Научная статья на тему 'Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ФГБОУ во ГАУ Северного Зауралья)'

Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ФГБОУ во ГАУ Северного Зауралья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / VALUE GUIDELINES / AGRICULTURAL WORK / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / HUMAN VALUES / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / АГРАРНЫЙ ВУЗ / AGRICULTURAL UNIVERSITY / КУРАТОР / CURATOR / АГРАРНЫЙ ТРУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова М. В., Мальчукова Н. Н.

В статье рассматриваются ценностные ориентации будущего агрария и их формирование с помощью воспитательного процесса в ВУЗе. Аграрной сфере нужен конкурентоспособный специалист, который наряду с профессиональными компетенциями и широкой интеллектуальной базой должен обладать ценностными ориентациями. Ведь на сегодняшний день агропромышленный комплекс России демонстрирует положительную динамику роста, наращиваются объёмы производства зерновых культур, животноводческая отрасль становится привлекательной для инвестиций в регионах Уральского Федерального округа. Начинающий аграрий должен понимать, что его работа в коллективе, требует от него не только профессионального мастерства, но и знаний профессиональной этики, понимание труда в сельском хозяйстве и развитой системы общечеловеческих ценностей. Важным является и то, что выпускники аграрного вуза, владея сформированными, ценностными ориентациями, имеют мотивацию к саморазвитию в условиях сельского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE ORIENTATION OF THE FUTURE FARMERS IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF FSBEI HAU NORTHERN ZAURALYE)

The article deals with the value orientation of the future of the farmer and their formation through the educational process in the University. The agricultural sector needs a competitive specialist who, along with professional competencies and a broad intellectual base, should have value orientations Because today the agro-industrial complex of Russia demonstrates positive growth dynamics, the volume of grain production increases, the livestock industry becomes attractive for investment in the regions of the Ural Federal district. The beginning agrarian should understand that his work in collective, demands from him not only professional skill, and knowledge of professional ethics, understanding of work in agriculture and the developed system of universal values. It is also important that the graduates of the agricultural University, having formed, value orientations, are motivated to self-development in the rural society.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации будущего агрария в профессиональной деятельности (на примере ФГБОУ во ГАУ Северного Зауралья)»

Библиографический список

1. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Available at: http://base.garant.ru/70284810/

2. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 год: разработана на основе положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/126 от 05.02.2007 г. Available at: http://vmo.rgub.ru/actual/strategy_2025.php

3. Кайсарова А.В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2008.

4. Левченко Т.А., Агеева Л.Н. Этнопедагогическая компетентность как фактор культуры межнациональных отношений. Available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskaya-kompetentnost-kak-faktor-vospitaniya-kultury-mezhnatsionalnyh-otnosheniy

5. Харитонова Ф.П. Формирование этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве. Педагогическое образование: вызовыXXI века. Курск: Издательство Курск. гос. ун-та, 2012.

6. Прокопенко В.И. Место и роль национального спорта в жизнедеятельности народов Севера Российской Федерации. Теория и практика физической культуры. 2012; 7: 12 - 16.

7. Магомедов Р.Р., Дауров А.М. Институционализация Этноспорта в профессиональном пространстве. Гуманитарные науки. Науч-но-практическийжурнал. Ялта, 2015; 4 (32): 166 - 168.

8. Кыласов А.В. Этнокультурное многообразие спорта. Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения. Москва, 2011: 462 - 491.

9. Ким-Кимэн А.Н. Концепция институционализации национальных видов спорта народов России. Institutionalization Concept of National Sports of the Peoples of Russia. Человек, спорт, здоровье. V Международный конгресс, 21-23 апреля 2011 г. Санкт-Петербург.

References

1. O strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. №1666. Available at: http://base.garant.ru/70284810/

2. Strategiya razvitiya molodezhi Rossijskoj Federacii na period do 2025 god: razrabotana na osnove polozhenij Rezolyucii General'noj Assamblei OON 62/126 ot 05.02.2007 g. Available at: http://vmo.rgub.ru/actual/strategy_2025.php

3. Kajsarova A.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti u studentov v processe obucheniya v pedvuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2008.

