Научная статья на тему 'Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы'

Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1690
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / VALUES / CONVICTS / PENITENTIARY INSTITUTION / SENSE OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдай Мария Константиновна, Герасимова Юлия Радиковна

В статье рассмотрено мнение осужденных к лишению свободы по вопросам ценности человеческих качеств, смысла жизни и его слагаемых, взглядов на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайдай Мария Константиновна, Герасимова Юлия Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value system of convicts

The article discusses the opinions of convicts concerning the issues of personal features’ value, sense of life and its components and their views on future life.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы»

которые формируются прижизненно в процессе социального взаимодействия (Л.С. Выготский,

Н.И. Лисина). Мы считаем, что развитие личности основано на врожденных аффективных механизмах (имитации и эмпатии), функционирование которых возможно только при условии задействованной системы знаков культуры, самоидентификации (аффективно-когнитивной) с иным. В отличие от Э. Эриксона, который рассматривал консолидацию Я-идентичности как происходящую бессознательно в процессе общения, мы считаем, что она охватывает все уровни психики и все компоненты человеческой личности. Механизм самоидентификации в процессе социализации/инкультурации можно представить так: подражание/эмпатия - различение себя с иным/обособление от других - узнавание/идеализация - понимание/применение универсального в конкретной жизненной ситуации.

Литература

1. Аверьянов Л.Я. Порог социализации. [Электронный ресурс]. - ЦРЬ: http://sbiblio.com/biblio/archive/ ауег_роп^/ poisk5_10.aspx.

2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. Н.М. Падалко. - М.: Класс, 1998. - 80 с.

3. Волынская Л.Б. Динамика социокультурной адаптации личности: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М., 2009. - 36 с.

4. Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.

5. Кляйн М. Ненависть, зависть, любовь, сочувствие. -М.: Астер-Х, 2012. - 116 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. -456 с.

7. Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности. -СПб.: Питер, 2000 - 712 с.

8. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

9. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. - М.: Академический Проект, 2007. - 479 с.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С. 172-181.

11. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.

12. Якобони М. Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга / пер. с англ. Л. Мотылев. - М.: Юнайтед Пресс, 2011. - 366 с.

Мазур Любовь Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов, e-mail: lyubovmazur@mail.ru.

Mazur Lyubov Ivanovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of philosophy, National University «Lvov Polytechnic», Lvov, e-mail: lyubovmazur@ mail.ru.

УДК 316.752 © М.К. Гайдай, Ю.Р. Герасимова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В статье рассмотрено мнение осужденных к лишению свободы по вопросам ценности человеческих качеств, смысла жизни и его слагаемых, взглядов на будущее.

Ключевые слова: ценности, осужденные, пенитенциарное учреждение, смысл жизни.

M.K. Gaidai, Yu.R. Gerasimova

THE VALUE SYSTEM OF CONVICTS

The article discusses the opinions of convicts concerning the issues ofpersonal features ’ value, sense of life and its components and their views on future life.

Keywords: values, convicts, penitentiary institution, sense of life.

Одним из важных средств социальной регуляции человеческой деятельности выступают ценности - основные принципы, которые определяют отношение индивида и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления. Ценности являются ориентирами человека в его жизнедеятельности. Однако социальная действительность, а также и сам человек подвержены постоянному развитию, изменению. С течением времени изменяется и цен-

ностная направленность человека. Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в конце прошлого - начале нынешнего тысячелетия: смена политической власти, переориентация экономики на рыночные отношения, разгосударствление и приватизация, повлекли за собой новые ценностные ориентиры. Однако адаптироваться к новым социальным реалиям смогли далеко не все, что вызвало расслоение населения страны по доходам, резкое различие в

материальных возможностях разных групп населения: появление слишком богатых и очень бедных, бездомных людей, как следствие - усиление социальной напряженности, ухудшение криминогенной обстановки. Нередко прежние ценности попросту перечеркивались, а их место занимали пришедшие с западной культурой, нетрадиционные для нашей страны, ценности индивидуализма. Социальная нестабильность и смена ценностных ориентаций привели к тому, что в местах лишения свободы оказалось большое число наших сограждан. К примеру, в 1995 г. в местах лишения свободы находилось 1018,0 тыс. человек [1]. Конечно, в последние годы ситуация несколько меняется, что в ряде случаев обусловлено и начавшимся реформированием уголовно-исполнительной системы, отправной точкой которого можно считать утверждение в октябре 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 г.

Данная статья посвящена изучению ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы и подготовлена на основе результатов анкетного опроса, проведенного авторами в конце 2012 г. в исправительных учреждениях Иркутской области.

