4. Ушинский К.Д. О народности и общественном воспитании. Собр. соч., т. 2. М.- Л., 1948.
5. Толстой Л.Н. О народном образовании. Пед. сочинение. М., 1953.
6. Вульфсон Б.Л. Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920-1930 гг.) // Педагогика. 2011. № 2. С. 88-95.
7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 307.
8. Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. М.: Политиздат, 1975. 248 с.
9. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: учебное пособие / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова. Воронеж: Модэк; Москва: Институт практической психологии, 1996. 256 с.
bibliograficheskij spisok
1. Tolkovyj slovar russkogo yazyka: V 4 t. / Pod red. D. N. Ushakova. M., 2000.
2. Filosofskij slovar [tekst] // Sost. V.Solovev. M.: Izd-vo "Feniks", 1997. 464 s.
3. Dzhurinskij A.N. Sravnitelnaya pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatelskij tsentr "Akademiya", 1998. 176 s.
4. Ushinskij K.D. O narodnosti i obschestvennom vospitanii. Sobr. soch., t. 2. M.- L., 1948.
5. Tolstoj L.N. O narodnom obrazovanii. Ped. sochinenie. M., 1953.
6. Vulfson B.L. Pedagogicheskaya komparativistika rossijskogo zarubezhya (1920-1930 gg.) // Pedagogika. 2011. № 2. S. 88-95.
7. Filosofskij slovar / pod red. I. T. Frolova. 7-e izd., pererab. i dop. M.: Respublika, 2001. S. 307.
8. Stolyarov V.I. Dialektika kak logika i metodologiya nauki. M.: Politizdat, 1975. 248 s.
9. Vulfson B.L. Sravnitelnaya pedagogika: uchebnoe posobie / B.L. Vulfson, Z.A. Malkova. Voronezh: Modek; Moskva: Institut prakticheskoj psikhologii, 1996. 256 s.
Конева Светлана Валерьевна - аспирант кафедры педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
Koneva Svetlana - Postgraduate student of the department of pedagogics, Russian state pedagogical university named after A.I. Gertsen, St. Petersburg.
УДК 301(47)+301.085(47-571.52)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Марюхина В.В., УлановаГ.С., Фрокол А.С.
КПИ Тувинского государственного университета, Кызыл
THE VALUE ORIENTATION OF YOUTH IN THE CITY OF KYZYL OF THE REPUBLIC OF TUVA
Maryuhina V., Ulanova G., Frokol A.
Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl
Современная реальность предъявляет достаточно жесткие требования к человеку, особенно к выбору им активной жизненной позиции. В основе направленности активности человека - система его ценностей. В статье описываются результаты исследований, посвященных ценностным ориентациям молодежи г. Кызыла Республики
Тувинский государственный университет
Тыва. Показано, что ценности молодых людей свидетельствуют о наличии у них ориентации на активную жизненную позицию, однако она не всегда находит подтверждение в реальной активности.
Ключевые слова: молодежь, ценности, система ценностей, ценностные ориентации личности.
Modern reality imposes strict requirements on a person, especially concerning the selection of his/her active life position. The basis of orientation of the activity of a person is his/her system of values. This article describes the results of studies on the value orientations of youth in the city of Kyzyl of the Republic of Tyva. It is shown that values of young people testify about their orientation on the active life position, althout it does not always find confirmation in real activity.
Keywords: youth, values, values, values of the personality.
В современных условиях трансформируются нормы и жизненные ценности, предъявляются новые требования к поведенческим моделям и ценностным системам личности, которые помогают человеку эффективно справляться с нарастающей напряженностью и темпом современной жизни [1]. Именно в молодежной среде наиболее четко можно проследить изменение системы ценностей каждого общества. Безусловно, что от степени восприятия представителями молодого поколения исторических ценностей (духовных, нравственных, материальных), от творческого их развития или от инноваций молодежи зависит устойчивое развитие российского общества. Структура ценностных ориентаций молодежи достаточно традиционна и соответствует системе ценностей общества, но всегда отличается гибкостью и динамикой. Ценностные ориентации личности неизбежно изменяются под влиянием окружающего мира [1].