4. Levchenko T.A., Ageeva L.N. 'Etnopedagogicheskaya kompetentnost'kak faktor kul'tury mezhnacional'nyh otnoshenij. Available at: https: // cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskaya-kompetentnost-kak-faktor-vospitaniya-kultury-mezhnatsionalnyh-otnosheniy

5. Haritonova F.P. Formirovanie 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti studentov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovyXXI veka. Kursk: Izdatel'stvo Kursk. gos. un-ta, 2012.

6. Prokopenko V.I. Mesto i rol' nacional'nogo sporta v zhiznedeyatel'nosti narodov Severa Rossijskoj Federacii. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2012; 7: 12 - 16.

7. Magomedov R.R., Daurov A.M. Institucionalizaciya 'Etnosporta v professional'nom prostranstve. Gumanitarnye nauki. Nauchno-prakticheskij zhurnal. Yalta, 2015; 4 (32): 166 - 168.

8. Kylasov A.V. 'Etnokul'turnoe mnogoobrazie sporta. Nauka o sporte: 'enciklopediya sistem zhizneobespecheniya. Moskva, 2011: 462 - 491.

9. Kim-Kim'en A.N. Koncepciya institucionalizacii nacional'nyh vidov sporta narodov Rossii. Institutionalization Concept of National Sports of the Peoples of Russia. Chelovek, sport, zdorov'e. V Mezhdunarodnyj kongress, 21-23 aprelya 2011 g. Sankt-Peterburg.

Статья поступила в редакцию 30.06.18

УДК 378.1

Vinogradova M.V., cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer department of mathematics and Informatics, State agrarian

University of Northern Trans-Urals,Tyumen, E-mail: [email protected]

Malchukova N.N., cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer department of mathematics and Informatics, State agrarian

University of Northern Trans-Urals,Tyumen, E-mail: [email protected]

THE VALUE ORIENTATION OF THE FUTURE FARMERS IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF FSBEI HAU NORTHERN ZAURALYE). Abstract: the article deals with the value orientation of the future of the farmer and their formation through the educational process in the University. The agricultural sector needs a competitive specialist who, along with professional competencies and a broad intellectual base, should have value orientations Because today the agro-industrial complex of Russia demonstrates positive growth dynamics, the volume of grain production increases, the livestock industry becomes attractive for investment in the regions of the Ural Federal district. The beginning agrarian should understand that his work in collective, demands from him not only professional skill, and knowledge of professional ethics, understanding of work in agriculture and the developed system of universal values. It is also important that the graduates of the agricultural University, having formed, value orientations, are motivated to self-development in the rural society.

Key words: value guidelines, agricultural work, human values, agriculture, agricultural University, curator.

М.В. Виноградова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: [email protected]

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО АГРАРИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ)

В статье рассматриваются ценностные ориентации будущего агрария и их формирование с помощью воспитательного процесса в ВУЗе. Аграрной сфере нужен конкурентоспособный специалист, который наряду с профессиональными компетенциями и широкой интеллектуальной базой должен обладать ценностными ориентациями. Ведь на сегодняшний день агропромышленный комплекс России демонстрирует положительную динамику роста, наращиваются объёмы производства зерновых культур, животноводческая отрасль становится привлекательной для инвестиций в регионах Уральского Федерального округа. Начинающий аграрий должен понимать, что его работа в коллективе, требует от него не только профессионального мастерства, но и знаний профессиональной этики, понимание труда в сельском хозяйстве и развитой системы общечеловеческих ценностей. Важным является и то, что выпускники аграрного вуза, владея сформированными, ценностными ориентациями, имеют мотивацию к саморазвитию в условиях сельского социума.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, аграрный труд, общечеловеческие ценности, сельское хозяйство, аграрный вуз, куратор.

Сельское хозяйство всегда играло огромную роль в жизни нашего общества, так от него зависит продовольственная безопасность нашей страны. Специфика трудовых отношений в сельском хозяйстве порождена его биологической природой, тем, что в качестве основных предметов и орудий труда здесь используются земля, растения и животные. Вместе с тем, наряду с естественными, существуют и различные социальные особенности организации аграрного труда [1].

