УДК 316.328
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3
А. Н. Смирнова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РИСКИ ПОДРОСТКОВ
В современном обществе особую остроту и актуальность имеет проблема подростковой девиантности, поэтому необходимо принять эффективные меры для ее решения на теоретическом и практическом уровнях. Исследователи и практики говорят о необходимости развития комплексного подхода к ее профилактике, об интеграции современных идей и разработок, накопленных в различных областях знаний. Важно также организовать углубленные исследования причин девиантного поведения, проанализировать соотношение факторов риска и защитных факторов в природе подростковой девиантности.
Для разработки действенных профилактических программ необходимо принимать во внимание видение самими клиентами (подростками) той ситуации, в которой они находятся, природу их отношения к себе и систему отношений с другими. Ведь то, что не соотнесено с интересами и потребностями человека, не имеет для него ценности. Если сказать, используя термины последователей понимающей социологии, соотнесение проводимой профилактической деятельности с субъективным взглядом клиентов «придаст ей смысл». Сообщение смысла одновременно придает ему ценность. Тогда вовлеченность в работу по этим программам становится «социальным действием», которому свойственны две характеристики: осознание значения, которое сам деятель придает своему поступку, то есть его субъективный смысл, и осведомленность деятеля о том, каковы ожидания и требования окружающих людей к его поведению (так называемая «ориентация на других») [1].
Исходя из методологии понимающей социологии, мы можем проанализировать социальные действия, посредством проникновения (их понимания и интерпретации) в те смыслы и значения, которые им придают сами люди. Вслед за Максом Вебером можно говорить о том, что это становится задачей социологии, которая «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [2, с. 602]. Эти причинно-следственные связи могут быть обнаружены в субъективном значении событий для его участников. Таким образом, задача социологии состоит в том, чтобы понять эти значения. Понять — значит выяснить субъективные значения событий.
Что нам важно понимать о подростках как о клиентах профилактических программ? Какой смысл и значение они придают своему поведению, что вовлекает их в совершение девиантных поступков? Что для них является отклонением от нормы в поведении, а что нет? Какие цели и ценностные ориентации (их роль особенно значима, так как именно ценности становятся мощными мотиваторами поведения) присущи современным подросткам? А. Г. Здравомыслов писал: «Духовные стремления, принципы, нормы нравственности относятся не столько к сфере действия интересов, сколько к области ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь дальнейшее развитие: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, "превращаются" в ценности» [3, с. 160]. Возможно, зная особенности восприятия
© А. Н. Смирнова, 2011
подростками окружающей действительности, субъективные значения, которыми они наделяют свои поступки, систему ценностей, которая им присуща, специалисты в различных областях смогут разработать более действенные программы профилактики их девиантного поведения.
Автором проведено исследование с целью изучения отношения подростков к жизненно важным сферам их деятельности и анализа полученных результатов с точки зрения основных риск- и защитных факторов девиантного поведения. В исследовании были использованы следующие методы:
1. Авторская анкета, в которой выделены блоки вопросов для выяснения взаимоотношений подростков с окружающей средой (родителями, сверстниками, учителями), нравственных ориентиров подростков, их планов на будущее, отношения к различным формам девиантного поведения, а также к некоторым социальным проблемам, институтам и проводимым профилактическим программам.
2. Проектированная методика «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви), использование которой «обогащает» результаты анкетирования. Данная процедура позволяет выявить глубинную систему отношений подростка к самому себе, своей семье, к друзьям, представителям своего и противоположного пола, отношение к испытываемым страхам и опасениям, к прошлому и будущему, а также жизненные цели и ценности. Методика была частично модифицирована в соответствии с целями исследования — добавлены незаконченные предложения, позволяющие выявить отношение подростков к курению, алкоголю, наркотикам, различным формам делинквент-ного поведения.
3. Используемая в психологии методика «Самоактуализационный тест» (САМОАЛ), основаннная на теории самоактуализации А. Маслоу. Выделенные в ней шкалы ценностей, потребности в познании, самопонимания, ориентации во времени, взгляд на природу человека, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, ауто-симпатия, контактность, гибкость в общении также позволяют выявить некоторые элементы ценностно-мотивационной, смысловой сферы современных подростков.