Применительно к молодежной группе изучение ее ценностных ориентаций дает возможность выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества. Знание ценностных ориентаций молодых людей позволяет не просто констатировать их, но и предлагать меры по закреплению одних и направлению в русло гуманизма других. Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания [2].
Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более - ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно-эмоциональном уровне [2].
При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых "правильных" героев телевизионных сериалов [3].
В любую историческую эпоху молодому поколению приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые люди, в их числе и тувинская молодежь, находятся в достаточно экстремальных условиях: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т. к. старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально -нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования [3].
За последние годы было создано немало мифов о молодежи. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается. «.. .Ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта» [1].
Молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны - это лишь цепь трагических преступлений и обмана. Молодежь является движущей силой процесса развития общества, нуждающейся в участии всех элементов социальной системы в ее формировании и направлении процесса развития по пути прогресса. Если мы решим проблемы общества - решим и проблемы молодежи. Именно поэтому ценностные ориентации всегда должны быть в поле зрения ученых и организаторов работы с молодежью [4].
В научной литературе употребляются как синонимичные следующие понятия: ценностная ориентация и ценность. Чаще термин «ценность» используется по отношению к изучению характеристик общества, культуры и
Тувинский государственный университет
отдельных социальных групп. По отношению к изучению индивидов используются оба понятия.
«Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ценностных ориентациях» [1].
Различают ценности двух типов:
- социальные ценности (ценности общества и социальных групп);
- индивидуальные ценности (ценности личности) [1].
Понятия «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности» понимаются в исследовании как тождественные.
Данная статья посвящена описанию результатов, полученных в ходе исследования ценностных ориентаций молодежи, проживающей в городе Кызыле республике Тува.
В Туве социально-экономические перемены привели к постепенному изменению основ традиционного уклада жизни тыва этноса: от кочевого хозяйствования и быта коренного населения к оседлости, т.е. отходу от истоков самобытности [5]. Советская система социально-экономических отношений, пришедшая в Республику Тыва со второй половины XX века, породила не только позитивные, но и разрушительные явления, например, в сфере трудовой привела к апатии, настроениям неудовлетворенности, особенно среди молодежи [5]. Явления негативного характера в социально-экономической сфере, особенно ярко выявившиеся в ходе реформы 1990 годов - создавшаяся безработица и преступность, уход от ответственности за себя социальную обстановку молодежи, и в целом в регионе. В сегодняшней социально-экономической ситуации возникает опасность разрушения ценностей социокультурного опыта, преемственности поколений [5]. Важность выявления ценностных ориентаций молодого поколения также связана с необходимостью сохранения этнической целостности, взаимообогащения и взаимовлияния разных культур и развития всех наций и народностей в свободном, демократическом гражданском обществе. В Туве молодежь все более ориентирована на образ жизни, в котором большое значение имеет современная инфраструктура, новые социальные и культурные навыки, расширяющие ее связи с обществом. Вместе с этим появляются и новые проблемы, связанные с изменениями в социально-экономических отношениях общества[5].
Данные противоречия и явились основанием для проведения исследования. Для выявления ценностных ориентаций молодых людей г. Кызыла Республики Тува был использован опросник «Ценности личности» Шварца [1]. «Методика создавалась на основе методики М. Рокича, которая была существенно модифицирована и расширена» [1]. Опросник Шварца предназначен для изучения ценностей личности и представляет собой шкалу, измеряющую десять типов ценностей. Применять опросник можно начиная с 14 лет. Опрос
респондентов проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах. Временные затраты на ответ составляют от 30 до 50 минут.
Состоит опросник из двух частей: «Обзора ценностей» и «Профиля личности». В данном исследовании в соответствии с целями изучения была использована только первая часть - «Обзор ценностей», которая позволяет изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений и также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Первая часть представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Первый список - терминальные ценности (в виде существительных). Второй список - инструментальные ценности (в виде прилагательных).