На сегодняшний день агропромышленный комплекс России демонстрирует положительную динамику роста, наращиваются объёмы производства зерновых культур, животноводческая отрасль становится привлекательной для инвестиций в регионах Уральского Федерального округа, а между тем аграрной сфере нужен конкурентоспособный специалист, который наряду с профессиональными компетенциями и широкой интеллектуальной базой должен обладать ценностными ориентациями. Начинающий аграрий должен понимать, что его работа в коллективе, требует от него не только профессионального мастерства, но и знаний профессиональной этики, понимание труда в сельском хозяйстве и развитой системы общечеловеческих ценностей.

По мнению Н.Г. Григорьевой, «в процессе подготовки специалиста в вузе мировоззренческий аспект формирования системы ценностных ориентаций проявляется в освоение общечеловеческих идеалов и ценностей, мотивационный аспект - в создании положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы; профессиональный аспект - в формировании ценностного отношения к профессиональной деятельности; социальный аспект - в освоении социально значимой информации; гражданско-нравственный аспект - в формировании гражданских качеств, нравственного сознания и поведения» [2].

Ценностные ориентации занимают огромное место в системе формирования личности будущего агрария. На данном этапе развития российского общества профессии аграрного сектора, согласно данным опросу, проводимому студентами ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья среди школьников г. Тюмени (всего приняло участие 106 респондентов в возрасте от 16 до 17 лет) стоят на последнем месте - (8% ответов), в то время как профессии юристов - 19%, медиков - 33% , маркетологов - 22%, инженеров нефтяной отрасли - 18%.

Анализ философско-педагогической литературы показал, что ценностные ориентации тесно связаны с общечелевечески-ми ценностями. С философской точки зрения «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей...» [3].

В социологии под понятием «ценностные ориентации» имеются ввиду «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости» [4].

В современной интерпретации «Ценностные ориентации -это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни» [5].

Среди основных целевых индикаторов развития агропромышленного комплекса, выделенных в федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017 -2025 годы., находится повышение инновационной активности в сельском хозяйстве; привлечение инвестиций в сельское хозяйство; повышение уровня обеспеченности агропромышленного комплекса объектами инфраструктуры; обеспечение отрасли программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям [6].

Основные общечеловеческие ценности, которые определяют образ жизни сельского труженика, выделяются в системе ценностных ориентаций людей из сельской местности. К таким ценностям относят взаимопонимание, духовность, достоинство,

труд, земля, сотрудничество, справедливость, отечество и т. д. При формировании ценностных ориентиров в основе лежит любовь к земле, животным и своей малой Родине. Во время работы в аграрной сфере вырабатывается такое важное качество как трудолюбие.

В сельском образе жизни аккумулируются традиционные черты российской ментальности, духовно-нравственные ценностные ориентации российского общества, традиционализм семейного образа жизни, приверженность традиционным семейным ценностям. Именно на селе родилась и развивалась уникальная духовная культура России. На сегодняшний день сельский социум находится в ситуации, когда привычных жизненных ориентиров и социальных опор уже нет [7].

Поэтому главная цель преподавательского состава аграрного вуза, не только дать знания, выработать умение и навыки, но и сформировать ценностные ориентации студента аграрного вуза с помощью усиления воспитательной работе в вузе. По окончании вуза выпускник должен осознавать свой выбор.

Цель нашего исследования выявить основные ценностные ориентации будущего агрария и познакомить с воспитательными мероприятиями в ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья.

