Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов вуза физической культуры'

Ценностные ориентации студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / СИТУАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИ / ТРЕНЕРЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / СТУДЕНТИ / МОРАЛЬНіСТЬ / ВИХОВАННЯ / СИТУАЦіЯ / ЦіННОСТі / ТРЕНЕРИ / МОЖЛИВОСТі / WORDS UNIVERSITY STUDENTS / MORAL DEVELOPMENT / SPORT / SITUATION / VALUES / LECTURERS / COACHES / OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заколодная Е. Е.

Для демонстрации высокого спортивного результата часто бывает достаточно определенного уровня технико-тактической подготовленности, совокупности индивидуальных психофизиологических свойств. Еще не сформированы устойчивые нравственные качества личности, а спортсмен уже получил общественное признание. Победа и высокие спортивные результаты на соревнованиях становятся для него высшей ценностью, в то время как учебной деятельности не всегда уделяется должное внимание. Для осознания значимости нравственных достоинств внутреннего мира спортсменов, проявляемых в поступках и поведении, необходимо, чтобы будущие учителя, тренеры овладевали теорией и методикой воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence values of Physical University students

Today very young people achieve success in various sports events because for showing top performance it is often enough to have a definite level of technical and tactical preparation together with a certain combination of personal psycho-physiological qualities. An athlete has already been socially acknowledged, but his strong individual moral qualities haven't been formed yet. Sports victories and top performance at competitions are becoming highly valuable for him, while learning activities are not always paid much attention to. To realize the importance of moral values in athletes' inside world, which are displayed in their behaviour and actions, it is necessary for the future teachers and coaches to master the theory and methods of educational process and to acquire corresponding educational skills during the classes, that offer unlimited opportunities.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов вуза физической культуры»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Заколодная Е.Е.

Белорусский государственныйуниверситет физической культуры

Аннотация. Для демонстрации высокого спортивного результата часто бывает достаточно определенного уровня технико-тактической подготовленности совокупности индивидуальных психофизиологическихсвойств. Еще не сформированы устойчивые нравственные качества личности, а спортсмен уже получил общественное признание. Победа и высокие спортивные результаты на соревнованиях становятся для него высшей ценностью, в то время как учебной деятельности не всегда уделяется должное внимание. Для осознания значимости нравственных достоинств внутреннего мира спортсменов, проявляемых в поступках и поведении, необходимо чтобы будущиеучителя, тренеры овладевали теорией и методикой воспитательного процесса. Ключевые слова: студенты, нравственность, воспитание, спорт, ситуация, ценности, педагоги, тренеры, возможности.

Анотація. Заколодная О.Е. Ціннісні орієнтації студентів вищого учбового закладу фізичної культури Для

демонстрації високого спортивного результату часто буває достатньо певного рівня техніко-тактичної підготовленості сукупності індивідуальних психофізіологічних властивостей. Ще не сформовані стійкі етичні якості особи, а спортсмен вже отримав суспільне визнання. Перемога і високі спортивні результати на змаганнях стають для нього вищою цінністю, тоді як учбовій діяльності не завжди приділяється належна увага. Для усвідомлення значущості етичних достоїнств внутрішнього світу спортсменів, що проявляються у вчинках і поведінці, необхідно, щоб майбутні вчителі, тренери оволодівали теорією і методикою виховного процесу. Ключові слова: студенти моральність, виховання, спорт, ситуація, цінності, педагоги, тренери, можливості. Annotation. Zakolodnaya Y.Y. Competence values of Physical University students. Today very young people achieve success in various sports events because for showing top performance it is often enough to have a definite level of technical and tactical preparation together with a certain combination of personal psycho-physiological qualities. An athlete has already been socially acknowledged, but his strong individual moral qualities haven’t been formed yet. Sports victories and top performance at competitions are becoming highly valuable for him, while learning activities are not always paid much attention to. To realize the importance of moral values in athletes’ inside world, which are displayed in their behaviour and actions, it is necessary for the future teachers and coaches to master the theory and methods of educational process and to acquire corresponding educational skills during the classes, that offer unlimited opportunities.

