УДК 159
DOI: 10.18384/2310-7235-2017-4-68-79
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Селезнёв ВН., Овсяник ОА.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и представлений старшеклассников, обучающихся в классах с разными профилями (гуманитарном, техническом, а также в гимназическом и общеразвивающем классах), о своём будущем. Содержательно показана сложная совокупность выбора ценностей и представлений о будущем, которые определяют личностное развитие старших школьников. Показано, что выбор отдельных ценностей у старшеклассников разных классов похож в терминальной и инструментальной сферах. В представлениях о своем будущем выявлены различия в выборе материальных ценностей, семейных, а также ценности хорошего человека в техническом и гуманитарном, гимназическом и общеразвивающем классах. Предложены пути развития ценностей современных старшеклассников, которые касаются образования и получения профессии.
Ключевые слова: планирование будущего, жизненная перспектива, представление о будущем, ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, система значимых ценностей.
VALUE ORIENTATIONS OF SENIOR PUPILS
V. Seleznev, O. Ovsyanik
Moscow Region State University
10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation
Abstract. The article presents the results of research of the value orientations and ideas about their future of senior pupils studying in the classes with different profiles (humanities, technical, gymnasium and class of general development). Substantial account of complex totality of senior schoolchildren's choice of values and ideas about the future is given. It is shown that the choice of some values by senior pupils is alike in terminal and instrumental values. In their understanding of future the authors identified some differences in the choice of tangibles, family values, as well as the value of a good person in all four classes (technical and humanities, as well as gymnasium and class of general development). Ways for developing modern senior pupils' choice of values are given, values concerning getting education and choosing a profession being the most important.
Key words: planning for the future, prospects in life, vision of the future, value - semantic sphere, values, system of important values, the orientation of the personality.
© Селезнёв В.Н., Овсяник О.А., 2017.
Проблема изучения жизненных ценностей старшеклассников разных классов обусловлена тем, что они являются носителями будущего, и выбор ими ценностей во многом определяет это будущее, способствует конструированию собственного смысла жизни. Именно этот возраст многие психологи считают «сензитивным» для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности [3; 5]. Жизненные цели старшеклассников определяют их поведение, отношение к окружающему миру, они влияют на принятие решения о своём будущем, направление обучения и т. д. [1; 4]. Это время, когда старшеклассники пытаются определить, что для них является ценным в жизни, и в соответствии с этим ставят цели, начинают осознанно продумывать пути их достижения, обретать смысл жизни.
По мнению ряда авторов, именно в старшем школьном возрасте начинается «смыслообразование» (В.Э. Чуднов-ский), позволяющее строить самого себя. По мнению Л.С. Выготского, существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне. При этом область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества, а ценности и смыслы обеспечивают его, поэтому анализ исследований психологов показывает, что ведущая роль в формировании личности принадлежит ценностям [9]. Уровень зрелой личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей.
Таки образом, ценностные ориентации представляют собой систему относительно устойчивых, социально обусловленных представлений о предпочитаемых, избираемых личностью в качестве важных, необходимых, полезных для себя материальных и духовных благах и идеалах и наиболее приемлемых, достойных способов их получения, поэтому можно рассматривать ценности как устойчивую мотива-ционную основу поведения личности в обществе и результат процесса ее социализации.
Важность формирования ценностей для человека любого возраста определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Особенностью ценностей является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.
Формирование личности предполагает становление определённой системы индивидуальных ценностей человека. По мнению С.Л. Рубинштейна, наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни [3, с. 9]. Рассматривая ценностные ориентации современных старшеклассников, важно изучить, какие факторы определяют их развитие.
