DOI: 10.24412/2470-1262-2022-3-78-83
УДК (UDC)304.5
Asanbek T. Akmataliev, International Uzgen Institute of Technology and Education
by academician B. Murzubraimov, Uzgen, Kyrgyz Republic Erkaiym K. Sharipova, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic Abdisatar Ys.Ergeshov, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic
Акматалиев Асанбек Т., Международный Узгенский институт технологии и образования имени академика Б.Мурзубраимова ОшТУ,
Узген, Кыргызская Республика Шапирова Эркаым К., Ошский государственный университет, Ош, Кыргызская Республика Эргешов Абдисатар Ы., Ошский государственный университет, Ош, Кыргызская Республика
For citation: Akmataliev Asanbek T., Sharipova Erkaiym K.,
Ergeshov Abdisatar Ys., (2022). Value Orientations as Elements Moral Consciousness. Cross-Cultural Studies: Education and Science, Vol. 7, Issue 3 (2022), pp. 78-83 (in USA)
Manuscript received: 13/10/2022 Accepted for publication: 20/11/2022 The author has read and approved the final manuscript.
CC BY 4.0
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
VALUE ORIENTATIONS AS ELEMENTS MORAL CONSCIOUSNESS
Abstract:
This article deals with the problem of value orientations as elements of moral consciousness, it also says that value orientation is a basic element of moral consciousness that provides a general direction for the behavior of individuals, a socially significant choice of goals, values, ways of regulating behavior, its forms and style. Values and value orientations, being the core of public moral consciousness, around which both elements of the theoretical and everyday levels are united, play an integrative role in the organization of the entire system. Moral consciousness is represented 78
by two levels: everyday and theoretical, the boundaries between which are mobile, so that individual structural elements (norms, assessments, concepts) can function at both levels. More stable structural elements of ordinary moral consciousness are customs and traditions, and theoretical ones are ideals. Values and value orientations act as an integrative principle that unites all elements together.
Keywords: value orientations, moral consciousness, morality, information, personality, individual, element, traditions, subject, motive
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема ценностных ориентаций как элементы морального сознания, ценностная ориентация анализируется как базовый элемент нравственного сознания, обеспечивающий общую направленность поведения индивидов, социально значимый выбор ими целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля. Ценности и ценностные ориентации, являясь ядром общественного морального сознания, вокруг которого объединяются как элементы теоретического, так и обыденного его уровней, выполняют интегративную роль в организации всей системы. Нравственное сознание представлено двумя уровнями: обыденным и теоретическим, границы между которыми подвижны, так что отдельные структурные элементы (нормы, оценки, понятия) могут функционировать на обоих уровнях. Более устойчивыми структурными элементами обыденного нравственного сознания являются обычаи и традиции, а теоретического -идеалы. Интегративным началом, объединяющим все элементы воедино, выступают ценности и ценностные ориентации.
Ключевые слова: ценностные ориентации, моральное сознание, нравственность, информация, личность, индивид, элемент, традиции, субъект, мотив
Введение
В структуре ценностных ориентаций важное место принадлежит и поведенческому элементу, который представляет собой «практическое выражение» ценностных ориентаций, учет «реальных возможностей» человека в данной деятельности. Его реализацию можно проследить на примере нравственной активности субъекта, которая должна занимать, по нашему мнению, ведущее место среди других форм социальной активности, поскольку, как совершенно справедливо замечает Т.Н. Мальковская, именно «нравственные ценности... определяют направленность всех форм социальной активности» [1, с. 13].
Однако в литературе понятие «нравственная активность» встречается крайне редко, и сам термин практически не используется. Один из немногих исследователей данного феномена, Н.Д. Зотов, пишет: «Нравственную активность можно рассматривать как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества» [2, с. 128]. Характеризуя нравственно активную личность, Н.Д. Зотов отмечает, что «это личность, чаще всего совершающая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, личность, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь» [2, с. 5].
Такое утверждение представляется нам справедливым, но лишь при условии, что «другие», с которыми идет сравнение, сами по себе достаточно нравственны. Кроме того, здесь речь идет о зрелой личности, между тем нравственная активность формируется длительно и поэтапно.
В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила, глубина этих
чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.
Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для «тренировки» нравственного поведения.
В ранней юности у человека формируются нравственные представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, индивид становится способным самостоятельно осуществлять нравственный выбор.