Key words: words university students, moral development, sport, situation, values, lecturers, coaches, opportunities.

Введение.

Проблема нравственного воспитания детей и молодёжи в условиях спортивной деятельности продолжает оставаться актуальной, так как средствами спортивной деятельности наряду с формированием положительных качеств личности (трудолюбия дисциплинированности целеустремлённости) иногда формируются и отрицательные (зазнайство, высокомерие эгоизм самоуверенность переоценка своих возможностей и т.д.) Для осознания значимости нравственных достоинств внутреннего мира спортсменов, проявляемых в поступках и поведении, необходимо, чтобы будущие учителя, тренеры овладевали теорией и методикой воспитательного процесса и приобретали соответствующие воспитательные умения [1-5].

По своему объективному содержанию спорт - это, прежде всего, соревновательная деятельность, где в качестве непосредственно фиксируемого оцениваемого результата выступают такого рода характеристики, как время прохождения дистанции, длина броска или прыжка, вес поднятого снаряда, количество забитых мячей или заброшенных шайб. Следовательно, для спортсмена физические способности (быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость) являются определяющими в достижении высокого спортивного результата. Однако спорт также активно влияет на мировоззрение спортсмена, волю, ответственность и другие свойства личности. И если спортсмен осознаёт себя субъектомтолько физических способностей, то и сознательно развивать себя он будет лишь в этом направлении, что имеет отрицательные последствия не только для совершенствования его как личности, но и для его спортивной подготовленности^, б, 7].

Спорт - это особый вид социальной деятельности, в рамках которой моделируется (воспроизводится) в форме преимущественно деятельно-практического сопоставления человеческих способностей один из кардинальных моментов человеческого самоопределения - определение человеком себя через другого и другого через себя. Сегодня в различных видах спорта успеха и признания достигают очень молодые люди, поскольку для демонстрации высокого спортивного результата часто бывает достаточно определенного уровня технико-тактической подготовленности совокупности индивидуальных психофизиологических свойств. Еще не сформированы устойчивые нравственные качества личности, а спортсмен уже получил общественное признание. Победа и высокие спортивные результаты на соревнованиях становятся для него высшей ценностью, возникает опасность появления негативных качеств личности: высокомерия, самолюбования, желания победить любой ценой. Спортивная деятельность оказывает огромное влияние на массовое сознание любителей спорта, а сами спортсмены часто служат подрастающему поколению образцом подражания. Именно поэтому соблюдение правила «честной игры» должно быть неукоснительным требованием для каждого спортсмена [4-6].

В течение десятилетий решались разнообразные вопросы нравственного воспитания в сфере физической культуры и спортивной деятельности. Разрабатывалась система норм и принципов спортивной этики (В.В. Белорусова И.Н. Решетень и др.); изучались содержание и методы нравственного воспитания детей и молодёжи в школе, ДЮСШ, высших учебных заведениях, в том числе, в вузах физической культуры (НА. Некрасова, Б.Н. Беглов, Н.В. Маевская, Э.А. Здановская, Э.И. Белогорцева и др.). В ряде исследований доказано существенное значение физической ку льтурыи спорта в формировании социальной активности личности (В.М. Выдрин, В.В. Белорусова Н.А. Пономарёв и др.). Методы воспитания широко освещены в педагогической литературе (НИ. Болдырев, И.С. Марьенко, Г.И. Щукина и др.). Они широко используются и в практике учебных занятий по физическому воспитанию. Однако включение методов воспитания в проведение занятий носит иногда формальный характер, не связанный с их содержанием. Это - или простое разъяснение общих норм поведения, или замечания при их нарушении, или требования выполнять установленный порядок, или мера взыскания за неподчинение При этом методы нравственного воспитания оказываются изолированными от ведущих задач и содержания занятий, от типичных средств и методов физического воспитания и существуют сами по себе, не вплетаясь органично в урок как целостный процесс [7-11].

