствовать «возведению женщины, матери и воспитательницы, на ту высоту умственного развития, на которой позволительно и желательно видеть женщину во всяком образованном обществе» [9, с. 83].
Музыка, танцы, пение, иностранный язык, немного литературы, географии и истории, рукоделие, арифметика, самое поверхностное знакомство с естественными науками и, конечно, основы духовного образования
- вот тот максимум, который получали российские женщины привилегированных слоев общества.
Так, например, физическое и моральное воспитание учениц Смольного института (первого женского учебного заведения) основывалось на тезисе: «праздность есть мать пороков, а отец - всех добродетелей
- трудолюбие». Собственно моральное воспитание опиралось главным образом на требование: «удалять от слуха и зрения воспитанниц все то, что хоть тень порока имеет». Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение.
Следуя правилу - действовать на девочек благородными примерами, учителя обязывались обращаться с «благородными девицами» кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесные наказания вовсе не допускались.
В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии учениц и заботы об их здоровье. Воспитанницы проводили много времени в саду и на берегах Невы. Зимой катались на коньках, летом играли в лапту, в пятнашки - для младших, игра в мяч, крокет - для старших. В Смольном институте, кроме педагогической гимнастики, была введена врачебная гимнастика. Девушки должны были иметь «чистый и опрятный вид», чтобы «свежий и проветриваемый воздух был в комнатах» [10, с. 147].
В основу духовно-нравственного воспитания было также положено воспитание религиозное, в духе православной церкви. Основную цель христианского воспитания девиц должно составлять не что иное, как благочестие, от которого проистекают все блага и временные, и вечные. «Телесное обучение, - писал святой апостол Павел, - вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешнего и грядущего»- Ничего так не возвышает женщину, как благочестие. Наружная красота стареет и блекнет, а страх Божий облекает жену в красоту неувядаемую. Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благо-покорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница.
Посещение всех церковных служб было обязательным. Ученицы обязаны были в воскресенье и праздничные дни, а также и вечером, накануне этих дней, посещать училищную церковь, а, где таковой нет, общественное богослужение [11, с. 48].
Обязательное преподавание Закона Божьего, специальный подбор религиозно-нравственных статей и материалов для чтения и разбора на уроках составляют далеко не полный перечень форм нравственного воспитания учащихся в процессе преподавания.
Не ограничиваясь воспитательным влиянием в ходе занятий, педагоги проводили с ними внеучебную работу, которая заключалась в проведении вечеров, посвященных юбилейным датам общегосударственного характера, или датам рождения и смерти деятелей науки, литературы, истории и пр. Для каждого вечера вырабатывалась соответствующая программа, состоящая из сольных песен, декламации стихотворений и постановки отрывков из драматических произведений известных писателей. Один-два раза в полугодие проводили вечера и для развлечения. Иногда организовывали платные вечера с танцами для каких-либо благотворительных целей [12, с. 159].
Воспитательный процесс на высших женских курсах отличался большей систематизированностью, которая заключалась в том, чтобы наилучшим образом приготовить девушек к жизни, помочь им стать разумными и добрыми не только в своей личной жизни, но и в семейной, а также в гражданской.
Девушек воспитывали в понимании значимости не только своих обязанностей (соблюдение установленных правил и т.д.), но и общечеловеческих прав: кто не уважает человека в себе, тот не познает и не признает человека в другом; кто не знает своих прав, не знает к себе справедливости, тот не может в душе сознавать и осуществлять права другого, выражать справедливость по отношению к слабейшему. Нельзя отдавать другим то, чего в самих себе нет. Мысль и рассуждение должны были помочь чувству перейти в деятельность. Поэтому материалом для развития чувств, по мнению педагогов, служили избранные
художественные произведения, рисующие картины из жизни природы и людей, и преимущественно те из них, которые скорее всего могут поставить человека в добрые, разумные и справедливые отношения ко всему его окружающему.
Этим воспитательным принципам способствовали так называемые товарищеские читальни. Сюда обычно поступали различные периодические издания, здесь проходили собрания студенческих обществ и организаций, оказывающих большое влияние на формирование мировоззрения девушек. Студенческие организации развивали самосознание и инициативу слушательниц, расширяли их политический кругозор, давали опыт общественной работы.
