Научная статья на тему 'Ценностные ориентации белорусской молодежи на примере студенчества Гродненского государственного медицинского университета'

Ценностные ориентации белорусской молодежи на примере студенчества Гродненского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
292
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / YOUNG PEOPLE / SOCIETY / INDIVIDUAL / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Королёнок Л. Г.

В статье анализируется система моральных и нравственных ценностей, свойственная молодому поколению на примере студенчества Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ). Исследование базируется на результатах социологического опроса. Методы: общенаучные, социологические. Результаты и выводы. В иерархии ценностей доминирует семья, свобода, наличие цели в жизни, потребность в общении, дружбе, сохранении и укреплении здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

The analysis undertaken in the article tries to discover moral values of young people in sociological poll of students of Grodno State Medical University (GrSMU). General scientific and sociological methods are used. The results of sociological poll showed that core values for students are family, freedom, the purpose of life, friendship and health.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации белорусской молодежи на примере студенчества Гродненского государственного медицинского университета»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Королёнок Л. Г.,

Гродненский государственный медицинский университет.

Резюме. В статье анализируется система моральных и нравственных ценностей, свойственная молодому поколению на примере студенчества Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ). Исследование базируется на результатах социологического опроса. Методы: общенаучные, социологические. Результаты и выводы. В иерархии ценностей доминирует семья, свобода, наличие цели в жизни, потребность в общении, дружбе, сохранении и укреплении здоровья.

Ключевые слот: молодежь; общество; личность; ценности.

VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

Karalionak L. G,,

Grodno Slate Medical University,

Absrtract. The analysis undertaken in the article tries to discover moral values of young people in sociological poll of students of Grodno State Medical University (GrSMU). General scientific and sociological methods are used. The results of sociological poll showed that core values for students are family, freedom, the purpose of life, friendship and health.

Key words: young people; society; individual; values.

Ценности человека являются основой мотивов деятельности, которыми человек руководствуется на протяжении своей жизни. Молодежь включается в общественную деятельность опираясь на уже сложившуюся систему ценностей и нравственных норм, однако они преломляются через призму собственных представление молодежи о том, что важно, значимо, должно, нравственно и т.д. При изменении внешних и внутренних факторов жизни изменяются и ценности человека. Современное поколение молодых людей выросло в условиях глобальных изменений происходящих во всем мире и затрагивающих как политическую, экономическую и социальную сферы, так и ценностно-нравственные ориентиры людей. Поэтому нам представлялось интересным выяснить ценности современной студенческой аудитории, что позволило бы понять процессы их личностной и социальной идентификации в настоящее время.

Цель данной статьи является определение шкалы ценностей и оценка нравственной позиции современной молодежи Республики Беларусь на примере студентов Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ).

Для анализа и оценки системы социально значимых ценностей современной молодежи нами были опрошены студенты первого и пятого курсов ГрГМУ.

Результаты исследования показали, что в системе ценностей, преобладающих у респондентов, доминирующие позиции заняли свобода (62%-76%), безопасность близких (59%-78%); наличие цели в жизни (59%-77%), мудрость (55%-69%), внутренняя гармония (38%-59%), уважение мнения других (35%-43%), самоуважение (49%-68%), равенство (31%-54%), авторитет (20%-46%). Для большинства студентов очень важна истинная дружба. Так ответило 71% девушек пятого курса и 76% и 84% юношей и девушек первого. В то же время юноши пятого курса оцени-

вают истинную дружбу сравнительно невысоко (8%), при этом для них очень важна любовь (85%). Для большинства молодежи важен мир во всем мире (30-56%). Аутсайдерами в систе-

Таблица 1 Наиболее значимые ценности

Важнейшими принципами, которыми опрашиваемые студенты руководствуются в жизни, явились самостоятельность (68%-85%), верность (преданность друзьям) (63%-77%), целеустремленность (62%-80%), смелость (57%-69%), профессионализм и компетентность (44%-92%), честность (54%-80%), ум (69%-78%), ответственность (70%-77%), успешность (55%-69%). Специфика учебного

ме ценностей явились изменчивая жизнь (до 5% ответов), единение с природой (до 16%) и уважение традиций (до 15%) (таблица 1).

учреждения и будущая специализация студентов, безусловно, накладывает свой отпечаток на принципы, которыми руководствуются студенты в жизни. Так, здоровый образ жизни важен для абсолютного числа опрашиваемых студентов (70%-86%). Низко студенты оценили приверженность религиозной вере и традициям (10%-15%) и подчинение общественным правилам (4%-8%) (таблица 2).