Совмещение количественных и качественных методов исследования позволяет приблизиться к пониманию повседневной жизни современных подростков, субъективных значений их действий.
В исследовании приняли участие 553 подростка в возрасте от 11 до 18 лет, основную выборку (79,9%) составили подростки 13-15 лет. Выборка была разделена на группы: подростки с нормативным поведением — 191 чел. (34,5%), подростки группы риска (положительные ответы о курении, употреблении алкоголя, отмечены проблемы с милицией) — 249 чел. (45%) и девиантные подростки, употребляющие наркотики и/или стоящие на учете в милиции — 113 чел. (20,4%).
Не имея возможности здесь представить все полученные результаты исследования, в данной статье остановимся на описании тех из них, которые вскрывают структуру ценностей подростков, относящихся к каждой из этих групп.
В философии, социологии, этике и психологии существует множество трактовок и определений ценностей, проведены исследования, направленные на изучение ценностных ориентаций людей. Одним из наиболее богатых и методически обоснованных направлений исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в 60-70 годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность М. Рокич
определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [цит по: 4].
Для целей нашего исследования используется наиболее общее понятие «ценность» как нечто наиболее важное и значимое для человека. Согласно М. Веберу, можно говорить о ценностях, как о том, на что человек ориентируется в своей жизни, что принимает во внимание, что дает ему возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих впечатлений, мыслей и желаний. Таким образом, суждения подростков о том, что они хотели бы в жизни больше всего и что может сделать их счастливыми, могут быть рассмотрены как проекция их жизненных ценностей1. Преимущество этого состоит в том, что подросткам не предлагалось какого-то изначально заданного набора ценностей, что могло подталкивать их к тому или иному выбору, вдобавок классическая процедура ранжирования ценностей может быть достаточно трудоемка и утомительна для подростков. В то время как, заканчивая предложения, подросток в достаточно мягкой и даже игровой форме может «обнажить» свои истинные желания и цели. В определенной степени снимается эффект социальной «желательности», так как респонденты реже контролируют норму, если самостоятельно формулируют свои мысли.
Был проведен контент-анализ 1036 суждений подростков, которыми они заканчивали предложения. В качестве категории для анализа была выбрана типология ценностей, предложенная Н. И. Лапиным и его коллегами в рамках фундаментального исследования базовых ценностей россиян («Наши ценности сегодня» — пять волн общероссийского мониторинга в 1990, 1994, 1998, 2002 и 2006 гг.). Группа разработчиков пришла к оптимальному перечню из 14 базовых ценностей, которые могут быть рассмотрены с учетом различных типологических оснований: это наиболее общие, базовые ценности, представляющие терминальные ценности-цели и инструментальные ценности-средства, которые могут быть дифференцированы на культурные типы (традиционные, общечеловеческие, современные) и соотнесены с потребностями индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные) [5, 6]. Некоторые подростковые суждения были оценены со знаком «минус», что означало отрицание респондентом той или иной ценности.
В соответствии с данной типологией ценностей, ниже представлены полученные результаты, раскрывающие психологию подросткового возраста и особенности восприятия современными подростками окружающей действительности. Табл. 1 иллюстрирует ранжирование ценностей подростков и их распространенность в зависимости от принадлежности к группе (сравнивались только 2 группы: группа подростков с нормативным поведением и группа девиантных подростков).
1. Большинство суждений подростков можно отнести к ценностной категории «Благополучие» (доходы, комфорт своей жизни, здоровье). «Жить богато», «иметь много денег», «стать миллионером» — те желания, цели и то, что может сделать счастливыми — 21,7% респондентов (78 суждений). Комфортабельная жизнь и наличие всех ее атрибутов («большой дом у моря», «устроить будущее» «иметь виллу, машину, кра-
1 В рамках работы по методике «Незаконченные предложения» респондентам предлагалось закончить следующие предложения: «Я всегда хотел(а) ...», «Я мог(ла) бы быть очень счастливым (-ой) ...», «Моим скрытым желанием в жизни ...», «Больше всего я хотел(а) бы в жизни ...»
