УДК 378 ББК 74.480.05
Хуснуллина Нэлли Хисматуллаевна аспирант г. Челябинск Khusnullina Nelly Khismatulaevna
Post-graduate
Chelyabinsk
Ценностные ориентации: формирование у будущих менеджеров
ресторанного бизнеса на учебных занятиях по иностранному языку Future Restaurant Business Managers’ Value Orientations Forming While Foreign Language Teaching
В статье представлен философско-педагогический анализ процесса формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса; представлена система и методика ее реализации в процессе обучения иностранному языку.
The article presents philosophical and pedagogical analysis of the future restaurant business managers’ value orientations forming process as well as the system and methods of its realization while teaching a foreign language.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, формирование, менеджер, иностранный язык, ресторанный бизнес.
Key words: value, value orientations, forming, manager, foreign language, restaurant business.
Понятие ценностных ориентаций личности исходит из гуманистических философских течений этики, в которой ценности рассматриваются как важнейшая составляющая структуры личности. Выявление своеобразия феномена ценности находит отражение в трудах Г. Лотце, М. Хайдеггера, Ф. Ницше, Э. Трельча, А. Маслоу и др. Значимыми являются исследования отечественных ученых А.Здравомыслова, О. Дробницкого, Г. Выжлецова, Н. Е. Щурковой, В. А. Сластенина и др.
Ценностная ориентация в науке понимается как «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении» [1, с. 1330].
Мы в своем исследовании под «ценностными ориентациями» понимаем смысл жизни и направленность профессиональной деятельности человека в соответствии с его индивидуальными интересами, потребностями и убеждениями, выражающие его отношение к материальным и духовным ценностям мировой культуры.
В настоящее время прослеживаются явные тенденции фрагментарного представления аксиологического аспекта в учебных планах и программах высших учебных заведений ресторанного профиля [4], но данной проблеме не уделяется должного внимания ни со стороны составителей данных планов и программ, ни со стороны преподавателей. Между тем сформированная система ценностей является важной составной частью общей культуры каждого специалиста индустрии гостеприимства, т.е. необходимость в ее формировании очевидна. На наш взгляд, одним из средств формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса может стать процесс обучения иностранному языку.
Подготовка специалистов ресторанного бизнеса становится одним из популярных направлений во многих вузах страны. Однако требования к профессионализму и к культурному уровню работников данной сферы не достигли уровня мировых стандартов, и оцениваются как средние.
Современная теория и практика управления в ресторанном хозяйстве предъявляет следующие требования к менеджеру [6, с. 282 - 283]: способность управлять собой, разумные личностные ценности, постоянный личный рост, способность формировать и развивать трудовой коллектив, высокий уровень культуры и т. д.
Особого внимания также заслуживает тот факт, что культура и ценностные ориентации менеджера на всех стадиях развития организации во многом могут определить культуру всей организации, т.е. организационную культуру, оказывающую активное воздействие на членов организации, модифицирующую их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Это свидетельствует о том, что сам менеджер должен обладать высоким уровнем культуры и развитой системой ценностных ориентаций. В большой степени влияние лидера на формирование культуры проявляется, если он является сильной, высоконравственной личностью.
В свою очередь под организационной культурой в науке понимают набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям
ориентиры их поведения и действий [2, с. 530 - 532]. Культура играет очень важную роль в жизнедеятельности предприятия и должна быть предметом пристального внимания со стороны руководства. Иначе говоря, менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении. Руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь базовые ценности организации. Это, в свою очередь, предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств самого лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.
Ведущие рестораторы России (Олег Иванов, Игорь Бухаров, Аркадий Новиков и др.) [8] в качестве наиболее частых требований, предъявляемых к современным менеджерам ресторана, выделяют следующие: приятная европейская внешность, умение работать в команде, грамотная речь, честность, пунктуальность, коммуникабельность, аккуратность, желание работать и зарабатывать, энергичность, нацеленность на профессиональный и карьерный рост.
Исходя из приведенных выше статистических данных, можно описать портрет современного специалиста индустрии гостеприимства. Сегодня востребован грамотный ресторатор с приятной внешностью, обладающий рядом важных ценностных ориентаций, таких как коммуникабельность, честность, толерантность, владеющий как минимум одним иностранным языком. Иными словами, на сегодняшний день очевидна острая необходимость в формировании у будущих рестораторов культуры, ценностных ориентаций и знаний иностранного языка.
На этот счет заслуживает внимание позиция Н. Д. Гальсковой [3], которая считает, что урок иностранного языка нацелен на приобщение студентов не только к новому способу речевого общения, но и к культуре народа, говорящего на изучаемом языке, к национально-культурной специфике речевого поведения в стране изучаемого языка. Он формирует у будущего специалиста представление о различных сферах современной жизни другого общества, его истории и культуры, что в свою очередь поможет осознать историю и культуру своего народа, повысить общий уровень культуры и нравственности самого обучаемого.
