ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Е.А.Чеверикина
В статье приведены результаты исследования особенностей ценностных ориентаций студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. Представлены новые исследовательские данные о структуре ценностных ориентаций студентов с высокой склонностью к зависимости от алкоголя или наркотиков, наглядно продемонстрировано ее отличие от структуры ценностных ориентаций студентов с низким уровнем склонности к зависимости от психоактивных веществ, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных предпочтений.
Ключевые слова: студенты как социальная группа, склонность к зависимости от психоактивных веществ, склонность к зависимости от алкоголя, склонность к зависимости от наркотиков, структура ценностных ориентаций.
In the article the results of studies of the value orientations of students who are prone to substance abuse are given. New research data about the structure of the value orientations of students who are prone to substance abuse are presented. Also the author demonstrated clearly its difference from the structure of value orientations of students with low propensity for substance abuse, both at the level of normative ideals and at the level of individual preferences.
Key words: students as a social group, aptitude to substance abuse, aptitude to dependence from alcohol, aptitude to dependence from drugs, structure of valuable orientations.
Алкоголизация и наркотизация российского общества достигла катастрофических масштабов. Большинство россиян (66%) считают самой важной проблемой России алкоголизм и наркоманию. Употребляют алкогольные напитки несколько раз в неделю 12% молодежи в возрасте 18-24 лет. В данной группе также почти каждый четвертый
(24%) опрошенный отметил, что среди его знакомых есть наркоманы [3]. Общие тенденции повышения уровня алкоголизации и наркотизации в молодежной среде затронули и студенчество.
Студенческие годы, годы учебы в ВУЗе являются особым и важным этапом социализации личности. Сту-
денчество, будучи частью такой социально-демографической, возрастной группы, как молодежь, является передовой ее частью, социально престижной группой, из рядов которой происходит пополнение рядов интеллигенции. В то же время студенчество является особой социальной группой, обладая такими характеристиками, как выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, включенность в один вид деятельности, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.
Склонность к употреблению алкоголя и наркотиков препятствует успешному личностно-профессиональному становлению студентов, формированию востребованных обществом специалистов и успешных, достойных граждан. Таким образом, изучение склонности к зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде является несомненно актуальным.
Известно, что существует определенная этапность «вхождения в зависимость», постепенного перехода от простого интереса к разовому, эпизодическому употреблению, к формированию привычки, а затем уже - к полной зависимости. [5, с. 30.]. Поэтому можно говорить о трех уровнях склонности к зависимости: низкий уровень склонности (отсутствие интереса к психоактивным веществам, употребление их в минимальных количествах и очень редко, а то и полный отказ от употребления психоактивных веществ), средний уровень склонности (интерес к психоактивному веществу, эпизодическое употребление) и высокий уровень склонности к зависимости (усиление
интереса и учащение употребления, начало вхождения в привычку). Под склонностью к зависимости от психоактивных веществ мы понимаем наличие у студентов признаков формирования зависимости от психоактивных веществ, а так же наличие социально-психологических особенностей, которые позволяют отнести того или иного студента к группе риска.
В ходе проведенных нами исследований в ВУЗах г.г. Казани, Бирска, Ижевска, в которых приняло участие 689 человек (2009-2011 г.г.), высокая склонность к алкогольной зависимости выявлена у 17%, средняя - у 64%, а низкая склонность к алкоголизму - у 19% студентов. Что касается наркотической зависимости, то высокая склонность выявлена у 18% обследуемых, средняя - у 63%, а 19% имеют низкую склонность к наркотической зависимости.
Ценности человека являются основанием для выбора того или иного поведения в социальной среде. Следовательно, проблему возникновения зависимости от психоактивных веществ можно изучать через социально-психологическую категорию «ценностные ориентации».
В отечественной психологии можно выделить несколько подходов к пониманию ценностных ориентаций.
Ряд авторов, изучающих личность в связи с установками, отмечают, что понятие «ценностные ориентации» близко к таким понятиям, как установки, потребности, интерес и отражает установку личности на те или иные материальные или духовные ценности, существующие в обществе (Давыдова К.Д., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Ядов В.А. и др.). Идеи о родстве потребностей и ценностей представлены в работах Алишева Б.С., Ленгле А., Николаевой И.А., Шакурова Р.Х. и др.
Авторы, изучающие психологические отношения личности, под ценностями личности понимают как осуществляемый во взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим (Грузд Л.В., Грязнов А.Н., Мя-сищев В.Н., Рогов М.Г. и др.).
Авторы, рассматривающие личность в связи с анализом ее деятельности, характеризуют ценности как устойчивые, внеситуативные обобщенные мотивационные образования, функцией которых является опосредованное побуждение к деятельности через порождение конкретно-ситуативных мотивов (Зубова Л.В., Карандашев В.Н., Леонтьев Д.А., Нурлыгаянов И.Н. и др.).