Вариант ответа 1 курс 5 курс

Девушки Юноши Девушки Юноши

равенство 44% 41% 31% 54%

внутренняя гармония 51% 43% 59% 38%

социальное положение 5% 14% 10% 23%

удовольствие 20% 43% 41% 38%

свобода 76% 73% 67% 62%

духовная жизнь 36% 16% 43% 15%

ощущение, что о вас заботятся 32% 22% 47% 23%

социальный порядок 14% 35% 25% 23%

жизнь, полная впечатлений 47% 43% 49% 15%

сналичие цели в жизни 75 70 59 77

Богатство 20 35 35 38

национальная безопасность 14 22 10 0

самоуважение 57 68 49 54

уважение мнения других 35 43 35 38

креативность 31 49 22 23

мир во всем мире 56 30 45 8

уважение традиций 15 8 14 15

зрелая любовь 33 38 33 85

самодисциплина 20 38 18 23

право на уединение 15 16 18 23

безопасность близких 78 59 75 62

социальное признание 13 11 22 38

единение с природой 11 16 16 8

изменчивая жизнь 1 5 4 0

мудрость 55 65 55 69

авторитет 25 27 20 46

истинная дружба 84 76 71 8

Таблица 2 Жизненные принципы

Вариант ответа 1 курс 5 курс

Девушки Юноши Девушки Юноши

Самостоятельность 75% 68% 75% 85%

Сдержанность в чувствах и действиях 20% 49% 16% 8%

Верность (преданность друзьям, группе 63% 73% 67% 77%

Целеустремлённость 77% 73% 80% 62%

Открытость 41% 51% 43% 69%

Толерантность 30% 24% 16% 0%

Скромность 34% 16% 33% 8%

Смелость 58% 62% 57% 69%

Умение оказывать влияние на людей и события 23% 35% 18% 54%

Здоровье 77 70 86 77

Профессионализм и компетентность 44 54 73 92

Честность 78 68 80 54

Подчинение общественным правилам 5 5 4 8

Ум 69 78 69 69

Полезность 41 51 29 62

Наслаждение жизнью 42 68 55 23

Приверженность религиозной вере и убеждениям 10 14 12 15

Ответственность 76 70 75 77

Любознательность 32 19 35 46

Успешность 55 57 55 69

Безусловно, ближайшее окружение оказывает существенное влияние на формирование системы ценностей молодого человека, его мироощущение, желание учиться и самосовершенствоваться, добиваться поставленной цели. Как показало наше исследование, на респондентов в микросоциуме университета одногруппники и преподаватели оказывают приблизительно равное влияние (в среднем 50%). Среди других ответов студенты отмечали, что на них никто не влияет; что они сами решают все и у них нет авторитета в университете (22%-35%).

Таблица 3. Кто оказывает наибольшее влияние ^

Вне университета на студентов в большей мере оказывают влияние семья (46%-85%) и друзья (38%-62%). Юноши пятого курса также отметили воздействие общества на их мнение (38%). 14% девушек и 15% юношей пятого курса указали, что на них оказывают влияние средства массовой информации (СМИ). Все остальные позиции (сверстники, соседи, интернет-сообщества, государство) получили сравнительно небольшой процент ответов (Таб, 3).

Ваше мнение

Вариант ответа 1 курс 5 курс

Девушки Юноши Девушки Юноши

Семья 85% 68% 80% 46%

Сверстники 2% 11% 4% 15%

Соседи 1% 3% 2% 0%

СМИ 6% 3% 14% 15%

Интернет-сообщества 2% 3% 2% 15%

Друзья 47% 62% 51% 38%

Общество 11% 16% 14% 38%

Государство 2% 5% 2% 0%

Другое 20% 19% 22% 15%

Исходя из результатов данного социологического исследования нами были сделаны следующие выводы.

В иерархии ценностных приоритетов у молодежи ГрГМУ доминирует семья, ее безопасность. Также современное поколение ценит свободу, и что немаловажно, для них имеет большое значение наличие цели в жизни, стремление достичь своей мечты. Потребность в общении, дружбе - одна из базовых для каждого человека, и это подтверждается данными исследования: большинство молодых людей считают, чтб друзья занимают очень важное место в их жизни. Кроме того, сохранение и укрепление здоровья является важной составляющей системы ценностей современной молодежи.

Молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей (возможно именно этим обусловлен столь невысокий процент приверженности традициям и вере). Такое поведение молодежи - это ответ на вызовы времени, поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.

Развитие личности всегда происходит в определенном пространстве при взаимодействии с другими индивидами, группами, общностями и институтами. Ценности формируются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, основанными на опыте прошлых поколений преломленных с учетом современных реалий. Однако окружающий мир меняется слишком быстро и основная группа общества, которую затрагивают эти изменения - молодежь, на чьи, еще

очень хрупкие плечи ложится, невероятный груз ответственности за себя, свое будущее и некотором плане поведение следующего поколения.

Часто родители, учителя, сверстники являются для молодежи примером, микросоциум служит для них отправной точкой, и все, что в нем заложено - это норма, однако при попадании в другую среду молодежи приходится сталкиваться с другими микросоциумами, с иными взглядами на те или иные вещи, что вызывает диссонанс.

Именно в связи со всем вышесказанным, особую значимость приобретают различные способы вовлечения студенчества в общественно и социально значимые виды деятельности, которые будут стимулировать социальную активность молодежи.

В процессе формирования ценностных ориентации молодого поколения одним из первостепенных аспектов представляется преподавание социально-гуманитарных дисциплин, так как современное социально-гуманитарное образование призвано способствовать развитию творческого мышления и творческих способностей молодежи, пониманию современных социальных и политических событий в мире и складыванию правильного отношения к ним. Научно обоснованное социально-гуманитарное образование, построенное на основе новейших технологий, является для молодежи базой для формирования осознания своего места в современной системе отношений, а также выработке той шкалы ценностей и жизненных принципов, которые помогут им в осуществлении своей профессиональной деятельности и социальной роли в межличностных отношениях.

Литература

1. Королёнок, Л.Г. Сравнительный анализ ценностных ориентиров современной молодежи / Л.Г.Королёнок, О.В.Хорева // «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» : материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч.; редкол.: Т. Д. Полякова [и др.]. - Минск: БГУФК, 2013. - Ч. 1. - С. 163-165.

2. Лашук, И.В. Социокультурные особенности белорусской молодежи / И.В.Лашук // Социологический альманах. - 2011. - № 2. - С. 219-230.

3. Ценности / Социальная философия [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://socfiLnarod.ru/glava_9_2.htm. - Дата доступа: 17.09.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.