Испытуемый оценивает степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Шкала оценки от 1 до 7 (чем выше балл в указанном диапазоне, тем более важной представляется респонденту эта ценность).
В исследовании приняли участие молодые люди г. Кызыла в возрасте 18-32 лет. Количество респондентов - 41 человек, из них 4 мужчин и 37 женщин. Как видно из представленной таблицы, предпочтения респонденты отдают таким группам ценностей как безопасность, доброта, достижения, самостоятельность и конформность.
Таблица 1
Ценностные ориентации молодежи г. Кызыла
№ Ценности % соотношение
1 Конформность 64,25
2 Традиции 52,4
3 Доброта 67,6
4 Универсализм 60,52
5 Самостоятельность 65,2
6 Стимуляция 51,68
7 Гедонизм 52,01
8 Достижения 66,75
9 Власть 42,75
1 Безопасность 73,4
Полученные данные свидетельствуют о том, что в системе ценностных ориентаций современной молодежи г. Кызыла преобладает неопределенная направленность личности без выраженного предпочитаемого целеполагания, что может, на наш взгляд, быть следствием переходного состояния, в котором находится современное общество. Об этом свидетельствует значимость ценностей индивидуализма (самостоятельность). В тоже время присутствуют признаки коллективизма (безопасность, конформность). Низкая значимость в системе жизненных ориентиров такой ценности как «традиции» может свидетельствовать о низкой оценке собственной культуры, нежелании следовать традициям и нормам общества. В этом случае мы видим противоречие: с одной
Тувинский государственный университет_
стороны - тувинская культура во многом остается коллективистском, с другой оторванность от традиций своих предков.
Рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)
Таким образом, ценностное пространство молодежи г. Кызыла характеризуется следующими особенностями: групповая солидарность, самодисциплина, социальный порядок, взаимопомощь. По данным Н.М. Лебедевой это, в целом, является традиционными гуманистическими педагогическими убеждениями и ценностями любого народа [6].
По мнению В.Н. Карандашева [1], формирование ценностных предпочтений всегда связано с определенным «давлением социальной системы», которое проявляется в стимулах, с которыми человек сталкивается каждый день, обращая осознанно или неосознанно на них свое внимание. Давление культуры может выражаться в языковых моделях; формах поведения, взаимодействия, структурирования времени, пространства.
Современный молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно - исторического общества. Уровень зависимости от группы определяют полярные ценности самостоятельности (автономности) и консерватизма (принадлежности). В культурах, основанных на конформизме, ценен коллектив, идентификация с группой, социальный порядок, традиции, долг и мудрость. Обеспечение ответственного поведения также описывается двумя альтернативными полюсами - признание морального равенства всех людей, которое включает согласие кооперироваться и заботиться о благе других, и признание иерархического порядка, подчинения власти. Решение проблемы регулирования отношений осуществляется или путем признания толерантности
как закона отношений, или путем признания ценности достижений, амбиций, успеха [6].
Возвращаясь к полученным результатам, можно подчеркнуть, что в структуре ценностных ориентаций молодого поколения г. Кызыла Республики Тува достаточно отчетливо выделился блок Безопасность + Традиции + Доброта + Достижения + Самостоятельность. По мнению Н.М. Лебедевой, соединение этих ценностей является характерной чертой национального характера, которую она назвала «органичной потребностью делать добро» [6], создающую естественный и открытый контекст общения.
При этом каждому типу ценностей соответствует своя ведущая мотивационная цель. Так, если мы выявляем в системе ценностей молодежи г. Кызыла самостоятельность, то ее мотивационной целью является свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым. Достижение характеризуется такой мотивационной целью как достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого — получение социального одобрения. Безопасность регулируется мотивационной целью — стабильности, безопасности и гармонии общества, семьи и самого индивида. Конформность— ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию, - выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности. Благожелательность: мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации. Сопоставление ценностей конформность и безопасность предполагают защиту порядка, стабильности и социальной гармонии [6].