Исследованию ценностей учащихся различного уровня профессионализации посвящены работы Б.С. Али-шева, С.П. Дырина, В.Т. Лисовского, П.Н. Осипова, М.Г. Рогова, Р.Х. Шакурова и др. Ценностные ориентации современных студентов изучали Б.С. Али-шев, О.А. Аникеенок, В.И. Атагунов, В.В. Васина, Г.И. Кашапова, М.Г. Рогов, Е.Р. Сагеева, Ю.М. Фисин, Р.Х. Шакуров и др. Ценностные ориентации больных алкоголизмом и наркоманией изучались Л.В. Грузд, А.Н. Грязновым, М.Г. Роговым и др.
При изучении ценностных ориен-таций студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ мы опирались на понимание ценностей как мотивационных целей, которые они выражают [2].
С целью исследования особенностей ценностных ориентаций у студентов, имеющих высокую склонность
к зависимости от психоактивных веществ, нами было проведено исследование с помощью методики для изучения ценностей личности Ш.Шварца, адаптированной Карандашевым В.Н., Реттгес С.В. [2]. Для выделения студентов с высокой и низкой склонностью к алкоголизму и наркомании использовался опросник «Склонность к ад-дикциям» (Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А.) [4]. В исследовании приняло участие 337 студентов ВУЗов г. Казани. У 34 студентов была выявлена высокая склонность к алкогольной зависимости (10%), а у 28 - к наркотической (8,3%). Низкая склонность к алкогольной зависимости была выявлена у 89 студентов (26,3%), а к наркотической - у 122 студентов (35,8%).
В результате обработки полученных в ходе исследования данных с помощью Т-критерия Стъюдента были выявлены достоверные различия между средними показателями ценностных ориентаций студентов с высокой склонностью к зависимости от психоактивных веществ и студентов с низким уровнем склонности (см. табл. 1 и 2).
На уровне индивидуальных приоритетов, который характеризует то поведение, которое человек обычно демонстрирует, были выявлены достоверные различия таких ценностей, как доброта и достижение (р<0,037). У студентов с высоким и низким уровнем склонности к наркомании на уровне нормативных идеалов были выявлены достоверные различия в значимости таких ценностей, как конформность, универсализм, самостоятельность, достижение и безопасность (р<0,036), а на уровне индивидуальных приоритетов - традиции, доброта, самостоятельность, стимулирование и достижение
Таблица 1.
Ценности студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ на уровне индивидуальных приоритетов (средние значения)
Ценности Склонность к алкоголизму Склонность к наркомании
низкая высокая низкая высокая
Универсализм 2,17 1,96 1,91 1,95
Доброта 2,32 1,86* 2,14 1,75*
Традиции 1,81 2,07 1,50 1,99*
Конформность 2,14 2,08 1,78 1,97
Безопасность 2,29 1,99 2,12 2,03
Власть 1,83 1,89 1,79 1,81
Достижение 2,53 1,77* 2,54 1,80*
Гедонизм 1,98 1,91 2,44 1,96
Стимуляция 2,30 1,70 2,51 1,87*
Самостоятельность 2,43 2,27 2,59 2,15*
* - достоверность различии значима на
(р<0,037). Можно сделать вывод, что в своем поведении студенты, склонные к алкогольной зависимости, не ориентированы на достижение личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами (достижение), а так же на сохранение благополучия людей, с которыми находятся в личном контакте (доброта). Студенты, склонные к наркотической зависимости, так же не стремятся проявлять компетентность для дости-
уровне р < 0,05.
жения личного успеха и заботиться о благополучии своих близких и друзей (достижение, доброта). Они не ориентируются в своем поведении на уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в обществе (традиции), на самостоятельность в мышлении и выборе способов действия (самостоятельность), но стремятся к новизне и глубоким переживаниям, к разнообразию в жизни для поддержания оптимального уровня активности (стимуляция).
Таблица 2.
Ценности студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ на уровне нормативных идеалов (средние значения)
Ценности Склонность к алкоголизму Склонность к наркомании
низкая высокая низкая высокая
Универсализм 4,69 3,91 4,52 3,85*
Доброта 4,80 3,93* 4,47 3,98
Традиции 3,65 3,63 3,59 3,70
Конформность 5,00 4,01* 4,85 3,87*
Безопасность 5,36 4,31* 5,26 4,37*
Власть 3,99 4,01 4,20 4,00
Достижение 5,18 3,86* 5,10 4,13*
Гедонизм 4,17 4,50 4,61 4,28
Стимуляция 3,71 3,86 4,16 4,07
Само стоятельно сть 4,99 3,98* 5,02 4,12*
* - достоверность различий значима на уровне р < 0,05.
На уровне нормативных идеалов, который отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения, были выявлены достоверные различия в значимости таких ценностей, как конформность, доброта, самостоятельность, достижение и безопасность (р<0,036). Следовательно, на этом уровне студенты, склонные к алкогольной зависимости, меньше уделяют внимание сохранению благополучия людей, которые их окружают (доброта), безопасности для других людей и себя, гармонию, стабильность общества и взаимоотношений (безопасность), развитию своей компетенции для достижения личного успеха (достижение). Для них менее важны самостоятельность мышления и принятия решений (самостоятельность), сдерживание и предотвращение действий, а так же склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям (конформность). Студенты, склонные к наркотической зависимости, на уровне нормативных идеалов не опираются на понимание, терпимость, не ориентированы на защиту благополучия и безопасность всех людей и природы (универсализм, безопасность), на саморазвитие для достижения личного успеха (достижение), на сдерживание и предотвращение действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим (конформность), на самостоятельность мышления и выбора способов действия (самостоятельность).
