Е. И. Логинова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР НЕРВНОПСИХИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРССНИКОВ
В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и, прежде всего, конкурентоспособность зависят от качества образования. В настоящее время именно образование рассматривается как основная составляющая человеческого капитала. В этой связи представляется целесообразным уделить пристальное внимание вопросу адаптации личности студента к условиям обучения в высшей школе. Ведь именно от того, как будет пройден адаптационный этап, во многом будет зависеть успешность учебной деятельности студента и в конечном итоге качество полученного образования. Для современного этапа состояния проблемы адаптации характерно понимание феномена адаптации как сложной, динамической, иерархически организованной системы взаимодействия личности со средой с целью установления их оптимальных соотношений. Помимо часто рассматриваемого исследователями уровня учебной адаптации, для полного анализа адаптации студента к условиям обучения в вузе необходимо, на наш взгляд, учитывать также уровни социально-психологической и нервно-психической адаптации.
Признавая, что адаптация является важнейшей проблемой педагогики и психологии высшей школы, многие исследователи обращают внимание на вопрос о факторах адаптации — условиях, влияющих на успешность процесса вхождения студентов в новую образовательную среду (Березовин Н. А. [1], Красовский А. С. [6], Кузнецов П. С. [7], Райгород-ский Д. Я. [10]). Среди таких факторов чаще всего выделяют социально-демагрофические (социальное происхождение, социальное положение и др.), педагогические (уровень наличного образования, организация самостоятельной работы студентов и др.), психологические (уровень сформированности важнейших психологических качеств, отношение к учебе и профессии и др.). Одним из важнейших психологических факторов, влияющих на успешность адаптации студентов к вузу и профессии, считают направленность личности (Глоточкин А. Д. [2], Живаев Н. Г. [2], Краснорядцева О. М. [5], Красовский А. С. [6]). Относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность поведения личности обеспечивает система ценностных ориентаций как устойчивых образований сознания, смысловых компонентов мировоззрения.
Поэтому изучение процесса адаптации личности студента к условиям обучения в вузе невозможно без учета структуры и динамики системы его ценностных ориентаций.
Сказанное выше определило цель нашего исследования — изучение влияния системы ценностных ориентаций личности студента на процесс адаптации к условиям обучения в вузе.
Объект нашего исследования — личность студента высшего учебного заведения.
Предмет исследования — ценностные ориентации как фактор адаптации личности студента к условиям обучения в вузе.
© Е. И. Логинова, 2009
Методики
Выборку исследованных составил 131 респондент (110 девушек и 21 юноша), из студентов государственных и негосударственных вузов очной формы обучения. Возраст опрошенных колебался в пределах от 17 до 25 лет. Средний возраст испытуемых — 17,4 лет.
Для изучения ценностных ориентаций личности применялась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, адаптированная В. А. Ядовым, А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым [8], а так же опросник ценностей Ш. Шварца [4].
Для выявления уровня нервно-психической адаптации был использован тест нервнопсихической адаптации И. Н. Гурвича [11].
Для определения уровня социально-психологической адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [9].
Результаты исследования
На основании результатов, полученных с помощью методики диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, студенты были поделены на 3 группы: высоко адаптированные (40 человек), средне адаптированные (48 человек), низко адаптированные (43 человека).
Далее были выстроены иерархические системы терминальных и инструментальных ценностей в группах высоко, средне и низко адаптированных студентов соответственно, выделены общепринимаемые, общеотвергаемые и неконвенциональные ценности.
В группе высоко адаптированных студентов были выделены пять общеотвергаемых ценностей-целей: красота природы и искусства (13,16), признание (13,36), счастье других (12,89), познание (12,26), продуктивность (12,36) и одна общепринимаемая ценность-цель — любовь (5,1). Среди общепринимаемых инструментальных ценностей можно выделить образованность (5,78), среди общеотвергаемых — непримиримость к недостаткам в себе и других (14,63), аккуратность (12,57), исполнительность (12,57), высокие жизненные запросы (13,95).
В группе средне адаптированных студентов были выделены следующие общепринимаемые терминальные ценности: любовь (4,94), друзья (5,52), семья (5,05). К общеотвергаемым можно отнести красоту природы и искусства (12,64), признание (12,35), познание (12,58) и развлечения (12,76). Среди инструментальных ценностей наиболее «популярными» оказались честность (4,58) и жизнерадостность (4,58); наименее «популярными» — высокие жизненные запросы (15,58), аккуратность (12,23), непримиримость к недостаткам в себе и других (14,76) и исполнительность (12,05).
В группе низко адаптированных студентов к общепринимаемым можно отнести ценности-цели любовь (4,47), друзья (5,78), а к явно общеотвергаемым — признание (13,68), продуктивность (12,31) и счастье других (14,26). К общеотвергаемым ценностям-средствам относятся высокие жизненные запросы (14,26), исполнительность (13,05), непримиримость к недостаткам в себе и других (13,16).
