¡Алгоритмы высшей школы
УДК 37.037
Денис Александрович ЧЕРМЕНЁВ,
преподаватель кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ ВИДОВ СПОРТА РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
THE VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE WHEN CHOOSING VARIOUS KINDS OF SPORTS
В статье рассматриваются ценностные ориентации молодежи при выборе видов спорта в период обучения в высшем учебном заведении и воспитание разносторонне развитой личности.
The article discusses the value orientations of young people when choosing various kinds of sports in the period of studies at the higher educational institution and education of all-round person.
Ключевые слова: спорт, развитие личности, культура воспитания. Keywords: sports, development of the personality, culture of education.
Одной из актуальных проблем современной России является проблема укрепления здоровья подрастающего поколения [1]. Оценивая современное состояние здоровья молодежи, многие специалисты считают, что идет процесс физической де-градации российской молодежи, физическая подготовленность современных подростков на 25% ниже, чем в 1980-1990 гг.
Ориентация высшего образования в стране на европейские ценности образования в соответствии с Болонским соглашением актуализирует необходимость разработки и совершенствования механизмов повышения эффективности, качества физического воспитания на основе взаимодействия традиционной системы с новыми направлениями физкультурного образования и физической подготовки молодежи.
В связи с этим от выпускника высшего учебного заведения требуются разносторонние физические умения, знания и высокая культура воспитания.
Целью образования становится подготовка социально и профессионально компетентной, творчески активной, физически и нравственно здоровой, мобильной и толерантной, готовой к саморазвитию на любом этапе жизненного пути личности.
Социологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой и спортом. Вместе с тем у большей части студентов, особенно у девушек, не сформированы физкультурно-спортивные интересы и отсутствует потребность в активной двигательной деятельности, что, безусловно, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье. Формирование соответствующей мотивации деятельности следует рассматривать как одну из важнейших педагогических задач.
Поступающие в Сибирский юридический институт ФСКН России абитуриенты имеют средний уровень физического раз-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
вития, и только примерно половина обучающихся способна адаптироваться к социально-психическим и социальным нагрузкам по программе интенсивного учебного графика вуза без вреда для психического и физического здоровья [4]. На этом этапе невозможно вести речь о воспитании нравственно устойчивой и социально активной личности. Приоритетными в профессиональной подготовке курсантов и студентов выступают личное оздоровление, занятия спортом, личное саморазвитие в области физической культуры и спорта.
В первую очередь занятия по физической подготовке направлены на укрепление здоровья, развитие физических качеств, овладение двигательными умениями и навыками. Серьезное внимание уделяется формированию эмоциональной удовлетворенности в двигательной активности.
Постепенно решаются задачи формирования здорового образа жизни с ориентацией на будущую профессию. Кроме того, на занятиях обучаемые получают значимые прикладные умения и навыки, необходимые для успешного выполнения оперативно-служебных задач. Поэтому в процессе физического воспитания молодого поколения в период обучения в вузе важную роль играют кафедры физической культуры и спорта.
К примеру, в Сибирском юридическом институте ФСКН России одним из основных направлений деятельности кафедры оперативно-боевой и физической подготовки является разработка и внедрение в учебный процесс новых эффективных оздоровительных систем, программ, педагогических технологий, способствующих улучшению здоровья, направленных на саморазвитие в области как физической культуры, так и будущей профессиональной деятельности курсантов и студентов. Но учебно-воспитательный процесс не может ограничиваться только занятиями по физической подготовке. Поэтому по плану воспитательных мероприятий в вузе организована работа спортивных секций по основным видам спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, стрельба, футбол, волейбол, баскетбол, тяжелая атлетика, настольный теннис).
Во время занятий физической культурой и спортом идет формирование личности юных спортсменов - результат социализации, воспитания и саморазвития. Современные условия предъявляют новые личностные требования для достижения успеха, в стремлении к которому нельзя забывать о неизменных ценностях, актуальных во все времена. Спортивная деятельность не составляет исключения. Государство нуждается в молодежи с развитыми интеллектуально-духовными и физическими качествами, несущей в себе социокультурные ценности, имеющей представление о миссии своей профессии в обществе.