В литературе одной из распространенных является трактовка ценностей как значимости (важности) чего-либо для человека, социальной группы или общества в целом. Жизнь человека включает различные стороны и аспекты окружающей его действительности, и многообразие явлений, окружающих человека, а также его потребностей, порождает различные основания для иерархии ценностных ориентаций. Поэтому нередко ценности одних людей отличны от ценностей других. В жизни каждый человек обязательно руководствуемся теми или иными ценностями, т.е. тем, что для него имеет значение. Жизненные ориентиры, заложенные в человека с детства, определяют всю его последующую жизнь, его цели, поступки, образ жизни, характер.

В связи с этим особый интерес представляет изучение ценностей осужденных, отбывающих наказание в закрытой социальной системе, которую составляют различного рода отношения, взгляды, предположения, мнения по поводу значения культуры и науки в жизнедеятельности человека, ценностей, успеха, идеалов, смысла жизни, будущего, религии и т.д.

С одной стороны, ценности которые сформировались у человека еще до пребывания в исправительном учреждении, он привносит с со-

бой в новую для него закрытую систему, а с другой стороны - резкое и кардинальное изменение жизнедеятельности, связанное с пенитенциарным учреждением нередко заставляет пересмотреть существовавшую прежде ценностную систему. Подобный пересмотр может быть связан как с духовным перерождением личности, осознанием своей вины, иногда приходом к Богу и вере, а также и с изменением жизненных реалий, новым потребностями.

В пенитенциарии почти всегда осужденные находятся под чьим-то присмотром (сотрудники исправительного учреждения (ИУ), такие же осужденные-сокамерники). Достаточно сложно, а порой и невозможно остаться наедине с собой. Поэтому особенно важно найти взаимопонимание и определенные условия для взаимодействия с другими людьми. В связи с этим респондентам было предложено определить значимые для них в других людях качества личности (рис. 1).

Мнения осужденных по вопросу значимости человеческих качеств, распределись следующим образом: наиболее значимыми качествами являются - честность (43,4%), порядочность (42,3%), доброта (36,9%), трудолюбие (34,9%); менее значимыми - преданность (25,7%), чувство собственного достоинства (24,8%), целеустремленность (24,8%), скромность (23%), милосердие (20,1%), предприимчивость (16,3%), патриотизм (14,8%), принципиальность (12,2%), амбициозность (12,1%) и в качестве иных (1,7%) отметили искренность, понимание, непредатель-ство. Подобный выбор со стороны осужденных, которым в большинстве своем, указанные черты не свойственны, может быть объяснен с одной стороны тем, что осужденные в собственных глазах и глазах окружающих хотят выглядеть другими - лучше, чем они есть на самом деле, а с другой - тем, что в условиях отбывания наказания происходит некая переоценка человеческих качеств и, находясь в местах лишения свободы, человек как раз и нуждается в проявлении по отношению к себе подобных черт. Более того, некоторые авторы полагают, что «ценность... представляет собой не просто необходимую и должную, но и желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику» [2, с. 23]. Таким образом, выбранные осужденными положительные черты человека могут являться для некоторых, той желанной целью, о которой говорит автор.

Как уже отмечалось, особо остро понимание ценностей и их переоценка происходит у наших респондентов в условиях отбывания наказания. Особенно это касается осознания смысла жизни, представления о котором напрямую связаны с индивидуальными ценностями личности. Вопрос о смысле жизни относится к разряду тех, которые рано или поздно задает себе каждый человек. Когда же в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это сказывается на качестве самой жизни. Считаем уместным привести слова Е. Сикирич: «жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он

становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия» [3], т.е. человек становится управляемым, слабохарактерным, легко убеждаемым для достижения различных целей и интересов других людей. В работе М. Веллера «Все о жизни» есть такие слова: стремление к смыслу жизни - это стремление к своей значительности. Стремление к смыслу жизни - это аспект стремления к максимальным действиям. Поиск смысла жизни - разновидность потребности в страдании. И в итоге: смысл жизни - «это вечное несоответствие между тем, что ты есть - и тем, чем ты в идеале хочешь быть» [4, с. 387, 406].