Мы полагаем, что нравственную активность можно рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития нравственного сознания личности. Нравственную активность можно определить, на наш взгляд, как такое деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо относящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственную позицию.
Итак, рассмотрение нравственной активности позволяет наиболее полно раскрыть поведенческий элемент структуры ценностных ориентаций, последние же, в свою очередь, играют важную роль в формировании нравственной активности, определяя ее направленность, содержание, формы выражения, цели и средства нравственного самосовершенствования личности.
Обзор литературы
Ценностные ориентации как элементы морального сознания выполняют ряд функций. Исследователем Э.В. Соколовым, мнение которого мы разделяем, выделяются следующие важнейшие функции ценностных ориентаций: экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [3, с. 174-179].
Таким образом, в ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания мы видим, с одной стороны, те формы, в которых систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с другой - те ориентиры поведения, которые определяют его направленность и выступают конечными основаниями моральных оценок.
Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом «должных» нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается, прежде всего, механизмом внутреннего самоконтроля, совестью. 80
Обсуждение
Особенностью системы ценностей общественного морального сознания является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее его состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается система, иерархия ценностей.
Изменения в ценностной структуре нравственного сознания - это, прежде всего, смена ведущей, основной ценностной ориентации, задающей нормативную определенность таким ценностно-мировоззренческим представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал и др., играющей роль «аксиологической пружины», передающей свою активность всем остальным звеньям системы [4, с. 45].
Общественная потребность в новом типе нравственного сознания появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в нравственном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих нравственных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей [5, с.322].
Новая ведущая ценностная ориентация, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему моральных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Как отмечают отечественные психологи Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Е. Шерозия и др., перестройка системы ценностных ориентаций, изменение субординации между ценностями свидетельствуют о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов.
Итак, ценностная ориентация - это базовый элемент нравственного сознания, обеспечивающий общую направленность поведения индивидов, социально значимый выбор ими целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.
Ценности и ценностные ориентации, являясь ядром общественного морального сознания, вокруг которого объединяются как элементы теоретического, так и обыденного его уровней, выполняют интегративную роль в организации всей системы.
Нравственное сознание представлено двумя уровнями: обыденным и теоретическим, границы между которыми подвижны, так что отдельные структурные элементы (нормы, оценки, понятия) могут функционировать на обоих уровнях. Более устойчивыми структурными элементами обыденного нравственного сознания являются обычаи и традиции, а теоретического - идеалы. Интегративным началом, объединяющим все элементы воедино, выступают ценности и ценностные ориентации.
Проведенный анализ структуры нравственного сознания позволяет сделать вывод о том, что это сложное системное образование представлено множеством элементов, большинство из которых достаточно подвижно, так что отнесение их к обыденному или теоретическому уровням является достаточно условным.
Представленные структурные элементы, будучи тесно связанные друг с другом, в то же время имеют и свои отличительные черты, что, однако, не исключает выполнение каждым из них в той или иной степени основной функции нравственного сознания -регуляции поведения людей в обществе.
В качестве базовых элементов нравственного сознания правомерно и целесообразно выделять ценности и ценностные ориентации, поскольку, во-первых, с их помощью выражается общая оценочно-императивная устремленность сознания людей на достижение тех или иных целей. Во-вторых, ценности и ценностные ориентации вбирают в себя систему личностных смыслов отражаемого субъектом мира. И, в-третьих, ценности и ценностные ориентации являются связующим звеном нравственного сознания и поведения человека. Ценностная основа моральных норм состоит в том, что в них содержится информация о
81
правильном и неправильном, о добре и зле, руководствуясь которой человек выбирает оптимальный вариант нравственного поведения. Задавая определенную меру, рамки индивидуальному поведению, нормы способствуют упорядочению человеческих отношений. Ценностная основа моральных норм состоит в том, что в них содержится информация о правильном и неправильном, о добре и зле, руководствуясь которой человек выбирает оптимальный вариант нравственного поведения. Задавая определенную меру, рамки индивидуальному поведению, нормы способствуют упорядочению человеческих отношений.
Существует психологический аспект ценностей и ценностных ориентаций, которые, будучи структурными элементами нравственного сознания, органически входят в состав мотивов и стимулов всех видов и форм деятельности субъектов, определяя ее направленность. Включение ценностных ориентаций в структуру нравственного сознания позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества и той среды, в которой формировалась личность, и где протекает повседневная жизнедеятельность человека. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности.
