ции от 21.06.2010 № 1047-р [5] утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В настоящее время перечень является основным документом, содержащим положения нормативно-правовых актов, подлежащих обязательному применению. Значительная часть нормативно-правовых актов, вошедших в перечень, утратила силу и признана недействующими. До настоящего времени соответствующие изменения в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не внесены. Необходимость внесения изменений в части включения требований СНиП (актуализированных СП), нарушение которых квалифицируется как критический или значительный дефект при выполнении строительно-монтажных работ, в разряд обязательных технических норм была включена в резолюцию Межрегиональной конференции руководителей органов Госстройнадзора субъектов Российской Федерации, которая проходила 2-4 октября 2013 г. в г. Москве [6].
Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты федерального уровня обусловлено необходимостью однозначного толкования норм права всеми субъектами правоотношений, в том числе в рамках судебных разбирательств.
Примечания
1. Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
2. Официальный сайт Правительства Кировской области. URL: http://www.ako.kirov.ru
3. Информационный портал Правительства Кировской области. URL: www.kirovreg.ru
4. Собрание законодательства РФ. 04.01.2010. № 1. Ст. 5.
5. Информационный портал. URL: garant.ru
6. Официальный сайт Россиского Союза строителей. URL: omorrss.ru
Notes
1. Resolves of the Russian Fédération. 29.12.2008. No. 52 (pt. 1). Article 6249. (in Russ.)
2. The officiai website of the Government of the Kirov region. Available at: http://www.ako.kirov.ru (in
Russ.)
3. Information portal of the Government of the Kirov region. Available at: www.kirovreg.ru (in Russ.)
4. Resolves of the Russian Federation. 04.01.2010. No. 1. Article 5. (in Russ.)
5. Information portal. Available at: garant.ru (in Russ.)
6. Official website of the Russian Union of builders. Available at: omorrss.ru (in Russ.) УДК 342.4
Н. Е. Таева
Ценностное содержание и прямое действие конституционных норм
В статье рассматриваются такие характеристики конституционных норм, как их стабильность и прямое действие. Показано, что стабильность норм Конституции РФ обусловлена не только особым порядком внесения в нее поправок и пересмотра. Стабильность конституционных норм, в первую очередь, связана с их особым ценностным содержанием. В соответствии с иерархией социальных ценностей определяется и структура Конституции РФ. Ставится проблема отнесения ценностей, заложенных в конституционных нормах, к универсальным, общечеловеческим. Автор приходит к выводу, что критерием «отбора» конституционно закрепленных ценностей является решение такой задачи, как уравновешивание существующих в обществе противоречивых ценностей, поиск социального компромисса. Прямое действие конституционных норм рассматривается в двух аспектах: как юридическое свойство и как основа конституционного строя. Как юридическое свойство прямое действие может быть непосредственным и опосредованным. В связи с этим выделены следующие виды конститу-
© Таева Н. Е., 2014 112
ционных норм: 1. Нормы, которые имеют только непосредственное действие и не требуют их конкретизации в законах (нормы непосредственной реализации). 2. Нормы, которые могут иметь как непосредственное, так и опосредованное действие. 3. Нормы, которые имеют только опосредованное действие и ни при каких обстоятельствах не могут действовать непосредственно (нормы опосредованной реализации).
The article considers such characteristics of constitutional norms as their stability and direct effect. It is shown that the stability of the norms of the Constitution of the Russian Federation due not only to special order of any amendments and revisions. The stability of the constitutional norms is primarily associated with their particular valuable content. In accordance with the hierarchy of social values the structure of the Constitution of the Russian Federation is determined. It is pointed out that there is the problem of assigning values laid down in the constitutional norms to universal human values. The author comes to the conclusion that the criterion of "selection" constitutionally fixed values is the solution of such tasks as balancing conflicting values existing in a society, the search for social compromise. The direct effect of constitutional norms is considered in two aspects: as a legal means and as the basis of the constitutional system. As a legal means direct affect can be direct and indirect. In this regard, we distinguish the following types of constitutional norms: 1. Norms that have only a direct effect and do not require their concretization in the laws (norms of direct implementation). 2. Norms that can have both direct and indirect effect. 3. Norms that have only an indirect effect and under no circumstances are not able to act directly (norms of indirect implementation).
Ключевые слова: право, конституция, нормы, прямое действие, стабильность конституции, юридическое свойство, основа конституционного строя, реализация норм, ценность, преамбула.