Корреляционный анализ, проведенный с помощью двухстороннего коэффициента корреляции Пирсона, показал, что, чем выше склонность к алкогольной зависимости у студен-
тов, тем менее значимыми для них на уровне нормативных идеалов являются такие ценности, как безопасность, достижение (уровень значимости 0,01), самостоятельность, универсализм, доброта и конформность (уровень значимости 0,05), а на уровне индивидуальных приоритетов - доброта и достижение (уровень значимости 0,05). Чем выше склонность к наркотической зависимости, на уровне нормативных идеалов снижается значимость таких же ценностей, как и при высокой склонности к алкоголизму, а на уровне индивидуальных приоритетов снижается важность доброты, самостоятельности, стимулирования и достижения (уровень значимости 0,01).
Корреляционный анализ ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов у студентов с низкой и высокой склонностью к алкоголизму и наркомании позволил выявить связи ценностей этих двух уровней в каждой группе студентов. Рассмотрим наглядно связи на примере студентов, склонных к алкогольной зависимости. Связи ценностей студентов с разной склонностью к алкогольной зависимости представлены на рисунке 1.
На рисунке видно, что у студентов с низкой склонностью к алкоголизму соответствующие ценности двух уровней связаны между собой, то есть то, что для них важно на уровне нормативных идеалов, на то они и ориентируются в своем поведении на уровне индивидуальных приоритетов. Так же выявлена связь конформности на уровне нормативных идеалов с универсализмом на уровне индивидуальных приоритетов, и связь самостоятельности на уровне нормативных идеалов с достижением на уровне индивидуальных приоритетов.
Студенты с низкой склонностью к алкоголизму
Студенты с высокой склонностью к алкоголизму
Рис. 1. Значимые корреляционные связи ценностей уровней нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у студентов с разной склонностью к алкоголизму (н - уровень нормативных идеалов; и - уровень индивидуальных приоритетов; 1- универсализм; 2 - доброта; 3 - традиции; 4 - конформность; 5 - безопасность; 6 - власть; 7 - достижение; 8 - гедонизм; 9 - стимуляция; 10 - самостоятельность. Все связи достоверны на уровне р<0,05)
У студентов с высокой склонностью к алкогольной зависимости выявлена связь только одной ценности на обоих уровнях - ценности достижения. При этом ценность достижения на уровне нормативных идеалов связана и с гедонизмом на уровне индивидуальных приоритетов, и наоборот. Гедонизм на уровне индивидуальных приоритетов связан и с конформностью на уровне нормативных идеалов, а достижение на уровне индивидуальных приоритетов связано со стимуляцией на уровне нормативных идеалов.
Что касается студентов с разной степенью склонности к наркомании, то у студентов с высокой склонностью к наркомании выявлено большое количество связей ценностей на уровне нор-
мативных идеалов и индивидуальных приоритетов, но так же, как и у студентов с высокой склонностью к алкоголизму, наблюдается мало связей соответствующих друг другу ценностей (из 10 изучаемых ценностей только ценности универсализма, доброты и достижения (р<0,05), но при этом эти ценности на уровне нормативных идеалов связаны и практически со всеми ценностями на уровне индивидуальных приоритетов).
Следовательно, можно сделать вывод, что студенты с низкой склонностью как к алкоголизму, так и к наркомании, демонстрирую большую целостность системы ценностных ориентаций, у них представления о том, как надо поступать, и то поведение, которое они демонстрируют в повседневной жизни,
не расходятся между собой. Студенты с высокой склонностью к алкогольной или наркотической зависимости, наоборот, не проявляют в своем поведении свои жизненные принципы, и достижение личного успеха у них тесно связано с получением удовольствия от жизни.
Снижение уровня склонности к аддикциям - важная задача, которую необходимо решать в процессе социализации студентов [1]. Для эффективной работы в этом направлении необходимо не только вести разъяснительную работу и вводить меры запретительного характера, но и вести социально-психологическую работу со студентами, склонными к алкоголизму и наркомании с целью достижения соответствия между ценностями на уровне нормативных идеалов тем ценностям, которые непосредственно определяют их каждодневное поведение.
Литература:
1. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Тух-ватуллина Д.Р. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов. // Казанский педагогический журнал, 2009, - №3, - с 10-14.
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Спб, изд-во РЕЧЬ, - 2004, - 72 с.
3. Материалы сайта ВЦИОМ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/ socialnye-problemy/narkomanija.html свободный. - Загл. с экрана.
4. Научно-методическое обеспечение процесса личностно-профессионального становления студентов: Научно-методическое пособие. / под науч. ред. Грязнова А.Н. Казань, изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 124 с.
5. Семке В.Я. Аддиктивная личность в зеркале персонологии. // Наркология, №1, - 2002. -с. 27- 34.