В современном обществе неотъемлемой частью формирования жизненных ценностей является образование. Образование - это не только получение каких-либо знаний и навыков, но
и повышение своего статуса, а также в перспективе улучшение материального благосостояния и удовлетворённости своей работой. Современные старшеклассники находятся в довольно сложной ситуации, так как жизненные ценности, сложившиеся в обществе, значительно изменились, поэтому мотивы, цели и установки молодого поколения тоже претерпели изменения, происходит упадок престижа образования - работающая молодёжь придерживается точки зрения, что их заработок абсолютно не коррелирует с наличием или отсутствием образования. Таким образом, на сегодняшний день школа выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную, поэтому интересными становятся вопросы отношения старшеклассники к правилам и нормам поведения, принятым в школе, взаимоотношений с учителями и одноклассниками, возникновения конфликтных ситуаций.
Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности [6, с. 6]. По мнению Ю.П. Шерковина, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Возможна группировка ценностей, объединённых в блоки по различным основаниям и представляющих собой своего рода полярные ценностные системы [8, с. 376].
В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются: конкретные жизненные ценности и абстрактные; ценности профессиональной самореализации и ценности
личной жизни; индивидуальные ценности и ценности межличностных отношений; активные и пассивные ценности [2, с. 185].
Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии: этические ценности и ценности профессиональной самореализации; индивидуалистические ценности и конформистские; ценности самоутверждения и принятия других; интеллектуальные ценности и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения [6, с. 9].
Таким образом, многообразие выделения ценностей, их противопоставление затрудняют изучение и выявление ценностей, особенно в такой сложный возрастной период, как старший школьный возраст. Многими психологами период ранней юности определяется как важный, уникальный, но вместе с тем - сложный, критический и конфликтный. Развивающаяся личность вдруг обнаруживает, что внутри неё существует целый новый мир переживаний, который живёт по своим собственным законам, мир пугающий и манящий одновременно. На этом возрастном этапе личность переживает своё «второе рождение». Недаром этот возраст называют «переходным» - переходным из мира детства в мир взрослости. По мнению В.Ф. Сер-жантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком положении: они отражены в нём как значения, имеющие для индивида определённый смысл, при этом в состав значений включаются такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, «т. е. их социально опосредованные функционально-праксеологические определения» [7].
Замысел и организация исследования
Цель: изучить взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их представлений о будущем.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации и представления старшеклассников о будущем могут определяться профилем класса, в котором они обучаются.
Задачи исследования:
1) изучение ценностных ориента-ций старшеклассников, обучающихся в профильных классах, и их представлений о будущем;
2) выявление взаимосвязи между ценностями старших школьников и их представлениями о будущем.
Используемые методы:
Метод контент-анализа - качественно-количественный анализ любой информации, зафиксированной в тексте. Выявляется частота и объём появления в тексте определённых характеристик, интересующих исследователя. Выделяют качественные и количественные единицы контент-анализа. Качественные единицы - категории, подкатегории и их индикаторы в тексте (что надо считать); количественные единицы - единицы контекста и единицы счета (как надо считать).
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича для выделения двух классов ценностей -терминальных и инструментальных.
Сочинение. Обучающимся старших классов предлагалось написать мини-сочинения на тему «Каким(ой) я вижу себя в будущем?». Сочинения обрабатывались с помощью контент-анализа.
Методика Э. Шострома «Опросник личностных ориентаций». Опросник
позволяет выявить направленность личности. Использовались 2 основные шкалы - «Отношение времени» и «Отношение опоры». Из вспомогательных шкалы: самоактуализации - измеряет уровень, на котором испытуемый разделяет ценности самоактуализирующейся личности; экзистенциально-сти - измеряет способность конкретного человека перестраивать основные принципы и правила поведения; принятия себя - измеряет способность принимать себя, насмотря на свои слабости и недостатки; целостности -измеряет способность видеть общее в поступающей противоречивой информации.
Методика Ж. Нюттена «Неоконченные предложения» (Методика позволяет изучить мотивацию личности. MIM обеспечивает оптимальные условия, при которых человек спонтанно «выдаёт» большое число личностных мотивов (мотивационных объектов). Нами была использована форма В, содержащая 20 и 10 (всего 30) предложений. Ж. Нюттен выделяет 4 основные категории объектов: «Я», сам человек, завершающий неоконченные предложения; другие люди; объекты природы; различные идеальные объекты.