Можно заметить, что низко адаптированные студенты проявляют меньшее единообразие в выборе ценностей-средств по сравнению с высоко и средне адаптированными. Наибольшую гомогенность в выборе как терминальных, так и инструментальных ценностей обнаруживают средне адаптированные студенты.
Статистическая обработка производилась с использованием программы 8гаЙ5йса 6.1. Попарное сравнение иерархий ценностных ориентаций выделенных групп с использованием и-критерия Манна-Уитни выявило значимые различия между группами высоко и средне адаптированных студентов по таким терминальным ценностям как свобода (ф = 0,0287), семья (ф = 0,0182), уверенность в себе (р = 0,035) и по таким инструментальным ценностям
как терпимость (p = 0,0425) и честность (p = 0,0174). Между группами низко и средне адаптированных студентов — по таким терминальным ценностям как счастье других (p = 0,031) и таким инструментальным ценностям как жизнерадостность (p = 0,011) и независимость (p = 0,033). Между высоко и низко адаптированными студентами — по таким инструментальным ценностям как жизнерадостность (p = 0,033) и смелость (p = 0,040). Также были выявлены значимые различия между группами низко и средне адаптированных студентов по таким ценностным типам как стимуляция (p = 0,048) и гедонизм (p = 0,030). Между группами низко и высоко адаптированных студентов — по ценностным типам самостоятельность (p = 0,026) и стимуляция (p = 0,016) Между группами средне и высоко адаптированных студентов — по ценностному типу самостоятельность (p = 0,014).
Для изучения влияния системы ценностных ориентаций на нервно-психическую адаптацию студенты были поделены на 3 группы согласно результатам исследования с помощью теста нервно-психической адаптации И. Н. Гурвича: высоко адаптированные (44 чел.), средне адаптированные (46 чел.), низко адаптированные (41 чел.).
Далее были выстроены иерархические системы терминальных и инструментальных ценностей в группах высоко, средне и низко адаптированных студентов соответственно. Выделены общепринимаемые, общеотвергаемые и неконвенциональные ценности.
В группе высоко адаптированных студентов мы выделили три основные ценности-цели, которые респонденты выбирали как наименее значимые. Средние значения групповых рангов располагаются в промежутке от 14,05 до 12,19. Сюда относятся красота природы и искусства, познание и счастье других. Среди ценностей-средств к общепринимаемым можно отнести жизнерадостность (4,95), а к общеотвергаемым — высокие жизненные запросы (15,94), непримиримость к недостаткам в себе и других (14,6) и исполнительность (12,2).
В группе средне адаптированных студентов к общепринимаемым терминальным ценностям можно отнести любовь (2,88), друзей (4,58), здоровье (5,29) и семью (4,23). К явно общеотвергаемым — развлечения (13,76), признание (13,29) и красоту природы и искусства (12,88). Среди инструментальных ценностей наиболее «популярной» является честность (4,8), а наименее признаны высокие жизненные запросы (15,9) и непримиримость к недостаткам в себе и других (16).
В группе низко адаптированных студентов к общепринимаемым ценностям-целям можно отнести такие как любовь (5,9), а к явно общеотвергаемым — признание (14,23), счастье других (12,47) и красоту природы и искусства (12,88). К общеотвергаемым ценностям-средствам относятся высокие жизненные запросы (13,58), исполнительность (14,11).
Наибольшую гомогенность в выборе терминальных ценностей обнаруживают средне адаптированные студенты. Низко адаптированные студенты отличаются меньшим единообразием в выборе как терминальных, так и инструментальных ценностей по сравнению с более адаптированными студентами.
Попарное сравнение иерархий ценностных ориентаций выделенных групп с использованием U-критерия Манна-Уитни выявило значимые различия между группами высоко и средне адаптированных студентов по таким терминальным ценностям как активность (p = 0,0309), любовь (p = 0,035), друзья (p = 0,0309),развлечения (p = 0,0238) и такой инструментальной ценности как независимость (p = 0,047). Между группами низко и средне адаптированных студентов были выявлены значимые различия по ценностям: друзья (p = 0,009), развлечения (p = 0,025), жизнерадостность (p = 0,02), независимость (p = 0,04), непримиримость (p = 0,023), терпимость к недостаткам в себе и других (p = 0,016). Между группами высоко и низко адаптированных студентов — по такой инструментальной ценности как жизнерадостность (p = 0,002).
Были также выявлены значимые различия между группами низко и средне адаптированных студентов по таким ценностным типам как самостоятельность ($ = 0,023), стимуляция ($ = 0,006) и достижения ($ = 0,017). Между группами низко и высоко адаптированных студентов — по ценностным типам доброта ($ = 0,037) и достижения ($ = 0,018). Между группами средне и высоко адаптированных студентов — по ценностному типу доброта ($ = 0,012).