В указанных исследованиях показано, что в тренировочном процессе, в различных видах спорта тренеры редко используют игровой материал, слабо организуют коллективную деятельность детей, в воспитательных воздействиях преобладают распоряжения, приказы, нередко окрики и даже угрозы. Мало используются методы педагогического стимулирования Те же проблемы встречаются и в средних школах на уроках физической культуры, особенно в работе с подростками. Всё это свидетельствует о недостаточной подготовке педагогов по физической культуреи спорту к воспитательной работе с детьми.

При наблюдении исследователей за работой тренеров выявилось, что планомерному и систематическому нравственному воспитанию спортсменов в тренировочном процессе не уделяется достаточного внимания. Поэтому студентам, как будущим воспитателям личности учеников средних школ и юных спортсменов необходимаосновательная подготовкав вопросах нравственного воспитания [12-13].

Личность студента характеризуется уже сложившимся мировоззрением, определившимися взглядами, убеждениями, относительно устойчивыми морально-волевыми качествами. Однако, уровень их сформированности различен, а уровень притязаний, как правило, высок. В то же время, наряду с физическим и нравственным развитием, уровень гражданской зрелости не всегда отвечает требованиям современности Всё это выдвигает задачу использования средств физической культуры и спорта с целью формирования и нравственного сознания, и нравственного поведения, их коррекции и утверждения в процессе педагогической работы вечных человеческих ценностей. На занятиях со студентами общие методы воспитания (убеждения стимулирования воспитывающих ситуаций) в органичном сочетании со средствами физической культуры и спорта могут быть эффективными в восстановлении традиций духовности, нравственности, здорового образа жизни.

Работа выполнена по плану НИР Белорусскогогосударственногоуниверситета физической культуры Формулирование целей работы

С целью выявления ценностных ориентаций студентов Белорусского государственного университета физической культуры (БГУФК) в ноябре 2007 года было проведено исследование, в котором приняло участие 307 респондентов БГУФК. Им был предложен материал в виде пословиц, основанный на диадной плеядности, имеющих общий метасмысл (методика С.М. Петрова, 2002) [14].

Для повышения достоверности результатов использовались два варианта методики по 32 пословицы в каждом. Например, диада пословиц первого варианта: «Г де твёрд закон, там всяк умён»; «Закон - паутина, шмель проскочит; муха увязнет») и диада пословиц второго варианта: «На что и закон писать, если его не исполнять»; «Закон, что дышло, куда поворотишь - туда и вышло».

Результаты исследо ваний.

В результате исследование указанное согласие респондентов с содержанием какой-либо из альтернативных пословиц в каждой паре выявило, что:

• на материальное благополучие в жизни ориентированы 91% студентов

• 92,5% из них предпочитают упрощенные способы существования веселую, легкую жизнь, потребность в комфорте;

• 84,7% студентов в познавательной деятельности не ориентированы на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей! Их отношение к учебе можно выразить так: « от сессии до сессии, живут сту денты весело»;

• 78,6% студентов отразили потребность в добросовестной трудовой деятельности; они ориентированы на решение поставленной задачи через преодоление трудностей! Вероятно, многолетний тренировочный процесс убедил их, что высоких спортивных результатов нельзя достичь без упорного труда;

• 69,7% студентовне желают выполнять социальные нормы и требования общества;

• не ориентированы на духовную деятельность, соблюдение нравственных норм, желание жить по совести, справедливости - 73,5% респондентов;

• только 25% студентовпозитивно относятся к людям и верят в их доброту.

В процессе своего историческогоразвития люди отобрали и сохранили те мудрые изречения, которые передаются из поколения в поколение. Несмотря на то, что язык многих пословиц устарел, их содержание и

смысл остаются актуальными и в настоящее время. Каждый человек имеет возможность по-своему истолковывать значение пословиц, но заложенный в них поучительный смысл всегда один Например, суть пословицы: «Бедность не грех, а до греха доводит», заключается в том, что нравственность человека не связана с уровнем его достатка. Она определяется его деяниями по отношению к другим людям. Однако иногда тяжелое финансовое положение человека может подтолкнуть его к совершению безнравственных поступков что, как правило, свидетельствуетоб отсутствии твердых моральных установок [15].