В процесс исследования был проведен опрос студентов. Всего было опрошено 127 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет, т. е. студенты первых и вторых курсов ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, на знание общечеловеческих ценностей и на понимания их важности. На вопрос: «Какие общечеловеческие ценностные качества важны в вашей жизни?» были получены ответы студентов, отраженные таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг общечеловеческих ценностных качеств, среди студентов ГАУ Северного Зауралья

Ценность Процент от числа опрошенных студентов

Любовь к семье 35 %

Коммуникативность 16 %

Мужественность 15 %

Доброжелательность 13%

Честность 6%

Трудолюбие 5%

Толерантность 3%

Верность 3%

Патриотизм 2%

Милосердие 2%

Традиционное отношение к семье всегда передавалось из поколения в поколение и до сих пор считается одной из главных ценностей нашего обществе. Радует, что у студентов любовь к семье занимает первое место (35%), как у людей старшего поколения, несмотря на попытки сломать отношение к традиционным ценностям. Ведь в процессе становления и развития молодежи важное место занимают семейно-брачные отношения [8]. Менее ценными, но также значимыми, оказались коммуникативность (1б%), мужественность (15%) и доброжелательность (13%), что не удивительно. Ведь от этих качеств зависит микроклимат в коллективе. Честность, трудолюбие и толерантность наряду с семьей для российского общества традиционно связаны между собой и базируются на таком понятии как духовность. Данная ценность у студентов имеет важное значение. Самое последнее место занимают патриотизм и милосердие, значит задача педагога высшей школы развить эти ценностные ориентиры.

Также было предложено оценить по степени значимости лично для них общечеловеческие ценности такие, как традиции, общение, познание, красота, отечество, труд и жизнь. Результаты представлены на рис. 1.

Как видно из рисунка, самыми значимыми ценностями оказались жизнь и общение, что говорит о том, что будущему аграрию необходимо находиться с социуме. Также важной ценностью для студентов является познание. Среднюю степень значимости получили познание и труд. Познание включает в себя повышение культурного уровня, расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей человека. Одна из форм познания - это процесс обучения в вузе. То, что труд занимает среднее место среди ценностей означает понимание его важности для чело-

5 1 7ГШ

' 4 24 1

11111

Жизнь Труд Отечество Красота Познание Общение Традиции

Рис. 1. Степень значимости ценностей (в баллах)

века. Значит, студенты представляют труд всего лишь как необходимую обязанность человека, для получения благ жизни. Исследователей удивила невысокаястепень значимости ценности красоты, ведь красота внешняя и внутренняя ведет к здоровому образу жизни. Такой результат несколько противоречит мнению специалистов, которые считают, что «красота, в частности красота тела, будет занимать одно из приоритетных общечеловеческих ценностей, так как социально-экономические и культурные преобразования в России в последнее время привели к совершенно новым тенденциям в отношении молодёжи к собственному здоровью [9].

Формирование ценностных ориентиров у студентов основывается на воспитательном процессе в вузе, как на аудиторных занятиях, так и внеаудиторных. Хочется заострить внимание на работе куратора студенческой жизни, вед от его работы в большой степени зависит формирование ценностных ориентиров будущих аграриев в профессиональной деятельности. Например, проведение кураторских часов по следующим темам: Разрешение возможных конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, семья, Аграрные династии студентов ГАУ Северного Зауралья, Выдающиеся личности АПК Тюменской области. Кураторы университета вместе со студентами принимают активное участие

Библиографический список

в различных конкурсах и мероприятиях агропромышленного комплекса Тюменской области и вне ее.

Бомьшуюпомулярность снеди будущих бакалавров инженерного профиля набирает областной конкурс «Лучший тракторист-машинист», где ребята проявляют все свои профессиональные и личностные качества, пробуют силы в своей будущей профессии, убеждаясь не в первый раз, как важно развить в себе ценностные ориентиры. Данный конкурс повышает престиж профессии, вызывая гордость будущих аграриев за работу на Земле и свою значимость. Областной конкурс «Славим человека труда» агитирует ребят на возрождение и развитие сельского хозяйства и отражает всю специфику сельского социума.

В результате формирования ценностных ориентаций будущего агрария в профессиональной деятельности приходит осознание им всей сущности выбранной им профессии и понимание, что обладание определенными знаниями, умениями и ценностями в сельском хозяйстве несет продовольственную безопасность России. Важным является и то, что выпускники аграрного вуза, владея сформированными, ценностными ориентациями, имеют мотивацию к саморазвитию в условиях сельского социума. Любовь к своей земле и сельскому труду порождает будущего агрария возрождать жизнь на селе.