Keywords: law, constitution, norms, direct effect, stability of the constitution, legal means, basis of the constitutional system, implementation of norms, value, preamble.
Конституционные нормы составляют ядро правовой системы Российской Федерации. Поэтому важно, чтобы они обладали наибольшей стабильностью. Очевидно, что стабильности Конституции РФ способствует особый порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ. При этом следует отметить, что из норм Конституции РФ наибольшей стабильностью обладают предписания, закрепляющие основы устройства общества и государства, принципы правового регулирования, нормы о правах и свободах человека и гражданина [1]. Однако представляется, что стабильность нормам Конституции РФ придает не столько юридический механизм внесения поправок и пересмотра, сколько присущее нормам Конституции РФ особое ценностное содержание. Нормы Конституции РФ объективно порождаются национальными, историческими, политическими и культурными условиями жизни общества, в том числе ценностями, существующими в данном обществе в конкретный исторический период [2]. Конституционное закрепление того или иного предписания всегда связано с так называемым ценностным выбором [3]. То есть в нормах Конституции Российской Федерации изначально заложен ценностный смысл. Отражение тех или иных социальных ценностей в Конституции Российской Федерации имеет особенности, предопределенные значимостью этого акта, обладающего верховенством и высшей юридической силой. Прежде всего, структура Конституции Российской Федерации определяется в соответствии с иерархией социальных ценностей. Особую значимость при этом имеет преамбула. «Здесь утверждены ценности, без композиционно-целостного восприятия которых нельзя уяснить содержание и ценностное значение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, иных жизненных благ и возможностей, упомянутых в Конституции» [4]. В преамбуле содержатся нравственные ценности (стремление к счастью, вера в добро и справедливость; почитание памяти предков); ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества); ценности демократии и государственности (возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; сохранение исторически сложившегося государственного единства); ценности патриотизма (ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; любовь к Отечеству); ценности благополучия (утверждая достойную жизнь). В целом, преамбула позволяет связать воедино нравственные и юридические нормы Основного Закона [5].
Последовательность расположения глав Конституции РФ также отражает первичность и производность тех или иных ценностных ориентиров, которые объективно существуют в
обществе. Так, глава о правах и свободах предшествует главам об органах власти, что подчеркивает признание прав и свобод личности как высшей ценности.
Ценностная логика присуща и содержанию глав Конституции РФ. При этом наибольшей «ценностной насыщенностью» обладают конституционные нормы-принципы [6]. Так, в нормах-принципах Конституции РФ формализованы такие социальные ценности, как народовластие и народный суверенитет, гуманизм и признание верховенства права, связанность государства правом, социальная справедливость и социальное государство.
Социальные ценности отражаются и в конституционных нормах-правилах поведения. Так, в нормах глав об органах власти отражены такие социальные ценности, как регулирующая роль государства, правосудие, право на осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Нормы о правах человека имеют нравственное, этическое содержание. Уважение старших, патриотизм, любовь к Родине, любовь к природе, семейные ценности, ценность труда, образования, собственности отражаются в конституционных нормах. Так, ст. 38 Конституции РФ, закрепляющая обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании и обязанность детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, отражает семейные ценности. Нормы Конституции РФ устанавливают заботу о пенсионерах, инвалидах, сиротах, малоимущих, содержат положения об охране семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 39, ч. 3 ст. 40). Нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина соответствуют естественным представлениям людей о справедливости (право на жизнь, свободу и достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком; свобода совести и вероисповедания; право на собственность и пр.). Ценностное содержание имеют нормы о запрете пыток и унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21); о запрете принуждения к выражению своего мнения (ч. 3 ст. 29); о запрете применения принудительного труда (ч. 2 ст. 37). В целом, анализ норм о правах человека приводит нас к выводу, что они полностью соответствуют существующим в обществе нормам морали, корпоративным, этическим нормам, нормам обычаев.
Ценностное содержание конституционных норм должно способствовать установлению правопорядка в обществе. Кроме того, от наличия ценностных оснований зависит и эффективность действия конституционных норм.
Конституция РФ в силу своей лаконичности закрепляет лишь наиболее важные, универсальные социальные ценности. При этом вопрос о существовании так называемых универсальных, абсолютных ценностей является дискуссионным как в юридической науке, так и в философии. Социальные ценности динамичны. То, что на каком-то конкретном историческом этапе было социально ценным, при других условиях становится социально ущербным [7]. Кроме того, каждому типу культуры присущи свои ценностные ориентации [8]. В рамках одного типа культуры противоречивы ценности индивида и общества, индивидов между собой; различных общественных объединений между собой. Не исключено, что для того или иного индивида может иметь ценность явление, которое для других, не говоря уже об обществе в целом, лишено такого социального звучания [9].