Ж. Нюттен выделяет 10 главных категорий, имеющих принципиальное значение для кодирования содержательной стороны мотивации.
База исследования
Исследование было проведено на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 118 в 2016 г. (участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016; участник рейтинга 500
K4J
лучших школ России 2013). Исследование проводилось на выборке старшеклассников десятых классов разной профильной направленности: 10-б -гуманитарный; 10-в - технический; 10-г - гимназический; 10-д - общеобразовательный. В 10-б было исследовано 15 чел., 9 девочек и 6 мальчиков. В 10-в 17 чел., 8 мальчиков и 9 девочек. В 10-г 17 чел., 11 мальчиков и 6 девочек. 10-д 16 чел., 7 мальчиков и 9 девочек. Всего было исследовано 65 человек, 33 девочки и 32 мальчика.
Результаты эмпирического исследования
Для трёх профильных классов характерен выбор наиболее значимых
ценностей «любовь» и «наличие хороших и верных друзей», кроме общеобразовательного класса - «наличие хороших и верных друзей». Именно эти терминальные ценности, которые рассматриваются как цели, оказались значимыми для старшеклассников. При этом терминальные ценности «красота природы и искусства» заняли последние места в списке ценностей. Выбор инструментальных ценностей, способов оказался для всех классов одинаковым - независимость, на последних местах оказалась ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других». Особенности выбора ценностей в каждом классе представлены в таблице 1.
№ п/п Профиль класса Значимые ценности Общие значимые ценности
Терминальные ценности
1 Гуманитарный любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе любовь наличие хороших и верных друзей
2 Технический здоровье, любовь и уверенность в себе любовь наличие хороших и верных друзей
3 Гимназический активная деятельная жизнь, любовь и наличие хороших и верных друзей любовь наличие хороших и верных друзей
4 Общеобразовательный здоровье, наличие хороших и верных друзей и материально обеспеченная жизнь наличие хороших и верных друзей
Инструментальные ценности
1 Гуманитарный жизнерадостность, смелость в отстаивании своего мнения и независимость независимость
2 Технический независимость, твёрдая воля и образованность независимость
3 Гимназический воспитанность, жизнерадостность, независимость независимость
4 Общеобразовательный независимость, образованность, твёрдая воля независимость
Таблица 1
Значимые ценности в классах с разным профилем обучения
При изучении личностных ориен-таций (опросник Э. Шостромма) получены следующие результаты. Во всех четырёх классах показатели по шкале «Отношение времени» не превышают 1/3, хотя этот показатель для самоактуализирующейся личности должен достигать отношения 1/8. Показатели по шка-
ле «Отношение опоры» чуть превышают 1/2, хотя для самоактуализирующейся личности этот показатель должен достигать отношения 1/3. Значения остальных 4-х шкал в четырёх классах указаны на рис. 1. Показатели по этим шкалам не превышают 60 баллов, следовательно, находятся в пределах нормы.
Рис. 1. Показатели соотношения шкал в четырёх классах
В гуманитарном и техническом классах наивысшего результата достигли показатели по шкалам «Экзи-стенциальность» и «Принятие себя» по сравнению с другими классами. В гимназическом классе - «Целостность», а в общеобразовательном классе - «Самоактуализация», «Экзистенциальность» и «Принятие себя». Это свидетельствует о том, что старшеклассники ещё не являются самоактуализирующимися личностями, но у них уже проявляется стремление к этому.
Контент-анализ мини-сочинения «Каким(ой) я вижу себя в будущем?» позволил выделить пять категорий и их содержание, поскольку они включали основные и вспомогательные
ценности. Важно было выделить, какие факторы оказывают воздействие на формирование ценностей старшеклассников: семья, здоровье, материальное благополучие, независимость и т. д. На вопрос о выборе наиболее значимых ценностей, касающихся их жизни, старшеклассники зачастую отвечают, что главной ценностью является семья, но если спросить у обучающегося, какая из жизненных ценностей для него будет приоритетной после окончания школы, то, скорее всего, он ответит, что сначала он хочет получить высшее образование, затем устроится на престижную и хорошо оплачиваемую работу и только потом, возможно, создаст свою собственную семью.