Таблица 1. Структура ценностей современных подростков
Ценности, их распространенность Ранг Количество положительных суждений Количество отрицательных суждений % от всех ответов Подростки группы «норма» (%) Девиантные подростки (%)
Благополучие 1 190 0 18,3 20,5 9,5
Семья 2 148 0 14,2 14,1 16,5
Авторитетность 3 84 0 8,1 10,2 4,5
Вольность 4 71 0 6,8 3,1 10,5
Жизнь 5 62 33 5,98 (3,2) 5,7 (1,6) 7,0 (3,5)
Работа (учеба) 6 54 4 5,2 (0,4) 7,8 (0,8) 1,0
Общение 7 39 5 3,8 (0,5) 4,3 (0,2) 1,5 (0,5)
Свобода 8 38 0 3,7 3,9 2,5
Инициативность 9 23 2 2,2 (0,2) 3,1 (0,1) 0,5
Нравственность 10 22 0 2,1 2,05 1,5 (0,5)
Независимость 11 14 0 1,35 1,6 0,0
Традиционность 12 11 0 1,2 1,0 2,0
Самопожертвование 13 4 0 0,4 0,2 0,5
Законность 14 3 26 0,3 (2,5) 0,6 (0,4) 0,0 (9,0)
759 71 80,1
ОТКАЗ (пропуск, «не знаю», «не скажу») 206 19,8 18,4 29,0
савицу жену-модель», «Мерседес и 10000000 долларов», «телефон самый навороченный», «у меня было все, что я хочу», «мне купили скутер» и др.) — то, что ценится многими подростками (97 суждений). 6 суждений касались желания уехать из России и жить в других странах («уехать отсюда», «жила бы в Германии» и др.). Здоровье и здоровый образ жизни как показатель благополучия («быть здоровой», «заниматься спортом», «чтобы никто из моих близких не болел») был отмечен лишь в 9 суждениях. Такой акцент на материальные ценности может быть объяснен неудовлетворенностью подростками своим материальным положением, а также тем, что современным подросткам в большей степени присуща ценностная ориентация «иметь» нежели «быть», что в значительной степени зависит и от культурных норм современного российского общества. Подростки стремятся к благополучной жизни в соответствии с образом успешного человека как богатого на шикарном автомобиле с телефоном последнего поколения, иными словами, образом, навязанным в числе прочего и СМИ.
2. Семья. В этой категории оказались суждения, подчеркивающие важность родительской семьи (33,8% суждений в данной категории): желание иметь обоих родителей и хорошие отношения с ними, отсутствие проблем в семье («жить с родителями», «был отец», «в семье не было проблем», «родители не ссорились, мира в доме»), иметь
братьев и сестер, расширенную семью («у меня была бабушка», «иметь сестру или брата, и чтобы меня поддерживали» и др.).
Оказалось важным и личное счастье (66,2%): любовь («встретила любовь», «познакомиться с девушкой», «любить и быть любимой» и др.), создание собственной семьи и продолжение рода («в будущем иметь суперскую семью», «я поженился», «стать хорошей мамой», «иметь ребенка» и др.). Данные отражают все еще большую значимость родительской семьи для подростков, но и уже выходящие на первый план любовные отношения.
3. Авторитетность — способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы. В подростковом возрасте умение влиять на других людей, добиваться их расположения, быть лучше всех приобретает все большую значимость. Это и нашло отражение в суждениях 23,2% подростков: «быть первым во всем», «быть лучшим», «чтобы меня уважали», «стать знаменитостью», «крутым и сильным» и др.
4. Вольность может рассматриваться как архаичная «свобода от.» ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности. Стремление к развлечениям, необременительному времяпровождению, отсутствию обязанностей, приятной свободной от дел жизни было выражено в таких суждениях как «гулять допоздна», «провести жизнь весело», «<все игры на свете», «не было школы». В контексте подростковой психологии эта ценность может также пониматься как огульное стремление к различным формам социально-ролевого экспериментирования, в том числе и в де-виантном проявлении («нажраться», «анархия!», «отыиметь девушку», «женщину резиновую»).