Нельзя утверждать, что ценности, закрепленные в нормах Конституции РФ, являются таковыми для всех без исключения членов общества. Зачастую эти ценности имеют противоположный характер. Например, ценность социального государства и ценность экономической свободы противоречат друг другу. Экономическая свобода выражает интересы экономически активного населения, обладающего интеллектуальными способностями и имуществом для предпринимательской деятельности. В то же время конституционный принцип социального государства закреплен в интересах социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пожилых граждан, сирот). Этот принцип ограничивает экономическую свободу, так как требует перераспределения национального продукта внутри общества [10]. Противоречивыми являются, например, ценности государственного единства (ч. 3 ст. 4; ч. 2 ст. 5 Конституции РФ) и права народов на самоопределение (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).
Представляется, что критерием «отбора» конституционно закрепленных ценностей является решение такой задачи, как уравновешивание существующих в обществе противоречивых ценностей. Конституция РФ призвана отражать на правовом уровне существующие социальные противоречия и, по мере возможности, способствовать их разрешению [11]. Ду-
мается, что можно говорить об универсальном характере социальных ценностей в контексте их конституирования. То есть те ценности, которые получили свое отражение в нормах Конституции РФ - правовом акте, обладающем наибольшей социальной значимостью, - и могут быть признаны универсальными, общими для всего российского общества в данный исторический момент. Только в этом случае возможно признание Конституции РФ в обществе.
Нормы Конституции РФ отличает не только их особая стабильность, но и прямое действие. Прямое действие Конституции РФ можно понимать в качестве юридического свойства, в котором отражается особая правовая природа норм Конституции РФ, а также в качестве одной из основ конституционного строя. В праве Европейского Союза имеется термин «доктрина прямого действия» [12]. Представляется, что применительно к внутренней системе права можно предложить использовать термин «доктрина прямого действия Конституции РФ». В понятие «доктрина прямого действия Конституции РФ» входит, на наш взгляд, содержание двух указанных аспектов. Рассмотрим их более подробно:
1. Прямое действие как юридическое свойство Конституции РФ
В этом свойстве отражается особая юридическая природа норм Конституции РФ. Говоря о прямом действии норм Конституции РФ, необходимо подчеркнуть смысловое различие между понятиями «действие» и «реализация». Под действием права в теории традиционно понимаются все аспекты его воздействия на общественные отношения: информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие [13]. Последний элемент, то есть непосредственно регулирующее воздействие права, выражается в реализации права. Реализация права представляет собой осуществление правовых предписаний в правомерном поведении государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в формах соблюдения, исполнения и использования. Особой формой реализации права, как известно, является правоприменение. Следовательно, понятие «действие права» является наиболее общим по отношению к реализации и правоприменению.
Безусловно, действие норм Конституции РФ включает не только прямое регулирующее воздействие, но также и возможность норм Конституции РФ оказывать мотивационное, ценностное и информационное воздействие на субъектов права, о чем было сказано выше при характеристике социальной ценности конституционных норм. К примеру, нормы Конституции РФ «задают» определенные мотивы поведения граждан, способствуют их правомерному и законопослушному поведению.
Однако в контексте данной статьи мы говорим о прямом действии Конституции РФ как об одном из ее юридических свойств, имеем в виду лишь юридический аспект действия норм Конституции РФ. Это свойство формально закреплено в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, под прямым действием как юридическим свойством Конституции РФ следует понимать ее прямое регулирующее воздействие на общественные отношения, осуществление ее предписаний в правомерном поведении всех субъектов права. То есть в данном случае мы отождествляем прямое действие с реализацией норм Конституции РФ.
В науке конституционного права общепризнано, что прямое действие норм Конституции РФ выступает в двух формах [14]:
Прямое непосредственное действие, которое означает, что в своем поведении все граждане, их объединения, должностные лица, государственные органы и органы местного самоуправления должны руководствоваться нормами Конституции РФ, соблюдать их. Непосредственное применение судами норм Конституции РФ также является проявлением прямого непосредственного действия данных норм. При этом прямое непосредственное действие норм Конституции РФ и непосредственное применение судами ее норм - понятия, не совпадающие по своему объему. Первое является более широким понятием, поскольку нормы Конституции РФ обладают непосредственным действием и вне правоприменения и даже вне конкретных правоотношений. На основе норм Конституции РФ, имеющих прямое непосредственное действие, могут возникать (изменяться или прекращаться) правоотношения общего характера.