Категория 1 - материальные ценности, которые обобщали работу, деньги, образование, статус в обществе, лёгкую красивую жизнь, науку, жизнь за границей, пользу человечеству, изобретения, достижение своих целей, друзей, хороший рабочий коллектив, пользу для страны, имущество.
Категория 2 - включает ценности семейных отношений: любовь, счастье, забота о близких, дети.
Категория 3 - самореализация, включающая в себя ценность хороше-
го человека, ум, общение, оптимизм, честность, красота, воля.
Категория 4 - физические ценности: отдых, физическая сила, здоровье.
Категория 5 - негативные ценности: нереальные, злость, обман людей, смерть, уголовное будущее, не видит будущего вообще (его нет).
Полученные результаты показывают (см. рис. 2), что во всех четырёх профильных классах у старшеклассников на первом месте оказались материальные ценности, но выявлено различие в их содержании во всех классах.
Рис. 2. Выбор материальных ценностей в четырёх классах
Наиболее представленным оказался выбор материальных ценностей в техническом классе (71,4%). При этом большинство выборов составили такие ценности, как работа и образование. Меньшее количество выборов пришлось на науку, пользу человечеству, друзей, пользу для страны, статус в обществе, хороший рабочий коллектив. На втором месте также во всех четырёх классах оказались семейные ценности (см. рис. 3).
Выявлено, что приблизительно одинаковое количество выборов семейных ценностей оказалось в двух классах (30,7%) - ценности «любовь», «счастье», «дети». Меньшее количество выборов ценности «забота о близких».
Рисунок 3 наглядно показывает, что технический и общеобразовательный классы отдают предпочтение материальным ценностям, тогда как гуманитарный и гимназический - семейным ценностям.
Рис. 3. Соотношение выборов семейных ценностей в четырёх классах
Таким образом, несмотря на то, что во всех профильных классах преобладает выбор материальных ценностей, наибольшее их число (71,4%) оказалось в классе с техническим профилем, затем в общеразвивающем (62,4%).
При сравнении четырёх профильных классов ответов мини-сочинения при помощи критерия хи-квадрат были выявлены различия по показателям «друзья» (,023), «счастье» (,020), «дети» (,001), «ценность хорошего человека» (,044), «отдых» (,034). Были также выявлены тенденции к различиям по таким показателям, как «достижение целей» (,081), «имущество» (,055), «здоровье» (,059).
Интерпретация полученных данных
Во всех четырёх классах выделяется ценность любви, которая является наиболее значимой для старшеклассников среди терминальных ценностей. При этом только в общеобразовательном классе выделена ценность здоро-
вья. К нераспространённым ценностям школьники отнесли следующие: «красота природы и искусства», «познание», «счастье других», «творчество». Можно предположить, что эти ценности абстрактны, т. е. школьники могут не до конца понимать значение этих слов, а может, для них важны конкретные ценности, которые необходимы для жизни, которые можно реально ощутить. Анализ результатов изучения инструментальных ценностей показал, что школьники отдают предпочтение независимости, которая предполагает быть «волевым», «сильным», иметь смелость, твёрдую волю. Можно предположить, что для старшеклассников, для которых наиболее ценной является любовь, важно быть сильными, настойчивыми, чтобы исполнить всё, что они задумали. Это может быть стремление отделиться от взрослых, родителей, быть самостоятельными, поскорее стать взрослыми. Можно предположить, что это обусловлено тем, что дети стремятся
всегда надеяться на лучшее, т. е. быть оптимистами и во всех ситуациях искать плюсы. Твёрдая воля может говорить о том, что дети хотят быть самодостаточными и добиваться тех целей, которые ставят перед собой.