В данном исследовании использование пословиц ограничилось диагностикой ценностных ориентаций личности студента Но педагог может умело реализовывать также познавательную и воспитательную функции пословиц в нравственном воспитании студентовна учебных занятиях.

Нравственное воспитание студентов вузов физической культуры должно осуществляться в единстве с воспитанием у них профессионально-педагогических качеств. Изучая закономерности и методику нравственного воспитания различных возрастных контингентов, применяя свои знания и умения в практике учебно-воспитательной деятельности, студент развивает и формирует себя как личность. Поэтому отделить пути и средства нравственного воспитания от этико-педагогическогопрактически невозможно [1, 6, 7, 11].

Наблюдение за деятельностью студентов и работой на лекциях и семинарах показало, что ещё не все студентыумеют организовать своё учебное время, часто пропускают занятия, допускают резкость и грубость во взаимоотношениях и не всегда поступают; исходя из знаний норм морали. Часто не достаточно высокий уровень нравственного развития проявляется в отсутствии интереса к учебной деятельности, овладению профессиональными знаниями, умениями навыками, общественной и учебной пассивностью,

безответственностью, отсутствием требований к себе. Это позволило сделать вывод, что знания у ряда студентовне перешли в убеждения следовательно необходимо усиление нравственной подготовки

Поэтому в ходе учебного процесса в содержание лекций и семинарских занятий по дисциплине «Педагогика) были внесены некоторые изменения Особое внимание обращалось на моральную оценку отношений человека в обществе и его поведения, на роль общественного мнения как основного регулятора нравственных отношений и поступков личности, а также на их роль и значение в оценке деятельности педагога Большое внимание обращалось на оценку студентами нравственного и безнравственного поведения людей вообще и педагога в особенности Анализировалось, какое моральное зло приносит нарушение нравственных норм жизни общества и жизни отдельного человека. Особо подчёркивалось, к чему это может привести в педагогической деятельности при воспитании растущего человека Широко использовались примеры жизни выдающихся людей, педагогов конкретное поведение в различных ситуациях, их анализ и оценка с точки зрения нравственной нормы. Анализ конкретных жизненных ситуаций и их оценка даёт возможность студентам более глубоко осознать получаемые знания. Самостоятельное решение нравственной задачи в созданной для этого воспитывающей ситуации является важным средством формирования личности студента-спортсмена [11].

В нравственных поступках и действиях на учебных занятиях и тренировках складываются отношения студентовдруг к другу, студентовспортсменов к окружающим людям, к действительности. Чтобы воспитать нравственные поступки, надо создать на занятиях соответствующие условия и, прежде всего, организовать положительную деятельность занимающихся физической культурой и спортом, имеющую общественно полезные цели и содержание. В спортивной практике педагог-тренер может использовать много средств и приёмов, стимулирующих нравственное поведение занимающихся: взаимопомощь, уважение, требующие согласованных действий, занятия в трудных условиях, поручения, различные виды соревнований, игровую деятельность, воспитывающие ситуации.

Выводы:

1. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных студентов не ориентированы в познавательной деятельности на решение поставленной задачи, через преодоления трудностей! не желают выполнять социальные нормы и требования общества; не ориентированы на духовную деятельность, соблюдения нравственных норм поведения.

2. Наблюдение за деятельностью студентови работой на лекциях и семинарах показало, что ещё не все студентыумеют организовать своё учебное время, часто пропускают занятия, допускают резкость и грубость во взаимоотношениях и не всегда поступают, исходя из знаний норм морали. Не достаточно высокий уровень нравственного развития проявляется в отсутствии интереса к учебной деятельности, овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками, общественной и учебной пассивностью, безответственностью, отсутствием требований к себе. Это указывает на то, что знания о нравственных нормах поведения у ряда студентовне перешли в убеждения следовательно необходимо усиление их нравственной подготовки на учебных занятиях.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем ценностной ориентации студентоввуза физической культуры

Литература

1. Визитей, Н.Н. Основные тенденции влияния спорта на личность. / Н.Н. Визитей ANALYTIC- BOOK. -1989 // Нравственный потенциал современного спорта: Материалы 4 Всесоюзного методического семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988г.) - Москва, 1989. - С. 7-15.