Хотелось бы подчеркнуть, что молодежь (в том числе молодые люди г. Кызыла) сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно подвижны. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально-демографических характеристик людей, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). И в этой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторые довольно успешно адаптировались к рыночной экономике, благодаря чему оказались в частном секторе, а кто-то строит карьеру и в государственном секторе. Другие не могут самоопределиться, выбрать правильный жизненный путь [4]. Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, леность, самоуверенность.
Согласно подходу Шварца, все общества сталкиваются с определенными базовыми проблемами регулирования человеческой деятельности. Культурные ценности группового уровня (культурные ценностные ориентации по Шварцу) определяют способы, которыми разные общества решают базовые проблемы
Тувинский государственный университет
регулирования человеческой деятельности. Люди должны определить эти проблемы, спланировать способы их решения и мотивировать друг друга для такой деятельности [6].
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что молодому поколению г. Кызыла присущи такие ценности с характерными мотивационными целями:
- самостоятельность - свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым;
- достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого — получение социального одобрения;
- безопасность - стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе — потребность в адаптации и предсказуемости мира, снижении неопределенности;
- конформность - ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности;
- благожелательность - поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.
Учет выявленных ценностных ориентаций молодежи г. Кызыла может быть использован для проведения воспитательной и формирующей работы по развитию системы ценностей молодежи.
Библиографический список
1. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство // В.Н. Карандашев. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности /В.Г. Алексеева // Психол. журн. 1984. Т.5. № 5. С. 63-70.
3. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян. /В.Э. Бойков. СОЦИС 2004. №7.
4. Богдан, Е.Г. О развитии потребности смысле жизни в юношеском возрасте / Е.Г. Богдан // Психология в вузе, 2006. № 2. С. 65 - 69.
5. Товуу, Н.О. Психологические характеристики этноса тыва: монография/ Н.О. Товуу. М.,
2001.
6. Лебедева, Н.М. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. 408 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Karandashev, V.N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostej lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo // V.N. Karandashev. SPB.: rech, 2004. 70 s.
2. Alekseeva, v. G. Tsennostnye orientatsii kak faktor zhiznedeyatelnosti i razvitiya lichnosti /V.G. Alekseeva // Psikhol. zhurn. 1984. t.5. № 5. s. 63-70.
3. Bojkov, V.E. Tsennosti i orientiry obschestvennogo soznaniya rossiyan. /V.E. Bojkov. SOTSIS 2004. № 7.
4. Bogdan, E.G. O razvitii potrebnosti smysle zhizni v yunosheskom vozraste / E.G. Bogdan // Psikhologiya v vuze, 2006. № 2. s. 65-69.
5. Tovuu, N.O. Psikhologicheskie kharakteristiki etnosa tyva: monografiya/ N.O. Tovuu. M.,
2001.
6. Lebedeva, N.M. Kultura kak faktor obschestvennogo progressa / N.M. Lebedeva, A.N. Tatarko. M.: Zao "Yustitsinform", 2009. 408 s.
Марюхина Валентина Викторовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Уланова Галина Сергеевна - старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Maryuhina Valentina - PhD, Senior Lecturer, Department of Pedagogy of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Ulanova Galina - Senior lecturer in social pedagogy and social work at Tuvan State University, Kyzyl. E-mail: [email protected]
Frokol Anna - Senior lecturer in psychology and th pedagogy of personality development at Tuvan State University, Kyzyl.
УДК 378.14
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
И ИХ РАЗВИТИЕ
Нямаа ЦОГЗОЛМАА Педагогический институт, Улан-Батор
THE STUDENT PARTICIPATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AND THEIR DEVELOPMENT
Nyamaa TSOGZOLMAA Pedagogical Institute, Ulan Bator
В статье рассматриваются проблемы участия студентов во внеаудиторных мероприятиях, благодаря которым они набираются опыта работы, развивают коммуникативные навыки и социализируются.
Ключевые слова: участие студентов, внеаудиторные мероприятия, социализация. This article discusses the problem of students' participation in extracurricular activities, thanks to which students gain work experience, develop communication skills and socialize. Key words: student involvement, extracurricular activities, and socialization.