На последние места школьники практически во всех классах поставили широту взглядов, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других. Первая ценность подразумевает под собой умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, вторая же - нетерпимость к недостаткам. Школьники могут смириться с недостатками, но не могут понять точку зрения другого человека. Можно предположить, что учащиеся не совсем поняли смысл этих ценностей, либо это связано с тем, что они думали в основном о терпении к своим недостаткам, а не к недостаткам других.
Выявлено, что на первом месте у старшеклассников всех четырёх классов стоят материальные ценности. Содержание этих ценностей включает образование и работу. Причём работу многие школьники видят на высокой должности или в сфере бизнеса. Например, «вижу себя директором крупной фирмы», «меня привлекает продюсерская деятельность или режиссёрская». Многие учащиеся указывают на интерес для них работы, «которая по душе», важность имущества, достижение успеха. При этом последнее упоминалось так: «вижу себя очень успешным». Ценности денег, друзей, пользы человечеству, изобретений получили меньше выборов, также как польза человечеству, наука, изобретения, польза для страны. Возможно, это связано с тем, что стар-
шеклассники не задумываются ещё о своей будущей деятельности, у них есть некоторый промежуток времени для выбора. Обучение в профильных классах позволяет им видеть перспективы выбора своей будущей жизни и деятельности, а главное - выбора профессии. Мы предполагаем, что выбор в пользу материальных ценностей показал, что в основе этой ценности лежит получение образования и работы. Значимость и важность для них этих ценностей проявляется также в том, что у старшеклассников сформирована потребность в продолжении обучения, а также это может быть обусловлено тем, что экономическое положение в нашей стране заставляет их уже сейчас задумываться о хорошем образовании, конкурентно способной профессии в будущем, для хорошего материального положения, дающего возможность нормально жить.
На втором месте оказались семейные ценности, а на последние места была поставлена в четырёх классах ценность - забота о близких. Выбор семейных ценностей включал счастье, любовь, детей. Большинство ответов содержало в себе такие высказывания: либо «иметь счастливую семью», «большая семья», либо «хочу удачно выйти замуж». Предположительно, это связано с тем, что понятие «счастье» достаточно широкое и что школьники по-своему его понимают. Возможно, что старшеклассники включают в это понятие только детей или «удачно выйти замуж». Третье место заняла ценность самореализации. Среди большинства ответов выделялась ценность хорошего человека. Например, «помогать другим людям» и т. п. Затем воля: «быть сильным человеком», «пройти
все трудности». Меньше ответов пришлось на ум, общение, оптимизм, честность, красоту. Мы предполагаем, что это связано с более глубоким изучением литературы, где много таких примеров, из чего можно вынести важность помощи друг другу.
На четвёртое место школьники поставили физические ценности. Здесь упоминания были 100% по отдыху: «посетить много стран», «хочу путешествия». Это может быть связано с тем, что для обучающихся проблема здоровья неактуальна, и они не задумываются об этом. Пятое место заняли негативные ценности. Старшеклассники указали нереальные ценности и смерть. Например, «я буду править миром» или «умереть с мужем в один одень». Можно предположить, что либо нереальные ценности высказаны из-за несерьёзности отношения к работе, либо это может быть связано с фантазией школьников и непониманием смысла этих ценностей. Может быть, школьники ещё не вполне осознают ценность близких, ориентируясь на их заботу о себе. Скорее всего, такие результаты получились потому, что для старшеклассников важно добиться чего-то в жизни, для них важен престиж, в связи с этим «полезные» ценности были поставлены на последние места.
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Ценности и ценностные ориентации в старшем школьном возрасте претерпевают значительные изменения в терминальных, инструментальных ценностях, личностных отношениях. Наиболее чётко проявилась значимость ценностей-целей и менее - способов их достижения. Стар-
шеклассники не могут в полной мере осознать время, в котором они живут, и не могут распределять его в определённые промежутки.
2. Наиболее значимыми для старшеклассников являются ценности любви, наличия хороших и верных друзей, а также независимость. Несмотря на то, что старшеклассники уже определяют себя как самоактуализирующихся личностей, они таковыми ещё только становятся. Идет процесс смыслообразо-вания и целей жизни, выбора своего будущего, профессии. Этот возрастной период является «строительной платформой» для определения своего будущего, видения себя в будущем и основой для развития личности.