Прямое опосредованное действие. При опосредованном действии нормы Конституции РФ действуют через иные нормы конституционного права, а также через посредство отраслевых норм. То есть в данном случае речь идет о конкретизации норм Конституции РФ. При
этом в процессе такой конкретизации, осуществляемой законодателем, недопустимы отступление от буквы и духа Конституции РФ, заложенных в ней ценностных ориентиров, ограничение круга предусмотренных конституционной нормой правомочий или носителей соответствующих прав и обязанностей [15]. Суды при рассмотрении дел применяют норму конкретизирующего Конституцию РФ закона. При этом они руководствуются нормами Конституции РФ. Их решение должно быть принято в соответствии с Конституцией РФ. Также суды оценивают конституционность нормы и обращаются в Конституционный Суд РФ в случае обнаружения несоответствия нормы акта, подлежащего применению в конкретном деле, Конституции РФ. В этом и состоит ее прямое действие.
Прямое непосредственное и опосредованное действие Конституции РФ как формы ее прямого действия нашли свое отражение в судебной практике. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [16] указаны случаи, когда суды применяют Конституцию РФ непосредственно:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции РФ нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны;
При этом необходимо отметить, что ранее в данном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ были еще два пункта, которые звучали следующим образом:
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Однако в апреле 2013 г. пункты «в» и «г» были исключены. Внесение данных изменений было связано с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 [17]. В данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что суды общей юрисдикции не вправе сами устанавливать противоречие федерального закона или иного нормативного акта Конституции РФ и на этом основании не применять такой акт. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, обязаны обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
В соответствии с данной выше характеристикой прямого действия как юридического свойства норм Конституции РФ все ее нормы могут быть подразделены на три вида:
1. Нормы, которые имеют только непосредственное действие и не требуют их конкретизации в законах (нормы непосредственной реализации). Например, нормы ст. 1, 2, 3 Конституции РФ. Эти нормы имеют особый механизм реализации. Для их реализации не обязательно возникновение, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Они реализуются в так называемых правоотношениях общего характера.
2. Нормы, которые могут иметь как непосредственное, так и опосредованное действие. Здесь имеются в виду нормы, которые, как правило, действуют опосредованно через конкретизирующее законодательство. Однако в некоторых случаях возможна их непосредственная реализация. Например, если применяются при преодолении законодательных пробелов, при разрешении коллизий (например, запрет задержания на срок более 48 часов).
3. Нормы, которые имеют только опосредованное действие и ни при каких обстоятельствах не могут действовать непосредственно (нормы опосредованной реализации). Так, в Конституции РФ прямо предусмотрено принятие федеральных конституционных законов и
федеральных законов. Например, в ст. 6 - о гражданстве, ст. 81 - о порядке выборов Президента РФ, ст. 70 - о статусе столицы. В ряде норм Конституции РФ закрепляется необходимость конкретизации ее норм федеральным законом или иным нормативным актом (например, ст. 43 - федеральные государственные стандарты образования). При этом в данном случае, если соответствующий акт конкретизации не принят, то данный пробел нельзя преодолеть ни через аналогию права, ни через аналогию закона. Возможно лишь восполнение пробела путем принятия соответствующего нормативного акта. Так, в условиях отсутствия федерального конституционного закона о Конституционном Собрании не может непосредственно быть применена норма Конституции РФ.
2. Прямое действие как основа конституционного строя
Под основами конституционного строя мы понимаем фундаментальные принципы устройства общества и государства, которые придают государству характер правового, конституционного [18]. Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Конституция РФ в ч. 1 ст. 15 закрепляет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Таким образом, прямое действие признается в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Из текста Конституции РФ видно, что принцип прямого действия в первую очередь неразрывно связан с признанием высшей юридической силы Конституции РФ и ее применения на всей территории Российской Федерации. Кроме того, принцип прямого действия в совокупности с другими основами конституционного строя, такими как демократическое государство, суверенное государство, федеративное государство, социальное и светское государство и другие, придает российскому государству характер конституционного.
Прямое действие норм Конституции РФ - принцип, который способствует конститу-ционализации всей системы правового регулирования в Российской Федерации, придает ей конституционный характер. Принцип прямого действия как основа конституционного строя Российской Федерации способствует усилению взаимосвязей между нормами всех отраслей российского права и таким образом способствует единству и гармонизации всей системы правового регулирования. Принцип прямого действия норм Конституции РФ лежит в основе деятельности всех государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.
Важной гарантией соблюдения данного принципа является то, что согласно статье 16 Конституции РФ положения главы 1 Конституции не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
В целом, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
• Закрепление в конституционных нормах ценностей, реально существующих в обществе, способствует стабильности Конституции РФ. Только тогда, когда ценности, существующие в обществе, будут «растворены», «спрятаны» в формулировках норм Конституции, в «юридической схоластике», в юридической технике, Конституция сумеет пережить все политические, экономические и социальные кризисы [19].
• Нормы Конституции РФ имеют прямое действие и особый механизм реализации. При этом прямое действие можно понимать как юридическое свойство Конституции РФ и как основу конституционного строя. Содержание двух указанных аспектов позволяет говорить о доктрине прямого действия Конституции РФ.
Примечания
1. В последнее время ученые-конституционалисты обращают внимание на так называемый процесс «преобразования» Конституции РФ. Под «преобразованием» понимается такое изменение, которое оставляет текст Конституции в прежнем виде (изменения через интерпретацию и конкретизирующее законодательство). Процесс преобразования Конституции стал предметом изучения еще в начале ХХ века (См. Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования. СПб., 1907. С. 5).
2. Керимов Д. А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.
С. 168.
3. Бабенко А. Н. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 29.
4. Крусс В. И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2. СПС КонсультантПлюс. База «Комментарии законодательства».
5. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С. 39-41.
6. Бабенко А. Н. Указ. соч. С. 30.
7. Фаткуллин Ф. Н., Чулюкин Л. Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977. С. 10.
8. Гусейнов А. И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7. С. 14-22.
9. Фаткуллин Ф. Н., Чулюкин Л. Д. Указ. соч. С. 9.
10. Гаджиев Г. А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного права. 2008. № 1. С. 12.
11. Гаджиев Г. А. Указ. соч. С. 13.
12. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории. М., 2014. С. 387.
13. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма ИНФРА-М, 2001. С. 414.
14. Эбзеев Б. С. Народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2013. С. 73-83;
15. Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 47.
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: Инфра-М, 2011.
17. Российская газета. 1995. 28 дек.
18. СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.
19. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 193.
20. Алексеев С. С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001. С. 96.
Notes
1. Recently scientists-constitutionalists pay attention to the so-called process of "conversion" of the Constitution of the Russian Federation. Under the "transformation" they refer to such a change, which leaves the text of the Constitution in its original form (through the interpretation and the implementing legislation). The conversion process of the Constitution has been the subject of study in the early twentieth century (See Jellinek G. [Constitutions, their changes and transformations]. SPb. 1907. P. 5).
2. Kerimov D. A. Metodologiya prava: Predmet, funkcii, problemy filosofii prava [Methodology of law: subject, functions, problems of philosophy of law]. Moscow. 2003. P. 168.
3. Babenko A. N. . Pravovye cennosti i osvoenie ih lichnost'yu: avtoref. dis.... d rayurid. nauk [Legal values and the development of their personality: autoref. dis. ... D. jur. sciences]. Moscow. 2002. P. 29.
4. Cruss V.I. Rossijskaya konstitucionnaya aksiologiya: aktual'nost' i perspektivy [Russian constitutional axiology: the relevance and prospects] // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo - Constitutional and municipal law. 2007, No. 2. ILS ConsultantPlus. Base "Comments on the legislation."
5. Rumyantsev O.G. Osnovy konstitucionnogo stroya Rossii: ponyatie, soderzhanie, voprosy stanovleniya [Fundamentals of the constitutional system of Russia: concept, content, questions of formation]. Moscow. 1994. Pp. 39-41.
6. Babenko A. N. Op. cit. P. 30.
7. Fatkullin F. N., Chulyukin L. D. Social'naya cennost' i ehffektivnost'pravovoj normy [Social value and effectiveness of legal norms]. Kazan, 1977. P. 10.
8. Guseinov A. I. Problema cennostej v prave [The problem of values in law] // Pravo i politika - Law and policy. 2007, No. 7, pp. 14-22.
9. Fatkullin F. N., Chulyukin L. D. Op. cit. P. 9.
10. Gadzhiev G. A. Celi, zadachi i prednaznachenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii [Goals, objectives and mission of the Constitutional Court of the Russian Federation] // ZHurnal konstitucionnogo prava - Journal of constitutional law. 2008, No. 1, p. 12.
11. Gadzhiev G.A. Op. cit. P. 13.
12. Marchenko M. N., Deryabina E. M. Pravo Evropejskogo soyuza. Voprosy istorii i teorii [Law of the European Union. Questions of history and theory]. Moscow. 2014. P. 387.
13. Problemy obshchej teorii prava i gosudarstva - Problems of the General theory of state and law / under the general editorship of V.S. Nersesyants. Moscow. Norma INFRA-M. 2001. P. 414.
14. Ebzeev B. S. Narod, gosudarstvo v konstitucionnom stroe Rossijskoj Federacii [People, state in the constitutional system of the Russian Federation]. Moscow. 2013. Pp. 73-83;
15. Kutafin O. E. Istochniki konstitucionnogo prava Rossijskoj Federacii [Sources of constitutional law of the Russian Federation]. Moscow. 2002. P. 47.
16. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (postatejnyj) - Comments on the Constitution of the Russian Federation (article by article) / L.V. Andrichenko, S.A. Bogolyubov, N. S. Bondar and others; ed. by V. D. Zorkin. 2nd ed., revision. Moscow. Norma: Infra-M. 2011.
17. The Russian newspaper. 1995, 28 Dec. (in Russ.)
18. Resolves of the Russian Federation. 1998, No. 25, article 3004. (in Russ.)
19. Kutafin O. E. Rossijskijkonstitucionalizm [Russian constitutionalism]. Moscow. 2008. P. 193.
20. Alekseev S. S. Tajna prava. Ego ponimanie, naznachenie, social'naya cennost' [Secret of law. Its understanding, purpose, social value]. Moscow. 2001. P. 96.
УДК 341.645
Г. Н. Плотникова, Н. В. Матанцева
К вопросу о проблемах обращения граждан Российской Федерации за защитой прав и свобод в Европейский суд по правам человека*
В настоящем исследовании авторы обращаются к анализу проблем, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе посредством обращения в Европейский суд по правам человека. Речь, прежде всего, идет о реализации гражданами Российской Федерации права, закрепленного Конституцией Российской Федерации, на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод.
В современном Российском государстве, чья политика направлена на становление правового государства и развитие гражданского общества, остро стоит проблема с созданием необходимых и достаточных условий для реализации закрепленных федеральной Конституцией основных прав и свобод.
В связи с этим является актуальным обращение к вопросу об эффективности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и выявлении проблем в этой сфере. Предметом исследования в рамках настоящей статьи является изучение опыта обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека, а также анализ практики применения судами Российской Федерации решений Европейского суда по правам человека.
In this study, the authors turn to the analysis of problems related to the protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation, including through recourse to the European Court of human rights. It is, above all, about the realization of citizens of the Russian Federation the rights enshrined in the Constitution of the Russian Federation, to appeal to international bodies for the protection of human rights and freedoms.
In the modern Russian state whose policy is aimed at consolidating the rule of law and civil society development, there is an acute problem with the creation of the necessary and sufficient conditions for the realization enshrined in the Federal Constitution fundamental rights and freedoms.
In this connection, it is actual to the question about the effectiveness of judicial protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation and the identification of problems in this area. The subject of study in the framework of this article is to study the experience of Russian citizens to the European Court of human rights, as well as the analysis of the practice of application by courts of the Russian Federation, decisions of the European Court of human rights.
Ключевые слова: права и свободы, граждане Российской Федерации, судебная защита, Европейский суд по правам человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конституция Российской Федерации, жалоба, судебная практика, исполнение судебного решения.
* Научная работа отмечена Благодарственным письмом II степени Уполномоченного по правам человека в Кировской области за победу в конкурсе творческих работ студентов высших учебных заведений Кировской области на тему «Права человека в современном обществе» (ноябрь 2013 года).
Scientific work is marked by a letter of Gratitude of the II degree of the Commissioner for human rights in the Kirov region for the victory in the contest of creative works of students of higher educational institutions of the Kirov region on the theme "Human Rights in contemporary society" (November 2013).
© Плотникова Г. Н., Матанцева Н. В., 2014