5. Жизнь человека как высшая ценность, самоценность, стремление к внутренней гармонии, познанию себя, счастью как состоянию высшего удовлетворения жизнью («быть счастливой», «познать саму себя», «больше узнать о своей жизни», «жить» и др.). Подростковый возраст выделяется как критический период для формирования личностного самоопределения, связанного с выработкой идентичности и соответствующих механизмов самоорганизации и управления своим поведением. Эти процессы проявляются в повышенном интересе в этом возрасте к самому себе и смыслу своего существования: «Кто я?», «Зачем я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Кем я стану?», «Кем я хочу и должен быть?». Сложность психических процессов на данной стадии также вызывает тревожные драматичные переживания подростков, эмоциональную неуравновешенность, кризис идентичности может переживаться как «потеря себя» и сопровождаться резкими колебаниями по шкале самооценки от чувства полного ничтожества до бреда величия. Этим можно объяснить и большое количество негативных суждений в данной категории (34,7%): «родилась другой», «быть другим», «ничего не хотела бы», «нырнуть в бездну», «умереть и жить дальше» и др.
6. Работа (учеба) — получение образования и профессия как самоценный смысл жизни, а также как средство заработать и приобрести уважение. В данной категории могут быть выделены ценность познания, расширения своего кругозора, интеллектуальное развитие. Подростковый возраст — это важный период для профессионального самоопределения, смены ролей, принятия важных решений, касающихся профессии и дальнейшей жизни. Выделялись суждения, отражающие желание хорошо учиться («хорошо учиться», «учиться только на 5» и др.), расширения своего образования («хорошо знать историю», «знать много языков» и др.), стать каким-то конкретным
специалистом (дизайнером, ветеринаром, механиком, программистом и др.), найти любимое дело («найти любимую работу», «нашел любимое дело в жизни» и др.) или просто получить высшее образование («поступить с институт», «в университет» и др.).
7. Общение. В подростковом возрасте общение представляет большую ценность, а общение со сверстниками порой превращается в смысл существования. Группа становится ведущим фактором развития личности. Протекание процессов формирования идентичности, смены социальной позиции, постоянной переоценки ценностей неотделимо от общения с ближайшим социальным окружением. Были выделены следующие субкатегории: быть среди людей, хорошие, понимающие взаимоотношения (34,2% суждений в данной категории) — «быть среди всех», «меня понимали», «доброго отношения к себе», дружба (34,2%) — «быть с друзьями» «много друзей», общение с животными (31,6%) — «иметь кота», «иметь свою лошадь (я их очень люблю!)», «чтобы свинка вернулась».
8. Свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свободы для...» реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида. Стремление подростков к максимально полному использованию своих возможностей, сил и способностей, полноте и эмоциональной насыщенности жизни, возможности творческой деятельности. Находясь на особой стадии развития между детством и взрослостью, подросток ощущает все более открывающиеся перед ним возможности нахождения себя. Эта ценность отражает, насколько подростки видят для себя пути проживания творческой и насыщенной жизни: «воплотить свою мечту», «объездить мир», «увидеть Лондон», «что-нибудь очень интересное» и др.
9. Инициативность, предприимчивость. Желание подростков достигать поставленных целей и естественная в этом возрасте потребность выразить себя, выделиться: «добиться своей цели», «полететь в космос», «прыгнуть с парашютом» и др.
10. Нравственность как качество человека вести себя в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами. Можно выделить суждения подростков с точки зрения не только их желания становиться лучше («стать человеком», «быть лучше» и др.), но и желания видеть окружающий мир лучшим («мир на всей земле», «все были добрые и не дрались» и др.).
11. Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям. В рамках данного исследования данная ценность рассматривалась в качестве осознаваемого подростком «чувства взрослости». Желание стать взрослым, самостоятельным, отделиться от родителей — одна из отличительных черт подросткового периода. При этом в исследовании только 5,4% подростков выразили это стремление: «повзрослеть», «могла жить без родителей», «быть самостоятельным» и др.
12. Традиционность — уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств. Суждения типа «стать большой, работать, быть замужем», «научиться жить так, как нужно» и стремление к «спокойной жизни» не получили широкого распространения среди подростков.
13. Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе. Альтруистические ценности не осознаны современными подростками, только 4 суждения можно отнести к этой категории: «делать добро», «имел много денег и всем помогал», «стать спасателем», «всем хорошо».