Следовательно, на уроке иностранного языка можно не только обучать будущих менеджеров ресторанного бизнеса иноязычной речи, но и повышать
уровень культуры и нравственности, формировать ценностные ориентации. Тем самым, средствами иностранного языка возможно формирование востребованного на сегодняшний день ресторатора, владеющего иностранным языком, а также высоким уровнем нравственной культуры и ценностных ориентаций.
Поскольку подготовка специалистов ресторанного бизнеса представляет собой сложный и многосторонний процесс, мы разработали систему формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса в процессе обучения иностранному языку, основная цель которой заключается в формировании у будущих рестораторов такого уровня развития ценностноориентационной сферы, который будет способствовать адекватной межкуль-турной и межпрофессиональной коммуникации.
Система формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного и гостиничного бизнеса в процессе обучения иностранному языку основана на следующих принципах: целесообразность, целостность, открытость, технологичность, интегративность, динамичность.
Разработанная нами система состоит из следующих структурных компонентов:
1) мотивационно-целевой - создание у студентов потребности нравственного поведения в сфере международного ресторанного бизнеса и установка на формирование способности и готовности участвовать в диалоге культур;
2) содержательно-процессуальный компонент включает в себя блоки общепрофессиональной и специальной подготовки: культурологическую и лингвистическую;
3) организационно-технологический компонент системы определяет формы, методы и средства формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса в процессе обучения иностранному языку;
4) критериально-уровневый компонент предполагает выделение критериев уровня сформированности ценностных ориентаций у будущих рестораторов;
5) коррекционно-оценочный компонент обеспечивает устранение недостатков процесса формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса, установление обратной связи субъектов учения, свое-
временное получение информации об эффективности формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса, развитии умений и навыков, становлении профессионально важных качеств.
В ходе реализации представленной системы у обучаемых:
1. создаются потребности нравственного поведения в сфере международного ресторанного и бизнеса, и происходит четкая и прочная установка на формирование способности и готовности участвовать в диалоге культур;
2. формируются профессионально значимые ценностные ориентации, необходимые для эффективной профессиональной деятельности и межкультур-ной коммуникации, а именно: толерантность, открытость, нравственное поведение, готовность к общению;
3. формируются: а) языковая компетенция, заключающаяся в знании системы и структуры языка и его уровней (фонетического, лексического, грамматического); владении определенным рецептивным и продуктивным минимумом для его использования в иноязычном устно-речевом общении, а также для понимания при чтении и на слух; представлении языка как аспекта деятельности;
б) общекультурная, страноведческая и информативная компетенции.
Разработанная нами методика реализации системы формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса состоит из в трех этапов (подготовительный, основной, заключительный), в ходе которых будущие менеджеры ресторанного бизнеса знакомятся с системой ценностей немецко-говорящих стран; осознают важность адекватной межкультурной коммуникации в профессиональном общении. Кроме того, у них формируется способность к самостоятельному активному высоконравственному поведению в сфере международного ресторанного бизнеса.
Обучение иностранному языку в рамках разработанной нами методики происходит в прагматическом и общеобразовательном аспектах. Прагматический аспект обучения иностранному языку связан с формированием определенного комплекса знаний, умений и навыков, совокупность которых позволяет успешно осуществлять иноязычное речевое общение. В свою очередь, общеобразовательный аспект означает рассмотрение обучения иностранному языку с
позиции его воспитательно-образовательно-развивающего воздействия на личность обучаемого.
Прагматический аспект методики формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров ресторанного бизнеса в процессе обучения иностранному языку был связан с формированием у студентов знаний, умений и навыков, владение которыми позволит им приобщиться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации. Поэтому учебный процесс при реализации данной методики главным образом нацелен на овладение студентами лексико-семантико-грамматических связей немецкого языка, позволяющих им осуществлять текстовую деятельность в наиболее типичных ситуациях общения, то есть на уровне обыденного употребления языка.
Таким образом, будущими менеджерами ресторанного бизнеса усваиваются:
• предметные знания, обусловленные ситуацией общения в сфере международного ресторанного бизнеса и реализуемые с помощью языковых средств, в том числе знания, о социальных взаимосвязях и условиях реализации, необходимых для осуществления индивидуальной коммуникативной программы;
• знания альтернативных возможностей речевого поведения, в том числе репертуар различных параметров, необходимых и достаточных для анализа ситуации общения, а также базирующиеся на этих знаниях умения оценивать ситуации общения с личной позиции и с позиции партнера по коммуникации;
• умения использовать вариативные возможности поведения, осуществлять их адекватный выбор с целью достижения результативности общения.