Исследования Е.П. Максачук показали, что лишь 22,2% молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, расценивают спортивную деятельность как средство для всестороннего развития личности [3, с. 19]. Поэтому необходимо отойти от одностороннего подхода к тренировочному процессу, когда акцент делается преимущественно на совершенствование двигательных умений и навыков, ведь юный спортсмен - это формирующаяся личность.
Эффективность формирования личности посредством спортивной деятельности зависит от правильной организации процесса воспитания. Важно создать условия для комфорта спортсмена, его морально-нравственного развития, создания психического благополучия.
Спортивное воспитание предполагает совокупность воспитательных технологий посредством спорта, организацию внетре-нировочной деятельности, управление воспитательным процессом, взаимодействие с родителями юных спортсменов.
Согласно идее антропоцентризма, считающей своим объектом ценность человека как личности, основным компонентом спортивного воспитания является юный спортсмен и как более широкое понятие -спортивная команда, в тесном контакте с которой рассматривается личность тренера. От условий воспитательного процесса посредством спорта зависит успех формирования личности занимающихся.
¡Алгоритмы высшей школы
Структура спортивного воспитания представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистично-стью.
Спортивное воспитание - один из видов деятельности по преобразованию человека. Свою специфику спортивное воспитание обнаруживает в определении цели и позиции тренера по отношению к спортсмену. При этом необходимо учитывать единство психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
Функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных условиях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно воспитывать себя, управляя своим психологическим состоянием, поведением, активностью. В этом случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции спортсмена в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
В организации спортивного воспитания целесообразно применять культурологический и личностно-деятельностный подход.
Выбор культурологического подхода обусловлен объективной связью юного спортсмена с культурой как системой ценностей. Понятие "'культура" имеет огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Оно характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека, которая определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной и индивидуальной. В результате такого отношения мир удваивается: наряду с объективной реальностью существует и ее ценностное восприятие. Спортсмен через ценностное восприятие сможет познать
самого себя, свои наиболее глубокие цели и стремления.
Таким образом, занимающиеся будут не только развиваться на основе освоенной ими культуры, но и вносить в нее нечто принципиально новое. Поэтому освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого спортсмена и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Личностно-деятельностный подход в спортивном воспитании исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью, т.е. преобразовании субъекта деятельности - юного спортсмена. Личностная ориентированность деятельностного подхода включает в себя следующие понятия: личностный смысл, внутренний потенциал, самоактуализация, самоопределение, субъективные свойства личности. Данный подход расставляет приоритеты в сфере внутренней деятельности формирующей личности, в формировании потребностей, мотивов, интересов, идеалов и убеждений [2, с. 13].
Благодаря указанным выше педагогическим подходам появляется возможность не только повышать физические кондиции, но и формировать спортивную культуру личности юных спортсменов, основу которой составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, стали достоянием его внутреннего мира.
Для успешной реализации спортивного воспитания необходима мотивация, которой будут способствовать педагогические ситуации по сплочению коллектива, творческие задания, учет индивидуальных достижений спортсмена, получение знаний в области спортивной деятельности.
В заключение можно отметить, что вышеперечисленные компоненты спортивного воспитания способствуют формированию спортивной культуры личности, что позволяет юным спортсменам уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, сохраняя собственную жизненную позицию.
Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России— -
Библиографический список
1. Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях : монография / Б.В. Ендальцев. - СПб.: МОРФ, 2008.
2. Оплетин, А.А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. - 2013.
- № 10. - С. 13-17.
3. Максачук, Е.П. Спортивное воспитание в формировании личности юных спортсменов/ Е.П. Максачук// Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 10. - С. 18-20.
4. Филиппович, В.А. Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности : монография / В.А. Филиппович, Е.В Панов. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2012.
- 120 с.