14. Наименее значимой и распространенной оказалась ценность «законность», рассматриваемая как установленный государством порядок, который обеспечивает
безопасность индивида, равноправность его отношений с другими. 2 суждения, которые были отнесены к этой категории — «жить без опаски» и «<...не было преступлений и опасностей». При этом данная категория занимает 2-е место (26 высказываний) в рейтинге отрицаемых ценностей в связи с распространенностью ярко выраженных антисоциальных желаний девиантных подростков (24% подростков этой группы высказались в той или иной степени в противозаконном «ключе»). Были высказаны 17 суждений, связанных с употреблением наркотиков: «1 кг гаша», «был наркотик», «нюхнуть», «пыхнуть» и др.; 9 суждений связаны с желанием проявлять насилие: «убивать», «убить всех», «убить мента» и др.
Сравнивая структуру ценностей подростков разных групп, можно представить следующие отличительные особенности. В рейтинге ценностей девиантных подростков (табл. 1) высший ранг имеет «семья» (с преобладанием суждений субкатегории «личное счастье», отражающих ценности «любви», — 60% суждений данной категории). На второе место выходит ценность «вольность», которая, согласно проведенному корреляционному анализу, выступает специфически важной для этой группы подростков (р = 0,219 при р < 0,01). Ценность «работа, учеба» «опускается» в рейтинге ценностей девиантных подростков до 10-го места (у подростков с нормативным поведением — 4-е!), что демонстрирует факт отсутствия выраженной потребности в познании, планов на получение профессии. Потребность в познании — одна из ключевых характеристик самоактуализирующейся личности, ее слабая выраженность у девиантных подростков была подтверждена наличием значимой отрицательной корреляционной связи по методике САМОАЛ (р = -0,218 при р < 0,01). Здесь же можно отметить, что процесс самоактуализации у девиантных подростков менее выражен по сравнению с подростками других групп (р = -0,230 при р < 0,01).
В целом данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать некоторые выводы относительно системы ценностей современных подростков и их восприятия окружающей действительности, во многом структурированных посредством этих ценностей:
1. Лидирующие позиции в рейтинге ценностей современных подростков занимает семья: будь то значимость отношений с родителями, любовь или создание собственной семьи.
2. У девиантных подростков отмечается сниженная потребность в познании и выраженное стремление к «вольности» как «свободе от..» (зачастую в противозаконном «ключе»).
3. В структуре ценностей подростков преобладают ценности индивидуального характера, для одних это комфортабельная, материально обеспеченная жизнь, для других — развлечения и необременительное времяпровождение, для третьих — получение образования и желание «устроить будущее».
4. Несмотря на предпочтение материальных ценностей, подростков волнуют вопросы познания себя, желания быть любимыми и умения оказывать влияние на других людей.
5. Большое в процентном соотношении количество респондентов, не сумевших или затруднившихся закончить предложения об их желаниях и целях (206 «отказов»), говорит о том, что система ценностей современных подростков не является в полной мере проясненной и отрефлексированной.
Таким образом, в профилактику девиантного поведения подростков необходимо включать работу с ценностно-мотивационной сферой подростков, помощь им в познании себя, развивать их коммуникативные навыки, включать элементы профкон-сультационной и профориентационной работы, помогать подросткам в переходе от ориентации на «свободу от.. » на ориентацию «свободу для..». При реализации принципа, получившего в англоязычной литературе название «4 Cs» [б], профилактические мероприятия должны быть направлены на личностный рост (Consciousness-raising), формирование социальной компетентности (Competencies), расширение социальных контактов и эмоционально-окрашенных межличностных связей (Connection with others), изменение норм и ценностей подростков и окружающей его среды (Change in community norms and values). Это позволит сделать профилактику более действенной и значимой для клиентов.
Литература
1. Кравченко Е. И. Макс Вебер. М.: Весь мир, 2009. 223 с.
2. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
3. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 198б. 223 с.
4. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
5. Лапин Н. А. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 199б. № 5. С. 3-23.
6. Encyclopaedia of Primary Prevention and Health. Promotion / (ed. by) ^omas Gullotta and Martin Bloom. New York: Kluwer. Academic/Plenum Publishers, 2003.
7. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / сост. и ред. Н. И. Лапин и Л. А. Беляева. М.: Academia, 2009.
Статья поступила в редакцию 29 марта 2011 г.