Не секрет, что воспитание неразрывно связано с обучением. В своей совокупности они должны были пробудить, развить и направить на путь истинный наилучшие духовные силы, какие есть в человеке, воспитать добрые стремления, твердую волю, направленную на непреложное осуществление в жизни добра, как блага личного, так и общего для всех. Процесс обучения оказывает огромное влияние на формирование системы ценностей и норм культуры в личности. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время само обучение нуждается в воспитательном подкреплении и, в частности, в формировании у учащихся нравственных отношений. В этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляются важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.
В целом, где бы девушка ни получала образование (в низшей, средней или высшей школе), везде присутствовал дух христианского воспитания, сущность которого заключалась в следующем:
- «воспитывать девиц необходимо не по духу мира и его правилам, а по началам святой веры: надо склонять их под иго закона Господня;
- подавлять в них всякую склонность к рассеянности и своеволию, внушать, что нужно любить родителей и повиноваться им и предержащей власти;
- внушать уважение к старшим, благорасположение к равным; приучать к чтению назидательных книг, назначать для них уроки особенно из тех мест Священного Писания и истории Церкви, где раскрываются доблести или сильные характеры великих жён;
- требовать от них точного исполнения уставов Святой Церкви и всех христианских правил.
- необходимо вводить девушек в круг благочестивых занятий, дел человеколюбия или устроения благолепия святых Божьих церквей;
история
- устранять все поводы и случаи к соблазнам, встречающиеся, например, в народных зрелищах, театрах, шумных собраниях и при чтении книг дурного содержания;
- приготовлять их к трудам, сообразным их состоянию и семейным обязанностям; приучать их к умеренности в пище, отдыхе и сне;
- избирать для них такие игры, которые, укрепляя силы их, вместе с тем возвышали бы и нравственное чувство;
- обращать внимание и на самую одежду, поддерживая в ней скромность, простоту и постоянство; - одним словом, согласно псалмопевцу, пригвоздить страху Божию плоти их» (Пс. 118, 120).
«Ибо где обитает сей страх, там всякая душевная чистота, оттуда бежит всякий порок и всякое преступление» [13, с. 33].
Таким образом, воспитание, осуществляясь в процессе социального взаимодействия, предполагает между взаимодействующими сторонами многообразные связи, отношения, возникающие как продукт их совместной деятельности.
Обращение к духовно-нравственным принципам воспитания, произошедшее в настоящее время (например через преподавание «Основ православной культуры»), приобщение молодежи к христианским ценностям и традициям помогут, на наш взгляд, вернуть воспитанию его гуманитарные функции.
Библиографический список
1. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. : в 2-х т. / К.Д. Ушин-ский. - М., 1974. - Т. 2.
2. Ведомство Учреждений императрицы Марии: (17971897) / сост. Е.С. Шумигорский. - СПб., 1897.
3. Чернышов, В.И. Ушинский К.Д. и реформы Смольного и Александровского институтов / В.И. Чернышов // Вопросы истории русской педагогики : труды / АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М., 1951.
4. Вентцель, К.Н. Как создать свободную школу. - 2-е изд. / К.Н. Вентцель. - М., 1908.
5. Каптерев, П.Ф. Избр. пед. соч. / П.Ф. Каптерев ; под ред. А.Н. Арсеньева. - М., 1982.
6. Куликова, С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX - начала ХХ в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Куликова. - Волгоград, 1996.
7. Министерство народного просвещения. Низшие ремесленные школы : сборник. - СПб., 1909.
8. Латышина, Д.И. История педагогики / Д.И. Латыши-на. - М., 1999.
9. Христофорова, Н.В. Женские гимназии в России / Н.В. Христофорова // Педагогика. - 1988. - №4.
10. Учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. - СПб., 1906.
11. Веселов, А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования / А.Н. Веселов.
- М., 1961.
12. Танков, А.А. Исторический очерк Курской Мариинской гимназии / А.А. Танков. - Курск, 1911.
13. Иеромонах Порфирий (Левашов). О воспитании девиц в духе истинно христианском / под ред. Н.В. Маслова. - М., 2005.