1. Стожко Д.К., Михалев А.В. К вопросу о состоянии социально-трудовых отношений в аграрной сфере российской экономики. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х ч. Екатеринбург: УралГАУ, 2015; Ч. 1: 115 - 139.

2. Григорьева Н.Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования. Высшее образование сегодня. 2012; 4: 37 - 40.

3. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание. Педагогика. 1999; 4: 127 - 129.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва, 2006: 259.

5. Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия. Философия. Москва: Мысль, 2001.

6. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы. Available at: http://mcx.ru/activity/ state-support/programs/technical-program/

7. Голошумова Г.С. Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях. Образование и наука. 2009; 2: 71 - 77.

8. Гончаренко О.Н. Факторы, влияющие на формирование ценностей сельской молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014. С.197 - 201.

9. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS 2017; Vol. 38 (N° 40): 15 - 17.

References

1. Stozhko D.K., Mihalev A.V. K voprosu o sostoyanii social'no-trudovyh otnoshenij v agrarnoj sfere rossijskoj 'ekonomiki. Materialy XVII Vserossijskojnauchno-prakticheskojkonferencii. V 2-h ch. Ekaterinburg: UralGAU, 2015; Ch. 1: 115 - 139.

2. Grigor'eva N.G. Problema formirovaniya cennostej v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; 4: 37 - 40.

3. Artyuhova Yu.V. Cennosti i vospitanie. Pedagogika. 1999; 4: 127 - 129.

4. Rubinshtejn S.L. Problemy obschej psihologii. Moskva, 2006: 259.

5. Gricanov A.A. Vsemirnaya 'enciklopediya. Filosofiya. Moskva: Mysl', 2001.

6. Federal'naya nauchno-tehnicheskaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017 - 2025 gody. Available at: http://mcx.ru/activity/ state-support/programs/technical-program/

7. Goloshumova G.S. Formirovanie cennostnyh orientacij uchaschihsya v usloviyah. Obrazovanie inauka. 2009; 2: 71 - 77.

8. Goncharenko O.N. Faktory, vliyayuschie na formirovanie cennostej sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 197 - 201.

9. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS 2017; Vol. 38 (N° 40): 15 - 17.

Статья поступила в редакцию 29.06.18

УДК 371

Morkovin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Barnaul Law Institute of the Internal Affairs

of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTEMPORARY FOREIGN EXPERIENCE OF THE FUNCTIONING OF WALDORF SCHOOLS. The article gives an idea of the current activities of foreign Waldorf schools. The author presents a historical review of the first Waldorf schools, pioneered by Rudolf Steiner, a well-known teacher, philosopher, founder of Waldorf pedagogy. The article describes the organization of the educational process, taking into consideration the individual peculiarities of students in a primary and secondary school, based on the principles of Waldorf pedagogy at the present time. Individual characteristics are understood as the types of students' temperament. The author gives examples of the possible application of the proposed educational approach in the conditions of the national pedagogical paradigm, in order to provide a learner-centered approach to teaching, the diversity of the educational process, the adaptation of students to modern educational conditions.

Key words: educational process; individual peculiarities of students; types of temperament; Rudolf Steiner; a learner-centered approach to teaching; educational environment.

А.М. Морковин, канд. пед. наук, доц., зав. каф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Статья дает представление о современной деятельности зарубежных вальдорфских школ. В краткой форме автором изложена историческая справка о первой вальдорфской школе, создателем которой являлся Рудольф Штайнер, известный педагог, философ, основатель вальдорфской педагогики. В статье представлена в описательной форме организация воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в условиях начальной и средней школы, базирующейся на принципах вальдорфской педагогики в настоящее время. Под индивидуальными особенностями понимаются типы темперамента обучающихся. Автор приводит примеры возможного применения предложенного образовательного подхода в условиях отечественной педагогической парадигмы, с целью обеспечения личностно-ориенти-рованного подхода в обучении, разнообразия воспитательно-образовательного процесса, адаптации обучающихся к современным образовательным условиям.

Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс; индивидуальные особенности обучающихся; типы темперамента; Рудольф Штайнер; личностно-ориентированный подход в обучении; образовательная среда.

Первая вальдорфская школа отметит 7 сентября 2019 года своё столетие. Между тем по всему миру на сегодняшний день насчитывается около 1100 вальдорфских школ, которые были открыты в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. Этот глобальный педагогический импульс вальдорфское движение хочет отпраздновать проведением большого международного фестиваля и различных проектов 19 сентября 2019 года в Берлине [1].

В начале рассмотрения данной проблематики, на наш взгляд, будет уместным обратиться к историческим условиям появления первой вальдорфской школы.

Переустройство школы в конце XIX в. происходило в атмосфере дискуссий по проблемам человека, его воспитания и образования. Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы, часто действовали под общим понятием «реформаторская педагогика». Основная идея, вынашиваемая обществом в тот период, состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в профессиональной деятельности.

Новые педагогические веяния оказались в центре общественных дискуссий той эпохи. Конечно, для разрешения актуальных проблем педагогики требовались новые теоретические подходы, специалисты, серьезный анализ предшествующего развития системы образования и теории преподавания в целом.

Следует заметить, что для Германии, в отличие от Австрии, например, начало XX столетия - это «период послевоенного кризиса, время поиска новых форм социальной жизни общества. Набирали силу мощные объединительные тенденции, прежде всего в социально-экономической сфере. Бурный рост промышленности и внедрение передовых технологий в сельском хозяйстве порождали мощные демографические потоки, размывавшие на своем пути конфессиональные границы и замкнутость «малой родины»» [2].

В данный период времени, как никогда остро в обществе, возникает потребность в решении вопроса: каким образом организовать воспитание молодёжи в духе свободы и ответственности, если бюрократическая структура в управлении школой оказывало сильное давление? «Создание независимых от госу-

дарства свободных школ чрезвычайно актуально, но преобразование школьной системы от сращенной с государством в свободную требует создания педагогики, ориентированной на человека. Самоуправляемая школа как часть свободной культурной жизни имеет особое значение для общества в целом» [3].

Исходя из этого, выдающийся австрийский философ и педагог, автор вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер в своих трудах демонстрировал, что трёхчленная школьная система, принятая в Германии в начале 20 века, уже не была способна решать задачи социального и индивидуального развития личности. Р. Штайнер в своих многочисленных лекциях сделал попытку обосновать одно из главных условий организации эффективного воспитания, в котором нашли бы свое отражение «с одной стороны - необходимость знания человеческой природы, с другой: духовно-душевное состояние самого педагога» [4, с. 212].

В разное время к проблематике организации педагогической деятельности с точки зрения личностного подхода обращались как выдающиеся ученые (Дж. Локк, Я.А. Коменский, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.), так и современные педагоги, имеющие большой практический опыт в данной сфере, но более полно, на наш взгляд, обозначенная специфика присуща валь-дорфской педагогике и современным школам, базирующимся на принципах педагогической теории Рудольфа Штайнера.

С этой точки зрения будет также интересен зарубежный опыт функционирования вальдорфских школ на современном этапе, поскольку педагогические теории и подходы претерпевают периодические изменения и обновления. Так, например, в современной Германии насчитывается 222, в остальной Европе - 464 школы вальдорфского типа; в США функционирует 61 школа; в Канаде насчитывается 11 школ. Вальдорфские школы осуществляют свою деятельность «в Аргентине (2), в Бразилии (2), в Чили (2), в Эквадоре (1), в Колумбии (2), в Перу (1), в Уругвае (1), в Израиле (1), в Египте (3), в ЮАР (б), в Индии (1), в Японии (1), в Австралии (18), в Новой Зеландии (4)» [3].

Все вальдорфские школы являются общеобразовательными школами, многие из которых финансируются из государственного бюджета, при этом выполняют важные для общества задачи по преодолению имеющейся в традиционной школьной системе педагогической и социальной селекции, созданию равных усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.