3. Среди ценностей наиболее чётко выделена значимость материальных ценностей во всех четырёх профильных классах. Содержание материальных ценностей показало, что они напрямую зависят от образования, желания продолжать учебу. Семейные ценности менее выражены у старшеклассников профильных классов. В данный момент времени они больше думают о целях жизни, при этом семья также занимает большое место в их ценностях.
4. Результаты эмпирического исследования позволили выделить, что факторами, оказывающими воздействие на формирование ценностей старшеклассников, являются семья, здоровье, материальное благополучие, независимость.
Для продолжения исследования необходимо рассмотреть специфику ценностей старшеклассников в каждом из четырёх профильных классов - гуманитарном, техническом, гимназическом, общеобразовательном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
2. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: сбор. науч. тр. Горький, 1982. С. 116-129.
3. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 28-38.
4. Володева А.А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXXVI Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. № 1 (36). С. 40-45.
5. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102-109.
6. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.
7. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.А. Климова. М., 2004. С. 201-206.
8. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. № 3. С. 135-145.
9. Hardy S.A. et al. Adolescent motivations to engage in prosocial behaviors and abstain from health-risk behaviors: A self-determination theory approach // Journal of Personalit. 2015. Vol. 83. Р. 479-490.
1. Alekseeva V.G. [Value orientation as a factor in functioning and development of a personality]. In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1984, Vol. 5. no. 5, pp. 63-70.
2. Anurin V.F. [Value orientations and their influence on formation of needs]. In: Sotsiologiya vysshei shkoly. Podgotovka spetsialistov dlya narodnogo khozyaistva. Sbornik nauchnykh trudov [Sociology of higher education. Training of specialists for the national economy. Collection of scientific papers]. Gorky, 1982. pp. 116-129
3. Barabanshchikov B.A. [System organization and development of the psyche]. In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2003, no. 1, pp. 28-38.
4. Volodeva A. A. [The value orientation of high school students in modern society]. In: Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sbornik statei po materialam XXXVI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Personality, family and society: questions of pedagogics and psychology: collection of articles on materials of the XXXVI international scientific-practical conference]. Novosibirsk, 2014. pp. 40-45.
5. Gudachek YA. [Value orientation of personality]. In: Psikhologiyalichnostivsotsialisticheskom obshchestve: Aktivnost' i razvitie lichnosti [Personality psychology in a socialist society: Activity and personal development]. Moscow, 1989. pp. 102-109.
6. Leont'ev D.A. The technique of studying value orientations. Moscow, 1992. 17 p.
7. Richi SH., Martin P. Upravlenie motivatsiei: uchebnoe posobie dlya vuzov [Motivation management: textbook for universities] / under the editorship of Professor E.A. Klimov. Moscow, 2004. pp. 201-206.
8. Sherkovin YU.A. [The problem of value orientations and mass information processes]. In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1982, no. 3, pp. 135-145.
REFERENCES
9. Hardy S.A. et al. Adolescent motivations to engage in prosocial behaviors and abstain from health-risk behaviors: A self-determination theory approach. In: Journal of Personalit. 2015. Vol. 83. Pp. 479-490.
Селезнёв Владимир Николаевич - доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, старший научный сотрудник научно-практической лаборатории проблем социализации Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Овсяник Ольга Александровна - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Vladimir N. Seleznev - Doctor of Psychological sciences, professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, senior researcher of the scientific-practical laboratory of socialization problems, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Olga A. Ovsyanik - Doctor of Psychological sciences, professor of the Department of social psychology, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Селезнёв В.Н., Овсяник О.А. Ценностные ориентации старших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 4. С. 68-79. БО!: 10.18384/2310-7235-2017-4-68-79
Seleznev V.N., Ovsyanik O.A. Value orientations of senior pupils. In: Bulletin of Moscow Regional State University. Series: Psychology. 2017. no 4. Pp. 68-79. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-4-68-79
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION