Культурология
УДК 130.1
Зенкова Татьяна Леонидовна
Zenkova Tatyana
ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КАРТИН МИРА В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
VALUE CHARACTERISTICS OF RELIGIOUS AND MORAL PICTURE OF THE WORLD IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL CULTURE STUDY
Рассматриваются пути изучения духовной культуры, анализируются ее составляющие: нравственная и религиозная картины мира, осмысливаются образующие их категории
Ключевые слова: духовная культура, религия, нравственность, картина мира, ценность
The ways of spiritual culture study are considered in this article. There is also an analysis of its constituents: moral and religious picture of the world, and categories which comprise them
Key words: spiritual culture, religion, morality, picture of the world, value
Проблемы человечества и отдельно взятой личности всегда были в центре внимания гуманитарного знания. На разных этапах своего развития освещались различные грани обозначенной проблемы. В условиях современного глобализирующегося мира можно наблюдать падение духовности, которое выражается в отчуждении человека от традиционных установок, духовных ценностей и нравственных ориентиров. Современный философ М. Блюменкранц справедливо заметил, что «культура, как духовное самострои-тельство человека, творчество как метафизическая миссия и задача, сменяются культурой как эффективным средством бегства от себя и от мира, культурой, как общедоступными радостями фантомного бытия» (1; С. 162). В связи со сложившейся ситуацией появляется все больше работ по исследованию и изучению духовной культуры в различных областях знаний.
Основой духовной культуры является социальное бытие человека, а воплощается она в философских взглядах, религиозных представлениях, эстетических идеалах, нравственных ценностях и нормах. Исследователи в области лингвокультурологии В.П. Даниленко и Л.В. Даниленко в своей книге «Основы духовной культуры в картинах мира» среди компонентов духовной культуры различают религию, науку, искусство, нравственность, политику и язык, которые, по их мнению, изучаются соответствующими науками и отображаются в разных картинах мира: религиозной, научной, художественной, нравственной, политической и языковой (2; С. 6).
В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению духовной культуры в сфере гуманитарного знания, а именно, через ценностные категории религиозной и нравственной картин мира, а также различные
точки зрения по данной проблематике в разные исторические временные отрезки.
Многочисленны и многообразны подходы к пониманию духовной культуры. Так, знаменитые философы XVIII в. Н. Гельвеций и П. Гольбах отмечали, что духовная культура - это продукт духовной деятельности человека, закрепленный через язык.
Великий русский философ И.А. Ильин полагал, что «в основе подлинной духовной культуры лежит личная, искренняя религиозность культуротворящего человека» (4; С. 78). Социальный культуролог Б.С. Ерасов утверждает, что «духовная культура - это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений, символов» (3; С. 88). Преодолено одностороннее представление о духовной культуре только как совокупности духовных ценностей. Она стала рассматриваться как активная творческая деятельность людей по освоению мира, как производство, хранение, распространение и потребление духовных ценностей.
В связи с разнообразием трактовок духовной культуры различны и подходы к ее изучению. Для философа источником ее изучения выступают теоретические аспекты осмысления мировоззрения. Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира. Она оперирует предельно общими, всеобщими понятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловеческие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры. Культуролог А.С. Кармин полагает, что «философия призвана и может осмыслить культуру в ее реальной целостности и полноте конкретных форм существования, в ее строении, функционировании и развитии» (5; С. 22). Для И.А. Ильина источником изучения духовной культуры послужила душа человека. Он напряженно размышлял о спасении не только
личной души, но и души русского народа (4; С. 282). Путь познания духовной культуры культуролога проходит через осмысление эмпирического материала.
Культурология обращается к изучению конкретных феноменов и артефактов, созданных человечеством на протяжении его истории. В познании данного материала ей помогают исторические, прикладные, вспомогательные и культурологические дисциплины. Источниками познания духовной культуры в данном контексте являются мифология, религия, искусство, художественное творчество. Культурология, как всеобъемлющая интегрирующая область знания, вбирает в себя довольно широкий диапазон материала для исследования духовной культуры и использует для этого приемы и методы граничащих с ней дисциплин.
Взгляд социолога на духовную культуру проходит сквозь призму общества и его структурных элементов. Социология изучает такие основные части единого человечества, как государства, классы, слои, сословия и более мелкие общественные группы по месту и роли в современном обществе. Эта наука помогает понять всю гамму духовных проявлений с учетом социальной неоднородности общества. С позиций социологии, духовная культура предстает как явление, сопутствующее развитию общественных отношений, которое коренится глубоко в самом человеке.
Психология связывает духовную культуру с душой человека и склонна видеть ее проявление как душевные порывы, переживания, обусловленные психологическими особенностями личности. Для психолога важна именно психическая составляющая как одна из неотъемлемых компонентов проявления духовной культуры.
Филологи изучают культуру в описательном плане, исследуя явления духовной культуры через конкретные тексты. Внимание филологии ориентировано на предмет, вещь, имя, поэтому в центре внимания находится слово. Однако слово здесь рассматривается
не как носитель культуры и времени, а как структурный элемент, кирпичик текста. В XXI в. ученые-лингвисты начали изучать язык как отражение национальной духовной культуры с целью познания человека как творца культуры.
Человек как субъект познания является носителем определенной системы знаний, представлений, мнений об объективной действительности. Эта система в разных науках имеет свое название (картина мира, концептуальная система мира, модель мира, образ мира) и рассматривается в разных аспектах.
Понятие «картина мира» выражает специфику человека и его бытие, характеризует взаимоотношения его с миром, описывает важнейшие условия его существования в мире. Для лингвокультуролога В.А. Масловой картина мира понимается как исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующий сущностные
свойства мира в понимании ее носителей и являющийся результатом всей духовной активности человека (8; С. 50). Для культуролога термин «картина мира» включает определенное отношение к явлениям и событиям действительности, определяемое в культуре ценностными ориентациями. Понятие «картина мира» основывается на изучении представлений человека о мире. Мир - это человек и среда в их взаимодействии; картина мира - результат переработки информации о среде и человеке.
В общей картине мира среди прочих выделяют нравственную и религиозную картины мира. Нравственная картина мира - это видение мира сквозь призму характеристик моральных и этических норм и правил. Именно в нравственной картине осуществляется отражение неосязаемых духовных сущностей. Нравственная картина мира помогает человеку сформировать систему представлений об основных ценностях мироздания.
Сократ был первым среди европейских мыслителей, кто стал рассматривать культуру с нравоцентрической точки зрения, т.е. считать, что нравственный прогресс определяет развитие культуры в целом. Анализируя идеи
Сократа, подчеркнем, что главный смысл человеческой жизни он видел в нравственном самоусовершенствовании. Главный вопрос, занимавший Сократа, заключался в том, как должно жить. Превыше всего Сократ ставил следующие добродетели: истину, справедливость, свободу, мужество и воздержанность (2; С. 351).
Августин, величайший религиозный мыслитель всех времен и народов, усматривает высшее благо в приобщении и в служении Богу, а также в искуплении первородного греха Адама и Евы. Августин провозгласил семь добродетелей: веру, надежду, милосердие (любовь), справедливость, мужество, умеренность и благоразумие. Три первых из них, с его точки зрения, даются человеку Богом, а четыре остальных являются приобретенными (2; С. 355).
Особое место в осмыслении нравственной картины мира занимает эпоха Средних веков. Гуманисты Возрождения на место всемогущего Бога ставят человека. Они порывают со средневековым теоцентризмом и утверждают антропоцентризм. Высшим достижением этической мысли в эпоху Возрождения стало нравственное учение Джордано Бруно. Главный герой нравственного учения Д. Бруно
- это человек-творец. Именно его он расценивал в качестве нравственного идеала. Он приписывает ему такие черты, как любовь, гармоничность, внутренняя сосредоточенность и действенность (2; С. 363).
Знаменитый немецкий философ Нового времени Иммануил Кант полагал, что религия служит морали. Выводимость религии из морали не снимала у него авторитет Бога, не принижала веру в него, а напротив, возвышала нравственность, поскольку он считал, что до веры в Бога может подняться только нравственный человек. Заслуга Канта состоит в выделении нравственности в особую область, в выяснении своеобразия нравственных феноменов.
В современной России сложилась непростая нравственная картина мира. Довольно интересна точка зрения культуролога и фило-
софа Е.Н. Ярковой, которая утверждает, что для современной нравственной картины мира характерна актуализация утилитарных нравственных установок. Она рассматривает утилитаризм, распространенный в современном обществе, как тип нравственности в двух аспектах - ценностном и деятельностном. В ценностном аспекте утилитаризм предстает как система ценностей и смыслов, высшей ценностью или метасмыслом которой является непосредственно ощущаемое благо человека и общества. В деятельностном подходе утилитаризм являет собой тип программ, мотиваций человеческой деятельности, в основании которых лежит специфически утилитарное отношение к миру как к средству - источнику утилитарных благ. В ценностно-смысловом пространстве утилитаризма условно можно выделить два уровня. Первый включает собственно утилитарные фиксированные ценности: удовольствие, счастье, успех, любовь, благосостояние и т.п. Второй уровень не включает фиксированных ценностей, а представляет собой изменяющееся в зависимости от ситуационной конъюнктуры образование: ценностно-значимым представляется все, что приносит максимальную пользу человеку и обществу (12; С. 55).
Одной из составляющих религиозной картины мира является совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак религиозной картины мира - это разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым (13; С. 342). Религиозное отношение к действительности позволяет людям увидеть в своей душе ее духовную основу, которая одновременно является основой мира в целом и пережить свое отношение к ней как высшую ценность, освещающую и освящающую наше бытие в нем. Древние мыслители по-разному оценивали роль религии. Эпикур видел в ней причину человеческой глупости и несчастий. Согласно Лукрецию, она оказывает пагубное воздействие на психику людей, отравляя душу страхом. Платону религия каза-
лась укрепляющей государство и нравственность. Вся Средневековая этика в христианстве видела основное назначение человека в спасении его души, в вознесении ее к Богу. Причина религии, с точки зрения мыслителя О. Шпенглера, коренится в интуитивном переживании душой процесса жизни, судьбы, времени и временности бытия. Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она является общедоступной формой духовного развития людей и духовной силой, способствующей организации общественного порядка. Религиозные заповеди являются основой формирования нравственности в самом человеке. Их соблюдение дает возможность обретения главных человеческих чувств
- веры, надежды и любви. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос называет другие духовно-этические ценности, которые являются основополагающими для христианства: смирение, покаяние, кротость, терпение, милосердие и др. Одной из сокровенных ценностей является жизнь как величайший дар Божий (9; С. 39). Таким образом, рассматривая религиозную картину мира, невозможно исключить ее нравственную составляющую. По мнению современного мыслителя С.Б. Токаревой, «духовная сила есть возникшая в результате обращенности к духовной реальности соразмерность человека с духом как надындивидуальной, идеальной сущностью, которая и задает меру человеческого в человеке» (10; С. 84). Ж. Келле утверждает, что «именно в формах нравственного сознания человек может осмыслить себя и свое бытие среди людей и вместе с людьми» (6; С. 43).
Религия и нравственность неотделимы друг от друга. Однако религия не является причиной существования морали, а выступает мощным нравообразующим фактором, под воздействием которого происходит новая самоорганизация морального мира. Современный философ А.А. Корольков считает, что «основа очеловечивания - это не только предметно-практическая орудийная деятельность, но и обретение нравственных понятий. Нрав-
ственность кристаллизуется в формах культуры, а христианство создало величайший тип культуры. Всякая культура имеет свою устремленность и свои следствия, которые не всегда совпадают. Устремленность христианства к истине, к любви, к прощению и милосердию, приобщенности к глубинам человеческой души проторила пути к нравственному совершенствованию, к очеловечиванию» (7; С. 211). На сегодняшний день, как полагает исследователь А.Н. Тришкина, религия сводится лишь к соблюдению от случая к случаю обрядов (11; С. 53). Духовные ценности вытесняются ценностями материальными, благами научнотехнического прогресса. По мнению Е.Н. Ярко-вой, присущий утилитаризму потребительский подход к духовным ценностям ярко проявляется в отношении носителей утилитарной нравственности к религии. Утилитаризм продуцирует специфический, широко представленный в повседневной культуре тип религиозности -утилитарную религиозность, предполагающую
1. Блюменкранц, М. Глобальные проблемы современного культурологического процесса [Текст] I М. Блюменкранц II Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 160-164.