Обобщение
Итак, следует отметить, что важным элементом в ценностной системе нравственного сознания являются моральные понятия, представляющие собой высший уровень обобщения, к которым относятся добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни и др. Одними из первых сформированных теоретических понятий общественного морального сознания стали добро и зло. Эти ценностные понятия нравственного сознания представляют собой форму отражения взаимодействия и взаимоотношений между людьми и носят исторически изменчивый характер. Однако, несмотря на это, суть этих понятий заключается в том, что под «добром» в любые времена и эпохи понимали то, что считается нравственным, достойным подражания, а под «злом» - противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Поступки людей оцениваются как добро, если они находятся в соответствии с моральными нормами общества, и как зло, если противоречат этим нормам.
Ядром системы нравственных ценностей являются нравственные принципы, через которые раскрывается сущность моральной системы общества, ее социально-исторический смысл. Они возникают тогда, когда появляется необходимость в более гибком и универсальном руководстве для человека, имеющем одновременно и мировоззренческое, и повседневно-регулятивное значение. Нравственные принципы - это широко сформированные нормативные предписания, основополагающие «начала», сущностные законы. В них, с одной стороны, фиксируется сущность, «назначение» человека, раскрываются ему смысл и общая цель его многообразных действий, а с другой - являются ориентирами для выработки конкретных решений на каждый день. В принципах, в отличие от норм, не задается каких-либо готовых моделей и образцов поведения, а дается лишь общая направленность поведения. В них также содержатся элементы общечеловеческого, закрепляется опыт многих поколений.
References:
1. Malkovskaya, T.N. Psychological and pedagogical foundations for the formation of a socially active position of schoolchildren / T.N. Malkovskaya // Formation of an active life position of schoolchildren. - M., 1979. - S. 7-18.
2. Zotov, N.D. Personality as a subject of moral activity: nature and formation / N.D. Zotov. -Tomsk: TSU, 1984. - 248 p.
3. Sokolov, E.V. Culture and personality / E.V. Sokolov. - L.: Nauka, 1972. - 226 p.
4. Neshev, K. Ethics of happiness / translated from Bulgarian. / K. Neshev. - M.: Knowledge, 1982. - 64 p.
5. Novgorodtsev, P.I. On the social ideal / P.I. Novgorodtsev. - M.: Press, 1991. - 640 p.
6. Akmataliev A.T., Seydalieva M.K. The role of moral education in the development of ecological consciousness. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48619593 [Electronic resource] // The American scholarly journal Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES) ISSN-2470-1262 is both moderated and refereed. USA. Volume 7, Issue II, June 2022. - С. 82-86. (date of the application: 18.08.2022)
Список литературы:
1. 1.Мальковская, Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников / Т.Н. Мальковская // Формирование активной жизненной позиции школьников. - М., 1979. - С. 7-18.
2. Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление / Н.Д. Зотов. - Томск: ТГУ, 1984. - 248 с.
3. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов. - Л.: Наука, 1972. - 226 с.
4. Нешев, К. Этика счастья / перевод с болг. / К. Нешев. - М.: Знание, 1982. - 64 с.
5. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. - М.: Пресса, 1991. - 640 с.
6. Акматалиев А.Т., Сейдалиева М.К. Роль нравственного воспитания в развитии экологического сознания. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48619593 [Электронный ресурс] // The American scholarly journal Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES) ISSN-2470-1262 is both moderated and refereed. USA. Volume 7, Issue II, June 2022. - С. 82-86. (дата обращения: 18.08.2022)
Information about Authors:
Akmataliev Asanbek Turgunbaevich - Director of the International Uzgen Institute of Technology and Education by academician B. Murzubraimov OshTU, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor. Kyrgyz Republic, Uzgen city, tel.: 0996550451059, e-mail: [email protected], postal address: Manas Street, Uzgen city, Kyrgyz Republic. ind. 723600.
E-mail: akmataliev. asanbek@mail. ru
Sharipova Erkaiym Kozuevna - Doctor of Philosophical Science, Professor, Osh State University, e. sharipova_kg@mail. ru
Ergeshov Abdisatar Ysmanalievich - Osh State University, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Kyrgyz Republic, Osh city.
Acknowledgments: We thank colleagues for valuable advice during the research and editing of the article and reviewers for their valuable suggestions. Contribution of the Authors. The work is solely that of the authors.