□ ценные человеческие черты (качества)

Рис. 1. Качества, ценимые осужденными в людях, %

Что касается осужденных к лишению свободы, то 54,1% опрошенных нами, на вопрос: «есть ли у Вас смысл жизни на сегодняшний день?» ответили положительно, 24,1% - отрицательно, 19,2% отметили, что смысл был до осуждения, а сейчас его нет, и только 2,6% указали, что смысла не было и нет. Следовательно, 45,9% респондентов можно назвать «лишенными смысла жизни», но в тоже время это люди, которые в условиях отбывания наказания могут попытаться его найти. Ведь как в свое время сказал И. Бродский - «тюрьма - это недостаток пространства, восполняемый избытком времени», и заполнить его осужденный может, в том числе и рефлексируя над прожитой жизнью, представляя будущее и т.п. А вот в каком направлении будет выстроен «поиск чего-то устойчивого в хаосе бытия» (поиск смысла жизни) зависит от многих факторов, но варианта, как правило, два: путь исправления с принятием социально одобряемых ценностей, культуры и т.п. и следование пенитенциарной субкультуре и

принятие ее псевдоценностей. Часть респондентов (2,6%), ответивших, что смысла жизни нет и не было, можно соотнести с теми 2% респондентов, которые отнесли себя к лицам без определенного места жительства, поскольку данной категории лиц, как правило, и присуще отсутствие смысла жизни.

Наряду с признанием наличия или отсутствия такого важного понятия, как «смысл жизни», имеет значение, какие именно слагаемые осужденные вкладывают в него. Так, для реализации смысла жизни важными по степени значимости ими признаются следующие: создание хорошей, дружной семьи (46,1%), благополучие и здоровье родных и близких (29,9%), удачный брак по любви (27,6%), любить и быть любимым (27,2%), финансовое благополучие, устроенный быт (26,4%), жизнь по совести (26,2%), наличие верных друзей (24,5%), независимость (20,7%), получение удовольствия от жизни (17,5%), душевное равновесие (17,5%), успешная реализация в профессиональной деятельности (15,8%),

получение хорошего образования (профессии) (12,9%), бескорыстная помощь другим, добродетель, милосердие (12,6%), борьба с несправедливостью (11,2%), уважение и престиж (10,5%), наличие власти, силы, высокого должностного положения (8%), патриотизм (7,8%), удачный брак по расчету (7,5%).

В свою очередь, на сайте zpsy.ru с 2005 по 2009 гг. был проведен опрос всех желающих по вопросу - «в чем заключается Ваш смысл жизни?», в опросе приняло участие 26876 человек из 11 стран. Мы приведем данные по России: 11,3% россиян, считают, что «нет никакого смысла жизни», 24,2% указали, что смысл жизни заключается в саморазвитии («реализовать максимально свои возможности, способности...»), 20,0% - в процессе жизни («жить максимально полной, насыщенной жизнью»), 17,1% - в понимании («уяснить для себя, в чем смысл жизни»), 8,6% - в пользе («...принести максимум полезного себе, близким и обществу»), 6,6% - в движении к Богу («обрести полноту общения с Богом»), 4,9% - в семье («я живу ради своей семьи»), 4,3% - в достижении («занять определенное место в обществе...»), 2,5% - в разном и только 0,5% - в любимой работе («моя работа - мой смысл жизни») [5].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что социальная среда, в которой находится человек, оказывает влияние на наличие и осознание смысла жизни. Так, число осужденных, считающих, что лишены смысла жизни, значительно больше, чем при опросе свободных граждан. Для осужденных, лишенных возможности общения с родными и близкими семья (46,1%) и все что с ней связано (благополучие, любовь, здоровье, быт и т.д.) являются важными составляющими в реализации смысла жизни, в отличие от свободных граждан, для которых семья не является первостепенной ценностью (4,9%), а важнее саморазвитие, непосредственно сама жизнь и ее понимание, польза.

Поиск жизненно важных ценностей, составляющих смысл жизни человека, лишенного в данный момент свободы, связан, как правило, с мыслями о будущем, с жизнью после освобождения. Поэтому интерес представляет ответ на вопрос анкеты: «что у Вас вызывает беспокойство, когда Вы думаете о будущем?». Наших респондентов в большей степени беспокоит следующее. 41,5% указали, что озабоченность вызывает «жизнь в целом», конечно, эта достаточно широкая категория дает простор для ее выбора среди иных вариантов, и когда у человека растерянность вызывают не одна, а несколько и

абсолютно разных сторон жизни после освобождения, то такой вариант, посчитали приемлемым многие из опрошенных. В действительности после продолжительной изоляции (ведь сроки лишения свободы у наших респондентов исчисляются годами и десятилетиями) «жизнь в целом», а именно различные ее стороны (в том числе и перечисленные ниже) одновременно вызывают страх, психологический дискомфорт, перерастающий иногда в нежелание возвращаться в общество, выходить, как говорится, «на волю» из привычного, размеренного пребывания в колонии (такие случаи встречаются и в жизни, а не только в кино).