2. Даниленко, В.П. Основы духовной культуры в картинах мира [Текст] I В.П. Даниленко, Л.В. Даниленко. - Иркутск: ИГУ, 1999. - 537 с.
3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология [Текст] I Б.С. Ерасов. - М.: АО Аспект Пресс, 1994. - 384 с.
4. Ильин, И.А. О грядущей России: избранные статьи [Текст] I И.А. Ильин; - под ред. Н.П. Полторацкого. - М.: Изд-во Св.-Троицкого Монастыря, 1991. - 368 с.
5. Кармин, А.С. Культурология [Текст] I А.С. Кармин. - СПб.: Изд-во Лань, 2004. - 928 с.
6. Келле, В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры [Текст] I В.Ж. Келле II Вопросы философии. - 2005. - № 10. - С. 38-54.
7. Корольков, А.А. Духовная антропология [Текст] I А.А. Корольков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 324 с.
8. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика [Текст] I В.А. Маслова. - Минск: ТетраСистемс,
отношение к религии как средству достижения эмоционального комфорта, социального престижа. Сегодня в России с успехом прижилась система добродетелей Б. Франклина, которые далеки от добродетелей христианской этики -веры, надежды и любви. В качестве основных добродетелей Б. Франклин называл три: трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость. В современном мире человек обречен стать потребителем и единственными ориентирами в его жизни становятся материальное благополучие, комфорт, удовольствие и наслаждение (9; С. 42).
Духовная культура - неотъемлемая часть жизни человека, которая волновала и волнует многих ученых разных времен, познать которую можно через ее главные составляющие: религиозную и нравственную картины мира. Их характеристики и категории, изменяющиеся на протяжении лет, безусловно, свидетельствуют об изменении и самой духовной сущности Человека как центра духовной культуры. __________________________________Литература
2004. - 256 с.
9. Сорочик, Л.И. Система нравственных ценностей в православной этике и этике «нового сознания» [Текст] / Л.И. Сорочик //Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм: Девятые Иннокентьевские чтения: материалы науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Чита: Центр. гор. б-ка им. А.П. Чехова, 2006. - С. 38-45.
10. Токарева, С.Б. Методологические основания духовности [Текст] / С.Б. Токарева // Философия и общество. - 2005. - № 2. - С. 80-100.
11. Тришкина, А.Н. Универсализация культуры и проблема нравственности в современном российском обществе [Текст] / А.Н. Тришкина // Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм: Девятые Иннокентьев-ские чтения: материалы науч.-практ. конф. В 2 ч.
Ч. 2. - Чита: Центр. гор. б-ка им. А. П. Чехова, 2006. - С. 52-56.
12. Яркова, Е.Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции [Текст] / Е.Н. Яркова // Вопросы философии. -
2005. - № 8. - С. 53-65.
Коротко об авторе_
Briefly about author
Зенкова Т.Л., преподаватель английского языка кафедры иностранных языков, Читинская государственная медицинская академия (ЧГМА), соискатель, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел: 35-37-89
Zenkova T, Professor of the English language, Department of Foreign Languages of Chita State Academy of Medecine, applicant of Theoretical and Applied Linguistics Department, ChSU
Научные интересы: философия культуры, когнитивная лингвистика, лингвокультурология
Scientific interests: philosophy of culture, cognitive linguistics, linguistic culture science