Таким образом, в процессе исследования было выявлено следующее:
1. Процесс адаптации не является одномерным: успешная социально-психологическая адаптация личности не гарантирует высокую нервно-психическую адаптированность.
2. Иерархии ценностных ориентаций высоко, средне и низко адаптированных студентов отличаются качественным своеобразием.
3. Высоко адаптированных в социально-психологическом плане студентов отличает ориентация на такие ценности как свобода, уверенность в себе, жизнерадостность и смелость.
4. Для группы низко адаптированных в социально-психологическом плане студентов характерна большая ориентированность на такие ценности как семья, честность, стимуляция, самостоятельность, терпимость к себе и окружающим и низкая значимость ценностей счастье других и жизнерадостность.
5. Для группы высоко адаптированных в нервно-психическом плане студентов характерна большая ориентированность на ценности активная жизненная позиция,развлечения, жизнерадостность, доброта и меньшая ориентированность на ценности любовь, друзья.
6. Для группы низко адаптированных в нервно-психическом плане студентов характерна большая ориентированность на ценности независимость, непримиримость, достижения, самостоятельность и стимуляция и меньшая — на терпимость.
Чем же можно объяснить полученные результаты?
Обсуждение результатов исследования
В ходе исследования нами было выявлено, что успешной социально-психологической адаптации способствует ориентация на ценности свобода,уверенность в себе и смелость. Высоко адаптированные студенты отличаются большей уверенностью по отношению к своим менее адаптированным сокурсникам. Они легче идут на контакт, проще сближаются с другими членами группы и высказывают свое мнение — за всем этим кроется уверенность в собственной привлекательности, значимости своей личности. Ориентация на ценность жизнерадостность также способствует установлению теплых отношений с членами группы. Угрюмые же и замкнутые одногруппники не вызывают симпатии и остаются не у дел. Неуверенность и нерешительность последних заставляет их вести себя по типу «не очень-то и хотелось». Многие из низко адаптированных студентов отмечали, что у них нет друзей и приятелей в группе, что им все равно с кем учиться.
Высокая значимость ценности терпимость к себе и окружающим в ценностной иерархии низко адаптированных студентов может приводить к тому, что они оказываются не способными критически оценить собственные недостатки и скорректировать свое поведение. Здесь, на наш взгляд, стоит сделать акцент именно на первой части формулировки данной ценности: «Терпимость по отношению к себе». Как правило, низко адаптированные студенты гораздо чаще вступают в конфликты с другими членами группы, призывая к справедливости и честности. Также важно отметить, что в иерархии ценностных ориентаций низко адаптированных студентов прослеживается «индивидуалистическая» направленность: высокая значимость ценностей стимуляция и самостоятельность, с одной стороны,
и низкая значимость ценности счастье других, с другой. «Отчужденность» от остальных членов группы, вероятно, заставляет низко адаптированных студентов искать утешение в семье, значимость которой при этом возрастает.
Ориентация на ценности активная жизненная позиция, развлечения, доброта и жизнерадостность помогают успешной нервно-психической адаптации. Видимо, способность «отвлечься» и даже порой игнорировать учебные дела и связанные с ними перегрузки и умение быстро забывать обиды способствуют сохранению здоровья и хорошего самочувствия.
Ориентация же на ценности самостоятельность, независимость и стимуляция повышает риск нервно-психической дезадаптированности. Вероятно, постоянное стремление к автономности и новизне требует немало психических затрат. Направленность на достижения и непримиримость к недостаткам в себе и окружающих, а также низкая значимость ценности терпимость к себе и окружающим могут привести к недовольству собой, конфликтам (как внутренним, так и внешним) и возрастанию нервно-психической напряженности.
Выводы
Адаптация личности студента к условиям обучения в вузе — сложный, многомерный, полифакторный процесс, имеющий определенную специфику и динамику протекания на начальном этапе обучения в вузе. На успешность адаптации влияют особенности системы ценностных ориентаций личности студента. Доминирование ориентаций на определенные ценности способствует повышению эффективности социально-психологической и нервнопсихической адаптации соответственно.
Литература
1. Березовин Н. А. Адаптация студентов и НОТ: учеб.-метод. пособие, Минск, 1990.
2. Глоточкин А. Д. О личности, социально-психологической адаптации. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе: сб. науч. тезисов / под ред. Н. А. Амшанникова. Тверь, 1994. 148 с.
3. Живаев Н. Г., Румянцева Ю. С. Юркина М. С. Особенности адаптации первокурсников в вузе // Ярославский педагог. вестник. М.; Ярославль, 2007. Вып. 22. С.145.
4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70с.
5. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журнал. Томск, 1998. № 7. С. 25-29.
6. Красовский А. С., Нгуен Н. К. Адаптация выпускников школ к учебно-профессиональной и трудовой деятельности: Методические основы проведения исследования. Минск, 1989. 140 с.
7. Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 76 с.
8. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. 200 с.
9. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2005. 352 с.
10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 2002. С. 457-465.
11. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. 264 с.