Озабоченность своим здоровьем выразили 28,9%. При этом, опрошенные нами респонденты относительно своего здоровья до и после осуждения ответили следующим образом: 78,4% респондентов указали, что до осуждения были здоровы (из них совершенно здоровы 51,8% и скорее здоровы 26,6%), 21,6% отметили, что страдали определенными заболеваниями (психическими - 6,8%, хроническими - 14,8%). Но во время отбывания наказания у 63,7%, по их мнению, состояние здоровья ухудшилось, у 8,7% - улучшилось, что можно объяснить тем, что для определенной части осужденных условия исправительного учреждения намного лучше и комфортнее тех, которые были до осуждения и у 27,6% оно не изменилось.

Материальное положение вызывает беспокойство у 26,2%, в то же время невозможность или сложность в трудоустройстве беспокоят лишь 16% осужденных. Получается, что далеко не все (разница почти в десять процентов) связывают свой материальный достаток с наличием работы. Хотя трудности с устройством на работу при наличии судимости, несомненно, есть, о чем говорят как социальные работники, сотрудники службы занятости населения, так и лица, вышедшие на свободу после отбытия уголовного наказания. «Вчерашний заключенный» оказывается в состоянии «социальной исключенно-сти», ярлык «бывшего зека» преследует его, поэтому вполне оправдано подобное беспокойство.

Семейными отношениями обеспокоены 24,8%, а, как отмечалось выше, почти для половины респондентов (46,1%) создание хорошей, дружной семьи является главным составляющим смыла жизни и важной жизненной ценностью.

В меньшей степени осужденных заботит -отношения с родными и близкими (15,5%), взаимоотношения с противоположным

полом (11,4%), общение с друзьями (10,4%), невозможность или трудность в получении образования (6,1%) и иное (налаживание социальных связей, потерянная молодость, одиночество) -

1,2%.

Наиболее ценными качествами осужденные в других людях считают: честность, порядочность, доброта, трудолюбие, далеко не всегда присущие им самим. Реализация смысла жизни, как жизнеобразующей ценности ассоциируется ими с созданием хорошей, дружной семьи, благополучием и здоровьем родных и близких, удачным браком по любви, с возможностью любить и быть любимым, финансовым благополучием, устроенным бытом, т.е. в первую очередь с теми моментами, которых они лишены в условиях пенитенциария. При этом поиск смысла жизни нередко связывается осужденными с беспокойством о будущем, а именно озабоченность вызывает: «жизнь в целом», здоровье, материальное положение и семейные отношения.

Литература

1. Российский статистический ежегодник 2011 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http: www.gks.ru. (дата обращения 09.04.2012).

2. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. - 1994. - №3-6. -С. 16-31.

3. Сикирич Е. Смысл жизни [Электронный ресурс]. -

URL: http://www.newacropolis.ru/magazines/9_2005/smysl_

zhizny/. (дата обращения 14.08.2013).

4. Веллер М. Все о жизни. - СПб.: Пароль, 2003.

5. Опрос «Смысл жизни» (2005-2009) [Электронный ресурс]. - URL: http://zpsy.ru/public/27274.htm. (дата обращения 14.08.2013).

Гайдай Мария Константиновна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России, г. Иркутск, e-mail: mkgfip@mail.ru.

Герасимова Юлия Радиковна, преподаватель кафедры уголовного процесса Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России, г. Иркутск, e-mail: mkgfip@mail.ru.

Gaidai Maria Konstantinovna, doctor of sociological sciences, associate professor, professor, department of philosophy, psychology and social-humanitarian disciplines, Eastern-Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, e-mail: mkgfip@mail.ru.

Gerasimova Yulia Radikovna, lecturer, department of criminal law, East-Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, e-mail: mkgfip@mail.ru.

УДК 316.624-053.2 © А.М. Котцова

ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОРОВСТВА КАК ФОРМЫ ДЕВИАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье рассматривается воровство как форма девиантного поведения, причины, особенности, формы его проявления у несовершеннолетних.

Ключевые слова: девиантное поведение, воровство, несовершеннолетние.

A.M. Kotsova

CAUSES AND FEATURES OF THEFT AS A FORM OF DEVIATION OF JUVENILES

The article considers theft as a form of deviant behavior, causes, features, forms of its manifestations at juveniles. Key word: deviant behavior, theft, juveniles.

Проблема отклоняющегося поведения подростков - одна из актуальных на современном этапе развития российского общества. Деструктивные процессы, затронувшие различные сферы жизни общества, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.

В последние годы возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. В этих случаях ими руководит как корысть и стремле-

ние удовлетворить свои потребности преступным путем, так и привлекает сам процесс совершения преступления. Проблемы воровства несовершеннолетних и его предупреждения в последние годы привлекают внимание не только криминологов, но и представителей многих других наук.

Современное состояние воровства, его общественно-социальные последствия, профилактика предупреждения краж являются одними из основных факторов, дестабилизирующих социально-экономическую ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.