Реализацию общеобразовательного аспекта обучения иностранному языку в рамках представленной методики мы связываем, прежде всего, с развитием у обучающихся способности понимать цели и мотивы представителей немецкой культуры и адекватно реагировать на проявления специфики их речевого и неречевого поведения, обусловленной культурными традициями и принятыми в немецко-говорящем социуме ценностными ориентациями. Как следствие, у будущих менеджеров ресторанного бизнеса формируются коммуникабельность, толерантность, умение социально взаимодействовать с партнерами по общению, способность слышать и слушать собеседника. Кроме того, у будущих рес-
тораторов развивается положительное отношение к немецкому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, а также широкое представление о достижениях национальных культур в развитии общечеловеческой культуры; о роли родного языка и культуры в зеркале культуры других стран (Германии, Австрии, Швейцарии). На наш взгляд именно эти аспекты способствуют становлению личности, принадлежащей к определенному языковому сообществу, а также развитию ее общечеловеческого сознания.
Реализация разработанной нами методики главным образом основывается на разговорных текстах, возможности которых убеждают нас в том, что учебные занятия по иностранному языку являются эффективным средством формирования ценностных ориентаций личности. На основе текстов происходит формирование нравственной личности, способной существовать в поликультурном окружении. Поскольку при работе над текстом имеет место, кроме познавательной, еще и ценностно-ориентационная деятельность, то мы в своем исследовании опираемся не только на мыслительные процессы, но и на эмоциональные, так как именно в них отражается значение какого-либо объекта или явления для личности.
Вслед за С. Г. Тер-Минасовой мы считаем, что иностранный язык является средством углубления и совершенствования профессиональных знаний, т.е. выполняет профессионально-ориентировочную функцию [7]. Именно поэтому для обеспечения влияния иностранного языка на профессиональную подготовку студентов постоянно учитывается логика профилирующего учебного предмета, т.е. ресторанного менеджмента. В процессе обучения иностранному языку студент регулярно ставится в различного рода производственные ситуации с целью побуждения его к иноязычному общению и формирования готовности к решению производственных задач на немецком языке. При этом профессионально-ориентировочная функция обеспечивает влияние на ориентирование студентов в предстоящей профессиональной деятельности в единстве с развитием их культурно-образовательного уровня, умений общения, т.е. в единстве с другими компонентами готовности к предстоящей деятельности.
Факты проведенной исследовательской работы подтверждают, что именно гибкие, устойчивые навыки, перенесенные в речевую деятельность студентов,
повторяемость в текстах автоматизируемых лексических единиц и грамматического материала и включение того и другого в сеть многообразных связей, значительно расширяют возможности разговорных текстов, что позволяет последовательно подвести их к пониманию более сложных взаимоотношений между людьми. Подобная сеть многообразных связей достигается серией разговорных текстов с различной степенью трудности и различного объема. Кроме того, в процессе усвоения систематизированных знаний происходит стимулирование речевой активности обучающихся, которое происходит благодаря коммуникативной направленности текста, то есть его способности так воздействовать на реципиента, чтобы вызвать его определенное отношение к воспринятому.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Большая Рос. энциклопедия; СПб: Норинт, 2000. - 1456 с.
2. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя [Текст]. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521500 «Менеджмент» (квалификация - бакалавр менеджмента) от 14 апреля 2000 г.]
5. Закон Российской Федерации “Об образовании” [Текст]. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001. -52 с.
6. Кабушкин, Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов [Текст], Г. А. Бондаренко - 4-е изд., стер. - Мн.: Новое знание, 2003. - 368 с.
7. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]/ С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово / Slovo, 2000. - 261с.
8. www.restoranoff.ru
Bibliography
1. Galskova, N.D. Modern methods of Foreign language Teaching: Teacher’s Book [Text]. -М.: АЛКТ1, 2000. - 165 p.
2. Great Encyclopedic Dictionary ^ext] / Editoship of А. M. Prokhorov. - 2nd Revised and Enlarged Edition. - M.: Great Russian Encyclopedia; SPb: Norint, 2000. - 1456 p.
3. Kabushkin, N.I. Hotel and Restaurant Management ^ext], G. А. Bondarenko - 4th Edition, Stereot. - Мп.: Novoe Znanie, 2003. - 368 p.
4. Law of the Russian Federation “On Education” ^ext]. - 3d Edition. - М.: INFRA-М, 2001. -52 p.
5. National Education Standard of Higher Professional Education Государственный 521500 «Мanagement» (Qualification - Bachelor of Management) April, 14, 2000.
6. Ter-Minasova, S.G. Language and Intercultural Communication [Text] / S.G. Ter-Minasova. - М.: Slovo, 2000. - 261p.
7. Vikhansky, O.S. Management: Textbook [Text] / O.S. Vikhansky, А. I. Naumov. - 4th Revised and Enlarged Edition. - М.: Economist, 2006. - 670 p.
8. www.restoranoff.ru