2. Gibbons, S.L. и др. fair play for fids: effects on the moral development of children in physical education S. L. Gibbons, V. Ebbeck, M.R. Weiss. ANALYTIC-SERIAL // Research Quarterly for Exercise and Sport. - 1995. -Vol.66, n 3. - 0P. 247-255.

3. “Ethics”, signpost of the 21 st century. ANALYTIC-SERIAL // Olympic review.-1994. -N 320. - P. 287-290

4. Исаев, А. А. Т еоретические основы развития целостной системы воспитания в массовом детско-юношеском спорте на принципах Олимпизма. / А. А. Исаев. РГ АФК - М., 1999. - 78 с.

5. Игошин, В.Ю. Формирование нравственности у подростков в системе деятельности учителя физической культуры Автореф. дис. ... к.п.н. / В.Ю. Игошин - Чебоксары, 2005. - 21 с.

6. Schwier, J. Fairness und die innere Bonitat sportlichen Handels. ANALYTIC-SERIAL // Korpererziehung.-1993. -N2. - S. 202-203.

7. Решетень, И.Н. Проблемы профессиональной этики тренера. / И.Н. Решетень. ANALYTIC-BOOK. - 1989 // Нравственный потенциал современного спорта: Материалы 4 Всесоюзного методического семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988г.). - Москва, 1989. - С. 60-64.

8. Court, J. Allgemeine Ethik und Sportethik - eine kritische Bestandsaufnahme am Beispiel des Leistungssports ANALYTIC-SERIAL//Sportwissenschaft.-1994.- N4. - s. 319-335.

9. Бальсевич, В.К. Разработка новой стратегии реализации здоровьеформирующей функции физической культуры / В.К. Бальсевич // Здоровье и здоровый образ жизни: состояние и перспективы (медикопсихологические, социальные, правовые и экологические аспекты) / под ред. Н.Е.Мажара, Т.В. Косенковоц Ю.Л. Мизерницкого - Смоленск, 2007. - С. 406-409.

10. Володин, А.В., Романова, Е.М. Нравственное воспитание будущих учителей физической культуры в процессе преподавания спортивно-педагогических дисциплин А.В. Володин, Е.М.Романова ANALYTIC-BOOK. - 1987 // Основные проблемы нравственного и эстетического воспитания специалистов по физической культуреи спорту: Межвузовский сборник научных трудов - Ленинград, 1987. - С. 58. - С. 5864.

11. Педагогика физической культурыи спорта: учебник / под ред. С.Д.Неверковича- М.: Физическая культура 2006.- С. 366-370.

12. Решетень, И.Н., Прохорова М.В. нравственное воспитание будущих тренеров в системе работы ИФК. / И.Н., Решетень, М.В. Прохорова ANALYTIC-BOOK.-1987 // Основные проблемы нравственного и эстетического воспитания специалистов по физической культуре и спорту: Межвузовский сборник научных трудов - Ленинград, 1987. - С. 69-75.

13. Винник, В.А. Спорт и нравственность: ценностные ориентации высококвалифицированныхспортсменов / В.А. Винник. ANALYTIC- BOOK. - 1989 // Нравственный потенциал современного спорта: Материалы 4 Всесоюзного методического семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988г.) - Москва, 1989. - С. 86-88.

14. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическаядиагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. - М., изд-во Института Психотерапии 2002. - 490 с.

15. Психология в пословицах и поговорках с комментариями / сост. В.С. Богословская, - Мозырь: Содействие, 2006. - 119 с.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.